Научная статья на тему 'Возобновляемая энергетика Республики Беларусь: тарифная политика и система квотирования'

Возобновляемая энергетика Республики Беларусь: тарифная политика и система квотирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА КВОТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкевич Е.А.

В работе анализируется тарифная политика для различных видов возобновляемой энергии, а также система квотирования, применяемая в отношении установок по использованию ВИЭ в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возобновляемая энергетика Республики Беларусь: тарифная политика и система квотирования»

Управление инновациями и инновационной деятельностью

99

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА И СИСТЕМА КВОТИРОВАНИЯ

© Сушкевич Е.А.*

Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

В работе анализируется тарифная политика для различных видов возобновляемой энергии, а также система квотирования, применяемая в отношении установок по использованию ВИЭ в Республике Беларусь.

Ключевые слова озобновляемая энергетика, тарифная политика, система квотирования.

Сегодня роль возобновляемой энергетики в мире и в Республике Беларусь, в том числе, возрастает. Эго связано с тем, что наряду с решением глобальной проблемы ограниченности и исчерпаемости органического топлива использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) позволяет значительно уменьшить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду, стимулирует применение инновационных технологий в энергетике, позволяет решить ряд социально-экономических задач в области занятости населения, обеспечения стабильных тарифов на энергию и др.

Основными инструментами государственного регулирования возобновляемой энергетики в Республике Беларусь в настоящее время являются система квотирования и модель льготных тарифов с установлением повышающих коэффициентов к тарифам в зависимости от видов возобновляемых источников энергии, электрической мощности установок, фактического срока их службы, а также других критериев.

Размер тарифа на электрическую энергию, производимую из ВИЭ, устанавливается на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА, и рассчитывается в соответствии с Постановлением Министерства экономики № 151 от 19 сентября 2011 г. «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 24» по формуле:

Тн = Тб • (0,11 + 0,89 Кн / Кб),

где Тн - тариф на электрическую энергию, подлежащий применению на день оформления платежных документов и день оплаты потребителем за потребленную электрическую энергию;

Тб - тариф на электрическую энергию, установленный Министерством экономики Республики Беларусь;

Аспирант кафедры Маркетинга, магистр экономических наук.

100

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Кн - значение курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь, на день оформления платежных документов и день оплаты за потребленную электрическую энергию;

Кб - значение курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь, на дату установления тарифа на электрическую энергию Министерством экономики Республики Беларусь.

С 1 января 2015 г. размер Тб и значение Кб определяется в соответствии с декларацией об уровне тарифов на электрическую энергию, отпускаемую предприятиями электроэнергетики ГПО «Белэнерго», зарегистрированной приказом Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь от 30.12.2014 г. № 26.

Размер Тб (на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА) составляет 1580,2 бел. руб. за 1 кВт-ч, значение Кб - 11800 бел. руб. за доллар США (официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на 01.01.2015 г.) [1].

Таким образом, размер тарифа за 1 кВт-ч электроэнергии, полученной из ВИЭ, на 01.11.2015 г., составил 2252 бел. руб. [1580,2-(0,11+0,89-17438/11800), что по курсу НБРБ на 01.11.2015 г. было эквивалентно 12,91 евроцентов.

В соответствии с Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 07.08.2015 г. № 45 установлены коэффициенты к тарифам на электрическую энергию, производимую на территории Республики Беларусь из ВИЭ (табл. 1).

Для установок вне зависимости от вида ВИЭ, созданных исключительно для энергетического обеспечения хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вне выделенных в установленном порядке квот на создание установок и введенных в эксплуатацию после 20 августа 2015 г., за исключением указанных в подпункте 1.1 соответствующего Постановления, установлены следующие коэффициенты:

- первые десять лет со дня ввода в эксплуатацию установок - 0,7;

- последующие десять лет эксплуатации - 0,6;

- свыше двадцати лет эксплуатации установок - 0,45 [2].

С учетом повышающего коэффициента владельцы энергоустановок, использующих энергию ветра, древесного топлива и иных видов биомассы, биогаза, тепла земли и иных источников энергии, не относящихся к невозобновляемым, введенным в эксплуатацию до 20.05.2015 г. и эксплуатирующихся менее 10 лет, на 01.11.2015 г. могли бы получить плату в размере 2927,6 бел. руб. за 1 кВт-ч (16,79 евроцентов); энергоустановок, использующих движение водных потоков - 2477,2 бел. руб. за 1 кВт-ч (14,21 евроцента); владельцы солнечных энергоустановок - 6080,4 бел. руб. за 1 кВт-ч (38,87 евроцента).

Управление инновациями и инновационной деятельностью

101

Таблица 1

Дифференциация коэффициентов к тарифам на электроэнергию, полученную на основе использования различных видов ВИЭ в Республике Беларусь в 2015 г.

Источник энергии / вид топлива < 10 лет эксплуатации 10-20 лет эксплуатации > 20 лет эксплуатации

Размер коэффициента для установок, введенных в эксплуатацию

до 20.05.2015 г с 21.05.2015 до 20.08.2015 г ч-1 О (N ч5 О о (N О ЕТ с 21.05.2015 до 20.08.2015 г ч-1 О (N ч5 О о (N О ЕТ с 21.05.2015 до 20.08.2015 г

Древесное топливо и иные виды биомассы: - мощность < 300 кВт; - мощность от 301 кВт до 2 МВт; - мощность > 2 МВт 1,3 1,3 0,85 0,85 0,6 0,6

1,25

1,2

Биогаз: - мощность < 300 кВт; - мощность от 301 кВт до 2 МВт; - мощность > 2 МВт 1,3 1,3 0,85 0,85 0,6 0,6

1,25

1,2

Энергия ветра (вне зависимости от мощности установки): - срок службы оборудования < 5 лет - срок службы оборудования > 5 лет 1,3 1,2 0,85 0,75 0,45 0,45

1,05

Гидроэнергия: - мощность < 300 кВт; - мощность от 301 кВт до 2 МВт; - мощность > 2 МВт 1,1 1,2 0,85 0,75 0,45 0,45

1,15

1,1

Гелиоэнергия: - мощность < 300 кВт; - мощность от 301 кВт до 2 МВт; - мощность > 2 МВт 2,7 2,5 0,85 0,75 0,45 0,45

2,3

2,1

Геотермальная энергия и иные источников энергии, не относящиеся к невозобновляемым: - мощность < 300 кВт; - мощность от 301 кВт до 2 МВт; - мощность > 2 МВт 1,3 1,2 0,85 0,75 0,45 0,45

1,15

1,1

Источник: собственная разработка на основе источника [2].

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 г. № 662 в настоящее время применяются определенные квоты на создание установок по использованию ВИЭ.

Согласно данному Постановлению Министерство энергетики по согласованию с Минэкономики, Минприроды и Департаментом по энергоэффективности ежегодно до 31 марта (в 2015 г. до 1 сентября) вносят на рассмотрение Республиканской межведомственной комиссии по установлению и распределению квот на создание установок по использованию ВИЭ материалы, обосновывающие установление объектов ВИЭ на каждые последующие три календарных года с разбивкой по годам.

Квоты устанавливаются Комиссией ежегодно до 30 апреля (в 2015 г. до 15 сентября) и в течение трех рабочих дней со дня их утверждения доводятся Министерством энергетики до сведения облисполкомов.

102

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Претенденты на строительство объектов ВИЭ до 1 сентября (в 2015 г. до 20 сентября) подают заявку в облисполком по месту предполагаемого расположения установки.

Облисполком рассматривает заявку и направляет ее в Министерство энергетики до 1 октября, где указывается возможность строительства объекта и предоставления земельного участка. Затем результаты направляются в комиссию. Комиссия до 1 ноября рассматривает заявки и оценивает предложения претендентов с учетом критериев, указанных в Постановлении. При этом претендент, набравший наибольшее суммарное количество баллов по критериям, получает право на создание установок.

При равном количестве баллов у двух и более претендентов, претендент, имеющий намерения осуществить создание установок на территориях, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, получает право на создание установок.

Если никто из претендентов не намерен строить объекты на территории, пострадавшей от ЧАЭС, то предпочтение отдается тому, кто принимает участие в регулировании выдачи мощности электрической энергии по времени суток.

Если и предыдущие пункты не выявили победителя, то право на создание установок имеет претендент, реализующий проект по договорам, предусматривающим строительство, владение и последующую передачу установок ГПО «Белэнерго».

Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих правами на создание установок по использованию ВИЭ в рамках выделенных квот, составляется до 30 ноября и затем утверждается Комиссией, и в течение трех рабочих дней со дня его утверждения доводится Министерством энергетики до сведения облисполкомов [3].

Подача заявок для создания установок не требуется следующим проектам:

- реализуемым по международными и инвестиционным договорам, что актуально для проектов, у которых строительство мощностей -это составная часть инвестиционного проекта;

- финансируемых за счет внешних займов под гарантии правительства;

- с одобренными правительством проектами международной технической помощи;

- с использованием иностранной безвозмездной помощи.

Под «проекты-исключения» квоты будут выдаваться из общего объема квот перед проведением общего конкурса.

Необходимо отметить, что новые правила квотирования не применяются в отношении следующих установок:

- запущенных до 19 мая 2015 г.;

- создающихся на основании заключенных и зарегистрированных до 19 мая инвестиционных договоров [3].

Управление инновациями и инновационной деятельностью

103

Энергия с таких установок будет покупаться государством в течение 10 лет с даты их запуска по тарифам с повышающими коэффициентами, установленными постановлением Минэкономики № 100 от 30 июня 2011 г.

В 2016-2018 гг. около 40 % квот на создание установок по использованию ВИЭ в Республике Беларусь выделено на гидроэнергетику. В целом квоты на создание установок по использованию ВИЭ в указанный период времени составят 215 МВт, при этом на создание установок энергии естественного движения водных потоков выделено 82 МВт, энергии ветра - 50 МВт, энергии древесного топлива и иных видов биомассы - 36 МВт, энергии биогаза - 32 МВт, энергии солнца - 15 МВт.

При этом из общего объема 39,7 МВт выделено для создания таких установок в соответствии с международными и инвестиционными договорами Беларуси, инвестиционными проектами, финансируемыми за счет внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии правительства и др. [4].

Несмотря на небольшой опыт применения белорусской модели льготных тарифов следует отметить ее прогрессивную роль в развитии возобновляемой энергетики Республики Беларусь. Средний размер тарифов за 1 кВт-ч «зеленой» энергии в нашей стране в настоящее время близок к размерам аналогичных тарифов в европейских странах.

Благодаря данному фактору, а также ряду налоговых льгот и других преференций, предоставляемых производителям электроэнергии из ВИЭ, сегодня белорусская возобновляемая энергетика является инвестиционно привлекательной для национального бизнеса и достаточно конкурентоспособной с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. Причем не только среди стран с транзитивной экономикой, но и среди развитых стран.

Хотя модель льготных тарифов, используемая в возобновляемой энергетике Республики Беларусь, имеет ряд достоинств, она не лишена и ряда недостатков. В принятых и действующих в настоящее время нормативно-правовых актах, определяющих порядок установления размера национальных «зеленых» тарифов, не предусматривается их ежегодная дегрессия, дифференциация в зависимости от качества ресурсов и месторасположения энергоустановок, выплата бонусов за когенерацию энергии и применение высокоэффективных технологий, а также и использование других инструментов.

Кроме того, сами тарифы устанавливаются в белорусских рублях и рассчитываются по формуле, в которой фиксированными величинами являются только повышающие коэффициенты; все остальные показатели являются переменными.

Все выше указанные моменты существенно снижают эффективность экономического механизма стимулирования возобновляемой энергетики в Республике Беларусь и требуют его совершенствования. Одним из наиболее продуктивных способов решения данной проблемы является бенчмаркинг, или поиск, изучение и применение лучшего опыта зарубежных стран.

104

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Альтернативой модели льготных тарифов и системы квотирования, используемых в настоящее время в Республике Беларусь, могут выступать модель с надбавкой к рыночной цене и модель с фиксированными льготными тарифами. Первый вариант является скорее теоретическими, поскольку для его использования необходимы такие условия, как существование развитого фондового рынка и рынка электроэнергии. Использование второго варианта является не только возможным, но и экономически целесообразным.

Список литературы:

1. Тарифы на электрическую энергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] // Тарифы в Беларуси. -Минск, 2015. - Режим доступа: http://www.tarify.by/tarify-na-electroenergiyu-yuridicheskih-lic-s-01-01-2015/ (дата обращения: 20.11.2015).

2. О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии на территории Республики Беларусь индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», и отпускаемую энергоснабжающим организациям данного объединения: Постановление Министерства экономики Респ. Беларусь, 7 авг. 2015 г., № 45 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - Режим доступа: http://www.pra-vo.by/main.aspx?guid=12551&p0=W21530189&p1=1 (дата обращения: 21.11.2015).

3. Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 авг. 2015 г., № 662 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - Минск, 2015. -Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=12551&p0=C21500662 &p1=1 (дата обращения: 21.11.2015).

4. Почти 40 % квот на производство возобновляемой энергии в 20162018 годах выделено на гидроэнергетику [Электронный ресурс] // БЕЛТА. -Минск, 2015. - Режим доступа: http://www.atom.belta.by/ru/news_ru/view/ pochti-40-kvot-na-proizvodstvo-vozobnovljaemoj-energii-v-2016-2018-godax-vydeleno-na-gidroenergetiku-6694 (дата обращения: 20.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.