Научная статья на тему 'Организационно-экономические условия развития электроэнергетики в Беларуси'

Организационно-экономические условия развития электроэнергетики в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ (ВИЭ) / АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина Татьяна

В данной статье рассмотрены состояние и перспективы устойчивого развития электроэнергетики в нашей стране. Автором сделан анализ существующих стратегий в этой области и определены наиболее приоритетные из них: внедрение энергоэффективных технологий; использование возобновляемых источников энергии, атомной энергии; формирование оптового электроэнергетического рынка; снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic conditions of electric power industry development in Belarus

The article analyzes the current policy in the electric power industry and defines the priorities.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические условия развития электроэнергетики в Беларуси»

в аренду. Существуют и другие возможности решения этой проблемы.

Главное направление повышения эффективности электротяги - удешевление стоимости аккумуляторной батареи, увеличение срока ее службы, а также снижение стоимости 1 кВт-ч электроэнергии, используемой для подзарядки. Основным компонентом современных аккумуляторов является литий, мировые запасы которого ограничены. Необходима разработка новых моделей, способных к накоплению больших объемов электроэнергии на базе более доступных материалов.

В нашей стране имеются большие перспективы для электрификации автомобильного транспорта. Поэтому необходимо углубленное системное исследование указанной проблемы, с оценкой энергетического, экономического и экологического эффектов, а также формирование приоритетных направлений и анализ возможных масштабов развития электрической тяги на автотранспорте Беларуси. Целесообразна также разработка технически более совершенных, более емких и долговечных аккумуляторных батарей не только для автотранспорта, но и для использования в других отраслях экономики, например для повышении энергоэффективности жилых зданий. Для сокращения сроков внедрения электромобилей в Беларуси и придания динамичности процессу в целом необходимо подготовить план мероприятий по созданию производства электромобилей, эффективных зарядных станций, развивать технологическую инфраструктуру.!!!]

Алексей Дайнеко

советник Председателя Президиума НАН Беларуси, член-корреспондент НАН Беларуси

Леонид Падалко

главный научный сотрудник института экономики НАН Беларуси, профессор

Федор Иванов

старший научный сотрудник института экономики НАН Беларуси

Литература

1. Падалко Л.П., КузьменокВ.И., Иванов Ф.Ф. Энергосистема Беларуси и развитие автотранспорта на электротяге // Энергетика и ТЭК, 2015, №3. С. 40-43.

2. Падалко Л.П.,Иванов Ф.Ф. Электромобиль выходит на дорогу // Экономика Беларуси. 2015. №2. С. 51-57.

3. Лычагин А.А., Об оценке эффективности установок на базе возобновляемых источников энергии // Проблемы теплоснабжения России. 2005. Вып. 3. С. 48-51.

Организационно-экономические условия развития

электроэнергетики в Беларуси

УДК 338.23

Резюме. В данной статье рассмотрены состояние и перспективы устойчивого развития электроэнергетики в нашей стране. Автором сделан анализ существующих стратегий в этой области и определены наиболее приоритетные из них: внедрение энергоэффективных технологий; использование возобновляемых источников энергии, атомной энергии; формирование оптового электроэнергетического рынка; снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ключевые слова: устойчивое развитие, электроэнергетика, энергоэффективные технологии, возобновляемые источники энергии (ВИЭ), атомная энергия, снижение выбросов

В отечественной электроэнергетике эксплуатируется 298 энергогенерирующих источников суммарной установленной электрической мощностью порядка 9,7 ГВт [1]. Из них используется в ГПО «Белэнерго» 66 энергоисточников общей мощностью 8,98 ГВт, в том числе 12 тепловых электростанций высокого давления (8347,6 МВт), 30 малых тепловых станций (604,0 МВт), 23 малые гидроэлектростанции (26,3 МВт), одна ветроэнергетическая установка (1,5 МВт) [2], а также блок-станции (761,1 МВт). Белорусская энергосистема характеризуется высокой концентрацией электрогенерирую-щих мощностей. На 12 крупнейших электростанций в стране приходится порядка 85,7% совокупной установленной электрической мощности. Доля объектов распределенной генерации в ней невелика и составляет для блок-станций около 6%. Удельный вес гидроэлектростанций и ветроэнергетических станций также незначителен - около 0,3% (табл. 1).

Следовательно, отечественная электроэнергетика имеет традиционную для стран бывшего СССР структуру генерирующих объектов, характеризующуюся высокой степенью концентрации мощностей,

нм

ш

Татьяна Зорина,

доцент кафедры

логистики

и ценовой политики

Белорусского

государственного

экономического

университета,

кандидат

экономических наук

Таблица 1. Структура электрогенериру-ющих мощностей Республики Беларусь в 2015 г.

Источник: [2]

Таблица 2. Потребление электрической энергии по отдельным видам экономической деятельности за 2009-2014 гг., млн кВт-ч

Источник: [1]

Категория энергообъекта Количество, шт. Установленная электрическая мощность, МВт

Тепловые электростанции высокого давления 12 8 347,6

Малые тепловые электростанции 30 604,0

Гидроэлектростанции (ГЭС) 23 26,304

Ветроэлектростанции (ВЭС) 1 1,5

Итого энергоисточники «Белэнерго» 66 8 979,36

Блок-станции 232 761,13

доминированием тепловой энергетики, а также относительно небольшой степенью развития объектов распределенной генерации.

В республике достаточно развита инфраструктура передачи и распределения электрической энергии. По состоянию на 2015 г. общая протяженность кабельных электрических сетей, находящихся на балансе ГПО «Белэнерго», составляет 37,39 тыс. км, воздушных линий электропередачи - 276,187 тыс. км, в том числе напряжением 220- 750 кВ - 6,894 тыс. км, напряжением 110 кВ - 16,808 тыс. км, напряжением 35 кВ - 11,824 тыс. км, напряжением 0,4-10 кВ -203,267 тыс. км [2].

Существующие распределительные электрические сети 0,4-10 кВ в стране в силу объективных причин характеризуются:

■ высоким уровнем технических и коммерческих потерь;

■ отсутствием инструментальных данных (показаний приборов учета), позволяющих выявить очаги повышенных коммерческих потерь вследствие недостаточного оснащения приборами учета сети 10/0,4 кВ;

■ уязвимостью сетей 0,4/0,22 кВ в районах индивидуальной жилой застройки, ведущей к безучетному потреблению электрической энергии;

■ низким уровнем автоматизации в целом и охватом автоматизированными системами комплексного учета электрической энергии в частности.

В структуре электропотребления Республики Беларусь на промышленные организации приходится около 60%, население - 20% (в том числе городское - порядка 70%), на непромышленных потребителей - 11%, на сельскохозяйственные нужды - около 7%, городской и железнодорожный транспорт - около 2%.

В табл. 2 представлено потребление электрической энергии по отдельным видам экономической деятельности за 2009-2014 гг.

В 2014 г. совокупное потребление электрической энергии увеличилось на 8,01% по сравнению с 2009 г., а в 2009-2014 гг. оно имело неравномерный характер. Наибольшая доля приходилась на обрабатывающую промышленность - от 44,09% в 2009 г. до 47,85% в 2011 г. Также высокий удельный

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Израсходовано - всего 29 308 31 701 31 679 32 065 31 491 31 657

в том числе:

Сельское хозяйство, охота, и лесное хозяйство 1 531 1 607 1 609 1 620 1 660 1 601

Обрабатывающая промышленность: 12 921 14 640 15 159 15 108 14 455 14 657

в том числе:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1 431 1 522 1 606 1 608 1 602 1 592

текстильное и швейное производство 714 781 617 585 568 525

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 52 53 50 49 45 42

обработка древесины и производство изделий из дерева 276 336 348 214 284 376

целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность 291 337 341 474 410 394

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 1 949 1 872 1 956 2 106 2 090 2 108

химическое производство 2 586 3 335 3 470 3 323 3 067 3 486

производство резиновых и пластмассовых изделий 390 450 524 454 439 396

производство прочих неметаллических минеральных продуктов 1 107 1 194 1 204 1 233 1 330 1 366

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1 945 2 261 2 354 2 364 2 102 2 189

производство машин и оборудования 1 125 1 239 1 267 1 406 1 313 1 092

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 401 462 472 448 419 384

производство транспортных средств и оборудования 518 621 765 664 581 470

прочие отрасли 136 177 185 180 205 237

Производство и распределение электрической энергии, газа и воды 7 263 7 649 7 222 7 302 7 253 7 050

Строительство Услуги

488 4218

546 4658

411

4754

344 4555

343 4607

332 4827

42

Название программного документа Показатель Плановый результат Фактический показатель*

Постановление Совета Министров от 17.12. 2010 г. №1838 «Об утверждении Государственной программы строительства в 2011-2015 гг. гидроэлектростанций в Республике Беларусь» [5] Выработка электрической энергии за счет ГЭС до 0,510 млрд кВт-ч в год к 2015 г. 0,121 млрд кВт ч в 2014 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.02. 2012 г. №194 «Об утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г.» [6] Прогнозная доля природного газа в валовом потреблении энергоресурсов 56,2% в 2015 г. 60,45% в 2013 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2012 г. №194 «Об утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г.» [6] Снижение удельного расхода топлива на производство электрической энергии в ГПО «Белэнерго» по отношению к 2012 г. на 25-30 г.у.т./кВт-ч в 2016 г. 7,8 г.у.т./кВт-ч в 2014 г.

Создание РУП «Высоковольтные электрические сети», которой будут переданы сетевые объекты инженерной инфраструктуры от областных энергоснабжающих организаций. 2010-2011 гг. + 2010-2011 гг. -

Создание РУП «Белгенерация», в состав которого будут входить наиболее крупные электростанции. 2012-2013 гг. + 2012-2013 гг. -

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. №1180 «Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь» [7] Завершение процесса реформирования Белорусской энергосистемы, создание оптового электроэнергетического рынка (мощности) и условий для эффективного привлечения инвестиций; создание РУП «Оператор рынка» с функциями координации всех закупок и продаж энергии и мощности в соответствии с правилами рынка; разгосударствление и приватизация РУП «Белгенерация»; образование распределительно-сбытовых организаций на базе энергоснабжающих предпритий, их акционирование; разделение этих организаций на распределительные и сбытовые в качестве самостоятельных юридических лиц. 2014-2015 гг. + 2014-2015 гг. -

Примечание: *В Республике Беларусь существуют отдельные рыночные элементы в электроэнергетике по следующим направлениям:

•на покупку/продажу электрической энергии по перетокам внутри энергосистемы между дефицитными / избыточными областными энергосистемами;

• на покупку избыточной электрической энергии РУП-облэнерго от локальных источников других ведомств, работающих на природном газе;

• на покупку электрической энергии РУП-облэнерго от источников, использующих ВИЭ;

• на импорт / экспорт электрической энергии по перетокам на международном рынке

вес в совокупном потреблении занимает производство и распределение электрической энергии, газа и воды: от 22,27% в 2014 г. до 24,78% в 2009 г. Из видов экономической деятельности, входящих в обрабатывающую промышленность, наиболее электроемкими являются химическое и металлургическое производство, выпуск готовых металлических изделий, кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов, пищевых продуктов, включая напитки, и табака, изготовление прочих неметаллических минеральных продуктов.

Стратегии достижения устойчивого развития отечественной электроэнергетики

Согласно Национальной стратегии социально-экономического развития Беларуси до 2030 г. [3], одобренной 15.02.2015 г. на заседании Президиума Совета Министров, на период до 2020 г. в области электроэнергетики заявлены следующие задачи:

■ реконструкция и модернизация действующих

и замена выбывающих мощностей с внедрением инновационных энергоэффективных технологий;

■ формирование оптового электроэнергетического рынка Республики Беларусь и его интеграция в общий электроэнергетический рынок государств - членов Евразийского экономического союза;

■ проведение политики, направленной на устранение неэкономических барьеров, обеспечение прозрачных, предсказуемых и гибких стимулов для развития возобновляемой энергетики [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В долгосрочной перспективе (2021-2030 гг.) основной целью станет повышение энергетической самостоятельности страны за счет вовлечения в энергобаланс ядерного топлива и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Предстоит расширить сотрудничество в рамках СНГ с ЕС, Китаем, международными организациями, способствующее трансферту технологий и системных решений в области энергоэффективности и использования ВИЭ.

Таблица 3.

Сравнение

отдельных

плановых

и промежуточных

либо итоговых

результатов

реализации

государственных

программ в сфере

энергетики

В нашей стране уже сделаны определенные шаги на пути реализации указанных стратегий в более ранние периоды, однако не всегда удавалось достичь целей, заявленных в программных документах, в полном объеме. Сравнение отдельных плановых и промежуточных либо итоговых результатов реализации государственных программ в сфере энергетики показывает, что многие из плановых показателей, касающихся диверсификации энергоресурсов и энергоисточников за счет использования ВИЭ, а также формирования оптового электроэнергетического рынка, не были достигнуты либо с учетом текущих тенденций не будут достигнуты к намеченным срокам (табл. 3).

Данная ситуация объясняется несколькими обстоятельствами:

■ недостатком финансирования программ по энергосбережению и энергоэффективности, в качестве основных источников которых планируются собственные средства предприятий (порядка 38% в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные ресурсы (около 20%). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22% в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20%) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим субъектам для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения [4];

■ снижением повышающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию, производимую из некоторых ВИЭ. Если согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.06.2011 г. №100 «О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь», на первые 10 лет с момента ввода установок по использованию ВИЭ в эксплуатацию устанавливались повышающие коэффициенты в размере 1,3 [8], то в 2014 г. они были снижены до 1,1, а для установок, использующих солнечную энергию, с 3 до 2,7 [9];

отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. В феврале 2014 г. была одобрена только концепция закона «Об электроэнергетике» [10]. Его принятие создаст предпосылки для разделения потенциально конкурентных и монопольных видов экономической деятельности, перехода на самоокупаемость, формирования оптового и розничного электроэнергетических рынков в целях конкуренции субъектов электроэнергетики и сочетания регулируемых и свободных цен, а также ухода от перекрестного субсидирования.

Документ будет способствовать в том числе повышению уровня энергобезопасности, реализации основных принципов создания общего электроэнергетического рынка государств -участников СНГ, гармонизации законодательства Республики Беларусь с ее международными обязательствами.

Основные пути реализации стратегии достижения устойчивого развития электроэнергетики

Для обеспечения положительной динамики развития энергетического рынка Республики Беларусь на 2015-2030 гг. планируется осуществить следующий комплекс мероприятий.

Внедрение энергоэффективных технологий и механизмов их использования, в число которых входят:

■ ввод в действие энергосберегающего оборудования, приборов и материалов, парогазовых, газотурбинных и газопоршневых установок для производства электрической и тепловой энергии, отвечающих передовым требованиям науки и техники в данной области; развитие электромобилей и гибридных автомобилей; разработка в рамках ЕАЭС банка перспективных энергетических технологий;

■ методы стандартизации;

■ совершенствование систем учета и контроля энергоресурсов и энергопотребления, в том числе охват потребителей электрической энергии «умными» счетчиками, поквартирная установка теплосчетчиков на объектах нового строительства;

■ снижение удельных топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет модернизации неэкономичных, морально и физически устаревших основных производственных средств ТЭК [3].

Диверсификация энергоресурсов и энергоисточников за счет ВИЭ. Чтобы пополнить энергобаланс страны, нужно активнее задействовать в этот процесс возобновляемые источники энергии.

В ветроэнергетике необходимо строительство ветропарков с крупными установками единичной мощностью не менее 1 МВт и поэтапной локализацией данного производства.

В гидроэнергетике требуется реконструкция и модернизация малых ГЭС, строительство гидроэлектростанций на крупных реках (предполагается возведение Полоцкой и Витебской ГЭС).

Следует уделить должное внимание технологическому применению биогаза за счет создания биогазовых установок на животноводческих комплексах, на предприятиях по производству пищевых продуктов, полигонах отходов в крупных городах.

В солнечной энергетике надлежит широко использовать гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и бытовых целях, а также применять энергию солнца для выработки электричества.

В геотермальной энергетике следует создать производство отечественных тепловых насосов (отдельных компонентов к ним) и внедрять их, в том числе за счет установления дифференцированных по зонам суток тарифов.

Кроме того, планируется строительство энергоисточников на древесном топливе и локализация выпуска оборудования (узлов, деталей, конструкций) для них. Реализации подлежат также проекты по задействованию других видов ВИЭ, в том числе отходов растениеводства, твердых коммунальных отходов, биодизельного топлива, топливного этанола [3].

11 сентября 2015 г. на заседании Республиканской межведомственной комиссии по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии на 2016-2018 гг. были утверждены следующие квоты: на использование энергии естественного движения водных потоков «отведено» 82 МВт, ветра - 50 МВт, древесного топлива и иных видов биомассы - 36 МВт, биогаза -32 МВт, солнца - 15 МВт. Из общего объема выделены 39,7 МВт (около 18,5%) для создания установок на ВИЭ в соответствии с международными и инвестиционными договорами; инвестиционными проектами, финансируемыми за счет внешних государственных займов; привлеченных под гарантии Правительства Беларуси внешних займов; проектами международной технической помощи, одобренными Советом Министров Беларуси; проектами иностранной безвозмездной помощи [11].

Использование атомной энергии. Для реализации данной стратегии планируется ввод в эксплуатацию 2 блоков Белорусской АЭС суммарной мощностью порядка 2400 МВт. С учетом этого потребуются дополнительные меры для обеспечения баланса электрических мощностей Белорусской энергосистемы, в частности:

■ строительство электрокотельных для выработки тепловой энергии в ночные часы;

■ разработка проектов по организации теплоснабжения вновь вводимых жилых районов за счет электрического и комбинированного обогрева;

■ использование пиковых газовых турбин;

■ применение для потребительских блок-станций дифференцированного по зонам суток тарифа на электрическую энергию, а также перевод потребителей на такой тариф;

■ организация экспорта электрической энергии в ночное время;

■ создание энергоемких производств, которые будут работать ночью; зарядка аккумуляторов промышленного и городского электромобильного транспорта и др. [3].

Формирование оптового электроэнергетического рынка

1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный лидерами Беларуси, Казахстана и России. Он в том числе определил основные принципы формирования общих рынков энергоресурсов, включая устранение препятствий в их торговле, развитие конкурентной среды, создание недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, а также благоприятной обстановки для привлечения инвестиций в топливно-энергетический комплекс членов ЕАЭС. В мае 2015 г. президенты стран Евразийского экономического союза утвердили концепцию создания общего электроэнергетического рынка с учетом того, что Республика Беларусь внесла свое особое мнение в поддержку государственных интересов. Общий электроэнергетический рынок должен быть открыт до 2019 г. Предполагается, что к 1 июля 2016 г. будет подготовлена программа его развития, то есть будут разработаны единые правила функционирования, чтобы можно было говорить о принципах добросовестной конкуренции. Программа формирования общего электроэнергетического рынка, которую участники Союза утвердят в текущем году, будет содержать перечень конкретных мероприятий, в том числе и этапы совершенствования структуры управления отрасли [12]. В Республике Беларусь, в частности, планируется создать РУП «Белгенерация», которое объединит 12 станций высокого давления и позволит обеспечить устойчивую и надежную работу Белорусской энергосистемы. Предполагается закрепить правовой статус государственного энергетического надзора, а также создать организацию, субъект естественной монополии, уполномоченную на передачу электрической энергии по электросетям напряжением 220 кВ и выше.

Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Благодаря вводу в эксплуатацию Белорусской АЭС планируется снижение уровня выбросов парниковых газов на 7-10 млн т в год. Постановлением Совета Министров от 21.06.2013 г. №510 утверждена Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013-2020 гг. В рамках документа намечены мероприятия по экономии энергоресурсов; стабилизации уровня выбросов парниковых газов за счет использования ресурсосберегающих технологий

в энергоемких отраслях экономики; оптимизации сферы обращения с отходами; улучшению качества и увеличению объемов поглотителей парниковых газов [13].

Таким образом, приоритетными стратегиями достижения устойчивого развития энергетики республики до 2030 г. являются внедрение энергоэффективных технологий; использование ВИЭ, атомной энергии; формирование оптового электроэнергетического рынка; снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Реализации этих мероприятий препятствует невыполнение сроков, заявленных в программных документах, (например, к 2015 г. уже должно быть проведено акционирование распределительно-сбытовых организаций), а также несогласованность определенных мер государственной политики (введение квот и снижение льгот для ВИЭ).

При сохранении существующих тенденций заявленные цели по достижению устойчивого развития электроэнергетики могут быть не достигнуты к намеченному сроку, поэтому необходима разработка целенаправленной политики по их реализации (например, дорожной карты с указанием подробного алгоритма действий, исполнителей, сроков и источников финансирования). НИ

Статья поступила в редакцию 02.02.2016 г.

Литература

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/.

2. ГПО «Белэнерго» // http://www.energo.by/.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / ГНУ НИЭИ // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. №4 (214). С. 6-99.

4. Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь // http://energoeffekt.gov.by/.

5. Об утверждении Государственной программы строительства в 2011-2015 гг. гидроэлектростанций в Республике Беларусь: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 17.12.2010 г., №1838 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2010, 5/33018.

6. Об утверждении Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 г.: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 29.02.2012 г., №194 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012, 5/35381.

5 7. Об утверждении стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, 9.08.2010, №1180 // Нац. реестр право-2 вых актов Республики Беларусь.- 2010,5/32338.

S 8. О тарифах на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников 2 энергии, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь: Постановление Министерства экономики Беларуси от 30 июня z 2011 г., №100 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2011, 8/23974.

ü 9. О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. №100: постанов. Министерства экономики Республики Беларусь, § от 08.04.2014 г., №29 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014, 8/28632. ^ 10. Концепция закона «Об электроэнергетике» одобрена в Правительстве Беларуси // http://

www.belta.by/economics/view/kontseptsija-zakona-ob-elektroenergetike-odobrena-v-g pravitelstve-bela rusi-35776-2014.

< 11. Распределены квоты на создание установок на ВИЭ // Энергетика Беларуси. 2015, №20 (326). С. 3.

12. О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза: Решение Высшего Евразийского экономического совета, от 08.05.2015 г., №12 // http://www.eurasiancommission.org/ru.

13. Об утверждении Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013-2020 гг.: постанов. Совета Министров Республики Беларусь, от 21.06.2013 г., №510 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013, 5/37447.

Опыт Японии

в антикризисном

региональном

развитии

УДК 332.02

Резюме. В статье описан механизм системной финансовой и организационной инновации, осуществляемой местными органами управления Японии по развитию своих территорий. Проект «Муниципалитет в донорстве» направлен на устранение неравенства в отношении районов, страдающих из-за снижения фискальных поступлений, местных различий и депопуляции. Исследована результативность и эффективность этой модели спонсорства как антикризисного метода.

Ключевые слова: Япония, развитие территорий, спонсорство, налоговая политика.

Основная цель креативной инициативы, с которой выступили органы управления региональным развитием Японии, «Муниципалитет в донорстве» - сделать города более процветающими, экономически активными и социально защищенными.

Это нововведение призвано мотивировать граждан вкладывать деньги в местное сообщество. Стимулирование осуществляется методом налогового рычага. Принцип обращения органов управления региональным развитием к населению страны опирался на национальный характер японцев и был сформулирован следующим образом: окажи помощь муниципалитету из любви к родному городу и получи в благодарность товары, услуги или преимущества (например, право рыбачить на особых условиях), которые во многом являются частью культурного наследия государства. Нюансы национального менталитета, проявленного в данной ситуации муниципалитетами-просителями, хорошо

äA k

Наталия Мыцких,

профессор кафедры

управления

региональным

развитием Института

государственной

службы Академии

управления

при Президенте

Республики Беларусь,

доктор

экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.