УДК 338.51;620.9:662.6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Е. А. РАДИШЕВСКАЯ, аспирант УО «Белорусский государственный экономический университет»
THEORETICAL FOUNDATION OF THE CREATION OF ENERGY MARKET IN THE REPUBLIC OF BELARUS
E. A. RADISHEVSKAIA, graduate student Belarusian State Economic University
Существующие мировые тенденции в энергетическом секторе предопределяют необходимость реформирования существующей в Республике Беларусь вертикально интегрированной модели энергетического комплекса. В статье дана оценка действующему механизму ценообразования на энергоресурсы, на основании анализа мирового опыта разработана структура внутреннего энергетического рынка республики, определены его участники и их функции.
Current global trends in energy sector determine the necessity of reforming the existing vertically integrated model of energy complex in the Republic of Belarus. The article assesses the current mechanism of energy resources pricing. On the basis of analysis of international experience, we have developed the structure of internal energy market of the republic, established its participants and their functions.
Введение. Современные реалии политической и экономической жизни мирового сообщества диктуют условия функционирования экономики многих стран, в том числе и Республики Беларусь. Так как Беларусь является ресурсозависимым государством, потребность в энергоресурсах постоянно возрастает. Для снижения нагрузки на отрасли национальной экономики используют новые способы эффективного использования топливных энергоресурсов (ТЭР) и более действенные финансовые механизмы повышения энергоэффективности производства.
Анализ источников. Предоставление энергии, тепла и газа потребителям в странах постсоветского пространства воспринималось как некая обязанность государства, что и определяло превалирующую форму организации этой сферы в экономике данных стран. В Республике Беларусь функционируют национальные вертикально интегрированные предприятия -ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз», которым предоставлено монопольное право на производство, передачу и поставку ТЭР потребителям (по разным ценам для различных групп потребителей) в обмен на их обязанность обеспечить бесперебойность такого снабжения [1-3]. Данный путь развития энергетического сектора в Республике Беларусь оказался предпочтительным по ряду причин:
- энергетический сектор в силу своей масштабности может быть только сферой естественной монополии (все исключительные права принадлежат государственным организациям);
- отсутствие конкуренции, которая может вызвать и политические риски из-за возможного недовольства потребителей непредсказуемой игрой спроса и предложения, кризисов в снабжении энергией и теплом, если в этот сектор допустить рыночные отношения.
Методы исследования. Методология исследования основана на системном подходе, применяемом для анализа энергетического рынка, с использованием общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
Основная часть. В настоящее время цены на ТЭР в республике устанавливаются на законодательном уровне [1]. Согласно действующему законодательству, индексация цен на природный газ, отпускаемый ГПО «Белтопгаз», и тепловую энергию, отпускаемую ГПО «Белэнерго», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, определяется как произведение цены (тарифа) на природный газ (тепловую энергию), установленной Министерством экономики Республики Беларусь, и отношения курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день оформления платежных документов и день оплаты потре-
бителем за потребленный природный газ (тепловую энергию), к курсу белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату установления цены (тарифа) на природный газ (тепловую энергию) Министерством экономики Республики Беларусь:
Тн = Тб X (0,11 + 0,89 Кн /Кб), (1)
где Тн - тариф на электрическую энергию, подлежащий применению на день оформления платежных документов и день оплаты потребителем за потребленную электрическую энергию;
Тб - тариф на электрическую энергию, установленный Министерством экономики Республики Беларусь;
Кн - значение курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на день оформления платежных документов и день оплаты за потребленную электрическую энергию;
Кб - значение курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на дату установления тарифа на электрическую энергию Министерством экономики Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от источников ГПО «Белэнерго»: Министерством экономики Республики Беларусь - для потребителей реального сектора экономики, Советом Министров Республики Беларусь - для населения [2]. Электрическая энергия отпускается по государственно регулируемым единым тарифам, дифференцированным по группам потребителей [3]. Для определенной группы промышленных потребителей применяются двухставочные тарифы. Для всех остальных потребителей электрической энергии применяется одноставочный тариф с платой за 1 кВт-ч потребленной электроэнергии, учтенной коммерческими приборами учета. Тепловая энергия отпускается по тарифам, дифференцированным по областям, группам потребителей и техническим характеристикам теплоносителя (отборный пар различного уровня давления,
острый и редуцированный пар, горячая вода). Для всех потребителей тепловой энергии применяется одноставочный тариф с платой за 1 Гкал потребленной теплоэнергии, учтенной коммерческими приборами учета [4].
Продолжающаяся практика перекрестного субсидирования, большая доля бюджетных средств на невозвратной основе в объеме инвестиций, тарифные диспропорции ограничивают стимулирование инвестиций в повышение энергоэффективности в этом секторе, а растущие цены на импортируемые ТЭР сдерживают аккумуляцию предприятиями средств, необходимых для модернизации. Нормативные правовые акты устанавливают стимулирующие тарифы только для организаций, которые поставляют в сеть электроэнергию, полученную с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НИЭ и ВИЭ), строительство которых осуществлялось без государственной поддержки. Такие тарифы, введенные в первой редакции постановлением Минэкономики, несли в себе обратный эффект, т. к. через пять лет после внедрения этих энергоисточников повышающий коэффициент снижался с 1,3 до 0,85, а еще через пять лет - до 0,7 [5].
Важным этапом развития энергетического сектора в Республике Беларусь на современном этапе является установление квот на создание установок по использованию ВИЭ [6], оказывающих неоднозначное влияние на реализацию в республике концепции «зеленой экономики». Квоты устанавливаются Республиканской межведомственной комиссией по установлению и распределению квот на создание установок по использованию ВИЭ на каждые последующие три календарных года с разбивкой по годам. Распределение квот осуществляется на конкурсной основе. На 2016-2018 гг. квоты определены в размере 215 МВт. При этом размер предполагаемого коэффициента к тарифам на продажу ТЭР будет рассчитываться Республиканской межведомственной комиссией как наиболее оптимальный из предложенных предприятиями:
Б, = , (2)
Зи
где Б, - балл для у-го претендента;
З] лучш - лучшее значение у-го критерия (из всех значений у-го критерия);
Зу - значение у-го критерия 7-го претендента.
Правительству предоставлено право на установление и распределение квот на строительство установок по видам энергии (солнца, ветер, вода, биогаз) для определения экономически оправданных объемов их строительства, исключения чрезмерного развития по направлениям, обеспечения выбора лучших технических предложений и наиболее экономически совершенных установок [7].
Ведущие страны мира давно ушли от применения модели монополии в энергетическом секторе, что связано с низкой эффективностью государственных монополий, заменив ее на рыночную. Отсутствие конкуренции и альтернативы для покупателей не способствует развитию интереса монополии к потребителям и повышению качества предоставляемых услуг. Снабжение энергией различных групп потребителей по разным ценам приводит к перекрестному субсидированию, когда сверхвысокие тарифы для одних потребителей фактически позволяют датировать снабжение других потребителей по льготным тарифам, по сути, не имеющим никакого отношения к себестоимости самой энергии. Непрозрачность и непредсказуемость тарифов естественных монополий резко сужает возможность на равных конкурировать с более крупными отечественными производителями, а также производителями из других стран, в которых цены на ТЭР формируются по рыночным законам.
Постоянно растущие цены на ТЭР, нестабильность экономических и политических процессов, протекающих на мировой арене и оказывающих негативное влияние на ситуацию в стране, а также тот факт, что Беларусь является страной-участницей ЕАЭС, обязывает к 2025 г. её интегрироваться в единый рынок углеводородного сырья стран-участниц союза. Все это пред-
определяет необходимость создания энергетического рынка в Республике Беларусь, учитывающего особенности экономического развития республики [8].
Опыт России, Швеции, Норвегии, Дании, Австралии, сформировавших национальные энергетические рынки, показывает, что демонополизация и четкое разделение процесса производства и сбыта энергии конечным потребителям благоприятно сказались на всем энергетическом комплексе этих стран, в частности, на снижении цены на энергоресурсы. С учетом проведенного анализа определены принципы построения энергетического рынка республики: закрепление права любого лица на получение электроэнергии за плату, включая право выбора соответствующего поставщика; разделение конкурентных и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике; распространение сферы действия принятых законов об электроэнергетике на отношения, связанные с генерацией, передачей и поставкой электроэнергии; установление системы лицензирования в электроэнергетике отдельных видов деятельности, в частности, строительство и эксплуатация объектов, связанных с производством электрической энергии и сооружение и эксплуатация линий электропередачи; деятельность, связанная с генерацией, преобразованием, передачей и распределением электроэнергии; осуществление экспортно-импортных операций на рынке электроэнергии; недискриминационный доступ к сетям; ежегодное опубликование финансовых отчетов о деятельности энерго-снабжающих компаний; запрет сетевой компании на производство и продажу электроэнергии, за исключением следующих случаев: если это необходимо для компенсации потерь в сетях; в аварийных ситуациях - с использованием мобильных передвижных резервных электростанций); обеспечение безопасности поставок электроэнергии и закрепление порядка привлечения к ответственности за причиненный в этой связи ущерб; дифференциация поставок и передачи электроэнергии по категориям плательщиков; осуществление владельцами и операторами сетей своей деятельности на бесприбыльной основе (им запрещено совмещать свои функции с деятельностью по производству и
продаже электроэнергии, за исключением установленных законодательством случаев); вхождение в состав органов управления компаний по передаче электрической энергии как представителей государства, так и представителей потребителей электрической энергии (членам совета директоров компаний по передаче электрической энергии запрещено занимать должности в органах управления генерирующих компаний); приоритет государства на покупку долей и пакетов акций в компаниях, являющихся владельцами сетей, и предприятий, предоставляющих услуги по диспетчерскому управлению.
Основными целями создания национального энергетического рынка должны стать: переход к конкурентному ценообразованию в целях снижения цен на электроэнергию; привлечение частного капитала в развитие отрасли с целью покрытия постоянно растущих потребностей в электроэнергии; обеспечение эффективного использования энергетического потенциала; повышение эффективности функционирования энергетических объектов; уменьшение нагрузки на расходную часть государственного бюджета; привлечение дополнительных инвестиций в отрасли хозяйства; достижение оптимального баланса между объемом производства и спросом на электроэнергию; уменьшение региональных различий цен на электроэнергию, предоставляемую конечным потребителям.
Для реализации данных целей необходимо принять следующие меры: дерегулирование и реструктуризацию энергопредприятий; разделение деятельности вертикально интегрированных компаний по генерации, передаче, распределению и поставке электроэнергии; обеспечение недискриминационного доступа участников рынка к передающим и распределительным сетям; предоставление потребителям права выбора поставщика; выработка единых правил регулирования, основанных на законодательстве в области энергосбережения.
Структура энергетического товарного рынка представляет собой систему объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в производстве и передаче (продвижении) энергоресурсов, энергопродукции и энерготоваров от
изготовителей к потребителям (оптовым и розничным). В данном понимании энергетический товарный рынок можно рассматривать как систему правоотношений производителей, посредников и потребителей.
Основные участники энергетического рынка: а) генерирующие компании - крупные компании, активами которых являются электростанции разных типов; б) распределительные и передающие энергию (электросетевые) компании (РЭК); в) энергосбытовые компании (розничные и оптовые продавцы энергии); г) компании, осуществляющие управление режимами единой энергосистемы (системный оператор управляет электроэнергетическими режимами в энергосистеме); д) компании, отвечающие за развитие и функционирование коммерческой инфраструктуры рынка (НП Совет рынка), членами которого являются все участники оптового энергетического рынка; е) организации, осуществляющие контроль и регулирование в отрасли (Минэнерго, Минэкономики, Правительство Республики Беларусь и Департамент по энергоэффективности; на региональном уровне - органы исполнительной власти в области регулирования тарифов); ж) потребители электрической энергии, мелкие производители электрической энергии (предприятия, организации, а также граждане страны).
С точки зрения современной структуры, отрасли всех потребителей можно разделить на розничных потребителей и потребителей оптового рынка. Потребителями оптового рынка могут стать лишь крупные предприятия, уже осуществившие ряд мероприятий (установку автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электрической энергии) и совершившие ряд организационных мероприятий для получения статуса субъекта оптового рынка. Все субъекты рынка обязаны иметь лицензию, обязывающую их работать в соответствии с указаниями системного оператора. Особенным условием для поставщиков электроэнергии является обязанность покупать определенные объемы электроэнергии у компаний, занимающихся ее производством из нетрадиционных источников.
Заключение. Проведенные исследования ценообразования на энергоресурсы в Республики Беларусь позволили определить основные недостатки действующего механизма в данной отрасли. Основываясь на полученных результатах и анализе зарубежного опыта в сфере ценообразования в энергетической отрасли, была разработана структура внутреннего энергетического рынка, учитывающая сильные стороны существующих национальных энергетических рынков различных стран и адаптированная к условиям экономического развития Республики Беларусь. Создание энергетического рынка в республике позволит усовершенствовать механизм формирования цен на энергоресурсы, что поспособствует повышению конкурентоспособности производимой продукции отечественными субъектами хозяйствования как внутри страны, так и на мировых рынках за счет снижения энергозатрат.
Список литературы
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке формирования цен (тарифов) на природный и сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию» от 14.03.2014 № 222.
2. Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://energoeffekt.gov.by/ - Дата доступа: 07.08.2015.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О единых тарифах на электрическую энергию» от 25.11.1992 № 709.
4. Государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнерго» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.ener go.by/ - Дата доступа: 10.08.2015.
5. Государственное производственное объединение по топливу и газификации «Белтопгаз» [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.topgas.by/ - Дата доступа: 10.08.2015.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 г. № 662.
7. Министерство энергетики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.minenergo.gov.by/ - Дата доступа: 10.09.2015.
8. Радишевская, Е. А. Ценообразование на энергоресурсы в Республике Беларусь / Е. А. Радишевская // VIII межд. науч.-практ. конф. «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость». -Минск : БГЭУ, 2015. - С. 125.
Информация об авторе:
Радишевская Екатерина Александровна - аспирант кафедры финансов учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», тел. моб. +375297420903, E-mail : [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.06.2016