Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова К. А.

Статья посвящена изучению тенденций и подходов к патриотическому воспитанию студентов в условиях современности. Обосновывается необходимость дальнейшей разработки мер по усилению гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF PATRIOTIC EDUCATION IN A MODERN UNIVERSITY

The article is devoted to the study of trends in and approaches to the patriotic education of students in modern conditions. The necessity of further development of measures to strengthen civic-and-patriotic education in the educational process of a modern university is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

Научная статья

УДК 37.035.6

DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_56

Тенденции патриотического воспитания в современном вузе

К. А. Фролова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

frolova18k@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению тенденций и подходов к патриотическому воспитанию студентов

в условиях современности. Обосновывается необходимость дальнейшей разработки мер по усилению гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе современного вуза.

Ключевые слова: гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание, обучающийся, патриотизм

Для цитирования: Фролова К. А. Тенденции патриотического воспитания в современном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 56-60. DOI 10.52070/2500-3488_2022_4_845_56

Original article

Trends of Patriotic Education in a Modern University

Kseniya A. Frolova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia frolova18k@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of trends in and approaches to the patriotic education of students in

modern conditions. The necessity of further development of measures to strengthen civic-and-patriotic education in the educational process of a modern university is substantiated.

Keywords: citizenship, civic-patriotic education, patriotism, student

For citation: Frolova, K. A. (2022). Trends of patriotic education in a modern university. Vestnik of Moscow State

Linguistic University. Education and Teaching, 4(845), 56-60. 10.52070/2500-3488_2022_4_845_56

Педагогические науки

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время патриотическое воспитание молодежи приобрело особую актуальность. После «воспитательного провала» 90-х гг. предыдущего столетия, связанного с «эрозией» системы национально-культурных ценностей в нашей стране, принятием исключительно прагматических установок в образовании, низведением его до «получения предметных знаний», востребованных в любой системе социокультурных координат и ценящихся именно за их «нейтральность» в этом отношении, а также возможность «экспорта» в иные культурные контексты, очевидной стала необходимость консолидации российского общества на прочном фундаменте, позволяющем воспитывать детей, с уверенностью глядя в будущее, обеспечивать преемственность поколений, зрелость гражданского самосознания молодых людей.

Обозначенная проблема оказалась в фокусе внимания педагогов-исследователей, занимающихся проблемами гармонизации процессов воспитания, обучения и развития в условиях современной высшей школы и рассматривающих воспитательный компонент образования в качестве необходимого условия эффективного педагогического взаимодействия, важного звена в формировании профессионального сознания личности [Гусейнова, Амелькин, 2021; Кондрашова, 2022; Яроцкая, 2017; Яроцкая, 2018]. Научно-педагогическое осмысление проблемы позволяет конкретизировать содержание образования, подобрать адекватный этому содержанию воспитательный инструментарий.

Реализуя социальный заказ общества и государства, система высшего образования разработала комплекс мер, направленных на «оживление» воспитательного компонента образования и перевод патриотического воспитания в ранг образовательных приоритетов. В частности, сегодня активно создаются молодежные организации патриотической направленности, клубы, кружки; организуются просмотры тематических фильмов, видеоматериалов; проводятся патриотические акции. Подобные инициативы поддерживаются на федеральном, региональном и местном уровнях посредством грантов, стипендий, конкурсов; причем работа ведется на плановой основе. Важно отметить, что граждан-ско-патриотический компонент воспитательной программы в вузах регламентируется Министерством науки и высшего образования, разработавшим нормативные акты и учебно-методические материалы, что позволяет гармонизировать деятельность учреждений высшего образования по граж-данско-патриотическому воспитанию обучающихся.

В данной статье излагаются основные тенденции патриотического воспитания студентов в современных условиях, обосновывается необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТЬ

Как известно, процесс формирования патриотизма в педагогическом взаимодействии является проблематичным для научного анализа в силу мно-гоаспектности и тонкости материи самого процесса, существенной роли используемых средств воспитания в результатах и продуктах педагогической деятельности. Патриотизм относят к национальным духовно-нравственным ценностям россиян. Наряду с гражданственностью и национальной идентичностью патриотизм является базовой ценностью, лежащей в основе исторических и национально-культурных традиций. Патриотизм характеризуется многогранной структурой, среди компонентов которой можно выделить мировоззрение, самосознание, убеждения, установки, ценностные ориентации, идеалы, чувства.

Патриотическое мировоззрение отражает социальную сущность личности, действующей в определенной системе национально-культурных координат; ее ценностные отношения, установки, сложившиеся в результате преобразования идеалов и ценностей общества в личностно значимые основания деятельности и поступка. Находясь на нравственной стадии регулирования поведения, человек реализует свои нравственные потребности, связанные с готовностью к выполнению гражданского долга, созиданию на благо своей Родины, служению Отечеству. Таким образом, патриотическое самосознание личности неразрывно связывает ее с Родиной, историей, настоящим и будущим своей страны, ее народом, традициями, обычаями. Девяностые годы прошлого столетия ознаменовались массированными кампаниями, направленными на дискредитацию, забвение и искажение исторического опыта народов нашей страны, попытками разобщить их, разорвать связь поколений, подготовить «квалифицированных потребителей» товаров и услуг с чисто прагматическими жизненными установками, что создавало реальную угрозу для будущего нашего общества и государства. Именно забота о будущем потребовала принятия неотложных мер, связанных с формированием гражданского сознания, и прежде всего патриотизма молодых людей, нередко коррекцией их жизненных установок.

В современной системе воспитания патриотизм рассматривается в качестве нравственного

и политического принципа, содержательное наполнение которого определяется безусловной любовью к Отечеству [Крившенко, Юркина, 2018]. Это означает, что содержательная основа патриотического воспитания должна быть обеспечена соответствующей совокупностью знаний, идей, представлений, установок, моделей поведения, которые, будучи усвоенными, становятся ценностным «аргументом» личности в ее деятельности и поступках. В то же время важнейшим вопросом остается выбор приемов и методов воспитания, соответствующих поставленной педагогической цели.

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В последние десятилетия наблюдается тенденция к международной миграции высококвалифицированных кадров, хотя события 2022 года сказались на интенсивности и направленности этих потоков. Высококвалифицированные специалисты нередко в силу экономических причин предпочитают профессиональную самореализацию за рубежом трудоустройству в своей стране. Их привлекают комфортные условия труда, высокая заработная плата, надежда на более широкие возможности для профессионального саморазвития. Очевидно, что здесь важны контрмеры экономического характера, позволяющие нивелировать подобные преимущества жизни за рубежом. Так, в Российской Федерации было решено:

- ввести повышенный уровень заработной платы для IT-специалистов и работников научно-технических специальностей;

- предложить кредитную поддержку организациям, снижение налоговой ставки, освобождение организаций от валютного, налогового и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет;

- предусмотреть снижение призывного возраста для работников IT-сферы;

- поддержать отечественные разработки посредством государственных закупок;

- ввести меры поддержки малого и среднего бизнеса (в том числе в условиях санкционных ограничений)1.

Очевидно, подобные меры носят не воспитательный, а чисто экономический характер, что объяснимо с точки зрения прагматической целесообразности, но не имеет отношения к педагогическому

1Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций, 2022. URL: http:// government.ru/sanctions_measures/

процессу, формированию патриотического мировоззрения, самосознания, чувств, убеждений, ценностных ориентаций и установок личности. Для получения значимого воспитательного результата необходима целенаправленная деятельность в условиях образовательной организации, позволяющая регулировать процессы воспитания и развития личности на постоянной основе. Только в этом случае экономические меры окажутся средством поддержки воспитательной деятельности, снимут предустановку молодых людей на поиск лучшей жизни за рубежом, повысят уверенность в завтрашнем дне в своей стране.

Так, результаты специального исследования, направленного на выявление уровня сформиро-ванности гражданско-патриотических ценностей современных студентов, свидетельствуют о недостаточном развитии у них ценностного компонента. Студенты недооценивают значимость патриотизма и гражданственности, отдавая предпочтение материальным ценностям и удовлетворению собственных потребностей. Представителям этой социально-возрастной группы сложно понять и принять стремление человека приносить пользу обществу, участвовать в решении социально-политических проблем своей страны [Нефедова, 2018]. В условиях, когда наблюдается явное отчуждение молодежи от общества и государства, необходима системная, плановая педагогическая работа по воспитанию патриотизма, направленная на когнитивный компонент патриотической мотивации, эмоциональное отношение, формирование патриотических ценностей, убеждений; важно приобщить обучающихся к участию в деятельности патриотической направленности [Кострулева, Сиволобова, 2012].

Исследователи отмечают важность диагностики в контексте воспитательной работы патриотической направленности. В частности, с практической точки зрения представляет интерес разработка критериев для оценки эффективности патриотического воспитания; при этом характеристика уровней сформированности патриотизма у студентов может использоваться в качестве диагностической карты [Суменков, 2019]. В рамках психологического исследования также была разработана диагностическая модель патриотической направленности студентов [Нурекеева, Куди-нова, Гаврилушкин, 2015].

В то же время весьма актуальным вопросом воспитательного процесса по-прежнему остается внедрение результатов научных исследований в практику. В настоящее время в университетах страны предпринимаются серьезные усилия к организации работы, направленной на формирование гражданско-патриотической позиции

Педагогические науки

молодежи. В большинстве вузов патриотический компонент позиционируется как обязательный. В качестве важнейших выдвигаются следующие задачи гражданско-патриотического воспитания:

- сформировать положительное отношение к родной стране, уважительное отношение к истории государства;

- развивать активную гражданскую позицию и национальную идентичность обучающихся;

- создать ресурсную базу для реализации мероприятий патриотической направленности органами студенческого самоуправления;

- развивать чувство гордости обучающихся за историю и культуру родной страны, ее героическое прошлое;

- разработать учебно-методическую базу для обеспечения системной и планомерной работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

- осуществлять контроль и диагностику реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках учебных занятий.

Одним из примеров работы в этом направлении является корректировка учебных планов с обязательным введением дисциплины «История России» в объеме не менее четырех зачетных единиц (144 академических часа). Данная мера призвана расширить осведомленность обучающихся о многовековой истории родной страны, о развитии историко-культурных традиций.

Кроме того, патриотическое воспитание является обязательным компонентом Рабочей программы воспитания, реализуемой во всех высших

учебных заведениях. В ней определены конкретные мероприятия, проводимые в образовательной организации, как собственные, так и общие для всех - из перечня запланированных к проведению в 2022 году (в подведомственных Минобрнауки России образовательных организациях высшего образования). Относительно недавно в России стартовала реализация и федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Он направлен на расширение системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, развитие воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования (на учебных занятиях, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время воспитание патриотизма у студенческой молодежи является одной из важнейших задач образования. От этого зависит благополучие нашего общества, будущее страны, ее роль и место в мировом сообществе. Сегодня предпринимаются значительные усилия в этой области, однако целый ряд вопросов, связанных с выявлением эффективных воспитательных инструментов (приемов и методов, адекватных содержательному компоненту) остается открытым. Необходима разработка актуального методического аппарата воспитательной деятельности в условиях высшей школы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гусейнова И. А., Амелькин С. А. Проектный подход к организации образовательной и воспитательной деятельности в вузе (опыт МГЛУ) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 2 (839). С. 11-25.

2. Кондрашова Д. О. К вопросу об организации эффективного воспитательного процесса в современном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 2 (843). С. 79-83.

3. Яроцкая Л. В. Стратегия формирования профессиональной личности в современной образовательной ситуации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 4 (775). С. 33-50.

4. Яроцкая Л. В. Обучение и развитие: диалектика становления профессиональной личности в XXI веке // Филологические науки в МГИМО. 2018. № 1 (13). С. 83-89.

5. Крившенко Л. П., Юркина Л. В. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2018.

6. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогические науки». 2018. № 5. С. 71-76.

7. Кострулева И. В., Сиволобова Н. А. Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы патриотического воспитания студентов // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 291-298.

8. Суменков И. А. Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Акмеология образования. Психология развития». 2019. № 3. С. 278-283.

9. Нурекеева А. Б., Кудинова И. Б., Гаврилушкин С. А. Кластерная модель патриотичности студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2015. № 4. С. 27-34.

REFERENCES

1. Guseynova, I. A., Amelkin, S. A. (2021). Project-based approach to instruction and education at university (MSLU best practices). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2(839), 11-25. 10.52070/2500-3488_2021_2_839_11 (In Russ.)

2. Kondrashova, D. O. (2022). Revisiting the problem of organizing an effective educational process in a modern university. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2(843), 79-83. 10.52070/2500-3488_2022_2_843_79 (In Russ.)

3. Yarotskaya, L. V. (2017). Professional identity development strategy in present-day educational context). Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 4(775). 33-50. (In Russ.)

4. Yarotskaya, L. V. (2018). Obuchenie i razvitie: dialektika stanovleniya professional^]' lichnosti v XXI veke = Training and development: dialectics of forming a professional in the 21st century. Philological Sciences at MGIMO, 1(13). 83-89. (In Russ.)

5. Krivshenko, L. P., Yurkina, L. V. (2018). Pedagogika: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata = Pedagogy: textbook and practical course for academic bachelor's degree. Moscow: Urait. (In Russ.)

6. Nefedova, A. S. (2018). Patrioticheskoe vospitanie studentov v sovremennom vuze = Patriotic education of students in a modern university. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 5, 71-76. (In Russ.)

7. Kostruleva, I. V., Sivolobova, N. A. (2012). Molodoe pokolenie XXI veka: Aktual'nye problemy patrioticheskogo vospitaniya studentov = The young generation of the XXI century: Actual problems of patriotic education of students. Gumanitarnye i social'nye nauki, 5, 291-298. (In Russ.)

8. Sumenkov, I. A. (2019). Criteria for patriotism and civil consciousness formation in students. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. "Developmental Psychology", 3(31), 278-283. 10.18500/2304-9790-20198-3-278-283 (In Russ.)

9. Nurekeeva, A. B., Kudinova, I. B., Gavrilushkin, S. A. (2015). Klasternaya model' patriotichnosti studentov = Cluster model of student patriotism. Vestnik RUDN. Seriya: "Psihologiya i pedagogika", 4, 27-34. (In Russ.)

информация об авторе

Фролова Ксения Алексеевна

преподаватель кафедры психологии и педагогической антропологии

Института гуманитарных и прикладных наук,

Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Frolova Kseniya Alekseevna

Lecturer at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology Faculty of the Humanities, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 одобрена после рецензирования 01.09.2022 принята к публикации 26.09.2022

The article was submitted 15.08.2022 approved after reviewing 01.09.2022 accepted for publication 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.