Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ'

ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — В.И. Усольцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ»

УДК 613.8:616-073.75

Канд. мед. наук В. И. Усольцев

ТЕНДЕНЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ

Ленинградский институт усовершенствования врачей им. С. М. Кирова

В большинстве работ, посвященных гигиене труда в рентгеновских кабинетах, основное внимание уделяется ионизирующему излучению. Лишь в отдельных сообщениях упоминается о нерациональных факторах, вместе с тем условия труда в рентгенодиагностическом кабинете характеризуют целый комплекс профессиональных вредностей: ионизирующее излучение, наличие в воздухе рабочей зоны свинца, озона и окислов азота, недостаток освещения (темнота), а также не совсем благоприятные микроклиматические условия. Каждый из этих факторов в отдельности является подпороговым. Так, дозы облучения персонала колеблются от 0,05 до 0,5 предельно допустимых (а иногда бывают выше); концентрация свинца в воздухе составляет от 0,05 до 1,5 ПДК, озона — до 0,5 ПДК, окислов азота — до 0,3 ПДК. Температура воздуха в процедурных рентгеновских кабинетах достигает 24—28 °С при относительной влажности 20—40 %. Однако сочетанное воздействие всех этих факторов может оказать неблагоприятное воздействие на организм персонала рент-геноднагностических кабинетов. Следует отметить, что величина и соотношение указанных факторов не постоянны, а все время изменяются.

'В рентгенодиагностическом кабинете основным профессиональным фактором считается ионизирующее излучение. В последние 15—20 лет происходило постоянное уменьшение уровней излучения на рабочих местах и индивидуальных доз облучения персонала. По данным различных азторов, доза облучения персонала за указанный период снизилась в 3—10 раз. В. Я. Голиков и И. П. Ко-ренков, В. И. Усольцев и соавт. указывают, что в Москве дозы, получаемые врачами, с 1963 по 1978 г. сократились в 5 раз, а получаемые рентге-нолаборантами — в 11 раз. В Ленинграде дозы облучения врачей и рентгенолаборантов уменьшились почти в 3 раза. Это уменьшение объясняется рядом причин. Во-первых тем, что рентгеновские кабинеты оснащаются более современными аппаратами. Большинство таких аппаратов, как РУМ-4, УРДд-110 и АРД-2-110, заменены аппаратами с более совершенной защитой — РУМ-10, РУМ-20, «Диагномакс-125», ТУР-1000, ТУР-700 и др. Если в начале 60-х годов старые аппараты в Москве и Ленинграде составляли более 80% всего парка, то в 1978 г. количество сократилось до нескольких процентов. При этом следует подчеркнуть, что устаревшие аппараты, как правило, используются для снимков, с флюорографическими приставками и т. п. Значительно изменилась структура самих рентгенологических исследований. Так, с 1963

по 1978 г. число рентгеноскопий в Ленинграде уменьшилось более чем в 4 раза. Это существенно повлияло на дозу облучения, поскольку наибольшую дозу облучения персонал получает при рентгеноскопических исследованиях. Улучшились знания персонала вопросов радиационной безопасности. Это привело к тому, что стали применяться более рациональные, с точки зрения защиты, технические режимы работы трубки, лучше использоваться диафрагма, т. е. врачи стали больше работать с диафрагмированным пучком. Среднее время работы трубки при выполнении исследования уменьшилось на 10—15%. Число рентгеновских кабинетов, имеющих отдельные помещения для пульта управления, увеличилось более чем вдвое. Все это и обусловило такое значительное снижение доз облучения персонала рентгенодиа-гностических кабинетов. Однако следует отметить, что, начиная с 1972—1973 г., темп уменьшения доз облучения начал существенно замедляться и к 1976—1977 гг. дозы облучения персонала практически стабилизировались. Это объясняется, с одной стороны, тем, что влияние вышеперечисленных факторов, приводивших к уменьшению доз облучения, постепенно начинает исчерпываться, а с другой — все большее влияние начинает оказывать изменение структуры рентгеноскопических исследований. Так, при постоянном уменьшении количества рентгеноскопий в целом одновременно возрастает количество рентгеноскопий желудочно-кишечного тракта. Общее число рентгеноскопий сокращается только за счет рентгеноскопии грудной клетки. Так, с 1963 по 1978 г. число просвечиваний грудной клетки уменьшилось в 8 раз, а количество рентгеноскопий желудочно-кишечного тракта увеличилось в 1,8 раза. Поскольку доза облучения, получаемая персоналом при исследовании желудочно-кишечного тракта, в десятки раз выше, чем при рентгеноскопии грудной клетки (у врачей, например, в 40—50 раз), то в целом коллективная доза облучения за счет рентгеноскопии почти не уменьшалась, а в последние годы даже начала возрастать. В последние годы расширяется применение специальных исследований, при которых персонал получает значительные дозы облучения (катетеризация сердца, бронхография, ангиография и др.). Так, в последнее пятилетие количество исследований желудочно-кишечного тракта возрастает ежегодно на 2—3%, специальных исследований — на 3—4%. При сохранении такого роста на последующие годы средние дозы облучения персонала рентгенодиагностических кабинетов начнут увеличиваться.

Таким образом, с начала 60-х годов до 1976— 1977 гг. отмечалось систематическое уменьшение доз облучения указанных контингентов. С 1963 по 1977 г. эти дозы в разных регионах страны уменьшились в 3—10 раз, в Ленинграде — почти в 3 раза. Однако к 1978 г. снижение их прекратилось и даже наметилась возможность увеличения средних доз на 1 работника рентгенодиагностиче-ских кабинетов. В настоящее время средние дозы облучения врачей и рентгенолаборантов составляют 10—15% предельно допустимых. Однако в ряде рентгеновских кабинетов дозы облучения еще достаточно высокие — до 0,5 предельно допустимых и более. Последнее в первую очередь относится к кабинетам, где проводится большое количество специализированных исследований. Учитывая это, а также возможность увеличения средней дозы в дальнейшем, следует подчеркнуть следующее: хотя дозы облучения этой категории работающих с источниками ионизирующих излучений ниже предельно допустимых, необходимо продолжать систематическую и целенаправленную работу по уменьшению доз облучения персонала рентгено-диагностических кабинетов.

Улучшение радиационной обстановки и уменьшение доз облучения персонала, увеличение содержания свинца в воздухе рабочей зоны, наличие озона и окислов азота и др. привели к тому, что в последние годы для этих контингентов все большее значение приобретают нерадиационные факторы. Так, в большинстве рентгеновских кабинетов в воздухе обнаруживается свинец. Следует отметить, что его концентрация, особенно в процедурных, до последнего времени постепенно увеличивалась. Наши исследования, проведенные более чем в 150 рентгеновских кабинетах, показали, что в 1971—1973 гг. свинец определялся от следов до 0,1 ПДК и только в отдельных случаях до 0,4 ПДК. В 1977—1978 гг. концентрация свинца в воздухе процедурных составляла от 0,05 до 1 ПДК, а иногда и более. Эти данные подтверждаются и другими авторами (Б. Д. Беркович и Е. В. Волгина; В. И. Королев и соавт.; И. И. Авдеев и соавт.; В. В. Чумаков и М. Л. Белинский). Увеличение содержания свинца в воздухе рентге-нодиагностических кабинетов объясняется тем, что с начала 70-х годов все большее внимание стало уделяться вопросам защиты персонала и особенно пациентов, в связи с чем в кабинетах в большем количестве стала использоваться свинцовая резина. Одновременно во многих рентгеновских кабинетах стали чаще проводиться сложные рентгенологические исследования с участием 3—4 человек одновременно. Это также привело к тому, что существенно увеличилось количество используемых средств индивидуальной защиты из свинцовой резины и значительно возросла интенсивность их использования, что обусловило увеличение концентрации свинца в воздухе процедурных. Мы установили прямую зависимость концентраций свинцовой пыли в воздухе от количества

средств индивидуальной защиты в рентгеновском кабинете и интенсивности их использования.

В кабинетах, где проводится комплекс мероприятий по предупреждению загрязнений свинцом, концентрация его в воздухе уменьшается в 10 раз и более. Там, где содержание свинца в воздухе приближалось к ПДК или превышало его, в моче у части обследованных (54 из 97) обнаружено р свинца от 0,03 до 0,06 мг/л, а содержание порфи-рина в моче у этих лиц составляло 3—5 баллов. Все это свидетельствовало о том, что у отдельных работников рентгеновских кабинетов повышено количество свинца в организме. Сказанное доказывает необходимость повсеместного проведения комплекса мероприятий по уменьшению загрязнения свинцом рентгеновских кабинетов.

Кроме свинца, в воздухе рабочей зоны содержатся озон и окислы азота, о чем свидетельствуют ре- ' зультаты исследований последних лет. В частности, выявлена некоторая тенденция к повышению уровня озона и окислов азота в воздухе процедурных. Так, если в 1971—1973 гг. максимальные концентрации озона и окислов азота составляли соответственно 0,35 и 0,15 ПДК, то в 1977— 1978 гг. — уже 0,5 и 0,3 ПДК. Это можно объяснить отчасти тем, что в рентгеновских кабинетах стали использоваться аппараты с более мощными трубами, а при выполнении рентгенологических исследований стало применяться, как правило, более высокое напряжение. Кроме того, определенную роль сыграло «Инструктивно-методическое письмо» Минздрава СССР от 23/ХП 1964 г. по воп- р росам вентиляции, в котором указывается, что озон и окислы азота в рентгеновских кабинетах отсутствуют. После этого при устройстве вентиляции часто не стали делать вытяжку из нижней зоны. Наши исследования показали, что в кабинетах, имеющих соответствующую всем требованиям вентиляцию с вытяжкой из нижней зоны (при условии, что она работает в течение всего рабочего дня), концентрация озона и окислов азота от следов до 0,06 ПДК. В кабинетах, где такая же вентиляция, но без вытяжки из нижней зоны, уровни озона и окислов азота составляют уже 0,1— 0,3 ПДК. Максимальные концентрации их обнаруживаются в кабинетах без приточно-вытяжной вентиляции.

Концентрации окислов азота и озона не превышают ПДК, однако учитывая то, что на персонал воздействует комплекс профессиональных факторов и нитриты могут существенно усиливать действие озона, необходимо контролировать содержание этих примесей в воздухе рабочей зоны и стремиться к уменьшению их концентрации. В частности, нужно добиваться того, чтобы каждый рентгеновский кабинет имел постоянно функционирую- 4 щую (во время работы аппарата) соответствующую всем требованиям вентиляцию. Следует, по-видимому, вернуться к рекомендации, что вытяжка в рентгеновских кабинетах должна осуществляться из нижней зоны (не выше 70 см от пола). Поэтому

в проект новых санитарных правил для рентгеновских кабинетов справедливо включен раздел «Защита от нерадиационных факторов».

К профессиональным для рентгеновского кабинета факторам следует отнести недостаточность освещенности. В опытах на нескольких группах животных нами установлено, что недостаток света (темнота) усиливает радиопораженность. Так, в наших экспериментах подопытные животные (100 мышей) 23 ч находились в полной темноте и 1 ч при искусственном освещении. Контрольных 100 мышей находились в условиях нормального свето-темнового режима. После 30 сут пребывания в таких условиях животные подвергались облучению в дозе 650 Р (1,68-Ю-1 Кл/кг). После облучения животные находились в таких же условиях, что до облучения. В период с 8-го по 14-й день в подопытной группе погибли 75% животных, а в контрольной — только 58%. К 25-му дню все животные в подопытной группе погибли, а в контрольной 9 были еще живы. С уровнем значимости 5% средняя продолжительность жизни животных в подопытной группе составила 9,67±0,79 дня, а в контрольной — 12,63±1,10 дня. Аналогичные результаты получены на кроликах. Таким образом, в этих опытах отчетливо выявлялось, что темнота является фактором, увеличивающим радио-поражаемость организма.

В литературе имеются данные о том, что уменьшение периода освещенности повышает смертность и уменьшает продолжительность жизни лабора-

торных животных. Предполагается, что это обусловливается дисхронизацией циркадных процессов, а повышение смертности — стрессовыми реакциями (Brown).

Таким образом, условия труда в рентгеновских кабинетах следует рассматривать как комплекс профессиональных факторов, включающий ионизирующее излучение, наличие свинца, озона и окислов азота в воздухе рабочей зоны, недостаточность освещенности и несколько неблагоприятные микроклиматические условия и др.

Существенные изменения радиационно-гигиенн-ческой обстановки в рентгенодиагностических кабинетах требуют перестройки системы контроля за условиями работы в них.

ЛИТЕРАТУРА. Авдеев И. И., Азрильян Я- Л., Поплавский К. К. — Гиг. и сан., 1976, № I.e. 90—9!. Беркович Б. Д., Волгина Е. В. — Вести, рентгенол.,

1969, № 2, с. 84—87. Голиков В. Я-, Коренков И. П. Радиационная защита при использовании ионизирующих излучений. М., 1975. Королев В. И., Березовский Э. И., Фейгин J1. Г. и др. —

Гиг. и сан., 1972, № 2, с. 99—100. Королев В. И. — Воен.-мед. ж., 1978, № 5, с. 54—56. Усольцев В. И., Серебряный В. А. — Гиг. и сан., 1975,

№ 10, с. 38—40. Усольцев В. И., Конкина JI. Ф., Кузин В. И. и др. — Там

же, 1978, № 12, с. 87-89. Чумаков В. В., Белинский М. JI. — Воен.-мед. ж., 1977,

№ 11, с. 64—66. Brown F. М. — Chronobiologia, 1977, v. 4, р. 103.

Поступила 01.12.80

УДК 013.32:6 51.4911-074:543.53

В. А. Павлов, В. В. Романов, В. А. Петру хин, канд. техн. наук Е. И. Андриевский, кандидаты мед. наук О. И. Грибанов и А. С. Игумнов, канд. хим. наук А. П. Малыхин

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИТИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД В ПОДЗЕМНЫЕ ГОРИЗОНТЫ

ВНИИ железнодорожной гигиены ГВСУ МПС СССР, Москва

Известно, что равновесное природное содержание трития (Т) в биосфере Земли составляет около 1,8 кг (В. Ф. Журавлев и И. С. Кацапов). В атмосферном воздухе постоянно содержится примерно 11 г трития, что соответствует активности Ю-5 Ки (Л. А. Перцов), а в организме человека Т, образовавшегося под действием космического излучения, — в среднем Ю-10 Ки (Ю. В. Сивинцев).

Сверхтяжелый изотоп водорода с атомной массой 3, Т является радионуклидом, который образуется под действием космического излучения в верхних слоях атмосферы. Соединяясь с кислородом воздуха, он образует сверхтяжелую воду, в составе молекулы воды (в виде НТО и Т20) перемещается с водой во всех звеньях гидрологического и гидробиохимического цикла биосферы Земли.

Поступление Т в окружающую среду и организм человека связано с естественными природными процессами, указанными выше, и с антропогенной деятельностью его, в частности, в результате работы ядерно-энергетических установок и исследовательских реакторов, а также при проведении термоядерных испытаний в различных земных средах. В результате таких испытаний количество Т в атмосферном воздухе (парах воды) значительно возросло. Пиковые уровни Т над материками, наблюдавшиеся в 1962—1965 г., достигали п-1000 ТЕ [ 1 атом трития \

(ТЕ = 10" атомов протия) > что превышает естественный уровень этого изотопа примерно в 1000 раз.

Биологические н некоторые биофизические особенности действия Т основаны на его ядерно-физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.