методологическое и теоретическое направление в исследовании и описании сложных целостных системных объектов (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин).
В системном подходе выделяются два аспекта: 1) категориальный аппарат описания сложных системных объектов; 2) методы исследования и анализа этих систем. В категориальный аппарат описания сложных системных объектов входит взаимосвязанная система понятий: среда, целесообразность, целостные свойства объектов, элемент, свойство, связи, взаимосвязи, структура, организация, самоорганизация, элемент как система, иерархия систем и ряд других понятий. Исследование, познание сложных системных объектов, раскрытие механизмов их целостности имеет свои сложности, так как они не могут быть расчленены. В таком случае данный объект перестает быть именно объектом, потому что нарушаются связи между его элементами, образующими структуру данной системы, которая определяет целостные ее характеристики. В ходе исторического изучения сложных системных объектов, постепенно в материальной и духовной культуре человечества сформировались методы исследования и познания сложных систем. Среди них: метод восхождения от конкретного к абстрактному; метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, а также ряд специальных методов в зависимости от природы и характера изучаемых систем.
Понятие системного подхода, будучи усвоенное студентами, став их субъективными способностями, позволяют сложить разнородный изучаемый материал в одно единое целое.
Конечно, теоретическое мышление подчиняется законам логики: суждение, умозаключение, понятие той самой логики, которая составляет общественный опыт человечества, выработанный им в ходе многовековой истории, которая, к сожалению, также не является предметом специального усвоения для студентов некоторых вузов. Как целостная система понятий, данный предмет, будучи освоенный обучаемыми, составляет его общую культуру мышления. Все это можно назвать «делом логики».
Системный подход может использоваться не только студентами, как творческое средство преодоления несовершенства существующего учебного плана, но и как сознательный способ его совершенствования преподавательским коллективом вуза [5].
Самое главное состоит в том, что не логика предмета сообразно своим канонам определяет объем и порядок изложения материала, а онтология, системы, ее объективные условия возникновения и развития диктуют место и значение каждого пред-
Библиографический список
мета в общей схеме изучения той или иной системы. В дальнейшей интеграции учебных предметов, объективная логика возникновения, строения и функционирования той или иной конкретной системы полностью поглощает их предметность, интегрирует его в единое слитное содержание - модуль.
Проблема фундаментальности при изучении того или иного объекта (субъекта) в норме переносится с предмета на изучение системы и межсистемных взаимодействий. Глубина изложения того или иного предметного материала трансформируется в адекватность его изложения при раскрытии конкретного механизма строения и функционирования системы последним достижениям науки.
На основании этих, предварительно сформированных теоретических средств, возникает субъективно творческая свободная деятельность в познании механизмов функционирования конкретных систем, а познание всевозможных связей между элементами системы и ее иерархическими уровнями выступает как частный случай решения общей задачи.
В формировании познавательной деятельности, которая на последнем этапе своего становления трансформируется в собственно исследовательскую, должно явиться описание общего строения той профессиональной деятельности, которую студентам предстоит выполнять, а также выделение из общественного опыта способов и средств ее построения и совершенствования в зависимости от конкретных задач и меняющихся условий.
Студентами старших курсов демонстрируются готовые образцы выполнения профессиональной деятельности, которые они совместно с преподавателем выполняют на практике. Постепенно от усвоения готовых форм профессиональной деятельности обучаемый выделяет общую структуру этой деятельности в логическом психологическом и предметном плане. Затем выделяются методологические средства, которые, будучи усвоенные обучаемыми, позволяют им сознательно строить и перестраивать свою профессиональную деятельность в различных областях юриспруденции.
Выделение из человеческой культуры содержания, лежащего в основе познавательных способностей, а также специальных методов, на основании которых можно строить и перестраивать профессиональную деятельность, в соответствии с меняющимися условиями, сознательное овладение этим содержанием в ходе обучения в вузе, дает возможность молодым специалистам поддержать свою профессиональную компетентность на достаточно высоком уровне, а также служит основой ее повышения.
1. Демченко, З.А. Научно-исследовательская школа студента исследователя / З.А. Демченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 12.
2. Ляудис, В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В.Я. Ляудис; под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1989.
3. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986.
4. Швырев, В.С. Научное познание как деятельность. - М.,1991.
5. Анохин, П.К. Теория функциональной системы // Успехи филологических наук. - 1970. - № 1. - Т. 1. Bibliography
1. Demchenko, Z.A. Nauchno-issledovateljskaya shkola studenta issledovatelya / Z.A. Demchenko // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. -№ 12.
2. Lyaudis, V.Ya. Formirovanie uchebnoyj deyateljnosti studentov / V.Ya. Lyaudis; pod red. V.Ya. Lyaudis. - M., 1989.
3. Davihdov, V.V. Problemih razvivayuthegosya obucheniya. - M., 1986.
4. Shvihrev, V.S. Nauchnoe poznanie kak deyateljnostj. - M.,1991.
5. Anokhin, P.K. Teoriya funkcionaljnoyj sistemih // Uspekhi filologicheskikh nauk. - 1970. - № 1. - T. 1.
Статья поступила в редакцию 17.09.14
УДК 371:351
Berezhnova L.N., Tarasov D.Yu. TRENDS OF INTEGRATION OF HIGHER MILITARY EDUCATION TAUGHT BY MILITARY INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS OF RUSSIA INTO THE GLOBAL EDUCATIONAL SPACE. This paper deals with the centering tendencies of integration of science and education in the world community, as well as related areas of improvement of the educational process in the military academies of Ministry of Interior Affairs of Russia. In the course of the research the experience of studying the integration process gained by the authors is presented. The work reveals levels, steps, features of the integrational processes in the field of vocational education.
Key words: international integration of higher education, integrational process, vocational education, system of higher military education.
Л.Н. Бережнова, д-р пед. наук, проф., заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, зав. каф. теории и методики непрерывного профессионального образования в ФГКВОУ ВПО «Санкт-
Петербургский военный институт внутренних войск МВД России», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, преп., ФГКВОУ ВПО «Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В статье рассматриваются центрирующие тенденции интеграции науки и образования в мировом сообществе, а так же связанные с этим направления совершенствования образовательного процесса в военных вузах МВД России, анализируется опыт изучения интеграционных процессов, накопленный исследователями, раскрываются уровни, ступени, черты интеграционных процессов в сфере профессионального образования.
Ключевые слова: международная интеграция высшего образования, интеграционный процесс, профессиональное образование, система высшего военного образования.
Рост международной открытости национальных культур, основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации своеобразно преломляются в системе образования. Высшее образование является важнейшим социальным институтом, живо реагирующим на все общественные изменения и процессы. Содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам», вырабатываемым мировой наукой и техникой.
Глобализация, которая, невзирая на различия во мнениях, представляет собой объективную реальность, повышает роль образования в международной жизни, порождает новые тенденции высшего военного профессионального образования в России.
Важнейшие тенденции, связанные с интеграцией науки и образования в мировом сообществе:
V рост масштабов высшего образования. В разных странах идет стремительный количественный рост студентов вузов. Расширение масштабов высшего образования ставит остро проблемы качества обучения и финансирования. Рост числа студентов вынуждает многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, библиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кадры.
V интернационализация высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Из года в год увеличивается число студентов, исследователей и преподавателей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде. Интернационализация высшего образования представляет собой объективный, динамично развивающийся процесс.
V универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информационной революции и при существующих мировых универсальных коммуникационных системах в виде Интернет. Универсальный характер знаний, мобилизация коллективных усилий международного научного сообщества проявляется в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, в развитии наднациональных организаций, программ и фондов.
Основываясь на указанных доводах, принципиально сформулируем два важных вывода:
1) международная интеграция высшего образования приобретает черты качественно нового этапа - интернационализацию и универсализацию;
2) перспективы интеграции науки и образования обусловливают инновационное развитие общества [1].
У научного сообщества не вызывает сомнений факт - интеграция высшего образования в мировую систему это объективный процесс. Причем важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие её несомненных достоинств: «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность» (В.А. Садовничий) [2].
В этих условиях одним из основных принципов совершенствования образовательного процесса в военных вузах являет-
ся нацеленность на перспективу. Важным критерием успешной реализации этого принципа становится формирование у курсантов военных институтов внутренних войск МВД России не узкоспециальных знаний, а методологически обоснованных, способствующих развитию личности военного специалиста и его адаптации к быстро изменяющимся условиям деятельности.
Реформирование системы военно-профессионального образования в целях достижения её качественного соответствия перспективам развития общества, Вооруженных Сил МО России, внутренних войск МВД России и всей системы высшего профессионального образования страны требует научно-методического обеспечения направлений её преобразования. Строительство внутренних войск МВД России, проводимое с целью получения немногочисленной, но высокоэффективной структуры требует изменения существовавшей системы военного образования. Особо востребованными этот период реформирования становятся подходы, связанные с реализацией межпредметных связей в процессе обучения и интеграцией образовательной (предметной) и исследовательской деятельностей. Реализуя идею обучения военного специалиста в соответствии с предъявляемыми к нему современными требованиями военных институтов ВВ МВД России необходимо учитывать преобладание интеграционных, системных процессов, которые все больше охватывают науку, культуру, образование. Без междисциплинарной интеграции сегодня невозможно решить задачу воспитания целостной личности, имеющей необходимые офицеру-выпускнику компетенции.
Существующие научные исследования свидетельствуют о том, что интеграция представляет собой процесс и результат синтеза ранее разрозненных компонентов в единое целое. Процесс синтеза осуществляется не менее чем с двумя компонентами на основе общих свойств этих компонентов. В строгом смысле интеграция не является чисто теоретическим понятием, правильнее было бы определить его как эмпирическое представление. Интеграция как процесс доступен наблюдению, управляем, открыт преобразованиям. Интеграция различных видов деятельности способствуют разрешению противоречия между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практической деятельности курсанта. С позиций современных требований к содержанию образования будущий военный специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью, оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической деятельности.
Опыт развития интеграционных процессов накоплен разными науками и получил определенное обобщение в методологической литературе. Идеи интеграции образования нашли свое воплощение в работах отечественных ученых B.C. Безруковой,
A.П. Беляевой, М.Н. Берулавы, И.В. Блауберга, В.Н. Воронина, С. Готта, А.Я. Данилюка, В.И. Загвязинского, Н.Г. Кузьменко,
B.В. Левченко, Н.Ф. Масловой, Ю.Н. Семина, Г.Н. Серикова, Ю.С. Тюнникова, А.Д. Урсула, Г.Ф. Федорца, Н.К. Чапаева, Э.Г. Юдина, В.А. Энгельгардта и др., а также зарубежных исследователей Дж.Т. Гетрие, А. Вигфилда, С. Секкера.
Существует множество определений понятия «интеграция». Данный термин произошел от латинского слова integratio - вос-
становление, восполнение и integer - целый; - объединение в целое каких-либо частей, элементов. «Интеграция» определяется как: 1) состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Она понимается как объединение, взаимосвязь элементов, включение в целое в качестве составной части [3]. Элементы образуют «системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей» (В.В. Левченко) [4].
Важнейшую роль играет интеграция в педагогической деятельности. В учебном процессе интеграция представляет собой не просто перенесение знаний из одного предмета в другой, а объединение, взаимосвязь дисциплин, в результате чего они приобретают новое качество. Интеграция в педагогической науке понимается как процесс и результат объединения компонентов содержания образования с целью повышения целостности знаний, умений, навыков обучаемых. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО была утверждена такая трактовка интеграции знаний (органическая взаимосвязь, взаимопроникновение), результатом которой должно стать формирование у учащихся единой интег-ративной картины мира.
Интеграция как педагогическое явление имеет длительную историю своего развития. Основная идея заключена в том, что интеграция - это один из действенных способов совершенствования учебного процесса и развития учащихся. Так, Я.А. Комен-ский требовал осуществлять взаимосвязь учебных предметов как «кратчайшего пути обучения». Дж. Локк считал наложение содержания одного предмета элементами и фактами другого предмета средством, способным не только формировать умения и навыки ученика, но и разнообразить знания о жизни [5]. С этой целью он предлагал связать иностранный язык с географией и историей страны. А. Дистерверг говорил о необходимости межпредметных связей в систематическом изучении дисциплин. По его мнению, естественные связи между учебными предметами способствуют формированию глубоких и прочных знаний, навыков и умений [6].
В отечественной педагогике К.Д. Ушинский предпринял первую попытку теоретического осмысления данной проблемы. Он предложил классификацию межпредметных связей по типу возникающих ассоциаций: по противоположности, по сходству, по порядку времени, по единству места, развитию и т.д. «Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, - полагал он, - дает нам полную власть над нашими знаниями» [7].
Большой вклад в развитие отечественной педагогики в области интеграции дисциплин внесли Н.К. Крупская, П.П. Блонс-кий. Они пытались решить проблему всестороннего изучения явлений, событий с точки зрения комплексного подхода. Н.К. Крупская призывала изучать явления природы и общества в их взаимосвязи, в единстве. Знания, умения, навыки учащихся должны были объединяться вокруг трех ведущих идей - труд, общество, природа [8].
В 60-е годы XX века формируются теоретические основы межпредметных связей. В это время утверждается необходимость использования интегративных процессов в образовании. Интеграция признается важным фактором в формировании мировоззрения учащихся, в развитии их творческих способностей. В дальнейшем делается вывод о том, что интегративные связи способствуют оптимизации обучения, развитию логического мышления учащихся, появлению глубоких, систематических знаний.
В 80-е годы интеграция рассматривается как часть дидактики в комплексном взаимодействии образовательной, воспитательной и развивающей функций. Выявляются общепедагогические, дидактические, методические и психологические аспекты проблемы. Межпредметные связи становятся фундаментом целостного подхода к систематизации знаний, организации учебно-познавательной деятельности и формированию мировоззрения обучаемых. Признается мысль о необходимости установления интегративных связей между элементами системы содержания образования. М.Н. Скаткин пишет: «... необходимо в содержании обучения обеспечить синтез, интеграцию, соединение частей в единое целое» [9].
Интеграция в современном военном ВУЗе ВВ МВД России - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся в единстве с процессами расчленения, размежевания, дифференциации.
Для полного и всестороннего понимания феномена интеграции необходимо рассмотрение уровней интегративного процесса, которые характеризуют степень целостности и объеди-ненности содержания. Чем выше уровень интеграции, тем крепче взаимосвязь компонентов, степень единства частей, тем более целостным является содержание.
Ю.С. Тюнников [10] выделяет три уровня интеграции в педагогическом процессе:
1. Низкий - уровень модернизации, т.к. изменения в исходном содержании учебного предмета и процесса обучения носят в данном случае частный характер. Основные элементы не изменяются, имеют слабую связь между собой, могут быть легко заменены на другие с новым содержанием, при этом структура содержания сохраняет свои первоначальные черты.
2. Средний - комплексирование. В содержании проявляются разносторонние взаимосвязи, интегрированные элементы. Основные изменения на этом уровне характеризуются как формирование «структуры в структуре».
3. Высокий - синтез целостного новообразования. Для этого уровня характерна коренная перестройка ранее сложившегося содержания и синтез принципиально нового дидактического содержания. В процессе интеграции происходит «переспециализация» элементов двух групп, где одни вступают в синтез, а другие способствуют этому. Характерной особенностью структуры содержания является концентрация интегрированных элементов в логической связи между собой в блоки, что обеспечивает преемственное развертывание всего содержания.
А.Д. Урсул [11 ] отмечает, что процесс развития целостности проходит пять ступеней:
1. Совокупность - объединение элементов по общему признаку.
2. Комплексность - начальная форма синтеза.
3. Упорядоченность - появление отношения порядка между элементами.
4. Организация - в процессе возникновения связей между элементами появляются новые свойства (признаки), отсутствовавшие ранее.
5. Система - нарастание связей образует целостное единство, выступающее современной формой синтеза объединяемых компонентов.
По мнению М.Н. Берулавы [12] интеграция может осуществляться на трех уровнях, в основе которых лежат соотношение содержательной и процессуальной сторон интеграции, решаемые посредством её дидактические задачи, а также определенные типы интеграционного взаимодействия.
Первый и самый высший - уровень целостности, завершающийся формированием новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер и имеющей собственный предмет изучения. В качестве основного интегрирующего фактора на данном уровне выступают комплексные (переходные) науки, в основе рассматриваемого уровня интеграции лежит переходный тип интеграции общего и профессионального образования.
Вторым уровнем интеграции содержания образования является уровень дидактического синтеза. Интеграция учебных предметов на данном уровне осуществляется постоянно на базе одного из них. При этом каждый из взаимодействующих предметов в то же время сохраняет свой статус и свои концептуальные основания. Дидактический синтез характеризует не только содержательную интеграцию учебных предметов, но и определяемый ею процессуальный синтез, предполагающий интеграцию форм учебных занятий ряда общеобразовательных дисциплин. Соответственно обязательно будет иметь место и определенная интеграция методов и средств обучения как структурных компонентов процесса обучения. Функции основного интегрирующего фактора на уровне синтеза выполняют общие объекты исследования. Положительными моментами данного межциклового взаимодействия являются: уплотнение и концентрация учебного материала, устраняющая перегрузку учащихся и приводящая к экономии учебного времени, и усиление мотивации.
Самым низким уровнем интеграции общеобразовательных и профессиональных дисциплин является уровень межпредметных связей. Данный уровень характеризуется ассимиляцией инструментария (технического и теоретического), соучаствующего в интеграции учебного предмета с базовым предметом, каждый из которых при этом сохраняет свой суверенитет в учебном процессе. Цель такой интеграции - актуализация знаний учащихся, их обобщение и систематизация. В данном случае
отсутствует интеграция форм учебных занятий, что приводит к недостаточному уровню интеграции содержания образования Процессы, протекающие в системе обучения в военных ВУЗах ВВ МВД России наглядно свидетельствуют, что объединение разнопредметного содержания приводит к появлению новых учебных дисциплин, а затем к дифференциации учебного процесса. Когда мы говорим об интеграции в образовании, то с необходимостью подразумеваем и дифференциацию.
Интеграция по отношению к образованию носит фундаментальный характер, т.е. принадлежит к числу определяющих характеристик образовательного процесса. Представление интеграции как процесса «слияния» различных массивов учебного содержания, имеющее своим результатом новые интегрированные учебные курсы, определяет сегодня одно из направлений практической деятельности по созданию новых интегрированных образовательных систем. Но недостаточно знать, что интеграция - это слияние, важно понять механизмы этого слияния. Интеграция предполагает дифференциацию методов, в соответствии с которыми организуется дидактический процесс в новой интегрированной системе, что отражает суть педагогической деятельности.
Развитие системы высшего военного образования в системе МВД России непосредственно связано с процессом интеграции науки и образования.
Интеграция как процесс восстановления, восполнения целого реализует функции совмещения сущностных свойств научной и образовательной деятельностей, что позволяет получать результаты нового качества в сокращенные временные ресурсы.
В качестве перспективных источников решения задачи интеграции науки и образования рассматриваются направления деятельности, ориентированные на:
• создание условий научного и научно-методического сопровождения внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс;
Библиографический список
• использование результатов исследований кафедр для разработки новых технологий и форм обучения самостоятельной научно-исследовательской работе курсантов;
• расширение инновационной активности и открытости военного института через организацию презентации научных достижений на выставках и форумах, в средствах массовой информации и Интернете.
Одна из задач укрепления интеграции вузовской науки и образования заключается в поиске путей, механизмов и форм осуществления поддержки коллективов кафедр, преподавателей и курсантов, участвующих в научно-исследовательской деятельности.
Необходимо отметить направленность вузовской науки на обеспечение инновационной научной деятельности военного института ВВ МВД России, сохранение фундаментальности подготовки кадров высшей квалификации как одного из приоритета образования [13]. Интеграция науки и высшего образования должна обеспечить повышение качества образования и подготовки научных кадров. Кроме этого обеспечивается повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования.
Итак, следует отметить.
1. Образование и наука являются сегодня ведущими факторами прогресса общества.
2. Интеграция науки и образования в системе военного образования накапливает потенциал для решения следующих задач: достижения уровня образования выпускника-офицера позволяющего в полной мере выполнять обязанности по занимаемой воинской должности в течении первых пяти лет после выпуска.
3. Интеграция науки и образования на современном этапе ориентирована на развитие новых форм организации науки в образовательных учреждениях.
1. Бережнова, Л.Н. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование: монография I под общ. ред. проф. Л.Н. Бережновой. - СПб., 2008.
2. Садовничий, В.А. Университет. Настоящее. Будущее. Выступление на международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». - М., 2000.
3. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь I гл. ред. A.M. Прохоров. - М., 1998.
4. Левченко, В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: дис. д-ра пед. наук. - Самара, 2009.
5. Педагогическое наследие I сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989.
6. Константинов, Н.А. История педагогики I Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М., 1982.
7. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. I сост. В.Я. Струминский. - М., 1947.
8. Гончарова, Н.К. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской I под ред. Н.К. Гончаровой. - М., 1969.
9. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.
10. Тюнников, Ю.С. Методика выявления и описания ингегративных процессов в учебно-воспитательной работе С ПТУ. - М., 1988.
11. Урсул, А.Д. Становление ноосферной науки и устойчивое развитие I А.Д. Урсул, Т.А. Урсул II Безопасность Евразии. - 2004. - № 4.
12. Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретический и методологический аспект. - Томск, 1988.
13. Тарасов, Д.Ю. Профессиональное мировоззрение офицера внутренних войск МВД России - педагогические и гуманитарные составляющие II Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2014. - № 4. - Т. 14.
Bibliography
1. Berezhnova, L.N. Obrazovanie cheloveka v polikuljturnom obthestve: mezhdisciplinarnoe issledovanie: monografiya I pod obth. red. prof. L.N. Berezhnovoyj. - SPb., 2008.
2. Sadovnichiyj, V.A. Universitet. Nastoyathee. Buduthee. Vihstuplenie na mezhdunarodnoyj konferencii universitetov stran SNG «Universitetih i obthestvo». - M., 2000.
3. Prokhorov, A.M. Boljshoyj ehnciklopedicheskiyj slovarj I gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1998.
4. Levchenko, V.V. Integrirovannihyj podkhod k professionaljno-pedagogicheskoyj podgotovke v vuze specialistov dlya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: dis. d-ra ped. nauk. - Samara, 2009.
5. Pedagogicheskoe nasledie I sost. V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskiyj. - M., 1989.
6. Konstantinov, N.A. Istoriya pedagogiki I N.A. Konstantinov, E.N. Medihnskiyj, M.F. Shabaeva. - M., 1982.
7. Ushinskiyj, K.D. Sobranie sochineniyj: v 11 t. I sost. V.Ya. Struminskiyj. - M., 1947.
8. Goncharova, N.K. Pedagogicheskie vzglyadih i deyateljnostj N.K. Krupskoyj I pod red. N.K. Goncharovoyj. - M., 1969.
9. Skatkin, M.N. Problemih sovremennoyj didaktiki. - M., 1984.
10. Tyunnikov, Yu.S. Metodika vihyavleniya i opisaniya ingegrativnihkh processov v uchebno-vospitateljnoyj rabote S PTU. - M., 1988.
11. Ursul, A.D. Stanovlenie noosfernoyj nauki i ustoyjchivoe razvitie I A.D. Ursul, T.A. Ursul II Bezopasnostj Evrazii. - 2004. - № 4.
12. Berulava, M.N. Integraciya soderzhaniya obthego i professionaljnogo obrazovaniya v proftekhuchilithakh. Teoreticheskiyj i metodologicheskiyj aspekt. - Tomsk, 1988.
13. Tarasov, D.Yu. Professionaljnoe mirovozzrenie oficera vnutrennikh voyjsk MVD Rossii - pedagogicheskie i gumanitarnihe sostavlyayuthie II Vestnik Kihrgihzsko-Rossiyjskogo Slavyanskogo universiteta. - 2014. - № 4. - T. 14.
Статья поступила в редакцию 03.09.14