2. "Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) // http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/
3. Горбачева С. М., Проскурина Е. Н., Станкевич А. В. Выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 673-675. — URL https://moluch.ru/archive/124/34295/ (дата обращения: 31.07.2018).
4. Рассел, Джесси Индекс развития человеческого потенциала / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию,
2012. - 84 c.
Sources:
1. "The Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020". Approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2015 No. 497. // https: //min.obrnauki.rf/docu-ments/5930/file/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf
2. "The concept of a nationwide system for identifying and developing young talents" (approved by the President of the Russian Federation on 03.04.2012 No. Pr-827) // http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh /
3. Gorbacheva S. M., Proskurina E. N., Stankevich A. V. Identification, support and development of the creative potential of gifted children // Young Scientist. - 2016. - №20. - p. 673-675. - URL https://moluch.ru/archive/124/34295/ (access date: 07/31/2018).
4. Russell, Jesse Human Development Index / Jesse Russell. - M .: Book on Demand, 2012. - 84 c.
Л.В. Алексахина, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия ФГБОУВО «Керченский государственный морской технологический университет», Россия
L. V. Aleksakhina, candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of enterprise Economics Federal State Educational Institution of Higher Education "Kerch State Maritime Technological University ", Russia ( [email protected], 83656163585)
ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА КАК ЧАСТИ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ1
Аннотация. В статье проведена статистическая оценка динамики объемных и структурных показателей, характеризующих деятельность морского транспортного комплекса РФ и, в частности, Крыма. На основе количественной характеристики результатов деятельности морского транспорта (грузоперевозок, грузооборота и пассажирских перевозок) в динамике продемонстрировано снижение роли морского транспорта в целом по России в долго- и среднесрочной ретроспективе, представлены выявленные тенденции и закономерности в контексте развития морского транспортного комплекса России. Количественно охарактеризовано результаты функционирования регионального морского транспортного комплекса Крыма. Отмечена активная интеграция Крыма в единую транспортную систему России, интенсивное строительство и обновление объектов инфраструктуры в рамках Федеральных целевых программ развития. Обозначена необходимость разработки мер по расширению морских пассажирских перевозок в регионе и созданию условий для формирования морского грузового флота предприятий Крыма в необходимом объеме для опережающего развития морской транспортной инфраструктуры.
Annotation. The article presents a statistical assessment of the dynamics of volume and structural indicators characterizing the activities of the Maritime transport complex of the Russian Federation and, in particular, the Crimea. On the basis of the quantitative characteristics of the results of Maritime transport (freight, freight and passenger traffic) in the dynamics demonstrated the decline in the role of Maritime transport in Russia as a whole in the long - and medium-term retrospective, the identified trends and patterns in the context of the development of the Maritime transport complex of Russia. The results of functioning of the regional sea transport complex of the Crimea are quantitatively characterized. Active integration of Crimea into the unified transport system of Russia, intensive construction and renovation of infrastructure within the framework of Federal targeted development programs were noted. The need to develop measures to expand Maritime passenger transport in the region and create conditions for the formation of the Maritime cargo fleet of enterprises of the Crimea in the required volume for the advanced development of Maritime transport infrastructure.
Ключевые слова: морской транспортный комплекс, развитие, эффективность, тенденции.
Key words: maritime transport complex, development, efficiency, trends.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00057 «Формирование и развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма».
Морской транспорт, являющийся составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и обеспечивающий основную часть внешнеторгового грузооборота страны, от эффективности функционирования которого зависит не только социально-экономическое благополучие, но и национальная безопасность государства, на сегодняшний день, несмотря на большое внимание со стороны Правительства РФ и разработку целого ряда стратегических и программных документов, находится в кризисном состоянии и требует кардинальных институциональных реформ на государственном, федеральном и на региональном уровнях, где проявляется своя региональная специфика.
Цель статьи - на основе доступной информационной базы выявить тенденции и закономерности развития морского транспортного комплекса Республики Крым как части морской транспортной системы России.
Рассмотрим, прежде всего, показатели, характеризующие функционирование и развития морской транспортной системы РФ. Так, на рис. 1 представлена динамика перевозок грузов в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг., по данным которого можно констатировать наличие неустойчивой тенденции к снижению объемов перевозок в натуральном выражении (млн т), при этом объем перевозок в 2017 г. едва превысил объем перевозок, зарегистрированный в 1992 г.
Количественная характеристика тенденций изменения объемов перевозки грузов в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг. представлена в табл.1. Так, на фоне общей тенденции к снижению объемов перевозки грузов всеми видами транспорта со среднегодовым темпом снижения 2,68%, можно констатировать, что именно морской транспорт характеризуется наибольшим снижением объемов перевозки среди других видов транспорта (-5,04% в среднем за год исследуемого периода) и только по трубопроводному виду транспорта наблюдается среднегодовая положительная динамика.
18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
_ 1992 2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
|-1 железнодорожный I-1 автомобильный I-1 трубопроводный
| I морской I-1 внутренний водный ^^В воздушный
—■—Все виды транспорта
Рисунок 1 - Перевозки грузов в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг., млн т Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
Таблица 1 - Показатели динамики объемов перевозки грузов в РФ в разрезе видов транспорта в 19922017 гг.
Базисные темпы роста объемов перевозки грузов в натураль- Среднегодовой
Виды транспорта ном выражении, (+,-), в % к 1992 г. темп приро-
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 ста, %
Транспорт, всего: 50,24 58,25 49,24 52,51 50,87 50,19 50,75 50,74 -2,68
в т.ч. по видам:
-железнодорожный 63,84 77,62 80,00 84,21 83,84 81,04 80,79 77,20 -1,03
-автомобильный 46,10 52,43 41,07 44,20 42,49 42,02 42,60 42,72 -3,34
-трубопроводный 87,54 110,6 7 112,0 4 115,6 3 113,8 3 113,0 9 114,8 9 120,1 7 0,74
-морской 38,46 28,57 40,66 18,68 17,58 20,88 27,47 27,47 -5,04
-внутренний водный 37,99 43,51 33,12 43,83 38,64 39,29 38,31 38,64 -3,73
-воздушный 57,14 57,14 78,57 85,71 92,86 85,71 78,57 85,71 -0,61
Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
Рассматривая структуру объемов перевозки грузов в РФ в 1992 г. и 2017 г. (рис.2, табл.2), возможно констатировать, что доминирует доля перевозок автомобильным транспортом, несмотря на существенное снижение данного показателя за четверть века (допущено наибольшее среднегодовое абсолютное снижение доли перевозок на 0,51 % ежегодно), в связи с расширением доли перевозок трубопроводным (на 0,33 % ежегодно) и
железнодорожным (на 0,22 % ежегодно) видами транспорта. Доля морских перевозок в 2017 г. остается менее 1 %, допустив снижение на 0,27 % за исследуемый период.
1992 г. 2017 г.
□ -железнодорожный
□ -автомобильный
□ -трубопроводный ■ -морской
0 -внутренний водный
□ -железнодорожный
□ -автомобильный
□ -трубопроводный ■ -морской
Ш -внутренний водный
Рисунок 2 - Структура объемов перевозки грузов в РФ в 1992 и 2017 гг.
Источник: составлено автором на основе данных [1,3]
Вместе с этим, следует отметить, что общая динамика грузооборота РФ в тонно-километрах (всеми видами транспорта) положительна (см. данные рис.3 и табл.3). Так, в 2017 г. грузооборот РФ составил 5479 млрд т-км против 4913 млрд т-км в 1992 г., возрастая на 0,44 % ежегодно, что говорит об изменении характеристик транспортно-логистического продукта в части увеличения протяженности маршрутов доставки грузов всеми видами транспорта в целом.
Таблица 2 - Динамика структуры перевозок грузов в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг., %
Виды транспорта Базисный абсолютный прирост (+,-) к 1992 г. в году Среднегодовой абсолютный прирост (снижение)
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Транспорт, всего: в т.ч. по видам: х х х х х х х х х
-железнодорожный 2,82 3,47 6,51 6,29 6,75 6,41 6,17 5,43 0,22
-автомобильный -6,68 -8,09 13,45 12,83 13,36 13,19 13,02 12,80 -0,51
-трубопроводный 4,47 5,41 7,67 7,23 7,45 7,54 7,60 8,23 0,33
-морской -0,14 -0,29 -0,10 -0,37 -0,38 -0,34 -0,27 -0,27 -0,01
-внутренний водный -0,48 -0,50 -0,64 -0,32 -0,47 -0,43 -0,48 -0,47 -0,02
-воздушный 0,00 0,00 0,01 0,01 0,01 0,01 0,00 0,01 0,00
Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
6000 5000 4000 3000 2000
4913 4676 5084 5108 _____ 54'
4751 5080 5198
■^638
1000
1992
2000
2005
железнодорожный морской
Все виды транспорта
2010 2013 2014
I I автомобильный |-1 внутренний водный
2015
2016
2017
трубопроводный воздушный
Рисунок 3 - Грузооборот в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг., млрд т-км Источник: составлено автором на основе данных [1,3]. Таблица 3 - Показатели динамики грузооборота в РФ в разрезе видов транспорта в 1992-2017 гг.
Базисные темпы роста грузооборота в натуральном выражении, (+,-), в % к 1992 Среднегодовой темп
Виды транспорта г. прироста, %
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
Транспорт, всего: 74,05 95,18 96,70 103,48 103,40 103,97 105,80 111,52 0,44
в т.ч. по видам:
-железнодорожный 69,80 94,46 102,24 111,64 116,98 117,23 119,17 126,74 0,95
-автомобильный 59,53 75,49 77,43 97,28 96,11 96,11 96,50 98,44 -0,06
-трубопроводный 89,28 115,28 111,00 117,10 112,91 113,89 115,98 121,85 0,79
-морской 30,12 14,81 24,69 9,88 7,90 10,37 10,62 11,36 -8,33
-внутренний водный 52,21 63,97 39,71 58,82 52,94 47,06 49,26 49,26 -2,79
-воздушный 138,89 155,56 261,11 277,78 288,89 300,00 366,67 422,22 5,93
Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
При этом морской транспорт, напротив, характеризуется тенденцией к снижению объема грузооборота, причём в наибольшей мере по сравнению с другими видами транспорта (среднегодовой тем прироста показателя составил -8,33 %), что позволяет говорить о наличии проблемной ситуации в отрасли морского транспорта при значительной протяженности морских транспортных путей России. Это доказывает и низкая доля морского транспорта в структуре грузооборота РФ, которая к тому же с 1992 г. значительно сократилась, на 7,4 % (см. рис.4).
1992 г. 2017 г.
.2,77
1.22
43,68
40,04
.5,23
-железнодорожный -автомобильный -трубопроводный -морской
-внутренний водный -воздушный
47,73
45,
0.
железнодорожный автомобильный трубопроводный морской
внутренний водный воздушный
0
Рисунок 4 - Структура грузооборота в РФ в 1992 и 2017 гг. Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
Хотя на протяжении 2015-2017 г. можно отметить незначительный (на 0,01 %) прирост доли морского транспорта, что в целом крайне недостаточно, чтобы констатировать наличие качественного сдвига в росте вклада отрасли в создание транспортно-логистического продукта. Анализируя данные табл.2 и табл.4, возможно говорить о том, что происходит снижение доли морского транспорта в структуре грузооборота РФ, причем в большей мере, чем снижение его доли в структуре перевозок грузов, что свидетельствует о сокращении дальности доставки грузов морским транспортом, снижении его роли в транспортной системе и его вклада в создание транспортно-логистического продукта.
Таблица 4 - Динамика структуры грузооборота в РФ по видам транспорта в 1992-2017 гг., %
Виды транспорта Базисный абсолютный прирост грузооборота (+,-) к 1992 г. в году Среднегодовой абсолютный
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 прирост
Транспорт, всего: х х х х х х х х х
в т.ч. по видам:
-железнодорожный -2,30 -0,30 2,29 3,16 5,26 5,11 5,06 5,46 0,218
-автомобильный -1,03 -1,08 -1,04 -0,31 -0,37 -0,40 -0,46 -0,61 -0,024
-трубопроводный 8,99 9,23 6,46 5,75 4,02 4,17 4,20 4,05 0,162
-морской -4,89 -6,96 -6,14 -7,46 -7,61 -7,42 -7,42 -7,40 -0,296
-внутренний водный -0,82 -0,91 -1,63 -1,19 -1,35 -1,52 -1,48 -1,55 -0,062
-воздушный 0,03 0,02 0,06 0,06 0,07 0,07 0,09 0,10 0,004
Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
Оценивая вклад морского транспорта РФ в перевозку пассажиров, отметим, что имеет место положительная динамика показателя в целом за исследуемый период и в особенности с 2013 г. по 2017 г., несмотря на его снижение в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (см. рис. 5), тогда как доля перевозок пассажиров данным видом транспорта незначительна, не превышает и одной десятой доли процента, хотя и наблюдается незначительный рост доли в целом за весь исследуемый период (с 0,02 % до 0,06 %).
Рассматривая данные официальной статистики РФ об изменении пассажирооборота, отметим, что в 1992-2017 гг. пассажирооборот морского транспорта сократился с 0,5 млрд пассажиро-километров до 0,08 млрд пассажиро-километров, что сопровождалось закономерным снижением доли морского транспорта в пассажиро-обороте страны с 0,07 % до 0,01 % за рассматриваемый период, то есть вклад отрасли в создание транспортного продукта невелик и характеризуется снижением.
□ Перевозки пассажиров, млн чел.
Рисунок 5 - Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в РФ в 1992-2017 гг., млн
чел.
Источник: составлено автором на основе данных [1,3].
Интеграция морского транспортного комплекса Крыма в морскую транспортную систему РФ, которая началась в 2014 г., сопровождалась наличием целого ряда проблем, в числе которой экономическая и транспортная блокада Крыма со стороны Украины, а также ряда стран ЕС, усложнение морехозяйственных и транспортно-экономических связей, физический и моральный износ морского флота, невозможность его своевременного обновления, несовершенная региональная логистика и др.
При наличии ряда требующих решения текущих вопросов, введенные санкции после присоединения Крыма к РФ в большей мере отразились на объемах крымских морских перевозок, что выразилось в потере значительной доли грузовых перевозок силами морского транспорта Крыма. Вместе с этим, старт строительства ряда инфраструктурных объектов, финансируемых РФ, обусловило прирост объемов грузопереработки морскими портами Крыма (в частности, Керченскими портами), объема междупортовых перевозок грузов, и, в частности, морских каботажных перевозок в регионе (см. рис. 6).
14000
11503,4
11435,7
9432,4
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2017
■Крымский регион
Рисунок 6 - Объем междупортовых перевозок грузов морским транспортом по Республике Крым и
г. Севастополю, тыс. т Источник: Составлено автором на основе данных [1,2,4].
3762^^
259,4 887,9
1339,2
1428,8
2014 2015 2016
1г. Севастополь Республика Крым -
Однако, несмотря на прирост объемов грузопереревозки, объемы грузоперевозок силами предприятий региона не имели положительной динамики в связи с отсутствием у целого ряда крымских предприятий морского грузового транспорта. Например, у ГУП РК «Крымские морские порты» в период 2014-2017 гг. имела место тенденция к снижению объемов грузоперевозок и пассажирских перевозок (см. рис. 7 и рис. 8).
8000
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
4805,04
5423,3
1ПП1 то
515,4
2014 2015
ЕЗ грузопереработка,тыс.тонн
2016 2017
□ грузоперевозка, тыс. тонн
690,01
Рисунок 7 - Динамика грузопереработки и грузоперевозок ГУП РК «Крымские морские порты» в 2014-2017 гг. Источник: составлено автором на основе данных респондента.
800 700 600 500 400 300 200 100 0
166,25
36,9
2014 2015 2016
перевозка пассажиров, тыс. чел.
2017
Рисунок 8 - Динамика перевозки пассажиров ГУП РК «Крымские морские порты» в 2014-2017 гг. Источник: составлено автором на основе данных респондента.
Итак, на фоне снижения роли и вклада морского транспорта РФ в создание транспортно-логистического продукта при возрастании доли других видов транспорта в грузоперевозки и пассажирские перевозки, в Крымском регионе с 2014 г. имеет место рост объемов морских грузоперевозок (только в 2017 г. допущено незначительное снижение показателя за счет сокращения по Республике Крым, тогда как по г. Севастополю тенденция к росту устойчива), что связано с активной интеграцией Крыма в единую транспортную систему России и интенсивным строительством и обновлением объектов инфраструктуры в рамках Федеральных целевых программ развития. Вместе с этим, требуется разработка мер по расширению морских пассажирских перевозок в регионе и создание условий для формирования морского грузового флота предприятий Крыма в необходимом объеме для опережающего развития морской транспортной инфраструктуры.
Таким образом, учитывая, что для морских держав и особенно для приморских регионов, ключевая роль отводится именно морскому транспорту, который является одним из наиболее экономичных и безопасных средств передвижения, обладает практически неограниченной провозной способностью и непосредственно участвует в интеграции материальных, информационных, финансовых и сервисных логистических потоков, на фоне выявленных тенденций, закономерно связанных с государственной поддержкой развития инфраструктурных объектов Крыма, продиктованной геополитической и экономической необходимостью, актуализируется именно опережающее развитие морской транспортно-логистической системы Крыма как части морской транспортной системы России, что возможно при целенаправленном применении государством специальных мер поддержки с целью формирования Крыма как точки роста и привлечения морскими транспортными предприятиями в перспективе значительных грузо- и пассажиропотоков.
Источники:
1. ЕМИСС государственная статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedstat.ru.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 1326 с.
3. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
4. Севастополь в цифрах. 2016: Стат.сб./Севастопольстат. - Севастополь, 2017. - 86 с.
Sources:
1. EMISS state statistics. - [Electronic resource]. - Access mode: https://fedstat.ru.
2. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016: Stat. Sat / Rosstat. - M., 2016. - 1326 p.
3. Russia in numbers. 2017: Short Stats / Rosstat- M., 2017 - 511 p.
4. Sevastopol in numbers. 2016: Stat.sb / Sevastopolstat. - Sevastopol, 2017. - 86 p.
И.А. Бабалыкова
доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
I.A. Babalykova
Associate professor of the Department of theory accounting, Cand. Econ. Sci., Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
(babalykova. ira@yandex. ru) Т.В. Порубель
студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
T. V. Porubel
student of accounting financial faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
(tanya.porubel@mail. ru) И.А. Свищева
студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
I.A. Svishcheva
student of accounting financial faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin
(tanya.porubel@mail. ru)
ВОПРОСЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье приведены виды оценок основных средств, сформулирована методика раскрытия информации об основных средствах в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Рассмотрен алгоритм отражения фактов хозяйственной жизни в части основных средств на примере конкретной организации. Проведен анализ наличия, состояния, движения, а также эффективности использования основных средств. Изучены способы начисления амортизационных отчислений по основным средствам с учетом мировой практики. Проведена сравнительная характеристика линейного способа, способа списания стоимости по сумме чисел лет срока