Научная статья на тему 'Анализ современного состояния транспортного комплекса России'

Анализ современного состояния транспортного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5355
674
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗООБОРОТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ROAD TRANSPORT / RAILWAY TRANSPORT / FREIGHT TURNOVER / TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдюшева Динара Рамилевна

Приведен анализ текущего состояния транспортной системы России основываясь на данных Федеральной службы государственной статистики. Россия в цифрах 2017 г., в котором представлены основные показатели деятельности транспорта. Изложена динамика данных основных показателей транспортной системы Российской Федерации, отображены сложившиеся тренды и будующие планы развития. Проведенный анализ рассматриваемый автором оценивается, как основа оценки перспектив развития транспортной системы Российской Федерации. Даны рекомендации по совершенствованию транспортного комплекса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PRESENT STATE OF THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA

The current state of the transport system in Russia based on the data of the Federal State Statistics Service has been analyzed. Russia in gures 2017, which presents the main indicators of transport. The dynamics of these basic indicators of the transport system of the Russian Federation is outlined, current trends and future development plans are reected. The analysis analyzed by the author is assessed as the basis for assessing the prospects for the development of the transport system of the Russian Federation. Recommendations for improving the transport complex of Russia are given.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния транспортного комплекса России»

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 339.656.07 JEL L62 DOI 10.26425/1816-4277-2018-8-56-61

Абдюшева Динара Рамилевна АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

аспираш; фГБ°У ВО «^дарттаеш ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

университет управления», г. Москва

e-mail: d.abdyusheva@gmail.com Аннотация. Приведен анализ текущего состояния транспортной системы России

основываясь на данных Федеральной службы государственной статистики. Россия в цифрах - 2017 г., в котором представлены основные показатели деятельности транспорта. Изложена динамика данных основных показателей транспортной системы Российской Федерации, отображены сложившиеся тренды и будующие планы развития. Проведенный анализ рассматриваемый автором оценивается, как основа оценки перспектив развития транспортной системы Российской Федерации. Даны рекомендации по совершенствованию транспортного комплекса России. Ключевые слова: автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, грузооборот, транспортная система, транспортная коммуникация.

ANALYSIS OF THE PRESENT STATE OF THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA

Abstract. The current state of the transport system in Russia based on the data of the Federal State Statistics Service has been analyzed. Russia in figures - 2017, which presents the main indicators of transport. The dynamics of these basic indicators of the transport system of the Russian Federation is outlined, current trends and future development plans are reflected. The analysis analyzed by the author is assessed as the basis for assessing the prospects for the development of the transport system of the Russian Federation. Recommendations for improving the transport complex of Russia are given. Keywords: road transport, railway transport, freight turnover, transport system, transport communication.

Источником формирования транспортно-экспедиционного обслуживания (далее - ТЭО) является транспортная система России, обладающая всеми на сегодняшний день актуальными видами транспорта и реализующая перевозки грузов и пассажиров. Транспортные коммуникации по размещению и структуре в общих чертах в последние десятки лет не удовлетворяют внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, и нуждаются в существенном совершенствовании. Главные показатели деятельности транспорта, основанные на данных Федеральной службы государственной статистики представлены в таблице 1 [5; 6].

Таблица 1

Основные покаатели деятельности транспорта

Показатели Год

1992 2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016

Перевезено грузов транспортом общего пользования, млн т

Железнодорожным 1 640 1 047 1 273 1 312 1 381 1 375 1 329 1 227

Автомобильным (включая ведомственный) 12 750 5 878 6 685 5 236 5 635 5 417 5 041 5 138

© Абдюшева Д.Р., 2018

Abdyusheva Diñara

Postgraduate student, State University of Management, Moscow e-mail: d.abdyusheva@gmail. com

Окончание таблицы 1

Показатели Год

1992 2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016

Магистральным трубопроводным (нефть и нефтепродукты) 947 829 1 048 1 061 1 095 1 078 1 071 1 088

Морским 91 35 26 37 17 16 19 25

Внутренним водным 308 117 134 102 135 119 121 118

Воздушным 1,4 0,8 0,8 1,1 1,2 1,3 1,2 1,1

Грузооборот транспорта общего пользования, млрд т км

Железнодорожного 1 967 1 373 1 858 2 011 2 196 2 301 2 306 2 344

Автомобильного (включая ведомственный) 257 153 194 199 250 247 233 234

Морского 2 146 1 916 2 474 2 382 2 513 2 423 2 444 2 489

Магистрального трубопроводного (нефть и нефтепродукты) 405 122 60 100 40 32 42 43

Внутреннего водного 136 71 87 54 80 72 64 67

Воздушного 1,8 2,5 2,8 4,7 5,0 5,2 5,4 6,6

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн человек

Железнодорожным 2 372 1 419 1 339 947 1 080 1 076 1 025 1 040

Автобусным 24 874 23 001 16 374 13 434 11 587 11 554 11 523 11 296

Легковое такси 266 16 6 30 31 22 27 45

Трамвайным 8 071 7 421 4 123 2 079 1 629 1 551 1 478 1 397

Троллейбусным 8 619 8 759 4 653 2 206 1 735 1 803 1 616 1 483

Метро 3 567 4 186 3 574 3 294 3 491 3 437 3 336 3 312

Морской 9 1,1 1,3 1,5 0,5 6,9 9,6 13,0

Внутренним водным 44 28 21 16 13 13 14 13

Воздушным 63 23 37 59 86 95 94 91

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млрд пассажиро-километров

Железнодорожного 253,2 167,1 172,2 138,9 138,5 130,0 120,6 124,6

Автобусного 212,3 173,7 142,3 140,6 126,0 127,1 126,3 124,3

Легковое такси 3,8 0,2 0,1 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4

Трамвайного 26,0 25,1 13,5 6,7 5,3 5,0 4,8 4,6

Троллейбусного 26,2 28,1 15,0 7,1 5,7 6,4 6,0 5,5

Метро 39,6 46,9 43,4 42,4 45,6 45,4 44,6 44,1

Морской 0,5 0,1 0,09 0,06 0,04 0,07 0,06 0,09

Внутреннего водного 1,9 1,0 0,9 0,8 0,6 0,5 0,5 0,6

Воздушного 117,7 54,0 85,8 147,1 225,2 241,4 226,8 215,6

Источник: [6]

Транспортный комплекс объединяет наземный, воздушный, железнодорожный и водный транспорт страны. Транспорт не имеет отношения к выпускаемой продукции, его функция заключается в передвижении выпускаемой продукции, которое, тем самым, продлевает оборот продукта, что повышает его стоимость на величину транспортных затрат. Чем меньше стоимость перевозок, тем ниже для

покупателя полная стоимость продукта. Все развитые государства имеют обширную транспортную сеть, а отсталые характеризуются малым числом путей сообщения. Транспорт является основой формирования территориального разделения труда. Благодаря транспорту отдельные районы могут иметь специфическую производственную характеристику и специализацию.

В совокупном валовом внутреннем продукте (далее — ВВП) в России продукция транспорта составляет 5 %, а численность работников составляет 6,3 от числа всех занятых [3].

Грузооборот транспорта определяется особенностями ведущих областей экономики:

- добывающая промышленность. Объем добываемой продукции сильно превышает количество материалов, необходимых для производства. Основной вид транспортируемых грузов — сырье, нефть, газ, уголь, металл, руды;

- обрабатывающая промышленность. Она отличается одинаковым уровнем потребления и производимой продукции;

- сельское хозяйство. Характеризуется сезонностью перевозок (уборка продуктов и их заготовка), а также узкой специализацией отдельных районов (зерновые, овощеводческие, мясо-молочные);

- строительная индустрия. Занимается перевозкой строительных материалов (цемент, кирпич, лес, песок, сборные конструкции и т. д.) на небольшие расстояния;

- внешняя и внутренняя торговля. Эта область требует хорошего взаимодействия наземного транспорта с речными и морскими портами, пограничными узлами, складами, терминалами и базами оптовой торговли при ввозе и вывозе товаров.

За последнее десятилетие транспортная отрасль России претерпела множество реорганизаций. Подавляющая часть предприятий транспортного комплекса имеет негосударственную форму собственности от 73 % до 95,8 % (кроме пассажирских автотранспортных предприятий, где основой выступают предприятия государственной и муниципальной формы собственности, которая составляет около 90 %) [1].

Наиболее весомый вклад в развитие транспортой системы в странах, занимающих ведущее положение в мировой экономике, вносит автомобильный транспорт (см. табл. 2). Однако одним из самых удобных и надежных в ТЭО является железнорожный транспорт, что связано с крупной территорией этих государств. Наиболее значимым компонентом транспортно-экспедиционного бизнеса является перевозка грузов. Для обоснованного решения в выборе компании, которая будет осуществлять перевозку грузов, клиент ориентируется на отзывы и рейтинг компании, также рассматиривает популярность и престиж выбранной компании, так как он составляет немаловажную характеристику, по которой ориентируется заказчик, что позволяет ему быть уверенным в выполнении его заказа на соответствующем уровне и получении услуги в надлежащем виде.

Из сравнивнения опыта США и Китая с Россией по перевозке грузов, следует, что в этих странах преобладает железнодорожный транспорт в области перевозки грузов, однако замечена тенденция, что в остальных развитых странах приходится большая доля на автотранспорт (табл. 2). Сильной и весомой поддержкой речного транспорта в Китае является государство, так как оно заинтересовано в развитии этого направления.

Таблица 2

Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте

Страны Вида транспорта

железнодорожный автомобильный морской внутренний водный воздушный трубопроводный

Россия 43,2 4,9 0,8 1,6 0,1 49,4

Германия 21,5 62,8 - 12,5 - 3,3

Китай 19,5 30,6 32,4 15,8 0,1 1,5

США 45,3 32,8 - 8,1 - 13,9

Франция 12,5 76,1 - 4,0 - 7,4

Япония 4,0 63,9 31,9 - 0,2 -

Составлено автором по материалам исследования

Передовыми странами остаются Западная Европа и Япония. В этих странах железнодорожная сеть наиболее соверешенна технически как в области грузоперевозок, так и пассажирских. По сравнению с ними в других странах железная дорога выглядит отсталой и устаревшей. Во многих странах торговая политика сопряжена с морскими и речными пристанями, подъездными железнодорожными путями. В России пока не достигнут тот уровень развитости сети железных дорог, а это могло было стать конкуретным преимуществом нашего государства. Если сравнивать железнодорожный транспорт с автомобильным, то, как показывает опыт, строительство автомобильной дороги по стоимости гораздо ниже и менее затратно по времени, чем строительство железной дороги [2].

Транспортная сеть должна иметь достаточное количество узлов, в которых пересекаются различные виды транспортного сообщения. В узлах происходит перегрузка, выгрузка, загрузка грузов и отправление пассажиров. Узлы должны соответствовать мощности транспортных потоков. Если узел не соответствует мощности, то в определенном месте, городе, пункте будет происходить скопление продукции и пассажиров, которые не могут своевременно распределиться по разным направлениям. И наоборот, если узел будет сверхмощным, то он будет экономически неоправдан, так как все приходящие грузы будут быстро отправляться, и мощность узла не будет полностью использована. Особенное значение имеют узлы, в которых пересекаются различные виды транспорта. Основным фактором, определяющим состояние транспортных узлов, является железнодорожный транспорт.

Будущее развитие транспортного комплекса состоит в следующем:

- развитие транзитного потенциала Российской Федерации (далее - РФ);

- удвоение доли транспортного комплекса в ВВП РФ (до 12-15 %);

- повышение безопасности и доступности транспортных услуг.

Основные направления развития транспортного комплекса:

- развитие высокоскоростного движения на основе современных технологий и технологий будущего;

- проекты развития высокоскоростных магистралей;

- строительство и эксплуатация поездов на магнитном подвесе;

- сверхвысокоскоростные грузоперевозки по технологии hyperloop (англ. «гиперпетля»);

- сверхзвуковые пассажирские воздушные суда в гражданской авиации;

- развитие беспилотных технологий на всех видах транспорта;

- развитие спутниковых систем контроля и управления транспортным комплексом;

- автоматизированная система управления транспортным комплексом - сбор и обработка данных в реальном времени, моделирование работы транспортного комплекса, определение «проблемных мест», оценка эффективности проектов;

- комплексный подход к развитию международных транспортных коридоров.

По сравнению с авиационным, водным и железнодорожным видами транспорта, автомобильный — более гибкий и универсальный в перевозке грузов и пассажиров. Однако автомобильный транспорт не настолько экономически выгоден, так как если проанализировать и произвести просчет перевозки одной тонны груза разными видами транспорта, то автомобильная перевозка обойдется дороже и будет нерентабельна, в отличие от перевозки такого же груза другим видом транспорта, кроме авиационного [2]. При перевозке больших объемов грузов требуются значительные затраты труда, топлива и огромный парк грузовых автомобилей. Доля общепроизводственных расходов на автомобильном транспорте их состаляет около 90 % по сравнению с другими видами, доля которых около 70 %.

По дальним маршрутам перевозки грузов и пассажиров лидирующую позицию занимает железнодорожный транспорт. Тем не менее, безопасность и актуальность доставки важнее скорости транспортировки. Опытные автотранспортные предприятия готовы предложить надежную и своевременную доставку груза на любые расстояния [4]. Преимущества, предлагаемые автотранспортными предприятиями, способствуют вытеснению с рынка железнодорожного транспорта, тем самым обостряя конкуренцию между автомобилистами. Значительные преимущества автотранспорта перед другими видами относятся к качеству обслуживания. Они заключается в высокой мобильности и способности доставки груза от двери к двери вне зависимости от маршрута, высокой скорости, простоте и высоконадежности доставки. С точки зрения протяженности дорог автомобильные дороги примерно в 20 раз превышают железные.

Замечена положительная динамика развития транспортной системы России. На сегодняшний день в общей картине транспортно-экспедиционный бизнес несоответствует экономическим реалиям. Для транспортного бизнеса по сегодняшний день не созданы информационные системы управления товарными и пассажирскими потоками. Также нерешенной задачей осталась несбалансированная пропускная способность транспортных коммуникаций. До конца не реализована задача интермодальности в работе всех видов транспорта. Требования к улучшению качества транспортно-экспедиционного обслуживания растут, а вместе с этим увеличиваются издержки на перевозку грузов. Одна из задач транспортного бизнеса состоит в снижении транспортных издержек, которое, в конечном счете, приведет к положительному решению и удачно скажется на конкурентоспособности российских товаров.

Благоприятные изменения в усовершенствовании основных сфер экономики дают основание полагать, что роль транспортно-экспедиционного бизнеса, являющийся неотъемлемой частью любого производственного процесса, а также производства услуг будет расти. Также наблюдается непрерывный спрос на транспортно-экспедиционные услуги.

Одновременно грузовые перевозки в России низкодоходные, что связано с издержками на выполненную работу.

Железнодорожный транспорт способен конкурировать с автомобильным в области ТЭО, предлагая клиентам различные способы пакетирования для перевозок (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перевозки грузов и грузооборот железнодорожного транспорта общего пользования

Грузооборот Год

2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017

Перевезено грузов всего, млн тонн 1 047 1 273 1 312 1 382 1 421 1 381 1 375 1 329

в контейнерах 10,7 17,4 23,0 26,7 28,1 28,6 30,4 28,6

пакетами 27,5 12,2 14,7 19,4 21,9 22,4 22,1 25,7

Удельный вес контейнеров массой брутто 20 т и более в общем отправлении грузов в контейнерах, % 8,3 3,5 3,0 5,0 7,9 9,8 0 9,9

Общий грузооборот, млрд тонн км 1 373 1 858 2 011 2 128 2 222 2 196 2 301 2 306

Источник: [6]

Железнодорожное транспортно-экспедиционное обслуживание выбирается в основном при перевозке грузов по маршрутам длинной протяженности и на тех участках, где подъездной путь применяется только для железнодорожного транспорта. На сегодняшний момент из-за отсутствия подходящих подъездных путей, кроме автодорожных, обслуживается около 80 % производственных и транспортно-распределительных структур.

В данный момент нет альтернативы автомобильному транспорта для перевозок дорогих грузов на небольшие и средние расстояния для реализации в розничной торговле, строительства и сельскохозяйственного комплекса.

Библиографический список

1. Горин, В. С. Анализ и принципы логистического обслуживания бизнеса и населения / В. С. Горин, А. А. Степанов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2009. - № 1. - С. 82-96.

2. Горин, В. С. Что такое клиентоориентированная стратегия на рынке автотранспортных услуг, и для чего нужен портрет потенциального потребителя? / В. С. Горин, А. А. Степанов, М. А. Фадеева // Вестник Университета. - 2007. - № 11. -С. 5-10.

3. Курская, Т. Н. Анализ транспортно-экспедиционного обслуживания в современной России // Актуальные проблемы. -2015. - С. 182-185.

4. Персианов, В. А. Информатизация управления и автоматизированного решения проектно-плановых задач на транспорта: монография / В. А. Персианов, А. В. Курбатова, А. Г. Липатов. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «ТРАНСЛИТ», 2017. - С. 176.

5. Степанов, А. А. Развитие рынка транспортно-экспедиционного обслуживания в России // Вестник Университета. -2006. - Т. 2, № 15. - С. 142-147.

6. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (дата обращения: 08.01.2018).

References

1. Gorin V. S., Stepanov A. A. Analiz i printsipy logisticheskogo obsluzhivaniya biznesa i naseleniya [Analysis and principles of logistic service to business and the population] // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: economic theory, analysis, practice]. 2009, I. 1, pp. 82-96.

2. Gorin V. S., Stepanov A. A., Fadeeva M. A. Chto takoye kliyentooriyentirovannaya strategiya na rynke avtotransportnykh uslug, i dlya chego nuzhen portret potentsial'nogo potrebitelya? [What is a client-oriented strategy in the market of motor transport services, and why do we need a portrait of a potential consumer?] // Vestnik Universiteta [Bulletin of the University], 2007, I. 11. pp. 5-10.

3. Kurskaya T. N. Analiz transportno-ekspeditsionnogo obsluzhivaniya v sovremennoy Rossii [Analysis of forwarding services in modern Russia] // Aktual'nyye problemy [Actualproblems], 2015, pp. 182-185.

4. Persianov V. A. Informatizatsiya upravleniya i avtomatizirovannogo resheniya proyektno-planovykh zadach na transporta: monografiya [Informatization of management and automated solution of project-planning tasks for transport: monograph] // M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «TRANSLIT» [Moscow: Limited Liability Company «TRAMSLIT»], 2017, p. 176.

5. Stepanov A. A. Razvitiye rynka transportno-ekspeditsionnogo obsluzhivaniya v Rossii [Development of the market offorwarding services in Russia] // Vestnik Universiteta [Bulletin of the University], 2006, T. 2, I. 15, pp. 142-147.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal Service of State Statistics]. Rossiya v tsifrakh - 2017 [Russia in figures - 2017] // Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (accessed 08.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.