Научная статья на тему 'Тенденции и закономерности оплаты труда профессорско-преподавательского состава при подготовке кадров АПК'

Тенденции и закономерности оплаты труда профессорско-преподавательского состава при подготовке кадров АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПРЯМАЯ РЕГРЕССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОХОД / МОДЕЛЬ / ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ РУБЛЯ / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ПРОГНОЗ / БОГАТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова С.Н., Сивак Е.Е., Пашкова М.И., Шлеенко А.В., Белова Т.В.

В статье построены модели по росту дохода в системе образовательной среды ВУЗа, в зависимости от возраста и продолжительности лет работы в этой сфере, по приросту ежегодного дохода в разные периоды, такие как 1985-1989 гг.; 2005-2011 гг.; 2012-2017 гг., с точки зрения покупательской способности рубля, а также до введения в Вузы дорожной карты, т.е. до 90-х годов, в период перестройки и после введения соответственно. Частая смена образовательных стандартов влечет за собой кучу ненужной никому макулатуры и отвлекает от самого процесса формирования творческой личности. Профессию преподавателя престижной и привлекательной для молодого поколения необходимо сделать именно сейчас время пришло. Начинают создаваться проекты пилотного внедрения молодежи в учебный процесс с предварительной их переподготовкой. Возможно это первый шаг, за которым целесообразно разработать программу, соответствующую устойчивому развитию научно-образовательной среды. Дело в том, что в других сферах оплата выше, а ответственности и бумаг гораздо меньше. И та талантливая молодежь, которая себя где-то может реализовать не пойдет на такую оплату в сферу образования, а скорее откроет свой бизнес. Возраст по нашим исследованиям можно разбить на четыре периода, отличающихся динамикой развития: с рождения до 15 лет, с 15 лет до 40 лет; с 40 до 65 лет; свыше 65 лет. Разработаны три модели, как отражение процессов, происходящих в динамике развития общества, с перспективой послекризисного его состояния, описанного четвертой моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкова С.Н., Сивак Е.Е., Пашкова М.И., Шлеенко А.В., Белова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и закономерности оплаты труда профессорско-преподавательского состава при подготовке кадров АПК»

VOLKOVA S.N.

doctor of agricultural sciences, professor, head. department of physics and Mathematics and informaticsFGBOU VO Kursk state agricultural academy, e-mail: volkova_47@mail.ru.

SIVAK EE.,

doctor of Agricultural Sciences, professor, department of standardization and equipment for processing industries FGBOU VO Kursk state agricultural academy, elenasivak77@mail.ru.

PASHKOVA M.I.,

candidate of agricultural sciences, associate professor, department of physics and Mathematics and informatics FGBOU VO Kursk state agricultural academy, e-mail:marina010104@yandex.ru.

SHLEENKO A.V.,

candidate of economic Sciences, associate Professor of examination and management of real estate, mining FGBOU IN "Southwestern State University"; e-mail: shleenko77@mail.ru.

BELOVA TV.,

candidate of economic Sciences, associate professor at the department of finance, credit and accounting, Kursk State University, e-mail: tv_belova@mail.ru.

KRIVAYA T.S.,

undergraduate, FGBOU IN "Southwestern State University" (Kursk) e-mail: ts-krivaya@ yandex.ru.

Essay. The article builds models for the growth of income in the educational environment of the university, depending on the age and length of years of work in this area, the increase in annual income in different periods, such as 1985-1989; 2005-2011; 2012-2017, from the point of view of the purchasing power of the ruble, as well as prior to the introduction of the roadmap to universities, i.e. until the 90s, during the period of perestroika and after the introduction, respectively. Frequent change of educational standards entails a lot of waste paper that is not needed by anyone and distracts from the very process of creative personality formation. The profession of a prestigious and attractive teacher for the younger generation needs to be done right now - the time has come. Projects are being launched to pilot the introduction of youth into the educational process with their preliminary retraining. Perhaps this is the first step, after which it is advisable to develop a program consistent with the sustainable development of the scientific and educational environment. The fact is that in other areas the payment is higher, and the responsibility and papers are much less. And that talented young people who can realize themselves somewhere will not go to such payment in the sphere of education, but rather open their business. According to our research, the age can be divided into four periods with different dynamics of development: from birth to 15 years, from 15 years to 40 years; from 40 to 65 years; over 65 years. Three models have been developed as a reflection of the processes occurring in the dynamics of the development of society, with the prospect of its post-crisis state described by the fourth model.

Keywords: correlation analysis, direct regression, education, income, model, ruble purchasing power, roadmap, forecast, wealth.

Введение. В последние годы наблюдается падение престижа профессии учителя в школе и преподавателя в ВУЗе. Особенно стоит обратить внимание на средний возраст профессорско-преподавательского состава (1111С) в ВУЗе, который составляет 59 лет. Ясно, что необходимо омоложение кадров в прямом смысле этого слова. В чем же причина такого положения преподавателя в сфере образования? Попытаемся разобраться, задавшись целью нашего исследования.

Целью работы является исследование дохода в сфере образования с точки зрения покупательской способности рубля и богатства, в зависимости от возраста, карьерного роста, нагрузки в объеме часов и количества студентов на одного преподавателя.

Материал и методика исследования. Материалом послужила зарплата преподавателей в ВУЗе, нагрузка, различные выплаты, связанные с выполнением дорожной карты (ДК), введенной с 2012 года. Взяв выборку по ППС с 22 лет-

него возраста до 65 лет в разные периоды, определяли зависимость между возрастом и зарплатой, используя корреляционно-регрессионный анализ [1, 2]. Покупательскую способность рубля определили по количеству поездок в общественном транспорте, в пересчете на хлеб (буханки), молоко (литры) и водку (бутылки).

Результаты исследования. Начнем с прогнозного сценария по результатам наших исследований, в который заносим максимально возможный заработок у; - доход на 2019-2020 годы по возрастам х; - лет в сфере образования (таблица 1).

В прогнозном варианте средняя выборочная по возрасту получается 44,4 года, а по доходу в среднем 51,4 тыс. рублей.

15 15

- ,-1 г 666 ; _/' 771

х = —— =-= 44,4; у = —— =-= 51,4

п 15 ' у п 15

С возрастом при правильном трудовом поведении [3] с учетом карьерного роста наблюдается очень тесная связь, переходящая в функциональную между возрастом и доходом, что подтверждается величиной коэффициента корреляции гху=0,98. Модель строим в виде прямой регрессии:

у -51,4 = 1,8155(х - 44,4), т.е.

Таблица 1 - Выборка дохода 1ШС в зависимости от возраста (х; - возраст; у; - доход)

№ п/п х;, года у;, тыс. руб. У; АУ; А 2У1

1 24 12 14,47 2,47 6,1

2 27 14 19,93 5,93 35,16

3 30 21 25,39 4,39 19,27

4 33 31 30,85 -0,15 0,0225

5 36 32 36,31 4,31 18,58

6 39 48 41,77 -6,23 38,81

7 41 50 45,41 -4,59 21,07

8 44 56 50,87 -5,13 26,32

9 47 60 56,33 -3,67 13,47

10 50 66 61,79 -4,21 17,72

11 53 70 67,25 -2,75 7,56

12 56 76 72,71 -3,29 10,82

13 59 77 78,17 1,17 1,37

14 62 78 83,63 5,63 31,69

15 65 80 89,09 9,09 82,63

£ 666 771 - - 330,5925

Возможный максимум:

у= 1,8155 х - 29,2082,

15

XХ1 - X)(у, - у)

где Ьу/X = -= 1,8155 •

X X, - X)2

, =1

Округлив значения до сотых, имеем: у = 1,82 х - 29,21

Ежегодно доход преподавателя по прогнозной модели возрастает на 1,82 тыс. рублей. Мало это или много?

Оценим с точки зрения покупательской способности рубля, предварительно количественно установив точность построенной модели.

Для этого по модели найдем значение У; и

2 • 2

по квадрату отклонений А У1=(У;-у;) сделаем оценку погрешности по формуле:

е =

£а2к.

330,5925

= 4,69 •

п V 15

1р (Р, п) = 1р (0,99; 15) =2,98;

е 4,69

1р -п= = 2,98^ = 3,61.

,=1

у + *,-/= = 51,4 + 3,61 = 55,01 тыс. руб.

у — = 51,4 3,61 = 47,79 тыс. руб.

п

Гарантированный минимум:

£

Гп

Таким образом, в скором будущем по ДК окажется в образовательной системе в среднем заработок от 48 тыс. руб. до 55 тыс. руб.

Оценим ежегодную прибавку по модели в 1,82 тыс. руб. с точки зрения покупательской способности рубля. Поездка в общественном транспорте стоит 15 рублей. В среднем, можно позволить себе дополнительно 121 поездку, или 36,3 литров молока (50 руб. за литр), или 60 буханок хлеба (30 руб. за буханку). Аналогично построим модель по данным 1985 - 1989 годов (таблица 2).

Средний возраст 39,2 года, средний доход ППС - 346 руб. прямая регрессии имеет вид: у = 6,4399 х + 93,5549.

Ежегодный прирост дохода в 6 рублей 44 копейки соответствовал 128 поездкам на авто-644

бусе = 128,8) и 214 на трамвае

644

= 214,6). По продуктам питания: 26,8

литров молока (24 коп. за литр) или 40 буханок хлеба (16 коп. за 1 буханку).

Сопоставив стоимость по продуктам, получается, что подешевело молоко и хлеб относи-

тельно поездок, а именно, в 3 раза дороже стоимость хлеба до перестройки, чем проезд в автобусе (5 коп.).

А сейчас в 2 раза (15 2=30 руб. - стоимость буханки хлеба), а молока в 3,3 раза (15 3,3=50 руб. - за 1 литр).

В переводе на бутылку водки получаем: до перестройки 2 бутылки, а после - 7 бутылок на прирост дохода можно было купить.

Анализируя средний возраст в системе образования, приходим к выводу о том, что передерживаем выпускников и в школе, и в ВУЗе. Раньше школу заканчивали в 16 - 17 лет и в ВУЗе учились 5 лет. Получалось специалист полноценный в 21 -22 года и человек со специальностью приступал к работе, а после училища и раньше. Сейчас школу заканчивают в 18 лет, учеба на бакалавра - 4 года и магистратура (2 года), итого получается 18+6=24 года, т.е. раньше 24 лет преподавать в ВУЗе не получится. Поэтому считаем, что систему образования и школьного, и высшего, следует существенно скорректировать, активизируя усилия на развитие творческих способностей и овладения конкретной профессией в более раннем возрасте, чем это делается сейчас.

Наши расчеты подтверждают слова известной песни, что «Мои года - мое богатство», в том числе и в материальном плане, не говоря о духовном развитии.

Таблица 2 - Выборка дохода ППС в период 1985-1999 гг.

х; 22 25 28 31 34 37 40 50 60 65

у; 120 140 300 350 400 410 420 430 440 450

X = 39,2; у = 346; Гху=0,77.

Таблица 3 - Выборки заработной платы ППС в зависимости от возраста, х; - возраст (года), у; - зарплата (тыс. руб.)

№ п/п XI У1 х - х У -у (XI - х )2 У - у )2 (х - х )(у - у) у1 А у; е;

1 30 9,072 -17,5 -6,4665 306,25 41,8156 113,16375 9,676 0,604 0,062

2 35 12,072 -12,5 -3,4665 156,25 12,0166 43,33125 41,351 0,721 0,064

3 40 12,432 -7,5 -3,1065 56,25 9,6503 23,29875 13,026 0,594 0,048

4 45 14,016 -2,5 -1,5225 6,25 2,3180 3,80625 14,701 0,641 0,043

5 50 18,016 2,5 2,4775 6,25 6,1380 6,19375 16,376 1,640 0,10

6 55 18,502 7,5 2,9625 56,25 8,7823 22,22675 18,051 0,451 0,025

7 60 19,460 12,5 3,9215 156,25 15,3781 49,01875 19,726 0,266 0,013

8 65 20,738 17,5 5,1995 306,25 27,0348 90,99125 21,401 0,603 0,031

£ 380 124,308 0 - 1050 123,1337 352,03 - - 0,386

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представим вашему вниманию еще модель до введения ДК в период с 2009 по 2010 уч. годы (таблица 3) и 2017-2018 гг. (таблица 4) после введения ДК.

х =47,5; 352,03

гху

У =15,54; = 0,97903 «0,98;

359,5697

Ьу/х=0,335; у=0,335 х - 0,374.

У У,

=I £

п

У,

■ 100% [1].

1

Тогда е = - 0,386 100 % = 4,825 %~5 %.

8

Для анализа покупательской способности рубля на период с 2009 по 2010 год имеем: молоко (1л) -30 руб.; хлеб (1 буханка) - 20 руб.; проезд (1 поездка) - 12 руб.; водка (1 бутылка) - 100 руб.

Ежегодный прирост в заработной плате в сфере образования в ВУЗе составил 335 рублей, т.е. 0,335 тыс. руб. переведем это в коли-

335

= 11,16 «11

чество продуктов и поездок: ^

335 335

л молока; —— = 16,75 «16 буханок; —— «28 20 у '12

335

поездок; = 3,35 «3 бутылки.

Таким образом, ситуация до введения ДК самая плачевная в сфере образования. Похо-

жая ситуация наблюдалась и в сельском хозяйстве, и в здравоохранении [4]. В других сферах деятельности оплата была выше. Для улучшения ситуации необходимо что-то было в стране предпринять. И тогда заговорили об эффективности образовательно-научной среды.

Введение ДК было вынужденной мерой, чтобы прекратить усугублять положение ППС, работающих в сфере образования при подготовке кадров АПК.

По покупательской способности рубля и расхождения в зарплатах, в других сферах, как было отмечено в работе [4], не касающихся сельского хозяйства и здравоохранения, картина была не такой плачевной. Наиболее тяжелый период, который успешно был преодолен благодаря своевременному вниманию к системе образования, в целом по стране.

С введением ДК ситуация стала изменяться. Рассмотрим подробно динамику этих изменений. Начнем с построения модели на 2017-2018 учебный год (таблица 4). Покупательскую способность рубля следует укреплять, развивая свое производство, чтобы не зависеть от импорта.

Прямая регрессия имеет вид: у-35,24=1,048 (х-45); у=1,048 х-11,938;

е =

178,8764

= 2,9604 «2,96, что составляет 8

% относительной погрешности.

Таблица 4 - Выборка заработной платы ППС в зависимости от возраста: х; - возраст (года), у - зарплата (тыс. руб.)

№ п/п XI У1 х -х У1 - У X - X )2 У - у )2 х - х )*(у - у) У1 ДУ; Д 2 У

1 24 11,44 -21 -23,80 441 566,4400 499,8 13,214 1,774 3,1471

2 30 21,84 -15 -13,40 225 179,5600 201 19,502 -2,338 5,4662

3 35 25,84 -10 -9,40 100 88,3600 94 24,742 -1,098 1,2056

4 40 33,28 -5 -1,96 25 3,8416 9,8 29,982 -3,298 10,8768

5 45 34,84 0 -0,40 0 0,1600 0 35,222 1,382 1,9093

6 50 37,84 5 2,60 25 6,7600 13 40,462 2,622 6,8749

7 55 40,44 10 5,20 100 27,0400 52 45,702 5,262 27,6886

8 60 50,84 15 15,60 225 243,3600 234 50,942 0,102 0,0104

9 65 60,84 20 25,60 400 655,3600 512 56,182 -4,658 21,6969

I 404 317,20 - - 1541 1770,8816 1615,6 - - 78,8764

_ 1615,6

х =44,8888^45; у =35,24; %= ^ =0,9783 «0,98; Ьу*=1,04841«1,048.

1651,4108

Таблица 5 - Модели роста доходов 1ШС в системе образования высшей школы

Наименование показателя Модель I Модель II Модель III Модель IV

1985-1989 гг. 2009-2010 гг. 2017-2018 гг. 2019-2020 гг.

Уравнение у=6,44х+93,55 у=0,335х-0,374 у=1,048х-11,938 у=1,82х-29,21

Ежегодный прирост, руб. 6,44 335 1048 1820

Хлеб, буханок 40 16 35 60

Молоко, л 26,8 11 21 36,3

Водка, бутылка 2 3 4 7

Проезд, кол-во поездок 128 28 70 121

х возраст, лет 39,2 47,5 45 44,4

у ср. заработок, тыс. руб. 0,346 15,54 35,24 51,4

Из построенной модели видим увеличение ежегодного дохода на 1048 рублей. Переведем в продукты: молоко - 21 литр; хлеб - 35 буханок; водка - 4 бутылки; проезд - 70 поездок.

Для наглядности построенных моделей и их оценки данные сведем в таблицу 5.

Анализ данных таблицы 5 показывает, что относительно ежегодных доходов ППС и их покупательной способности наблюдается положительная динамика. В целом пик минимума приходится на II модель (таблица 5) в период с 2009 по 2010 гг. и максимум по возрасту приходится на этот же период. Единственный показатель, непрерывно возрастающий по доступности в покупательской способности - это водка. Поэтому есть над чем поразмыслить в сфере воспитательной среды и оплаты труда работающего поколения в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение и сельское хозяйство.

Послекризисная модель, представленная в начале работы, а также в таблице 5 моделью IV, имеет положительную динамику по ежегодным доходам, возрастающим в сфере образования, что подтверждает наши расчеты с надежностью 99 %.

Что касается качества продукции и стоимости при оценке окупаемости рубля в разные периоды, соответствующие построенным моделям, то значительный проигрыш по качеству идет. С одной стороны, это связано с достижениями в химической промышленности, а вернее, с охимичиванием продуктов питания, в том числе и продуктов первой необходимости, такими как хлеб, молоко, а с другой стороны, обнищанием части населения, которые готовы покупать даже охимиченные продукты, лишь бы были дешевле. С доходами более менее понятна положительная динамика. Посмотрим с точки зрения нагрузки на преподавателя и перспектив омоложения в научно-образовательной среде. И

хотя с экранов телевизора звучит мажор, в нашей жизни картина немного иная.

Частая смена образовательных стандартов влечет за собой кучу ненужной никому макулатуры и отвлекает от самого процесса формирования творческой личности. Профессию преподавателя престижной и привлекательной для молодого поколения необходимо сделать именно сейчас - время пришло. Начинают создаваться проекты пилотного внедрения молодежи в учебный процесс с предварительной их переподготовкой. Возможно это первый шаг, за которым целесообразно разработать программу, соответствующую устойчивому развитию научно-образовательной среды. Дело в том, что в других сферах оплата выше, а ответственности и бумаг гораздо меньше. И та талантливая молодежь, которая себе где-то может реализовать не пойдет на такую оплату в сферу образования, а скорее откроет свой бизнес. Возраст по нашим исследованиям [5-9] можно разбить на четыре периода, отличающихся динамикой развития: с рождения до 15 лет, с 15 лет до 40 лет; с 40 до 65 лет; свыше 65 лет [10].

Поэтому считаем, что трудовой возраст возраста не имеет, если человек постоянно развивается, что должно быть предусмотрено и образовательными стандартами. Но самый продуктивный возраст в высшей школе от 15 до 65 лет, имеется в виду и обучение, и преподавание. Конечно, непопулярными будут предложения продлить пенсионный возраст до 65 лет, и уменьшить обучение в школе с обязательным овладением профессии, как было раньше, до перестройки, хотя бы на год, два, т.е. до 16-17 лет. Теоретически это следовало бы сделать, но практически, отчасти с вышеизложенными доводами о качестве питания, особенно городского населения не получится. В связи с дальнейшей робототизацией и склонности к компьютерной технике и технологиям, молодежи следует серьезно подумать о новых открывающих-

ся возможностях и в сфере образования, и в сфере производства для открытия новых рабочих мест для совершенно новых профессий.

В результате наших исследований приходим к выводам:

1. Чем выше покупательская способность денежной единицы, тем эффективнее и ощутимее прирост доходности работников в любой сфере, в том числе и в образовательно-научной среде. В те годы, когда покупательская способность рубля была наибольшей, даже при меньшем приросте доходности результативнее работали экономические реформы, проводимые в стране.

2. Реформирование в системе образования привело к дисбалансу между качеством знаний и приобретаемых навыков работы. Сделанный упор в высшей школе на гуманитарность образования и его коммерциализацию, породил псевдонаучность и безответственность в погоне за дипломами и прибылью.

3. Частая смена образовательных стандартов привела к неустойчивой среде в подготовке кадров высшей школы и неспособности молодых специалистов не только ставить перед собой актуальные производственные задачи, но и решать их современными методами.

4. Первые шаги в виде дорожной карты при модернизации образования достигли определенных результатов и выявили направления дальнейшего совершенствования оплаты ППС с целью повышения качества образования и престижа работы в этой научно-образовательной среде.

В заключении отметим динамику роста доходности ППС и заботу государства в развитии и выявлении талантливой молодежи. С поддержкой государства ППС богатеет и не только годами.

Наше богатство - это, прежде всего новые поколения грамотных, здоровых и трудолюби-

вых членов общества. И в этом плане мы богатеем все быстрее и быстрее, поскольку нагрузка на преподавателя увеличивается не зависимо от регалий до 900 часов, а в студентах на одного преподавателя приходится по 5 групп и более дневного отделения, а это 100 и больше человек, и заочного в семестр более 500 человек. И то, что нас не убивает, то закаляет, так говорят оптимисты. Вот только что-то молодежь не очень спешит преподавать. И если ситуацию не изменить в плане нагрузки, то вряд ли ближайшего омоложения можно ожидать в рассматриваемой сфере.

На самом деле увеличивается нагрузка, а оплата в лучшем случае компенсирует ее, т.е. остается с такой нагрузкой, как если бы по-старому за нее платили. Вот если б она действительно возрастала, только не за счет сокращений сотрудников из-за увеличения нагрузки на оставшихся человек, а за счет нужности государству в этой сфере. А то начинают лукавить, а вы зарабатывайте своими разработками. Мало того, что основная работа преподавателя - это работа со студентами по овладению навыками, знаниями и компетенциями. Так надо еще умудриться кучу программ составить (на оставшихся приходится более 10-15 программ), и еще что-то новое разработать и реализовать. На разработку и внедрение в производство уходят годы, сменяются поколения.

Поэтому пришло время во всеуслышание сказать, да «Мои года - мое богатство», но и не надо разрушать систему образования, чтобы она своим «богатством», исходящим от чиновников с их внеплановыми проверками, завалила бы ППС, которые, как настоящие капитаны, до последнего не покидают свой корабль - любимый ВУЗ, и до последней капли крови служат своему Отечеству.

Список использованных источников

1. К вопросу оценки качества прогнозов моделирования экосистем / С.Н. Волкова, Т.И. Романова, М.И. Пашкова и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 3. - С. 38-45.

2. Проблема моделирования и прогнозирования процессов развития социально-экологической системы / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова, А.В. Шлеенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 6. - С. 76-80.

3. Классификация стадий развития систем образования и образовательных услуг / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 4. - С. 68-70.

4. Меньшикова М.А., Крюкова Е.Н. Современные тенденции в сфере организации заработной платы работников Российских предприятий // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 3. - С. 20-22.

5. Сивак Е.Е., Волкова С.Н., Мясоедова М.А. Повышение качества трудового потенциала -основа эффективного управления предприятиями АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 9. - С. 39-41.

6. Формула времени эволюционного развития / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова и др. // В кн.: Наука в современном информационном обществе: материалы V Международной научно-практической конференции. - 2015 г. - North Charleston, USA. - Т.2. - С. 134-136.

7. Волкова С.Н., Мясоедова М.А. Инновационные направления в управлении персоналом на предприятиях АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2011. - № 6. - С. 20-21.

8. Волкова С.Н., Таныгин О.Ф. Концепция прогнозирования состояний социально-экономических систем АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 9. - С.134-139.

9. Шлеенко С.Н., Волкова С.Н., Сивак Е.Е. Моделирование эволюционного развития социально-экономических систем - Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 133-137.

10. Информационно-энергетические матрицы / С.Н. Волкова, М.И. Пашкова, Е.Е. Сивак, С.Н. Кобченко // В кн.: Научное обеспечение агропромышленного производства: материалы Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 379-386.

List of used sources

1. On the issue of assessing the quality of ecosystem modeling forecasts / S.N. Volkova, T.I. Romanova, M.I. Pashkova et al. // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - № 3. -P. 38-45.

2. The problem of modeling and forecasting the development of socio-ecological systems / S.N. Volkova, E.E. Sivak, M.I. Pashkova, A.V. Shleenko // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - № 6.- P. 76-80.

3. Classification of the stages of development of education systems and educational services / S.N. Volkova, E.E. Sivak, M.I. Pashkova et al. // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016.

- № 4.- P. 68-70.

4. Menshikova M.A., Kryukova E.N. Modern trends in the organization of wages of workers of Russian enterprises // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2011. - № 3. - P. 20-22.

5. Sivak, E.E., Volkova, S.N., Myasoedov, MA Improving the quality of labor potential - the basis for effective management of agricultural enterprises // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2013. - № 9. - P. 39-41.

6. The formula of the time of evolutionary development / S.N. Volkova, E.E. Sivak, M.I. Pashkov et al. // In the book: Science in the modern information society: materials of the V International Scientific Practical Conference. - 2015 - North Charleston, USA. - T.2. - P. 134-136.

7. Volkova S.N., Myasoedova M.A. Innovative areas in personnel management at agricultural enterprises // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2011. - № 6. - P. 20-21.

8. Volkova S.N., Tanygin O.F. The concept of forecasting the state of socio-economic systems of the agro-industrial complex // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 9. -Р.134-139.

9. Shleenko S.N., Volkova S.N., Sivak E.E. Modeling the evolutionary development of socioeconomic systems - News of South-West State University. Series: Economy. Sociology. Management.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2013. - № 4. - P. 133-137.

10. Information and energy matrix / S.N. Volkova, M.I. Pashkova, E.E. Sivak, S.N. Kobchenko // In the book: Scientific support of agro-industrial production: materials of the International Scientific and Practical Conference. - 2018. - P. 379-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.