Научная статья на тему 'Классификация стадий развития систем образования и образовательных услуг'

Классификация стадий развития систем образования и образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / СИНЕРГИЗМ / ВРЕМЯ / ПОТОК / РАЗВИТИЕ / ПЕРСОНАЛ / ЛИДЕР / МЕНЕДЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова С.Н., Сивак Е.Е., Пашкова М.И., Шлеенко А.В., Белова Т.В.

Системы образования и образовательных услуг (СО и ОУ) состоят из пяти стадий развития: регрессивной (I), по факту проблем (II), плановой (III), по фактическому состоянию в образовании (IV), мирового класса (V) и классифицируются по трем направлениям: образу действий, движущих сил, ожидаемых результатов. Конечной целью СО и ОУ в России является выход на уровень мирового класса. В статье говорится, каким образом этого можно достичь с любой стадии развития системы образования и образовательных услуг, а достигнув удержать. Выявлены также особенности подготовки персонала для работы на соответствующей стадии развития СО и ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация стадий развития систем образования и образовательных услуг»

УДК 378

КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ВОЛКОВА С.Н.,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и технической механики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: volkova_47@mail.ru.

СИВАК Е.Е.,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры стандартизации и оборудования перерабатывающих производств ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: elenasiwak77@mail.ru тел. (4712) 58-14-03.

ПАШКОВА М.И.,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры математики, физики и технической механики ФГБОУ ВО Курская ГСХА, e-mail: marina010104@yandex.ru.

ШЛЕЕНКО А.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» (Курск), e-mail: shleenko77@mail.ru

БЕЛОВА Т.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансов ФГБОУ ВО Курский государственный университет, email: tv_belova@mail.ru.

Реферат. Системы образования и образовательных услуг (СО и ОУ) состоят из пяти стадий развития: регрессивной (I), по факту проблем (II), плановой (III), по фактическому состоянию в образовании (IV), мирового класса (V) и классифицируются по трем направлениям: образу действий, движущих сил, ожидаемых результатов. Конечной целью СО и ОУ в России является выход на уровень мирового класса. В статье говорится, каким образом этого можно достичь с любой стадии развития системы образования и образовательных услуг, а достигнув - удержать. Выявлены также особенности подготовки персонала для работы на соответствующей стадии развития СО и ОУ.

Ключевые слова: образование, управление, коэффициент эффективного использования, синергизм, время, поток, развитие, персонал, лидер, менеджер.

CLASSIFICATION OF STAGES OF DEVELOPMENT OF EDUCATION AND EDUCATIONAL SERVICES

VOLKOVА S.N.,

doctor of agricultural Sciences, Professor, head of the Department "Mathematics, physics and technical mechanics", Kursk state agricultural Academy, e-mail: volkova_47@mail.ru.

SIVAK E.E.,

doctor of agricultural Sciences, Professor of the Department standardization and OPP Kursk State Agricultural Academy, e-mail: elenasivak77@mail.ru.

PASHKOVA M.I.,

candidate of agricultural sciences, associate professor, department of mathematics, physics and tech-mechanics FGBOU IN «Kursk state agricultural academy», e-mail:marina010104@yandex.ru.

SHLEENKO A.V.,

Candidate of Sciences, Associate Professor, Southwest State University (Kursk) e-mail: shleenko77@mail.ru. BELOVA T.V.,

Candidate of Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Kursk State University, e-mail: tv_belova@mail.ru.

Essay. The system of education and educational services (JI and OC) consists of five stages of development: regressive (I), into the problems of (II), planned (III), according to the actual condition of the formation (IV), a world-class (V) and is classified by three areas: course of action, the driving forces of the expected results. The ultimate goal is to reach world-class level. The article says, how this can be achieved at any stage of development of the education system and educational services, and reaching - hold. Identified as particularly training for working at the appropriate stage of development of CO and OC.

Keywords: education, management, effective utilization rate, synergy, time, flow, development, staff, leader, manager.

Введение. Низкий коэффициент эффективного использования (КЭИ), имеющегося человеческого капитала не позволяет эффективно его использовать в системе образования [1, 2, 3]. Нашей задачей было выявить условия эффективного использования имеющегося кадрового состава и качественно определить значения его КЭИ при этом. Поэтому за показатель перехода от одной стадии развития СО и ОУ к другой был выбран именно КЭИ, а

условия его повышения как разработка комплекса мероприятий для их создания.

Цель исследования. Целью исследования является вывод системы образования на уровень мирового класса с устойчивым удержанием ее на этом уровне.

Материалы и методы. Для выполнения этой цели в современных условиях предлагаем к существующим трем этапам [4] преобразований: готовность образования к пе-

ременам; осуществление перемен; закрепление системы образования на новом уровне эффективности, добавить четвертый этап - прогнозирование рисков, предупреждающих от негативных тенденций, ведущих к старым подходам. Понятно, что без четвертого этапа не достигнуть пятого. Вертикаль четвертого этапа представляет: высокую организационную дисциплину, повышение коэффициента эффективного использования сотрудников [5], повышение конкурентоспособности. Все вышеперечисленное не только предупреждает проблемы, но совершенствует СО и ОУ. С повышением коэффициента эффективного использования появляется возможность плавного перехода на уровень мирового класса. А для закрепления образования на этом уровне необходим комплекс мероприятий по вертикали. Система образования по оказании образовательных услуг должна быть: обучающая, развивающаяся, выходящая в своем развитии на уровень мирового класса, на котором устойчивость обеспечивается определенным соотношением потоков, входящих в ее систему, обучающихся и выходящих из нее.

Результаты и обсуждение. Запишем время работы сотрудника Т через коэффициент эффективного использования К(Х) и начального времени его работы Т0 при 1=0 в конкретной системе образования [6]:

Т=То К() (1)

Коэффициент эффективного использования (КЭИ) системы позволяет записать условие сохранения существующих моделей для различных динамик взаимодействия сотрудника с окружающей средой и условиями работы, а именно [7]:

в

K(t) =

1 +1

A - B

C

(2)

где А - входящих в единицу времени число обучающихся в системе;

В - выходящих в единицу времени число обучающихся из системы;

С - имеющихся в системе число обучающихся;

1- данный момент времени.

Анализируя ситуацию развития процессов СО и ОУ по диагоналям и вертикалям данных в таблице 1 [1], приходим к выводу, что I стадия развития не устраняет проблемы, II стадия устраняет проблемы после их возникновения, III стадия предупреждает проблемы, IV - совершенствует выпускающие кадры, а на V стадии развития совершенствуются сами СО и ОУ.

Причем К(Х) при положительной динамике при различных соотношениях А, В, и С соответствует II, III, IV и V стадии СО и ОУ, а при отрицательной динамике - регрессионному уровню - стадии I.

Анализ деятельности нашей академии на рынке образовательных услуг показывает, что мы находимся на второй стадии развития СО и ОУ с элементами: планового (III) и фактического состояния (IV). Для ускоренного перехода в четвертую стадию необходимо повышение коэффициента эффективного использования имеющихся в академии сотрудников, включая администрацию, профессорско-преподавательский состав (ППС), вместе с обслуживающими их подразделениями. Для этого четко продумать структуру всего состава академии, начиная с кафедр и кончая высшим руководством. Дисциплины. читаемые на кафедрах, не разрывать по факультетам, а сосредоточить на кафедрах с ППС, обладающих базовым образованием по этим дисциплинам и практическим опытом их ведения. Устранить неопределенность с нагрузкой учебно-воспитательной работы, вызывающей дезорганизацию на кафедрах.

Причем для случая А=В (количество поступивших равно количеству закончивших обучение и устроившихся на работу) соответствует предельному значению между уровнем мирового класса и феноменальным достижением.

Модуль в степени определяет синергизм [8] коэффициента эффективного использования системы, который в конечном итоге отражается на всей продуктивности системы в агроинженерии, строительстве и других системах использования.

Остановимся на переходе к более совершенной стратегии образовательных услуг [9].

Как показывает опыт, миновать стадию плановой СО и ОУ проще, чем перейти на нее, т.к. цель планового подхода - повысить эффективность СО и ОУ, а цель обслуживания по фактическому состоянию образования - сохранить объем работ с возможностью дальнейшего развития, формируя развитие самой СО.

При внедрении последней стратегии выявляют и устраняют проблемы, которые снижают производительность СО и ОУ, увеличивают объем безработных и создают угрозу в социуме, сопровождающуюся загрязнениями окружающей среды в виде «социопатий», связанных с наркоманией, алкоголизмом и другими болезнями общества, ведущим к социальному напряжению в обществе.

Поэтому мы и предлагаем для устойчивого развития СО и ОУ, прогнозировать развитие с учетом возможных неопределенностей, вызванных ошибками со стороны руководства (ошибки управления) и окружающей среды (форсмажорные обстоятельства) для их полного предотвращения [10]. Для этого нами и разработаны модели коэффициента эффективного использования СО и ОУ, и найдены соотношения, позволяющие сохранять устойчивость в любой области с положительной динамикой, соответствующие «золотому сечению». Залог успеха совершенствования системы СО и ОУ - в осознании важности этого процесса всеми сотрудниками системы образования и ее руководством [11,12, 13], при создании корпоративной культуры, основанной на доверии и взаимопонимании.

Таблица 1 - Стадии развития систем образования и образовательных услуг (СО и ОУ)

Эффективность СО и ОУ Стадии развития СО и ОУ

регрессивная I по факту проблем II плановая III по фактическому состоянию IV мирового класса V

Ожидаемые результаты Краткосрочная экономия Сверхурочные работы Отсутствие неожиданностей Повышение конкурентоспособности Выход на уровень мирового класса

Движущие силы Соответствие выделенному бюджету Сокращение проблем Предупреждение проблем Повышение коэффициента эффективного использования Развитие

Образ действий Бездействие Реагирование на проблемы Плановое СО и ОУ Высокая организация дисциплины « Обучающаяся» организация

A-B

Выводы. В результате наших исследований приходим к выводам:

1. Разработанные аналитические модели позволяют определить области динамик стадий развития систем образования и образовательных услуг, обусловленные необратимым антропогенным воздействием.

2. Найденные предельные экспоненциальные переходы позволяют обосновать нелинейность взаимодействия коэффициента эффективного использования с возможным выходом на феномен СО и ОУ.

3. Вектор направления КЭИ определяется динамикой времени социального использования системы с учетом ее квалификации, а сила взаимодействия и скорость развития

СО и ОУ определяется по степени КЭИ, которая характеризует синергизм СО и ОУ сложной системы.

4. Исходя из опыта развития системы образования и его функционирования, выгоднее и проще перейти от обслуживания в образовании по факту проблем к обслуживанию по фактическому состоянию самой системы образования, чем к плановому образовательному процессу.

5. Сменив лидерский стиль управления на менеджерский в области управления СО и ОУ при определенном соотношении потоков, достигается стадия развития мирового класса.

6. Для успешной реализации образовательной деятельности и эффективного использования сотрудников необходима определенная их квалификация и концентрация по направлениям соответствующих образовательных программ.

Список использованных источников

1. Семыкин В.А. Научный потенциал Курской ГСХА в инновационном развитии аграрного производства / В.А. Семыкин, И.Я. Пигорев // Аграрная наука - сельскому хозяйству: материалы всеросс. науч. конф. - Ч. 1. - Курск: Изд-во КГСХА, 2009. - С. 8-18.

2. Муха В.Д. Научные достижения в АПК Курской области / В.Д. Муха, И.Я. Пигорев // Вопросы современного земледелия в Центральном Черноземье: материалы науч.-практич. конф. - Курск: Изд-во КГСХА, 2003. - С. 3-5.

3. Пигорев И.Я. Обучение студентов практическим навыкам аграрного производства / И.Я. Пигорев, И.В. Ишков // Модернизация образовательного процесса и проблемы качества образования в вузе: материалы междунар. науч-метод. конф. - Курск: Изд-во КГСХА, 2006. - С. 101-102.

4. Проблемы и пути решения качества трудового потенциала АПК / Е.Е. Сивак, С.Н. Волкова, М.А. Мясоедова, Т.В. Белова: Монография. - Курск, Изд-во: «Деловая полиграфия», 2014. - 154 с.

5. Формула времени эволюционного развития / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова и др. // Материалы V международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе», 26-27 января 2015 г.-. North Charleston, USA . -Т.2.- С.134-136.

6. Прогнозирование регионального развития / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова. А.В. Шлеенко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 6. - С. 9-11.

7. Анализ динамики регионального развития экосистем / С.Н. Волкова, Е.Е. Сивак, М.И. Пашкова и др. // Региональный вестник. -2016. - № 1. - С. 33-37.

8. Volkova S.N., Shleenko A.V., Sivak E.E., Boldyreva T.P. Unbelievable - evident or time definition of hyper cycle of the object under reserakch // Topical areas of fundamental and appliecl research VII., vol. 1.- North Chaleston, USA. - 2015. - P.162-171.

9. Сивак Е.Е., Герасимова В.В., Пашкова М.И. Особенности новаторства и лидерства в АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии.- 2015. - № 7. - С.58-60.

10 Волкова С.Н., Сивак Е.Е., Шлеенко А.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в социально-экономических системах: Монография.- Курск, 2015.- 423 с.

11. Достижение максимальной эффективности в области образовательных услуг / Е.Е. Сивак, С.Н. Волкова, Т.В. Белова и др. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 7. - С. 49-51.

12. Пигорев И.Я. Значение филиалов кафедр в теоретической и практической подготовке студентов (на примере кафедры растениеводства) // Актуальные проблемы обучения и воспитания студентов: материалы междунар. науч.-практич. конф. - Курск: Изд-во КГСХА, 2004. - С. 15-16.

13. Пигорев И.Я., Лебедева О.В. О некоторых аспектах гуманитаризации системы государственного образования (на примере Курской области) // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5. - С. 104-107.

List of sources used

1. Semykin V.A. The scientific potential of the Kursk State Agricultural Academy in the innovative development of agricultural production / V.A. Semykin, I.Y. Pigorev // Agricultural science - agriculture: Proceedings of the conference. - P. 1 - Kursk: Publishing KSAA, 2009. - P. 8-18.

2. Muha V.D. Scientific achievements of the Kursk Region / V.D. Muha, I.Y. Pigorev // Problems of modern agriculture in the Central Black Earth: Proceedings scientific-practical conf. - Kursk: Publishing KSAA, 2003. - P. 3-5.

3. Pigorev I.Y. Teaching students practical skills in agricultural production / I.Y. Pigorev, I.V. Ishkov // Modernization of the educational process and the quality of education problems in high school: Proceedings of the International Scientific Conf. - Kursk: Publishing KSAA, 2006. - P. 101-102.

4. Problems and solutions of quality agribusiness / E.E. Sivak, S.N. Volkova, M.A. Myasoedova, T.V. Belova // Monograph. - Publishing house: Kursk: «Business printing», 2014. - 154 p.

5. Formula evolutionary time / S.N. ^Шота, E.E. Sivak, M.I. Pashkova et al. // Proceedings of the V International scientific-practical conference "Science in the modern information society", 26-27 January 2015 g.-. North Charleston, USA. - T.2.- S.134-136.

6. Prediction of Regional Development / S.N. Volkovа, E.E. Sivak, M.I. Pashkova A.V. C Shleenko // West nickname Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 6. - S. 9-11.

7. Analysis of the dynamics of the regional ecosystem development / S.N. Volkov, E.E. Sivak, M.I. Pashkova et al. // Regional-Gazette. Publishing house: «The Thinker». - 2016. - № 1. - S. 33-37.

8. Volkova S.N., Shleenko A.V., Sivak E.E., Boldyreva T.P. Unbelievable - evident or time definition of hyper cycle of the object under reserakch // Topical areas of fundamental and appliecl research VII, vol.. 1.- North Chaleston, USA. - 2015. - P.162-171.

9. Sivak E.E., Gerasimovа V.V., Pashkovа M.I. Features of innovation and leadership in agribusiness // Bulletin of the Kursk State Agricultural akademii.- 2015. - № 7.- S.58-60.

10. Volkovа S.N., Sivak E.E., Shleenko A.V. Innovation and investment processes management in sotsi-cially-economic systems: Monograph Kursk, 2015.- 423 p.

11. Maximize the effectiveness of educational services / E.E. Sivak, S.N. ^Шота, T.V. Belova et al. // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 7. - S. 49-51.

12. Pigorev I.Y. Meaning departments in branches of theoretical and practical training of students (for example, the department of crop) // Actual problems of training and education of students: Proceedings of the international scientific-practical conf. - Kursk: Publishing KSAA, 2004. - P. 15-16.

13. Pigorev I.Y., Lebedeva O.V. Some aspects of the humanization of the public education system (the Kursk region) // Basic Research. -2008. - № 5. - P. 104-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.