Научная статья на тему 'Тенденции и сущностные характеристики совершенствования образовательных возможностей преподавателей профессионального лицея'

Тенденции и сущностные характеристики совершенствования образовательных возможностей преподавателей профессионального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРИОРИТЕТЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИНАМИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SYSTEM / THE PRIORITIES OF PRIMARY VOCATIONAL EDUCATION / DYNAMIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SELF-DEVELOPMENT OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамочкин В. Н.

В статье нашли обоснование сущностные характеристики, форма организации и структурно-процессуальная модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TENDENCIES AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE PROFESSIONAL COLLEGE TEACHERS

In the article the essential characteristics, form of organization and structural-procedure model of constant development of the professional college teachers' educational potential were analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции и сущностные характеристики совершенствования образовательных возможностей преподавателей профессионального лицея»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

В связи с неуклонным ростом числа преступлений и проявлений, направленных на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды, оправданным представляется введение в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»9 статьи, определяющей ответственность за распространение экстремистских материалов в Интернете. В случае неоднократного размещения экстремистских материалов судом может быть принято решение о прекращении доступа к такому сайту на территории РФ. В течение месяца со дня решения суда все организации, предоставляющие услуги доступа в сеть на территории России, будут обязаны принять меры по блокированию этого сайта.

Необходимо создавать базу для разработки новых, отдельных законов в области средств массовой информации: «Об основах экономических отношений в сфере массо-

вой информации», «Об электронных СМИ», «О праве на доступ к информации», «О лицензировании теле- и радиовещания в условиях перехода на цифровой формат», «Об общественном (публичном) ТВ и радио», «О вещании через спутник», «О кабельном вещании» и «О распространении массовой информации в сети Интернет».

1 См.: Российская газета. — № 32. — 8 февраля. — 1992.

2 Далее — закон о СМИ.

3 Федотов М.А. Регулирование СМИ: Диспансеризация закона // Ведомости. — № 24. — 11 февраля. — 2009.

4 СЗ РФ. 3 декабря 2007. - № 49. - Ст. 6221.

5 СЗ РФ. 5 декабря 1994. - № 32. - Ст. 3301.

6 СЗ РФ. 24 декабря 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

7 СЗ РФ. 17 июня 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8 СЗ РФ. 7 августа 2000. - № 32. - Ст. 3340.

9 СЗ РФ. 29 июля 2002. - № 30. - Ст. 3031.

ТЕНДЕНЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

В.Н. ТАМОЧКИН

Директор железнодорожного колледжа города Тюмени

Аннотация. В статье нашли обоснование сущностные характеристики, форма организации и структурно-процессуальная модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

Ключевые слова: базовое профессиональное образование, образовательная система, приоритеты начального профессионального образования, динамизм образовательной среды, саморазвитие студентов.

DEVELOPMENT OF TENDENCIES AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS

OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE PROFESSIONAL COLLEGE

TEACHERS

V.N. TAMOCHKIN

Annotation. In the article the essential characteristics, form of organization and structural-procedure model of constant development of the professional college teachers' educational potential were analyzed.

Key words: primary vocational education, educational system, the priorities of primary vocational education, dynamic educational environment, self-development of the students.

Современный этап деятельности учреждений начального профессионального образования характеризуется переходом к функционированию в условиях рыночной экономики. Для него присущи поиск путей успешной адаптации системы НПО к постоянно меняющимся требованиям образовательной среды, выработка стратегии реформирования деятельности учреждений начального профессионального образования на основе национального и мирового опыта развития профессиональной школы.

На данном этапе активно формируются новые подходы, идеи эволюционного развития базового профессионального образования, ориентированные на усиление общекультурной гуманитарной направленности образования, преодоление его технократического характера; дальнейшую интеграцию образования в общество, рынки труда; усиление «че-ловекосберегающей» функции образования; обеспечение приоритета фундаментальных знаний как основы образованности; информатизацию образо-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

вания; экологизацию образования; повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования. В концентрированном виде данные идеи представлены в концепции модернизации образования в России. Дальнейшее развитие образовательной системы предъявляет преподавателям профессионального лицея требования профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, высокого уровня адаптации к постоянно меняющимся условиям образовательной деятельности.

На основе проведенного анализа в качестве приоритетных тенденций, обеспечивающих успешное функционирование и развитие учреждений начального профессионального образования в постоянно меняющихся условиях осуществления образовательной деятельности, нами выделены:

1. Динамизм образовательной среды, рассматриваемый как ее направленность на развитие, характеризующееся неустойчивостью, стремлением к переходу в новое состояние, выработкой новых условий и тенденций и обусловливающий актуализацию противоречий функционирования образовательных систем, их структурную перестройку, корректировку цели, содержания, форм и методов осуществления образовательной деятельности на основе новых концепций, парадигмы.

2. Непрерывный характер развития образования, понимаемый нами как тенденция, содержанием которой является создание образовательных условий, обеспечивающих непрерывность развития образовательного потенциала субъектов и объектов рассматриваемого вида деятельности.

3. Качество обучения персонала как основной императив развития. Данная тенденция обусловливает реализацию парадигмы личностно-ориентированно-го образования, конечной целью которого является развитие творческого потенциала человека в процессе форм образовательной деятельности, а результатом является включение человека в социальный прогресс в качестве субъекта социальной эволюции, в конкретном его проявлении источником развития профессионально-образовательной и профессиональной системы.

4. Переход от интрафункционального содержания профессиональной деятельности преподавателя (квалификация) к экстрафункциональному (компетенции) за счет включения социального и личностного компонентов. Выделенная нами тенденция применительно к профессионально-образовательной деятельности направлена, с одной стороны, на расширение существующей системы ЗУНов как результата подготовки профессиональных работников и обусловлена динамизмом рынка труда, наличие ситуации неопределенности процесса профессионального самоопределения выпускников профессиональной школы, а с другой — необходимостью расширения спектра знаний преподавателей в связи с появлением новых условий и требований образовательной деятельнос-

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ти и умением их применять в новой образовательной практике.

В составе образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея нами выделены профессиональные способности, возможности и средства их развития. При этом способности определяют перспективу, ориентированы на совершенствование образовательной деятельности, а возможности связаны с ограничением способностей, профессиональной компетентности, индивидуальной перспективы развития преподавателей профессионального лицея. В качестве средств развития образовательных способностей выступает совокупность способов самостоятельной деятельности, ориентированной на саморазвитие, самоопределение, самореализацию.

Целью непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей является достижение состояния, позволяющего успешно адаптироваться к актуальным и вновь возникающим требованиям образовательной среды. Содержанием цели непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея является создание обучающей среды, повышение образовательных возможностей участников процесса, ресурсное его обеспечение, позволяющих достигать все новые состояния образовательного потенциала преподавателей, адекватно обеспечивающие развитие лицея в условиях динамической образовательной среды. Источниками саморазвития являются противоречия между: динамизмом образовательной среды и консервативным характером развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея в целом; объективно и нормативно необходимым уровнем развития образовательного потенциала преподавателей и реальным его состоянием; образовательными потребностями преподавателей лицея и требованиями образовательной среды. Кроме того, в научной мысли подчеркивается, что источником саморазвития является борьба противоположностей, в данном случае устойчивости и изменчивости. Нами выделены два фактора, детерминирующих непрерывный характер развития образовательного потенциала, внешнего и внутреннего по отношению к процессу развития. Внешним фактором является динамизм образовательной среды. Подвижность среды проявляется в смене ее состояний, что в свою очередь порождает новые условия и требования осуществления образовательной деятельности. Внутренним фактором саморазвития является потребность в профессиональном самоопределении на основе самооценки, самоактуализации, самореализации и самоорганизации. Внутренняя потребность в саморазвитии является объективной сущностью человека наряду с такими функциями, как поддержание жизнедеятельности организма и воспроизводство себе подобных. «Пуск» осуществляется по следующей схеме: наличие задатков — неосознанная потребность в данном виде профессио-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нальной деятельности — осознание потребности в профессиональном самоопределении в данном виде деятельности — осознанно реализуемая потребность в профессиональной самореализации, проявляющаяся как внутренний мотив деятельности.

В составе сущностных характеристик непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея мы выделили следующие принципы данного явления: принцип повышения квалификации; принцип оптимального сочетания самообразовательной деятельности и формы ее организации; принцип регулируемого эволюционирования.

Принцип непрерывного повышения квалификации ориентирован на сочетание следующих форм: повышение квалификации в системе дополнительного образования, в рамках учреждений начального профессионального образования, в процессе самообразовательной деятельности. Основой принципа является осознанная и реализуемая потребность преподавателей в повышении своей квалификации в соответствии с новыми условиями и требованиями образовательной среды, а также требования системы НПО к нормативной готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности.

Принцип оптимального сочетания самообразовательной деятельности преподавателей лицея и формы ее организации. Данный принцип наиболее успешно реализуется в рамках обучающейся организации, стратегически планируемым и реализуемым направлением которой является непрерывное развитие образовательного потенциала субъектов профессиональной деятельности.

Принцип регулируемого эволюционирования является методологической основой развития образовательных систем, обосновывающих его эволюционный, регулируемый характер [2].

Под механизмом в гуманитарных науках обычно понимают совокупность промежуточных состояний и процессов, которые претерпевают какое-либо явление. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка, компенсаторные действия, противоречие, которые в чем-либо определяют формирование другого психического свойства или характеристик поведения индивида, а также последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление. В соответствии с данным определением под механизмом непрерывного развития образовательного

потенциала преподавателей профессионального лицея мы понимаем выделение и достижение последовательных состояний образовательного потенциала, определяющих непрерывный характер его развития. Таковыми состояниями в нашем исследовании являются «обучаемая организация» — «обучающаяся организация» — «самообучающаяся организация».

Выделение объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, обусловливающих непрерывный характер развития образовательного потенциала преподавателей лицея, позволило нам определить его направления.

В качестве первого направления выделяем процесс организационно-педагогического содействия непрерывному развитию образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея. В качестве второго направления нами выделен процесс самостоятельной деятельности по развитию образовательных возможностей участников процесса. Третьим направлением является развитие средств, адекватно обеспе-чивающихпроцессыорганизационно-педагогического содействия саморазвитию и процесс самостоятельной деятельности участников по развитию своих профессионально-образовательных возможностей.

Таким образом, выделение тенденций, обусловливающих непрерывный характер развития субъектов образовательной деятельности, позволило обосновать сущностные характеристики процесса непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея. Это, в свою очередь, дало возможность обосновать форму организации и структурно-процессуальную модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.

Литература

1. ИльясовД.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

2. Костыко Г.С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект: Автореф. дис... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1999. — 24 с.

3. Техническое и профессиональное образование и обучение в XXI веке. Рекомендации ЮНЕСКО и Международной организации труда [Текст]. — М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. — 83 с.

4. Саранов А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика. — Волгоград: Перемена, 2000. — 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.