Научная статья на тему 'Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея'

Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕНДЕНЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ / ОБУЧАЕМАЯ / ОБУЧАЮЩАЯСЯ / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CONTINUOUS DEVELOPMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL / TENDENCY OF CONTINUOUS DEVELOPMENT / THE TRAINING ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамочкин Виктор Николаевич

В статье рассматриваются методологические основы, механизм и формы непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея. В качестве методологической основы выступает принцип регулируемого эволюционирования, механизм включает субъективные и объективные факторы и их взаимодействие, а в качестве эффективной формы непрерывного развития выступает «обучающаяся организация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамочкин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous development of educational potential professional lycée's teachers

There are methodological bases, the mechanism and forms of continuous development of educational potential of professional lycée are considered in the article. As a methodological basis the principle regulated of evolutional acts, the mechanism includes both subjective and objective factors and their interaction, and as the effective form of continuous development «the training organisation» acts.

Текст научной работы на тему «Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея»

УДК 377.111.3 ББК 74.00я73

Тамочкин Виктор Николаевич соискатель г. Тюмень Tamochkin Viktor Nikolaevich

Applicant for a Degree Tyumen

Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея Continuous Development of Vocational School Teachers’

Educational Potential

В статье рассматриваются методологические основы, механизм и формы непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея. В качестве методологической основы выступает принцип регулируемого эволюционирования, механизм включает субъективные и объективные факторы и их взаимодействие, а в качестве эффективной формы непрерывного развития выступает «обучающаяся организация».

The methodological bases, the mechanism and forms of continuous development of a vocational school educational potential are considered in the article. As a methodological basis the principle of regulated evolution is considered, the mechanism includes both subjective and objective factors and their interaction, and «the training organization» acts as an effective form of continuous development.

Ключевые слова: непрерывное развитие, образовательный потенциал, тенденции непрерывного развития, обучаемая, обучающаяся, самообучающаяся организация.

Key words: continuous development, educational potential, tendency of continuous development, the training organization.

Непрерывный характер развития общества обусловливает непрерывность

развития субъектов данного процесса. Приоритетом и источником развития общества является развитие потенциала личности, включение человека в этот процесс в качестве субъекта социальной эволюции.

В соответствии с этим положением необходимым является научное обоснование механизма перехода от дискретного состояния к непрерывному в деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом. Направлением вектора непрерывного развития детерминируют следующие тенденции: динамизм образовательной среды, непрерывный характер образования, выделение качества обучения персонала как основного императива развития, переход от квалификационного содержания подготовки профессиональных кадров, деятельности преподавателя к компетентностному.

В составе выделенных тенденций приоритетными с точки зрения проводимого нами исследования являются непрерывный характер развития образования, ориентированный на смену парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование через всю жизнь» и выделение качества обучения персонала как основного императива развития организации.

Обоснование их влияния на процесс развития субъектов образовательной деятельности осуществлялось нами на основе следующих принципов:

1. Принцип регулируемого эволюционирования.

Рассмотрение принципа регулируемого эволюционирования на методологическом уровне в наиболее общем плане состоит в том, чтобы при проектировании образцов своего взаимодействия с системой следует руководствоваться уже известными и проявляемыми системой свойствами. Соотношение информации и энтропии обусловливает целесообразность (или нецелесообразность) «вмешательств» в естественный характер эволюционирования объективной реальности. Это означает, что соответствующие воздействия на характер эволюционирующих объектов будут носить адресный и заранее запланированных характер. Целенаправленные изменения в процесс функционирования образовательного учреждения вносятся тогда, когда возникают объективные обоснования для этого. Основанием могут быть: потребности участников образовательного процесса в использовании каких-то средств его осуществления; готовность педагогов квалифицированно использовать в образовательном процессе педагогические технологии; согласованность педагогических инициатив с проводимой в учреждении начального профессионального образования образовательной политикой и востребованность этих инициатив со стороны потребителей образовательных услуг; наличие в образовательном учреждении соответствующего учебно-методического оснащения и оборудования.

2. Принцип построения обучающей организации.

Его реализация предполагает опору на дискуссию, равноправное участие членов организации, поощрение различных точек зрения, диалог, не обязательно имеющий научное обоснование, использование базы данных, созданной са-

мими участниками, сформирование общего, разделяемого всеми, опыта, создание условий для получения неожиданных результатов, с целью отхода от известных направлений работы, поиск не существующих ранее возможностей развития.

Нами высказана идея о том, что процессом и результатом постоянного развития образовательного учреждения может стать его трансформация в статус « обучающейся организации».

Под обучающейся организацией понимается организация, стратегическим и реализуемым направлением деятельности которой, наряду с выполнением основной функции является повышение своего потенциала до уровня, позволяющего организации эффективно функционировать и развиваться, под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

По мнению зарубежных ученых качество обучения персонала сегодня вытеснило понятие прибыльности и разделения рынка как основных императивов управления. Большая востребованность в знаниях по организации и проведению обучению персонала, отвечающего сегодняшним требованиям привело к разработке целого ряда теорий, подходов, представленных в публикациях по организационному обучению, профессионализму, профессиональной компетентности, теории действия, рефлексивной практике и т. д.

Сущностными характеристиками обучающейся организации являются:

1. Обучающаяся организация - это организация, которая способствует обучению всех своих членов и находится в процессе постоянного самопреобра-зования.

2. Организация, которая постоянно обучается и преобразует себя, а обучение имеет место на уровне отдельных индивидов, в командах, во всей организации. Данная идея является определяющей объективно существующей тенденцией, а именно: организация, реализующая образовательную функцию в качестве цели и результата своей профессиональной деятельности должна уметь и желать обучаться. Системно организованная рефлексивная, самообразовательная деятельность позволяет учреждению не только эффективно функ-

ционировать, но и развиваться, а значит быть более конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.

3. Обучение представляет собой непрерывный, стратегически используемый процесс, интегрированный в работу и происходящий параллельно с ней.

4. Организация обучается только через обучающихся индивидов.

5. Обязательным является формирование рефлексивного стиля мышления, содержанием которого являются следующие положения: а) от видения частей к видению целого; б) от рассмотрения людей как реактивных реципиентов к их пониманию как активных участников процесса; в) от реагирования на настоящее к созиданию будущего [5].

6. Для построения и функционирования обучающейся организации необходимо: создание и поддержка постоянных обучающих возможностей на всех уровнях организации; исследование и диалог; сотрудничество и обучение в командах; формирование общего для всей организации стиля мышления; коллективное видение направлений развития и взаимодействия организации с образовательной средой.

Американский ученый Н.Диксон выделяет семь принципов построения обучающейся организации: опора на дискуссии, а не на речи; равноправное участие членов организации; поощрение различных точек зрения; диалог, не обязательно имеющий научное обоснование; использование базы данных, созданной самими участниками; формирование общего, разделяемого всеми опыта; создание условий для неожиданных результатов, с целью отхода от известных направлений работы, поиска не существующих ранее возможностей [5].

Важным для понимания сущностной природы непрерывного развития является обоснование его механизма. Под механизмом в гуманитарных науках обычно понимают совокупность промежуточных состояний и процессов, которые претерпевают какое-либо явление. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка, компенсаторные действия, противоречие, которые в чем-либо определяют формирование другого психического свойства или характеристик поведения индивида, а также последовательность

состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление. В соответствии с данным определением под механизмом непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея мы понимаем выделение и достижение последовательных состояний в развитии образовательного потенциала, определяющих непрерывный характер данного процесса.

Внутренним фактором саморазвития является потребность в профессиональном самоопределении.

Профессиональная самореализация является одной из основных потребностей в жизни и деятельности человека. Ее результаты во многом определяют социальный статус человека, дают возможности для обеспечения жизнедеятельности семьи и своей собственной, занять соответствующее место в профессиональном коллективе, быть более конкурентоспособным на рынке труда. Кроме того, самореализация профессиональных способностей является субъективной основой для преодоления ограничений профессиональной компетентности и развития индивидуального потенциала.

Самореализация осуществляется по следующей схеме: наличие задатков -неосознанная потребность в данном виде профессиональной деятельности -осознание потребности в профессиональном самоопределении в данном виде деятельности - осознанно реализуемая потребность в профессиональной самореализации, проявляющаяся как внутренний мотив деятельности.

Выделение объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, обуславливающих непрерывный характер развития образовательного потенциала позволил нам определить состав данного процесса.

В качестве первого субъекта мы выделяем процесс организационнопедагогического содействия непрерывному развитию образовательного потенциала профессионального лицея.

В качестве второго субъекта нами выделен процесс самостоятельной деятельности по развитию образовательных возможностей участников процесса, включающий следующие этапы: осознание необходимости развития своих профессионально-образовательных возможностей.

В качестве третьего субъекта выступает процесс развития средств, адекватно обеспечивающих процессы организационно-педагогического содействия саморазвитию и процесс самостоятельной деятельности участников по развитию своих профессионально-образовательных возможностей.

В соответствии с этим нами определена следующая логика процесса непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея:

1. Образовательный потенциал преподавателей профессионального лицея понимается нами как совокупность возможностей и средств эффективного осуществления функций в условиях учреждения начального профессионального образования повышенного вида.

2. Непрерывное развитие образовательного потенциала преподавателей лицея предполагает создание развивающей среды, осуществление образовательной и самообразовательной деятельности по повышению образовательных возможностей участников процесса, создание интегративной целостности средств, обеспечивающих непрерывность его развития.

3. Факторами, детерминирующими объективный, непрерывный характер развития являются: динамизм образовательной среды; наличие основных условий и требований осуществления профессионально - образовательной деятельности.

4. Факторами, детерминирующими субъективно - непрерывный характер развития, являются осознанная потребность в развитии и реализации индивидуальных профессионально - педагогических возможностей, а также степень соответствия личных профессиональных возможностей и нормативных требований к осуществлению профессионально - образовательной деятельности.

5. Источниками непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея являются противоречия: между динамизмом образовательной среды и консервативным характером его развития; между потребностями и возможностями развития индивидуального образовательного потен-

циала преподавателей лицея; между нормативно и объективно необходимым уровнем профессиональной компетентности преподавателей лицея и ее реальным состоянием.

6. Формой непрерывного развития образовательного потенциала профессионального лицея является обучающая организация.

Библиографический список

1. Весна, М.А. Педагогическая синергетика [Текст] / М.А. Весна. - Курган: Изд-во

КГУ, 2001.- 405 с.

2. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике [Текст]/ Д.Ф.Ильясов, Г.Н.Сериков.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

3. Костыко, Г.С. Управление развитием профессионального лицея: педагогический аспект / Г.С.Костыко: автореф. дис...канд.пед.наук.- Магнитогорск, 1999. - 24 с.

4. Саранов, А.М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика [Текст]/ А.М.Саранов.- Волгоград: Перемена, 2000.- 259 с.

5. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации [Текст] / П.Сенге. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 702 с.

Bibliography

1. Ilyasov, D.F. Principle of Regulated Evolving in Pedagogics / D.F.IlYasov, G.N.Serikov. -М: Hum. Pub.Centre of VLADOS, 2003. - 336 p.

2. Kostyko, G.S.Managing the Development of Professional Vocational School: Pedagogical Aspect / G.S.Kostyko: Avtoref.Diss ... Cand.Ped. - Magnitogorsk, 1999. - 24 p.

3. Saranov, A.M. Innovative Process as a Factor of Self-Development of a Modern School: Methodology, Theory, Practice / A.M.Saranov. - Volgograd: Change, 2000.-259 p.

4. Sengue, P. The Fifth Discipline: Art and Practice of the Trained Organisation / P.Sengue. - М: LTD. Business, 1994. - 702 p.

5. Vesna, M.A. Pedagogical Synergetics / M.A.Vesna. - Kurgan: Publishing House of KGU, 2001. - 405 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.