Научная статья на тему 'Новый взгляд на проблему управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне'

Новый взгляд на проблему управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полисубъектное управление / управление развитием профессиональной переподготовки / базовое управленческое образование / управленческая рефлексия. / polysubjective control / management of the professional training development / basic managerial education / managerial reflection.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Ильина, С. Н. Белова, О. Ю. Бражник

В статье рассматривается реализация концепции полисубъектного управления развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций, которая продуктивно осуществляется в условиях внедрения программы подготовки управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Ильина, С. Н. Белова, О. Ю. Бражник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW LOOK AT THE ISSUE OF THE PROFESSIONAL TRAINING DEVELOPMENT FOR HEADS AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article deals with the implementation of the concept of polysubjective management of the professional training development of heads of general educational establishments, which is productively implemented in the context of the introduction of the training program for managerial staff.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на проблему управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне»

УДК 378

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2018 И. В. Ильина1, С. Н. Белова2, О. Ю. Бражник3

1докт. пед. наук, профессор кафедры непрерывного профессионального образования 2докт. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования

3канд. пед. наук,

доцент кафедры непрерывного профессионального образования e-mail:fpkkursksu@yandex. ги Курский государственный университет

В статье рассматривается реализация концепции полисубъектного управления развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций, которая продуктивно осуществляется в условиях внедрения программы подготовки управленческих кадров.

Ключевые слова: полисубъектное управление, управление развитием профессиональной переподготовки, базовое управленческое образование, управленческая рефлексия.

Исследование феномена управления развитием профессиональной переподготовки (ПП) руководителей школ на муниципальном уровне происходит на основе полисубъектного, диалогического взаимодействия всех участников данного процесса, направленного на обеспечение взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества, вырабатывается стратегия кооперации и партнерства.

Модернизация образования определяет основные направления развития профессиональной переподготовки руководителей школ. Общество востребовало руководителя как носителя и субъекта общей и профессиональной культуры, обладающего творческой индивидуальностью, способностью осуществлять развивающееся управление образовательным учреждением на творческой, созидательной основе. Становление руководителей школ как профессионалов и творцов, согласно требованиям проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации, призвана осуществлять система профессиональной переподготовки школьных управленцев.

Какова же роль системы ПП руководителей школ с учетом идей регионализации и муниципализации школьных менеждеров? Зачем сегодня необходимо вести речь о базовом управленческом образовании школьных руководителей? В каком руководителе сегодня нуждаются органы местного самоуправления, родители, общественность? Что дает управление развитием системы ПП школьных руководителей? Ответ на эти вопросы призвана предложить разрабатываемая на муниципальном уровне система профессиональной переподготовки руководителей школ.

Особенность данной системе придает то, что в нее включается множество субъектов. Ведущими субъектами управления выступают органы местного

самоуправления, комитет образования, руководители муниципальных образовательных организаций, педагогическая общественность. Особое место в данной системе занимают факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (ФПК и ППК) Курского госуниверситета (КГУ) и Курский институт развития образования (КИРО) как субъекты данной системы [Ильина 2017].

Система профессиональной переподготовки школьных руководителей является подсистемой муниципальной образовательной системы, представлена несколькими уровнями управления. На самом высоком уровне формируется исходный замысел профессиональной переподготовки, осуществляется философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование, определяются цели, ценности, принципы, функции, разрабатывается модель управления развитием профессиональной переподготовки школьных управленцев, осмысливается данная система как ценностно и личностно ориентированная, самоорганизующаяся. Именно на этом уровне формируются требования к руководителю школы нового типа, определяется, какой руководитель нужен муниципальной системе образования сегодня, разрабатываются муниципальные требования к содержанию, уровню и качеству профессиональной переподготовки руководителей школ. Коллективное целеполагание и планирование, осуществляемое на данном уровне, позволяет сделать заключение о наличии полисубъектности.

Следующий уровень определяет процесс 1111 руководителей школ. Он характеризуется качеством стратегических и тактических целей; качеством учебных планов, дополнительных профессиональных программ, содержания учебных занятий, образовательного и инновационных процессов, результатов деятельности, организационной культуры образовательного процесса, ресурсного обеспечения (кадрового, программно-методического, нормативно-правового, учебно-материального, информационного, финансово-экономического, научно-исследовательской

деятельности); качеством духовно-нравственного, профессионально-личностного развития каждого из участников образовательного процесса.

Системообразующим компонентом образовательного процесса в системе профессиональной переподготовки является учебный предмет. Обоснование функционального назначения, определение роли и места каждой из учебных дисциплин, включенных в программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», а также проектирование программы осуществляются преподавателями совместно со слушателями: определяются ценности, выявляются состав, структура основных элементов содержания учебного предмета. Построение содержания учебного предмета осуществляется с учетом ценностей профессии «руководитель образовательной организации», системы профессиональных задач, структуры и технологии трудовой деятельности, объективных потребностей региона и профессионально-личностных образовательных потребностей обучающихся. Важное место на данном уровне отводится управленческой рефлексии слушателей.

Исходя из учета специфики профессии «руководитель образовательной организации», чрезвычайную значимость в инвариантной части учебных дисциплин приобретает содержательный блок, направленный на овладение школьными управленцами методологической, гуманитарной (специальной, социальной, личностной, индивидуальной, образовательной, самообразовательной) и технологической компетентностями как инвариантами, необходимыми для подготовки руководителей школ города, способными обеспечить устойчивое развитие образования в регионе. Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и образовательных потребностей обучающихся, удовлетворить их профессиональные интересы, оказывать помощь в подготовке к выполнению инновационных функций,

к самообразовательной деятельности. Особенностью этого уровня ПП руководителей школ является междисциплинарный характер опережающих образовательных курсов, их динамизм, многоуровневость, возможность индивидуализации обучения.

Уровень образовательного процесса представлен также учебным материалом, зафиксированным в учебно-методических пособиях, комплексах, в содержании учебных занятий, реализующимся в межкурсовой период в процессе проведения методологических, проблемных, постоянно действующих семинаров посредством активного участия руководителей школ в их работе. На данном уровне КИРО и ФПК и ППК как представители научной школы Т.И. Шамовой являются самостоятельными в формировании, проектировании учебного материала дополнительных профессиональных программ, но осуществляют этот процесс на полисубъектной основе с использованием сетевой модели реализации [Худин, Подчалимова 2017].

Кроме того, в иерархии управления нами выделяется субъектно-личностный уровень. На этом уровне осуществляется развитие личности школьного управленца за счет продуктивного участия в работе методологических, проблемных семинаров, деятельности по построению акмеограмм, по использованию управленческой рефлексии в процессе анализа собственного управленческого опыта. Процесс базовой управленческой подготовки на этом уровне приобретает личностный смысл. С точки зрения синергетики ПП руководителей школ на муниципальном уровне рассматривается как непрерывное развитие, обновление, модернизация, учет профессиональных дефицитов, объективных и субъективных потребностей слушателей, в том числе в выборе сроков, форм, методов освоения программы «Менеджмент в образовании». Этому во многом способствует модульный характер построения дополнительных профессиональных программ. Опережающий характер программ ПП выражается в его направленности на обеспечение развития целостной управленческой компетентности руководителей школ.

Таким образом, управляющая система ПП руководителей школ является многоуровневой и полисубъектной, направленной на развитие ее нового качества. С этой точки зрения можно говорить об управлении развитием образовательной системы ПП руководителей школ, под которым мы понимаем многоуровневое и полисубъектное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на получение нового качества системы.

Новое качество системы ПП школьных руководителей связано с разработкой механизма управления развитием, который характеризуется инновациями в науке, образовании, а также в культурных, духовных, социальных, информационных процессах, развивающихся в определенном муниципальном социокультурном пространстве. В связи с этим муниципализация рассматривается как важнейший фактор развития и саморазвития системы ПП руководителей школ.

Муниципальная система ПП руководителей школ как обеспечивающая подсистема создает оптимальные условия для подготовки управленцев особого типа, которых характеризует высокий уровень методологической, гуманитарной, технологической компетентности, умение критически осмысливать сложившийся управленческий опыт; готовность к преобразовательной, созидательной деятельности на «рабочем месте»; способность к формированию авторской позиции в управлении, к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосозиданию во имя обеспечения будущего своих обучающихся [Коваленко 2015].

Вместе с тем происходящие изменения выявляют чрезвычайную сложность и противоречивость процессов становления и развития системы ПП руководителей школ: динамичность и в то же время ее слабую интеграцию с муниципальными органами

управления образованием в больших городах; отсутствие глубоких связей между всеми субъектами, заинтересованными в подготовке компетентных руководителей школ (органы управления образованием, педагогическая общественность); сочетание инновационных процессов с традиционными и др. Их ход во многом зависит от эффективности управления этими процессами. Требования сегодняшнего дня заставляют по-новому взглянуть на управление системой 1111 руководителей школ. Обращение к теоретическим источникам позволяет сделать заключение, что управление данной системой находится в промежуточной стадии своего движения к новому стилю работы, сохраняет ряд недостатков: отсутствие целевого единства управляющей и управляемой подсистем; запаздывающий характер управления; отсутствие обратной связи в управлении; недостаточную ориентацию на научные подходы в управлении образовательными организациями; жесткость действующих структур управления; недостаточность реализации прогностических функций; отсутствие координации действий различных подразделений органов управления образованием в решении задач управления развитием 11 школьных руководителей и др. Становление системы управления развитием 1111 руководителей школ требует обновления как управляемой, так и управляющей подсистем. Последняя, согласно законам самоорганизации, претерпевает серьезные изменения, формируя новую организационную структуру управления, призванную создать инновационную, государственно-общественную, многоуровневую и полисубъектную систему управления.

Анализ зарубежной и отечественной теории и практики реализации профессиональной переподготовки на муниципальном уровне показал, что основными признаками муниципальных процессов в образовании являются гуманитаризация, самоорганизация и наличие партисипативного управления. На этом основании муниципальную образовательную систему 11 руководителей школ исследователи относят к гуманитарным самоорганизующимся системам, культивирующим управленческое взаимодействие, соуправление всех субъектов, заинтересованных в совместном решении вопросов непрерывного повышения управленческой компетентности школьных руководителей.

В ряде работ отечественных исследователей муниципальная образовательная система 11 руководителей школ рассматривается с точки зрения создания условий для опережающей подготовки руководителей школ города, компетентных специалистов, «решателей», «преобразователей», «творцов», «созидателей», успешно реализующих проблемы эффективного управления образовательной организацией в данной местности. Территориальная обособленность и самостоятельность муниципальной образовательной системы 11 руководителей школ позволят всем заинтересованным субъектам включиться в более продуктивный диалог относительно разработки муниципальной концепции, программы управления развитием 11 руководителей школ.

Необходимо отметить, что большинство исследований, посвященных данному вопросу, выполнено в крупных муниципальных образованиях, а средние города не попали в исследовательское пространство (поле). Вместе с тем специфика таких традиционных российских городов, как г. Курск, заключается в большом разнообразии жизненных укладов, потребностей, привычек, в разнородности социального состава, концентрации науки, культуры, производства и др. Неизбежно эта специфика влияет на управление образовательной организацией, придавая ему «авторские» характеристики. Именно наличием «авторских» решений сильны муниципальные образования. Согласно этому деятельность муниципальных органов управления образованием должна быть направлена на развитие системы 11 , обеспечивающей подготовку

школьных руководителей как «решателей», «творцов», «созидателей» нового качества школьного образования.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся теоретические разработки, анализ исследований в сфере управления развитием 11 руководителей школ показал, что в теории и практике существует ряд противоречий, ведущим из них выступает потребность в устойчивом повышении качества управления профессиональной переподготовкой на уровне муниципалитета и отсутствие концепции управления развитием 1111 руководителей школ.

Основным условием преодоления данных противоречий выступает обеспечение перевода образовательной системы 11 руководителей школ из режима простого функционирования в ситуацию развития, разработка концептуальной модели и технологии управления развитием 11 руководителей школ.

Одним из ведущих компонентов концептуальной модели выступает цель. На ее реализацию влияет ряд факторов: внешние, внутренние и субъектно-личностные. Их одновременное влияние обусловливает необходимость разработки программы перехода от стратегии «выживания» к устойчивому, опережающему развитию системы 11 руководителей школ.

К числу ведущих факторов 11 руководителей школ принадлежит фактор муниципального образования, оказывающий влияние на развитие образовательной системы 11 , определяющий ее инновационные функции (прогностическая, социальная, регионоориентированная, культурно-созидательная, ценностно-ориентационная, акмеологическая, гуманитарная, нормативно-регулирующая).

Системообразующим фактором явилась характеристика личности и профессиональной деятельности школьных управленцев, представленная в муниципальных требованиях, профстандарте руководителя образовательной организации, дополнительных профессиональных программах. Данная характеристика направлена на развитие таких новых качеств руководителей школ, как решительность, способность к преобразовательной, созидательной, творческой деятельности в управлении.

В процессе построения концептуальной модели были определены тенденции, закономерности, принципы управления развитием 11 руководителей школ на муниципальном уровне. Выявлены такие тенденции, как возрастание роли и значения проблемы качества 11 в формирующейся государственной политике России, регионов, муниципалитета; муниципализация управления (появление новой организационной структуры управления, включающей органы управления образованием, педагогическую общественность); изучение и учет социального заказа, социальных и личностных потребностей в профессиональной переподготовке; становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения 11 руководителей школ; децентрализация и демократизация образовательной системы профессиональной переподготовки; демократизация образовательного процесса 11 для обеспечения условий опережающего профессионально-личностного развития руководителей образовательных организаций. В этой связи возникает насущная потребность в развитии научной составляющей 11 руководителей школ.

В концептуальной модели управления развитием Ш выделяется ряд закономерностей. Наиболее существенной закономерностью является опора на стратегическую направленность и прогностичность; ценностная ориентация на идеалы гуманистической педагогики; системность, целостность процесса 11; открытость модели, ее развитие и саморазвитие; конструктивная и проектная направленность; поисковая, творческая исследовательская «инициативность» всех участников 11 школьных руководителей. Выявлены новые принципы управления

развитием (государственно-общественный характер управления; полисубъектность управления; кооперация различных субъектов ПП руководителей школ; самостоятельность образовательных учреждений в разработке личностно ориентированных дополнительных профессиональных программ, моделей обучения слушателей, в принятии решений по совершенствованию образовательного процесса ПП руководителей школ; экспертирование образовательных программ, вариативность; андрагогические принципы). Охарактеризованы результаты ПП школьных руководителей, определены ведущие условия их реализации.

Внедрение модели управления развитием ПП руководителей школ на муниципальном уровне потребовало разработки соответствующей технологии, целью которой являлся перевод муниципальной системы ПП школьных управленцев в режим развития, обеспечение развивающей среды жизнедеятельности современного руководителя школы.

Для реализации научного замысла, положенного в основу разработки концептуальной модели управления развитием, использовалась технология, отличительной особенностью которой явилось то, что она предусматривала приоритет личностного развития школьных руководителей. Поэтому для ее разработки были привлечены представители органов управления образованием, преподаватели КИРО и КГУ, руководители школ, педагогическая общественность города. Творческая группа работала над созданием описательных, объяснительных, прогностических моделей управления развитием ПП руководителей школ, построенных на основе: научного обоснования и четкого определения философского замысла управления развитием; рефлексии процесса и результата; экспериментального апробирования содержания муниципального стандарта ПП руководителей школ; мониторинга эффективности проекта; взаимосвязи с органами управления образованием, с базовыми ОУ, с другими научными коллективами; нормативно-правового и другого ресурсного обеспечения процесса управления развитием ПП руководителей школ на муниципальном уровне [Ильина 2017].

Технология управления развитием ПП школьных управленцев, разработанная и апробированная в КИРО и на ФПК и ППК КГУ, представляла собой поэтапный вариант.

Первым этапом технологии выступает этап разработки концепции -философского замысла управления развитием ПК и ПП. В концепции определяются ценности, смыслы, позиции, призванные внести изменения в ход процесса управления развитием, раскрываются способы продвижения к желаемому образу, механизмы реализации и оценки качества применяемой технологии. Делается заключение, что процесс развития муниципальной системы ПК и ПП школьных руководителей можно считать управляемым, если происходящие в нем изменения соответствуют прогнозируемым; созданы условия для мотивации управленческих кадров на деятельность в постоянно меняющихся условиях; управляющая система владеет средствами управления, обеспечивающими её развитие при сохранении целостности и устойчивости; функции управления наполняются новым содержанием (от концептуализации, маркетинга при планировании до рефлексии, инспектирования и экспертирования при контроле); технология управления развитием адекватна целям и задачам развития муниципальной системы ПК и ПП; субъекты управления готовы к решению задач управления развитием на муниципальном уровне. На данном этапе определяются условия управления развитием ПК и ПП школьных руководителей, связанные с обеспечением перевода системы из режима простого функционирования в режим развития.

Вторым этапом в технологии является моделирование, представленное разработкой концептуальной модели управления развитием, проектированием муниципального и личностного «заказа» на подготовку и повышение квалификации школьных управленцев, оценкой его качества на основе разработанных критериев, осуществлением педагогического мониторинга, проверкой удовлетворенности «заказчиков» результатами ПП руководителей школ.

Третий этап технологии - конструирование муниципальных требований к содержанию и уровню профессиональной переподготовки руководителей школ, к разработке дополнительных профессиональных программ. Конструирование муниципальных требований к содержанию ПП руководителей школ включает: 1) определение общей характеристики базового управленческого (профессионального) образования руководителя образовательной организации, его целей, трудоемкости программы профессиональной переподготовки; 2) описание сфер профессиональной деятельности руководителей школ, освоивших программу; 3) общую характеристику требований к уровню подготовки лиц, освоивших образовательную программу для получения дополнительной квалификации «руководитель образовательной организации», перечень необходимых знаний, умений и навыков, трудовых действий; 4) условия реализации дополнительной профессиональной программы. На основе муниципальных требований к ПП руководителей школ разрабатывалась программа «Менеджмент в образовании».

Заключительный этап технологии - этап программирования, то есть планирование пошагового движения к цели, результатом которого применительно к нашему исследованию является реализация муниципальной программы базовой управленческой подготовки (профессиональной переподготовки) руководителей школ, оценка ее уровня и качества посредством осуществления мониторинга, инспектирования и экспертирования деятельности образовательных организаций, включенных в муниципальный эксперимент.

Механизмы определения профессиональных задач обучающихся, а также философская основа и технологическая цепочка управления развитием ПП руководителей школ, направленные на удовлетворение «муниципального заказа» и профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их творческих способностей, представлены в данной технологии в виде технологической карты управления развитием ПП руководителей школ на муниципальном уровне.

Результативность предложенной концептуальной модели управления развитием муниципальной системы ПП руководителей школ определялась на основе следующих критериев: возможность перевода образовательной системы ПП руководителей школ с одного уровня на другой, с уровня функционирования на уровень развития (показатели: положительная динамика развития образовательной системы ПП, обновление целей, содержания, процесса, достижение позитивных результатов; изменение в уровне управленческой компетентности школьных руководителей, формирование ключевых компетенций руководителей образовательных организаций, развитие созидательных способностей руководителей школ, творческого отношения к управленческой деятельности и профессионально-личностному развитию; создание благоприятного психологического и инновационного климата в образовательной организации, способность к обеспечению управления диверсификацией, качеством, демократизацией в образовательной организации и др.); инновационность деятельности субъектов управления развитием образовательной системы ПП, вносящая качественные изменения в функционирование муниципальной образовательной системы ПП, что приводит к ее развитию (показатели: появление новых элементов: инновационной государственно-общественной структуры управления

на муниципальном уровне; формирование потребности в подготовке руководителей школ нового типа; появление у руководителей школ как субъектов Ш стратегии профессионально-личностного саморазвития, сочетание самоизменений с профессиональным самоопределением, осознание значимости базового управленческого образования, самообразования; обновление видов и форм организации познавательной деятельности на основе управленческой рефлексии, определение новых потребностей; развитие модульной, интегративной системы освоения базовой управленческой подготовки; установления структурных связей внутри существующей системы 11 и др.); соотношение провозглашенных целей со способами их достижения и реально полученными результатами, улучшающими качественные показатели управления развитием муниципальной образовательной системы 11 руководителей школ; создание и функционирование территориального комплекса сервисных служб на основе единой информационной базы и ресурсной поддержки инновационных процессов по обеспечению оптимальных условий для становления руководителя «решателя», «преобразователя», «творца», «автора»; оценка удовлетворенности «заказчиков» результатами 11 руководителей школ (показатели: интерактивное взаимодействие службы устойчивого развития с руководителями школ города; критическое переосмысление сложившегося и накопление созидательного опыта управления ОУ, формирование таких качеств руководителя, как решительность, способность к преобразованию, творчеству, созиданию, профессиональному авторству).

Экспериментальная проверка разработанной модели и технологии управления развитием 11 школьных руководителей проводилась органами управления образованием с привлечением педагогической общественности. В результате были выявлены условия управления развитием 11 руководителей школ. К числу основных условий управления развитием 11 руководителей школ были отнесены: учет прогнозирования изменений во внешней и внутренней среде; построение программы действий управляющей системы по включению всех субъектов, заинтересованных в высоких результатах 11, в активное сотрудничество и взаимодействие, сочетание общественных и государственных органов в решении проблем управления развитием 11 школьных руководителей. Важным условием является организационно-методическая поддержка инноваций в масштабе города, управление развитием образовательной системы через управленческие инновации (совет педагогической общественности, совет руководителей школ, экспертный совет, аттестационные комиссии, информационные, консультативные, консалтинговые службы); переход к научно-обоснованным подходам, предусматривающим опору на современные технологии; усиление организованности в процессах управленческих инноваций, придание им целенаправленности и планомерности на основе программ развития 11 руководителей школ на муниципальном уровне. Выполнение этих условий способно обеспечить сознательное регулирование процесса развития данной системы в целях удовлетворения разнообразных потребностей муниципалитета и личности, на основе максимального использования научного, культурного, экономического потенциала города. Такая ситуация поставила необходимость перехода на субъект-субъектные отношения.

Библиографический список

Ильина И.В. Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях полисубъектного управления развитием образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 12-14.

Коваленко В.И. Полисубъектное взаимодействие как механизм развития образовательной системы // Наука Искусство Культура. 2015. № 3 (7). С. 162-173.

Худин А.Н., Подчалимова Г.Н. Управление устойчивым развитием образовательной организации в условиях концептуальных изменений в образовании // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.