Научная статья на тему 'Полисубъектное управление развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций на муниципальном уровне'

Полисубъектное управление развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
децентрализация управления / концептуальная модель управления развитием / организационная структура управления на муниципальном уровне / компоненты управления развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки школьных руководителей / условия результативности управления развитием. / decentralization of management / conceptual model of managerial development / organizational structure of management at the municipal level / components of management of the development of the municipal system of professional training for heads / conditions of effective development management.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю Бражник, И В. Ильина

В статье обосновывается феномен управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне. Авторы подчеркивают, что качественные изменения данной системы коснулись организационной структуры управления на муниципальном уровне. Преобразования в ней происходят на основе диалогического взаимодействия всех участников данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю Бражник, И В. Ильина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSUBJECTIVE MANAGEMENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING DEVELOPMENT FOR HEADS OF THE GENERAL EDUCATIONALAL ESTABLISHMENTS AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article describes the concept of management of the professional training development of heads at the municipal level. The authors emphasize that qualitative changes of this system have influenced the organizational structure of management at the municipal level. Transformations in it occur on the basis of the dialogical interaction of the participants.

Текст научной работы на тему «Полисубъектное управление развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций на муниципальном уровне»

УДК 378

ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2018 О. Ю. Бражник1, И. В. Ильина2

1канд. пед. наук,

доцент кафедры непрерывного профессионального образования 2докт. пед. наук, профессор кафедры непрерывного профессионального образования e-mail:fpkkursksu@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье обосновывается феномен управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне. Авторы подчеркивают, что качественные изменения данной системы коснулись организационной структуры управления на муниципальном уровне. Преобразования в ней происходят на основе диалогического взаимодействия всех участников данного процесса.

Ключевые слова: децентрализация управления; концептуальная модель управления развитием; организационная структура управления на муниципальном уровне; компоненты управления развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки школьных руководителей; условия результативности управления развитием.

Исследование феномена управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне приобретает сегодня особую актуальность. Качественные изменения данной системы коснулись организационной структуры управления на муниципальном уровне. Преобразования в ней происходят на основе полисубъектного, диалогического взаимодействия всех участников данного процесса.

При взаимодействии субъектов управления развитием профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций происходит взаимное влияние их друг на друга, обмен деятельностью, ценностями, информацией, создаются установки на взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество, вырабатывается стратегия совместной деятельности, кооперации, партнерства [Ильина 2017].

Сущность новой организационной структуры управления проявляется в том, что управляющая и управляемая подсистемы профессиональной переподготовки «выстраивают» свои отношения и совместную деятельность на основе полисубъектной парадигмы управления (А.Т. Абрамов, Т.М. Давыденко, В.И. Коваленко, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова). Их совместная деятельность направлена на обоснование ценностей, целей, содержания, ресурсов, их развитие, реализацию личностных смыслов субъектов управления, их самореализацию и саморазвитие, «выращивание» способностей к самоорганизации. Полисубъектное управление служит переводу из режима функционирования в новое качество, обеспечивающее условия непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных руководителей.

В управляющей подсистеме содержательное взаимодействие, согласование позиций возникает на уровне субъектов управления. Их в муниципальной системе профессиональной переподготовки школьных менеджеров множество. Один из них (управляющий совет) является коллективным субъектом, другие (специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители школ и преподаватели,

осуществляющие переподготовку) - персональными субъектами. Коллективный и персональные субъекты управления взаимодействуют между собой на основе диалога, обмена информацией. Так, специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители школ и преподаватели входят в состав управляющего совета по разработке и реализации стратегии управленческой подготовки руководителей школ современного типа на муниципальном уровне. В составе управляющего совета осуществляется разработка нормативных и концептуальных основ управления развитием профессиональной переподготовки на муниципальном уровне, планирование, организация деятельности по ресурсному сопровождению непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных руководителей, рефлексия результатов. Управляющий совет как коллективный субъект управления в своем составе содержит общественные независимые комиссии, обеспечивающие информационную, консалтинговую, консультативную, методическую поддержку, экспертизу результативности работы всех компонентов системы [Ильина, Подушкина, Белова 2016].

Взаимодействие субъектов в системе профессиональной переподготовки руководителей школ мы понимаем как целенаправленную интеграцию, кооперацию, налаживание партнерских отношений между органами управления образованием, учреждениями и структурными подразделениями, управляющим советом как коллективным субъектом, руководителями общеобразовательных организаций, преподавателями, специалистами органов управления образованием как персональными субъектами управления. Данное взаимодействие обеспечивает поддержание и развитие образовательной системы профессиональной переподготовки руководителей школ, сохранение или изменение структуры, способствующие переводу ее в новое качественное состояние на основе собственных тенденций, закономерных связей, принципов управления развитием.

Между персональными субъектами управления развитием возникает интерактивное взаимодействие, которое направлено на развитие профессиональных качеств и личностных свойств школьных руководителей.

В управляемой подсистеме многоуровневый объект управления развитием характеризуется содержательным взаимодействием компонентов муниципальной образовательной системы. К числу основных компонентов управления развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки школьных руководителей мы отнесли: муниципальный компонент; локальный компонент (образовательный процесс в системе профессиональной переподготовки руководителей школ); субъектно-личностный компонент (процесс самообразования); разнообразные варианты дополнительных профессиональных программ; дифференцированную сеть образовательных учреждений и др. На муниципальном уровне изменение структуры управления характеризуется переходом к государственно-общественному управлению, появлением научных школ, открытием научных лабораторий, использованием резервов окружающего социума. Силами научной школы, занимающейся проблемами профессиональной переподготовки руководителей школ в Курском государственном университете, осуществляется проектирование муниципальных требований к содержанию, уровню и качеству управленческой подготовки руководителей школ города, разработка профессионально-личностной характеристики руководителя школы современного типа, что составляет муниципальный компонент профессиональной переподготовки руководителей школ. К процессу проектирования привлекаются специалисты органов управления образованием и представители педагогической общественности как основные «заказчики». За основу в процессе разработки муниципальных требований берутся федеральные требования к профессиональной переподготовке школьных менеджеров, осуществляется их интерпретация на местном уровне. На локальном уровне учеными Курского

государственного университета обосновывается процессуальная и технологическая сторона профессиональной переподготовки, определяются ее виды, формы с позиции обеспечения условий для развития активности субъектов управления. Особое значение на данном уровне придается внедрению технологии саморазвития личности, которая ориентирована на внутренние психологические ресурсы обучающегося. Используемые технологии предусматривают включение руководителей школ в активную учебно-практическую деятельность. Особую поддержку получают современные интерактивные технологии, концентрированное обучение, новые информационные технологии. В целях активизации обучения используется субъектный опыт слушателей. На субъектно-личностном уровне обеспечивается мотивационная готовность к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию в условиях динамичных перемен. Осуществляется ориентация субъектов профессиональной переподготовки руководителей школ на использование форм и методов, способствующих самоопределению, самопроектированию и их рефлексивному самоанализу. Названные компоненты управляемой подсистемы также находятся во взаимодействии на уровне согласования целей, организации процесса и интерпретации результатов. Так, в процессе проектирования муниципального компонента профессиональной переподготовки школьных руководителей происходит согласование с процессом самообразования школьных руководителей. То же самое характерно и для других компонентов управляемой подсистемы. Обратная связь управляющей и управляемой подсистем в условиях инновационных преобразований реализуется посредством рефлексивных процессов. Так, оценка качества реализации политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на обеспечение профессионально-личностного саморазвития школьных управленцев, осуществляется посредством педагогического мониторинга, экспертной оценки качества профессиональной переподготовки руководителей школ. Обратная связь позволяет выявить и поддержать «точки роста».

В ходе исследования мы пришли к выводу, что процесс развития муниципальной системы профессиональной переподготовки школьных менеджеров можно считать управляемым, если происходящие в нем изменения соответствуют прогнозируемым; созданы условия для мотивации управленческих кадров на деятельность в постоянно меняющихся условиях; управляющая подсистема владеет средствами управления, обеспечивающими развитие системы при сохранении ее целостности и устойчивости; управляемая подсистема как объект управления реализует образовательные, обеспечивающие и инновационные процессы профессиональной переподготовки руководителей школ; функции управления наполняются новым содержанием; технология управления развитием адекватна целям и задачам развития системы профессиональной переподготовки школьных руководителей; субъекты управления готовы к решению задач управления развитием на основе идей полисубъектности.

На муниципальном уровне нами выявлены следующие тенденции управления развитием: организационно-методическая поддержка инноваций в системе профессиональной переподготовки в масштабе города; управление развитием образовательной системы через управленческие инновации (полисубъектное управление, формирование управляющего совета с его отделами: экспертным советом, аттестационной комиссией, информационными, консультативными, консалтинговыми службами, интерактивное взаимодействие персональных субъектов управления); усиление координации в процессах управленческих инноваций, придание им целенаправленности и планомерности на основе программ развития управленческого образования на муниципальном уровне.

Анализ позволяет выделить три основных подхода (стратегии) к управлению развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки школьных руководителей:

• стратегия локальных изменений (создание новых элементов - муниципальный компонент профессиональной переподготовки руководителей школ, локальный, субъектно-личностный компоненты);

• стратегия модульных изменений (структурные единицы, реализующие новые функции, - управляющий совет);

• стратегия системных изменений, предполагающая полную реконструкцию муниципальной системы профессиональной переподготовки руководителей школ на основе общего замысла (концепции).

В ходе формирования инновационной структуры управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ нами использовалась стратегия системных и модульных изменений, основанная на разработанной нами концепции управления развитием, опирающейся на матричную систему управления [Ходусов 2017].

Выделяются следующие основные элементы структуры управления профессиональной переподготовкой руководителей школ на муниципальном уровне: органы управления (управляющая и управляемая подсистемы); их функции, права, ответственность; уровни управления; управленческие связи (внутренние, внешние, вертикальные, горизонтальные) и отношения (подчинения, координации, кооперации и др.).

Мы исходили из того, что всякий орган управления имеет иерархическое строение. Иерархичность обусловливает характер организационных отношений в автономных самоуправляемых организационных структурах. Организационные отношения - это способ, которым сгруппированы управленческие работы, необходимые для реализации функций организационной структуры управления в ее компонентах, где распределены полномочия и ответственность за их выполнение между исполнителями, определены их компетенции.

К компетенции управляющей подсистемы профессиональной переподготовки руководителей школ относятся:

• обеспечение взаимодействия субъектов профессиональной переподготовки руководителей школ в процессе формирования «социального заказа» на подготовку руководителей школ современного типа;

• совместная разработка концепции управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне;

• моделирование требований к современному школьному менеджеру;

• проектирование и реализация целевых программ развития в области дополнительного профессионального образования, договоров комитета образования и факультета повышения квалификации на осуществление профессиональной переподготовки;

• оказание информационной, методической, консалтинговой поддержки школьным руководителям города в процессе их непрерывного профессионально-личностного саморазвития, проведения мониторинговых исследований, экспертной оценки.

К компетенции управляемой подсистемы профессиональной переподготовки руководителей школ относятся:

• разработка, реализация и развитие образовательного, инновационного и обеспечивающего процессов (проектирование и реализация дополнительных профессиональных программ; самопроектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов слушателей); технологическое обеспечение профессиональной переподготовки;

• мотивация руководителей школ города к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию в условиях динамичных перемен.

Организационные отношения, сложившиеся в инновационной структуре управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне, обеспечивают децентрализацию управления. Этот процесс характеризуется возможностью гибкого реагирования на изменение внешних условий, оказывающих влияние на систему профессиональной переподготовки школьных менеджеров. Благодаря децентрализации управления обеспечивается максимальное включение субъектов управления в активную совместную деятельность, делегирование полномочий, формируется взаимная ответственность за результаты труда, появляется чувство удовлетворенности коллективным делом.

В инновационной структуре управления перераспределяются права, полномочия, ответственность между ее элементами на основе предоставления свободы в действиях субъектов. В работе показано отличие традиционной, функциональной структуры управления профессиональной переподготовки руководителей школ от инновационной, в которой преобладает деятельность самоуправляемых структур, их координация обеспечивается управляющим советом. Задачи управляющего совета связаны с разработкой стратегии, выработкой концепции, координацией взаимодействия субъектов профессиональной переподготовки по разработке ресурсной составляющей образовательной системы профессиональной переподготовки школьных управленцев. Управляющий совет, как коллективный субъект управления, обеспечивает интеграцию всех участников процесса профессиональной переподготовки, прежде всего персональных субъектов управления, направляет усилия на развитие ценностей, целей, ресурсов профессиональной переподготовки как объекта управления. Таким образом, матричная структура управления обеспечивает активное творческое участие, свободу действий всех субъектов данного процесса, расширяет их полномочия посредством включения в работу комиссий, служб, временных творческих коллективов, формирует чувство удовлетворенности совместной деятельностью. Но главное - опосредованно влияет на творческое саморазвитие руководителей школ как субъектов управления, как авторов своей профессиональной судьбы.

В нашем исследовании разрабатывалась концептуальная модель управления развитием профессиональной переподготовки школьных руководителей на муниципальном уровне, которая носила ярко выраженную прогностическую направленность. Ее реализация включала совместные продуктивные действия муниципальных органов управления образованием, педагогической общественности по прогнозированию и обеспечению непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных руководителей [Поздняков 2009].

В процессе построения концептуальной модели были установлены следующие тенденции управления развитием ПП руководителей школ на муниципальном уровне: возрастание роли и значения проблемы качества профессиональной переподготовки в формирующейся государственной политике России, регионов, муниципалитета; изучение и учет «социального заказа», личностных потребностей в профессиональной переподготовке; становление и развитие законодательной и нормативно-правовой базы, децентрализация и демократизация; совершенствование образовательного процесса профессиональной переподготовки для обеспечения условий опережающего профессионально-личностного развития руководителей общеобразовательных организаций.

В результате исследования был выявлен ряд закономерных связей, учет которых оптимизирует управление развитием. Эффективность управления на муниципальном

уровне зависит от качества преобразований в федеральной и региональной политике дополнительного профессионального образования.

Системность и качество управления процессом повышения квалификации руководителей школ на муниципальном уровне создают условия для непрерывного профессионального образования названных субъектов; открытость управляющей и управляемой систем через взаимодействие с социокультурной средой и другими образовательными институтами обеспечивает их развитие и саморазвитие.

Эффективность управления развитием непосредственно сказывается на продуктивности управления общеобразовательными организациями в регионе.

Полисубъектное взаимодействие субъектов управления развитием обеспечивается творческой исследовательской «инициативностью» всех участников профессиональной переподготовки.

Важнейшей составной частью концептуальной модели стали принципы управления развитием. Под принципами мы понимали основное, исходное положение какой-либо теории, науки. Применительно к проблеме управления развитием принципы отражают сущность полисубъектного управления, механизмы его реализации. Принципы являются «опорными, исходными положениями для организации практической деятельности», они вместе с закономерностями и тенденциями являются «ядром» педагогической теории. К принципам управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ мы отнесли следующие: демократизации, полисубъектности и кооперации различных субъектов управления; сочетания индивидуальной, групповой рефлексии, творческой самореализации субъектов управления; объективности; полисубъектной направленности управления; главного звена; интегральности, оптимизации совместной деятельности субъектов управления; действенности и эффективности; открытости; учета особенностей обучения взрослых.

На этом основании сущность управления развитием состоит в переводе ее в новое качество - режим непрерывного профессионально-личностного саморазвития руководителей школ региона.

Разработка концептуальной модели управления развитием потребовала определения условий ее реализации. К числу условий результативности управления развитием мы отнесли: усиление научной составляющей профессиональной переподготовки руководителей школ; совместную разработку субъектами управления муниципальных требований; качество организационно-педагогической поддержки инноваций в городе; диверсификацию дополнительных профессиональных программ; развитие субъектных характеристик руководителей общеобразовательных организаций («лидер», «решатель», «преобразователь», «творец», «созидатель», «автор»); обеспечение качественного ресурсного сопровождения профессииональной переподготовки руководителей школ; оценку качества профессиональной переподготовки и удовлетворенность субъектов управления развитием.

Результативность предложенной концептуальной модели управления развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки руководителей школ определялась на основе следующих критериев: переход образовательной системы на более высокий уровень (положительная динамика, повышение качества реализации образовательных программ, качества преподавания, повышение качества формирования «управленческих компетенций», развитие инновационных процессов, развитие профессиональной деятельности руководителей школ, развитие способностей субъектов управления к сотрудничеству и сотворчеству, создание благоприятного психологического и инновационного климата в ОУ); инновационность деятельности субъектов управления развитием профессиональной переподготовки (появление новых элементов структуры управления, инновационных функций управления развитием системы профессиональной

переподготовки; становление руководителей школ субъектами профессиональной переподготовки; модернизация содержания, технологий и форм организации образовательной деятельности); положительная оценка результатов профессиональной переподготовки руководителей школ со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей» (позитивная динамика профессионально-личностной «Я-концепции» руководителей школ; удовлетворенность органов управления образованием качеством образовательного процесса; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития профессиональной переподготовки руководителей школ). Позитивная динамика изменения управленческой компетентности школьных менеджеров представлена на диаграмме.

Динамика изменения управленческой компетентности школьных

руководителей

100 80 60 40 20 0

до эксперимента после эксперимента □ гуманитарная компетентность □ методологическая компетентность □ технологическая компетентность

Индексы удовлетворенности руководителей школ, слушателей ПП организационно-методической поддержкой инноваций на муниципальном уровне

Группы слушателей Уровень удовлетворенности организационно-методической поддержкой инноваций в городе

Информационно-методическая служба Контрольно-аналитическая служба Аттестационная служба Консультационная, консалтинговая служба

М! 0,8594 1,0781 1,0156 0,9219

М2 0,7961 0,9474 1,4671 0,9013

М3 0,5648 1,0370 1,3704 0,8426

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что организационно-методическая поддержка инноваций в масштабе города, управление развитием образовательной системы через управленческие инновации (управляющий совет, его общественные структуры: экспертный совет, аттестационные комиссии, информационные, консультативные, консалтинговые службы), интерактивное взаимодействие с руководителями школ имеет большую практическую направленность. Выяснилось, что у руководителей школ, благодаря существенной ресурсной поддержке в лице информационно-методической, аналитической, аттестационной, консультационной и консалтинговой служб, происходит переосмысление сложившегося практического опыта управления общеобразовательной организацией, формируются такие качества школьного менеджера, как «лидер», «решатель», «преобразователь», «творец», «созидатель», «автор». Меняется субъектная позиция руководителей школ, что является наиболее важным результатом их профессиональной переподготовки.

Библиографический список

Ильина, И.В. Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях полисубъектного управления развитием образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 12-14.

Ильина И.В., Подушкина И.М., Белова С.Н. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников: новое видение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 1. С. 72-77.

Поздняков А.В. Университетское образование для формирования духовной зрелости студенческой молодежи // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 2 (10). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/010-18.pdf (дата обращения: 12.12.2017).

Ходусов А.Н. Теоретико-методологические и концептуальные основы современного многоуровневого профессионального образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/047-015.pdf (дата обращения: 12.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.