Научная статья на тему 'Проблемы дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне: психолого-педагогический аспект'

Проблемы дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина И. В., Белова С. Н.

В статье дается сущностная характеристика полисубъектного управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне, раскрывается инновационная технология управления развитием в образовательной системе профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина И. В., Белова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы дополнительного профессионального образования на муниципальном уровне: психолого-педагогический аспект»

ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2006 И.В. Ильина, С.Н. Белова

И.В. Ильина - кандидат педагогических наук, доцент каф. управления школой и педагогического мастерства,

С.Н. Белова - кандидат педагогических наук, доцент каф. управления школой и педагогического мастерства

Курский государственный университет

В статье дается сущностная характеристика полисубъектного управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне, раскрывается инновационная технология управления развитием в образовательной системе профессиональной переподготовки.

Успешное поступательное развитие экономики и социальной политики в России может быть обеспечено наличием высококвалифицированных кадров всех уровней. Эти процессы в значительной степени зависят от уровня общего образования, который в свою очередь определяется качеством управления образовательными учреждениями.

Задачи, стоящие сегодня перед общеобразовательной школой, требуют формирования у ее руководителей новых компетенций, готовности к решению нестандартных ситуаций, осуществлению преобразовательных процессов в области управления школой. В связи с этим потребность в переосмыслении целей, содержания, организации, технологии профессионально-управленческой подготовки руководителей школ становится государственной проблемой, в решение которой значительный вклад способна внести муниципальная система дополнительного профессионального образования (ДПО) управленческих кадров образования. Она направлена на оперативное решение социального заказа опережающего развития муниципального образования, гибкого реагирования на запросы профессионального сообщества руководителей школ, органов управления муниципальной образовательной системой и создание качественно нового социокультурного образовательного пространства.

Решение названной проблемы в работе специалистов Курского государственного университета осуществляется посредством реализации модели поли-субъектного управления развитием профессиональной переподготовки (1111) руководителей школ на муниципальном уровне. Управление развитием муниципальной системы 11 призвано создавать условия ее жизнеобеспечения с учетом обновления объектов и способности субъектов к самоорганизации, переориентации функций местного управления с оперативного на стратегическое управление развитием. Этот процесс включает в себя определение ценностей,

целей, приоритетов, оценку и планирование ресурсов, разработку планов и программ развития с учетом потребностей обучающихся, их достижений. Управление развитием 11 руководителей школ следует рассматривать как совокупность двух взаимосвязанных, динамично развивающихся подсистем - управляющей и управляемой. Управляющая подсистема (субъект управления развитием) включает в себя: управляющий совет как коллективный субъект, руководителей школ, преподавателей 1111 и специалистов органов управления образованием как персональных субъектов управления. На уровне управляющей подсистемы осуществляется полисубъектное взаимодействие, направленное на обеспечение максимально полного включения каждого субъекта 11 руководителей школ в разработку «социального заказа», формирование концепции, целевых программ развития на муниципальном уровне. Управляемая подсистема (объект управления) представлена муниципальным, локальным, субъектноличностным компонентами 1111 руководителей школ. На уровне управляемой подсистемы осуществляется развитие образовательной системы 1111 руководителей школ за счет инновационного обновления образовательных и ресурсных процессов. Сущность этой новой организационной структуры управления в том, что управляющая и управляемая подсистемы 11 руководителей школ «выстраивают» свои отношения и совместную деятельность на основе поли-субъектной парадигмы управления (А.Т. Абрамов, Т.М. Давыденко, В.И. Коваленко, И.И. Третьяков, Т.И. Шамова). Их совместная деятельность направлена на обоснование ценностей, целей, содержания, ресурсов, их развитие, реализацию личностных смыслов субъектов, их самореализацию и саморазвитие, «выращивание» способностей к самоорганизации образовательной деятельности. Иолисубъектное управление служит переводу управления 1111 руководителей школ из режима функционирования в новое качество, обеспечивающее условия непрерывного профессионально-личностного саморазвития школьных руководителей.

Взаимодействие субъектов в образовательной системе 11 руководителей школ мы понимаем как целенаправленную интеграцию, кооперацию, налаживание партнерских отношений между органами управления образованием, учреждениями и структурными подразделениями 11 , управляющим советом как коллективным субъектом, руководителями школ, преподавателями 11 , специалистами органов управления образованием как персональными субъектами управления. Данное взаимодействие обеспечивает поддержание и развитие образовательной системы 11 руководителей школ, сохранение или видоизменение структуры, способствующие переводу ее в новое качественное состояние на основе собственных тенденций, закономерных связей, принципов управления развитием. Между персональными субъектами управления развитием возникает интерактивное взаимодействие, которое направлено на развитие профессиональных качеств и личностных свойств школьных руководителей.

Обратная связь управляющей и управляемой подсистем в условиях инновационных преобразований реализуется посредством рефлексивных процессов.

Так, оценка качества реализации политики в области ДЛО, направленной на обеспечение профессионально-личностного саморазвития школьных управленцев, осуществляется посредством педагогического мониторинга, экспертной оценки качества 1111 руководителей школ. Обратная связь позволяет выявить и поддержать «точки роста».

В ходе исследования представители научной школы Курского государственного университета пришли к выводу, что процесс развития муниципальной системы 11 школьных менеджеров можно считать управляемым, если происходящие в нем изменения соответствуют прогнозируемым; созданы условия для мотивации управленческих кадров на деятельность в постоянно меняющихся условиях; управляющая подсистема владеет средствами управления, обеспечивающими развитие системы при сохранении ее целостности и устойчивости; управляемая подсистема как объект управления реализует образовательные, обеспечивающие и инновационные процессы 11 руководителей школ; функции управления наполняются новым содержанием; технология управления развитием адекватна целям и задачам развития системы 1111 школьных руководителей; субъекты управления готовы к решению задач управления развитием на основе идей полисубъектности.

Новое качество образовательной системы достигается посредством реализации концептуальной модели управления развитием 1111 руководителей школ на муниципальном уровне, включающей в себя

методологию управления развитием, основанную на системном, акмеоло-гическом, антропологическом, синергетическом, квалиметрическом подходах;

ведущие тенденции развития: муниципализация управления, основанная на выявлении и реализации культурно-образовательных ожиданий города; по-лисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса в системе профессиональной переподготовки; возрастание роли и значения качества профессиональной переподготовки школьных управленцев; становление и развитие нормативно-правовой базы 1111 руководителей школ; усиление координации процессов организационно-методической поддержки инноваций в системе 1111 в масштабе города;

ряд закономерных связей: эффективность управления развитием 1111 на муниципальном уровне зависит от качества преобразований в федеральной и региональной политике ДТО; цели и содержание управления 1111 руководителей школ на муниципальном уровне закономерно обусловлены социокультурными потребностями развития муниципальной системы образования; эффективность непрерывного профессионального образования руководителей школ зависит от системности и качества управления ДЛО; развитие и саморазвитие управляющей и управляемой систем 1111 руководителей школ закономерно связаны с их открытостью во взаимодействии с социокультурной средой и другими образовательными институтами;

принципы управления развитием муниципальной системы 11: полисубъ-ектность управления, выделение главного звена; оптимизация совместной дея-

тельности субъектов управления развитием !Ш; сочетание индивидуальной, групповой рефлексии процесса управления развитием 1Ш и его результатов;

механизмы управления развитием, позволяющие обеспечить диалог, согласование деятельности, налаживание партнерских отношений субъектов управления: делегирование полномочий и принятие ответственности, взаимодополнение, интеграция;

состав и содержание инновационных функций управления развитием системы 11: прогностическая, регионоориентированная, культурно-

созидательная, ценностно-ориентационная, акмеологическая, гуманитарная, нормативно-регулирующая.

Технология управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне представляет собой последовательность взаимосвязанных действий субъектов управления, участников образовательного процесса 1Ш на следующих этапах:

проблемно-целевом (выявление основных проблем, решение которых будет способствовать развитию муниципальной системы 1111 при сохранении ее целостности и устойчивости; определение и принятие целей, ценностей и смыслов перевода муниципальной системы 1Ш в режим развития);

проектировочном (проектирование муниципального и личностного «заказа» на профессиональную переподготовку школьных управленцев города, разработка инновационной структуры полисубъектного управления развитием 11);

предметно-содержательном (разработка муниципальных требований к содержанию и уровню профессиональной переподготовки руководителей школ; к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования);

организационном (организация образовательного процесса, его ресурсного обеспечения, взаимодействия с органами управления образованием, с научными коллективами и базовыми ОУ);

рефлексивно-оценочном (выявление результатов развития муниципальной системы 1111 посредством мониторинга, экспертизы, их групповая и индивиду -альная рефлексия, оценка).

Критериями и показателями результативности управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ на муниципальном уровне выступают: переход образовательной системы ПП школьных управленцев на более высокий уровень (положительная динамика образовательной системы 1111, повышение качества реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, качества преподавания, повышение качества формирования «ключевых компетенций» руководителей школ, развитие инновационных процессов, профессиональной деятельности руководителей школ, способностей субъектов управления к сотрудничеству и сотворчеству, создание благоприятного психологического и инновационного климата в ОУ); инновационность деятельности субъектов управления развитием 1111 (появление новых элемен-

тов структуры управления, инновационных функций управления развитием системы 1111; становление руководителей школ как субъектов профессиональной переподготовки; модернизация содержания, технологий и форм организации образовательной деятельности); положительная оценка результатов ПП руководителей школ со стороны ее субъектов, «заказчиков» и «потребителей» (позитивная динамика профессионально-личностной «Я-концепции» руководителей школ); удовлетворенность органов управления образованием качеством 11 школьных управленцев; позитивное отношение педагогических коллективов, родительской общественности к результатам развития профессиональной переподготовки руководителей школ.

Результативность управления развитием муниципальной системы профессиональной переподготовки руководителей школ определяется комплексом следующих педагогических условий: прогнозированием изменений во внутренней и внешней среде муниципальной системы 11 ; согласованностью и единством действий субъектов управления развитием профессиональной переподготовки руководителей школ; диверсификацией дополнительных профессиональных образовательных программ; организационно-методической поддержкой управленческих инноваций в масштабе города; ресурсным обеспечением профессиональной переподготовки руководителей школ; квалиметрической оценкой результативности 11 и удовлетворенности субъектов управления развитием системы 11 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.