САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Бурцева
SELF-EDUCATION ACTIVITY OF STUDENTS IN CONTEXT OF RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION
Burtseva I. V.
The article considers scientifically substantiated and practically important conceptual approaches to the organization and realization of students' self-education activity management in the conditions of the 21st century requirements in the interests of qualitative provision of higher school and its graduates ' competitiveness.
Key words: self-education, self-education activity, continuous education, self-learning, self-development, sef-perfection, self-discipline, professional self-reflection.
В статье рассматриваются научно обоснованные и практически значимые концептуальные подходы к организации и осуществлению руководства самообразовательной деятельностью студентов в условиях вызовов XXI века в интересах качественного обеспечения конкурентоспособности высшей школы и выпускаемых ею специалистов.
Ключевые слова: самообразование, самообразовательная деятельность, непрерывное образование, самообучение, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание, профессиональная саморефлексия.
УДК 371.64/69
В условиях глобализации, интеграции и усложнения социальной деятельности, быстрого и постоянного обновления технологий человек может успешно функционировать только в том случае, если он будет обладать определёнными ценностными ориен-тациями, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития, социальную мобильность, созидательную личностную позицию и гибкую адаптацию ко всем трансформациям.
Основную ответственность за целенаправленное формирование таких качеств и способностей несёт образование, что кардинально меняет его роль и место в современном обществе, выдвигая в ряд важнейших социальных институтов. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к образованию, суть которых определяется тем, что сами по себе знания, на передачу которых ориентирована традиционная парадигма образования, сложившаяся на предшествующем - индустриальном этапе развития общества, утрачивают свою центральную значимость в обучении. Более актуальным становится формирование умения построить свою жизнь на основе полученных знаний, которые в этом случае превращаются из цели в средство.
Перед высшей школой ставится задача подготовки специалиста широкого профиля, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания через научно-практическую деятельность. В связи с этим, становится актуальной про-
блемой - формирование у студентов готовности к непрерывному самообразованию.
Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида самообразовательную деятельность человека, ставят перед высшим образованием задачу развития умений самообразовательной деятельности.
Быстрый темп приращения знаний в современном мире и ограниченные возможности усвоения их индивидом требует поиска путей максимального развития способности человека к саморегуляции и самообразованию. Такой подход к субъекту обучения является по сути акмеологическим, поскольку он предполагает рассмотрение человека в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных сферах самореализации. При этом образовательная система становится адаптированной не только к потребностям государства (выполнение социального заказа), но и к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам самой личности обучающегося.
Педагогический аспект актуальности исследуемой проблемы обусловлен задачами гуманизации высшего образования, его ориентацией на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, её индивидуально-творческого саморазвития, подготовку специалистов, обладающих собственным, неповторимым стилем деятельности, развитым профессиональным самосознанием, духовно-творческим потенциалом, направленностью на постоянную профессиональную самореализацию.
На теоретическом уровне самообразование представляет собой, прежде всего, социальное явление и процесс, оказывающий непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех групп населения. Такой подход соответствует постепенно принимаемой в отечественной социально-педагогической теории и практике рассмотрения современного общества как самоорганизующегося и, следовательно, самообра-
зующегося. Как общественный феномен самообразование обеспечивает переработку социального капитала и его накопление, выступает источником не только технологических, но и социальных инноваций.
Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Освоение совокупности общественных отношений (социализация) возможно только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека. Самообразование как раз и является одним из видов деятельности, который выявляет степень и формы включения личности в общественные отношения. Усвоение определенных культурных образцов посредством самообразования составляет содержание процесса социализации личности, свободный же выбор видов самообразования в соответствии с потребностями личности обеспечивает ее индивидуализацию. В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации. Вместе с тем здесь может идти речь об особенностях самообразовательной деятельности как отдельного индивидуума, так и социальной группы с ее усредненными типическими показателями характеристик этого вида деятельности.
Мы рассматриваем его как вид деятельности, ведущей и базовой социальной функцией которого является самореализация личности. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. «Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей» (2, 108).
В педагогической литературе, посвященной проблеме самообразования личности, представлены различные подходы к определению «самообразования». При этом одни исследователи характеризуют самообразование как «процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков, на саморазвитие и самосовершенствование» (5, 117).
Другие под самообразованием понимают «специально организованную, самодеятельную, систематическую, познавательную деятельность, направленную на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование -это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью (4).
Самообразовательная деятельность, -отмечает Э. Ф. Зеер, - есть одна из форм ум -ственного труда, в котором развивается общественная направленность личности, ее творческий потенциал, индивидуальность (3). В основе самообразовательной деятельности, таким образом, лежит стремление человека устранить противоречия между предъявляемым к нему обществом и самим собой требованиями и уровнем соответствия этим требованиям.
«Человек - субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей - труда, общения и познания», - отмечал Б. Г. Ананьев (1, 315). В связи с этим имеет смысл вести речь о таких функциях самообразования, как самореализация личности, самоконтроль, самоопределение. Особое место занимает, как справедливо отмечает Е. А. Шуклина, такая функция самообразования, как приобщение с его помощью к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам, в ходе самостоятельной работы человека над самим собой (6).
В слово «самообразование» мы вкладываем два разных смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самонаучению», «самообучению». Это -узкий, более практический смысл. Во-
вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Во втором смысле «я» впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая в сложном диалоге творческие и этические качества.
Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле.
Самообразование - деятельность постижения Культуры, приобщения к ней. В диалоге с Культурой человек совершенствует свой интеллект, память, меняет всю структуру своей личности. Собственно говоря, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе. Тут соединяются две задачи и две деятельности. Без одной из них неполна, а зачастую и невозможна другая: без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития - самообразования. Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания. Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.
Таким образом, самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
В контексте сказанного самообразование студента представляется нам:
а) как особый вид инициативной познавательной деятельности, осуществляемой самостоятельно либо под руководством преподавателя и направленной на самореализацию и самоактуализацию личности;
б) как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определенным образом организованного индиви-
дуального познавательного процесса, основу которого составляет активная самостоятельная работа с источниками информации по определенной проблеме;
в) как элемент системы непрерывного образования личности с целью решения стоящих перед обществом задач профессионального самосовершенствования.
Как вид деятельности, самообразование обладает рядом признаков:
• для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;
• самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования;
• важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием;
• самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером;
• самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы;
• самообразование - это деятельность, связанная с коммуникацией в самом широком смысле, направленной на получение в режиме диалога любых новых знаний - не обязательно научных или аккредитованных - всевозможных навыков и любой систематизированной информации.
Самообразовательная деятельность студентов - это целенаправленный, наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. В процессе самообразовательной деятельности студент выступает в качестве субъекта.
На первом этапе (подготовительном) происходит планирование, конструирование студентом самообразовательной деятельно-
сти (самостоятельно или с помощью педагога). Педагог создаёт условия для положительной мотивации студентов к самообразованию. Обучающиеся получают представления о содержательной стороне самообразовательной деятельности в условиях непрерывного образования, знакомятся с формами, средствами, источниками её осуществления. При этом, как показала практика, негативное или нейтральное (безразличное) отношение к самообразованию вытесняется заинтересованностью. Происходит самооценка собственных возможностей.
На втором этапе (организационном) студенты под руководством преподавателя приобретают знания, умения и навыки самообразовательной деятельности. После ознакомления с информацией и принятия познавательной задачи, следует ориентирование в воспринятом содержании и соотнесение его с теоретическими знаниями, заключающееся в определении способа решения, а также его исполнение. Студенты осознают операции по планированию деятельности, осуществляют исполнение, анализируют результат решения познавательной задачи.
Третий этап (этап реализации) характеризуется самостоятельным выбором действий. Обучающиеся осуществляют самоконтроль, самоанализ, подводят итоги проделанной работы. Это этап осознанного выполнения деятельности.
В процессе обучения на данных этапах происходит развитие структуры самообразовательной деятельности как динамичного системного образования, состоящего из следующих компонентов.
Мотивационный компонент готовности обеспечивает положительное отношение к самообразовательной деятельности, интерес к профессии, стремление к постоянному самообразованию.
Когнитивный компонент готовности -сформированность системной картины профессиональной деятельности обучающихся (осознание путей и способов самостоятельного приобретения знаний).
Деятельностный компонент готовности - способность комплексного применения знаний и умений при решении учебно-
профессиональных задач; умение рационально использовать различные источники информации в своей деятельности и оптимально управлять процессом самообразования - от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля полученных результатов.
Оценочный компонент готовности формирует самооценку студентом своей профессиональной подготовленности и соответствие её оптимальным профессиональным образцам.
Самообразовательная деятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровни развития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организации самообразовательной деятельности:
1. Самый низкий уровень. Это по существу, еще не целенаправленная самообразовательная работа, а часто случайная, дополнительная к учебной деятельности, направленная на удовлетворение еще не очень стойкого интереса (просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т. п.).
Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Умение работать самостоятельно часто не высокого уровня. Студенты отдают предпочтение работе под руководством преподавателя.
2. На этом этапе самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность студента, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию.
Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (2 уровень) является формирование жизненных планов, рост самосознания студента.
Содержание самообразования на этом уровне становится более самостоятельным по отношению к процессу учения, в связи, с чем становится особенно важным вопрос уровня умений, который обслуживает процесс самостоятельного познания. Обогащается деятельность и источники получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования.
3. Третий уровень отличает большая четкость, действенность и реальность целей самообразования. Студент, приобретая опыт в этой деятельности, учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи.
Качественный скачек в самообразовании на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально.
На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже не содержания (как на втором), а источников и видов деятельности.
Студенты в результате систематической, самостоятельной познавательной деятельности приобретает умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая лишние виды работ.
Результат эффективной самообразовательной деятельности студентов характеризуют следующие показатели:
• умение грамотно решать учебные задачи (формировать систему знаний и умений их применения);
• умение эффективно самостоятельно учиться (ставить перед собой познавательные задачи, планировать процесс учения, определять цели, содержание, выбирать методы, формы самообразовательной деятельности, качественно осуществлять ее и адекватно оценивать результаты учебы);
• сформированная потребность в профессиональном взрослении;
• сформированное интегративное личностное качество - учебная самостоятельность.
Самообразование является не только социальной, но и педагогической категорией и функционирование данной деятельности в значительной степени зависит от наличия умелого руководства. Самообразовательная деятельность может иметь различную мотивацию как социально, так и личностно ориентированную. И задачей педагогов является ее поддержание, развитие и направление на конкретную цель.
Дидактические условия, способствую -щие повышению качества руководства самообразованием студентов, можно подразделить на субъективные и объективные.
В группу субъективных условий входят: сформированные у студентов положительные мотивы к самообразовательной деятельности; выработанные у них умения эффективного самообразования.
Процесс положительной познавательной мотивации включает ряд этапов. Пусковым этапом являются познавательные противоречия и желание студентов разрешить их. Следующий этап - поддержание и формирование познавательной мотивации, перерастание ее в стойкий познавательный интерес. Достигается это путем наращивания в учебном процессе познавательных противоречий, формируемых в виде проблем, необходимость решения которых побуждает обучаемых повышать свой уровень подготовки. Заключительный этап - развитие и углубление познавательного интереса на основе решения задач, превращение его в познавательную активность, характеризующую заинтересованность студентов в поиске путей решения возникающих проблем.
Умения самообучения обусловлены спецификой этапов процесса познания, в соответствии с которыми они и выделяются. Это умения: увидеть проблему (противоречие) в решаемой задаче, увязать ее с имеющимися у обучаемого знаниями, выдвинуть гипотезы для поиска путей ее решения, обосновывать найденные решения, проверять их истинность путем апробирования на практике.
К числу объективных условий, способствующих повышению качества самообразования студентов, относятся: разработанные в соответствии с дидактическими требованиями учебные продукты; действенные стимулы для эффективного самообразования студентов.
Успешная самообразовательная деятельность студентов возможна при наличии качественного учебно-методического комплекса. В этот комплекс входят рабочие учебники, учебные пособия, слайд-лекции, учебные материалы в электронной библио-
теке и т. д. Основным источником профессионального самообразования является учебник, который должен содержать в себе все то, что содействует формированию у студентов фундаментальных мировоззренческих, профессионально значимых знаний и выработке на их основе необходимых умений.
Стимулы, активизирующие самообразование студентов, можно подразделить на четыре группы.
В первую входят стимулы общегосударственного уровня, связанные с заинтересованностью государства, общества и работодателей в том, чтобы выпускники - будущие специалисты владели профессиональным мастерством, позволяющим успешно решать функциональные задачи.
Вторую группу составляют стимулы, отражающие характер и содержание самой учебной деятельности. Создание на занятиях атмосферы заинтересованности студентов в успешном освоении программного материала обусловливает высокие результаты их самообразовательной деятельности.
В третью группу входят оценочные стимулы, выражающиеся в поощрении студентов за результаты работы, в частности за достижения в сфере самообразования.
Четвертая группа включает стимулы, характеризующие условия, которые способствуют профессиональному росту студентов. В их числе: создание в учебных коллективах атмосферы творческого поиска; организация выставок литературы, предназначенной для профессионального роста студентов; проявление со стороны педагогов и учебных менеджеров заботы об укреплении авторитета студентов, целенаправленно занимающихся самообразованием.
В числе принципов, которыми следует руководствоваться при организации и методическом обеспечении самообразовательной деятельности студентов, выделим следующие:
• принцип формирования у студентов потребности в самообразовании, в выработке у них стремления систематически заниматься учебной деятельностью;
• принцип нацеленности на конечный результат - развитие умений учения и самообучения;
• принцип формирования и развития у обучаемых их творческого потенциала;
• принцип диалектической взаимосвязи руководства и саморуководства самообразованием;
• принцип достижения личностного успеха в самообразовательной деятельности.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед высшей школой задачу подготовки выпускников, способных: быстро ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким
образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Россия, вступившая на инновационный путь развития, не может остаться в стороне от процессов реформирования образования, начавшихся по всему миру, и потому постепенно вносит изменения в ее систему (введение двухуровневого обучения в вузах и взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль качества и др.), создавая общее пространство Россия - Европейский союз в области науки и образования. Происходящая смена образовательных парадигм переносит акценты с образовательной на самообразовательную деятельность, так как возрастающая интенсивность современных информационных процессов обостряет проблему самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в разных сферах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. / Под ред. А. А. Бодале-ва. — М., 1980.
2. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. — 2005. — № 7. — С. 107-113.
3. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. — 2002. — N 3. — С. 16-21.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас-пиров. — М., 2003.
5. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Г. А. Андреев, Г. С. Вя-ликова, И. А. Тютькова. — М., 2005.
6. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Ав-тореф. дис. ... д-ра социол. наук. — Екатеринбург, 1999.
Об авторе
Бурцева Ирина Викторовна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, в сферу научных интересов входят проблемы дидактики высшей школы, профессиональной подготовки специалиста социальной работы, педагогические аспекты самообразовательной деятельности. §ого]апка@ yandex.ru