Научная статья на тему 'Тенденции и Проблемы транспортной системы'

Тенденции и Проблемы транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / СИСТЕМА / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К.Е., Щербенко Е.В.

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PROBLEMS OF TRANSPORT SYSTEM

The analysis of current trends and problems of development of transport infrastructure and fixed assets specifies that they accepted system character and demand an integrated approach to their decision.

Текст научной работы на тему «Тенденции и Проблемы транспортной системы»

Решетневскуе чтения. 2014

финансовая поддержка транспортной системы целесообразна.

Социальная характеристика транспортной системы тесно сопряжена с понятием «качество транспортного обслуживания» или «качественная характеристика системы», которая представляет собой интегральный показатель, характеризующий состояние транспортной системы региона в целом и зависит от значения следующих показателей:

- плотность маршрутной сети, представляющая отношение суммарной протяженности улиц и дорог, по которым проходят маршруты наземного транспорта, к площади застроенной части, в частности города [3];

- количество подвижного состава на 1000 жителей - характеризует насыщенность маршрутов подвижным составом;

- регулярность движения - отношение числа рейсов, выполненных в соответствии с расписанием, к числу рейсов, предусмотренных данным расписанием;

- затраты времени на передвижение, складывающиеся из времени на подход к остановочному пункту, времени на ожидания автобуса, времени поездки, времени пересадки;

- статический коэффициент использования вместимости автобуса - характеризует степень наполнения салона автобуса;

- коэффициент пересадочности - среднее число посадок, приходящееся на одну поездку.

Библиографические ссылки

1. Кац И. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 3. С.114-118.

2. Кац И. Система внутрифирменного планирования // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4. С. 84-89.

3. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов. М. : Норма - Инфра-М, 1999. 528 с.

4. Козуб В. М. Иерархические системы моделей планирования. М. : Радио и связь, 2004. 176 с. : ил.

References

1. Katz I. Planning - a backbone element of state regulation // Problems of the theory and practice of management. 2007. № 3, р 114-118.

2. Katz I. Sistema of intra firm planning//Problems of the theory and practice of management. 2009, no. 4, p. 84-89.

3. Knorring V. I. Theory, practice and management skill. The textbook for higher education. M. : Шта-Infra-М, 1999. 528 p.

4. Kozyb V. M. hierarchical systems of models of planning. M. : Radio and communication, 2004. 176 р.

© Щербенко Е. В., Пояркова К. Е., 2014

УДК 338.246

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

К. Е. Пояркова, Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: karina .p89@mail.ru

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

Ключевые слова: транспорт, система.

TENDENCIES AND PROBLEMS OF TRANSPORT SYSTEM

K. E. Poyarkova, E. V. Sherbenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: karina.p89@mail.ru

The analysis of current trends and problems of development of transport infrastructure and fixed assets specifies that they accepted system character and demand an integrated approach to their decision.

Keywords: transport, system.

Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта, с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и от-

дельных ее подотраслях - с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, способствуют ослаблению позиций

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

России на мировом рынке транспортных услуг, что предопределяет необходимость осуществления более действенного, эффективного управления данной отраслью хозяйствования, основанного на принципиально новых технологиях и механизмах, качественно отличающихся от применяемых в условиях административно-командной системы управления [1].

Кроме того, отказ от методов управления, свойственных централизованной плановой системе, утрата возможности прямого административного управления деятельностью транспортных предприятий требуют разработки новых методов государственного регулирования транспортной деятельности.

Помимо системных проблем транспортного комплекса страны в целом, требующих непосредственного участия и определенных регулирующих воздействий государственных органов, имеют место и более объективные предпосылки, оправдывающие вмешательство государства в деятельность транспортных, экспедиционных, сервисных и вспомогательных предприятий, а в некоторых случаях - и в деятельность клиентуры, которая является субъектом транспортного рынка [3].

Основными предпосылками государственного регулирования транспорта являются следующие:

1. Транспорт выступает важнейшим элементом производственно-социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом механизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства.

2. Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Классическим примером естественной монополии на транспорте является железнодорожный транспорт. Кроме того, естественным транспортным монополистом можно назвать и автотранспортное предприятие, размещенное в районе, где нет других крупных владельцев автотранспорта.

Отечественная и зарубежная практика свидетельствуют о том, что естественный монополист-транспортник во всех случаях стремится извлечь из своего положения максимальную пользу, отказываясь от невыгодных для него перевозок, а также произвольно завышая тарифы. Поэтому при организации и лицензировании подобных транспортных предприятий государство, наделяя их правом на монопольное обслуживание своего сектора рынка, в обязательном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслуживания клиентуры, уровня тарифов, отсутствия отказов в обслуживании и т. д.

3. Необходимо контролировать и во многих случаях ограничивать уровень транспортных тарифов. Контроль ценообразования на транспорте имеет исключительное значение для нормального функционирования рыночной экономики. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает адекватное повышение стоимости доставляемых транспортными предприятиями товаров, а также услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспорт-

ных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов.

4. Необходимо обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов. Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения транспортных предприятий, конкурирующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка. Нормальная работа транспортных предприятий в условиях конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допустимы для различных предприятий, какие тарифы можно применять, как должны строиться отношения с клиентурой и т. д.) и наличия органа, который следил бы за соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

5. Необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоянии финансировать и организовывать работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований и т. д.

Этот перечень можно расширить такими предпосылками, как:

- необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также потребность в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения и т. д. [2];

- международный характер транспортной деятельности и необходимость контроля соблюдения соответствующих международных соглашений.

Библиографические ссылки

1. Самсонов Н. Ф. Финансы транспорта : учебник для вузов. М. : Высш. шк., 2011. 304 с.

2. Современные методы развития систем управления (на примере США) : сб. тр. Вып. 12. М. : ВНИИ-СИ. 2008.

3. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М. : Экономика, 2005.

References

1. Samsonov N. F. Transport finance : the textbook for higher education institutions. M. : The higher school, 2011. 304 p.

2. Modern methods of development of control systems (on the example of the USA). Collection of works, Vyp. 12. M. : All-Union research institute of system researches. 2008.

3. Chernyak Yu. I. The system analysis in management of economy. M. : Economy, 2005.

© Пояркова К. Е., Щербенко Е. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.