Научная статья на тему 'Социальный аспект современной транспортной системы региона'

Социальный аспект современной транспортной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / СИСТЕМА / SYSTEM / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / SOCIAL ASPECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К.Е., Щербенко Е.В.

Роль транспорта как одной из важнейших отраслей экономической инфраструктуры рассматривается государством как приоритетная, а также специфика функционирования отдельных видов транспорта непосредственно корреспондирует наразвитием экономики в целом, так и на развитие социальной составляющей жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ASPECT OF MODERN TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION

The transport role as one of the most important branches of economic infrastructure is considered by the state as priority, and specifics of functioning separate transport means directly correspond to economy development as a whole, and to development of a social component of society life.

Текст научной работы на тему «Социальный аспект современной транспортной системы региона»

Смысл стратегии - создать практическую уверенность, что работодатели обеспечены работниками, которые обладают профессиональными навыками для достижения предприятиями высокой производительности труда; работники обладают профессиональными знаниями и навыками, которые одновременно требуются для поддержания высокой способности занятости и отвечают личностным потребностям; достичь в диалоге с государством ясного разграничения ответственности предприятий и власти в реализации такой стратегии, а также принять взаимные обязательства; идентифицировать совместно с государством профессионально-квалификационные требования к работникам по секторам экономики, которые поддерживают будущий успех предприятий и создают уверенность, что предложения со стороны системы профессионального образования и обучения соответствуют потребностям предприятия.

Библиографические ссылки

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 11.06.2014).

2. Ведомости. Демографический удар [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper /article/193121/ (дата обращения: 11.06.2014).

References

1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Federal State Statistics Service) Available at: http://www.gks.ru (accessed: 11.06.2014).

2. Vedomosti. Demograficheskij udar (The demographic impact) Available at: http://www. vedomosti.ru/newspaper/article/193121/ (accessed: 11.06.2014).

© Подвербных У. С., 2014

УДК 338.246

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

К. Е. Пояркова, Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: karina.p89@mail.ru

Роль транспорта как одной из важнейших отраслей экономической инфраструктуры рассматривается государством как приоритетная, а также специфика функционирования отдельных видов транспорта непосредственно корреспондирует как с развитием экономики в целом, так и с развитием социальной составляющей жизни общества.

Ключевые слова: транспорт, система, социальный аспект.

SOCIAL ASPECT OF MODERN TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION K. E. Poyarkova, E. V. Sherbenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail:karina .p89@mail.ru

The transport role as one of the most important branches of economic infrastructure is considered by the state as priority, and specifics of functioning separate transport means directly correspond to economy development as a whole, and to development of a social component of society life.

Keywords: transport, system, social aspect.

Основой рационального и результативного управления транспортной системой является единая национальная транспортная политика Российской Федерации, жестко скоординированная со стратегией социально-экономического развития страны.

Приоритетное развитие данной отрасли хозяйствования обусловлено тем, что устойчивая работа транспорта является гарантией обеспечения административного и социального единства страны, формирования экономических возможностей свободного

выбора места проживания и эффективного применения способностей граждан России, выравнивания стандартов жизни [1].

Рассмотрение социального аспекта в процессе управления транспортной системой региона должно базироваться на анализе функционирования одной из важнейших ее подсистем - системы управления общественным транспортом.

Основными характеристиками, позволяющими комплексно оценить уровень развития социальной

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

составляющей транспортной системы региона, являются:

1. Транспортная подвижность населения. Транспортная подвижность является одной из главных характеристик, описывающих систему городских перевозок, и представляет собой интегрированный показатель, отражающий совокупность следующих факторов:

- ритм жизни города;

- особенности градостроительства и структура планирования;

- текущее состояние и перспективы развития системы городских перевозок;

- уровень развития муниципальной экономики.

2. Отношение уровня развития общественного транспорта к частному. Отношение уровня развития общественного транспорта к индивидуальному в значительной степени определяется географическими, демографическими и другими факторами и влияет на общие экономические характеристики системы. Так, низкая плотность географического распределения и размещения рабочих мест и центров обслуживания способствует росту числа индивидуальных поездок, в то время как общественный транспорт экономически оправдан при более высокой плотности застройки и концентрации производства.

Рациональное управление общественным транспортом является важным фактором экономического развития страны, а будущее этого вида перевозок зависит от решения ряда проблем:

- осуществление социальных режимов работы для тех слоев населения, которые не имеют индивидуальных транспортных средств;

- укрепление экономической стабильности в регионах;

- снижение негативного влияния на окружающую среду.

Оптимальное соотношение общественного и индивидуального транспорта должно гарантировать каждому гражданину обеспечение нормальных транспортных условий.

3. Уровень доступности транспорта. Общая доступность транспорта - показатель, отражающий качество транспортной среды в форме средних потерь времени, потраченного на поездку.

Транспортная сеть может считаться надежной, если она позволяет осуществить поездку из любого пункта отправления в любой пункт назначения за нормативное время, включая время подхода к остановочному пункту, время ожидания и пересадки. Норма доступности определяется относительно функциональных особенностей каждого остановочного пункта.

Данный показатель рассчитывается как отношение фактических средних потерь времени на поездку к нормативному времени и измеряется в процентах.

4. Уровень транспортной дискриминации населения. Уровень транспортной дискриминации населения показывает, какая часть граждан живет вне зоны нормативной доступности.

5. Удобство пассажирского транспорта.

Удобство в системе определяется исходя из гетерогенных факторов, технической оснащенности, тех-

нологичности, уровня организации и управления, влияющих на состояние пассажиров в течение поездки.

В ходе изучения проблемы комфорта необходимо определить единицы измерения понятия удобства. С учетом того, что некоторые характеристики удобства могут быть установлены обособленно как независимые показатели или отражены в других показателях, главным критерием удобства может быть такой показатель, как количество пассажиров, приходящихся на 1 м2 салона транспортного средства.

6. Фонд удельного потерянного времени. Социальную полноценность общественного транспорта позволяет оценить полная потеря времени, потраченного на транспортное обслуживание [2].

7. Доля общественного транспорта в экологически вредных выбросах. Развитие транспортной системы способствовало возникновению проблемы оценки влияния транспорта на экологическую ситуацию в регионе или городе. Данную проблему можно решить путем установления строгих норм, определяющих уровень экологической безопасности, и поддержки экологически чистых видов транспорта. Главные отрицательные результаты влияния транспорта на окружающую среду - загрязнение воздуха и повышенный уровень шума. Доля общественного транспорта в экологически вредных выбросах оценивается в процентах от общего загрязнения из всех источников. Кроме того, возможно применение дополнительных экологических стандартов:

- уровень шума (дБ на одно транспортное средство);

- уровень токсичных выбросов (млн т / млн пасс-км).

8. Уровень развития экологически чистых видов транспорта. Данный показатель отражает долю поездок экологически чистым транспортом в общем количестве поездок жителей города (%).

9. Уровень ДТП. На сегодняшний день остро стоит проблема обеспечения безопасности дорожного движения в течение поездки для всех видов транспорта. Экстремальные ситуации на дорогах - явление, сопровождающее автомобилизацию общества и ведущее к существенным потерям.

Безопасность дорожного движения становится одним из главных критериев выбора средства передвижения. На основе анализа проблемы безопасности в России и за границей были установлены некоторые удельные нормы, позволяющие оценить его уровень [4]:

- число ДТП со смертельным исходом на 105 пассажиров;

- число ДТП со смертельным исходом на 104 транспортных средства.

10. Эффективность общественного транспорта. Данный показатель, отражающий уровень развития социальной составляющей транспортной системы региона, рассчитывается как отношение результатов работы транспорта к затратам на его функционирование. Результаты представляют собой финансово-кредитную оценку доли транспорта в общем валовом продукте регионе или города, а затраты - общую сумму, расходуемую на развитие транспортной системы (субсидии из бюджета и другие источники). Если значение этого показателя больше единицы, то

финансовая поддержка транспортной системы целесообразна.

Социальная характеристика транспортной системы тесно сопряжена с понятием «качество транспортного обслуживания» или «качественная характеристика системы», которая представляет собой интегральный показатель, характеризующий состояние транспортной системы региона в целом и зависит от значения следующих показателей:

- плотность маршрутной сети, представляющая отношение суммарной протяженности улиц и дорог, по которым проходят маршруты наземного транспорта, к площади застроенной части, в частности города [3];

- количество подвижного состава на 1000 жителей - характеризует насыщенность маршрутов подвижным составом;

- регулярность движения - отношение числа рейсов, выполненных в соответствии с расписанием, к числу рейсов, предусмотренных данным расписанием;

- затраты времени на передвижение, складывающиеся из времени на подход к остановочному пункту, времени на ожидания автобуса, времени поездки, времени пересадки;

- статический коэффициент использования вместимости автобуса - характеризует степень наполнения салона автобуса;

- коэффициент пересадочности - среднее число посадок, приходящееся на одну поездку.

Библиографические ссылки

1. Кац И. Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 3. С.114-118.

2. Кац И. Система внутрифирменного планирования // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4. С. 84-89.

3. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов. М. : Норма - Инфра-М, 1999. 528 с.

4. Козуб В. М. Иерархические системы моделей планирования. М. : Радио и связь, 2004. 176 с. : ил.

References

1. Katz I. Planning - a backbone element of state regulation // Problems of the theory and practice of management. 2007. № 3, р 114-118.

2. Katz I. Sistema of intra firm planning//Problems of the theory and practice of management. 2009, no. 4, p. 84-89.

3. Knorring V. I. Theory, practice and management skill. The textbook for higher education. M. : Шта-Infra-М, 1999. 528 p.

4. Kozyb V. M. hierarchical systems of models of planning. M. : Radio and communication, 2004. 176 р.

© Щербенко Е. В., Пояркова К. Е., 2014

УДК 338.246

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

К. Е. Пояркова, Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: karina .p89@mail.ru

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

Ключевые слова: транспорт, система.

TENDENCIES AND PROBLEMS OF TRANSPORT SYSTEM

K. E. Poyarkova, E. V. Sherbenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: karina.p89@mail.ru

The analysis of current trends and problems of development of transport infrastructure and fixed assets specifies that they accepted system character and demand an integrated approach to their decision.

Keywords: transport, system.

Прогнозируемое возрастание спроса на перевозки всех видов транспорта, с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и от-

дельных ее подотраслях - с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов, способствуют ослаблению позиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.