УДК 656.072.5:005.584.1
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА © И.Л. Голянд1, К.Н. Захарьин2, К.А. Мухина3, О.Г. Феоктистов4
Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики,
660074, Россия, г. Красноярск, ул. Киренского, 26а.
Проведен мониторинг деятельности пассажирских предприятий г. Красноярска. Проанализированы техникоэкономические показатели работы автобусов, состояние основных фондов, фонда оплаты труда, финансовое состояние, численность персонала предприятий. Рассчитана структура затрат на перевозки и оценено влияние себестоимости перевозки пассажиров на доходы муниципальных предприятий города. Мониторинг показал, что на пассажирских предприятиях имеются примеры несбалансированности структуры затрат, резервы снижения расходов.
Ил. 4. Табл. 8. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: пассажирские предприятия; основные фонды; затраты; себестоимость; тариф; доход; эффективное использование подвижного состава.
KRASNOYARSK PASSENGER ENTERPRISE ACTIVITY MONITORING I.L. Golyand, K.N. Zakharyin, K.A. Mukhina, O.G. Feoktistov
Siberian Federal University, Institute of Business Processes Management and Economy,
26а Kirensky St., Krasnoyarsk, 660074, Russia.
The activity of Krasnoyarsk passenger enterprises has been monitored. Technical and economic indicators of bus operation, condition of fixed assets, wages fund, financial state, and enterprise staff size are analyzed. The structure of transportation costs is calculated and the effect of passenger transportation prime cost on the incomes of the municipal enterprises of the city is evaluated. The monitoring has revealed the examples of cost structure imbalance and the reserves to decrease costs at the passenger enterprises.
4 figures. 8 tables. 3 sources.
Key words: passenger enterprises; fixed assets; costs; prime cost; tariff; income; efficient use of rolling stock.
Красноярск - крупнейший промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России. Площадь территории города - 353,9 кв. км. Красноярск формирует треть населения края. В 2011 г. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings признало экономику краевого центра сильной и стабильной. Красноярск постепенно наращивает демографический, экономический, инвестиционный и научный потенциалы. Активно развивается транспортная отрасль [1].
Обеспечение качественного транспортного обслуживания населения является сложной экономической и социальной задачей. Ее решение требует принципиально новых теоретических и практических подходов. Многие автотранспортные организации имеют выраженные производственные и экономические проблемы.
За последние годы объемы и уровень обеспечения перевозками имеют неустойчивую динамику, обусловленную действием ряда объективных факторов. К первой группе этих факторов относится степень подвижности населения, ко второй группе - объемы и качество предоставляемых услуг. Основа устойчивой работы пассажирского транспорта - оптимальные решения, которые принимаются администрациями и хозяйствующими субъектами непосредственно городов и районов.
Исходным фактором развития уровня пассажирских перевозок выступает мониторинг экономической оценки показателей. Она осуществляется на базе технических и социально-экономических показателей с использованием различных статистических методов их определения.
1Голянд Ирина Леонидовна, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов (ЭОПЭТК), тел.: 89135326176, e-mail: golyandi@mail.ru
Golyand Irina, Candidate of Economics, Professor of the Department of Economy and Organization of the Enterprises of Power and Transport Complexes, tel.: 89135326176, e-mail: golyandi@mail.ru
2Захарьин Кирилл Николаевич, ст. преподаватель кафедры ЭОПЭТК, тел.: 89082125407, e-mail: kzakharyin@gmail.com Zakharyin Kirill, Senior Lecturer of the Department of Economy and Organization of the Enterprises of Power and Transport Complexes, tel.: 89082125407, e-mail: kzakharyin@gmail.com
Мухина Ксения Александровна, ст. преподаватель кафедры ЭОПЭТК, тел.: 89048905366, e-mail: mukhena@mail.ru Mukhina Kseniya, Senior Lecturer of the Department of Economy and Organization of the Enterprises of Power and Transport Complexes, tel.: 89048905366, e-mail: mukhena@mail.ru
4Феоктистов Олег Георгиевич, кандидат технических наук, доцент кафедры ЭОПЭТК, тел.: 89029217534, e-mail: fog-ido@mail.ru
Feoktistov Oleg, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Economy and Organization of the Enterprises of Power and Transport Complexes, tel.: 89029217534, e-mail: fog-ido@mail.ru
Основными целями проведения мониторинга экономической оценки являются: получение объективной информации в области пассажирских перевозок, учет имеющихся ресурсов, выявление сильных и слабых сторон перевозочного процесса, своевременная сигнализация о негативных тенденциях и изменениях в деятельности предприятий.
Задачами социально-экономического мониторинга являются:
- организация наблюдения, получение достоверной информации о проявлении социально-экономических процессов на территории;
- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, определяющих характер их проявления;
- подготовка рекомендаций, направленных на улучшение социально-экономической ситуации.
Задачи удовлетворения потребностей населения в качестве перевозок требуют разработки новой концепции действенных механизмов оценки качества и эффективности работы пассажирского транспорта. Необходимым условием является знание закономерностей и особенностей развития сферы автотранспортных услуг, например, дефицита финансовых ресурсов и низкой эффективности работы подвижного состава.
В сфере оказания пассажирских автотранспортных услуг в г. Красноярске и Красноярском крае работают автотранспортные организации различных форм собственности (краевая, муниципальная и частная). Одной из особенностей организации перевозок в крае является существование маршрутов, на которых эксплуатируется подвижной состав, принадлежащий различным автотранспортным организациям, в т.ч. с разным уровнем комфортабельности.
Фактором успешного развития населенных пунктов является наличие системы общественного транспорта. Обеспечение населения транспортными услугами признается важной социальной задачей.
В Красноярском крае и г. Красноярске основная часть массовых пассажирских перевозок выполняется автобусами.
115
Для выявления причин неэффективной работы и «узких» мест в деятельности автотранспортных предприятий проанализированы: технико-эксплуатационные показатели работы автобусов, состояние основных фондов, финансовое состояние, эффективность выполнения производственной программы, численность персонала предприятий, фонд оплаты труда, произведен анализ производственных площадей муниципальных предприятий г. Красноярска.
С этой целью проводились исследования показателей работы 17 автотранспортных предприятий Красноярского края и трех муниципальных предприятий г. Красноярска.
В Красноярском крае разрабатываются различные программы и мероприятия по улучшению качества обслуживания пассажиров, совершенствованию маршрутной сети. Мероприятия разрабатываются по видам перевозок - городские, пригородные, междугородные.
Внутригородские и пригородные перевозки по Красноярскому краю выполняются преимущественно подвижным составом среднего и малого классов, а междугородные перевозки - автобусами большого класса по всем направлениям маршрутной сети Красноярского края со значительным количеством рейсов, что говорит о востребованности данных перевозок.
Оценка качества работы пассажирского транспорта во многом зависит от роста численности потенциальных пассажиров, роста материального благосостояния населения, которое в данном случае выражается в росте количества автомобилей, находящихся в личном пользовании. На основе статистических данных в табл. 1 приведены данные о динамике численности населения и легковых автомобилей г. Красноярска. Количество легковых автомобилей учитывает автомобили физических лиц и частных владельцев.
За период 2005-2011 гг. средняя величина темпа прироста легковых автомобилей г. Красноярска составила 5%, автомобилей на 1000 чел. населения - 3%, населения г. Красноярска - 1%. Как видно из табл.1, темпы прироста автомобилей на 1000 жителей опережают темпы прироста населения города. Графически это наглядно представлено на рис. 1.
110
105
100
95
90
85
I
І І І Iі! І I
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Темп роста количества легковых автомобилей, %
Темп роста количества легковых автомобилей на 1000 чел., %
Темп роста численности населения, %
Года
Рис. 1. Динамика численности населения и легковых автомобилей г. Красноярска, находящихся
в личном пользовании
Динамика численности населения и легковых автомобилей г. Красноярска, находящихся в личном пользовании
Таблица 1
Год Численность населения г. Красноярска, тыс. чел. Количество легковых автомобилей, ед. Количество легковых автомобилей, ед. на 1000 чел. Абсолютный прирост количества автомобилей, ед. Темп роста количества легковых автомобилей, % Темп роста количества легковых автомобилей на 1000 чел., % Темп роста численности населения, %
2005 917,2 197858 215,7 - 100 100 100,0
2006 921,7 207980 225,6 10122 105 104 100,5
2007 927,9 230608 248,5 22608 110 110 100,7
2008 937,2 244445 260,8 13837 106 104 101,0
2009 962,0 246561 256,3 2116 101 98 102,6
2010 975,0 260773 267,4 14212 105 104 101,4
2011 998,1 273812 274,3 13039 105 102 102,4
2012 (9 мес.) 1006,8 264253 262,0 9559 096 96 100,9
Таблица 2
Ключевые показатели работы муниципальных предприятий г. Красноярска_________________
Показатели Ед. изм. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2010/2009гг., % Темп роста 2011/2010 гг., %
Списочное количество автобусов ед 328 289 314 88,1 108,65
Пробег с пассажирами тыс. км. 17738 19108 18861,7 107,72 98,71
Количество пассажиров тыс. пас. 43995 49644 49881,5 112,84 100,47
Количество пассажиров на 1 списочный автобус тыс. пас 134,13 171,84 158,85 128,11 92,44
Количество рейсов ед. 903760,8 948955,4 921358 105,0 97,09
Количество рейсов на 1 списочный автобус ед. 2755,36 3283,58 2934,26 119,17 89,36
Пассажиропоток на 1 км пас./км 2,48 2,59 2,64 104,43 101,93
Средняя вместимость автобуса мест 98,68 98,68 98,68 100,0 100,0
Среднее количество перевезенных пассажиров на 1 рейс пас. 48,68 52,33 54,14 107,45 103,49
Средний коэффициент использования вместимости на 1 автобус 0,49 0,53 0,55 108,16 103,77
Основным направлением работы муниципальных предприятий г. Красноярска является перевозка пассажиров в городском сообщении, в осуществлении которой задействованы автобусы среднего и большого классов: ПАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, Волжанин. Ключевые показатели работы муниципальных предприятий за 2009-2011 гг. представлены в табл. 2 [3].
В связи с ростом численности населения в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество автобусов увеличилось на 8,65%. Наиболее значимым показателем для определения работы пассажирских автотранспортных предприятий является количество перевезенных пассажиров на 1 км пробега. Анализ напряженности перевозок пассажиров, повышение объема перевезенных пассажиров г. Красноярска показал, что количество пассажиров на 1 км перевозок выросло с 2,59 до 2,64. При этом произошло снижение количе-
ства рейсов на 1 автобус на 10,6%, в 2010 г. один автобус делал 9 рейсов в день, а в 2011 г. - только 8. В связи с этим повысилась численность перевозимых пассажиров на один рейс. В динамике за 3 года изменение численности перевозимых пассажиров составило 48,64; 52,33; 54,13. Коэффициент использования вместимости в 2011 году вырос на 3,8%.
Данные о работе подвижного состава говорят о снижении качества перевозок пассажиров - увеличении интервала движения автобусов, росте наполняемости.
В настоящее время действует твердая тарифная ставка на городские пассажирские перевозки, установленная за перевозку пассажира на сложившееся среднее расстояние поездки. Дальность поездки меняется в связи с расширением границ городов. Это оказывает влияние на себестоимость перевозок.
Перед автотранспортными предприятиями стоит задача повышения качества перевозок в условиях высокой динамики внешней среды. Качество достигается за счет сбалансированности бизнес-системы. При этом бизнес-процесс рассматривается как функция преобразования ресурсов.
Анализ структуры затрат на перевозки показал, что наибольший удельный вес составляет основная и дополнительная заработная плата: с налоговыми начислениями она достигает почти половины затрат (от 47 до 53%). Кроме того, крупными статьями затрат являются затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (14,4%), электроэнергии (13,7%), тепловой энергии (12,4%). Затраты, связанные с амортизацией основных фондов, составляют от 0,4 до 6%.
Исходя из этого на муниципальных предприятиях г. Красноярска соответственно выросла себестоимость перевозки пассажиров на 1 км на 10,8% (табл. 3).
Рост расходов на 1 км пробега на 10,8% в 2011 г. объясняется ростом цен на материальные и энергоресурсы, перерасходом фонда оплаты труда за счет нерационального использования фонда рабочего времени. Динамика изменения себестоимости 1 км пробега представлена на рис. 2.
На формирование тарифа большое влияние ока-
зывает рост цен на материальные ресурсы и другие виды услуг, в частности, жилищно-коммунальные, что ведет к снижению уровня жизни горожан и росту неплатежеспособности населения.
В целях сокращения бюджетного финансирования необходимо увеличение уровня возмещения действующими тарифами расходов по пассажирским перевозкам. Однако использовать повышение тарифов необходимо осторожно. По результатам работы предприятий доходы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросли на 16,5 % за счет того, что в 2011 г. была изменена стоимость проезда пассажира с 11 до 13 рублей (табл. 4).
Динамика изменения доходов муниципальных предприятий г. Красноярска наглядно представлена на рис. 3.
Помимо этого, рост дохода в 2011 г. связан с повышением напряженности перевозок пассажиров, ростом коэффициента вместимости.
Деятельность предприятий связана не только с тем, чтобы организовать производство, обеспечив его необходимыми ресурсами, но и с тем, чтобы следить за текущей деятельностью, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения определенных результатов.
Рост себестоимости перевозки пассажиров, руб./1км
Таблица 3
Предприятие 2009 г. 2010 г. 2011 г.
МП "КПАТП №2" 46,76 49,48 55,37
МП "КПАТП №5" 49,09 52,53 57,45
МП "КПАТП №7" 41,82 43,63 48,48
Средняя величина 45,89 48,54 53.76
Темп роста 1,00 1,058 1,108
Рис. 2. Динамика изменения себестоимости 1км пробега
Таблица 4
Доходы муниципальных предприятий г. Красноярска, руб./1км_____________________
Предприятие 2009 2010 2011 Коэффициент изменения дохода
2010 г. 2011 г.
МП "КПАТП №2" 25,057 28,904 34,34 0,153 0,191
МП "КПАТП №5" 25,431 28,430 32,94 0,118 0,159
МП "КПАТП №7" 27,930 29,213 33,56 0,046 0,15
Средняя величина 26,13 28,84 33,61 0,104 0,165
£
35
30
25
20
3 15
4 о
* 10 С[
5
■ МП "КПАТП №2"
■ МП "КПАТП №5"
■ МП "КПАТП №7"
■
Года
2009
2010
2011
0
Рис. 3. Доходы муниципальных предприятий г. Красноярска, руб./1км
Для оценки финансового состояния муниципальных предприятий определяется степень окупаемости расходов (табл. 5).
Окупаемость эксплуатационных расходов собственными доходами к 2011 г. выросла на 5,2%, и темп роста по сравнению с 2010 г. составил 0,87%.
Обеспечение всего населения г. Красноярска регулярным автобусным сообщением достигнуто за счет оперативной корректировки маршрутной сети города при строительстве новых микрорайонов, проведения регулярного мониторинга пассажиропотока на маршрутах города для корректировки расписания движения транспорта по маршрутам, выполнения муниципальной программы перевозок по социально-значимым маршрутам.
- 21%, в 2011 г. - 40%. Динамика окупаемости расходов собственными доходами представлена на рис. 4.
В целях сокращения бюджетного финансирования необходимо увеличение уровня возмещения действующими тарифами расходов по пассажирским перевозкам. Однако использовать повышение тарифов необходимо осторожно.
В 2010 году убытки красноярских предприятий снизились на 25%, а в 2011 году выросли на 14% (табл. 6).
Основой формирования доходной части является объективно сформированный тариф на перевозку пассажиров. Степень объективности определяется уровнем нормативов ресурсов, необходимых для перевозки пассажиров и рассчитанных в натуральном
Таблица5
Окупаемость расходов собственными доходами
Предприятие 2009 г. (%) 2010 г. (%) 2011 г. (%)
МП "КПАТП №2" 53,58 58,41 62,01
МП "КПАТП №5" 51,8 54,12 57,33
МП "КПАТП №7" 66,78 66,95 69,22
Средняя величина 56,94 59,41 62,51
Темп прироста к 2009 г. 1,0 1,043 1,052
В пояснительной записке к Докладу Главы г. Красноярска о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города в 2011 г. и их планируемых значениях на 2012-2014 гг. отмечено, что общий объем расходов бюджета муниципального образования на транспорт в 2012-2014 гг. незначительно сокращается в связи с уменьшением объема субсидий организациям пассажирского автотранспорта на возмещение убытков, возникающих в результате небольшой интенсивности пассажиропотока.
Основными источниками финансирования городского общественного транспорта являются доходы от реализации билетной продукции и средства бюджета (субсидии). На формирование финансовой составляющей предприятия существенное влияние оказывает количество перевозимых льготных пассажиров. В 2009 г. доля льготных пассажиров составила 31%, в 2010 г.
измерении. Анализ доходов граждан и направлений расходования денежных средств показывает, что расходы на транспорт в структуре денежных расходов семей составляют примерно 3-5%.
Как видно из проведенного анализа, темпы показателей 2011 г. ухудшились. Наиболее удачным в финансовом отношении был 2010 г. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. затраты снизились на 14,3%, а по сравнению с 2010 г. выросли на 14%.
Качество перевозок на маршрутах во многом зависит от качества трудовых ресурсов. Учитывая специфику работы пассажирского транспорта, ее напряженность, высокие психологические и нервные нагрузки водителей, ответственность за безопасность пассажиров, можно отметить высокую текучесть кадров водительского и кондукторского состава (табл. 7).
Как видно из табл. 7, в 2011 г. средняя текучесть кадров по сравнению с 2008 г. снизилась на 27%, а
водителей - на 46,3%. При этом средняя текучесть кадров в 2011 г. (34,1%) достаточно высока.
Вследствие этого появляется дефицит водительских кадров, работа которых определена высоким уровнем сложности труда. На предприятиях г. Красноярска наблюдается дефицит кадров водителей и кондукторов в размере 22%, а также наблюдается переработка времени. Среднемесячная заработная плата по г. Красноярску составляет 21,6 тыс. руб., а по предприятиям края - 18,3 тыс. руб. Перерасход фонда оплаты труда связан с нерациональным использова-
нием фонда рабочего времени, сверхнормативными переработками рабочего времени (табл. 8).
Данные анализа фонда рабочего времени водителя свидетельствуют о том, что если на муниципальных предприятиях сверхнормативные переработки рабочего времени водителей составляют более 100 часов в год, то на коммерческих предприятиях это время значительно больше. Такое состояние приводит к снижению уровня безопасности перевозки пассажиров.
Рис. 4. Окупаемость расходов собственными доходами, %
Таблица 6
Финансовый результат с учетом финансирования, тыс. руб.________________________
Предприятие 2009 г. 2010 г. 2011 г.
МП "КПАТП №2" -62780,6 -36388,8 -55935
МП "КПАТП №5" -74785,3 -64787,8 -61307
МП "КПАТП №7" -52729,9 -41700,8 -45778
Средняя величина -63431,93 -47625,8 -54340,0
Темп роста (снижения), % 1,0 -25 +14
Таблица 7
Текучесть кадров на предприятиях г. Красноярска, %________________________
Категория работника 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Водители 62,1 52,3 32,06 29,36
Кондукторы 77,1 68,8 43,03 33,35
Прочие 29,6 78,8 34,46 39,58
Средний показатель текучести кадров 46,41 66,63 36,52 34,1
Темп роста к 2008 г. 1,00 1,44 0,79 0,73
Таблица 8
Использованиеф онда рабочего времени водителя
Предприятие Часы в наряде в месяц Ср. мес. зарплата водителя, руб. Нормативный годовой фонд рабочего времени (1529 ч) с учетом нормативной переработки времени (120 ч) Фактический фонд рабочего времени, ч Переработка рабочего времени в год, ч
МП "КПАТП №2" 125,91 22284 1649 1755,06 106,06
МП "КПАТП №5" 142,21 22139 1649 1706,52 57,52
МП "КПАТП №7" 150,06 20377 1649 1800,74 151,74
Средняя величина 139,39 21600 - 1754,1 105,1
Каждое предприятие реализует права владения, пользования и распоряжения имуществом. В связи с этим возрастает заинтересованность в наиболее полном использовании производственного потенциала.
Земля, на которой находятся муниципальные предприятия автомобильного транспорта, принадлежит муниципальным образованиям и является объектом аренды. Нормативные площади предприятия определены в зависимости от количества автобусов, находящихся на балансе предприятия. В последние годы из-за высоких темпов списания устаревшего подвижного состава на предприятиях наблюдается, как правило, превышение норматива площадей, что негативно отражается на затратах, непосредственно не связанных с пассажирскими перевозками.
По отчетным данным в пользовании муниципальных предприятий г. Красноярска находится 95,1 га территории. В среднем на 1 автомобиль по норме приходится 246,82 м 2 территории. Суммарная нормативная площадь на 314 автомобилей должна быть 77,5 га, т.е. излишки площади составляют 17,6 га. Сокращение перевозок на отдельных предприятиях привело к тому, что появляются свободные площади производственных помещений, которые становятся объектом аренды. С одной стороны, данная операция
является для предприятия дополнительным доходом, что улучшает финансовое состояние. С другой стороны, снижается бюджетное финансирование на один автомобиль.
Повышение эффективности эксплуатационной деятельности предприятия должно быть, в первую очередь, связано с оптимизацией существующей себестоимости перевозок.
Таким образом, результаты мониторинга деятельности пассажирских предприятий г. Красноярска позволяют сделать вывод о том, что на пассажирских предприятиях имеются примеры несбалансированности структуры затрат, резервы снижения расходов. Это требует разработки мероприятий по совершенствованию системы оценки отклонений затрат от некоторой стандартной (нормативной) величины, а также эффективному использованию подвижного состава, повышению качества и безопасности перевозки пассажиров.
Проведение мониторинга деятельности пассажирских предприятий необходимо для обоснования объема субсидий организациям пассажирского автотранспорта на возмещение убытков на основе определения нормативной базы формирования тарифа на пассажирские перевозки.
Библиографический список
1. Пояснительная записка к Докладу Главы города Красноярска о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города в 2011 году и их планируемых значениях на 2012-2014 годы. Красноярск, 2012.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.
3. Финансовые отчеты муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий № 2, 5, 7 г. Красноярска.
УДК 332
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
А
© Е.Е. Киреева1
Самарский государственный архитектурно-строительный университет,
443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.
Статья посвящена изучению особенностей системы землепользования с точки зрения классической теории управления. Проанализирована текущая ситуация в сфере земельных отношений. Выявлены основные проблемы существующей системы управления земельными ресурсами на примере Самарской области. Предложено создать централизованный государственный орган власти - Министерство управления земельными ресурсами, ответственный за комплексную реализацию управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Ил. 3. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: рациональное землепользование; управление земельными ресурсами; управленческие функции.
PROBLEMS OF LAND RESOURCES MANAGEMENT E.E. Kireeva
Samara State University of Architecture and Civil Engineering,
194 Molodogvardeiskaya St., Samara, 443001, Russia.
The article studies the features of the land-use system from the view point of a classical management theory. Having analyzed the current situation in the sphere of land relations the fundamental problems of the existing system of land resources management are revealed on the example of the Samara region. It is proposed to establish a centralized state
1 Киреева Екатерина Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономики недвижимости, тел.: 89277659622, e-mail: KireevaEE@mail.ru
Kireeva Ekaterina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Theoretic Economics and Real Estate Economics, tel.: 89277659622, e-mail: KireevaEE@mail.ru