Научная статья на тему 'Государственное регулирование в развитии транспортной системы РФ'

Государственное регулирование в развитии транспортной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / СИСТЕМА / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К. Е., Щербенко Е. В.

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION IN DEVELOPMENT OF TRANSPORT RUSSIAN FEDERATION SYSTEM

The analysis of current trends and problems of development of transport infrastructure and fixed assets specifies that they accepted system character and demand an integrated approach to their decision.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в развитии транспортной системы РФ»

Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 338.246

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

К. Е. Пояркова, Научный руководитель - Е. В. Щербенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: karina.p89@mail.ru

Анализ современных тенденций и проблем развития транспортной инфраструктуры и основных фондов указывает на то, что они приняли системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

Ключевые слова: транспорт, система.

STATE REGULATION IN DEVELOPMENT OF TRANSPORT RUSSIAN FEDERATION SYSTEM

K. E. Poyarkova Scientific supervisor - E. V. Sherbenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: karina.p89@mail.ru

The analysis of current trends and problems of development of transport infrastructure and fixed assets specifies that they accepted system character and demand an integrated approach to their decision.

Keywords: transport, system.

Прогнозируемый рост спроса на перевозки всех видов транспорта, с одной стороны, и негативные явления в транспортной системе в целом и отдельных ее подотраслях, с другой, создают угрозу общеэкономическому росту России в целом и отдельных ее регионов. Это предопределяет необходимость действенного, эффективного управления данной отраслью, основанного на принципиально новых технологиях и механизмах, качественно отличающихся от применяемых в условиях административно - командной системы управления [1].

Отказ от методов управления, свойственных централизованной плановой системе, утрата возможности прямого административного управления деятельностью транспортных предприятий требуют разработки новых методов государственного регулирования транспортной деятельности.

Помимо системных проблем транспортного комплекса страны в целом, требующих непосредственного участия и определенных регулирующих воздействий государственных органов, имеют место и более объективные предпосылки, оправдывающие вмешательство государства в деятельность транспортных, экспедиционных, сервисных и вспомогательных предприятий, а в некоторых случаях - ив деятельность клиентуры, которая является субъектом транспортного рынка [3].

Основными предпосылками государственного регулирования транспорта являются следующие:

1. Транспорт выступает важнейшим элементом производственно- социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом механизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства.

2. Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Классическим примером естественной монополии на транспорте является железнодорожный транспорт. Кроме того, естественным транспортным монополистом можно назвать и автотранспортное предприятие, размещенное в районе, где нет других крупных владельцев автотранспорта.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Отечественная и зарубежная практика свидетельствуют о том, что естественный монополист-транспортник во всех случаях стремится извлечь из своего положения максимальную пользу, отказываясь от невыгодных для него перевозок, а также произвольно завышая тарифы. Поэтому при организации и лицензировании подобных транспортных предприятий государство, наделяя их правом на монопольное обслуживание своего сектора рынка, в обязательном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслуживания клиентуры, уровня тарифов, отсутствия отказов в обслуживании и т. д.

3. Необходимо контролировать и во многих случаях ограничивать уровень транспортных тарифов. Контроль ценообразования на транспорте имеет исключительное значение для нормального функционирования рыночной экономики. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает адекватное повышение стоимости доставляемых транспортными предприятиями товаров, а также услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспортных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов.

4. Необходимо обеспечить защиту транспортных предприятий от недобросовестных конкурентов. Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения транспортных предприятий, конкурирующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка. Нормальная работа транспортных предприятий в условиях конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допустимы для различных предприятий, какие тарифы можно применять, как должны строиться отношения с клиентурой и т. д.) и наличия органа, который следил бы за соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

5. Необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоянии финансировать и организовывать работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований и т. д .

Этот перечень можно расширить такими предпосылками, как:

• необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также потребность в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения и т. д. [2];

• международный характер транспортной деятельности и необходимость контроля соблюдения соответствующих международных соглашений.

Библиографические ссылки

1. Самсонов Н. Ф. Финансы транспорта : учебник для вузов по спец. «Организация управления на транспорте». М. : Высш. шк., 2011. 304 с.

2. Современные методы развития систем управления (на примере США) // Сб. тр. Вып. 12. М. : Всесоюз. науч.-исслед. ин-т системных исследований. 2008.

3. Черняк Ю. И. Системный анализ в управлении экономикой. М. : Экономика, 2005.

© Пояркова К. Е., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.