Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы рыбохозяйственного комплекса Приморского края за 2007–2014 годы: поиск новых финансовых механизмов развития'

Тенденции и проблемы рыбохозяйственного комплекса Приморского края за 2007–2014 годы: поиск новых финансовых механизмов развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансово-экономические проблемы / рыбохозяйственный комплекс / целевая программа / инвестиции / ресурсы / fi nancial and economic problems / fi shing industry / purpose-oriented program / investments / resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтыков Максим Александрович

Анализируются основные негативные тенденции развития рыбохозяй-ственного комплекса Приморского края; показана экономическая значимость региональногорыбного хозяйства; предлагаются механизмы финансовых институтов для продвижения инве-стиционных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tendencies and Challenges in Fishing Industry of Primorsky Region over the Period of 2007–2014: Search for New Financial Development Mechanisms

The author analyzes the key tendencies which have a negative impact on development of fi shing industry in Primorsky Region, as well as proposes the mechanisms of fi nancial institutes which would promote investment programmes.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы рыбохозяйственного комплекса Приморского края за 2007–2014 годы: поиск новых финансовых механизмов развития»

УДК 338 ББК 65.35(255)

М. А. САЛТЫКОВ

Тенденции и проблемы рыбохозяйственного комплекса Приморского края за 2007-2014 годы: поиск новых финансовых механизмов развития

Анализируются основные негативные тенденции развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края; показана экономическая значимость регионального рыбного хозяйства; предлагаются механизмы финансовых институтов для продвижения инвестиционных программ.

Ключевые слова: финансово-экономические проблемы, рыбохозяйственный комплекс, целевая программа, инвестиции, ресурсы.

M. A. Saltykov

The Tendencies and Challenges in Fishing Industry of Primorsky Region

over the Period of 2007-2014: Search for New Financial Development Mechanisms

The author analyzes the key tendencies which have a negative impact on development of fishing industry in Primorsky Region, as well as proposes the mechanisms of financial institutes which would promote investment programmes.

Keywords: financial and economic problems, fishing industry, purpose-oriented program, investments, resources.

Рыбохозяйственный комплекс Приморского края занимает ведущие позиции на региональном и национальном рынках рыбной продукции, является поставщиком рыбы и морепродуктов в страны АТР. В пореформенные годы комплекс столкнулся со структурными изменениями финансово-экономического и управленческого характера, разрывами экономических связей между производственной цепочкой и вспомогательной

САЛТЫКОВ Максим Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета; доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.

82

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

инфраструктурой, оказавшими отрицательное влияние на производственный процесс предприятий комплекса.

В последние годы как на федеральном, так и региональном уровнях были реализованы определенные меры, направленные на обеспечение роста и стабильности работы предприятий рыбохозяйственного комплекса (РХК), а именно: приняты федеральная целевая программа «Мировой океан», «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2014 годах», программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы», разработана Концепция рыбопромышленного кластера и развития аукционной торговли в Приморском крае [9]. Кроме того, созданы специализированные механизмы, такие как «Инвестиционное агентство Приморского края» и другие подобные структуры, целью которых является привлечение инвестиций в экономику региона. Тем не менее, анализ финансово-экономических показателей отражает определенные негативные тенденции в функционировании предприятий рыбохозяйственного комплекса, а именно:

1. На протяжении длительного времени происходит снижение численности всех групп флота рыбной промышленности Приморского края, при этом его износ увеличивается. Например, в 1990 г. флот рыбной промышленности составлял 643 судна, из них 100 ед. - крупнотоннажный. В 2012 г. в состав рыбопромыслового флота Приморского края уже входило 423 судна, в том числе рыбодобывающий флот - 386 судов. В их числе 53 крупнотоннажных судна, 146 среднетоннажных, 187 малотоннажных и маломерных судов [1]. По различным прогнозам при сохранении тех же темпов выбывания уже через 5 лет будет списано до 30% рыболовного флота [2].

2. Анализ уловов предприятий Приморского края показывает, что современный вылов рыбы и других морепродуктов - 801, 9 тыс. т - составляет 45% от улова 1990 г. (1 832,1 тыс. т), 62% от улова 1995 г. (1 320,5 тыс. т), при этом доля предприятий Приморского края в относительных уловах по Дальнему Востоку снижается с 39,8% в 1990 г. до 28,6% в 2012 г. и 27,% в 2014 г. (рис. 1) [3].

На этом фоне, исходя из прогнозов состояния потенциальной сырьевой базы, при наличии хорошей производственной базы эксперты ФГУП ТИНРО предполагают возможный рост вылова: в 2020 г. - 3 092 тыс. тонн, в 2025 г. - 3 463 тыс. тонн по Дальневосточному бассейну. При этом существует дополнительный потенциал недоиспользуемых и невостребованных некоторых видов биоресурсов [8].

3. Хотя показатель среднемесячной заработной платы в отрасли и темп ее роста несколько превышает среднекраевые значения, тем не менее в отрасли наблюдается сокращение численности занятых. За период с 2007 по 2014 г. сокращение составило 5,4 тыс. человек. При этом в структуре отрасли происходит перераспределение трудовых ресурсов. В 2010 г. на рыболовство приходился 81% занятых, в 2014 г. уже - 69% (рис. 2) [11].

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

83

Рис. 1. Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тонн

Рис. 2. Среднесписочная численность работников за 2007-2014 гг.

4. В стоимостном выражении наблюдается увеличение основных производственных фондов, но в сравнении с фондами края их удельный вес постепенно снижается c 4,8% в 2007 г. до 1,6% в 2013 г. При этом износ на 16,4 показателя выше, чем в среднем по крупным и средним организациям края (рис. 3) [10; 11].

5. Анализ экономической значимости комплекса показал снижение удельного веса отрасли в экономике края, удельный вес добавленной стоимости РКХ на протяжении длительного времени нестабилен и имеет тенденцию к снижению валового регионального продукта (ВРП) c 6,7% в 2007 г. до 5,5% в 2013 г. (рис. 4) [10; 11].

6. В 2014 г., как и в предыдущие годы, сохранилось значительное превышение объемов экспорта рыбы, но основной товарной продукцией экспорта рыбы остается сырье (рыба свежая и мороженая - 64%). Причем наблюдается замедление темпов роста экспорта и ускорение темпов роста импорта как в денежном, так и весовом выражении.

7. Относительно марикультуры необходимо отметить рост объема производства, но соотношение марикультуры и выловленной рыбы значительно

84

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

меньше среднемировых (2/1) и даже российских показателей (30/1) и составляет всего 0,7 % от доли добытых морепродуктов (рис. 5).

8. Анализ финансовых показателей РХК свидетельствует, что доля убыточных организаций на протяжении ряда лет находится в пределах 30% от общей их численности, при этом объем кредиторской задолженности по отрасли возрастает, а доля собственных средств в структуре капитала во всех видах рыбохозяйственной деятельности ниже нормативного значения (рис. 6).

а)

б)

12 400,0 11 400,0 10 400,0 9 400,0 8 400,0 7 400,0 6 400,0 5 400,0 4 400,0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 3. Удельный вес основных производственных фондов РХК в фондах Приморского края:

а) основные производственные фонды рыбохозяйственного комплекса, млн р.; б) удельный вес основных производственных фондов рыбохозяйственного

комплекса, %

9. К 2014 г. наблюдается рост инвестиционной активности по сравнению с 2010 г. (на 20,1%), но удельный вес инвестиций в РХК в общем объеме инвестиций края составляет 1,2%. Основная доля инвестиций направлена на развитие рыболовства - 57,4 % (в 2013 г. - 63,7%), другие же сектора РХК остаются недофинансированными (рис. 7) [11].

10. Главным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства, они составили - 91,5%; банковские кредиты - 5,6% (72,3 млн р.) и средства федерального бюджета - 2,2 % (28,7 млн р.) [11]. Основной объем инвестиций осуществлялись компаниями: ЗАО «Интрарос», ОАО «ПБТФ», ЗАО «Южморрыбфлот», ОАО «НБАМР», ОАО «Турниф» (рис. 8).

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

85

а)

б)

557 489 575 615

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

■ Валовый региональный продукт, млн р.

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 4. Удельный вес рыбохозяйственного комплекса ВРП Приморского края: а) добавленная стоимость рыбохозяйственного комплекса, млн р.; б) удельный вес добавленной стоимости рыбохозяйственного комплекса в ВРП края, %

6 000,0 5 000,0 4 000,0 3 000,0 2 000,0 1 000,0 0,0

1

-Г 1

П Р

]Щи ~ щ Щш _

йж ш itr

2010 2011 2012 2013 2014

CJ вся продукция й гребешок приморский

| ламинария японская | мидия тихоокеанская

■ трепанг

Рис. 5. Объемы выращенной продукции марикультуры за 2010-2014 гг., тонн

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

а)

б)

16 О о со

15 о о со

14 о о со

13 о о со

12 о о со

11 о о со

10 о о со

9 о о со

8 о о со

32

31

30

29

28

27

26

25

24

15 817,1

16 236

2010 2011 2012 2013 2014

32

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 6. Финансовые показатели рыбохозяйственного комплекса Приморского края: а) кредиторская задолженность на конец года, млн р.; б) удельный вес убыточных предприятий к общему годовому итогу, %

2 000 1 500 1 000 500 0

2010 2011 2012 2013 2014

В Рыболовство В Рыбоводство

У Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов

Рис. 7. Динамика инвестиций рыбохозяйственного комплекса Приморского края в 2010-2014 гг., млн р.

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

87

а)

б)

Банковские

кредиты

6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный бюджет 2%

Собственные средства организаций 92%

Рис. 8. Источники инвестиций в основной капитал предприятий рыбохозяйственного комплекса Приморского края:

а) удельный вес собственных средств предприятий РХК в финансировании

инвестиций в основной капитал, %;

б) источники финансирования инвестиций в основной капитал в 2014 г., %

Таким образом, можно отметить, что рыбохозяйственный комплекс функционирует в условиях нестабильности и высоких экономических рисков, а при сохранении сформировавшихся тенденций в перспективе возможны снижение объемов производства и потеря рынка. Финансово-экономические и административные проблемы препятствуют обновлению основных производственных фондов и реализации инвестиционных программ. Имеющиеся государственные программы и механизмы не оказывают существенного эффекта на развитие регионального рыбохозяйственного комплекса. В настоящее время возникает ряд вопросов по перспективе развития рыбного хозяйства и стратегических приоритетах в отрасли в условиях острой внешней конкуренции, например:

- Какие направления должны получить максимальную государственную поддержку?

- Что более приоритетно - развитие прибрежного или океанического (промышленного) рыболовства?

- Станет ли марикультура перспективным направлением регионального рыбного хозяйства?

- В какие сегменты производства рыбной продукции должны быть направлены основные инвестиции и созданы благоприятные экономические и административные условия?

88

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

- Как должно быть организованно рыбное хозяйство? Это формирование рыбохозяйственных кластеров и поддержка малого предпринимательства, которое по численности организаций составляет около 80%, или важнее поддержка основных ведущих производителей, на долю производства которых приходится до 70-80% рыбопродукции в различные периоды времени?

Как следствие, с учетом определенных приоритетов должны быть созданы благоприятные условия для определенного вектора устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края.

В октябре 2015 г. состоялось заседание Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, на котором были предложены и обсуждались определенные новации, а именно:

- наделение дополнительными квотами пользователей, осуществляющих строительство высокотехнологичных судов на российских верфях или строительство рыбоперерабатывающих заводов. Для этих целей планируется выделение до 20% от общего объема квот. По расчетам Росрыболовства, в результате такой поддержки в течение 5-10 лет может быть построено около 35 крупно- и среднетоннажных и около 50 малотоннажных судов;

- «исторический принцип» распределения квот заменен на принцип «квоты под киль» [4].

Механизм снижения розничных цен должен осуществляться через развитие каналов сбыта посредством прямых договоров с торговыми сетями и биржевой аукционной торговлей, а также специальных программ «Доступная рыба». Например, в Сахалинской области, реализующей данный проект, суммарная накрутка в опте и рознице на рыбопродукцию предприятий, участвующих в проекте, составляет не более 23% (без учета транспортной доставки) [4; 6; 13].

В качестве ключевых механизмов госрегулирования и поддержки развития отрасли рассматриваются:

- обеспечение доступности банковских кредитов;

- развитие системы налоговых стимулов;

- минимизация административных преград при добыче водных биоресурсов и переработке продукции;

- льготная тарифная политика перевозок по железной дороге.

При этом, по мнению Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, этих мер недостаточно, а Концепция «квот под киль» - недоработана. В виду того, что не решен вопрос финансирования, неясно, кто будет выделять средства на строительство новых судов. В настоящее время стоимость крупнотоннажного судна может составлять 65-70 млн долл. США, немногие предприятия смогут построить хотя бы одно судно, т. е. меры поддержки должны не только обсуждаться, но и подкрепляться четкой государственной политикой по строительству флота [7].

Анализ мировой практики показывает, что большинство государств оказывают комплексную поддержку судостроению, включающую субсидии,

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

89

низкие ставки, длительный срок ссуды, налоговые льготы. Например, в странах Евросоюза предоставляются кредиты на постройку судов на условиях ОЭСР1: ссуда - до 80% цены; срок кредита - 10 лет; ставки - не более 6% годовых, кроме того предоставляются налоговые льготы. В США выделяется ссуда - 87,5% от цены судна на срок до 25 лет.

В данной ситуации показателен опыт реализации эффективных финансово-экономических механизмов управления судостроительной отраслью таких стран, как Япония, Китай, Республика Корея, являющихся в настоящее время мировыми лидерами судостроения и судоремонта. В Японии ссуда составляет 60-80% от цены судна, срок ссуды - 10-15 лет под 5-8% годовых. В Республике Корея и Японии до 50% затрат на НИОКР в области судостроения обеспечивается государством, причем в Республике Корея это составляет около 250 млн долл. США в год. В Китае НИОКР на 100% финансируется государством [14]. В целом можно отметить комплекс факторов, обеспечивающих конкурентоспособность судостроительной отрасли [12]:

- комплексная государственная поддержка судостроения, включающая механизмы финансово-экономического стимулирования, таможенного регулирования импорта, внедрения новых технологий и модернизации судоверфей, и др.;

- повышение квалификации персонала, что в результате увеличивает производительность и снижает себестоимость судостроения;

- создание условий для кооперации науки и бизнеса, а также формирования научно-исследовательской базы, обеспечивающей современный технологический облик отрасли.

Анализ российской практики показывает, что в качестве источника финансовых ресурсов обновления флота могут рассматриваться сформированные государством так называемые финансовые институты развития - специализированные организации с государственным участием, которые обеспечивают инвестирование приоритетных секторов экономики. Крупнейшими и наиболее функциональными из них являются:

- Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона;

- Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

- ОАО «Инвестиционный фонд Российской Федерации»;

- ОАО «Российская венчурная компания»;

Программа «Старт», которая реализуется Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд). По условиям программы «Старт» возможно осуществление поддержки малых рыбохозяйственных предприятий в секторе марикультуры и биотехнологий.

1 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

90

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(73)/2015

На поддержку проектов-победителей Фонд выделяет по 6 млн р. на НИОКР в течение трех лет. Примером взаимодействия может стать совместный проект Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона с Сахалинской областью; проект предполагает создание совместной инвестиционной платформы. Компании смогут получить займы по процентной ставке, сниженной в два раза - с 10 до 5%, что позволит повысить доступность инвестиционных ресурсов [5].

Таким образом, анализ показал, что за период 2007-2014 гг. реализуемые государственные механизмы не оказывают необходимого эффекта на развитие регионального рыбохозяйственного комплекса. Сложившиеся негативные тенденции могут привести к снижению объемов производства и потери рынка, что вызывает необходимость поиска новой стратегии развития рыбного хозяйства региона. Созданные в последние годы государственные финансовые институты пока не участвуют в финансировании модернизации рыбохозяйственного комплекса, но потенциально могут являться источником ресурсов для обновления флота, основных производственных фондов рыбного хозяйства.

Список литературы

1. Государственная программа Приморского края «Развитие рыбохозяй-

ственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/

departments/fishery/programa-of-primorsky-krai/

2. Ефремов А. В. Принципы и методики управления отраслью требуют модернизации // Fishnews. 2015. 16 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/

3. Жук А. П. Современная структура флота рыбной промышленности Приморского края / А. П. Жук, М. А. Мизюркин // Рыбное хозяйство. 2015. № 3. С. 50-56.

4. Заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса // Fishnews. 2015. 20 окт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/

5. Инвесторы на Сахалине и Курилах смогут получать кредиты под 5% годовых [Электронный ресурс]// РИА Новости. 2015. 4 сент. Режим доступа: http://fondvostok.ru/press-tsentr/publikatsii/investory-na-sakhaline-i-kurilakh-smogut-poluchat-kredity-pod-5-godovykh/

6. Итогами Госсовета могут стать «квоты под киль» и 100% плата за ресурсы [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 19 окт. Режим доступа: http://fishnews.ru/news

7. Мартынов Г. Г. Концепция «квот под киль» - это полумера [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 25 сент. Режим доступа: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

91

8. Мельников И. В. Современное состояние сырьевой базы рыбной промышленности Дальневосточного бассейна и перспективный прогноз ее развития на период до 2025 г. / И. В. Мельников, А. А. Байталюк // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 3. С. 15-21.

9. О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы» [Электронный ресурс]: постановление [от 27.06.2014], № 243-па. Режим доступа: http://domino.primorsky.ru/IS-APK/ k-protokol.nsf/

10. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. 2011: сборник с аналитической запиской / Приморскстат. 2012. 51 с.

11. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. 2014: сборник с аналитической запиской / Приморскстат. 2015. 46 с.

12. Салтыков М. А. Перспективы судостроительной и судоремонтной промышленности Дальневосточного федерального округа Таможенная политика России на Дальнем Востоке. / М. А. Салтыков, А. С. Малышева // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2012. № 4 (61). С. 32-43.

13. У рыбаков прибавится государственных забот [Электронный ресурс] // Fishnews. 2015. 22 окт. Режим доступа: http://fishnews.ru/mag/articles/

14. Шамрай Ф. А. Вопросы обеспечения конкурентоспособности судостроения [Электронный ресурс] // Информационный морской журнал. 2011. № 1(11). С. 9-23. Режим доступа: www.korabel.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.