14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
14.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБОРОТА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Русаков Андрей Сергеевич, Академия экономической
безопасности МВД России, адъюнкт
Контакты автора: light_01@mail.ru
Аннотация. Как отмечается большинством экспертов в последние десять лет в России наблюдается снижение уровня потребления морепродукции, что является одним из факторов общего снижения употребления продовольствия примерно на тысячу килокалорий. Данный факт представляется пагубно влияющим на здоровье человека. В свою очередь, недостатки в деятельности работы отрасли представляются нами как один из элементов системы угроз экономической и продовольственной безопасности России.
Ключевые слова: Дальневосточный федеральный округ, водные биологические ресурсы, промысловое рыболовство, добывающий флот, обрабатывающий флот, биржевая торговля, рыбохозяйственный комплекс
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC ASPECT OF A TURN OF WATER BIOLOGICAL RESOURCES
Rusakov Andrey Sergeevich, Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the graduated in a military academy
Annotation: As noted by most experts in the past ten years, Russia has experienced a decline in consumption of seafood that is a factor in overall reduction in food consumption by about a thousand calories. This fact can introduce adversely affect to human health. In the article the deficiencies in the activities of the industry are represented as one of the elements of the threat of economic and food security in Russia.
Keywords: Far Eastern federal district, aquatic biological resources, commercial fishing, mining fleet, handle fleet, exchange trade, fishing industry
Как указывалось ранее, сфера оборота водных биологических ресурсов играет одну из главных ролей в обеспечении продовольственной и экономической безопасности региона, поставляя населению полноценные и часто незаменимые продукты питания из рыбы и других объектов водного промысла. Помимо пищевых товаров, в сфере оборота водных биологических ресурсов производится кормовая и техническая продукция, которая используется в животноводстве, звероводстве, микробиологии, кондитерском, целлюлозно-бумажном и ряде других производств.
Среди всех рыбопромысловых бассейнов страны ведущие позиции всегда занимал Дальневосточный бассейн. И если в период зарождения рыболовства на Дальнем Востоке промысел базировался на освоении рыбных ресурсов рек и их предустьевых участков, то по мере развития экономики и роста населения зона рыболовства расширялась, охватывая прибрежные акватории прилегающих морей. Со временем был создан плацдарм, на базе которого в послевоенный период рыбная промышленность субъектов Дальневосточного федерального округа смогла обеспечить ускоренное развитие морского и океанического рыболовства и довести улов рыбы и добычу морепродуктов до 4601
тыс. т. в 1990 году. Причем за пределами собственной 200-мильной исключительной экономической зоны было добыто 167 тыс. т. промысловых объектов.
Созданная ранее материально-техническая база морского и океанического рыболовства, несмотря на проведенное 1992-1993 гг. реформирование экономики страны, позволила рыбопромышленному комплексу Дальневосточного бассейна по-прежнему удерживать ведущую роль в рыбном хозяйстве Российской Федерации.
Становление новых экономических отношений в сфере оборота водных биологических ресурсов субъектов Дальневосточного федерального округа (как и в других секторах экономики) сопровождалось распадом крупных предприятий и появлением новых акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью; разрушением хозяйственных связей; отсутствием доступной государственной поддержки и тому подобное, что в итоге обусловило спад производства в отрасли.
В последние годы наиболее существенное негативное воздействие на результаты работы предприятий сферы оборота водных биологических ресурсов Дальневосточного федерального округа оказало ухудшение состояние запасов основных промысловых объектов в 200-мильной исключительной экономической зоны России на Дальнем Востоке. Причиной этому явилась концентрация всего промыслового флота Дальневосточного бассейна в своей рыболовной зоне и либерализация внешней торговли рыбными товарами, которые позволили отечественным рыбопромышленникам сосредоточить основные усилия на промысле тех объектов, которые пользуются повышенным спросом на мировом рынке.
Ориентация отечественного рыболовства на рынки зарубежных стран привела к тому, что при огромном внутреннем рынке, в условиях сокращения собственного вылова, экспорт рыбы и морепродуктов был резко увеличен. В частности, в 2006 году из 1696,2 тыс. т. рыбной продукции на внешний рынок было направлено 795,9 тыс. т или 46,9% всей выработанной продукции. Поставки рыбопромышленниками Дальневосточного бассейна значительных объемов минтая, трески, краба, креветок и других морепродуктов нарушили ценовое равновесие как на азиатско-тихоокеанском, так и на европейских рынках. Потери от этого несут в первую очередь отечественные предприятия отрасли.
Весомость потерь усугубляется тем, что экспортируется в основном сырье и продукции первичной обработки (мороженая неразделанная, мороженная потрошенная продукция). Следовательно, целесообразно рассмотреть вопрос о повышении экспортных пошлин на сырье при одновременном снижении их на готовую продукцию российского производства. В отношении же импорта необходимо предусмотреть резкое снижение, вплоть до полной отмены, пошлин и прочих налоговых сборов на сырье, которое будет перерабатываться на российских предприятиях. Естественно, все это должно быть увязано с обязательствами, взятыми Россией по международным договорам.
Ужесточение условий экспорта рыбного сырья даже при смягчении условий экспорта продукции с высокой потребительской стоимостью, к производству которой большинство российских предприятий не готово, заставит российских рыбопромышленников большую часть рыбы и рыбопродукции направлять на внутрен-
ний российский рынок и тем самым способствовать повышению продовольственной безопасности страны.
Погоня за прибылью при отсутствии строгого и жесткого контроля ведет к хищнической эксплуатации биоресурсов, особенно повышенного спроса (минтая, трески, палтуса, лососевых, амурского осетра, Калуги, крабов, двустворчатых моллюсков и морских ежей). Это стало одной из причин того, что за годы реформ произошло снижение их численности. Кроме того, в 200-мильной зоне России длительное время вели промысел по специальным межправительственным соглашениям на взаимокомпенсационной и платной основе рыбаки Японии, Южной Кореи, Китая, КНДР, Польши и США. В разные годы иностранный флот в водах российского Дальнего Востока вылавливал от 200 до 600 т. рыбы, в основном минтая.
В связи с истощением в отечественной 200-мильной зоне Дальнего Востока традиционных сырьевых ресурсов, ученые ТИНРО-Центра рекомендуют рыбопромышленникам бассейна обратить внимание на необходимость использования запасов целого ряда промысловых объектов, промышленный лов которых по целому ряду технических, производственных причин, прежде всего отсутствия специализированных добывающих судов, до настоящего времени не освоен. Такими перспективными объектами промысла являются пелагические кальмары, общедопустимый вылов которых в 2007 году составил около 300 тыс. т., тунцы - 20 тыс. т и морские водоросли - 150 тыс. т.
Поскольку существующая материально-техническая база отрасли создана для установления рыночной экономики в стране, то есть более 10 лет назад, основная масса добывающих судов к настоящему времени не только физически изношена, но и морально устарела. В настоящее время в субъектах Дальневосточного федерального округа добывающий флот, по применяемым способам и орудиям лова, представлен отрядом судов трального лова, в состав которого входят все крупные и большие суда, частично средние и малые; отрядом судов для добычи моллюсков и ракообразных донными ловушками, в состав которого входят средние и малые суда; отрядом судов для лова рыбы донными ярусами, в состав которого также входят средние и малые суда. Кроме того, часть средних и малых судов оснащена промысловым оборудованием для лова рыбы различными способами и орудиями лова. Так, отдельные типы судов, помимо тралового, могут производить кошельковый лов рыбы, а при установке светового оборудования также и лов сайры бортовыми ловушками или кормовыми подхватами.
Ограниченные промысловые возможности эксплуатирующихся в регионе физически и морально устаревших добывающих судов вынуждают отечественных рыбопромышленников сосредоточить основные усилия на добыче морских гидробионтов традиционно используемыми орудиями лова: тралами, снюрреводами и кошельковыми неводами. Роль других орудий лова (донных ярусов, донных ставных сетей, донных и бортовых ловушек), применяемых для лова трески, палтусов, крабов, креветок, трубачей и тихоокеанской сайры менее значима.
Таким образом, основная часть добывающего флота регионов Дальневосточного федерального округа требует в ближайшее время замены на технически более совершенные и более производительные суда как для обеспечения вылова (добычи) традиционных объектов промысла, так и для организации лова (добычи) перспективных объектов промысла. При пополнении со-
става судов необходимо руководствоваться принципом поддержания равновесия между состоянием запасов водных биологических ресурсов и промысловой мощностью добывающего флота. Обусловливается это тем обстоятельством, что в последние годы, несмотря на постоянное снижение запасов промысловых объектов, количество добывающих судов не только не уменьшается, а наоборот увеличивается.
Однако увеличение численности добывающих судов не привело к ожидаемому росту вылова промысловых объектов. Причина не только в сокращении запасов морских гидробионтов, но и в том, что основную часть добывающего флота составляют суда, построенные и оснащенные на основе устаревших к настоящему времени технических решений. В результате разнонаправленных процессов: снижения общедопустимого улова водных биологических ресурсов и роста численности добывающих судов, образовался избыток мощностей для промысла традиционно используемых рыб и нерыбных объектов, что наносит ущерб, как биологическому циклу развития морских гидробионтов, так и экономике сферы оборота водных биологических ресурсов. Биологический ущерб обусловлен избытком мощностей (вынужденная необходимость неконтролируемого хищнического лова). Экономический ущерб проявляется через постоянное снижение квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, приходящихся на каждое из наличных в бассейне добывающих судов, то есть через снижение уровня использования производственных мощностей и рабочей силы на обрабатывающем и приемно-транспортном флоте, береговых обрабатывающих, вспомогательных и обслуживаемых предприятиях.
Решение этой проблемы заключается, по нашему мнению, в установлении приоритета между состоянием запасов водных биологических ресурсов и промысловой мощностью добывающего флота, то есть в определении количественного и типового состава добывающих судов, необходимых для выбора прогнозируемых общедопустимых уловов рыбы и нерыбных объектов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Остатки больших добывающих судов могут, по нашему мнению, использоваться на промысле морского леща и аляскинского кальмара в открытых районах СВТО, средние - джиггером промысла кальмара Бартрама. Суда находящие в неудовлетворительном техническом состоянии, должны либо пройти капитальный ремонт, либо быть списаны и утилизированы.
В этом плане, первоочередной задачей Росрыболов-ства и администрации рыбопромышленных субъектов Федерации входящих в состав Дальневосточного федерального округа России является организация проведения освидетельствования добывающих судов с целью определения технического состояния и решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации, а также разработка, рассмотрение и утверждение проектов перспективных типов добывающих судов, расчет необходимого количества и определение заводов-строителей.
Однако внедрение нового судна без применения новых орудий лова не приведет к существенному повышению эффективности промысловых операций. Как показывает анализ имеющихся данных, хотя отечественные тралы по всем техническим характеристикам, как правило, аналогичны тралам для однотипных зарубежных судов, однако значительно проигрывают последним по массе, плавучести и сопротивлению, что
связано с недостаточно высоким качеством отечественных сетематериалов.
Следовательно, должны быть усилены работы по изготовлению орудий лова не уступающих зарубежным аналогам (с положительной плавучестью и высокой износоустойчивостью), а также специальных канатов для крупногабаритных разноглубинных тралов с повышенной удельной прочностью и износостойкостью, с увеличенным разрывным усилием при уменьшении разрывного удлинения и массы при равной прочности. Внедрение на новых судах разноглубинных супертра-лов из полипропиленовых и полиэтиленовых сетей позволит увеличить площадь устья трала, а, следовательно, и суточные уловы ставриды не менее чем в 2 раза.
Помимо добывающего флота большую роль в обеспечении производства рыбной продукции играет обрабатывающий флот, численность которого сократилась.
Основная часть приемно-транспортного флота Дальневосточного федерального округа, предназначенная для доставки готовой продукции с добывающих судов, в морские рыбные порты была сосредоточена в Приморском крае (65%), где располагалось крупнейшее в стране Управление транспортного и рефрижераторного флота («Востокрыбфлот»). В результате проводимых реформ развал этого крупнейшего на бассейне перевозчика рыбной продукции привел к тому, что, несмотря на предпринятые меры, провозная способность приемно-транспортного рефрижераторного флота региона уменьшилась почти в 2,5 раза.
Несмотря на то, что техническое состояние транспортно-рефрижераторного флота признается специалистами удовлетворительным (средний возраст судов составляет 19,2 года), сверх нормативных сроков службы используется 27 транспортных рефрижераторов и 9 добывающих судов, используемых в качестве транспортных рефрижераторов.1 Наиболее «великовозрастным», в сравнении с другими группами флота, является технический и вспомогательный флот.
Тяжелое финансовое положение большинства предприятий отрасли не позволяет производить обновление устаревшего рыбопромыслового и приемнотранспортного флота. В связи с этим особое значение в настоящее время приобретает решение вопроса по целевому государственному финансированию строительства новых судов для флота рыбной промышленности страны.
Старение флота - проблема не только Дальневосточного бассейна, но и других российских регионов. Губернатор Приморского края С.М. Дарькин заявил, что нынешний добывающий флот морально устарел, а себестоимость продукции, выпускаемой на судах, делает ее малоконкурентной на мировом рынке. Фраза: «Пришло время качественно обновлять флот» стала уже общей на подобных совещаниях.
В сложившихся условиях, для организации строительства и поставок новых судов, по нашему мнению, целесообразно внедрение на государственном уровне внутреннего лизинга, при котором предприятия сферы оборота водных биологических ресурсов могли бы получать в лизинг у отечественных судостроительных заводов построенные промысловые суда сроком на 6 -8 лет под 6 - 7 % годовых. В свою очередь, отечественные судостроительные заводы постройку промы-
1 Ерухимович В.Б. Современное состояние, проблемы и перспективы эффективного использования рыбных запасов востока России // Проблемы современной экономики №2(30) 2007г.
словых судов осуществляли бы за счет 3 - 4% государственных кредитов, которые они в течение 6-8 лет после сдачи судов заказчикам возвращают государству из лизинговых платежей предприятий-лизингополучателей.
При строительстве рыбопромысловых судов в лизинг остается актуальной задача сохранности средств амортизационного фонда, поскольку при постоянной нехватке оборотных средств и хронических задержек платежей за поставленную продукцию нецелевое использование амортизации стало обычным явлением. Решение этой задачи, по нашему мнению, видится в возможной концентрации этих средств на объединенном счете некоммерческого общества взаимного кредитования, созданного предприятиями сферы оборота водных биологических ресурсов Дальневосточного федерального округа. Помимо амортизационных отчислений, данная организация может аккумулировать также и инвестиционную прибыль. Аккумулирование амортизационных отчислений позволит обеспечить формирование фонда средств, из которого общество взаимного кредитования сможет выделять участникам денежные ресурсы для проведения капитального ремонта или приобретения новых судов. Финансовые средства созданного фонда также могут использоваться в качестве залога при получении в лизинг у отечественных судостроительных заводов построенных ими судов.
Идею лизинга как основного механизме перевооружения флотов поддерживают и рыболовецкие организации. «Сегодня мы получаем все больше и больше предложений от рыбодобывающих компаний, которые самостоятельно проработали различные варианты проектов и которые говорят о том, что наша промышленность в состоянии построить новый флот, который нам необходим», - отметил С.М. Дарькин. В первую очередь речь идет о судостроительных и судоремонтных заводах, причем он подчеркнул, что строительство должно вестись не только по самым современным технологиям, но и под самым современным менеджментом.
По мнению губернатора Приморского края, строить суда необходимо по единому проекту. «Всегда серия судов - это гораздо эффективнее и дешевле, чем одно судно. Ни одна рыбодобывающая компания сегодня не в состоянии построить крупный рыбопромысловый траулер - это огромные ресурсы. Поэтому мы просто обречены работать все вместе», - считает губернатор.2
Тот факт, что рыбопромысловый флот России поступательно движется в никуда подтвердил руководитель Федерального агентства по рыболовству А.А. Крайний, приведя следующие данные. «К 1 января 2010 г. на всех бассейнах России находилось 2067 добывающих судов, обрабатывающих судов - 23, транспортнорефрижераторных и приемо-транспортных судов -269, судов федерального подчинения (научно исследовательских, аварийно-спасательных, рыбоохранных) - 60, вспомогательных - 1008. За последние шесть лет количественный состав судов рыбопромыслового флота основных типов уменьшился на зловещее число 666 единиц.»
Пугает возрастной состав флота: подавляющее
большинство - 2492 судна старше 20 лет, эксплуати-
2 См: Серийные перспективы // Fishnews - Новости рыболовства. 2010.[Электронный ресурс]. Режим досту-па:Ьйр:/^Ь|пе\№.ш/пе\№/12365
руются от 10 до 20 лет еще 775 судов и лишь 160 судов могут похвастаться сравнительной «молодостью»
- до 10 лет. «90% нашего флота сегодня составляют малоэффективные, изношенные, морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-х-70-х гг. Помимо всего прочего они имеют крайне высокие показатели энергоемкости. В СССР это никого не интересовало, топливо поставляло государство, государственные же компании, никто не считал эти деньги. И в СССР даже понятие было «планово убыточная рыба» и государство дотировало ее», - вспомнил глава отрасли.
Сегодня рыбаки находятся в совершенно иных экономических условиях, и это несовершенство и неэффективность выходят на первый план. «Мы посчитали в Росрыболовстве за первые три месяца 2010 г. как работал наш флот России в целом и как работали в это время норвежцы. Норвежцы выставили на промысел сельди 67 судов, а у нас работало в этот момент 473 судна в целом по стране. За три месяца вылов был примерно одинаков, разница в 2 тыс. тонн. Как только мы начинаем сравнивать эти цифры - становится все ясно с себестоимостью, все ясно с энергоэффективностью», - заметил А.А. Крайний. «Можно сказать, что рыбопромысловый флот России вымирает», - заявил он. - «За последние два года пополнение составило 68 судов, из них только 2 «новостроя». В то же время за эти два года на лом, на иголки списано 252 единицы»3.
При этом ситуация складывается таким образом, что рыбацкие объединения и регулирующие деятельность отрасли организации приходят в настоящий момент к одному мнению: дальше тянуть с обновлением флота невозможно. «Если мы максимально будем продлевать сроки эксплуатации и ничего не делать по поводу «новостроя», через 10 лет в стране останется 1098 судов всех типов. При этом дефицит добычи будет нарастать: к 2013 г. - 626 тыс. тонн, к 2017 г. - 2,6 млн. тонн, к 2020 г. - 3,9 млн. тонн. Имея водные биоресурсы, мы не сможем их добывать, будет нечем физически», - предостерег руководитель Федерального агентства по рыболовству4.
В такой ситуации создание специализированной лизинговой компании может стать одним из возможных способов сборки финансово-технологического продукта для нужд и судостроения, и рыболовства, это позволит качественным образом изменить деятельность рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий отрасли. Однако для внедрения столь масштабного проекта, по нашему мнению, необходимо решение ряда вопросов, и первым встает вопрос финансирования. Дело в том, что нынешнее положение дел указывает на то, что большинство предприятий рыбохозяйственного комплекса не в состоянии изыскать средства на обновление основных средств. Вторым не мало важным аспектом вопроса использования лизингового механизма является контроль поступающих финансовых потоков. Рассматривая данный вопрос с позиции экономической безопасности России, перед нами стоит задача создания прозрачного лизингового механизма. Необходимо произвести расчет валютных и финансовых рисков, определить какие компании будут изготовлять суда и оборудование (ино-
3 Конгресс рыбаков прошел во Владивостоке // Деловая - Интернет газета Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zrpress.ru/zr/2010/71/10
4 Там же.
странные или отечественные). Кто будет инвестировать эту деятельность.
Вместе с тем в случае успешного разрешения указанных вопросов использование лизинга как механизма обновления основных фондов предприятий сферы оборота водных биологических ресурсов предлагается считать одним из приоритетных направлений в вопросе развития отечественного рыболовства.
Одним из эффективных организационно-экономических механизмов оптимизации реализации выловленной продукции в настоящий момент является реализация добытых морепродуктов через биржи. Данный механизм предлагается внедрить как связующее звено между добывающими и перерабатывающими предприятиями. Положительные моменты очевидны: увеличивается скорость оборота морепродукции, сокращаются издержки, устанавливается контроль над продукцией, заинтересовывает иностранные компании в российской валюте.
Биржевая торговля водными биологическими ресурсами обеспечивает прозрачность в рыночных отношениях между контрагентами. Использование биржевой торговли позволяет установить контроль над процессом сбыта водных биологических ресурсов со стороны правоохранительных органов, что позволит устранить использование ряда преступных схем их теневой реализации.
На рыбных биржах продавцами станут добывающие компании, а покупателями — переработчики, розничные сети и оптовики. «Торговля на этих биржах будет идти на рубли — речь идет о крабах, морском еже, минтае и другой ценной морепродукции»5. Данный факт немаловажен, так как такая деятельность бирж позволит упорядочить и поток иностранного капитала. Иностранным компаниям придется приобретать отечественную валюту. Для того, что бы участвовать в биржевых торгах, им необходимо будет сначала обратиться в банки и приобрести рубли, за которые и приобретать морепродукцию на наших биржах.
Создание рыбных бирж сделает оборот долей (квот) на вылов морских биоресурсов прозрачным и юридически закрепленным.
Однако необходимо учитывать, что в результате начала работы рыбных бирж может возникнуть угроза экономической безопасности отрасли, выражающаяся в захвате рынков сбыта 2-3 компаниями, афелирован-ными лицами, осуществляющими свою деятельность за счет иностранного капитала. Биржа уберет только перекупщиков товара, державших высокие цены на рыбу. Но монополизация в сфере розничной торговли все равно останется. Возможен обратный эффект. В результате захвата рынков сбыта - повышение цен до запредельных. Поэтому компетентным государственным структурам и организациям необходимо разработать такую систему биржевой торговли, которая бы не позволила допустить монополизации рынка и чрезмерного повышения цен на морепродукцию. Напротив, организационно-экономический механизм биржевой торговли предназначен для устранения большого количества посредников (перекупщиков) между рыбаком и потребителем, и позволит снизить цены на морепродукцию. В этой связи хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, экспорт также должен реализовываться через биржи.
5 Со слов руководителя Федерального агентства по рыболовству Андрея Крайнего, сказанных в интервью журналисту «Rbcdaily»: См: Рыбкина Т. Рыбные Биржи в России.
http://www.rbcdaily.ru/2008/11/28/ (1^^^392439
В настоящий момент основным останавливающим фактором внедрения биржевой торговли является не-синхронизированность деятельности биржевых аукционов с Российским законодательством, отсутствие необходимых нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность биржевого аппарата торговли.
В целом же внедрение биржевой торговли позволило бы реализовать задачи указанные в стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, среди которых:
- формирование развитого внутреннего рынка рыбной продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры;
- повышение эффективности государственного управления в сфере рыбохозяйственного комплекса и формирование высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику рыбной отрасли;
- международное сотрудничество и укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке продукции рыбопромышленного комплекса, развитие внешней торговли рыбными товарами высокой степени переработки водных биоресурсов.6
Также в стратегии содержится перечень рисков среди которых особый интерес вызывает риск напрямую связанный со сферой оборота ВБР - рыночный, обусловленный, в первую очередь, во многих случаях неопределенностью сбыта продукции (рынки сбыта, спрос, виды продукции и цены на нее).7
В настоящий момент можно оценить деятельность биржевого организационно-экономического аппарата, относительно нового явления для сферы оборота водных биологических ресурсов, как неэффективное как в случае торговли морепродукцией, так и аукционных торгов долями квот на ее добычу. В последнем случае судовладелец вынужденный кредитоваться для приобретения квоты, а взятую ссуду возмещать уловом. В тоге это приводит к тому, что он вынужден покрывать затраты за счет браконьерского лова.
Одним из ключевых моментов определяющих работу отрасли в 2009 году, по нашему мнению, стало закрепление долей (квот) на добычу водных биоресурсов на долгосрочной основе за эффективным пользователем. Это позволяет нам выделить квотирование, как один из наиболее эффективных организационно-экономических механизмов управления отраслью. Как отмечает начальник управления организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству В.И. Соколов, закрепление долей (квот) на 10 лет, кроме долгосрочной перспективы для планирования бизнеса и определенной стабильности, явилось своего рода стимулом для более полного освоения выделенного ресурса, что было усилено нормой о досрочном прекращении права добычи при двухлетнем неосвоении 50% выделенных объемов. Обязательная доставка на таможенную территорию России позволило нормализовать контроль вылова, а резкое сокращение числа видов по которым устанавливается ОДУ, дало мощный рост их освоения.8
6 Федеральное агентство по рыболовству. Приказ от 30 марта 2009 г. № 246 «Об утверждении стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
7 .Там же.
8 Соколов В.И. Что год грядущий нам готовит, или пути повы-
шения Российского вылова // Рыбное хозяйство. 2010. №1. - С.9
По данным Федерального агентства по рыболовству в Дальневосточном бассейне вылов таких объектов, по которым ОДУ не устанавливали, без учета лососевых составил 146,2 тыс. т, что в 1,6 раза повысило их освоение в 2008 году, когда эти виды квотировались. Наиболее показательны в этом отношении следующие цифры: вылов макруруса в разных подзонах вырос, по сравнению с предыдущим годом в 2-6 раз, скатов - в 2-5 раз, камбал в отдельных продзонах - в 1,5-2 раза. В Южно-Курильской зоне в 2009 году вылов лемонемы составил 891 т. (при полном отсутствии ее промысла в 2008 году). Но наиболее показательной в данном случае была лососевая путина.
В 2009 году вылов тихоокеанских лососей, по сравнению с 2008 годом вырос в 2 раза; по сравнению с соответствующим 2007 годом - в 1,5 раза. В данном конкретном случае своевременно внесенные изменения в нормативно-правовые документы, наряду с качественными организационными мероприятиями и конструктивной работой администраций приморских субъектов и всех заинтересованных федеральных ведомств во главе с Росрыболовством позволили без срывов провести путину.
В 2010 году кардинальных изменений в организации регулирования рыболовством не предлагается. Обсуждаемые возможные поправки в Закон о рыболовстве предполагают, скорее корректирующий, а не принципиальный характер. Организация промысла 2010 года осуществляется по принципу 2009 года, с учетом полученной правоприменительной практики. Это позволило выйти к постановке вопроса о разрешении одной из острейших проблем отечественного рыболовства -обновлению рыболовного флота. В случае успешного нахождения путей решения этого вопроса, можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем удастся сохранить достигнутые за последние три годы темпы роста по добыче (вылову) водных биологических ресурсов.
В соответствии с утвержденными показателями, позволяющими оценить выполнение федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», в 2010 году российский вылов должен достичь уровня в 3,8 миллионов тонн. По мнению экспертов, данная цифра является вполне реальной, так как не намного превышает уже достигнутые в 2009 году рубежи.9
К ключевым организационным методам позволяющим рассчитывать на рост вылова в 2010 году, предлагается отнести своевременный выход приказов Рос-рыболовства по установлению общедопустимых уловов на 2010 год, а также приказов по распределению ОДУ по видам и объемам использования. Однако уже в начале года появился ряд негативных прогнозов касающихся потенциала предприятий отечественной рыбной промышленности, возможностей наращивания ими объемов добычи. Основным камнем преткновения, препятствующим наращиванию объемов вылова, как было уже нами ранее отмечено, является проблема, связанная с производственными мощностями отечественного флота. В частности, на Дальнем Востоке введение осеннего промысла минтая в Охотском море отразилось на падении вылова в Беринговом море, где традиционно освоение квот приходилось на второе полугодие. Более того, по мнению экспертов федерального агентства по рыболовству, дальнейший рост
9 Соколов В.И. Указ. раб. - С.10.
ОДУ в Охотском море еще на 300-350 тыс.т. может привести не только к снижению освоения минтая в Беринговом море, но и сельди в Охотском море. И это напрямую связано с отсутствием необходимым производственных мощностей. Отсутствие современного флота в последние годы привело к перераспределению усилий по регионам. Анализ соотношения вылова в исключительной экономической зоне России и за ее пределами показывает, что в последние годы основная нагрузка ложится непосредственно на российские воды, а российское присутствие в водах иностранных государств, в конвенционных районах, и в открытых районах мирового океана, снижается.
ю -
о -I 1 Г ■-1-1-■-■-1--1-1-, Ж ■--1-■--1-1-1
1991 1993 1ВВ6 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009
Года
Доля вылова {%) в ИЭЗ России в суммарной добыче
Даля вылова {% ) за пределами ИЭЗ России в суммарной добыче
Рис. 1
Соотношение вылова в исключительной экономической зоне и за ее пределами
Так, если в последние годы существования СССР соотношение вылова в исключительной экономической зоне и за ее пределами составляло около 60% на 40%, то в 2009 году это соотношение стало 81% на 19% (рисунок 1).
Таким образом, рассмотрев основные организационно-экономические механизмы государственного управления сферой оборота водных биологических ресурсов, выявив их приоритетные направления и недостатки, можно сделать обоснованный вывод, что основой устойчивого развития и экономической безопасности предприятий рыбохозяйственного комплекса является:
1) прямое экономическое стимулирование отечественного рыбохозяйственного комплекса, включающее инвестирование рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий;
2) государственная поддержка деятельности предприятий рыбной отрасли в виде создания благоприятных экономических условий развития рыбохозяйственного комплекса посредством:
• создания организационно-правового механизма участия отдельных предприятий в рамках государственной корпорации;
• внедрения стимулирующих налоговых преференций для рыбной отрасли, позволяющих на первоначальном этапе восстановить баланс морепродуктов и в последующем обеспечить потребность населения Российской Федерации в продуктах питания;
• комплексная и своевременная реализация организационно-экономических механизмов, способствующих устойчивому развитию отрасли;
3) организация контроля с целью предупреждения нелегального оборота водных биологических ресурсов.
Экономическое мотивирование в совокупности с государственной поддержкой судостроения и рациональным распределением долей (квот) на фоне совершенствования системы контроля за выловом вод-
ных биологических ресурсов, - есть единственный путь для дальнейшего устойчивого развития предприятий сферы оборота водных биологических ресурсов, обеспечение экономической безопасности которых в большей степени возлагается на правоохранительные структуры.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». от 26 ноября 2004. № 166-ФЗ. в ред. от
03 декабря 2008. № 250 ФЗ.
2. Приказ от 30 марта 2009. № 246 «Об утверждении стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Федеральное агентство по рыболовству РФ.
3. Анищенко В.Н. Институциональные основы мониторинга экономической безопасности: монография / Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2008. - 123.с.
4. Ерухимович в.б. Современное состояние, проблемы и перспективы эффективного использования рыбных запасов востока россии // проблемы современной экономики №2(30) 2007г.
5. Соколов В.И. Что год грядущий нам готовит, или пути повышения Российского вылова // Рыбное хозяйство. 2010. №1.
6. Конгресс рыбаков прошел во Владивостоке // Деловая - Интернет газета Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zrpress.ru/zr/2010/71/10.
7. Серийные перспективы // Fishnews - Новости рыболовства.
2010.[Электронный ресурс]. Режим досту-
па:http://fishnews.ru/news/12365.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений. Сегодня в нашей стране практически повсеместно в морских приграничных районах совершаются преступления, связанные с незаконной добычей и оборотом водных биоресурсов. Данный факт можно объяснить с одной стороны спецификой деятельности в данной сфере и особенностями реализации государственной политики, а с другой не совершенством применяемого механизма и инструментов государственного управления отраслью. Поэтому представленная в статье оценка функционирования основных организационно-экономических механизмов государственного управления сферой оборота водных биологических ресурсов, позволила выявить их недостатки и обозначить приоритетные направления развития отрасли. Предлагаемые автором в статье мероприятия направлены на оптимизацию существующего механизма управления рыбопромышленного комплекса, они имеют важное социально-экономическое значение для прибрежных субъектов федерации входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
На основе анализа научных трудов и материалов практических органов (Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и др.) автор выделяет ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние экономической безопасности, как в целом отрасли, так и отдельных ее сегментов.
Русаков А.С. в рамках проводимых исследований большое значение придает таким проблемным вопросам, как:
- ориентация отечественного рыболовства на рынки зарубежных стран;
- высокий уровень криминогенности сферы оборота водных биоресурсов Дальневосточного федерального округа России;
- отсутствие развитой береговой инфраструктуры и старение рыбодобывающего флота.
Перечисленные проблемные вопросы автор напрямую связывает с отсутствием эффективных механизмов государственного управления рыбохозяйственным комплексом России. И предлагает комплексное решение проблемы в основу вкладывая три основных направления среди которых
- экономическое мотивирование в совокупности с государственной поддержкой судостроения;
- рациональным распределением долей (квот) на добычу водных биоресурсов;
- совершенствования системы государственного контроля их выловом.
В целом, данная работа выполнена на высоком научном уровне, отвечает требованиям ВАК, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть рекомендована к опубликованию.
Старший научный сотрудник ОПиК
АЭБ МВД России, доцент
к.э.н. А.Г. Бадаев