Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL AND GENERAL EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айгубов С.З., Омарова К.А.

В статье исследуется современное состояние социальной инфраструктуры городов Республики Дагестан, анализируются тенденции и проблемы инфраструктурного обеспечения дошкольного и общего образования, здравоохранения городов региона, освещаются меры, направленные на комплексное развитие городской социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and issues of social infrastructure of Daghestan urban areas

This article examines the current state of social infrastructure in the cities of the Republic of Daghestan, analyzes trends and issues of infrastructural support of preschool and general education as well as health care system; measures aimed at integrated development of urban social infrastructure are highlighted.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

УДК 338.49

С.З. Айгубов, К.А. Омарова

Тенденции и проблемы развития социальной инфраструктуры городов

Республики Дагестан

Дагестанский государственный университет; kamusya@list.ru

В статье исследуется современное состояние социальной инфраструктуры городов Республики Дагестан, анализируются тенденции и проблемы инфраструктурного обеспечения дошкольного и общего образования, здравоохранения городов региона, освещаются меры, направленные на комплексное развитие городской социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: город, социальная инфраструктура, социальное развитие, дошкольное и общее образование, здравоохранение, целевые программы.

В настоящее время основными центрами развития экономики России становятся города, принимающие глобальные вызовы и требующие для исполнения данной роли применения новой территориальной политики, обеспечивающей их конкурентоспособность как во внутренней, так и в мировой хозяйственной системе.

Города выступают в качестве территорий опережающего динамичного развития, обеспечивающих стабильный экономический и социальный эффект.

Новая парадигма развития городов требует обеспечения создания и развития комфортной для жизнедеятельности населения городской среды. Условия развития и функционирования городов сегодня связывают с развитостью социальной инфраструктуры.

Социальную инфраструктуру можно определить как территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий социально-пространственные условия воспроизводства рабочей силы, социализации и социальной защиты населения, сохранение и развитие демографического, трудового и духовного потенциала общества [1].

Современный город сегодня является не просто формой расселения, а сложной социально-экономической системой, которая формирует, совершенствует, хранит и реализует потенциал общественного развития.

Современное состояние социальной сферы российских городов характеризуется критической ситуацией: гигантскими темпами утрачивается ее потенциал. Вследствие отсутствия возможностей для содержания, капитального ремонта и поддержания дееспособности ликвидируется множество инфраструктурных объектов различного назначения, изменяется их целевая направленность, сокращается объем предоставляемых ими услуг, увеличивается износ основных фондов [2].

Наиболее важными отраслями современной социальной инфраструктуры являются образование и здравоохранение.

Анализ ситуации с развитием социальной инфраструктуры в целом по городам Республики Дагестан свидетельствует, что по показателям развития именно этих отраслей имеет место существенное отставание от нормативов.

Если говорить о дошкольном образовании, то его модернизация является ключевым направлением развития в республиканском территориально-отраслевом социальном комплексе, поскольку от ее успеха зависит стабильное обеспечение бесперебойного участия важнейшего ресурса производства - рабочей силы более высокой квалификации. В экономике Дагестана, несмотря на всю ее трудоизбыточность, сложился су-

щественный неудовлетворенный спрос в социальной сфере на молодых работниц высшей квалификации. Кроме того, соблюдение нормативных требований к состоянию и нагрузке детских дошкольных учреждений (ДДУ) позволяет значительно сократить потери региональной экономики от вынужденных неявок на работу по уходу за больным ребенком их родителей, затраты фонда медицинского страхования на оплату медицинским учреждениям лечения детей, заболевших по причине несоблюдения в ДДУ санитарно-эпидемиологических норм.

По данным Минэкономики РД, только за последние пять лет имеет место увеличение на 30-40 % численности контингента детей дошкольного возраста практически во всех городах Республики Дагестан. Наиболее ярко подобная положительная демографическая тенденция прослеживается в таких городах, как Дербент, Хасавюрт, Махачкала. Этот рост прежде всего связан с урбанизацией, т. е. миграцией по разным причинам в крупные города дагестанских семей, особенно молодых, из сел, потерявших энергию развития, что связано с падением в них уровня жизни и ухудшением социально-экономического положения.

Общее число фактически имеющихся мест в городских детских дошкольных учреждениях (ДДУ) снизилось почти на 10 %. В связи с отмеченной нами выше демографической тенденцией нормативно необходимое число мест увеличилось на 40 %. Фактическая вместимость ДДУ по городам за последние 10 лет сократилась на четверть. Особенно существенное сокращение общей вместимости ДДУ произошло в г. Буйнакск, Дербент, Махачкала.

Имеющиеся детские сады работают с большой перегрузкой: на 100 мест в дошкольных учреждениях республики приходится 117 детей (аналогичный показатель по России - 105 чел.). Охват детей дошкольным образованием в Дагестане составляет 24,5 % (в РФ - 59,4 %). В очереди на устройство в детский сад числится около 36 тыс. детей [3].

Существенное увеличение числа мест требуется по нормативу ДДУ городам Из-бербашу, Каспийску, Кизилюрту, Хасавюрту, в которых данный показатель увеличился на 14,6; 44,0; 64,5; 30,5 % соответственно. Несмотря на то, что за последние пять лет в Махачкале нормативно необходимое число мест в ДДУ возросло на 66 %, что является следствием значительного увеличения числа детей дошкольного возраста, главным образом за счет внутрирегиональных мигрантов, тем не менее, фактическое число мест в дошкольных учреждениях сократилось на 20 %. Такая тенденция свидетельствует о необходимости срочных капиталовложений в расширение имеющихся и строительство новых дошкольных учреждений в городе, который является центром формирования Прикаспийской агломерации.

Важными показателями развития инфраструктуры дошкольного образования являются данные по обеспеченности местами в дошкольных учреждениях. В сопоставлении с нормативами они свидетельствуют о переуплотненности, т. е. о низком качестве услуг ДДУ. Кроме того, хочется отметить изменения и в таком важном показателе, как охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 1 до 6 лет. Так, во всех городах республики охват детей дошкольного возраста снизился, что является отрицательным моментом, поскольку свидетельствует о понижении экономической активности трудоспособного (главным образом женского) населения.

По заданию Минобрнауки России по оценке показателей эффективности систем образования в субъектах РФ в 2013 г. был составлен рейтинг субъектов РФ по состоянию материально-технической базы дошкольного образования за 2010-2012 гг. Его цель - дать комплексную сравнительную оценку наиболее важных статистических по-

казателей, характеризующих материально-техническую базу дошкольного образования: уровня технического состояния зданий дошкольных образовательных учреждений, уровня их аварийности, степени комфортности пребывания в них детей. К сожаленью, Республика Дагестан в этом рейтинге оказалась предпоследней (хуже, чем у нас, ситуация только в Ингушетии) [4].

Для решения существующих проблем в Дагестане разработана Концепция развития дошкольного образования, создается система вариативного дошкольного образования, вводятся новые формы дошкольного образования, в том числе группы кратковременного пребывания детей и группы по подготовке детей к обучению в школе, действующие при школах, домах детского творчества, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др.

К 2016 г. необходимо обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Распоряжением правительства РД от 29 апреля 2013 г. № 113 утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере образования Республики Дагестан», согласованный с Минобрнауки РФ. Так, в соответствии с «дорожной картой» общее количество мест, вводимых в 2013 г., составило 6 461 (12,5 % от потребности), в т. ч. 4 295 - за счет строительства и реконструкции, 2 166 мест - за счет иных форм (развитие негосударственного сектора за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания, перепрофилирование учреждений образования за счет муниципальных бюджетов и т. д.). Кроме того, «дорожной картой» предусмотрено строительство в 2014 г. 123 детских образовательных учреждений на 18 916 мест, а в 2015 г. 201 ДОУ на 29 234 места.

Ликвидацию очередей в дошкольные образовательные учреждения необходимо осуществлять не только за счет строительства новых зданий, но и за счет возврата зданий дошкольных образовательных учреждений, используемых не по назначению. В Махачкале не по назначению используются 22 здания дошкольных образовательных учреждений; в Каспийске, Буйнакске, Дербенте, Кизилюрте и Кизляре - по 2 здания. Глава РД Рамазан Абдулатипов уже поручил до конца текущего года вернуть два здания детских садов в Дербенте для использования по назначению. Кроме того, в 2014 г. в рамках частно-государственного партнерства к 1 сентября будет введен детский сад на 160 мест, отвечающий всем современным требованиям, на эти цели из республиканского бюджета выделены средства в размере 20 млн руб. Нельзя не отметить, что в последнее время развитие получили и негосударственные детские сады - в республике зарегистрированы и имеют лицензии на ведение образовательной деятельности 8 негосударственных дошкольных образовательных учреждений, из них 6 - в Махачкале и 2 - в Дербенте.

Одной из актуальных проблем остается дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. До настоящего времени в республике не создана система раннего педагогического сопровождения детей, слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития.

Необходимо широкое внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования; создание единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования, единых требований детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению; формирование системы выявления одарённости в раннем возрасте; создание системы мониторинга и качества дошкольного образования.

Для предоставления населению социально-образовательных услуг более высокого уровня требуется расширение материально-технической базы учебно-воспитательного комплекса, или материальной инфраструктуры образования.

В настоящее время 219 общеобразовательных учреждений (13 % от общего числа школ в республике) расположены в городской местности. Говоря об обеспеченности местами в городских школах, необходимо обратить внимание на тот факт, что данный показатель составляет 71 % от нормативно необходимого, что существенно ниже среднероссийского уровня. Изучая количественно-качественные характеристики обеспеченности городов республики инфраструктурой образования, мы не можем не проанализировать ее материально-техническое состояние. Несмотря на то, что в общем по республике число школ, находящихся в аварийном состоянии, понизилось на 30 %, в целом ситуация пока остается неудовлетворительной: 9 школ в городах республики находятся в аварийном состоянии и 55 нуждаются в капитальном ремонте [5].

Актуальными на сегодняшний день остаются проблемы укрепления материальной базы и противопожарной защиты образовательных учреждений. В городах Буйнакск, Хасавюрт автоматической пожарной сигнализацией оборудованы менее 30 % образовательных учреждений.

Существенного улучшения в развитии общего образования удалось достичь за годы реализации приоритетного национального проекта «Образование». В школы республики было поставлено 1187 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, учащиеся начальных классов были обеспечены разовым питанием, 1418 педагогов республики были поощрены премиями «Лучший учитель», более 24 тыс. учителей ежемесячно получают вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Все общеобразовательные учреждения городов республики обеспечены доступом в сеть «Интернет». В последние годы особое внимание уделяется обеспечению общеобразовательных учреждений компьютерной техникой. В настоящее время показатель количества учащихся на один компьютер по городам республики равен 17, для сравнения: в 2006 г. - 601.

Для продолжения осуществления основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа в республике действует республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы».

Республиканской целевой программой «Развитие образования в Республике Дагестан на 2011-2015 годы», утвержденной Законом РД от 08.02.2011 № 13, и Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом РД от 15.07.2011 № 38, определены основные направления развития системы образования республики, а также предусмотрен целый комплекс мероприятий.

Дагестан выделяет вопросы здоровья населения и развития здравоохранения в числе главных приоритетов стратегии своего развития. В настоящее время в республике существует множество проблем в области здравоохранения, имеется довольно серьезное отставание материальной базы и квалификации медицинского персонала от современных требований к получению качественной квалифицированной медицинской

1 Состояние, проблемы, перспективы модернизации образования Республики Дагестан в свете основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Доклад министра образования и науки РД на августовском совещании работников образования 17 августа 2012 года.

помощи. Наиболее актуальной в республике остается проблема кадрового обеспечения учреждений здравоохранения. В этом плане республика значительно отстает от среднероссийских показателей. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения по городам республики составила в 2012 году 33,2 (средний показатель по РФ - 43,8), средними медработниками - 82,8 (средний показатель по РФ - 94,1). Это связано прежде всего со значительным ростом численности городского населения в Дагестане за последние годы.

Непременным условием предоставления медицинских услуг является поддержание состояния основных фондов учреждений здравоохранения. Медицинскую помощь городскому населению в республике оказывают 112 лечебно-профилактических учреждений. Положительная тенденция наблюдается в целом по всем городам по показателю обеспеченности койками, т. е. по коечному фонду, особенно по Махачкале (за последние годы количество больничных коек увеличилось на 10 %). Тем не менее, в половине городов РД общая обеспеченность больничными койками, за исключением г. Махачкалы, значительно ниже нормативно необходимой, учитывая тот факт, что доля городского населения в республике имеет устойчивую тенденцию к росту (на 10 тыс. чел. населения в городах республики в среднем приходится 70 больничных коек, а в России - 111,3). Интересным представляется анализ обеспеченности населения амбу-латорно-поликлиническими учреждениями, поскольку на сегодняшний день одной из важных задач реформирования системы медицинского обслуживания населения является смещение акцента со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую. В целом по всем городам республики число амбулаторно-поликлинических учреждений за последние годы незначительно, но выросло. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в среднем по городам республики на 1 января 2012 г. составила 104,6 посещения в смену на 10 тыс. населения, что на 54,3 % ниже среднероссийского показателя (показатель по РФ за 2012 год - 228,7 посещения) и на 37,6 % ниже показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (показатель по СКФО за 2012 год - 167,6 посещения в смену) [6].

Слаборазвитая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений определяет большую скученность, очереди и невозможность открытия крайне необходимых структурных, параклинических подразделений и отражается на качестве и доступности оказываемой медицинской помощи, вызывает серьезные нарекания со стороны населения. В городе Махачкале с численностью населения около 700 тыс. чел. отсутствуют типовые взрослые, детские поликлиники и женские консультации. Большинство имеющихся учреждений расположено на первых этажах жилых домов, с недостаточным количеством площадей. Причем мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в Махачкале, Каспийске и Хасавюрте за последние годы упала вдвое, что связано как с закрытием ряда амбулаторно-поликлинических учреждений, так и с резким ростом населения этих городов, а значит, возросшей нагрузкой на сектор здравоохранения.

Санитарными правилами размещения медицинских учреждений определены нормативы площадей на одну стационарную койку: в одноместной палате - не менее 9 кв. м, в палате на 2 и более койки - не менее 7 кв. м; на приеме в поликлинике - не менее 12 кв. м. Несоблюдение нормативов приводит к серьезным затруднениям при получении лицензии на право деятельности. Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными.

Анализ технического состояния зданий и сооружений свидетельствует о том, что большинство зданий эксплуатируется от 25 до 50 лет и нуждается в комплексном капитальном ремонте. Министерством здравоохранения Республики Дагестан принимаются меры по укреплению материальной базы городских лечебных учреждений. Значитель-

но укрепилась база медицинских организаций в связи с принятием Программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2012 годы. За счет принимаемых мер число зданий учреждений здравоохранения, требующих капитального ремонта, неуклонно снижается, но, несмотря на это, конструкции зданий и коммуникации большей части городских учреждений здравоохранения республики находятся в изношенном состоянии. Требуется проведение работ по утеплению зданий, ремонту систем отопления, водопровода, канализации и всех видов энергообеспечения. Из 167 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений городов РД 8 зданий (5 %) находятся в аварийном состоянии, 16 зданий (10 %) - требуют реконструкции, 40 (23 %) - нуждаются в капитальном ремонте.

В целом, характеризуя состояние системы здравоохранения, надо отметить, что обеспеченность больничными койками в городах Дагестана ниже средних величин по России более чем на 25 %, амбулаторно-поликлиническими учреждениями - на 56 %, врачами-специалистами - на 25 %, средними медицинскими работниками - на 12 %.

Правительством Республики Дагестан в 2011-2012 гг. реализовывалась Программа модернизации здравоохранения РД, которая способствовала повышению качества и доступности медицинских услуг. В частности, был проведен капитальный ремонт в 43 городских учреждениях здравоохранения. Лечебно-профилактические учреждения обеспечены медицинским оборудованием в количестве 2157 единиц. За 2 года прошли подготовку и переподготовку более 4 тыс. врачей. Большая работа проведена по внедрению информационной системы в здравоохранении. Учреждения здравоохранения оснащены инфоматами, автоматизировано 3194 рабочих места, 97 учреждений здравоохранения подключены к федеральному сервису «Запись на прием к врачу в электронном виде». В 65 учреждениях здравоохранения организованы телемедицинские центры и абонентские пункты для проведения сеансов видеоконференций с федеральными центрами.

В настоящее время основные направления развития здравоохранения реализуются в рамках республиканской целевой программы «Развитие здравоохранения в Республике Дагестан на 2013-2017 годы». Они направлены на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения республики, приведение ее в соответствие с лицензионными требованиями; обеспечение эффективного использования имеющегося коечного фонда и роста новой коечной сети в лечебных учреждениях городов республики.

Литература

1. Омарова К.А., Османов А.М., Цапиева О.К. Государственное регулирование развития социальной инфраструктуры региона. - СПб: РОСТ, 2007.

2. Зарипова Д.А. Современные проблемы мониторинга социальной инфраструктуры городов // Научное обозрение. - 2012. - № 5. - С. 546-551.

3. Абдулкабатова Л.Г. Современное состояние и основные тенденции развития инфраструктуры дошкольного образования в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. - 2011. - № 2. - С. 84-90.

4. Региональные различия в системе дошкольного образования страны. Электронный ресурс Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИ-ЭЗ). Режим доступа: http://issek.hse.ru/news/106579502.html.

5. Хаджалова Х.М., Стофорандова В.В. Направления регулирования и развития инфраструктуры образования в проблемном регионе // Экономические науки. - 2011. -№ 75.

6. Шихмагомедова А.М. К вопросу об информатизации здравоохранения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/28/2471.

7. Магомедова М.М., Гимбатов Ш.М., Султанов Г.С. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием территорий Республики Дагестан // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2013. - Вып. 5. - С. 1422.

Поступила в редакцию 28 мая 2014 г.

UDK 338.49

Trends and issues of social infrastructure of Daghestan urban areas S.Z. Aygubov, K.A. Omarova

Daghestan State University; kamusya@list.ru

This article examines the current state of social infrastructure in the cities of the Republic of Daghestan, analyzes trends and issues of infrastructural support of preschool and general education as well as health care system; measures aimed at integrated development of urban social infrastructure are highlighted.

Keywords: city, social infrastructure, social development, pre-school and general education, health care, target programs.

Received 28 May, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.