♦
♦
результате оперативности и своевременности такой поддержки, сокращения затрат на получение необхо -димых знаний. Иными словами, эффект от функцио-нально-горизонтальной интеграции можно получить за счет сокращения затрат на формирование решений и улучшения качества принимаемого решения.
На практике согласование целей в организациях агропромышленного комплекса Белгородской области по горизонтали должно достигаться путем договоренности по организационным целям между подраз -делениями функциональной, технологической или про -изводственной цепочки (рис. 2).
Таким образом, основной задачей управленческого персонала организаций агропромышленного комплекса должно стать интегрирование этой цепочки подцелей в общую цель, которую они должны четкосебе пред -ставлять.
В целом, подводя итоги, следует отметить, что эф -фект эмерджентности, получаемый в результате двух видов интеграции - вертикальной и горизонтальной, -есть не что иное, как переход системы в новое каче -ство. Его количественная оценка может базироваться на расчете разницы между эффективностью системы, рассматриваемой в качестве суммы частных эффектов, получаемых в результате выполнения локальных, т.е. не связанных между собой расчетов, и эффективностью, получаемой в результате применения функцио -нал ьно -интегрированных расчето в.
В настоящее время особенно ярко проявляется взаимосвязь между процессом расширения социальной деятельности организаций агропромышленного комплекса Белгородской области и результатами их хозяйственной деятельности. С одной стороны, рентабельная работа сельхозорганизаций обеспечивает выполнение ряда социальных задач, таких как создание новых рабочих мест в сельской местности, решение проблемы занятости сельского населения, борьба с бедностью, обучение и формирование общественного сознания, содействие развитию личных подсобных хозяйств населения, повышение эффективности деятельности. С другой стороны, выполняя социальные задачи, сельхозпроизводители осваивают новые рентабельные виды деятельности и постепенно завоевывают продовольственный рынок.
В этой связи при разработке оптимальной целевой программы в обязательном порядке должны учитываться не только экономические интересы, но и социальные - как важное условие достижения каждой организацией агропромышленного комплекса Белгородской области такого состояния, при котором ее экономику можно считать эффективной. Отсюда следует, что в организациях агропромышленного комплекса Белгородской области целесообразно развивать те отрасли хозяйства и виды деятельности, за счет которых происходит одновременно достижение и социальных, и экономических целей. Социально-экономический эффект, полученный в результате интеграции целей управления, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию управления агропромышленным комплексом Белгородской области, а также оптимизировать управление процессом достижения им поставленных целей.
Таким образом, если цели и траектории их достижения продуманы и сформулированы на глубоко научной основе, то в результате их реализации будет достигаться высокий экономический и социальный эффект - стабильное социально-экономическое развитие не только агропромышленного комплекса региона, но и в целом Белгородской области.
1. Кочкаров РА. Целевые программы: инструментальная поддержка: учеб. пособие. М.: Экономика, 2007.
2. Стратегия социально-экономического развития Белгород -ской области до 2025 года (утв. постановлением правительства Белгородской области от 27 октября 2008 г. №269-пп).
Руководство организации агропромышленного комплекса региона
I
Общая цель управления организации - обеспечение устойчивых темпов социально-экономического роста деятельности
Инновационная
деятельность
Текущая
деятельность
организации
Маркетинговая
деятельность
Управлениетекущей деятельностью
Управление . но вовведениями
Подцели разных отделов организации
Завоевание доли рынка
Рис. 2. Согласование целей управления в организации агропромышленного комплекса Белгородской области по горизонтали
УДК 339.542 И. П. Сергун
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН
Статья посвящена проблеме формирования зоны свободной торговли Россия - АСЕАН. Обосновывается необходимость диверсификации внешнеэкономических связей России. Автор говорит о возможности перераспределения торговых и инвестиционных потоков между России и Европой, если перенаправить их на Азию. В статье
доказывается возможность создания зоны свободной торговли между Россией и государствами Юго-Восточной Азии. Автор говорит о резервах в наращивании торговли по линии Россия - АСЕАН. В статье приводятся расчеты, основанные на гравитационной модели (в рамках которой интенсивность торговых потоков соизмеряется с расстоянием между государствами и показателями их ВВП), доказывающие, что современные объемы торговли Российской Федерации с такими странами, как Индонезия и Малайзия, значительно ниже уровня долгосрочного потенциала. В свою очередь, создание зоны свободной торговли могло бы способствовать приближению к этому уровню за счет либерализации товарных и инвестиционных потоков.
Ключевые слова: Россия, Китай, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, зона свободной торговли, ЗСТ, диверсификация торговых потоков.
I.P. Sergun
TENDENCIES AND PROSPECTS OF CREATING FREE TRADE AREA BETWEEN RUSSIA AND ASEAN COUNTRIES
The paper is devoted to the challenge of formation of Free Trade Area between Russia and ASEAN. The author states the necessity of a diversification of foreign economic relations of Russia. The author speculates on the possibility of redistribution of trading and investment streams between Russia and Europe by redirecting them into Asia. The paper proves the possibility of creating FTA between Russia and South East Asia countries. The author describes potential for increasing trade between Russia and ASEAN. The paper contains some calculations based on gravitational model (in which intensity of trading streams is commensurated with distance between the states and GDP indicators) which prove that modern volumes of trade between the Russian Federation and such countries as Indonesia and Malaysia are considerably lower than sustainable level of long-term potential. The development of a new Free Trade Area could promote reaching this level through liberalization of commodity and investment streams.
Key word: Russia, China, Association of South East Asian Nations, ASEAN, free trade area, FTA, redistribution of trading streams.
Мировой финансово-экономический кризис, про -явившийся в 2008 г. в форме резкого ухудшения основных макроэкономических показателей в большинстве развитых стран, а впоследствии и в форме глобальной рецессии, привел новые аргументы в пользу переори -ентации российских торговых потоков и инвестиций на Азию.
Отметим, что, несмотря на достаточно тесные экономические отношения между Россией и Европой, сло -жившиеся в последнее десятилетие, ключевые шаги в вопросе построения зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом так и не были сделаны. В то же время зависимость России от товарообменов с Европой и ее инвестиций росла, партнерство с Европейским союзом (ЕС) наталкивалось то на противоречия, вызванные расширением ЕС на Восток, то на коллизии в топливно-энергетической сфере. Не были также достигнуты положительные результаты в вопросах присоединения России к ВТО, не решенным до конца остается вопрос безвизового режима для российских граждан в странах Европейского союза.
В 2010 г., с начала вступления в силу соглашения о Зоне свободной торговли Китай - АСЕАН (КАФТА, от англ. CAFTA - China ASEAN Free TradeArea), в России активи-зировался диалог о целесообразности диверсифика -ции внешнеэкономических связей при частичном перераспределении торговых потоков с Запада на Восток. Если первая волна мирового финансово-экономического кризиса «обрушилась» прежде всего на США, то вторая, раскрывшая чрезмерный уровень бюджетных дефицитов и государственного долга, «прошлась» по европейским странам. Экономический рост евро -пейских стран замедлился, а спрос на импортную про -дукцию резко упал.
Совершенно по-другому повел себя рынок Юго-Восточной Азии (ЮВА) в период мирового финансово-эко -
номического кризиса. «Так, в 2009 г., несмотря на спад в мировом хозяйстве, АСЕАН увеличили свой совокупный ВВП на 1,5%. Неудивительно, что, по мнению Министерства экономического развития России, с динамично развивающимися азиатскими странами следует торговать активнее. С Китаем в этом смысле дела идут неплохо, со странами АСЕАН - движутся, но медленнее, чем хотелось бы» [11, с. 74]. Для выхода на другой уровень экономических отношений нужны новые шаги. Одним из них является создание зоны свободной торговли Россия - АСЕАН. С рядом стран Юго-Восточной Азии Россия имеет давние внешнеэкономические связи, история которых уходит еще во времена СССР
Сейчас диалоговое партнерство с данными странами опять начинает возобновляться. Связано это не только с мировым финансовым кризисом, ослаблением экономик Запада, но и с положительными результатами, достигнутыми в ходе взаимоотношений между Китаем и странами АСЕАН в рамках соглашения о ЗСТ.
К примеру в 2010 г. товарооборот между Китаем и странами АСЕАН составил 292,8 млрд дол., увеличившись на 37,5% по сравнению с предыдущим годом [12]. Согласно данным, опубликованным Главным таможенным управлением КНР, в первые 5 месяцев 2011 г. внешнеторговый оборот Китая достиг 1401,79 млрд дол., при этом объем торговли Китая с АСЕАН составил 140,82 млрд дол., увеличившись на 26% [4]. В 2010 г. Китай инвестировал 2,57 млрд дол. в экономику стран АСЕАН. Общий объем прямых инвестиций составил 10,8 млрд дол. С другой стороны, инвестиции стран АСЕАН в экономику Китая в 2010 г. достигли 6,32 млрд дол., увеличившись на 35,2% относительно предыдущего года (в 2009 г. - 4,09 млрд дол.) [9].
Увеличение товарооборота между странами способствовало улучшению экономической ситуации в провинциях Китая. Так, по итогам первого полугодия 2011 г.
страны АСЕАН обогнали США и стали вторым крупней -шим торговым партнером китайской провинции Цзянси, уступив только ЕС. В январе - июне этого года товарооборот между АСЕАН и восточной провинцией Китая Цзянси достиг 1,43 млрд дол., увеличившись более чем на 6 8% в годовом выражении [2]. Вырос и внешнеторго-вый оборот между провинцией Гуандун и АСЕАН. Со -гласно статистическим данным Гуанчжоуской тамож-ни, в январе - мае 2011 г внешнеторговый оборот между провинциейГуандун и АСЕАН вырос на 46,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 3 0,74 млрд дол. [5].
По сообщению таможни города Наньнин, админи -стративного центра Гуанси-Чжуанского автономного района (ГЧАР Южный Китай), в январе - апреле 2011 г. общий объем товарооборота между ГЧАР и АСЕАН со -ставил 2,33 млрд дол., что на 32,8% больше показателя того же периода прошлого года. АСЕАН по-прежнему остается первым по значимости торговым партнером и первым экспортным рынком ГЧАР В частности, объем экспорта из ГЧАР в АСЕАН составил 1,56 млрд дол., а импорта из АСЕАН в ГЧАР - 770 млн дол. Эти два показателя выросли на 28,2% и 43,3% соответственно [16]. Достижение такого уровня внешнеэкономических отношений между китайскими провинциями и странами АСЕАН напрямую связано с образованием КАФТА.
Однако 2011 г. обострил и некоторые противоречия в позициях Китая и АСЕАН. Камнем преткновения стал территориальный конфликт между КНР и Вьет -намом в Южно-Китайском море. Кроме них права на владение частью этой морской территории предъяв -ляют Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бруней и Тай -вань. Это не удивительно, поскольку здесь проходят важные морские пути, а в недрах, как считают ученые, имеются значительные запасы нефти и газа. Однако все стороны осознают необходимость решения дан -ного конфликта. 21 июля 2011 г. руководители госу -дарств достигли соглашения по руководству с целью выработки свода правил для мирного разрешения тер -риториального спора в Южно-Китайском море. Более того, территориальные разногласия не должны отра-зиться на внешнеторговом обороте между странами, что подтверждают данные, опубликованные Главным таможенным управлением КНР
Именно экономические показатели, достигнутые в рамках ЗСТ между Китаем и странами АСЕАН, подтолкнули руководство России еще раз задуматься о переориентации своих то-варопотоков на азиатское направление. Евроцентризм российской внеш -неэкономической политики долго мешал раскрытию торгового потенциала стран Азии.
ЗСТ Китай - АСЕАН стала новой моделью создания зон свободной торговли между развивающимися странами, отличающейся от ЕС и НАФТА. Во-первых, она создавалась постепенно, а не сразу как зона свободной торговли Северной Америки. Во-вторых, несмотря на то что ее участниками являются раз -вивающиесястраны, они строгособлю-дают нормы и правила ВТО [10, с. 32].
Для стран АСЕАН расширение экономических отношений путем создания ЗСТ не является новым явлением. У Ассоциации уже есть соглашения о создании ЗСТ с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией. Есть и трехстороннее соглашение с Австралией и Новой Зеландией. Скорее всего, создать сразу ЗСТ Россия -АСЕАН не получится, необходимо будет для начала приступить к созданию ЗСТ с ключевыми игроками в Ассоциации и уже потом, после развития двусторонних отношений, возможно будет активизировать диалог об организации зоны свободной торговли Россия - АСЕАН. Для России очень важно определиться: с какими странами экономически взаимовыгодно приступать к строительству первых ЗСТ в Восточной Азии, какими темпами и каковы будут главные этапы этого пр оцес са .
Последняя встреча глав государств России и Вьетнама, проходившая 30 - 31 октября 2010 г. в Ханое, показала заинтересованность двух партнеров в сотрудничестве друг с другом. Говорить о возврате уровня экономических отношений, который был между СССР и Вьетнамом, пока рано, однако уже сейчас прослежи-вается значительный подъем в этом направлении. Динамика торговли между двумя странами за период 1989 - 2001 гг. представлена на рис. 1.
После нескольких лет практически полного «застоя» в двусторонних отношениях во второй половине 1990-х гг. наметилось их оживление. За период 1991 - 2009 гг. уровень торговли так не вышел на советский уровень, однако прослеживается тенденция роста торговых отношений, значительные изменения в динамике торговли произошли в период 2002 - 2009 гг. (рис. 2).
По данным российской таможенной статистики, объем российско-вьетнамской торговли в 2010 г. увеличился до 2445,1 млн дол. (рост на 56,8% по сравнению с 2009 г.). Доля Вьетнама во внешнеторговом обороте России по итогам 2010 г. составила 0,4% (40-е место среди торговых партнеров РФ [13]. На январь 2011 г. двусторонний товарооборот был равен 165,1 млн дол. (рост на 95,4% по сравнению с январем 2010 г.). При этом российский экспорт составил 51,0 млн дол. (рост на 21,8%), а импорт - 114,1 млн дол. (рост на 167,5%) [3].
В структуре экспорта России во Вьетнам в январе 2011 г. преобладали поставки оружия и боеприпасов
'ТППП
2000 1500 1000 500 .а
~ I я
0 1989 г. в 1993 г. 1994 г. 1995 г 1996 г. 1997 г 1 99 8 г. 1999г. 2000 г 2001 г.
1 Экспорт 1540 112 170 322 122 315 345 296 270 233
Импорт 545 153 112 38 32 39 90 120 150 6 12
Рис. 1. Динамика торговли Россия - Вьетнам за 1989 - 2001 гг., млн дол. [18]
1000 500 *- =2 -Ж* К ЕГ
0 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Экспорт 321 3 54 706 739 304 570 581 841
Импорт 80 76 100 174 349 521 849 693
Рис. 2. Динамика торговли Россия - Вьетнам за 2002 - 2009 гг., млн дол. [13]
(70,2%), машин и оборудования (15,6%), металлов и изделий из них (8,6%). В импорте РФ из Вьетнама значительную долю составили машины и оборудование (55,0%), текстиль, обувь (21,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,8%), продукция химической промышленности (3,1%).
Несмотря на стабильный рост объемов двусторонней торговли, достигнутые в этой области сотрудниче -ства показатели пока не отвечают имеющемуся потенциалу стран (рис. 3). Главной причиной является сочетание двух факторов: слишком узкий ассортимент основных товаров, которыми обмениваются страны, и большие расстояния, на которые эти товары необходи -мо перемещать для доставки потребителям [4, с. 3].
250 200
50 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Инвестиции в Россию из Вьетнама 12,6 76,9 231,7 81, 8
Инвестиции во Вьетнам из России 22,4 17 36,3 27, 3
Рис. 3. Инвестиционное сотрудничество Россия - Вьетнам, млн руб. [13]
На рис. 3 видно, что инвестиционное сотрудничество между странами остается на высоком уровне и имеет положительную динамику. В 2010 г. наблюдался спад в инвестиционном сотрудничестве, причинами послужил затянувшийся выход из мирового финансо -во-экономического кризиса.
Продолжает реализовываться российско-вьетнамский «План действий в области торговли и инвестиций на среднесрочную перспективу до 2012 года», соглас -но которому товарооборот между странами к этому времени долженувеличиться до 2 млрд дол. В пользу Вьет -нама как одного из ключевых российских партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) говорит целый комплекс разнообразных доводов - экономических, политических, культурно-исторических. Достаточно высокие темпы роста Вьетнама, входящего в АСЕАН, способствуют поддержанию спроса на импорт.
Необходимо отметить, что чаще всего руководители большинства стран АСЕАН имеют о России поверхностные, а в чем-то и превратные представления, но у ни х нет той вековой под озрительности по от нош ению к Росси и, которую на Западе обострила холодная вой -на и которая до сих пор не дает российской стороне полноценно работать на западных рынках. Плюс ко всему в 1990-х гг. в АСЕАН вступили новые члены, с которыми Россию объединяет позитивный опыт парт -нерства в советское время. В этом плане Вьетнам является для России хорошим стратегическим партне -ром в Ассоциации, способным сконцентрировать уси-лия по лоббированию общих интересов по созданию ЗСТ Россия - АСЕАН.
Что касается основных направлений сотрудничества и основных проектов между странами , то сотрудничество в нефтегазовой сфере сохраняет взаимовыгодный характер и занимает ведущие позиции в двусторонних экономических отношениях. Основным объектом со-
вместной деятельности на территории Вьетнама является совместное предприятие (СП) «Вьетсовпетро», созданное на межправительственной основе. Это предприятие обеспечивает более 50% всей нефтедобычи Вьетнама. В декабре 2 010 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым срок действия СП «Вьетсовпетро» продлевается до 2030 г. При этом 49% капитала принадлежит ОАО «Зарубежнефть», а 51% - КНГ «Петровьетнам» [15].
Объединенная компания «РУСАЛ» (ОК «РУСАЛ») заинтересована в создании во Вьетнаме бокситно-гли-ноземного комплекса на базе месторождения Бинь-фыок на границе с Камбоджой (оценочные запасы бокситов - до 700 млн т; предполагаемые объемы производства гли нозема - 1 - 1,5 млн т в год, бокситов - 2,5 -3 млн т в год. Примерный объем инвестиций - 1,2 -1,5 млрд дол. (без учета затрат на инфраструктуру)) [1]. В настоящее время ОК «РУСАЛ» продолжает работу с компанией «Ан Вьен» над согласованием плана геологоразведки месторождения Биньфыок.
Между Россией и Вьетнамом стали заключаться новые и важные для развития двух партнеров соглашения, охватывающие как старые, так современные и перспективные направления сотрудничества. Так, в ходе официального визита Президента Российской Федерации Д. А. Медведева во Вьетнам 30 - 31 октября 2010 г. было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством СРВ о сотрудничестве в сооружении на территории Вьетнама атомной электростанции.
Новым перспективным направлением может стать сотрудничество в области поставок во Вьетнам российской авиатехники. Вьетнамские компании «Вьетнам Эрлайнс», «ВАСКО», «Вектор Авиэйшн» и российская компания «Ильюшин Финанс Ко» продолжают переговоры для достижения договоренности по поставкам новых самолетов Ил-96 (пассажирский и грузовой варианты), Ту-204 (пассажирский и грузовой варианты), пассажирских самолетов Ан-148-100 на условиях лизинга или экспортного кредитования. Вьетнамские авиакомпании «Вьетнам Эрлайнс», «Вьетджет», «Джетстарпасифик» и российская компания «Гражданские самолеты Сухого» прорабатывают возможности поставки самолета «Сухой Суперджет-100». Российская корпорация «Иркут» предлагает поставить во Вьетнам самолет-амфибию Бе-200ЧС, а также организовать совместно с заинтересованными вьетнамскими партнерами сборку беспилотных авиасистем, поставлять во Вьетнам новый перспективный самолет МС-21. Кроме того, российская сторона предлагает расширить деятельность СП по ремонту вертолетов «Биен Хоа», создать на его основе учебный центр, а также поставлять во Вьетнам вертолеты, в том числе транспортные.
В области информационных технологий работают российские компании «СВОББ» (предоставляет услуги телекоммуникационным предприятиям) и «БоШпе» (занимается распространением лицензионного программного обеспечения, обучением специалистов и консалтингом в области информационных технологий). Российские предприниматели, в том числе крупные инвестиционные компании, проявляют интерес к строительству во Вьетнаме гостиниц, туристических комплексов, бизнес-центров и жилых домов. В настоящее время девелоперская компания «Миракс» ведет про-
ектирование гостиницы в г. Нячанге, а инвестиционно -финансовая компания «Метрополь» подбирает пло -щадку на острове Фукуок для строительства пятизвез-дочной гостиницы. Активизируется работа совместной исследовательской группы по изучению целесообразности заключения соглашения о создании зоны сво-бодной торговли между странами Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) и Вьетнамом. Представленные проекты и технологии в случае реализации смо -гут многократно увеличить товарооборот между Росси -ей и Вьетнамом, а также в целом с АСЕАН [16].
Получают развитие отношения России с Сингапуром, который является крупным экономическим, научно-тех -нологическим и финансовым центром АСЕАН. «В сентябре 2010 г. начала работу двусторонняя Комиссия высокого уровня, которую с российской стороны возглавил В.В. Володин. Было подписано соглашение о взаимной защите инвестиций. На системной основе осуществляется взаимодействие с Сингапуром в целях имплементации на российской почве передового син-гапурского опыта в создании "Электронного правительства"» [6, с. 66]. Структура товарооборота Россия - Сингапур представлена на рис. 4.
2500
2000
1500
1000
500
0
Товарооборот
Экспорт
Импорт
2002 г.
608
521
87
2003г.
247
158
89
2004г.
3 48
1 62
2005 г.
624
307
317
2006 г.
1226
790
436
2007 г.
200 8 г
2009 г.
2010 г.
1540
1645
2219
2339
1088
452
Рис.4. Товарооборот Россия - Сингапур, млн руб. [17
Конечно, Си нгапур - не Вьетнам, и говорить о таком же высоком уровне взаимоотношений, который на сегодняшний день достигнут с Вьетнамом, нельзя, однако при проведении сравнительного анализа меж-дустранами можно увидеть, что товарооборот Россия -Сингапур намного больше, чем Россия - Вьетнам. Несмотря на это, Сингапур никогда не был российским стратегическим партнером в Юго-Восточной Азии (ЮВА), однако очень хотелось бы получить такого ценного партнера. Создание ЗСТ Россия - Сингапур не только увеличило бы товарные потоки между странами, но и способствовало бы ускорению трансферта технологий между странами. Именно поэтому россий -ской стороне необходимо сконцентрировать свои уси-лия на организации ЗСТ Россия - Вьетнам, но и не забывать про других значимыхучастников Ассоциации, способных не только ускорить процесс создания ЗСТ Россия - АСЕАН, но и придать динамизм российским возможностям в ЮВА.
Для стран АСЕАН расширение сотрудничества с Россией равнозначно расширению доступа к высоким научно-техническим разработкам, продукции химической промышленности и топливно-энергетического сектора. Ключевым моментом является высокая емкость российского внутреннего рынка, сопоставимая с емкостью рынка всей АСЕАН. Важной областью взаимодействия Росси и и АСЕАН могут быть и взаимные инвестиции, привлеченные, с одной стороны, для развития россий -
ской инфраструктуры, а с другой - для реализации совместных высокотехнологичных проектов. Ассоциация видит в России партнера, способного активизировать торговое сотрудничество со странами СНГ Однако это возможно лишь при условии, что в ближнем зарубежье пройдет интеграция, особенно в рамках Таможенного союза.
« Резервы для наращивания торговли по линии Россия - АСЕАН, без сомнения, имеются, и немалые. Расчеты на основе гравитационной модели (в рамках которой интенсивность торговых потоков соизмеряется с расстоянием между государствами и показателями их ВВП) убеждают: нынешние объемы торговли РФ с такими странами, как Индонезия и Малайзия, значительно ниже уровня долгосрочного потенциала. Создание ЗСТ могло бы способствовать приближению к этому уровню за счет либерализации товарных и инвестиционных по -токов» [11, с. 75].
Товарная структура торговли России с основными странами-партнерами в АСЕАН за последние годы не претерпела существенных изменений. Экспорт России в эти страны ограничен по номенклатуре: подавляющая его часть приходится на металлопродукцию, химические товары, удобрения, бумагу и целлюлозу. Удельный вес машин и оборудования в российском экспорте в целом продолжает оставаться незначительным . Россия импортирует из государств АСЕАН, главным образом, товары традиционного национального экспорта: натуральный каучук и латекс, пальмовое и кокосовое масло, чай, товары народного потреб -ления, бытовую электронику.
При всех возможных плюсах от создания ЗСТ процесс торговой либерализации со странами АСЕАН для России простым не будет. Необходимо всесторонне оценивать ближайшие и долгосрочные последствия созданияЗСТ как для России, так и для российских партнеров в АТ Р. Пока создание ЗСТ возможно лишь через контрагентов АСЕАН, но даже создание «миниЗСТ» в рамках АСЕАН усилит их позиции в масштабах мировой экономики. Скорее всего, эти зоны смогут выявить чувствительные секторы экономик, не подпадающие на первых порах под соглашения о свободной торговле.
По нашему мнению, одним из ключевых моментов, осложняющим переговоры о создании ЗСТ Россия -АСЕАН, является отсутствие Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО). На сегодняшний день Россия не является членом ВТО, поэтому у потенциальных партнеров остается соблазн ждать с российской стороны одностороннюю торговую либерализацию как плату за присоединение к организации. К сожалению, именно Российская Федерация продолжает оставаться единственной страной, формально относящейся к промышленно развитым, но сих пор ни ставшей членом ни ОСЭР, ни ВТО, ни ЕС [7, с. 14].
Несмотря на это работать над созданием ЗСТ со странами АСЕАН возможно и необходимо. Расширение сети внешнеторговых альянсов будет способствовать реализации производственного потенциала России, росту российского удельного веса в мировом хо-
1180
465
1552
667
2008
331
19]
зяйстве и переориентации ее торговых потоков на самый экономически динамичный регион современно-го мира.
Помимо диалога в рамках АСЕАН Россия контактирует с рядом стран Ассоциации и в рамках форума АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). С 1998 г. Вьетнам и Россия стали постоянными членами форума наряду с еще 19 экономиками мира. Целью АТЭС является повышение экономическо -го роста и достижение процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. Наряду с Вьетнамом участницами АТЭС являются еще 6 стран АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд). Россия имеет множество точек соприкосновения с экономиками ЮВА. Ключевым мо-ментом в развитии отношений между РФ и странами -членами АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономи -ческого сотрудничества должен явиться форум АТЭС, запланированный на сентябрь 2012 г., который будет проходить в России. При этом следует отметить, что выбор места не случаен: в качестве города, в котором будет проходить саммит, был выбран Владивосток -стратегически важный город как для российской сто -роны, так и для других участников саммита. Россия должна не только построить всю необходимую инф -раструктуру в районе Владивостока, но и понять, что она может предложить Форуму чего она хочет от него и каковы перспективы этой организации, которая пока не сумела начать запланированное создание зоны свободной торговли в АТР [8, с. 13].
Сегодня Владивосток растет и развивается быстры -ми темпами. Город полностью занят строительством и созданием новой современной инфраструктуры. Российская сторона хочет показать, насколько сильно она заинтересована в развитии сотрудничества именно с Востоком, создавая целый транспортный узел мирово -го значения во Владивостоке. Такое вливание средств в развитие дальневосточного региона подтверждает решимость российских властей переориентировать торговые потоки на восточное направление.
На наш взгляд, создание зон свободной торговли сначала с участниками АСЕАН, а потом и со всей Ассо -циацией является вопросом времени, так как все сто -роны осознают важность таких зон. Однако необходи-мо постоянно и планомерно вести диалог об организации таких альянсов и перейти уже от разговоров к делу. Предстоящий саммит АТЭС 2012 г. должен прояснить
ситуацию в отношениях между странами-членами АСЕАН и Россией.
1. Анализ двусторонних российско-вьетнамских эконо -мических отношений. URL: http://Vietnam. inconnect. ru/?id=50.
2. АСЕАН обогнал США в качестве торгового партнера провинции КНР Цзянси. URL: http://www.asiareport.ru/index.php/ news/6554-asean-obognal-ssha-v-kachestve-torgovgo-partnera-provinczii-czzyans i-kitaj.html.
3. Бригиневич С. Торговый оборот не велик, но есть все шансы его нарастить // Международная торговля. 2011. № 25.
4. Внешнеторговый оборот Китая вырос на 27,4%. URL: http ://www.chinapro.ru/rubrics/1/6388.
5. Внешнеторговый оборот между провинцией Гуандун и странами АСЕАН вырос. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/ 1/4484.
6. Галузин М. 2010 год. Россия смотрит на Восток? // Международная жизнь. 2011 . № 1.
7. Гришаева Л.Е. Россия и мировая экономическая интеграция // Экономический журнал. 2011. № 1.
8. Иванов А.В. Вестник МГИМО (университета) // Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества. 2010. № 1.
9. КИТАЙ-АСЕАН: о взаимных объемах прямых инвести-ций. URL: http://www.bloom-boom.ru/blog/10286.html.
10. Концепция 12-й Международной Вьетнамской промыш -
ленной ярмарки (Ханой, Вьетнам) (9 - 12 апреля 2 002 года). URL: http://www.expoclub.ru/upl oad/R uss ian_Exposition_
concept.doc.
11. Лисоволик Я.Д. В чем польза зоны свободной торговли Россия - АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. № 10.
12. Минкомм: Китай стал крупнейшим торговым партне -ром АСЕАН. URL: http://www.asiareport.ru/index.php/comment/ 3350-min komm-ki taj-stal-krupnejshim-torgovym-partnerom-asean .htm l.
13. Официальный Интернет-ресурс Министерства эко-номического развития Российской Федерации. URL:http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomic activity/cooperation/economic aa/doc2011 0318_1 7.
14. Рост объема внешнеторгового оборота между Гуанси-Чжуанским автономным районом и АСЕАН составил 32,8%. URL: http://russian.people.com.cn/31 51 8/738 59 30.html.
15. Торгово - экономическое сотрудничество между российской Федерацией и Вьетнамом. URL: http://vietnam.incon nect.ru/?id=53.
16. Троекурова И.С., Сергун И.П. Перспективы создания зоны свободной торговли Россия - АСЕАН // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экономика. 2011. № 2.
17. International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics.
2009. September.
1 8. International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics.
2010. September.
19. URL: http://www.trademap.org/countrymap/Bilateral_ T S.aspx.
УДК 658.152 С.П. Спиридонов
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматривается согласование жизненных циклов качества СМК, индивидуумов и организации. Автор разделяет мнение о том, что нематериальные активы индивидуумов идентифицируются по их информационной стоимости. Утверждается, что нематериальные активы накапливаются в организации посредством синергетического взаимодействия интеллектуальной собственности индивидуумов, реализующих личные экономические интересы. Эти интересы направлены на комплементарное согласование жизненных циклов индивидуумов, организации, продукции организации и СМК жизни организации. Предложена структурная модель процессов качества жизни организации по критерию «безопасность - качество».
Ключевые слова: качество жизни организации, нематериальные активы, информационная стоимость, критерий «безопасность - качество».