Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России'

Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4625
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / АГЕНТСКИЕ ПРОДАЖИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жегалова Елена Валерьевна

Представлен анализ современного состояния российского рынка страхования жизни, определены тенденции его развития. Рассмотрены основные проблемы, решение которых является необходимым условием развития страхования жизни в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LIFE INSURANCE IN RUSSIA

Presents an analysis of the current state of the Russian market of life insurance, op-defined trends of its development. The main problems, which solving problems is a necessary condition for the development of life insurance in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития страхования жизни в России»

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. БЮДЖЕТ

УДК 368.91

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ В РОССИИ

© 2014 Жегалова Елена Валерьевна кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: zhegalova@rambler.ru

Ключевые слова: кредитное страхование жизни, агентские продажи, инвестиционное страхование, страховая премия.

Представлен анализ современного состояния российского рынка страхования жизни, определены тенденции его развития. Рассмотрены основные проблемы, решение которых является необходимым условием развития страхования жизни в России.

TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF LIFE INSURANCE IN RUSSIA

© 2014 Elena Valeryevna Zhegalova candidate of Economics, associate professor Samara State University of Economics E-mail: zhegalova@rambler.ru

Keywords: credit life insurance agent sales, investment insurance, the insurance premium.

Presents an analysis of the current state of the of its development. The main problems, which development of life insurance in Russia.

В Стратегии развития страхового сектора Российской Федерации на период до 2020 г., разработанной Министерством финансов, одним из приоритетов значится формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике страны. Это в первую очередь имеет отношение к необходимости обеспечения дальнейшего роста страхования жизни.

Согласно статистическим данным Федеральной службы по финансовым рынкам, самый высокий рост в 2012 г. из крупных сегментов страхового рынка показало страхование жизни, сборы здесь составили 53,8 млрд руб., (рост премии - 55%), выплаты 13,3 млрд руб. Объем премий увеличился на 53,8%, а объем

Russian market of life insurance, op-defined trends solving problems is a necessary condition for the

выплат - на 72,5%. Уровень выплат составил 24,8%.

Доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась в 2012 г. до 7% с 5 в 2011 г. Страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии. Как и прежде, большую долю премий в страховании жизни обеспечивают сборы за счет средств населения (82%).

В 2012 г. в секторе страхования жизни вели страховую деятельность 50 страховых компаний (или 11% всех действующих стра-ховщиков)1.

Российский рынок страхования жизни сегодня имеет две главные составляющие: кредитное страхование жизни и агентские прода-

76

Финансы и кредит. Бюджет

жи. Основным "двигателем" рынка страхования жизни стало увеличение кредитной задолженности населения. Потребители в течение

2012 г. увеличили свою задолженность перед банками на 38% - с 5,6 до 7,7 трлн руб. В то же время известно, что главными продавцами полисов страхования жизни в нашей стране являются именно банки. Страхование жизни продается в банковских офисах как опция к кредиту, которая гарантирует, что в случае проблем со здоровьем у заемщика страховая компания погасит задолженность. Страхование жизни может также предлагаться банковским клиентам как полноценная альтернатива инвестиционным банковским продуктам. Через посредничество кредитных организаций в 2012 г. было собрано 56% премии, полученной страховщиками по этому виду операций. Еще 3% приходится на автосалоны, где происходит оформление кредита на приобретение автотранспорта.

Указанный рост нельзя признать здоровым и полноценным развитием страхового рынка. К тому же в значительной степени рост рынков банковского страхования существует только в отчетности страховых компаний. Известно, что большую часть премий, собранных в этом канале, банки забирают себе в качестве комиссии за осуществление продаж. Доля комиссионного вознаграждения от продажи страхования в прибыли банков достигает 40%.

Если рассматривать итоги 2012 г. в целом, то они, скорее, неутешительные. Несмотря на увеличение страховых премий на 22%, рост в основном достигнут за счет кредитного страхования, без поддержки со стороны традиционных видов имущественного страхования. Такой рост нельзя признать здоровым и полноценным развитием страхового рынка. В целом происходит замедление темпов развития страхового рынка, которое неизбежно проявится уже в цифрах за I квартал

2013 г. Основная причина торможения страхового рынка - экономическая. Процентные ставки по кредитам предприятиям в нашей стране с середины прошлого года устойчиво превышают уровень инфляции, тогда как в 2011 г. и в начале 2012 г. ситуация была обратной. Удорожание кредитов тормозит экономику и с ней страховой рынок.

Страхование за рубежом представляет собой стратегический сектор экономики. Активы страховых и пенсионных компаний составляют 51% ВВП по странам Евросоюза (в Великобритании - 90%, во Франции - 75%), причем 80% страховых активов сосредоточено в компаниях по страхованию жизни.

Страховая премия составляет значительную долю в ВВП - от 6,7% в Германии, 8% в США до 15% в Великобритании. Доля премий по страхованию жизни в общей страховой премии составляет 58% по всему миру. При этом в США страхование жизни занимает 51%, а в Евросоюзе - 61% рынка. В странах Европы средняя страховая премия в 2008 г. составила 1805 евро на душу населения, из них 1098 евро - по страхованию жизни. Существенная налоговая поддержка в сфере страхования оказывается государством в Великобритании, Канаде и в США, а также в ряде развивающихся стран (Турция, Бразилия, Мексика)2.

В России в 2011 г. только 3% россиян застраховали собственную жизнь и 3% - жизни детей, т.е. в целом уровень пользования услугами по страхованию жизни невысок и охватывает лишь около 6% населения России.

По данным Ассоциации страхования жизни, объем взносов на каждого жителя России все еще не превышает 5 долл. США, а это менее 0,05% ВВП на душу населения. Для сравнения: в Великобритании, где этот показатель достигает 7%, на каждого жителя приходится 1831 евро премий по страхованию жизни, во Франции еще больше - 9%, или 2651 евро.

Одной из основных причин медленного развития страхования жизни в России по сравнению с другими видами страхования является отсутствие законодательных инициатив, которые бы дали толчок к развитию этого направления. В целях исправления ситуации Правительством РФ разрабатывается комплекс мер по стимулированию развития рынка НПФ и страхования жизни. В настоящее время Комитет по развитию страхования жизни Всероссийского союза страховщиков подготовил пакет предложений для Министерства финансов и Министерства здравоохранения и социального развития, которые в комплексе планируют привлечь на этот рынок длинные деньги в объеме 1 трлн руб. к 2020 г. Также

77

Региональное развитие • № 2 • 2014

предлагается перейти на единый налоговый режим для НПФ и страховых компаний по добровольному пенсионному страхованию, ввести налоговые вычеты для физических лиц при покупке полисов добровольного страхования жизни на срок свыше 5 лет.

Предлагается на законодательном уровне закрепить понятие инвестиционного страхования, благодаря чему институциональные инвесторы смогут размещать через страховые компании длинные деньги.

Значительным фактором повышения популярности страхования жизни было бы появление гарантий от государства. Это могут быть такие меры, как создание гарантийного пула подобного страхованию банковских вкладов, улучшение законодательной базы для защиты страхователя и обеспечения минимального уровня доходности по накопительному страхованию, развитие в России новых видов продуктов страхования жизни с инвестиционной составляющей (unit-linked).

Потенциал для долгосрочного роста страхования жизни можно оценить как высокий. Вместе с тем, имеется ряд факторов, сдерживающих развитие страхования жизни в России. Среди них необходимо выделить следующие:

- развитие страхования в России идет по экстенсивному пути, прежде всего за счет обязательных видов;

- сохраняется макроэкономическая нестабильность, прежде всего высокая инфляция, отрицательные реальные процентные ставки в сочетании с отсутствием значимых налоговых льгот для физических и юридических лиц, что серьезно усложняет работу по продвижению долгосрочного страхования жизни. В развитых странах, где данный вид страхования занимает более половины страховых поступлений и является основным инструментом решения социальных проблем населения, страховые взносы на долгосрочное страхование жизни изымаются из подоходного налога работника. Предпринимаются конкретные меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и

78

сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот;

- имеется несовершенство нормативноправового регулирования страховой отрасли, в том числе классификации видов страхования, налогообложения страховых операций и т.д.;

- отсутствует ясная и четко прописанная в законодательстве возможность предлагать современные популярные программы страхования жизни (например, инвестиционное страхование, страхование от потери работы для заемщиков кредитов);

- существует недоверие со стороны потенциальных страхователей к индустрии финансовых услуг в целом и к институту страхования в частности, имеется негативный опыт в отношении отдельных страховщиков;

- на кадровом рынке сложилась негативная ситуация, связанная с нехваткой специалистов, обладающих достаточными знаниями и навыками, позволяющими развивать страховой бизнес в соответствии с международными стандартами;

- отсутствует необходимая статистическая информация как со стороны государства, так и наработанная страховым сообществом3.

Для развития долгосрочного страхования жизни в России необходима поддержка государства. По мнению страховых компаний, это позволит им в среднесрочной перспективе принять на себя существенную часть социальных и пенсионных функций государства. Кроме того, при поддержке государства страховщики смогут сформировать существенную часть долгосрочных финансовых ресурсов для решения важных задач экономического развития страны.

По расчетам Центра стратегических исследований Росгосстраха, который сделал очередное обновление прогноза рынка страхования жизни в России до 2050 г., в ближайшие годы Россия сможет обеспечить реальный рост ВВП на уровне 5,5-4%, в более отдаленной перспективе цифры могут снизиться до 3% в год. Вступление России в ВТО и конкуренция между иностранными и отечественными страховщиками способны оживить рынок страхования жизни. Сегодня Россия по уровню премий на

душу населения в этом сегменте в разы отстает от средних показателей стран с сопоставимым ВВП на душу населения. Так, в 2010 г., по данным SwissRe, в Венгрии на душу населения приходилась премия по страхованию жизни в 214 долл. США, в Польше - 235,2 долл., в Уругвае - 46,6 долл., тогда как в России - 4,9 долл.

В среднем по проникновению страхования жизни Россия отстает в 20 раз от стран с сопоставимым уровнем экономического развития. Однако отставание в развитии страхования жизни довольно быстро исчезнет, если экономика страны будет развиваться без потрясений и кризисов, а потребителям будут предложены интересные продукты по страхованию жизни с возможностью получать более высокий доход за счет вложения накопленных резервов в различные инвестиционные инструменты.

Если предположения оправдаются, то к 2050 г. ВВП на душу населения в России в ценах 2010 г. превысит 45 тыс. долл. - он практически достигнет сегодняшних показателей США. В течение всего горизонта прогноза рынок накопительного страхования жизни будет активно компенсировать отставание от мировых показателей по доле расходов на данный вид страхования в доходах населения. Согласно расчетам, сборы премии в этом сегменте к 2050 г. могут вырасти до 5,6 трлн руб. в ценах 2010 г., что обеспечит реальный рост премий почти в 267 раз. В номинальных ценах (без очистки от инфляции) объем рынка к 2050 г. может составить более 45 трлн руб. Таким образом, доля страхова-

Финансы и кредит. Бюджет

ния жизни в ВВП вырастет с сегодняшних 0,05 до 2,9%4.

Российский страховой рынок только тогда можно будет считать состоявшимся и развитым, когда на нем получит широкое распространение страхование жизни.

Потенциал развития данного рынка задействован еще в малой степени. Страхование жизни может получить серьезный импульс для своего развития при условии совершенствования законодательной и нормативной базы, а также формирования стимулов для страхователей.

Реализация всех предложений может содействовать привлечению долгосрочных ресурсов в экономику России, значительно расширить участие российских частных инвесторов в операциях на российском фондовом рынке через программы инвестиционного страхования жизни, создать новую категорию российских институциональных инвесторов, обеспечить долгосрочный рост страхования жизни, повысить его значимость в экономике страны. 1

1 Страхование жизни и страхование от несчастных случаев "разгоняли" страховой рынок в 2012 г. - URL: http://www.insur-info.ru/comments/865.

2 Зарецкий А.М. Набросок стратегии развития страхования жизни в РФ на период 2010-2020 годов. - URL: http:// www.aninsurance.ru.

3 Там же.

4 Прогноз развития классических рынков добровольного страхования нежизни, а также страхования жизни в России до 2050 г. / Центр стратегических исследований; Росгосстрах. -URL: http://www.rgs.ru.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.