УДК 332.143
Е. Я. Козляковская
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено состояние, проблемы и перспективы развития плодоовощной отрасли Калининградской области в условиях продовольственных санкций и эмбарго. Плодоовощная промышленность Калининградской области является стратегически важной отраслью сельского хозяйства и экономики в целом, т. к. ее развитие является основой обеспечения продовольственной безопасности эксклавного региона. Состояние плодоовощной промышленности изучается с помощью анализа динамики основных экономических показателей, а именно объемов валового сбора, посевных площадей, урожайности. Проанализирована динамика объемов бюджетных ассигнований подпрограмм развития сельского хозяйства за счет средств областного бюджета. Отдельное внимание уделяется динамике производства ресурсов и использования овощей и бахчевых культур в 2012-2014 гг. Проанализированы политические, экономические, социальные и технологические факторы, препятствующие стабильному и эффективному развитию плодоовощной промышленности Калининградской области. Развитие эффективной системы собственного плодоовощного хозяйства в Калининградской области должно стать первостепенной задачей для регионального правительства, нацеленной на обеспечение региональной продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности российских предприятий, укрепление экономики области в целом.
Ключевые слова: плодоовощная промышленность, Калининградская область, эксклав-ный регион, импортозамещение.
Введение
Калининградская область - эксклавная территория Российской Федерации, граничащая с Литвой и Польшей, имеющая выход к Балтийскому морю.
Территориальная отдаленность Калининградской области влияет на состояние и развитие ее экономики, в частности, сельского хозяйства. Регион имеет выгодные территориальные условия для сотрудничества с европейскими странами, а также ряд преимуществ приморского расположения; область соединяет Россию с Европой. С другой стороны, предприятия эксклавного региона сталкиваются с высокой зависимостью от импортных товаров, в частности, более дешевых и качественных продуктов питания, техники, текстиля, семян.
Сельское хозяйство является ключевым и чрезвычайно важным направлением социально-экономического развития Калининградской области, одним из главных секторов экономики региона, поставщиком продуктов питания и сырья для многих обрабатывающих производств.
Калининградская плодоовощная промышленность является очень важной как для населения, так и для всего народного хозяйства региона. Консервированные пищевые продукты дают возможность не только разнообразить меню, уменьшить время приготовления пищи, но и создать текущие, сезонные или страховые запасы и обеспечить круглогодичное питание граждан. Актуальность развития плодоовощной промышленности в области обусловлена необходимостью обеспечения населения продуктами питания от местных товаропроизводителей в условиях продовольственных санкций и следования политике импортозамещения для обеспечения продовольственной безопасности региона.
В настоящее время необходимость в импортозамещении для Калининградской области является во многом вынужденной задачей в условиях высоких геополитических рисков. Решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности является ключевой для эксклавного региона, ведь наличие качественного продовольствия является базовым и основополагающим условием его жизнедеятельности.
Цель исследования заключается в анализе тенденций и определении перспектив развития плодоовощной промышленности Калининградской области в условиях импортозамещения. Среди задач исследования можно выделить следующие:
- анализ динамики основных экономических показателей плодоовощной отрасли Калининградской области;
- анализ объемов потребления и производства продукции;
- расчет уровня самообеспеченности региона товарами плодоовощной отрасли.
Методы исследования
К методам исследования можно отнести следующие: графический, наблюдение, сбор фактов, анализ и синтез, системный подход.
Согласно паспорту государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства» от 21.12.2015 г., субсидирование будет осуществляться по следующим направлениям: поддержка сельскохозяйственного производства, устойчивое развитие сельских территорий, развитие мелиорации земель сельхозназначения и др.
На рис. 1 представлена динамика объемов бюджетных ассигнований подпрограмм согласно данным паспорта государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства» от 21.12.2015 г. [1, 2].
Тыс. руб
400000
50000
■Развшие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
Развитие мелиорации земель сельхозназначения
Развитие малых форм хозяйствования
Развшие сельских 1ерриюрий
и-1-1-1-1
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 1. Динамика объемов бюджетных ассигнований подпрограмм развития сельского хозяйства (за счет средств областного бюджета)
Из рис. 1 видно, что общий объем финансирования подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» за счет средств областного бюджета составляет 1 638 024,50 тыс. руб., подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» - 1 637 930,00 тыс. руб., подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования» - 156 000,00 тыс. руб., подпрограммы «Развитие сельских территорий» -133 000,00 тыс. руб.
Объем экспорта Калининградской области в страны СНГ в 2014 г. превышал объем импорта в 2,7 раза. Объем экспорта в страны дальнего зарубежья превышал объем импорта в 3,6 раза за счет продукции топливно-энергетического комплекса (газ, нефть). Доля импортных продовольственных продуктов в 2014 г. составила 71,6 % от общего объема внешней торговли.
В табл. 1 представлена динамика основных экономических показателей плодоовощной отрасли Калининградской области в 2010-2015 г.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей плодоовощной отрасли Калининградской области [3]
Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Валовой сбор (в хозяйствах всех категорий), тыс. т
Овощи 72,8 73 61,8 63,7 64,9 69,2
Картофель 150,2 157,6 137,6 127,2 136,9 162,4
Плоды и ягоды 56,5 40,3 41,2 23,6 25,3 37,4
Посевные площади, тыс. га
Овощи 2,7 2,9 2,6 2,4 2,4 2,7
Картофель 8,8 9,1 8,8 8,2 8,3 9,2
Урожайность, ц с 1 га
Овощи 270 270 247 268 269 -
Картофель 173 184 163 156 166 -
Потребление, кг на душу населения в год
Овощи 115 117 115 118 115 125
Картофель 114 116 114 115 114 160,9
Плоды и ягоды 70 71 79 83 79 78
Внесение удобрений на 1 га посева сельхозкультур, кг
Минеральные удобрения 133,1 145,4 134,1 129,3 118,4 -
Органические удобрения 3,7 2,9 3,2 2,9 3,2 -
В 2015 г., по сравнению с предыдущим годом, увеличились посевные площади картофеля на 10,8 %, что составило 9,2 тыс. га. На 279 га увеличились посевные площади овощей, что составило 2,679 га - на 11,8 % больше уровня 2014 г. В 2015 г. объем валового сбора картофеля составил 162,4 тыс. т, овощей 69,2 тыс. т.
В настоящее время общая площадь промышленных садов в регионе превышает 317 га. К уровню 2013 г., когда был высажен первый сад интенсивного типа, она выросла в 15 раз. Наиболее активно закладка садов проводилась осенью 2015 г., когда было высажено около 230 га. В планах на 2016 г. - заложить еще примерно 250 га.
В 1939 г. в Восточной Пруссии общая посевная площадь без района Мемеля составляла 3 689,9 га, в 2015 г. в Калининградской обл. она составила 245,5 тыс. га (почти в 15 раз меньше).
В 2015 г. цены производителей продукции растениеводства в Калининградской области были выше, чем в 2014 г. (в 2015 г. - 114,9 %, в 2014 г. - 94,4 %, в 2013 г. - 98,4 %).
В настоящее время решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности России весьма актуально и необходимо. Калининградская область в особенности нуждается в развитии и поддержке сельского хозяйства в связи с географическим сепаратизмом. Стратегия импортозамещения, на которой основываются практически все предложенные для реализации текущие проекты и программы, может дать не совсем ожидаемые результаты через несколько лет.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [4].
Среди условий обеспечения продовольственной безопасности можно выделить экономическую и физическую доступность высококачественного продовольствия [5].
На рис. 2 представлены условия обеспечения продовольственной безопасности.
Исходя из данных рис. 2, видно, что кривая покупательской способности (ПС) отражает такой критерий, как «экономическая безопасность», т. е. возможность приобретения пищевых продуктов населением по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения.
Рис. 2. Условия обеспечения продовольственной безопасности: П - физическая доступность; ПС - покупательная способность
Уровень покупательской способности снижается по мере увеличения цены на товар. Кривая П отражает критерий «физическая доступность», т. е. наличие продукции во всех населенных пунктах в объемах и ассортименте, не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов. Объем предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Точка пересечения кривых ПС и П - это точка продовольственной безопасности. Таким образом, в точке 1 выполняются два условия: экономическая и физическая доступность продовольственной продукции, произведенной на территории Калининградской области и соответствующей установленным нормам и стандартам качества.
В табл. 2 представлена динамика ресурсов и использования овощей и бахчевых культур в 2012-2014 гг. в Калининградской области.
Таблица 2
Ресурсы и использование овощей и бахчевых культур в 2012-2014 гг. [3]
Наименование 2012 2013 2014 2013 2014
тыс. т в % к ресурсам
Ресурсы, всего в том числе запасы на начало года 150,3 33,7 154,3 34,1 153,5 34 100 22,1 100 22,1
Текущие поступления 116,6 120,2 119,5 77,9 77,9
в том числе за счет:
производства 61,8 63,7 64,9 41,3 42,3
ввоза (включая импорт) 54,8 56,5 54,6 36,6 35,6
Использовано на:
личное потребление 109 112,9 110,7 73,2 72,1
производственное потребление 5,4 5 6,2 3,2 4
вывоз 0,3 1,6 0,6 1 0,4
запасы на конец года 34,1 34 35 22 22,8
Потери 1,5 0,8 1 0,6 0,7
Из данных табл. 2 видно, что ресурсы овощей и бахчевых культур по сравнению с 2013 г. сократились на 0,5 % и составили 153,5 тыс. т. Ресурсы овощей и бахчевых культур обеспечены на 42,3 % за счет собственного производства и на 35,6 % - за счет ввоза, включая импорт. Объемы ввоза овощей и бахчевых культур, включая импорт, сократились на 3,4 % и составили 54,6 тыс. т, их доля в общем объеме уменьшилась на 1,0 п. п. по сравнению с 2013 г. составила 35,6 %. Уровень самообеспеченности в 2012 г. составил 53,3 %, в 2013 г. - 53,7 %, в 2014 г. - 55,0 %.
Весной 2015 г. в регионе был открыт первый тепличный комплекс по промышленному выращиванию клубники на площади 1,35 га. Всего в 2015 г. в регионе заложено 251,1 га плодово-ягодных насаждений. В августе 2015 г. в области реализован инвестиционный проект по производству соков из местных яблок. Мощность оборудования составляет 12 000 л сока в сутки.
В табл. 3 представлены данные потребления продукции в Калининградской области, объемы производства, самообеспеченность региона продовольственными товарами в 2015 г.
Таблица 3
Потребление и производство продукции в Калининградской области, самообеспеченность региона продовольственными товарами в 2015 г. [6, 7]
Наименование Потребление (на душу населения), тыс. т Производство, тыс. т Самообеспеченность, %
2012 2013 2014 2015 (прогноз) 2012 2013 2014 2015 (прогноз) 2012 2013 2014 2015 (прогноз)
Картофель 114 115 114 160,9 137,6 127,2 136,9 150 89,3 82,5 88 93,2
Овощи 115 118 115 125 61,8 63,7 64,9 69,2 53,3 53,7 55 55,4
Плоды и ягоды 79 83 79 78 22,9 23,6 25,3 35,4 28,9 28,4 32 45,4
Исходя из данных табл. 3, можно сделать вывод о том, что уровень самообеспеченности населения области картофелем в 2014 г. составил 88 %, что выше уровня 2013 г. на 5,5 %. Уровень самообеспеченности овощами в 2014 г. составил 55 %, ягодами и фруктами - 32 %.
Дж. М. Кейнс писал, что «если импорт превышает 20 %, то прекращается эффект кумуляции, т. е. отрасль уже не в состоянии воздействовать на остальную экономику в сторону поддержания ее роста. В наши дни принято считать, что если страна ввозит 20-30 % потребляемого продовольствия, она утрачивает свою продовольственную безопасность» [5]. Таким образом, в 2015 г. невозможно говорить о продовольственной безопасности Калининградской области, исходя из данных табл. 1.
Развитие плодоовощной отрасли Калининградской области с 2008 г. по настоящее время
было подвержено влиянию внешних и внутренних факторов (рис. 3).
^^^^^^^^^^^^ ^^^^^^^^^^^^^ ^ ^^^^^^^^^^^ ^^^^^^^^^^^
Кризис 2008 г.
Рис. 3. Факторы, влияющие на развитие плодоовощной отрасли Калининградской области:
ОЭЗ - особая экономическая зона
Из рис. 3 можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство Калининградской области сильно подвержено влиянию политических и экономических санкций. Среди внешних и внутренних факторов также можно выделить:
1. Политические: вступление России в ВТО (2012 г.), продовольственные санкции и эмбарго (с 2015 г. по наст. вр.), фокусирование государства на политике импортозамещения, отмена переходного периода таможенной зоны Особой экономической зоны (ОЭЗ) (апрель 2016), а в июне 2016 г. ОЭЗ и вовсе была упразднена в связи с ее экономической неэффективностью.
2. Экономические: нестабильность валютных курсов, снижение покупательской способности, рост уровня инфляции, увеличение затрат предприятий на сырье и логистику.
3. Социальные: падение уровня жизни в связи с ростом цен, влияние СМИ, ухудшение ассортимента продукции.
4. Технологические: локализация производства, расширение производственных площадей, создание новых продуктов калининградскими предприятиями.
Бизнес-процессный подход к анализу деятельности плодовоощного предприятия
Использование процессного подхода в проектировании бизнеса сельскохозяйственных предприятий - это новый уровень прозрачности и управляемости бизнеса не только в плане финансово-экономических показателей, но и на уровне технологий и продукции. В результате бизнес-процессного подхода появляется возможность реальной оценки перспектив развития организации и по технико-технологическим показателям, и по финансовому состоянию, повышается прозрачность и управляемость бизнеса, что в свою очередь способствует инвестиционной привлекательности компаний.
На рис. 4 представлены бизнес-процессы на сельскохозяйственном предприятии (без учета обеспечивающих процессов).
Рис. 4. Бизнес-процессы плодоовощного предприятия (без учета обеспечивающих процессов): EXW - базис поставки «Франко-завод» или «самовывоз»; CPT - «фрахт/перевозка оплачены до»;
FCA - «Франко-перевозчик»; CIP - «фрахт/перевозка и страхование оплачены до»;
FAS - «свободно вдоль борта судна»
Представленная на рис. 4 деятельность плодоовощного предприятия в виде бизнес-процессов (без учета обеспечивающих процессов) включает в себя десять этапов, два из которых в большей степени зависят от сепаративного территориального положения Калининградской области: покупка сырья (семян, поголовья, саженцев) (при отсутствии собственных) и логистика (в случае импортного сырья или из сырья с основной территории России), т. е. они подвержены влиянию внешних факторов и от них зависит эффективность импортозамещения и обеспечение продовольственной безопасности. Таким образом, соблюдается принцип Парето 20/80, согласно которому 20 % исходного сырья на 80 % определяют угрозу обеспечения продовольственной безопасности.
Современные тенденции развития плодоовощной отрасли Калининградской области основываются на импортозамещении и направлены на обеспечение продовольственной безопасности эксклавного региона. Тенденции развития плодоовощной отрасли Калининградской области способствуют поиску новых методов ведения сельского хозяйства и развития агропромышленного комплекса региона, в частности плодоовощной отрасли.
Среди современных тенденций развития плодоовощной промышленности Калининградской области можно выделить такие, как импортозамещение, перенос акцента с сырьевой направленности деятельности предприятий на производство с глубокой степенью переработки, постоянное улучшение качества выпускаемой продукции, ориентация производителей на сбыт на внутреннем рынке.
Среди основных направлений развития плодоовощной промышленности Калининградской области с целью обеспечения продовольственной безопасности региона и согласно тенденциям ее развития можно выделить следующие:
- создание плодоовощного регионального кластера, который позволил бы увеличить объемы производства и обеспечить его локализацию, расширить ассортимент выпускаемой продукции, улучшить севооборот, перейти к производству с глубокой степенью переработки при тесном взаимодействии предприятий отрасли;
- государственно-банковское партнерство, которое заключается в субсидировании части тела кредита или процентов агропредприятий малого и среднего бизнеса;
- государственно-частное партнерство, которое представляет собой так называемую пропаганду отечественной продукции, организацию посещений фермерских хозяйств школьниками и студентами средних и высших учебных заведений;
- организация ярмарок выходного дня во всех муниципалитетах области (в настоящее время они действуют только в 13-ти муниципалитетах из 22-х).
Выводы
Калининградская область является субъектом России, который испытывает наибольшее влияние политических санкций и эмбарго из-за территориального сепаративного положения.
Следует сделать вывод о том, что в 2012-2015 гг. проблема продовольственной безопасности Калининградской области стояла достаточно остро.
В течение 2015-2016 гг. российскими, американскими и европейскими дипломатами неоднократно обсуждался вопрос о возможности снятия санкций и продовольственного эмбарго, но точная дата этого события неизвестна.
В связи с этим одним из приоритетных направлений развития калининградских предприятий должна стать замена продажи свежих плодов и ягод на продажу варенья, джема, компотов, свежих овощей на консервирование, т. е. переориентация деятельности с преимущественно торговой на производство продукции с глубокой степенью переработки сырья. Для этого необходимо частно-государственное партнерство, но не субсидирование и/или дотирование, а льготное кредитование бизнеса на покупку оборудования: сниженная процентная ставка, льготный период кредитования, либо погашение части долга за счет государства.
Эффективной мерой развития плодоовощной промышленности может стать плодоовощной кластер, о возможности создания которого заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев: «...мы с губернатором договорились по его инициативе создать здесь плодоовощной кластер, активно закладывать сотни, тысячи гектаров садов, для того, чтобы создать здесь эффективное производство, прежде всего, яблок и других продуктов, которые можно было бы поставлять на иные рынки, главным образом, Российской Федерации, и по большому счету заместить польское яблоко - с учетом похожей климатической зоны, возможностей логистики, инфраструктуры» [8].
Импортозамещение должно обеспечить рациональное замещение некоторых импортных сельскохозяйственных товаров высококачественными аналогами, произведенными на территории Калининградской области и проданными по среднерыночным ценам.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // URL: http://base.garant.ru/70210644/.
2. О Государственной программе Калининградской области «Развитие сельского хозяйства»: Постановление Правительства Калининградской области от 27.01.2014 № 28 // URL: http://vet.gov39.ru/documents/.
3. О состоянии продовольственного рынка Калининградской области в 2014 году (государственные информационные ресурсы в рамках оценки уровня продовольственной безопасности региона): аналитическая записка. Калининград: Калининградстат, 2015. 65 с.
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // URL: http://base.garant.ru/12172719/.
5. Михайлушкин П. В. Условия и основные критерии обеспечения продовольственной безопасности / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 92 (08). С. 1-23.
6. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области «Развитие сельского хозяйства» за 2015 год от 30.03.2016 // URL: http://mcx39.ru/razdely-selskogo-xozyajstva/gosudarstvennye-programmy/informaciya-o-realizacii-gosprogramm/godovoj-otchet-o-hode-realizatsii-i-otsenke-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennoj-programmy-kaliningradskoj-oblasti-razvitie-ryboho zyaj stvennogo-kompleksa-za-2015-god/.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 1266 с.
8. Ткачев: Мы договорились создать плодоовощной кластер в Калининградской области // URL: http://www.amberclub.org/news/economics/12993/ (дата обращения: 09.04.2016).
Статья поступила в редакцию 28.04.2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Козляковская Елизавета Яковлевна - Россия, 236000, Калининград; Калининградский государственный технический университет; аспирант кафедры «Управление производством»; [email protected].
E. Ya. Kozliakovskaia
TRENDS AND PROSPECTS OF HORTICULTURAL INDUSTRY IN THE KALININGRAD REGION
Abstract. The status, problems and prospects of the horticultural industry development in the Kaliningrad region under the conditions of food sanctions and embargo are considered. The Kaliningrad region horticultural industry is a strategically important agricultural and economic industry as whole, because its development is a basis of provision for food security of the exclave region. The status of the horticultural industry is studied by using the analysis of the dynamics of the main economic indicators, in particularly, the volume of gross collection, cultivated areas and harvesting capacity. The dynamics of budgetary appropriation volumes of agricultural development subprograms, regionally funded, is analyzed. The special attention is given to the dynamics of the resource production and use of vegetables and melon crops in 2012-2014. The political, economic, social and technical factors, which prevented the stable and effective development of the horticultural industry in the Kaliningrad region, are analyzed. The development of the effective system of the own horticultural farming in the Kaliningrad region has to become a priority task for the regional government, aimed at provision of the regional food security, improving competitiveness of the Russian enterprises and strengthening of the regional economy, as a whole.
Key words: horticultural industry, Kaliningrad region, exclave region, import substitution.
REFERENCES
1. O Gosudarstvennoi programme razvitiia sel'skogo khoziaistva i regulirovaniia rynkov sel'skokho-ziaistvennoi produktsii, syr'ia i prodovol'stviia na 2013-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federat-sii ot 14 iiulia 2012 g. № 717 [About the Government program of agricultural development and regulation of agricultural product market for 2013-2020: The Decree of the Russian Government dated 14th of July 2012 № 717]. Available at: http://base.garant.ru/70210644/.
2. O Gosudarstvennoi programme Kaliningradskoi oblasti «Razvitie sel'skogo khoziaistva»: Postanovlenie Pravitel'stva Kaliningradskoi oblasti ot 27.01.2014 № 28 [About the Government program of the Kaliningrad region "Agricultural development": The Decree of the Kaliningrad region Government from 27 th of January 2014 № 28]. Available at: http://vet.gov39.ru/documents/.
3. O sostoianii prodovol'stvennogo rynka Kaliningradskoi oblasti v 2014 godu (gosudarstvennye informat-sionnye resursy v ramkakh otsenki urovnia prodovol'stvennoi bezopasnosti regiona): analiticheskaia zapiska [About the status of the food market in Kaliningrad region in 2014 (public information resources as a part of the regional food security level estimation): analytical note]. Kaliningrad, Kaliningradstat Publ., 2015. 65 p.
4. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 30 ianvaria 2010 g. № 120 [On establishment of the Doctrine of the food security in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation from 30th of January 2010 № 120]. Available at: http://base. garant.ru/12172719/.
5. Mikhailushkin P. V., Barannikov A. A. Usloviia i osnovnye kriterii obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti [Conditions and main criteria of ensuring food security]. Nauchnyi zhurnalKubGAU, 2013, no. 92 (08), pp. 1-23.
6. Godovoi otchet o khode realizatsii i otsenke effektivnosti gosudarstvennoi programmy Kaliningradskoi oblasti «Razvitie sel'skogo khoziaistva» za 2015 god ot 30.03.2016 [The annual report of the progress of the project implementation and the assessment of the government programme efficiency in Kaliningrad region "The agricultural development"]. Available at: http://mcx39.ru/razdely-selskogo-xozyajstva/gosudarstvennye-programmy/informaciya-o-realizacii-gosprogramm/godovoj-otchet-o-hode-realizatsii-i-otsenke-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennoj-programmy-kaliningradskoj-oblasti-razvitie-rybohozyajstvennogo-kompleksa-za-2015-god/.
7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015: statisticheskii sbornik [Russian regions. Socio-economic indicators. 2015: statistical book]. Moscow, Rosstat Publ., 2015. 1266 p.
8. Tkachev: My dogovorilis' sozdat' plodoovoshchnoi klaster v Kaliningradskoi oblasti [Tkachev: We arranged to create horticultural cluster in the Kaliningrad region]. Available at: http://www.amberclub.org/news/ economics/12993/ (accessed: 09.04.2016).
The article submitted to the editors 28.04.2016
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kozliakovskaia Elizaveta Yakovlevna - Russia, 236000, Kaliningrad; Kaliningrad State Technical University; Postgraduate Student of the Department "Production Management"; [email protected].