№ 1, 2006
4 См.: Сенько Ю. В. Гуманитаризация образовательной среды в университете / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2001. № 5. С. 51—57.
5 См.: Иванова Т. В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Иванова. Волгоград, 2002.
6 См.: Образование в поисках человеческих смыслов.
7 См.: Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. М., 1980. Вып. 1.
; См.: Иванова Т. В. Указ. соч.
9 См.: Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. ; Белгород, 1993.
10 См.: Гайсина Г И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук / Г. И. Гайсина. М., 2002.
11 См.: Гребенщиков И. В. Педагогическую культуру — каждой семье / И. В. Гребенщиков. М., 1985.
12 Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
Поступила 28.G2.G5.
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА
Г. П. Максимова, зам. декана по воспитательной работе факультета национальной и мировой экономики Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», доцент
Медиаобразование — современное направление в педагогике, предполагающее интеграцию педагогики и искусства. Автор рассматривает развитие идеи воспитания средствами искусства, которое имеет глубокие исторические корни в педагогической и общественной мысли, приводит пример применения технологии практической реализации медиаобразования в учебно-воспитательном процессе.
Термин «медиа» происходит от латинского media (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина «средства массовой коммуникации» (СМК — печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений, а есть только стилистические различия1. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний»2.
Медиапедагогика как новая тенденция образовательного процесса
Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух обучающихся слушателей. 3. Фрейд, занимаясь преподавательской деятельностью, устанавливал ярко выраженные наставнические отношения с большинством своих студентов. Когда они заканчивали обучение, Фрейд давал им кольца, словно обручальные. Но если в дальнейшем кто-либо высказывал несогласие с ним, он забирал кольцо назад, как это было в случае с наиболее прославленным его учеником, оказавшимся ренегатом, Карлом Юнгом. Таким способом Фрейд утверждал исключительную власть учителя над учениками, проводил незыблемую границу между собой и своим протеже: он всегда
© Г. П. Максимова, 2GG5 75
будет великим учителем, студент навсегда останется его послушным учеником3.
Современные методы обучения были с особой четкостью сформулированы Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике», увидевшей свет в 1649 г. — через 80 лет после изобретения книгопечатания. Печатная книга, учебник и классно-урочный, групповой, метод обучения и до наших дней образуют основу того учебного процесса, который продолжает доминировать в системе образования4.
Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи и методы систем образования. Современные студенты находятся в водовороте информационного потока, электронной коммуникативной сети и ежедневно приобретают такой опыт общения с миром, которого никогда не было и не будет у преподавателей. Поэтому последним предполагать себя единственным или главным источником знаний даже в своем направлении, по крайней мере, некорректно по отношению к влиянию на студентов «внешних» потоков информации. В современном педагогическом процессе, на наш взгляд, предпочтительней использование данной реальности, что предполагает диалогическую, личност-но ориентированную парадигму образования.
Таким образом, преподавателю остается либо сделать свой предмет информационно замкнутой областью, рискуя при этом утратить его непосредственную связь с жизнью, либо хотя бы частично перейти на позиции медиаобразования. Специалистами подсчитано, что не менее 70—80 % образовательных воздействий, порождаемых информационными контактами, находятся вне педагогической практики. Падение «железного занавеса» привело к тому, что поколение детей 80-х гг. попало в объятия электронной коммуникативной сети, и этот факт неоспорим.
Исследователи к ключевым понятиям медиаобразования (key concepts of media education) относят такие, как «вос-
приятие», «художественно-творческая деятельность», «воспроизведение», «интерпретация», «анализ», «оценка», «источник информации», «освоение информации», «язык медиатекста», «технология», «аудитория», «единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии», «синтез эстетического и этического». Кроме того, необходимо понимание, что медиа — это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков и символов.
Развитие идеи воспитания средствами искусства в истории педагогической и общественной мысли
Примечательно, что в преамбуле 3а-кона об образовании сказано: «Под образованием в настоящем 3аконе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения.». Очередность терминов подчеркивает приоритет категорий. Предметом нашего внимания является воспитательно-образовательное значение искусства, поскольку оно просматривается на протяжении многих веков.
Использование искусства в процессе воспитания личности берет свое начало в истории древнейших цивилизаций, но наиболее целостная и обоснованная теория, в основу которой положен принцип всестороннего и гармонического развития человека, была разработана представителями научной мысли Древней Греции.
Древнерусский опыт воспитания также опирается на традиции народного искусства. Само понятие «воспитание» существует в русской культуре около тысячи лет. Для древнерусского языка характерен ряд однокоренных слов: воспи-тати, воспитание. Практически полную парадигму однокоренных слов: воспитать, воспитание, воспитатель — мы находим в словаре Ф. П. Поликарпова (1704 г.). Следовательно, категория «воспитание» — родовое понятие в педагогическом аспекте.
№ 1, 2006
Ретроспективный обзор указывает на то, что искусство было средством воспитания российского общества всегда.
Ф. М. Достоевский считал, что искусство, благодаря широте своего нравственного охвата, призвано помочь человечеству в достижении им духовной гармонии, совершенства. Красота как идеал искусства утоляет потребности человека в гармонии и спокойствии, пробуждает в нем энтузиазм. В красоте Ф. М. Достоевский видел большую социальную пользу: «Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого наро-да»5.
В педагогической системе В. А. Су-хомлинского среди других средств воспитания особое место занимает воспитание красотой. «Через красивое — к человечному» — эта идея пронизывает все его педагогическое наследие. Оказывая воздействие на эстетическое развитие человека, искусство вместе с тем является «...могучим источником мысли», т. е. осуществляет и его умственное развитие6.
Позиция Л. Н. Толстого в отношении назначения искусства, его воспитательной функции близка к взглядам Платона и Руссо, придерживающихся моралистической концепции искусства. Разделяя их идею социальной сущности и гражданской ответственности искусства, Л. Н. Толстой считал, что целью искусства должно быть воспитание добродетели. Моральное назначение искусства заключает в себе «.и истину, и красоту, и пользу.»7.
М. М. Рубинштейн определял искусство как необходимое дополнение естества. Задачу искусства он видел в развитии эстетических переживаний, в повышении «...полноты личности и смысла жизни...»8.
Как необходимый фактор развития общественности, физической, умственной и творческой активности, нравственно-эстетического чувства искусство по-
нималось П. Ф. Каптеревым, который одним из первых стал рассматривать его образовательно-воспитательные функции в связи с особенностями психического развития человека. Эстетическое созерцание «...само может помогать развитию нравственного чувства.», — утверждал он9.
Даже вышеприведенный анализ малой частицы характеристик воспитательного значения искусства в истории российской педагогики, педагогических теориях и системах позволяет заключить, что:
— в истории философско-педагогической мысли накопился значительный опыт воспитания средствами искусства;
— искусство имеет ценностную природу, исторически взаимосвязано с возможностями воспитания;
— главной задачей искусства в рамках воспитания, по мнению мыслителей, является удовлетворение высшей человеческой потребности в усовершенствовании и гармонии духа.
Уместно напомнить значения терминов, которыми мы оперируем в данной статье.
Искусство — 1) отражение действительности в творческих образах (опирающееся на законы красоты); 2) умение, мастерство, знание дела; 3) самое дело, требующее такового умения10.
Воспитание — 1) благонравие
(устар.)11; 2) воздействия на духовное и физическое развитие; 3) навыки поведе-ния12.
Примечательно, что термина «искусство» мы не находим в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля (1863—1866 гг.), хотя этот термин автор использует как толкование категории «мастерство, умение». Данный факт объясним: одно и то же слово приходит в активный словарь разных культур в разные периоды, в зависимости от времени и автора словаря неодинаково толкуется и, конечно, имеет различную временную актуальность.
Традиционно под видами искусства мы понимаем поэзию, музыку, прозу, живопись, архитектуру, театральное искус-
ство, причем эти термины так давно сложились и заняли определенную нишу в сознании различных культур, что обозначать ими что-либо иное невозможно, хотя история позволяет фиксировать глубину развития каждого из видов искусств, их слияние и деление. В Древней Греции еще не различали синий и зеленый цвета, только формировалось умение изображать мир в пространстве, перспективе. Со временем вследствие развития интеграции искусств рождались новые его виды: опера, балет, фото, кино, оперетта, светомузыка, шоу-балет, стереозвук, виртуальное видеоизображение, находящее все большее применение в киберпространстве, а также другие средства мультимедиа в сети Интернет и мобильных телекоммуникациях.
Несмотря на значительную трансформацию, суть вышеперечисленных категорий сохранилась. Исторический опыт показывает, что действительность не всегда удовлетворяла целям и задачам воспитания, однако образование неизменно брало на вооружение проверенные временем технологии. Искусство одним из первых можно поставить в этот ряд.
Технологии практической
реализации медиаобразования в учебно-воспитательном процессе
А. Митин в основу технологии медиаобразования положил следующие принципы:
1) личностную ориентированность содержания и форм обучения;
2) профессиональную направленность предметного содержания;
3) комплексно-тематическую организацию учебного материала;
4) сознательно-сопоставительное изучение языковых явлений;
5) системную вариативность форм, методов и приемов обучения;
6) наглядно-имитационное моделирование;
7) симуляционно-игровую адапта-цию13.
Мы полностью разделяем такой подход к технологии обучения ряда дисциплин коммуникативной составляющей. Особенно качественный результат в подобных учебных ситуациях достигается, когда удается построить личностно направленную систему заданий, развить самостоятельность студентов в постановке целей и побудить их к самоорганизации познавательных действий. Процесс образования в таком случае индивидуализируется, личностно ориентируется.
Образовательный процесс, максимально приближенный к диалогической форме, может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Данный процесс, разумеется, организован и выстроен преподавателем, поскольку только он в состоянии сделать систематизированные выводы по представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции переходит в активный групповой диалог, по форме близкий к интеллектуальному тренингу, где возможно присутствие и не одного тренера. Опора на теоретическую домашнюю заготовку студента повышает продуктивность обучения, служит дополнительным мотивирующим фактором.
Имитационные игры, доведенные до уровня методических рекомендаций, с использованием записывающей аппаратуры, дальнейшего просмотра и анализа материала — хороший пример медиапе-дагогического процесса. В этом случае в процесс обучения включаются такие качества личности, как воображение, соревновательность. Студентам прививается вкус к аналитическому мышлению, умению достигать результат в интерактивном процессе, когда решение постоянно корректируется в зависимости от действия партнеров.
Творческими заданиями для студентов могут быть ситуационный анализ, аннотация, «мозговой штурм», стенная газета, рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, анкетирование, драматизация, эссе, интервью, репортаж,
№ 1, 2006
рецензия, сценарий, игра и т. п. Вышеперечисленные задания даются в рамках активной практики и могут быть рассмотрены как средство погружения в тему. Эти методы можно отнести к объяснительно-иллюстративным методам контроля пройденного материала. Активные методы обучения все чаще используются в творческих вузах и, на наш взгляд, дают отличные результаты в дисциплинах, относящихся к коммуникативному направлению экономических, юридических и других специальностей.
Для эффективного обучения должна быть обеспечена реальная свобода выбора информации.
В соответствии со ступенями развития восприятия информации концепции медиаобразования можно классифицировать следующим образом:
— развитие аудиовизуального восприятия;
— формирование критического мышления;
— практическое освоение технологии массовой коммуникации;
— формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатекстов14.
Импульс развития, получаемый личностью в процессе медиаобразования, может стать основой мировоззрения лишь в том случае, если обеспечиваются условия эффективности реализации конкретного учебного курса, а именно:
— свобода выбора информации;
— соблюдение правил дискуссии;
— поощрение самостоятельности и инициативы студентов;
— равенство участников диалога перед информацией.
В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме: от устных выступлений до самостоятельной работы с базами данных, видеофильмами и другими вариантами групповых творческих работ.
Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений
сегодня необходимы на всех стадиях обучения. Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.
В Доктрине государственной молодежной политики РФ говорится о том, что нетерпимое, репрессивное отношение в сфере культуры сменилось безразличием и передачей этой сферы на откуп масс-медиа и индустрии развлечений, делающих бизнес на культивировании у молодежи потребительской жажды благ любой ценой и примитивных человеческих инстинктах.
Молодежь всегда требовала к себе повышенного внимания общества. Достаточно назвать лишь три группы причин этого. Во-первых, молодежь уже сегодня формирует в себе образ будущего, а потому несет особую ответственность за развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучие стариков, конкурентоспособность страны в мировом сообществе. Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. В-третьих, как всякая реальная социальная группа молодежь имеет собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с «вакансиями» общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации.
Обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению самостоятельного творческого и критического мышления, современного мировоззрения, эстетического сознания, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе
изучения традиционных дисциплин; сегодня они становятся важнейшим фактором формирования сознания и мировоззрения студентов.
Медиаобразование исследователи четко разделили на три основных направления:
1) образование будущих профессионалов — журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др.;
2) образование будущих медиапедагогов в университетах;
3) часть общего образования, которое может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным.
Дефицит культуры, перегрузка технократической составляющей в учебновоспитательном процессе высшей школы отмечаются многими исследователями. Лекционно-контрольная форма обучения — одна из немногих отраслей, мало изменившихся в технологическом отношении на протяжении столетий. Она опирается на интеллектуальную, развивающую память составляющую личности. Чувственная, эмоциональная сфера затрагивается в обучении и развитии студентов в большей степени в творческих вузах.
Однако резервы ассоциативно-эмоционального аспекта в образовании общеизвестны. Такая форма занятий, как мотивационная беседа с активным, проблемным тренингом, требует присутствия на занятии не только одного преподавателя, но и его ассистентов, привлечения технических средств. Целепо-лагание, мотивация — ключевые термины педагогики, которые не в полной мере используются в современной вузовской практике.
Во всех мировых педагогических сообществах ведется активный поиск новых путей и форм учебно-воспитательного процесса в вузовской практике, акцент делается на духовных аспектах, собственно воспитательных проектах, которые не только анализируют воспитательные вопросы, но и носят стратегический образовательный характер для
ряда дисциплин, причем с использованием как новейших теоретических концепций, предложенных современными дисциплинами, так и концепций, несправедливо находящихся на периферии исследовательской практики. Значительный интерес представляют междисциплинарные контексты и выводы действенной практики.
Осмысление воспитания как категории, однопорядковой с категориями социализации, ценностной ориентации, лич-ностно ориентированных ценностных смыслов социума, перестало быть прерогативой педагогической, психологической, гуманитарной направленности в науке. Высшая школа имеет возможность расширить свою деятельность в этом направлении. Современная специфика внедрения в высшую школу новых технологий предполагает качественные изменения в воспитательном процессе. Точно так же, как социум влияет на студента, так и студенты формируют облик ближайшего социума, а высшая школа попадает в эпицентр данной взаимозависимости. Медиаобразование — одно из ее звеньев.
Основные проблемы данного направления заключаются в следующем:
— снижается интеллектуально-культурный ресурс страны;
— новые технологии в обучении, направленные на индивидуальные особенности студента, прочерчивают вектор к саморазвитию;
— использование мультимедийных технологий в гуманитарном образовании является резервом образования;
— правовая и административная база как регулятивный ресурс вуза, как коллективная работа междисциплинарных выводов ученых может продуктивно влиять на медиапространство вуза.
Исследователи называют ситуацию, в которую попала в настоящий момент российская молодежь, «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Однако медиаобразование могло бы корректировать данную проблему. Подтверждением
№ 1, 2006
тому служат россииские исследования и практические деИствия высшеИ школы в этом направлении.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: http://www.mediaeducation.ru
2 Media Education (1984). P. UNESCO, 211.
3 См.: Шульц Л. Язык интуиции / Л. Шульц. М., 2002. С. 230.
4 См.: Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационнокоммуникационных технологии / М. Карпенко // Альма матер (Вестн. высш. шк.). 2004. № 6. С. 8.
5Достоевский Ф. М. Об искусстве / Ф. М. До-стоевскиИ. М., 1973. С. 93.
6 См.: Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. СухомлинскиИ. 4-е изд. М., 1982. С. 172.
7 Толстой Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой. М., 1898. С. 126.
8 Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. М., 1915.
9 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 397.
10 См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994. С. 247.
11 Словарь синонимов : справ. пособие. Л., 1976. С. 73.
12 См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 95.
13 См.: Митин А. Рефлексивно-игровая технология обучения / А. Митин // Высш. образование в России. 2003. № 4. С. 89.
14 См.: Бондаренко Е. А. Состояние медиаобразования в мире / Е. А. Бондаренко, А. А. Жу-рин // Педагогика. 2002. № 3. С. 88.
Поступила 11.04.05.
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИКОНЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. В. Абрамова, докторант кафедры культурологии МГУ им. Н. П. Огарева
Учитывая актуальность проблем духовного развития современного общества и возможности новых форм воспитания и образования, автор обосновывает необходимость включения в учебные программы школ и вузов расширенных тем по истории религии, русской религиозной философии, религиозному искусству. В статье рассматриваются различные подходы ученых и богословов к изучению иконы. Особое внимание уделяется семиотическому подходу.
Исторический процесс характеризуется не только возникновением в различных областях человеческой деятельности новых предметов и явлений, требующих своего изучения, но и формированием иных подходов к осмыслению уже имеющихся феноменов. Один из таких феноменов представляет собой религиозная культура, между тем ученые, педагоги приходят к выводу, что религию — этот огромный пласт, на протяжении столетий составлявший органическую часть духовной жизни русского народа, — невозможно игнорировать уже по той простой причине, что без нее будет неполным представление о жизни наших предков, о наших корнях, нашей истории. В настоящее время в условиях возрастающего интереса населения к религии изучение различных ее проявлений тем более актуально.
К сожалению, поколение середины — второй половины XX в. воспитывалось на атеистических позициях, поэтому и оно само, и современная молодежь имеют смутное представление об истории религии, религиозных учениях, трудах наиболее известных богословов и религиозных философов, религиозном искусстве. Этот пробел педагоги могут ликвидировать, включая соответствующие темы в планы учебных занятий, используя новые формы внеучебной работы со школьниками и студентами (экскурсии, диспуты, круглые столы). Обширное поле деятельности открывается и для современных ученых, поскольку многие явления религиозного характера до сих пор ждут своих исследователей.
Русская иконопись, пока не получившая должного внимания ни в науке, ни в © Л. В. Абрамова, 2006 81