Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития медиаобразования средствами интеграции педагогики и искусства'

Тенденции и перспективы развития медиаобразования средствами интеграции педагогики и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Г. П.

Медиаобразование современное направление в педагогике, предполагающее интеграцию педагогики и искусства. Автор рассматривает развитие идеи воспитания средствами искусства, которое имеет глубокие исторические корни в педагогической и общественной мысли, приводит пример применения технологии практической реализации медиаобразования в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies and Prospects of Media-Educational Development by Means of Pedagogics and Art Integration

Media-education is a modern pedagogical orientation presupposing pedagogics and art integration. The author considers the development of the idea of upbringing by means of art, that has deep historical background in pedagogical and social thought, and cites an example of application of practical realization of mediaeducation technology in teaching and educational processes.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития медиаобразования средствами интеграции педагогики и искусства»

№ 1, 2006

4 См.: Сенько Ю. В. Гуманитаризация образовательной среды в университете / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2001. № 5. С. 51—57.

5 См.: Иванова Т. В. Педагогические основы культурологической подготовки будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Иванова. Волгоград, 2002.

6 См.: Образование в поисках человеческих смыслов.

7 См.: Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов. М., 1980. Вып. 1.

; См.: Иванова Т. В. Указ. соч.

9 См.: Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М. ; Белгород, 1993.

10 См.: Гайсина Г И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : дис. ... д-ра пед. наук / Г. И. Гайсина. М., 2002.

11 См.: Гребенщиков И. В. Педагогическую культуру — каждой семье / И. В. Гребенщиков. М., 1985.

12 Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Поступила 28.G2.G5.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИКИ И ИСКУССТВА

Г. П. Максимова, зам. декана по воспитательной работе факультета национальной и мировой экономики Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», доцент

Медиаобразование — современное направление в педагогике, предполагающее интеграцию педагогики и искусства. Автор рассматривает развитие идеи воспитания средствами искусства, которое имеет глубокие исторические корни в педагогической и общественной мысли, приводит пример применения технологии практической реализации медиаобразования в учебно-воспитательном процессе.

Термин «медиа» происходит от латинского media (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина «средства массовой коммуникации» (СМК — печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений, а есть только стилистические различия1. В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний»2.

Медиапедагогика как новая тенденция образовательного процесса

Сократ никогда не работал более чем с одним учеником. У Платона никогда не было больше двух обучающихся слушателей. 3. Фрейд, занимаясь преподавательской деятельностью, устанавливал ярко выраженные наставнические отношения с большинством своих студентов. Когда они заканчивали обучение, Фрейд давал им кольца, словно обручальные. Но если в дальнейшем кто-либо высказывал несогласие с ним, он забирал кольцо назад, как это было в случае с наиболее прославленным его учеником, оказавшимся ренегатом, Карлом Юнгом. Таким способом Фрейд утверждал исключительную власть учителя над учениками, проводил незыблемую границу между собой и своим протеже: он всегда

© Г. П. Максимова, 2GG5 75

будет великим учителем, студент навсегда останется его послушным учеником3.

Современные методы обучения были с особой четкостью сформулированы Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике», увидевшей свет в 1649 г. — через 80 лет после изобретения книгопечатания. Печатная книга, учебник и классно-урочный, групповой, метод обучения и до наших дней образуют основу того учебного процесса, который продолжает доминировать в системе образования4.

Мы живем в эпоху, когда принципиальным образом меняются задачи и методы систем образования. Современные студенты находятся в водовороте информационного потока, электронной коммуникативной сети и ежедневно приобретают такой опыт общения с миром, которого никогда не было и не будет у преподавателей. Поэтому последним предполагать себя единственным или главным источником знаний даже в своем направлении, по крайней мере, некорректно по отношению к влиянию на студентов «внешних» потоков информации. В современном педагогическом процессе, на наш взгляд, предпочтительней использование данной реальности, что предполагает диалогическую, личност-но ориентированную парадигму образования.

Таким образом, преподавателю остается либо сделать свой предмет информационно замкнутой областью, рискуя при этом утратить его непосредственную связь с жизнью, либо хотя бы частично перейти на позиции медиаобразования. Специалистами подсчитано, что не менее 70—80 % образовательных воздействий, порождаемых информационными контактами, находятся вне педагогической практики. Падение «железного занавеса» привело к тому, что поколение детей 80-х гг. попало в объятия электронной коммуникативной сети, и этот факт неоспорим.

Исследователи к ключевым понятиям медиаобразования (key concepts of media education) относят такие, как «вос-

приятие», «художественно-творческая деятельность», «воспроизведение», «интерпретация», «анализ», «оценка», «источник информации», «освоение информации», «язык медиатекста», «технология», «аудитория», «единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии», «синтез эстетического и этического». Кроме того, необходимо понимание, что медиа — это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков и символов.

Развитие идеи воспитания средствами искусства в истории педагогической и общественной мысли

Примечательно, что в преамбуле 3а-кона об образовании сказано: «Под образованием в настоящем 3аконе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения.». Очередность терминов подчеркивает приоритет категорий. Предметом нашего внимания является воспитательно-образовательное значение искусства, поскольку оно просматривается на протяжении многих веков.

Использование искусства в процессе воспитания личности берет свое начало в истории древнейших цивилизаций, но наиболее целостная и обоснованная теория, в основу которой положен принцип всестороннего и гармонического развития человека, была разработана представителями научной мысли Древней Греции.

Древнерусский опыт воспитания также опирается на традиции народного искусства. Само понятие «воспитание» существует в русской культуре около тысячи лет. Для древнерусского языка характерен ряд однокоренных слов: воспи-тати, воспитание. Практически полную парадигму однокоренных слов: воспитать, воспитание, воспитатель — мы находим в словаре Ф. П. Поликарпова (1704 г.). Следовательно, категория «воспитание» — родовое понятие в педагогическом аспекте.

№ 1, 2006

Ретроспективный обзор указывает на то, что искусство было средством воспитания российского общества всегда.

Ф. М. Достоевский считал, что искусство, благодаря широте своего нравственного охвата, призвано помочь человечеству в достижении им духовной гармонии, совершенства. Красота как идеал искусства утоляет потребности человека в гармонии и спокойствии, пробуждает в нем энтузиазм. В красоте Ф. М. Достоевский видел большую социальную пользу: «Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого наро-да»5.

В педагогической системе В. А. Су-хомлинского среди других средств воспитания особое место занимает воспитание красотой. «Через красивое — к человечному» — эта идея пронизывает все его педагогическое наследие. Оказывая воздействие на эстетическое развитие человека, искусство вместе с тем является «...могучим источником мысли», т. е. осуществляет и его умственное развитие6.

Позиция Л. Н. Толстого в отношении назначения искусства, его воспитательной функции близка к взглядам Платона и Руссо, придерживающихся моралистической концепции искусства. Разделяя их идею социальной сущности и гражданской ответственности искусства, Л. Н. Толстой считал, что целью искусства должно быть воспитание добродетели. Моральное назначение искусства заключает в себе «.и истину, и красоту, и пользу.»7.

М. М. Рубинштейн определял искусство как необходимое дополнение естества. Задачу искусства он видел в развитии эстетических переживаний, в повышении «...полноты личности и смысла жизни...»8.

Как необходимый фактор развития общественности, физической, умственной и творческой активности, нравственно-эстетического чувства искусство по-

нималось П. Ф. Каптеревым, который одним из первых стал рассматривать его образовательно-воспитательные функции в связи с особенностями психического развития человека. Эстетическое созерцание «...само может помогать развитию нравственного чувства.», — утверждал он9.

Даже вышеприведенный анализ малой частицы характеристик воспитательного значения искусства в истории российской педагогики, педагогических теориях и системах позволяет заключить, что:

— в истории философско-педагогической мысли накопился значительный опыт воспитания средствами искусства;

— искусство имеет ценностную природу, исторически взаимосвязано с возможностями воспитания;

— главной задачей искусства в рамках воспитания, по мнению мыслителей, является удовлетворение высшей человеческой потребности в усовершенствовании и гармонии духа.

Уместно напомнить значения терминов, которыми мы оперируем в данной статье.

Искусство — 1) отражение действительности в творческих образах (опирающееся на законы красоты); 2) умение, мастерство, знание дела; 3) самое дело, требующее такового умения10.

Воспитание — 1) благонравие

(устар.)11; 2) воздействия на духовное и физическое развитие; 3) навыки поведе-ния12.

Примечательно, что термина «искусство» мы не находим в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля (1863—1866 гг.), хотя этот термин автор использует как толкование категории «мастерство, умение». Данный факт объясним: одно и то же слово приходит в активный словарь разных культур в разные периоды, в зависимости от времени и автора словаря неодинаково толкуется и, конечно, имеет различную временную актуальность.

Традиционно под видами искусства мы понимаем поэзию, музыку, прозу, живопись, архитектуру, театральное искус-

ство, причем эти термины так давно сложились и заняли определенную нишу в сознании различных культур, что обозначать ими что-либо иное невозможно, хотя история позволяет фиксировать глубину развития каждого из видов искусств, их слияние и деление. В Древней Греции еще не различали синий и зеленый цвета, только формировалось умение изображать мир в пространстве, перспективе. Со временем вследствие развития интеграции искусств рождались новые его виды: опера, балет, фото, кино, оперетта, светомузыка, шоу-балет, стереозвук, виртуальное видеоизображение, находящее все большее применение в киберпространстве, а также другие средства мультимедиа в сети Интернет и мобильных телекоммуникациях.

Несмотря на значительную трансформацию, суть вышеперечисленных категорий сохранилась. Исторический опыт показывает, что действительность не всегда удовлетворяла целям и задачам воспитания, однако образование неизменно брало на вооружение проверенные временем технологии. Искусство одним из первых можно поставить в этот ряд.

Технологии практической

реализации медиаобразования в учебно-воспитательном процессе

А. Митин в основу технологии медиаобразования положил следующие принципы:

1) личностную ориентированность содержания и форм обучения;

2) профессиональную направленность предметного содержания;

3) комплексно-тематическую организацию учебного материала;

4) сознательно-сопоставительное изучение языковых явлений;

5) системную вариативность форм, методов и приемов обучения;

6) наглядно-имитационное моделирование;

7) симуляционно-игровую адапта-цию13.

Мы полностью разделяем такой подход к технологии обучения ряда дисциплин коммуникативной составляющей. Особенно качественный результат в подобных учебных ситуациях достигается, когда удается построить личностно направленную систему заданий, развить самостоятельность студентов в постановке целей и побудить их к самоорганизации познавательных действий. Процесс образования в таком случае индивидуализируется, личностно ориентируется.

Образовательный процесс, максимально приближенный к диалогической форме, может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Данный процесс, разумеется, организован и выстроен преподавателем, поскольку только он в состоянии сделать систематизированные выводы по представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции переходит в активный групповой диалог, по форме близкий к интеллектуальному тренингу, где возможно присутствие и не одного тренера. Опора на теоретическую домашнюю заготовку студента повышает продуктивность обучения, служит дополнительным мотивирующим фактором.

Имитационные игры, доведенные до уровня методических рекомендаций, с использованием записывающей аппаратуры, дальнейшего просмотра и анализа материала — хороший пример медиапе-дагогического процесса. В этом случае в процесс обучения включаются такие качества личности, как воображение, соревновательность. Студентам прививается вкус к аналитическому мышлению, умению достигать результат в интерактивном процессе, когда решение постоянно корректируется в зависимости от действия партнеров.

Творческими заданиями для студентов могут быть ситуационный анализ, аннотация, «мозговой штурм», стенная газета, рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, анкетирование, драматизация, эссе, интервью, репортаж,

№ 1, 2006

рецензия, сценарий, игра и т. п. Вышеперечисленные задания даются в рамках активной практики и могут быть рассмотрены как средство погружения в тему. Эти методы можно отнести к объяснительно-иллюстративным методам контроля пройденного материала. Активные методы обучения все чаще используются в творческих вузах и, на наш взгляд, дают отличные результаты в дисциплинах, относящихся к коммуникативному направлению экономических, юридических и других специальностей.

Для эффективного обучения должна быть обеспечена реальная свобода выбора информации.

В соответствии со ступенями развития восприятия информации концепции медиаобразования можно классифицировать следующим образом:

— развитие аудиовизуального восприятия;

— формирование критического мышления;

— практическое освоение технологии массовой коммуникации;

— формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатекстов14.

Импульс развития, получаемый личностью в процессе медиаобразования, может стать основой мировоззрения лишь в том случае, если обеспечиваются условия эффективности реализации конкретного учебного курса, а именно:

— свобода выбора информации;

— соблюдение правил дискуссии;

— поощрение самостоятельности и инициативы студентов;

— равенство участников диалога перед информацией.

В идеале итогом становится реализация творческого потенциала личности в любой форме: от устных выступлений до самостоятельной работы с базами данных, видеофильмами и другими вариантами групповых творческих работ.

Умения анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации, скрытый смысл сообщений

сегодня необходимы на всех стадиях обучения. Следует отметить, что объектами методики преподавания при этом становятся организация и анализ активной многосторонней познавательной деятельности и разноуровневой коммуникации.

В Доктрине государственной молодежной политики РФ говорится о том, что нетерпимое, репрессивное отношение в сфере культуры сменилось безразличием и передачей этой сферы на откуп масс-медиа и индустрии развлечений, делающих бизнес на культивировании у молодежи потребительской жажды благ любой ценой и примитивных человеческих инстинктах.

Молодежь всегда требовала к себе повышенного внимания общества. Достаточно назвать лишь три группы причин этого. Во-первых, молодежь уже сегодня формирует в себе образ будущего, а потому несет особую ответственность за развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучие стариков, конкурентоспособность страны в мировом сообществе. Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. В-третьих, как всякая реальная социальная группа молодежь имеет собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с «вакансиями» общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации.

Обладая широким спектром возможностей для развития человеческой личности, ее эмоциональной и интеллектуальной сферы, средства медиа способствуют становлению самостоятельного творческого и критического мышления, современного мировоззрения, эстетического сознания, навыков художественного восприятия и анализа; позволяют активизировать знания, полученные в ходе

изучения традиционных дисциплин; сегодня они становятся важнейшим фактором формирования сознания и мировоззрения студентов.

Медиаобразование исследователи четко разделили на три основных направления:

1) образование будущих профессионалов — журналистов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, киноведов и др.;

2) образование будущих медиапедагогов в университетах;

3) часть общего образования, которое может быть интегрированным в традиционные дисциплины или автономным.

Дефицит культуры, перегрузка технократической составляющей в учебновоспитательном процессе высшей школы отмечаются многими исследователями. Лекционно-контрольная форма обучения — одна из немногих отраслей, мало изменившихся в технологическом отношении на протяжении столетий. Она опирается на интеллектуальную, развивающую память составляющую личности. Чувственная, эмоциональная сфера затрагивается в обучении и развитии студентов в большей степени в творческих вузах.

Однако резервы ассоциативно-эмоционального аспекта в образовании общеизвестны. Такая форма занятий, как мотивационная беседа с активным, проблемным тренингом, требует присутствия на занятии не только одного преподавателя, но и его ассистентов, привлечения технических средств. Целепо-лагание, мотивация — ключевые термины педагогики, которые не в полной мере используются в современной вузовской практике.

Во всех мировых педагогических сообществах ведется активный поиск новых путей и форм учебно-воспитательного процесса в вузовской практике, акцент делается на духовных аспектах, собственно воспитательных проектах, которые не только анализируют воспитательные вопросы, но и носят стратегический образовательный характер для

ряда дисциплин, причем с использованием как новейших теоретических концепций, предложенных современными дисциплинами, так и концепций, несправедливо находящихся на периферии исследовательской практики. Значительный интерес представляют междисциплинарные контексты и выводы действенной практики.

Осмысление воспитания как категории, однопорядковой с категориями социализации, ценностной ориентации, лич-ностно ориентированных ценностных смыслов социума, перестало быть прерогативой педагогической, психологической, гуманитарной направленности в науке. Высшая школа имеет возможность расширить свою деятельность в этом направлении. Современная специфика внедрения в высшую школу новых технологий предполагает качественные изменения в воспитательном процессе. Точно так же, как социум влияет на студента, так и студенты формируют облик ближайшего социума, а высшая школа попадает в эпицентр данной взаимозависимости. Медиаобразование — одно из ее звеньев.

Основные проблемы данного направления заключаются в следующем:

— снижается интеллектуально-культурный ресурс страны;

— новые технологии в обучении, направленные на индивидуальные особенности студента, прочерчивают вектор к саморазвитию;

— использование мультимедийных технологий в гуманитарном образовании является резервом образования;

— правовая и административная база как регулятивный ресурс вуза, как коллективная работа междисциплинарных выводов ученых может продуктивно влиять на медиапространство вуза.

Исследователи называют ситуацию, в которую попала в настоящий момент российская молодежь, «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Однако медиаобразование могло бы корректировать данную проблему. Подтверждением

№ 1, 2006

тому служат россииские исследования и практические деИствия высшеИ школы в этом направлении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: http://www.mediaeducation.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Media Education (1984). P. UNESCO, 211.

3 См.: Шульц Л. Язык интуиции / Л. Шульц. М., 2002. С. 230.

4 См.: Карпенко М. Трансформация системы образования под влиянием информационнокоммуникационных технологии / М. Карпенко // Альма матер (Вестн. высш. шк.). 2004. № 6. С. 8.

5Достоевский Ф. М. Об искусстве / Ф. М. До-стоевскиИ. М., 1973. С. 93.

6 См.: Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. СухомлинскиИ. 4-е изд. М., 1982. С. 172.

7 Толстой Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой. М., 1898. С. 126.

8 Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей / М. М. Рубинштейн. М., 1915.

9 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. М., 1982. С. 397.

10 См.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994. С. 247.

11 Словарь синонимов : справ. пособие. Л., 1976. С. 73.

12 См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 95.

13 См.: Митин А. Рефлексивно-игровая технология обучения / А. Митин // Высш. образование в России. 2003. № 4. С. 89.

14 См.: Бондаренко Е. А. Состояние медиаобразования в мире / Е. А. Бондаренко, А. А. Жу-рин // Педагогика. 2002. № 3. С. 88.

Поступила 11.04.05.

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИКОНЫ КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. В. Абрамова, докторант кафедры культурологии МГУ им. Н. П. Огарева

Учитывая актуальность проблем духовного развития современного общества и возможности новых форм воспитания и образования, автор обосновывает необходимость включения в учебные программы школ и вузов расширенных тем по истории религии, русской религиозной философии, религиозному искусству. В статье рассматриваются различные подходы ученых и богословов к изучению иконы. Особое внимание уделяется семиотическому подходу.

Исторический процесс характеризуется не только возникновением в различных областях человеческой деятельности новых предметов и явлений, требующих своего изучения, но и формированием иных подходов к осмыслению уже имеющихся феноменов. Один из таких феноменов представляет собой религиозная культура, между тем ученые, педагоги приходят к выводу, что религию — этот огромный пласт, на протяжении столетий составлявший органическую часть духовной жизни русского народа, — невозможно игнорировать уже по той простой причине, что без нее будет неполным представление о жизни наших предков, о наших корнях, нашей истории. В настоящее время в условиях возрастающего интереса населения к религии изучение различных ее проявлений тем более актуально.

К сожалению, поколение середины — второй половины XX в. воспитывалось на атеистических позициях, поэтому и оно само, и современная молодежь имеют смутное представление об истории религии, религиозных учениях, трудах наиболее известных богословов и религиозных философов, религиозном искусстве. Этот пробел педагоги могут ликвидировать, включая соответствующие темы в планы учебных занятий, используя новые формы внеучебной работы со школьниками и студентами (экскурсии, диспуты, круглые столы). Обширное поле деятельности открывается и для современных ученых, поскольку многие явления религиозного характера до сих пор ждут своих исследователей.

Русская иконопись, пока не получившая должного внимания ни в науке, ни в © Л. В. Абрамова, 2006 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.