Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития инфраструктуры транспорта республики Азербайджан'

Тенденции и перспективы развития инфраструктуры транспорта республики Азербайджан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
279
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА ТРАНСПОРТА / ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ТРАНСПОРТА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Керимов Б.А., Керимов Д.А.

Инфраструктура транспорта Азербайджана, включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике Проблема развития инфраструктуры транспорта Азербайджана, одна из глобальных проблем современности, решение которой имеет жизненно важное значении для республики. Поэтому, развитие инфраструктуры транспорта республики, является не только продолжением процесса производства, но и предпосылкой его эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития инфраструктуры транспорта республики Азербайджан»

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН

© Керимов Б.А.*, Керимов Д.А.*

Национальная Академия Авиации, Республика Азербайджан, г. Баку

Инфраструктура транспорта Азербайджана, включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике Проблема развития инфраструктуры транспорта Азербайджана, одна из глобальных проблем современности, решение которой имеет жизненно важное значении для республики. Поэтому, развитие инфраструктуры транспорта республики, является не только продолжением процесса производства, но и предпосылкой его эффективного функционирования.

Ключевые слова: экономическая политика, инфраструктура транспорта, эффективная работа транспорта, интеграция.

После приобретения суверенитета Республика Азербайджан встала на путь экономических преобразований, нацеленных на создание устойчивой рыночной экономики, открытой мировому хозяйству. Необходимо отметить, что экономика остаётся главным приоритетом развития Республики Азербайджан, а достижение максимально высоких темпов экономического роста -основной задачей.

Как указывал в своем выступлении общенациональный лидер Республики Азербайджан, Гейдар Алиев, «Экономическая политика Азербайджанской Республики основывается на последовательном и упорядоченном проведении рыночных реформ» [1, с. 242].

Реформы, проводимые в течение последних лет в республике, создали условия для развития инфраструктур разных отраслей экономики.

В результате проведения успешных широкомасштабных экономических преобразований были достигнуты значительные успехи в экономике республики.

В течение последних десяти лет Республика Азербайджан развивалась самыми стремительными темпами в мире. За 2003-2013 годы экономика Азербайджана выросла в 3,4 раза, сформировались валютные резервы в объеме почти 50 миллиардов долларов. Усилился энергетический потенциал страны, многие отрасли начали процесс модернизации, динамично развивалась промышленность. Только в первом полугодии 2013 года в экономику было инвестировано 12,6 миллиарда долларов.

* Старший преподаватель кафедры «Авиатранспортное производство», кандидат экономических наук.

* Заместитель декана, старший преподаватель кафедры «Авиатранспортное производство».

Приоритетной задачей, в области экономического развития Республики Азербайджан, является устранение инфраструктурных ограничений долгосрочного экономического роста, в первую очередь, путем развития транспортной инфраструктуры.

Инфраструктура транспорта включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Трудно переоценить роль и значение транспорта Азербайджана в развитии и размещении производительных сил, подъемов уровня экономики и культуры, в улучшении жизни населения республики. Азербайджанский транспорт, это необходимое звено в народно-хозяйственном комплексе [2, с. 21]. Без мощного транспорта невозможно эффективное и рациональное развитие территорий любого масштаба. Поэтому эффективная работа транспорта республики позволяет другим отраслям экономики снизить стоимость товаров и услуг, что стимулирует рост производства и потребления, а также способствует расширению международных связей, интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.

Проблема развития инфраструктуры транспорта Азербайджана, одна из глобальных проблем современности, решение которой имеет жизненно важное значении. Национальная стратегия развития транспортного сектора в Азербайджанской Республике была определена в середине 2000-х годов и рассчитана на период 2006-2015 гг.

В настоящее время транспортная инфраструктура Азербайджана представляет собой сложную многофакторную динамическую систему, который включает в себя мощную сеть воздушных, железнодорожных, морских, автомобильных и промышленных коммуникаций.

Повышение эффективности транспортной инфраструктуры происходит как за счет слаженной работы всех видов транспорта, так и на основе доступности, надежности и мобильности каждого из них. При этом все средства сообщения рассматриваются как составные части единой транспортной системы, учитывающей сильные стороны каждого вида транспорта.

Современный инфраструктурный комплекс транспорта в республике, имеет некоторые черты переходного периода, однако, ее решение, частично, завершено. Вместе с тем, усилившийся в последние годы в Азербайджане процесс глобализации экономики, при одновременной интеграции страны в мировое сообщество, объективно требует повышения роли государства в развитии инфраструктуры транспорта.

Необходимо отметить что, расположение территории Азербайджана между Европой и Азией превращает его в чрезвычайно важную транзитную страну. Основной объем перевозок осуществляется в направлении Великого Шелкового Пути, известного всем как маршрут TRACECA (в рамках программы ТАСИС Европейского Союза), с Запада на Восток. Поэтому в Азер-

байджане основной упор в развитии транспорта делается в этом направлении. Как известно, данная программа берет свое начало с Брюссельской конференции, на которой было подписано соглашение «О международном транспорте, по развитию коридора Европа - Кавказ - Азия» [3, с. 2].

В этой связи в последние 2 года (2011-2012 гг.) в Азербайджанской Республике осуществляется большая работа для развития транспортной инфраструктуры. Который, направлень на создание условий для увеличения грузопотока в «азербайджанском» сегменте коридора ТРАСЕКА. Улучшение технического оснащения транспортного сектора, восстановление и строительство железнодорожных и автомобильных магистралей, мостов, обновление и приобретение подвижного состава железнодорожного транспорта, судов, паромов, портовых сооружений. Так объем перевезенных через азербайджанский участок международного транспортного коридора «Шелковый путь» транзитных грузов в 2012 году, составил 15,7 миллиона тонн, или 26,7 %.

В целом, по коридору ТРАСЕКА через Азербайджан в 2012 году было перевезено 56,9 миллиона тонн грузов, что на 5,5 % больше показателя за 2011 год, и 260,9 миллиона пассажиров - больше на 8 %. При этом 44,3 % всех грузоперевозок было осуществлено автотранспортом, 37,5 % - железнодорожным, 18,2 % - морским. Доходы от грузоперевозок по азербайджанскому участку, транспортного коридора, в 2012 году составили 443,2 миллиона манатов (около 564,66 миллиона долларов по текущему курсу), что на 16,1 % больше по сравнению с показателем 2011 года, от пассажироперево-зок - 92 миллиона манатов больше на 10,8 %.

Ежегодно, всеми видами транспорта республики, осуществляются грузовые и пассажирские перевозки огромного масштаба. Главное место в перевозках занимает железнодорожный транспорт, перевозка грузов по железнодорожному транспорту за последние 10 лет составила 236,0 млн. тонн. В 2011 году объем грузоперевозок, по сравнению с 2002 годом, вырос на 26,5 %, а количество перевозимых пассажиров, достигло 54 млн.

В настоящее время, общая протяженность железных дорог в Азербайджане, составляет более 2,9 тыс. км, эксплуатационная длина - 2,7 тыс км, из них 815 км - двухпутные линии. Из общей эксплуатационной длины дороги 60 % или 1,2 тыс. км электрифицированы, 40 % или 845 км работают на тепловозной тяге. Около 60 % протяженности железнодорожных линий, то есть 1,1 тыс. км, оборудовано автоблокировкой, 479 км - диспетчерской централизацией, остальные - полуавтоматической блокировкой. Азербайджанская железная дорога располагает достаточным количеством локомотивов, имея в своем парке 234 электровоза и 278 поездных и маневровых тепловозов.

Особое значение придается строительству нового железнодорожного участка на магистрали Баку - Тбилиси - Карс, протяженностью 100 км, и реабилитации железнодорожной инфраструктуры Баку-Тбилиси-граница с Турцией, которые соединят железнодорожным сообщением регион Средней

и Центральной Азии, через Азербайджан, Грузию и Турцию с Европой. Железнодорожные составы, которые выйдут из Китая и Казахстана, через Среднюю Азию, регион Каспия, Баку и Тбилиси смогут доехать до Стамбула и, потом, далее через тоннель под Босфором проследовать в Европу.

Уровень обеспеченности железными дорогами Азербайджана, по сравнению с соседними, Закавказскими республиками, значительно выше, и железные дороги здесь лучше, и больше оснащены техникой [4, с. 2].

Одно из важных мест в инфраструктуре транспорта Азербайджана, принадлежит автомобильному транспорту. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства Республики Азербайджан, где бы ни использовался этот вид транспорта. Общая протяженность автомобильных дорог, общего пользования, в Республике составляет 24981 км, в том числе республиканского значения 6882 км и местного назначения 18099 км. Из них 191 км соответствует требованиям автомагистралей, с 4-полосным движением автомобильного транспорта. Важность и перспективность автомобильного транспорта, обусловлены его большой маневренностью, возможностью быстрой доставки грузов на сравнительно короткие расстояния. Необходимо отметить, что территория Республики Азербайджан, позволяет автомобильному транспорту доставлять грузы, по принципу «от двери до двери». Объем грузоперевозок автомобильным транспортом в 2013 году, составил 125,2 млн. тонн (рост на 6 %). В районах и населенных пунктах, где отсутствуют другие виды транспорта, автотранспорт является единственным видом транспорта, для удовлетворения потребностей населения [5, с. 38].

Одним из ведущих мест, в транспортном обеспечении республики, принадлежит авиационному транспорту. Этим видом транспорта осуществляются в основном пассажирские перевозки, а также перевозки грузов, быстрая доставка которых, имеет большое народнохозяйственное значение.

Воздушный транспорт, в Азербайджане, является самым молодым и бурно развивающимся видом транспорта. Главное отличие воздушного транспорта от других видов транспорта и преимущества перед ними, заключается в наивысшей путевой скорости перевозок. На воздушном транспорте Азербайджана, основным перевозчиком является ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» (Л2ЛЬ).

Отрасль гражданской авиации, располагающая современными аэропортами, комфортабельными воздушными судами и широкой сетью маршрутов, давно стала катализатором экономического роста и основным стимулятором развития туризма в республике [6, с. 38].

Начиная с 2007 года на развитие воздушного транспорта и обновления парка воздушных судов, были направлены инвестиции со стороны государства, в размере 956,3 миллиона манатов.

За последние 5 лет, ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» приобретены самые престижные воздушные суда, типа «АегоЬш-319», «АегоЬш-320»,

«Aeшbus-340», «Вое^-757-200», «Вое^-767-300 ER», «Вое^-747-300ERF», «Embraer-190» и «Embraer-170». Кроме того, ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» в 2014 году приобретет по два новейших самолета «Вое^-737-900» и «Вое^-787» Dreamline. Приобретение этих воздушных судов позволит «А2АЬ» открыть новые маршруты в Европу, Юго-Восточную Азию и Америку.

Невероятными темпами растет сеть международных аэропортов в республике. С 2004-2011 годы в Азербайджане последовательно построены и введены в эксплуатацию 6 международных аэропортов. Все они оснащены современным аэронавигационным оборудованием, наземной техникой, отвечающие международным стандартам взлетно-посадочных полос. Направления международных маршрутов из этих аэропортов неуклонно растут.

Согласно программе развития инфраструктуры воздушного транспорта, ЗАО «AZAL» планирует в 2014 году восстановление аэропорта Шеки.

Необходимо отметить то что, основным аэропортом Республики Азербайджан, является международный аэропорт Гейдара Алиева, который включает в себя два аэровокзальных комплекса, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, пассажирский перрон, грузовой терминал и грузовой перрон. Ежедневно, международный аэропорт Гейдара Алиева обслуживает более 40 регулярных и чартерных рейсов. В год, аэропорт Гейдара Алиева, с помощью двух терминалов, обслуживает более 1,5 млн. авиапассажиров. В настоящие время, в аэропорту Гейдара Алиева, завершено строительство нового, международного аэровокзального комплекса, который отвечает мировым стандартам и имеет долгосрочное значение. Развивая региональную инфраструктуру воздушного транспорта, ЗАО «AZAL» увеличил количество международных авиареисов из Гянджи и Нахчывана, а также не исключается возможность, начала полетов в туристический сезон, в международные аэропорты «Загаталы» и «Габала».

Хочу отметить что, устойчивость деятельности ЗАО «AZAL», прежде всего, отражает верную и успешную экономическую политику государства в области транспорта. Как известно, Азербайджан в условиях мирового экономического кризиса не только не продемонстрировал отрицательную динамику, как это произошло во многих странах мира, но и сохранил тенденцию экономического роста.

Поэтому, развитие инфраструктуры транспорта республики, является не только продолжением процесса производства, но и предпосылкой его эффективного функционирования. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие инфраструктуры транспорта республики, оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

Список литературы:

1. Heydэr ЭИуе^ Mustэqilliyimiz эbэdidir. - Вак1, 1997, III с., sэh. 242.

2. Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». - Баку, 2013. - С. 21.

3. Выступление министра транспорта Азербайджанской Республики на 70-ой сессии ЕЭК ООН и совещании министров транспорта государств Европы и Азии. Женева, 19-21 февраля 2008 года.

4. Газета «Azэrbaycan йэтнуо1дши» (Железнодорожник Азербайджана). -2008. - Июль. - С. 2.

5. Мамедов З.С. Транспортный фактор экономического развития. - Баку: Элм, 2003. - С. 38.

МЕТОД МОНИТОРИНГА ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ

© Тимченко В.С.*

Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, г. Санкт-Петербург

Статья содержит описание метода получения и обработки данных, содержащихся в информационных системах, эксплуатируемых на железнодорожном транспорте, о временных параметрах продвижения грузовых поездов для определения «узких мест», ограничивающих пропускную способность, при существующем техническом оснащении рассматриваемого железнодорожного направления.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, инфраструктура, пропускная способность, «узкие места», информационные системы, метод мониторинга параметров движения грузовых поездов, метод имитационного моделирования процессов перевозок.

Соответствие уровня развития транспортной инфраструктуры потребностям в перевозках, является необходимым условием экономического роста регионов и страны в целом. Это вполне естественно, так как инфраструктура представляет собой экономическую систему в виде комплекса услуг, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность общества и создающих необходимые условия функционирования материального производства и обращения продукции [1].

Железнодорожный транспорт является важной составной частью инфраструктурного комплекса экономики РФ. Он охватывает все стратегические и экономически важные регионы страны, обеспечивая зарождение и погашение основных грузопотоков [2].

Международный финансовый кризис вызвал переориентацию значительной части грузопотока в экспортном направлении, что привело к пере-

* Младший научный сотрудник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.