Абраамян А.С.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АРМЕНИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА
Абраамян А.С., аспирант кафедры экономики и финансов Российско-Армянского (славянского) университета, г. Ереван.
Аннотация. В статье проведен анализ факторов, влияющих на состояние транспортной системы Армении и Азербайджана, показана особая роль политического контекста в развитии транспортной инфраструктуры этих республик. Также в статье определено как кризисное текущее состояние транспортной системы республики Армения и сформулированы возможные пути выхода из кризиса. Ключевые слова: транспортная система, грузоперевозки, дорожная сеть, железнодорожный транспорт, воздушное сообщение, Армения, Азербайджан.
ON THE PROBLEMS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT IN ARMENIA AND AZERBAIJAN
Abrahamyan, AS, Department of Economics and Finance owls Russian-Armenian (Slavic) universities that, Yerevan.
Annotation. In this paper the analysis of factors influencing on Armenian and Azerbaijani transport system condition is given and the specific role of the politic context in transport infrastructure developing of these republics is shown. Also in this paper the current condition of Armenian transport system is defined as critical and possible ways to leave crisis are formulated.
Keywords: transport system, transportation, road network, rail transport, air communication, Armenia, Azerbaijan.
Общеизвестным является факт, что от уровня развития транспортной системы во многом зависят возможности повышения эффективности экономики и создания гармоничных социально-экономических отношений в обществе. В условиях рыночной экономики по сравнению с плановой значение транспортной системы еще более возрастает, так как резко увеличивается потребность в мобильности всех ресурсов1.
В транспортной политике кавказского региона также весьма значимую роль приобретает политический контекст. Его влияние отражается в транспортной сфере в разнообразных формах: от строительства трубопроводов в обход отдельных стран, сокращения и закрытия отдельных направлений пассажироперевозок до полной транспортной блокады враждующих государств.
Стратегическое значение на развитие транспортной инфраструктуры бывшей союзной республики Азербайджан оказывает экспортная ориентированность страны как поставщика и транзитера нефти и газа. Азербайджан в настоящее время претендует на роль связующего звена между Азией и Европой, страны-поставщика туркменской и казахстанской нефти в Ев-
1 Троицкая Н.А. Единая транспортная система. - М.:Академия, 2004 - 87с.
ропу. А в связи с обострением российско-грузинских отношений есть вероятность того, что Азербайджан станет единственным поставщиком газа в Грузию2. Кроме того, Европа заинтересована в превращении Азербайджана в транзитную страну по реэкспорту казахстанского и туркменского газа.
Совершенно иная ситуация в Армении. Транспортная система Армении развивалась очень неравномерно. Грузооборот на железнодорожном транспорте уменьшился с 1979 г. по 2005 г. почти в 9 раз. Грузооборот автомобильного транспорта за этот же период упал в 74 раза3.
Развитие автомобильного транспорта в Армении началось в 1930-е гг., затем оно было прервано в период Отечественной войны и возобновилось после 1950-х гг. В 1990-е гг. автомобильный транспорт в республике деградировал. Объем автомобильных грузоперевозок в 2000 г. уменьшился по сравнению с 1990 г. почти в 38 раз. Это было отчасти обусловлено началом процесса приватизации, в результате которого большая часть транспортного парка была распродана4.
В 1996-1997 гг. все транспортные предприятия, находившиеся в структуре Министерства транспорта Республики Армения, были преобразованы в государственные закрытые акционерные общества, а начиная с 2002 - 2003 гг. стало резко увеличиваться количество автомобилей.
Для развития автомобильного транспорта очень большое значение имеет наличие и сохранность автомобильных дорог общего пользования. С начала 1950-ых гг. и до провозглашения независимости строительство дорог в республике осуществлялось в относительно больших масштабах. Транспортное сообщение со столицей республики имели все 37 районных центров и даже отдельные крупные села. Однако в годы независимости многие дороги были разрушены и даже сейчас находятся в крайне плохом состоянии. Для их ремонта и восстановления требуются значительные финансовые средства. В сравнительно хорошем состоянии находятся лишь дороги республиканского и межгосударственного значения, восстановление которых осуществлено в основном на средства армянской диаспоры. Особенно значительны финансовые вливания, выделенные различными фондами: «Линси» 5, «Айастан», «Вызовы тысячелетия».
Дороги местного значения, находящиеся в ведении марзпетаранов (региональных администраций) все еще остаются в полуразрушенном состоянии. Такое положение дел, а в некоторых случаях и полное отсутствие дорог на отдельных участках, препятствует сообщению отдаленных регионов республики с районными центрами и столицей. Отсюда многие негативные последствия, и прежде всего, для сельского хозяйства. Отсутствие дорог или их непроходимость мешает сбыту сельскохозяйственной продукции. Усовершенствование сети дорог, особенно местного зна-
2 Тагиев Т. Азербайджан и энергобезопасность Европы/Т. Тагиев // Нефтегазовая вертикаль. - 2007. - №6. - С.54.
3 1950-1979гг - Народное хозяйство Армянской ССР за 60 лет, Ереван 1980, с.153-154; 1990-1995гг. - Статистический ежегодник Армении 1995-1996, Е.1998, с.273, 276; 2000г. - Статистический ежегодник Армении 2002, Е 2002, с. 348-350; 2005г. - Статистический ежегодник Армении 2006, Е.2006, с.339-340.
4 Ходжабекян, В. Транспортный комплекс Республики Армения/В. Ходжабекян, Х. Папазян // Общество и экономика. - 2007.- №4. -С.151.
5 Маргарян Г. Экономическое развитие Армении: итоги и перспективы /Г. Маргарян, А. Багдасарян // Общество и экономика. - 2006. - №10. - С.22.
Бизнес в законе
3'2010
чения, увеличит потенциал сельскохозяйственных предприятий, а также будет способствовать решению проблем занятости. Для достижения этой цели в течение ближайших лет предполагается осуществить инвестиции в строительство сельских дорог и оросительных сетей, а также предоставить финансовую и техническую поддержку крестьянским хозяйствам и аграрному бизнесу.
Несмотря на то, что Правительство Республики Армения в последние годы придает большое значение капитальным вложениям в дорожное хозяйство, объемы инвестиций недостаточны. Усилия по восстановлению и развитию дорожного хозяйства будут наращиваться. Постановлением Правительства Республики Армения от 8 августа 2003 г. «Об утверждении стратегической программы по сокращению бедности» предусмотрено, что в течение 2004-2015гг. на капитальный ремонт дорог ежегодно будет тратиться около 0,9% валового национального продукта 6.
Жизненно важное значение для Армении и Азербайджана имеет и железнодорожный транспорт. Он в этих республиках существовал задолго до установления советского строя. Политические события, развернувшиеся в 1990-х гг. в данных республиках, а также во всем южнокавказском регионе, привели к железнодорожной изоляции Армении, нарушению железнодорожного сообщения Азербайджана. С начала Карабахского конфликта и по настоящее время не действует железнодорожное, автомобильное и воздушное сообщение между Азербайджаном и Арменией 7.
Наряду с внутригосударственными проблемами самой Армении, республике приходится решать и проблемы, связанные с последствиями в соседней Грузии. В связи со сложившейся ситуацией Грузия установила чрезвычайно высокие тарифы за осуществление перевозок по своей территории. Армения ведет активные переговоры с Россией и Грузией с целью возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию, однако переговоры идут с переменным успехом. Железнодорожное сообщение между Грузией и Азербайджаном на сегодняшний день восстановлено полностью, более того, в этом заинтересована, прежде всего, сама Грузия.8.
Одним из последствий транспортной блокады Республики Армения со стороны Республики Азербайджан стало то, что железнодорожные пассажиро- и грузоперевозки возможны только по нескольким маршрутам. Кроме того, значительная часть грузоперевозок осуществляется паромами, хотя известно, что не все грузы подлежат перевозке паромами (к примеру, грузы больших объемов и топливо) 9.
Восстановление экономики Армении в очень большой степени зависит от устранения транспортной, и, в частности, железнодорожной блокады. Данный вид транспорта имеет жизненно важное значение как для армянской, так и азербайджанской экономики. Критическое сокращение объемов перевозок в рассматри-
6 Деловая Армения, тома XI-XII. Экономика и связи с Россией в 2004-08гг. Справочники Полпред. Совет ветеранов МИД РФ. М., 2008 - 97с.
7 Исмаилов Э. Центральный Кавказ: история, политика, экономи-ка/Э. Исмаилов, В. Папава / Институт стратегических исследований Кавказа (Баку). - М.: Мысль, 2007. - 56 с.
8 Ходжабекян В. Транспортный комплекс Республики Армения/В. Ходжабекян, Х. Папазян // Общество и экономика. - 2007.- №4. -С.154.
9 Мелкумян М.С. Современные задачи экономического и социального развития Республики Армения/ М.С. Мелкумян // ЭКО.-2009. - № 3. - С.174.
ваемых республиках произошло в 1990 - 2000 гг., а начиная с 2000 г. наметились некоторые положительные тенденции, которые все же очень далеки от желаемых результатов.
Сегодня в неудовлетворительном состоянии находится вся материально-техническая база транспортного комплекса. Значительное уменьшение объемов перевозок привело к сокращению его финансирования. Вышло из строя большинство электровозов, тепловозов и электропоездов, сократилось количество пассажирских и грузовых вагонов. Начиная с 1990-х гг. и по настоящее время обновление подвижного состава в Армении почти не производилось. Многое зависит и от квалификации специалистов железнодорожного транспорта - проблема возобновляемости кадров имеет сегодня первостепенное значение.
Устранение вышеупомянутых проблем сопряжено также с решением целого ряда политических вопросов в кавказском регионе. На данный момент отношения между Арменией, Азербайджаном и Турцией крайне напряжены. Хотя в последнее время активно обсуждается вопрос открытия армяно-турецкой границы для взаимного товаро- и пассажиропотока.
В результате вышеотмеченной ситуации в транспортных системах названных республик значительная роль отводится воздушному транспорту. В настоящее время Армения соединяется воздушными путями почти со всеми столицами западных стран и крупными городами других государств.
Таким образом, транспортная система Армении находится в чрезвычайно тяжелом состоянии, и единственным способом выхода из него является снятие блокады со стороны Азербайджана и Турции. В то же время полноценное развитие экономической системы Азербайджана также невозможно без активного взаимодействия с соседними государствами, в том числе и Арменией. Транспортная блокада вредит процессу интеграции всего Кавказского региона.
Список литературы:
1. Деловая Армения, тома Х1-Х11. Экономика и связи с Россией в 2004-08гг. Справочники Полпред. Совет ветеранов МИД РФ. М., 2008.
2. Исмаилов Э. Центральный Кавказ: история, политика, экономика/Э. Исмаилов, В. Папава / Институт стратегических исследований Кавказа (Баку). - М.: Мысль, 2007.
3. Маргарян Г. Экономическое развитие Армении: итоги и перспективы/Г. Маргарян, А. Багдасарян // Общество и экономика. - 2006. - №10.
4. Мелкумян М.С. Современные задачи экономического и социального развития Республики Армения/ М.С. Мелкумян // ЭКО.- 2009. - № 3.
5. Тагиев Т. Азербайджан и энергобезопасность Европы/Т. Тагиев // Нефтегазовая вертикаль. - 2007. -№6.
6. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. -М.:Академия, 2004.
7. Ходжабекян, В. Транспортный комплекс Республики Армения/В. Ходжабекян, Х. Папазян // Общество и экономика. - 2007.- №4.
34B