Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы экономического сотрудничества республики Молдова с Европейским союзом и российской Федерацией'

Тенденции и перспективы экономического сотрудничества республики Молдова с Европейским союзом и российской Федерацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОЛДАВИЯ / РОССИЯ / ЕС / СОГЛАШЕНИЕ ОБ АССОЦИАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MOLDOVA / RUSSIA / EU / ASSOCIATION AGREEMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ядрихинский М.

В статье рассмотрена история экономического сотрудничества Молдавии с Европейским союзом и показаны последствия принятия Соглашения об ассоциации для Молдавии. Автором уделено внимание политической борьбе пророссийских и проевропейских сил в республике. Отмечается, что выбор дальнейшего движения к ЕС или ЕАЭС зависит от результатов будущих парламентских выборов в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PROSPECTS OF ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA WITH THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION

The article examines the history of Moldova's economic cooperation with the European Union and shows the consequences of the adoption of the Association Agreement for Moldova. The author pays attention to the political struggle of Pro-Russian and Pro-European forces in the Republic. It is noted that the choice of further movement to the EU or the EAEU depends on the results of future parliamentary elections in the country.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы экономического сотрудничества республики Молдова с Европейским союзом и российской Федерацией»

УДК 339.9

М. ЯДРИХИНСКИЙ,

аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета e-mail: MarkYadrichinskiy@yandex.ru

IW. YADRICHINSKIY,

Postgraduate Student of the Department of Political Science and Law of the Moscow Regional State University

Ключевые слова:

Молдавия, Россия, ЕС, Соглашение об ассоциации, экономическое развитие

Keywords:

Moldova, Russia, EU, Association Agreement, economic development

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

В статье рассмотрена история экономического сотрудничества Молдавии с Европейским союзом и показаны последствия принятия Соглашения об ассоциации для Молдавии. Автором уделено внимание политической борьбе пророссийских и проевропейских сил в республике. Отмечается, что выбор дальнейшего движения к ЕС или ЕАЭС зависит от результатов будущих парламентских выборов в стране.

TENDENCIES AND PROSPECTS OF ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA WITH THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION

The article examines the history of Moldova's economic cooperation with the European Union and shows the consequences of the adoption of the Association Agreement for Moldova. The author pays attention to the political struggle of Pro-Russian and Pro-

European forces in the Republic. It is noted that the choice of further movement to the EU or the EAEU depends on the results of future parliamentary elections in the country.

К истории экономического сотрудничества Молдавии с ЕС

После распада СССР составляющие его республики переориентировались в торгово-экономической деятельности на Запад, страны ЕС и США. Не стала исключением и Молдавия. Первой вехой в истории экономического сотрудничества Молдавии с ЕС стало подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 28 ноября 1994 г. (вступило в силу 1 июля 1998 г.) со сроком действия 10 лет. Это соглашение составляло юридическую основу сотрудничества Молдавии и ЕС в политической, экономической, научной и культурной отраслях.

Заменой этого соглашения стало Соглашение об ассоциации Молдавия — ЕС, подписанное в июне 2014 г. (вступило в силу 1 июля 2016 г.), включающее в себя углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA). DCFTA предполагает радикальную либерализацию торговли Молдавия — ЕС путем поэтапного сокращения числа таможенных пошлин, импортных квот и прочих экономических барьеров для допуска молдавской продукции на европейский рынок, а также принятие Молдавией европейских стандартов и норм в производстве продукции.

Предполагается, что в краткосрочной перспективе экспорт и импорт Молдавии в ЕС вырастет на 15 и 16% и 6 и 8% соответственно, а сельскохозяйственный даже на 30%, улучшится внешнеторговый баланс, произойдет

промышленный рост, в частности, увеличится производство текстиля, одежды, машинного оборудования. Переход на стандарты ЕС приведет к росту иностранных инвестиций, конкурентоспособности молдавских производителей и росту производства, что приведет к улучшению трудовых условий, росту уровня жизни и экономики. Полная реализация соглашения должна привести к отмене 99,5% существующих таможенных ограничений [3].

Также Молдавия — страна — участник «Восточного партнерства» — восточноевропейского ответвления «политики соседства» ЕС, которое заключается в развитии экономических связей ЕС с шестью странами бывшего Советского Союза: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. «Восточное партнерство» своими официальными целями декларирует развитие демократии и прав человека, совершенствование управления, развитие интеграционных связей, либерализация миграционных потоков и борьба с нелегальной миграцией. Молдавия участвует в «Восточном партнерстве» по мобильности с ЕС, являясь одной из двух пилотных стран-участниц, которое организует сотрудничество в области упрощения процедур легальной миграции и борьбы с нелегальной. Всего с Молдавией реализуется около 40 программ по партнерству.

Молдавия участвует в программе ЕС «Горизонт-2020», которая направлена на поддержку науки и инновационной деятельности, а также в Erasmus+ (совершенствование системы образования).

Необходимо отметить, что ЕС оказывала существенную финансовую помощь Молдавии в рамках Европейского инструмента соседства (ENI) и программы «Восточное партнерство» для проведения институциональных реформ в сфере экономики, правительства, социальной сферы и пр. Молдавия является крупнейшим получателем европейской помощи в расчете на душу населения среди всех стран ENI, при этом объемы финансовой помощи неуклонно растут: с 40 млн евро в 2007 г. до 131 млн евро в 2014 г., т. е. более чем в три раза. Дотации ЕС направлялись на экономическое развитие, реформы госуправления и гражданской службы, совершенствование инфраструктуры, создание новых рабочих мест, культурное и гуманитарное сотрудничество и т. п. [5].

В настоящее время разрабатываются планы финансовой поддержки и оздоровления экономики Молдавии на период 2017—2020 гг. В ходе реализации ряда проектов ЕС в Молдавии была построена новая инфраструктура водоснабжения в районах Ниспорень, Вэрзэрешть и Грозешть [11]. В более чем 225 школах, детских садах, обще-

ственных центрах и сельских клубах были установлены системы отопления на основе биомассы. 47 из этих участков оснащены системами подогрева воды с помощью солнечной энергии. Было создано также 35 новых предприятий по производству биомассы и более 400 новых рабочих мест. При поддержке ЕС была осуществлена модернизация центра судебно-медицинской экспертизы и оснащение необходимым оборудованием для проведения уголовных расследований.

В районах Леова, Штефан-Водэ, Резина, Сынжерей, Кошница, Ча-дыр-Лунга, Ниспорены, Чимишлия, Кагул и Кэлэрашь было создано 10 бизнес-инкубаторов. По некоторым данным, благодаря этим и иным бизнес-проектам, финансируемым ЕС, в Молдавии удалось создать более 20 тыс. новых рабочих мест.

Более 900 молдавских студентов и сотрудников вузов в 2015—2017 гг. воспользовались возможностями программы Erasmus+ для обучения в странах ЕС.

Был также реализован ряд проектов в культурной сфере: в частности, была реставрирована крепость Сорока и усадьба Манук-Бея в Хынчештах.

С 28 апреля 2014 г. для граждан Молдавии был введен безвизовый режим в страны ЕС, которым к сентябрю 2017 г. успели воспользоваться более миллиона ее жителей.

Динамика социально-экономического положения Молдавии

в 2014-2016 гг.

Как было сказано выше, офици- правительства) заключается в том, альная позиция ЕС (и молдавского что подписание Соглашения об ассо-

циации с ЕС и углубление контактов Молдавии с ЕС приведет уже в краткосрочной перспективе к значительному росту экспорта молдавских товаров в страны Союза, улучшению торгового баланса, росту экономики и уровня жизни, развитию государственных институтов и институциональной сферы. Давайте оценим на основе статистики, улучшилось или ухудшилось социально-экономическое положении Молдавии после подписания Соглашения об ассоциации.

Важнейшим показателем состояния экономики является валовый внутренний продукт республики. ВВП — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики на территории данного государства вне зависимости от национальной принадлежности производителей. По данным на 2014-й г.1, ВВП Молдавии составил 7,98 млрд долл. В 2015-м — 6,5 млрд долл. (падение на 19%), в 2016-м — 6,75 млрд долл. (рост на 4%). В результате ВВП за период 2014—2016 гг. упал на 15%, душевой ВВП по состоянию на 2016 г. составил 1900 долл., по сравнению с 2244 долл. в 2014 г. [8].

Добавленная стоимость промышленного производства сократилась с 1,16 млрд долл. до 0,82 млрд долл. в 2016 г. Нужно отметить, что в 2016 г. наблюдался рост промышленности относительно 2015 г., что отодвинуло Молдавию на уровень 2008—2009 гг. Добавленная стоимость в сфере услуг

упала с 4,53 млрд до 4,1 млрд долл., в строительстве — с 0,97 млрд до 0,8 млрд долл.

Инфляция в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросла почти в два раза — с 5,1% до 9,7%. Внешний долг в 2014 г. составлял 74,5% ВНД, в 2015 г. - 91%.

Прямые иностранные инвестиции в 2014 г. составили 350 млн долл., а к

2016 г. упали до 120 млн долл., т. е. в три раза.

Главным преимуществом ассоциации объявлялся скорый и значительный рост торговли со странами ЕС: рост экспорта и импорта на 15 и 6% соответственно. На самом деле, экспорт в страны ЕС в 2015 г. даже упал — с 1,24 до 1,21 млрд долл. Правда, в 2016 г. наблюдался рост до 1,3 млрд. Однако общий рост составил лишь 7%, а вовсе не 15%.

Импорт же обвалился куда сильнее: с 2,56 до 1,97 млрд долл. В результате общий внешнеторговый оборот Молдавии с ЕС за период 2014—2016 гг. сократился на 15%, с 3,8 до 3,3 млрд долл. При этом сальдо платежного баланса с ЕС несколько улучшилось и по состоянию на 2016 г. составляет лишь —641 млн долл., что в 2 раза меньше показателя 2014 г. [1]. Правда, самые последние данные показывают, что в

2017 г. внешняя торговля страны вышла из кризиса и продемонстрировала неплохой рост: экспорт вырос практически на 19% — до 2,4 млрд долл., из них в страны ЕС — 1,6 млрд долл. (рост на 20%), импорт вырос на 20% —

1 Здесь и далее используются данные Всемирного банка, если не указаны иные источники. 68 Постсоветский материк 1(17)/2018

до 4,8 млрд долл., из них из стран ЕС — 2,4 млрд долл. (рост на 21%), таким образом, внешнеторговый оборот Молдавии с ЕС в 2017-м составил 4 млрд долл. (что превысило уровень 2014 г. на 200 млн долл.), тем не менее дефицит внешней торговли остается высоким и имеет тенденцию к росту.

Молдавия экспортирует в ЕС в первую очередь продукты сельского хозяйства, в том числе фрукты, орехи, кукурузу, пшеницу, семена подсолнечника, масло; железо и сталь; одежду и текстиль. ЕС экспортирует в Молдавию, машины и оборудование.

Еще один декларируемый аргумент в пользу ассоциации — улучшение жизненного уровня населения и условий труда. На самом деле, по данным Всемирного Банка, потребление до-мохозяйств в Молдавии упало с 7,26 до 5,85 млрд долл., или на 24%. Безработица выросла с 3,9 до 5% к 2016 г.

Даже с безвизовым режимом, как выяснилось, оказалось немало проблем [12]. ЕС жалуется, что с момента введения безвизового режима количество граждан Молдавии, нарушающих правило въезда, и нелегалов выросло в два раза. Кроме того, в те же два раза выросло число заявлений из Молдавии на предоставление политического убежища в страны ЕС. При этом из 100 ходатайств отклоняется 98 как не отвечающие требованиям предоставления убежища. В результате число отказов гражданам Молдавии во въезд в ЕС выросло на 70%. Появились даже слухи от некоторых депутатов Европарламента о возможном приостановлении безвизового режима для Молдавии. Однако официальные

власти республики не допускают такой возможности.

Обычно в контексте оценки успешности экономических реформ в какой-либо стране используют различные международные рейтинги авторитетных международных организаций. Воспользуемся индексом глобальной конкурентоспособности от Всемирного экономического форума. Индекс позволяет оценить способность страны и ее институтов обеспечивать устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе. Индекс состоит из 113 переменных, две трети из которых представляют собой результаты опроса руководителей компаний исследуемых стран, а треть состоит из общедоступной основной статистики по уровню развития каждой страны. Индекс был разработан в 2004 г. Все 113 показателей объединены в 12 крупных направлений, которые и определяют уровень национальной конкурентоспособности: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал.

Оценки показателей ранжируются от 1 до 7 (1 — самый низкий, 7 — самый высокий). Особенность индекса в том, что один высокий показатель не может обеспечить высокий уровень конкурентоспособности в целом — не-

обходимо комплексное развитие всех составляющих индекса. Воспользуемся отчетами The Global Competitiveness Report 2017-2018 [15] и The Global Competitiveness Report 2014-2015 [14].

В 2014 г. Молдова занимала 82-е место из 144 по индексу глобальной конкурентоспособности с четырьмя баллами. Хуже всего в 2014 г. обстояло дело с качеством институтов (121-е место), инновационным потенциалом (131-е), конкурентоспособностью компаний и размером внутреннего рынка (124-е), эффективностью рынков товаров и услуг (103-е), развитостью финансового рынка (100-е). Лучше всего дело обстояло с уровнем технологического развития (51-е) и макроэкономической стабильностью (56-е). Все остальные показатели находились на 80-90-х местах.

В 2017 г. Молдавия занимала уже 89-е место, правда с таким же показателем индекса — 4 балла. По сравнению с 2014 г. заметно ухудшилась макроэкономическая стабильность (падение на 25 пунктов), эффективность рынка труда (падение на 9 пунктов), развитость финансового рынка (падение на 24 пункта). Все остальные показатели фактически не изменились, так как, несмотря на то, что многие из них

заняли более высокие позиции, чем в 2014 г., их общие баллы не изменились (т. е. во многих других странах просто показатели ухудшились, а в Молдавии не изменились), кроме уровня технологического развития, где общий балл по сравнению с 2014 г. вырос, но в рейтинге упал на два места (по причине, что в других странах улучшение было более выраженным). В профиле Молдавии в докладе можно увидеть, что показатели 2017 г. оказались значительно лучше, чем в 2016 г. — тогда страна вообще заняла 100-е место.

Однако если смотреть в среднесрочной перспективе начиная с 2012 г., то можно убедиться, что Молдавия так и не начала движение в направлении повышения конкурентоспособности: как было 4 балла, так и осталось. Кстати, авторы доклада еще спрашивали экспертов, какие проблемы больше всего препятствуют ведению бизнеса в стране. Больше всего проблем вызывают коррупция (20,7%), политическая нестабильность (13,5%), недееспособность правительства (9,4%), недостаток финансовых средств (8,7%), неэффективная бюрократия (7,9%), плохое состояние инфраструктуры (7,5%), недостаток квалифицированной рабочей силы (7%).

Молдавия и Россия

Разворот Молдавии к ЕС не остался без ответа со стороны России. Несмотря на то что между странами заключен Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 736

были вновь введены пошлины на ряд молдавских товаров, включая вино, крепкий алкоголь, мясо, плодоовощную продукцию, консервированные овощи, а также зерно и мебель, т. е. на абсолютное большинство товаров, которые Молдавия экспортирует в

Россию (55% экспорта составляют продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье).

Объяснялось это стремлением избежать рисков возможного реэкспорта и экспорта товаров из третьих стран через Молдавию в Россию, что нарушило бы режим торговли через ЕАЭС. Кроме того, был запрещен ввоз части продовольственных товаров и вина некоторых молдавских компаний по причине их несоответствия российским санитарным стандартам.

В результате внешнеторговый оборот России и Молдавии за период 2014—2016 гг. сократился почти в полтора раза — с 1,140 млрд долл. до 768 млн долл., в том числе импорт РФ из Молдавии с 423 до 233 млн долл., экспорт с 717 до 535 млн долл.

80% российского экспорта в Молдавию составляют минеральные продукты, две трети товарооборота приходится на Москву. Также обвалились и российские инвестиции в Молдавию. Если в 2012 и 2013 гг. прямые российские инвестиции в Молдавию

составляли 131 и 43 млн долл. соответственно, то в 2014 г. наблюдался отток инвестиций в размере 212 млн долл. [6].

Весьма интересно дело обстоит с таким механизмом поддержки молдавской экономики на плаву, как денежные переводы молдавских трудовых мигрантов из стран пребывания на родину. По данным международных организаций, эти переводы составляют 25-30% ВВП Молдавии.

По данным Всемирного Банка, сумма денежных переводов в Молдавию за период 2014-2016 гг. снизилась с 1 млрд до 750 млн т. е. на 25%. Такое сокращение объясняется ужесточением миграционного контроля по отношению к молдавским гражданам со стороны России, усилением борьбы с нелегальными мигрантами. Не секрет, что большинство трудовых мигрантов в России работают нелегально, и облавы на нелегалов могут быть действенным способом повлиять на политическую ориентацию определенной страны.

Перспективы экономического сотрудничества Молдавии с Россией и ЕС

С учетом вышесказанного неудивительно, что среди населения Молдавии заметно упало стремление присоединиться к ЕС. Последние соцопросы показывают уменьшение популярности ЕС и повышение привлекательности ЕАЭС [9]. Согласно данным социологического опроса «Барометр общественного мнения», представленного Институтом общественных политик в 2016 г., за всту-

пление в Таможенный союз (Россия, Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Армения) проголосовали бы 45,3% населения (в сравнении с 42% по результатам предыдущего исследования в декабре 2015 г.), а за Евросоюз — 35,6% респондентов (ранее 39%). В то же время 13,5% граждан не определились с выбором. Еще 3,1% опрошенных и вовсе не приняли бы участия в голосовании. При этом популярность ЕС

падает практически непрерывно с начала опросов по этой теме. Так, в 2003 г. сторонников вступления Молдавии в ЕС было 70%.

Параллельно у населения радикально падает популярность политиков и правительства страны. В сентябре 2016 г. незадолго до выборов президента американский Международный республиканский институт и Институт публичных политик Молдавии с Центром CBS-AXA провели два параллельных опроса общественного мнения, где узнавали мнение граждан об экономической системе страны, их отношение к институтам государства, направлению развития и т.п. Результаты и американских и местных социологов оказались обескураживающими [10].

По данным американского института, 82% молдавских граждан считают, что страна «идет в неправильном направлении». 90% опрошенных заявили, что власть действует в интересах отдельных групп, а не народа, еще 80% отметили, что недовольны состоянием демократии в Молдавии, а две трети видят признаки формирования тоталитарного режима.

Политические институты молдавского государства оказались тотально дискредитированы в глазах простых граждан. Не доверяют президентской администрации — 83%, парламенту — 82%, политическим партиям — 79%, правительству — 76%, судебной системе — 75% респондентов. Правящей коалиции проевропейских партий не доверяет 74% опрошенных.

Неудивительно, что на фоне кризиса как в экономике, так и в соци-

альной сфере выросла популярность социалистов, выступающих за отход от евроцентрических устремлений проевропейских сил и сближение с Россией.

В результате протестов оппозиции власть была вынуждена вернуть прямые президентские выборы (до этого президент избирался парламентом), на которых победил социалист И. Додон. В январе 2017 г. И. Додон совершил первый за 9 лет официальный визит в Россию [4]. Во время встречи Додон обещал Путину, что отдельные положения Соглашения об ассоциации с ЕС будут пересмотрены, и выразил намерение добиваться для Молдавии место наблюдателя в ЕАЭС. Президент Молдавии также заявил, что его страна прекратит интеграцию в НАТО. В ходе встречи обсуждались и вопросы допуска молдавских производителей пищевых продуктов на российский рынок и амнистия для молдавских трудовых мигрантов.

После встречи стало известно, что большая часть молдавских производителей вина сможет вновь поставлять свою продукцию на российский рынок, а с 1 марта 2017 г. была объявлена амнистия для молдавских трудовых мигрантов сроком на 20 дней, которой воспользовались около 100 тыс. чел.

3 апреля 2017 г. Додон подписал Меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. Последние данные по внешнеторговому обороту показывают, что началось некоторое оживление внешнеторговой деятельности Молдавии и России: так, экспорт в страны СНГ (абсолютное большинство составляет Россия) увеличился на 12% — до 462,9

млн долл., импорт из стран СНГ вырос на 17% — до 1206,1 млн долл. в 2017 году.

Казалось бы, начался процесс переориентации Молдавии на Россию. Однако не все так просто. Политическая система Молдавии построена таким образом, что президент оказывается довольно слабой фигурой в системе политической власти страны. Подтверждает это бойкот правительством и Конституционным судом почти всех его «антиевропейских» и «пророссий-ских» инициатив.

Так, 17 октября 2017 г. Конституционный суд Молдавии постановил, что в случае несогласия главы государства с каким-либо назначением или законом спикер парламента или премьер может утвердить чиновника в должности и подписать закон для его вступления в силу. Такое постановление вышло в свет после попыток президента заблокировать кандидатуру Е. Стурзу, пронатовского генерала, на пост министра обороны. Теперь в случае, если Додон откажется подписывать законы, принятые парламентом (в котором большинство занимают сторонники «европейского вектора развития»), или утверждать его кандидатуры на посты в правительстве, то Конституционный суд может временно приостановить полномочия президента, передав право подписи спикеру или премьеру. Таким образом, возможность переориентации Молдавии на Россию купирована. Единственная возможность для Додона изменить ситуацию — будущие парламентские выборы, на которых должна победить его партия и ее союзники. Тем более

что, судя по соцопросам, такая возможность есть — соцпартия является наиболее уважаемой и авторитетной [13]. Согласно результатам опроса, представленного в агентстве «ИН-ФОТАГ», ПСРМ набрала бы 50,2% голосов определившихся граждан, PAS - 22,8%, а ДПМ и DA набрали бы по 7,1%.

Вопрос попадания в парламент «Нашей партии» (НП) и Партии коммунистов (ПКРМ) находится в пределах социологической погрешности. Так, за НП готово проголосовать 4,5%, а за ПКРМ — 3,7% при избирательном пороге в 6%.

Но есть другая проблема — избирательная система. Нынешнее проевро-пейское правительство и парламент добились смены пропорциональной системы выборов на мажоритарную.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что пропорциональная система выборов дает преимущества социалистам, а мажоритарная — прозападным силам. Таким образом, от того, какую избирательную систему «продавят» в результате политических баталий, зависит будущее экономических взаимосвязей Молдавии.

Стоит отметить, что от итогов выборов зависит не только будущий вектор экономических взаимоотношений Молдавии, но и будущее ее экономики: так как, несмотря на старания правительства уйти от зависимости от России, данная зависимость сохраняется и, по-видимому, будет сохраняться еще долго. Особенно это касается энергетики [2]. Так, энергозависимость Молдавии составляет 88%, самостоятельно обеспечивается только

12% потребностей в электроэнергии и природных ресурсах. Главную роль в энергетическом балансе страны составляют природный газ и нефтепродукты — по 35%, при этом зависимость от России по газу стопроцентная, а по нефтепродуктам Россия также является одним из основных поставщиков. Стоит отметить, что АО «Молдовагаз», главный поставщик газа в стране, на 50% принадлежит «Газпрому».

Кроме того, основную часть электроэнергии Молдавии до недавнего времени обеспечивало Приднестровье поставками с молдавской ГРЭС (которая, в свою очередь, получает сырье от «Газпрома»). Страна пыталась отказаться от такой зависимости, заключив договор о поставках с Украиной, но, по-видимому, попытка оказалась неуспешной, так как Додон в скором времени вновь договорился о поставках из Приднестровья, являющихся более выгодными. Наконец, почти 80% доходов бюджета Молдавии формируется из таможенных платежей по импорту, из которых НДС на импорт газа составляет половину [7].

Таким образом, разрыв с Россией в энергетической сфере приведет, во-первых, к появлению внушительной дыры в бюджете, которую непонятно чем можно будет залатать,

во-вторых, к разрушению энергетического баланса и схлопыванию значительной части промышленности, так как без электроэнергии заводы и фабрики функционировать не могут, не говоря уже об эскалации напряженности на тему долгов Молдавии перед «Газпромом», сумма которых уже превышает 6 млрд долл. При этом все попытки Молдавии уйти от российской зависимости по газу и электроэнергии провалились, и если и имели ценность, то скорее пропагандистскую [7].

Кроме того, значительная часть промышленности и сельскохозяйственных производителей большую часть своей продукции экспортируют в Россию, и потеря российского рынка для них станет болезненной. Неслучайно Додон на первой встрече с Путиным постоянно поднимал вопрос открытия допуска молдавских производителей на российский рынок.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что ассоциация с ЕС не только не принесла Молдавии значительных выгод, но и, напротив, страна понесла серьезные убытки. Ускорился разрыв экономических связей страны с Россией, что в дальнейшей перспективе нанесет серьезный урон молдавской экономике.

Список литературы

1. Внешняя торговля. Национальное бюро статистики Республики Молдова [Электронный ресурс] URL: http://www.statistica.md/index.php?l=ru

[Vneshnjaja torgovlja. Nacionalnoe byuro Statistiki Respubliki Moldova [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.statistica.md/index.php?l=ru]

2. Доклад об обеспечении электроэнергией и газом Молдовы будет опубликован в «Monitorul Oficial» [Электронный ресурс] URL: https://www.moldpres.md/ru/ news/2017/06/29/17005003

[Doklad ob obespechenii elektroenergiey I gazom Moldovy budet opublikovan v «Monitorul Oficial» [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.moldpres.md/ru/ news/2017/06/29/17005003]

3. ЕС — Молдова. Соглашение об ассоциации. Справочник по Соглашению об Ассоциации [Электронный ресурс] URL: http://mei.gov.md/ru/dcfta [ES-Moldova. Soglashenie ob associacii. Spravochnik po Soglasheniyu ob Associacii. [Elektronnyj resurs]. URL: http://mei.gov.md/ru/dcfta]

4. Межгосударственные отношения России и Молдавии [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20171010/1506483384.html

[Mezhgosudarstvennye otnosheniya Rossii I Moldavii [Elektronnyj resurs]. URL: https:// ria.ru/spravka/20171010/1506483384.html]

5. Молдова и ЕС. Обзор политических и экономических отношений между Республикой Молдова и Европейским союзом [Электронный ресурс]. URL: https://eeas. europa.eu/headquarters/headquartershomepage/7439/node/7439_ru

[Moldova I ES. Obzor politicheskih I ekonomicheskih otnosheniy mezhdu Respublikoy Moldova I Evropeyskim soyuzom [Elektronnyj resurs]. URL: https://eeas.europa.eu/ headquarters/headquartershomepage/7439/node/7439_ru]

6. Молдова. Обзор торговых отношений с РФ. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/md/md_ru_relations/md_ru_trade/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Moldova. Obzor torgovyh otnoshenii s RF. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ md/md_ru_relations/md_ru_trade/]

7. Молдова — пути газового транзита неисповедимы [Электронный ресурс]. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-02-12-moldova-puti-gazovogo-tranzita-neispovedimy-28371

[Moldova — puti gazovogo tranzita neispovedimy [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. ritmeurasia.org/news--2017-02-12--moldova-puti-gazovogo-tranzita-neispovedimy-28371]

8. Молдова. Экономические индикаторы [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.theglobaleconomy.com/Moldova/

[Moldova. Ekonomicheskie indicatory [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ru.theglobaleconomy.com/Moldova/]

9. Опрос: Евросоюз теряет популярность среди граждан Молдавии.

[Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/world/20160504/1426155209.html

[Opros: Evrosoyuz teryaet populyarnost sredi grazhdan Moldavii [Elektronnyj resurs].

URL: https://ria.ru/world/20160504/1426155209.html]

10. Опрос как приговор: молдавские граждане по-прежнему не верят власти [Электронный ресурс]. URL: https://www.europalibera.org/a/28078534.html

[Opros kak prigovor: moldavskie grazhdane po-prezhnemu ne veryat vlasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.europalibera.org/a/28078534.html]

11. Отношения между ЕС и Республикой Молдова. Справочный материал [Электронный ресурс]. URL: https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian/26814/отно-шения-между-ес-и-республикой-молдова-справочный-материал_га

[Otnosheniya mezhdu ES I Respublikoy Moldova. Spravochnyi material [JElektronnyj resurs]. URL: https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian/26814/отношения-меж-ду-ес-и-республикой-молдова-справочный-материал_га]

12. Политические страшилки: зачем граждан Молдовы пугают отменой «безвиза» [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sputnik.md/columnists/20180114/16656665/ zachem-grazhdan-moldovy-pugayut-otmenoy-bezviza-s-es.html

[Politicheskie strashilki: zachem grazhdan Moldavii pugayut otmenoy «bezviza»]. [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.sputnik.md/columnists/20180114/16656665/zachem-grazhdan-moldovy-pugayut-otmenoy-bezviza-s-es.html]

13. CBS — AXA: только 13% молдаван считают правильным направление движения страны [Электронный ресурс]. URL: https://mresearcher.com/2017/07/cbs-axa-tolko-13-moldavan-schitayut-pravilnym-napravlenie-dvizheniya-strany.html

[CBS — AXA: tolko 13% Moldavan shitayut pravilnym napravlenie dvizheniya strany] [Elektronnyj resurs]. URL: https://mresearcher.com/2017/07/cbs-axa-tolko-13-moldavan-schitayut-pravilnym-napravlenie-dvizheniya-strany.html]

14. The Global Competitiveness Report 2014—2015 [Электронный ресурс]. URL: http:// reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015/economies/

15. The Global Competitiveness Report 2017—2018 [Электронный ресурс]. URL: http:// www3.weforum.org/docs/GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessRepo rt2017-2018.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.