РАЗДЕЛ II. ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 327.82
DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-132-142
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКО-МОЛДАВСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Ушурелу О.В.
Дипломатическая академия МИД РФ
119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируются основные направления сотрудничества России и Молдавии в современных условиях: миротворческая операция в Приднестровье, гуманитарная помощь русскоговорящим регионам (Приднестровье и Гагаузия) и взаимодействие в области культуры, языка, науки и образования. Двустороннее гуманитарное сотрудничество наиболее полно отражает специфику взаимоотношения России и Молдавии. По мнению автора, в последнее время наметились позитивные шаги во двусторонних взаимоотношениях, хотя предстоит ещё много работы, чтобы они достигли должного уровня.
Ключевые слова: гуманитарное сотрудничество, Россия, Молдавия, миротворческая операция, гуманитарная помощь, соотечественники.
FEATURES OF CONTEMPORARY RUSSIAN-MOLDOVIAN RELATIONS IN THE HUMANITARIAN FIELD
O. Ushurelu
The Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry 53/2, Ostozhenka str, Moscow, 119021, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the main directions of humanitarian cooperation between Russia and Moldova under present-day conditions: the peacekeeping operation in Transnistria, humanitarian assistance to Russian-speaking regions (Transnistria and Gagauzia) and interaction in culture, language, science and education. Bilateral humanitarian cooperation most fully reflects the specifics of the relationship between Russia and Moldova. The author considers there are positive steps recently taken in bilateral relations, but the parties still have a lot to do to achieve the necessary level.
Key words: humanitarian cooperation, Russia, Moldova, peacekeeping operation, humanitarian aid, compatriots.
© Ушурелу О.В., 2017.
Глобальные политические трансформации последних десятилетий ХХ в. вызвали к жизни новые независимые государства, которые стремятся играть свою роль в меняющейся системе международных отношений. Не обладая особой мощью, они ищут новые виды и формы сотрудничества. Россия стремится налаживать разносторонний диалог с ближайшими соседями. Большое количество русскоговорящего населения в этих странах способствует важности и углублению гуманитарного сотрудничества. Стоит согласиться с профессором М.А. Ней-марком, который отмечает, что перед Россией сейчас с особой остротой стоит задача искать оптимальные формы применения «мягкой силы» [4, с. 164]. Гуманитарная сфера имеет огромное преимущество перед всеми остальными инструментами международных отношений, так как её целью является создание условий социально-гуманитарного развития общества. Для этого важны мирное существование, равные права для всех этнических групп и слоёв общества и поддержание культуры, науки и образования, которые не развиваются в какой-либо стране автономно. Исходя из этого целью данной статьи является рассмотреть особенности взаимоотношений России и Молдавии в гуманитарной сфере. Пример взаимоотношений России и Молдавии отличается от остальных стран СНГ тем, что они начали развиваться с разведения воюющих сторон в горячей фазе боевых действий в 1992 г. Россия на данный момент - не только полноценный партнёр Молдавии, но и страна-гарант в переговорном процессе. Большое количество этносов в населении Молдавии дало следую-
щую особенность - поддержка русскоговорящего населения. Исходя из всего этого статья решает следующие задачи: анализирует роль и вовлеченность России в переговорный процесс, учитывая миротворческий контингент; рассматривает взаимодействие России с русскоговорящей диаспорой; выявляет специфику взаимодействия России и Молдавии в сфере культуры, языка, науки и образования.
Россия и Молдавия, будучи различными по геополитическому статусу участниками мировой политики, прошли долгий путь сотрудничества.
Современное состояние российско-молдавских межгосударственных отношений определяется комплексом нормативных актов. 22 сентября 1990 г. страны заключили «Базовый Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и Молдавской ССР», который сразу же был ратифицирован парламентом МССР. 10 февраля 1995 г. подписан Дополнительный протокол, с целью привести основные положения Договора в соответствие с текущими реалиями. Но ратифицирован он не был Государственной думой РФ главным образом из-за противодействия тогдашнего руководства думского Комитета по делам СНГ. А. Язько-ва объясняет это борьбой за власть в России, которая выходила также и на пространства «ближнего зарубежья», включая Молдову [14, с. 36]. Протокол 1995 г. содержал важные положения, такие, как равные права для граждан обеих стран вне зависимости от территории проживания.
Приход к власти лидера ПКРМ В. Воронина в 2001-2005 гг. активизировал межгосударственные контакты на высшем уровне. Проводились
встречи на уровне президентов, министров и парламентов. В 2001 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова.
До 1999 г. основными вопросами двусторонних переговоров были условия пребывания на территории Приднестровья, помимо миротворческого контингента, Оперативной группы российских войск (ОГРВ), вопросы определения статуса Приднестровья и проблемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Республику Молдова и Российскую Федерацию связывают всесторонние внешнеполитические, экономические и культурно-гуманитарные отношения. Гуманитарный компонент отношений включает в себя: миротворческую миссию в Приднестровье, гуманитарную помощь (для Приднестровья и Гагаузии особенно) и сотрудничество в области науки, культуры, языка и образования.
Миротворческая операция в Приднестровье
Конфликт между Молдовой и Приднестровьем - один из первых конфликтов на постсоветском пространстве. На протяжении четверти века Россия постоянно участвует в разрешении этого конфликта. Благодаря военной миссии на территории Приднестровья (на момент 1992 г. в Приднестровском регионе базировалась 14-ая армия под руководством генерала А. Лебедя) тогда удалось остановить горячую фазу конфликта и поддерживать мир до сих пор.
Этот вооружённый конфликт считается самым краткосрочным среди всех конфликтов на пространстве
СНГ. Боевые действия начались 2 марта 1992 г., и уже к началу августа их удалось полностью остановить. По инициативе России с руководством Молдовы было подписано соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта [11]. После подписания Соглашения была создана Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК), обозначена зона безопасности, воюющие стороны разъединены и под координацией ОКК военные формирования России, Молдовы и Приднестровья заняли позиции между сторонами. Это один из немногих конфликтов, где миротворческие силы получили возможность стать между противоборствующими сторонами - благодаря природной границе конфликта - реке Днестр.
Руководство Республики Молдова неоднократно требовало вывести российских миротворцев со своей территории. Но благодаря российской дипломатии миротворцы получили в 1994 г. правовой статус по Межправительственному Соглашению о правовом статусе, порядке и сроках вывода вооружённых формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, а нахождение миротворцев стало зависеть от вопроса об особом статусе Приднестровья. Соглашение и Договор 1992 г. являются юридическими обоснованиями нахождения миротворцев на территории Молдавии.
В мае 1997 г. по инициативе России был подписан меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», в котором содержалось предложение о создании «общего государства». Это первый документ
с участием обеих сторон конфликта, ОБСЕ и стран-гарантов (Россия и Украина). Меморандум обязывал стороны отказаться от применения силы и угрозы применения силы, установить государственно-правовые отношения с участием Приднестровья во внешней политике Молдовы, а также давал право Приднестровью самостоятельно устанавливать международные контакты только в экономической, научно-технической и культурной областях. Дальнейшие переговоры были заблокированы попытками определить юридический смысл понятия «общее государство». Значение Московского Меморандума возрастает в связи с тем, что данный документ создал прецедент для выработки конструктивного подхода к разрешению этнополитических конфликтов на территории СНГ [13]. Тем не менее на опыте молдо-приднестров-ского конфликта не удалось реализовать данный меморандум.
Следующим важным шагом со стороны России стали консультации в Подмосковье с участием сторон конфликта, ОБСЕ и стран-гарантов. Был согласован проект промежуточного соглашения о разрешении конфликта, который должен был быть подписан на саммите стран СНГ в Кишиневе в 1997 г. Но в последний момент Приднестровская сторона отказалась от данного проекта и отозвала свои подписи под проектом.
В 1998 г. удалось возобновить переговоры. Стороны обсуждали уменьшение численности миротворческого контингента. Было принято решение сократить его до 500 человек от каждой из сторон конфликта (вместо 2000), а также разместить военных наблюда-
телей Украины. Эти договоренности были закреплены в Одесских соглашениях 20 марта 1998 г.
На саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. обсуждался вопрос о выводе российского военного контингента (ОГРВ). Россия обещала вывести свои вооруженные формирования к 2002 г., но данное заявление вызвало огромное недовольство у населения Приднестровья: представители общественности собрали митинг у офиса ОБСЕ с требованием свернуть Миссию и покинуть переговорный процесс, оставив военный контингент.
Новая инициатива России по урегулированию появилась в ноябре 2003 г. Она получила известность как «Меморандум Козака» (полное название документа - «Меморандум об основных принципах государственного устройства объединённого государства»). Он предусматривал воссоздание объединённого государства, наличие права «вето» у Приднестровья на принимаемые Парламентом объединённой страны решения и введение русского языка вторым государственным. Но официальный Кишинев отказался от подписания документа (хотя приднестровской стороной он был уже подписан), сославшись на отсутствие согласования с другими участниками переговорного процесса. Намеченный визит российского Президента В. Путина в Кишинёв был отменён, отношения России с Молдавией были надолго заморожены, был введен запрет на импорт в Россию молдавского вина и ряда видов сельхозпродукции, начались переговоры о ценах на поставляемый в Молдавию газ. Вопросы двустороннего сотрудничества формулировались в жёстком тоне. Россия замораживала отношения с Мол-
давией и расширяла сотрудничество с субъектами бизнеса в Приднестровье.
В 2004-2008 гг. Россией предпринимались попытки возобновить переговоры, но они так и увенчались успехом. В результате обострения российско-молдавских отношений обсуждение приднестровского конфликта перешло на региональный уровень. Последовали предложения Украины и Румынии, представленные на саммите ГУАМ в Кишинёве 22 апреля 2005 г., которые сформулированы в «Плане Ющенко» в качестве нового подхода к урегулированию. Но это не соответствовало ожиданиям ни России, ни западноевропейских стран.
В январе 2008 г. последовали консультации между Еврокомиссией, НАТО, ОБСЕ и Россией в Брюсселе. Были достигнуты договорённости, которые включали следующие условия: Россия обеспечит распространение мер доверия на оба берега Днестра, Евросоюз предоставит торговые преференции Приднестровью и продление мандата миротворцев в Приднестровье. Затем последовало снятие санкций России с Молдавии и взаимный товарооборот к концу 2008 г. достиг 1 млрд. долл.
В 2009 г. на трехсторонней встрече президентов России, Молдовы и Приднестровья было выработано и подписано совместное заявление [5], в котором стороны подтвердили свою готовность продолжать искать компромисс и подчеркнули значение формата «5+2», обозначив важность миротворческой операции и необходимость её трансформации после урегулирования конфликта. Эта встреча позволила вновь зафиксировать необходимость и правомерность нахождения россий-
ских миротворцев на территории Приднестровья.
Договор о создании зоны свободной торговли между Молдавией и Россией был подписан в октябре 2011 г. Он предусматривал отмену экспортных и импортных пошлин (кроме группы товаров), открытие российского рынка для винной продукции Молдавии и подтверждение условий для пребывания в России молдавских трудовых мигрантов.
2012 г. стал новым этапом активизации переговорного процесса. Это обусловлено приходом к власти нового президента в Приднестровье. ОБСЕ разработала и внедрила принцип трёх корзин: первая - социально-экономическая, вторая - гуманитарно-правовая, третья - политическая. Предлагалось все вопросы разделить по этим трем блокам и решать их соответствующим образом. Последующие три года этот подход принес свои плоды: демонтирована канатная дорога над рекой Днестр, восстановлен мост в районе села Бычок (Григориопольский район), начались контакты по линии министерств и ведомств. Но уже в 2014 г. они прекратились, что было обусловлено электоральным процессом в Молдове.
На данный момент ситуация вновь оказалась в замороженном состоянии, несмотря на все попытки президента Молдавии приблизить срок решения приднестровской проблемы.
Гуманитарная помощь
С момента провозглашения своей независимости и формирования институтов власти Приднестровье постоянно находится под санкциями и экономической блокадой вла-
стей Молдовы, а с приходом к власти П. Порошенко - и Украины. Каждое обострение политических отношений приводит к ужесточению пропускного режима для людей и грузов на границах Приднестровья, из-за чего население непризнанной республики ущемляется в правах. Половина граждан Приднестровья имеет гражданство России, что, ввиду сложности российско-украинских взаимоотношений, добавляет трудности при пересечении границы.
На протяжении последних 25 лет Российская Федерация постоянно помогает Приднестровью в гуманитарных проектах: это учебники для школ, реконструкция и ремонт учреждений социальной сферы, надбавки к пенсиям, оборудование для медицинских учреждений и пр.
Гагаузия, хоть и не имеет общей границы с приднестровским регионом, но как и Приднестровье, использует русский язык в общении и русскоязычную литературу в школах, которые подчиняются Министерству образования и молодёжи Молдовы.
Посольство России в Молдавии и иные организации постоянно оказывают содействие Гагаузской автономии в поставках литературы на русском языке, реконструкции и ремонте учреждений социальной сферы и приобретении необходимого оборудования. На данный момент гагаузские вина имеют выход на российский рынок, хотя молдавские все ещё находятся под санкциями.
Сотрудничество в области культуры, науки и образования
Основными документами, на которых базируется сотрудничество в об-
ласти культуры, науки, языка и образования, являются:
- Соглашение «О сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» [9] (1994). Соглашение предусматривало консультации при разработке национальных концепций развития систем аттестации и требований к аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, утверждении научных степеней и учреждении комиссий для их аттестации, о признании документов, подтверждающих научную степень, на территории обоих государств;
- Соглашение «О сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования» [12] (1996) между Министерствами образования России и Молдовы. Главной целью этого документа являлось признание РМ учреждений образования, в которых преподавание велось на русском языке. В части районов РМ сложилась ситуация, где центральные власти не финансировали учреждения и задерживали, а порой и не выплачивали зарплаты педагогам из-за использования русского языка. Соглашение предусматривало также прием граждан Молдовы на общих основаниях в российские учебные заведения.
Примечательно, что на пике очередного политического обострения в 2003 г. стороны согласовали и подписали «Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании» [10] (хотя предыдущие соглашения и предусматривали данные пункты).
V137y
В 2006 г. было подписано «Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения и молодежи Республики Молдова о сотрудничестве в области образования» [8]. Документ предусматривал создание интегрированной системы в области образования, прямых контактов с центрами образования и обменами в области изучения молдавского и русского языка.
Но, к сожалению, несмотря на все подписанные Соглашения, Молдавия пошла по пути внедрения европейских образовательных стандартов и более интегрирована в систему образования Румынии, которая издавала и поставляла учебники на латинице в 1990-е гг. и продолжает оказывать существенную помощь системе образования Молдавии.
Важной вехой стал Закон о национальных меньшинствах, принятый в 2001 г. Он закреплял несколько значимых гарантий для русскоязычного населения: право быть представленными в структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, в армии, в органах охраны общественного порядка. В законе гарантируется право на развитие всех языков и культур, которые есть в многонациональной Молдавии, формулируются основы интеграционного характера для обеспечения гармоничного диалога культур. Но Закон обязывает знанию государственного языка, молдавской культуры и истории. В 2015 г. этот Закон претерпел полное обновление, с которыми ни одна из общин национальных меньшинств не была согласна, поскольку новая редакция закона существенно сокращала их возможности и права, в
том числе и в образовании на родном языке, что противоречит Конституции Республики Молдова.
После распада СССР по российской инициативе на пространстве СНГ формировалась база правовой защиты русскоязычного населения. В документах, принятых в рамках СНГ, закреплялись обязательства государств-членов, которые гарантировали равные права и свободы всему населению на их территории.
На момент формирования нового молдавского государства, русскоязычная диаспора была самой многочисленной и играла важную роль в жизни страны. В настоящее время она не имеет единства и представлена большим количеством организаций (около 30), каждая из которых стремится стать лидером над остальными. Но в Департаменте межэтнических отношений Молдавии зарегистрированы только «Русская община Республики Молдова» и «Конгресс русских общин» [7]. Несколько попыток объединения организаций соотечественников не привели к ожидаемому результату [6].
Некоторые итоги
Сотрудничество России и Молдавии в гуманитарной сфере очень многогранно и прошло разные этапы: от партнёрства по разведению воюющих сторон и признанию дипломов до конфронтационных в вопросах нахождения российских войск в Приднестровье. Миротворческая операция в Молдавии, наличие большого количества русскоговорящего населения и гуманитарные проекты в области образования, культуры и науки делают Россию важным партнёром для Молдавии.
После подписания Молдовой в 2014 г. Соглашения об ассоциации с ЕС в рамках программы «Восточное партнёрство» отношения с Россией стали развиваться не столь динамично [3]. В июле 2014 г. Россия ввела эмбарго на импорт в Россию молдавских фруктов, продолжал действовать запрет на импорт молдавского вина. В 2015 г. политический диалог между сторонами поддерживался, однако не столь активно. Этому способствовал политический кризис в Молдове и смена правительств; немаловажную роль сыграло то, что новое правительство Молдовы было ориентировано только на Европу, несмотря на прописанную в документах важность отношений с Россией. До 2017 г. никаких конкретных шагов в направлении налаживания и поддержания сотрудничества
молдавской стороной не предпринималось.
Новым этапом во взаимоотношениях России и Молдавии стал 2017 г. Это в первую очередь связано с прошедшими в ноябре 2016 г. выборами молдавского президента. И хотя Молдавия является парламентским государством, в котором президент не обладает решающим весом, тем не менее двусторонние встречи президентов РФ и РМ и запуск новых программ в социально-экономическом сотрудничестве дают надежду на продуктивное будущее [1], несмотря на провокационное выдворение пяти российских дипломатов по решению Правительства Молдавии. Президент Молдавии И. Додон на эту акцию отреагировал осуждающее, что еще раз отражает разрозненность внутри молдавской политической элиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахова С. Молдавия: первые шаги нового президента // Россия и новые государства Евразии. 2017. № 1. С. 92-100.
2. Ватаман А. Национальные интересы и социальная идентичность // Обозреватель. 2017. № 2. С. 94-103.
3. Лавренов С.Я., Хабалов А.Т. Реализация программы ЕС «Восточное партнерство» в отношении Молдовы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 1. С. 82-91.
4. Неймарк М.А. Концепты и концептуализация «мягкой силы»: российский опыт критического анализа // Россия и современный мир. М.: «Канон+», 2016. С. 164-188.
5. Общий регламент экспертных (рабочих) групп по мерам укрепления доверия и развитию взаимодействия [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики [сайт]. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Ndp (дата обращения: 30.06.2017).
6. Огнева В.В., Брысякина Л.А. Сотрудничество России и Молдовы в гуманитарной сфере: поиск новой парадигмы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. 2007. № 3 (34). Вып. 2. С. 144-148.
7. Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой: опыт, проблемы, перспективы [Российский совет по международным делам, доклад № 23]. М.: Спецкнига, 2015. 104 с.
8. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения и молодёжи Республики Молдова о сотрудничестве в области образования, 2006 год [Электронный ресурс] // Посольство России в Респу-
блике Молдова: [сайт]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (дата обращения: 30.06.2017).
9. Соглашение между Правительствами России и Республики Молдова «О сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», 1994 год [Электронный ресурс] // Посольство России в Республике Молдова: [сайт]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (дата обращения: 30.06.2017).
10. Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации «О взаимном признании документов об образовании», 2003 год [Электронный ресурс] // Посольство России в Республике Молдова [сайт]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (дата обращения: 30.06.2017).
11. Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики [сайт]. URL: http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=228 (дата обращения: 30.06.2017).
12. Соглашение «О сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования» между Министерствами образования России и Молдовы, 1996 год [Электронный ресурс] // Посольство России в Республике Молдова: [сайт]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (дата обращения: 30.06.2017).
13. Цуканова О.В. Роль России в процессе урегулирования молдо-приднестровского конфликта // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 294-297.
14. Язькова А. Европейское пограничье: Республика Молдова между Европой и Россией // Современная Европа. 2016. № 4 (70). С. 34-46.
REFERENCES
1. Astakhova S. Moldaviya: pervye shagi novogo prezidenta [Moldova: first steps of the new president] // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. 2017. no. 1. pp. 92-100.
2. Vataman A. Natsional'nye interesy i sotsial'naya identichnost' [National interests and social identity] // Obozrevatel'. 2017. no. 2. pp. 94-103.
3. Lavrenov S.YA., Khabalov A.T. Realizatsiya programmy ES «Vostochnoe partnerstvo» v otnoshenii Moldovy [The implementation of the EU programme "Eastern partnership" in relation to Moldova]. Vestnik Moskovskogogosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki, 2017, no. 1, pp. 82-91.
4. Neimark M.A. Kontsepty i kontseptualizatsiya «myagkoi sily»: rossiiskii opyt kriticheskogo analiza [Concepts and conceptualization of "soft power": the Russian experience of critical analysis]. Rossiya i sovremennyi mir [Russia and the modern world]. M., «Kanon+», 2016, pp. 164-188.
5. Obshchii reglament ekspertnykh (rabochikh) grupp po meram ukrepleniya doveriya i razvitiyu vzaimodeistviya [Elektronnyi resurs] [General regulations for expert (working) groups on confidence-building measures and the development of cooperation [Electronic source]] Ministerstvo inostrannykh del Pridnestrovskoi Moldavskoi Respubliki [sait]. [The Ministry of Foreign Affairs of the Pridnestrovian Moldavian Republic [website].]. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Ndp (request date 30.06.2017).
6. Ogneva V.V., Brysyakina L.A. Sotrudnichestvo Rossii i Moldovy v gumanitarnoi sfere: poisk novoi paradigmy [Cooperation between Russia and Moldova in the humanitarian sphere: the search for a new paradigm]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika, 2007, no. 3 (34), Vyp. 2, pp. 144-148.
7. Razvitie sotrudnichestva s russkoyazychnoi nauchnoi diasporoi: opyt, problemy, perspek-
tivy [Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, doklad № 23] [Development of cooperation with the Russian scientific diaspora: experience, problems, prospects [Russian Council of International Affairs, report no. 23]]. M., Spetskniga, 2015. 104 p.
8. Soglashenie mezhdu Ministerstvom obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii i Minister-stvom prosveshcheniya i molodezhi Respubliki Moldova o sotrudnichestve v oblasti obrazovaniya, 2006 god [Elektronnyi resurs] [The agreement between the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and the Ministry of Education and Youth of the Republic of Moldova on cooperation in the field of education, 2006 [Electronic source]] Posol'stvo Rossii v Respublike Moldova: [sait]. [The Russian Embassy in the Republic of Moldova: [website].]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (request date 30.06.2017).
9. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvami Rossii i Respubliki Moldova «O sotrudnichestve v oblasti attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshei kvalifikatsii», 1994 god [Elektronnyi resurs] [The agreement between the Governments of Russia and the Republic of Moldova "On cooperation in the field of certification of scientific and scientific-pedagogical personnel of higher qualification", 1994 [Electronic source]] Posol'stvo Rossii v Respublike Moldova: [sait]. [The Russian Embassy in the Republic of Moldova: [website].]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (request date 30.06.2017).
10. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Respubliki Moldova i Pravitel'stvom Rossiiskoi Feder-atsii «O vzaimnom priznanii dokumentov ob obrazovanii», 2003 god [Elektronnyi resurs] [Agreement between the government of the Republic of Moldova and the government of the Russian Federation "On mutual recognition of documents on education", 2003 [Electronic source]] Posol'stvo Rossii v Respublike Moldova [sait]. [The Russian Embassy in the Republic of Moldova [website].]. URL: http://moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (request date 30.06.2017).
11. Soglashenie o printsipakh mirnogo uregulirovaniya vooruzhennogo konflikta v Pridnestro-vskom regione Respubliki Moldova [Elektronnyi resurs] [The agreement on principles of peaceful settlement of the armed conflict in the Transnistrian region of the Republic of Moldova [Electronic source]] Ministerstvo inostrannykh del Pridnestrovskoi Moldavskoi Respubliki [sait]. [The Ministry of Foreign Affairs of the Pridnestrovian Moldavian Republic [website].]. URL: http://mfa-pmr.org/index.php?newsid=228 (request date 30.06.2017).
12. Soglashenie «O sotrudnichestve v oblasti doshkol'nogo, obshchego, nachal'nogo professional'nogo i pedagogicheskogo obrazovaniya» mezhdu Ministerstvami obrazovaniya Rossii i Moldovy, 1996 god [Elektronnyi resurs] [Agreement "On cooperation in the field of preschool, general, primary professional and pedagogical education" between the education Ministries of Russia and Moldova, 1996 [Electronic source]] Posol'stvo Rossii v Respublike Moldova: [sait]. [The Russian Embassy in the Republic of Moldova: [website].]. URL: http:// moldova.mid.ru/dvustoronnie-soglasenia (request date 30.06.2017).
13. Tsukanova O.V. Rol' Rossii v protsesse uregulirovaniya moldo-pridnestrovskogo konflikta [The role of Russia in the settlement process of the Moldova-Transdniestria conflict]. Pro-bely v rossiiskom zakonodatel'stve, 2010, no. 4, pp. 294-297.
14. Yaz'kova A. Evropeiskoe pogranich'e: Respublika Moldova mezhdu Evropoi i Rossiei [European borderlands: the Republic of Moldova between Europe and Russia]. Sovremennaya Evropa, 2016, no. 4 (70), pp. 34-46.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ушурелу Ольга Владимировна - аспирант кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России; e-mail: olga-ushurelu@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Olga V Ushurelu - postgraduate student of the Department of Political Science and Philosophy in the Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry; e-mail: olga-ushurelu@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Ушурелу О.В. Особенности современных российско-молдавских взаимоотношений в гуманитарной сфере // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 4. С. 132-142. DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-132-142
THE CORRECT REFERENCE TO ARTICLE
O. Ushurelu. Features of contemporary Russian-Moldovian relations in the humanitarian field. Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2017, no 4, pp. 132-142.
DOI: 10.18384/2310-676X-2017-4-132-142