УДК 327
С. ЛАВРЕНОВ,
заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ
Ключевые слова:
Кишинев,
Соглашение об ассоциации с ЕС, Евразийский экономический союз
S. LAVRENOV,
Head of department of Moldova and Pridnestrov'e of Institute of the CIS countries
Keywords:
Chisinau,
Agreement on association with the EU, Eurasian Economic Union
МОЛДАВИЯ И СНГ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются проблемы и противоречия взаимоотношений Молдавии со странами СНГ, прежде всего с Россией, обострившиеся после подписания Кишиневом Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в июне 2014 г. Автор приходит к выводу, что российско-молдавские отношения вследствие этого переживают в настоящее время один из самых серьезных кризисов за весь постсоветский период.
MOLDOVA AND CIS: STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE RELATIONS
In article problems and contradictions of relationship of Moldova with the CIS countries, first of all with Russia which have escalated later signings by Kishinev of the Agreement on association with the EU in June, 2014 are considered. The author comes to a conclusion that Russian-Moldavian the relation thereof, endure one of the most serious crises about all Post-Soviet period now.
В экспертном сообществе России определенные надежды возлагались на то, что избрание И. Додона президентом Молдавии (декабрь 2016 г.) позволит преодолеть кризисные явления в российско-молдавских отношениях, (и соответственно с СНГ), набравших силу после подписания Молдавией в июне 2014 г. Соглашения об ассоциации с ЕС, закрепившего евроинтеграционный курс Кишинева.
Эти надежды связывались прежде всего с намерением Додона проводить разновекторную политику Молдавии, предполагавшую восстановление стратегического партнерства с Россией и другими странами — членами СНГ. В ходе предвыборной кампании Додон неоднократно высказывался о возможности денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС (как минимум пересмотра ряда его положений, препятствующих развитию отношений с СНГ), о тесном сотрудничестве с Евразийской экономической комиссией и возможном вступлении Молдавии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС); о необходимости проведения консультаций в трехстороннем формате (Россия — Молдавия — ЕС) по чувствительным вопросам торгово-экономических отношений и энергетической сфере; о разработке Соглашения о стратегическом партнерстве и дружбе с Россией как необходимом условии для открытия российского рынка для молдавской продукции; о защите русского языка на молдавском
пространстве с обязательным его изучением в школах Молдавии и др.
Не обошел стороной Додон в своих заявлениях и особую в российско-молдавских отношениях приднестровскую проблему, высказавшись по ней следующим образом: «Мы считаем, что в нынешней геополитической ситуации развивается новая возможность для того, чтобы этот вопрос начали решать, чтобы в ближайшие годы, надеюсь 2—3 года, мы достигли политического урегулирования приднестровского конфликта». С этой целью он намеревался вынести этот вопрос, среди других актуальных проблем, на общенациональный референдум. Свой план приднестровского урегулирования на основе федерализации Додон, в бытность его лидером партии социалистов, опубликовал еще в 2013 г.
В течение первого года президентства Додон успел совершить три официальных визита в Москву, а также дважды встретиться с президентом ПМР В.Н. Красносельским, что дало повод говорить о возможности качественного улучшения российско-молдавских отношений.
Реагируя на инициативы Додона, российское руководство, в порядке доброй воли, одобрило процедуру легализации в отношении 250 тыс. молдавских трудовых мигрантов, работающих в России1. Свыше сотни молдавских предприятий получили право экспортировать овощи, фрук-
1 Согласно официальным данным, на территории России в настоящее время трудятся свыше 500 тыс. молдавских граждан.
ты, консервную продукцию, мясные изделия и вино на российский рынок, тем самым преодолев введенные в сентябре 2014 г. ограничения. Это позволило увеличить объем молдавского экспорта в Россию в январе—июле 2017 г. на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Особенно заметно вырос товарооборот Молдавии с Подмосковьем, увеличившись по сравнению с прошлым годом почти на 50%. В настоящее время Россия по-прежнему занимает вторую позицию в списке крупнейших партнеров Молдавии по объемам экспорта и импорта, уступая лишь Румынии.
Вместе с тем, Президент России В.В. Путин, комментируя первую встречу с Додоном в январе 2017 г., отозвался сдержанно относительно перспектив активизации российско-молдавских отношений, подчеркнув, что «...многое будет зависеть от того, как Молдова будет выстраивать свои отношения с Евросоюзом — имею в виду подписанную и вступившую в законную силу договоренность об ассоциации Молдовы с Европейским союзом. Для нас здесь есть определенные риски. Они аналогичны тем рискам, с которыми мы столкнулись после подписания соответствующих документов между Украиной и Евросоюзом». Президент дал понять, что реальный сдвиг в российско-молдавских отношениях возможен только в том случае, если будет достигнута соответствующая договоренность в трехстороннем формате (Россия — ЕС — Молдавия), для чего как минимум необходима политическая воля европейских партнеров и Кишинева.
Последующие события показали, что подобной политической воли у контрпартнеров не обнаружилось, а сам Додон, не обладающий необходимыми полномочиями в парламентской республике, каковой является Молдавия, не смог существенным образом повлиять на изменение внешнеполитического вектора страны. Как следствие, ситуация в сфере двусторонних экономических отношений сложилась так, что в значительной степени, вернувшись на российской рынок, Молдавия сумела одновременно нарастить экспорт и в Евросоюз. К сентябрю 2017 г. молдавский экспорт на европейском направлении вырос более чем на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В настоящее время основным потребителем товаров из РМ остается Румыния, на которую приходится более трети поставок. Основным поставщиком товаров в РМ также является Румыния. Второе место, благодаря топливно-энергетическим ресурсам, сохраняет Россия, третье — Украина. При этом Украина, являясь одним из соучредителей СНГ, отказалась ратифицировать устав СНГ и в настоящее время членом Содружества юридически не является.
Не самая благоприятная атмосфера в отношениях Молдавии и СНГ обусловлена не только нынешними ситуативными политическими факторами — в основе ее лежит ряд долговременных и приобретших социальную инерцию причин.
Во-первых, несмотря на то что Кишинев долгое время пытался усидеть «на двух стульях» (между ЕС и СНГ),
подавляющая часть политического класса Молдавии не скрывала предпочтительности евроинтеграционного курса. Ситуация в этом отношении мало в чем изменилась даже после победы на президентских выборах в 2001 г. лидера партии коммунистов В. Воронина, заверявшего в своей предвыборной кампании, что в случае победы он сконцентрируется в своей политике на решении четырех основных задач: придании русскому языку статуса официального; урегулировании приднестровской проблемы в интересах всей Молдавии; осуществлении приоритетного курса на развитие отношений со странами СНГ и прежде всего с Россией; рассмотрении вопроса о присоединении Молдавии к Союзу Россия — Белоруссия. Эти программные заявления во многом совпадают с тем, что предлагает в настоящее время политикуму и молдавскому обществу президент И. Додон.
19 ноября 2001 г. между двумя странами был подписан базовый договор «О дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова» (вступил в силу 13 мая 2002 г.), установивший отношения стратегического партнерства между Россией и Молдавией. В тот момент российское руководство, заинтересованное в поддержке нового молдавского руководства, предприняло ряд конкретных политических и экономических шагов, направленных на активизацию российско-молдавских отношений. Молдавии были предоставлены преференции как в топливно-энергетической сфере (по поставкам газа), так и в наращивании
молдавского экспорта на российские рынки. В 2002 г. РАО «ЕЭС России» приняло решение о поставках электроэнергии в Молдавию по льготной цене, которая была значительно ниже цены, по которой отпускала Кишиневу электроэнергию соседняя Румыния. Была произведена реструктуризация молдавского долга России. Как следствие, доля России в объеме экспорта Молдавии в 2003 — 2004 г. составила 35—40%, поставив своеобразный рекорд.
В качестве ответного шага В. Воронин первоначально не стал препятствовать вхождению российского бизнеса в Молдавию. Российские компании приняли участие в значимых приватизационных конкурсах, объявленных в Молдавии. Однако дальнейшие попытки В. Воронина наполнить реальным содержанием отношения стратегического партнерства с Россией натолкнулись на нарастающее сопротивление политической оппозиции и быстро сошли на нет. Поводом для массовых уличных выступлений стала попытка правительства Молдавии ввести преподавание русского языка в молдавских школах, а также заменить курс преподавания «Истории румын» на курс «Истории Молдовы». Несмотря на то что власти пошли на попятную, акции протеста продолжались до тех пор, пока 24 апреля 2002 г. Парламентская ассамблея Совета Европы не призвала протестующих прекратить несанкционированные манифестации. В конечном счете Воронину не удалось выполнить ни одного из предвыборных обещаний, связанных с нормализацией рос-
сийско-молдавских отношений. Более того, в ноябре 2003 г., под давлением евро-атлантических структур, им было сорвано подписание согласованного российского плана решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии (меморандум Козака). В дальнейшем В. Воронин, хотя и с некоторыми колебаниями, не подвергал сомнению приоритетность евроинтеграционного выбора Молдавии.
Что касается участия в СНГ, то Молдавия с самого начала своего пребывания в этой организации делала акцент на экономической составляющей ее деятельности. Кишинев был прежде всего заинтересован в проведении в рамках СНГ единой (независимо от политического и экономического веса конкретных стран — участниц) экономической и социальной политики, что позволило бы Молдавии рассчитывать на существенные скидки цен на российский газ и иные виды углеводородного сырья, тем самым, компенсируя скудость собственной природно-минеральной базы. В этой связи Кишинев стал активным апологетом так называемой политики «выравнивания», предполагавшей перераспределение ресурсов в пользу экономически слабых стран-участниц для того, чтобы «.обеспечить гарантированное повышение конкурентоспособности всех членов СНГ на мировой арене, а соответственно — усиление мотивации для них углублять связи именно внутри этой организации». После того как эти расчеты не оправдались, Кишинев все чаще высказывал неудовлетворенность
от членства в СНГ, исключив саму возможность взаимодействия в таких сферах сотрудничества, как правоохранительная, борьба с терроризмом и организованной преступностью, укрепление пограничного и таможенного сотрудничества и др. Ссылаясь на конституционно закрепленный внеблоковой и нейтральный статус, Молдавия также уклонилась от вступления в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Демонстрируя неудовлетворенность «восточным» вектором сотрудничества, Молдавия присоединилась к различным региональным группировкам антироссийской направленности. В первую очередь речь идет об Организации за демократию и экономическое развитие (ГУУАМ), после выхода Узбекистана в 2005 г. — ГУАМ. Одной из причин создания ГУУАМ, как известно, являлось стремление противостоять якобы намерению России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооруженных в Европе, что могло бы «узаконить» присутствие российских вооруженных континген-тов в Грузии, Молдавии и на Украине.
В связи с дуалистичностью политики Кишинева, отношения между СНГ и Молдавией на протяжении всего постсоветского периода носили неровный характер. С одной стороны, Кишинев сохранял заинтересованность в рынках СНГ для сбыта своей слабовостребованной продукции, прежде всего сельскохозяйственной. С другой — постоянным «раздражителем» в двусторонних отношениях являлась неискренность молдавской стороны (прежде всего в отношениях
с Россией), а также сложность приднестровского урегулирования, неотделимая от проблемы пребывания в ПМР Оперативной группы российских войск (ОГРВ), на выводе которой, а также на замене миротворческой миссии международной мирогарантийной миссией Кишинев стал активно настаивать после 2003 г. Однако осознавая, что без России приднестровское урегулирование в каком-либо формате нереалистично, Кишинев, вплоть до последнего времени ограничивался в этом вопросе публичной риторикой и был вынужден садиться за стол переговоров, воздерживаясь от денонсации Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г.
Вместе с тем, стремясь минимизировать влияние России на переговорный процесс, Кишинев инициировал расширение его формата. К созданной в 2002 г. новой переговорной площадке в пятистороннем формате (РФ — Молдавия — Приднестровье — Украина — ОБСЕ) — Постоянному совещанию по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию — в 2005 г. в качестве наблюдателей присоединились США и ЕС. Введение в переговорный процесс новых геополитических игроков, пусть и с ограниченным статусом, не только не способствовало, а во многом затруднило разрешение приднестровского конфликта, поскольку поставило его в прямую зависимость от характера отношений России с США и ЕС. Многочисленные заседания Постоянного
совещания (деятельность которого была фактически заблокирована в период с 2006 по 2011 г.) не привели к прорыву в приднестровском вопросе, сведясь к обсуждению укрепления мер доверия и решению пусть важных, но носящих частный характер задач социально-экономического и гуманитарного характера.
Несмотря на противоречивую динамику российско-молдавских отношений, Москва, заинтересованная в сохранении своего влияния в регионе, инициировала подписание с молдавской стороной 14 ноября 2008 г. Программы экономического сотрудничества на 2009—2020 гг., предусматривавшей комплекс мер по дальнейшему развитию экономических и научно-технических отношений между двумя государствами. Однако реализация Программы с самого начала оказалась под угрозой после прихода к власти Альянса за европейскую интеграцию в 2009 г. в результате «твиттер-революции», версии «цветной революции», где, по мнению В. Воронина, главную закулисную роль сыграла Румыния.
С первых дней своей деятельности Альянс политических партий за европейскую интеграцию (Демократическая, Либерально-демократическая и Либеральная партии), как и следовало ожидать, провозгласил приоритетом своей деятельности реализацию программы ЕС «Восточное партнерство», призванную не только экономически, но и политически привязать к ЕС ряд постсоветских республик, в том числе Молдавия через последующее подписание Соглашения об ассоциации.
Нахождение в зоне свободной торговли СНГ требовало от Молдавии до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС проведения консультаций с руководящими структурами СНГ с целью согласования условий ее пребывания одновременно в двух зонах свободной торговли, различающихся по установленным правилам торгово-экономических отношений и техническим регламентам. Однако Кишинев упорно уклонялся от подобных переговоров. Ни к чему не привели попытки российского руководства добиться проведения трехсторонних переговоров (ЕС — Молдавия — Россия) относительно экономических последствий подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Текст соглашения вплоть до подписания не был представлен даже на общественную экспертизу. Причина, помимо прочего, заключалась в том, что содержащиеся в нем нормы влекут за собой юридически закрепленное ограничение суверенитета Молдавии.
Российской Федерации ничего не оставалось, как ввести защитные меры по ввозу из Молдавии некоторых видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для исключения возможности реэкспорта, а также из-за претензий к качеству поставляемой продукции.
Непосредственным политическим следствием подписания Соглашения стало то, что из Концепции внешней политики РМ было исключено положение о стратегическом партнерстве Молдавии и России. В Программе деятельности правительства РМ на 2016—2018 гг. партнерство с Росси-
ей заменено положением о «необходимости поддержания формата политического диалога с Россией с целью нормализации двусторонних отношений». Что касается стратегических приоритетов внешней политики Молдавии, то к ним в настоящее время отнесены: успешная реализация плана ассоциации с ЕС для получения статуса страны-кандидата на вступление в Европейский союз; углубление стратегического партнерства с Румынией с целью обеспечения европейской интеграции Республики Молдова; укрепление многосторонних стратегических отношений добрососедства с Украиной, с акцентом на европейскую интеграцию; углубление стратегического диалога с США.
В создавшихся условиях основными факторами риска для отношений между Молдовой и СНГ (прежде всего России) являются следующие. Во-первых, фактический отказ наиболее влиятельной части политического класса Молдавии во главе с лидером Демократической партии В. Плахотнюком (теневым «хозяином» Молдовы), сумевшего добиться «верительных грамот» на Западе, от прежней политики лавирования между Востоком и Западом, в пользу евро-атлантических структур. Это выразилось в серии откровенно недружественных действий в отношении России в текущем году: демонстративной высылки пяти российских дипломатов (май 2017 г.), запрете на приезд в Молдову спецпредставителя президента России по приднестровскому урегулированию Д. Рогозина; неоднократном отказе в допуске в страну российских экс-
пертов и журналистов; ограничении вещания на территории Молдавии ряда российских СМИ; нагнетании обстановки вокруг Приднестровья и др. Кульминацией подобной политики стало предложение Плахотнюка закрепить евроинтеграционный выбор Молдовы в Конституции страны.
Во-вторых, антироссийская риторика и политика Кишинева в настоящее время осуществляется в тесной координации с нынешним националистическим режимом Украины. Наибольшего «взаимопонимания» Молдавия и Украина достигли в отношении приднестровской проблемы, где они действуют в едином концерте с целью экономического удушения Приднестровья и выдавливания из региона российской миротворческой операции. В мае 2015 г. Киев денонсировал ряд соглашений о военном сотрудничестве с Россией, в том числе о транзите через Украину российских военных из Молдавии (законопроект № 0015), об организации военных межгосударственных перевозок (законопроект № 0017), а также о сотрудни -честве в военной сфере (законопроект № 0019), что значительно затруднило деятельность российской миротворческой миссии в Приднестровье. В ноябре 2016 г. власти Украины заявили о том, что готовы предоставить зеленый коридор для вывода оперативной группы российских войск из Приднестровья.
Что касается Приднестровья, то после прихода к власти на Украине в феврале 2014 г. националистического режима, Киев и Кишинев стали проводить в отношении непризнанной
республики согласованную политику, направленную на ее экономическую изоляцию и принуждение к «реинтеграции» в Молдавию. Проведению подобного рода политики способствует отсутствие у Приднестровья общей границы с Россией.
Так, в июле текущего года был установлен первый совместный молдавско-украинский погранично-таможенный пост в районе Кучурган — Первомайск (на приднестровско-у-краинском участке границы) с заявленным намерением развернуть в ближайшее время подобные пункты по всей линии границы. Установление совместных постов стало логическим продолжением блокады 2006 г., когда Приднестровье, имеющее традиционно экспортно-ориентированную экономику, лишилось возможности самостоятельно отправлять произведенную продукцию за пределы республики. Теперь Киев и Кишинев намерены поставить под контроль не только экспорт, но и импорт из ПМР. Непосредственным следствием этого может стать резкое сокращение валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности в бюджет ПМР, и без того испытывающий большие сложности.
Ситуация, однако, осложняется еще и тем, что через пункт пропуска «Кучурган» с территории Украины в Приднестровье проходит значительная часть жизненно важных групп товаров: 90% импорта мяса и рыбы, около 70% лекарственных препаратов и около 70% макаронных и мучных изделий. Прерывание или существенное сокращение этих поставок поставит
под угрозу продовольственную безопасность ПМР. Помимо прочего, с введением постов Кишинев и Киев получают возможность контролировать и фильтровать въезд и выезд из ПМР всех лиц, пересекающих молдавский участок приднестровско-укра-инской границы. Конфликтогенность ситуации, развивающейся вокруг Приднестровья, получила оценку в Заявлении Государственной думы России от 7 июля 2017 г. «О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями Правительства Республики Молдова и властей Украины».
Сложная социально-экономическая ситуация в Приднестровье обусловлена не только нынешними действиями Молдавии и Украины. Она вызвана в том числе постепенной переориентацией поставок экспортной продукции ПМР (за счет предоставленных ЕС торгово-пошлинных преференций) на рынки европейских стран. В настоящее время свыше половины экспорта приднестровских производителей приходится на Европейский союз, в то время как в Россию — 12%.
В связи с тем, что экономика Приднестровья носит экспортно-ориентированный характер, подобное соотношение экспортно-импортных операций вступает в противоречие с евразийским политическим курсом Приднестровья. Ситуация осложняется тем, что в начале следующего года истекает срок применения торговых преференций для производителей Приднестровского региона, экспортирующих свою продукцию в ЕС, что
может стать новым серьезным вызовом для экономики республики.
Примечательно, что ряд представителей предпринимательских кругов Приднестровья в сложившихся обстоятельствах артикулируют идею о том, что ПМР могла бы стать своего рода мостом между СНГ и ЕС. В свое время и Кишинев был адвокатом подобной концепции, позволявшей воспользоваться выгодами от сотрудничества с обоими крупными геополитическими игроками.
В настоящее время Российская Федерация, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в непризнанной республике (где проживает 213 тыс. российских граждан), вынуждена оказывать Приднестровью масштабную финансовую и гуманитарную помощь (бесплатные поставки газа, доплата к пенсионному обеспечению российских граждан, живущих в ПМР, льготное кредитование сельхозпроизводства, возведение социальных объектов по линии АНО «Евразийская интеграция», целевая гуманитарная помощь и др.).
Напряженность ситуации относительно Приднестровья несколько ослабла к концу года, после того как Кишиневу и Тирасполю удалось выйти на конкретные соглашения, касающиеся реализации решений в рамках Берлинского протокола, принятого в ходе переговоров в формате «5 + 2» в июне 2016 г. Речь идет о восстановлении телефонной связи между Кишиневым и Тирасполем; нормализации работы школ на основе латинской графики в Приднестровье; обеспечении беспрепятственного доступа молдавских
фермеров к земельным участкам, находящимся за трассой Дубоссары — Рыбница, а также признании тирас-польских дипломов в Молдавии. Однако глубинные причины конфликтной ситуации сохраняются.
В последнее время Кишинев все более настойчиво артикулирует на международных площадках требование о необходимости трансформации миротворческой миссии на Днестре в формат международной военно-гарантийной или гражданской полицейской миссии. 2 мая 2017 г. Конституционный суд Молдавии признал незаконным пребывание российских войск на территории Молдавии, объявив их «оккупационными».
21 июля 2017 г., в день подписания Соглашения об урегулировании приднестровского конфликта в 1992 г., молдавский парламент принял демонстративную декларацию «О выводе российских войск с левого берега Днестра». В конце августа Молдавия обратилась в ООН с просьбой рассмотреть на очередной сессии Генеральной Ассамблеи вопрос о незаконности пребывания российских войск на территории республики. Рассмотрение вопроса отложено до октября.
Избранный политический курс сопровождается попытками подорвать эффективность миротворческой миссии через дискредитацию деятельности Объединенной контрольной комиссии. Это выражается в стремлении расширить полномочия представителей Украины и миссии ОБСЕ в ОКК с заменой предоставленных им ныне наблюдательных функций на равный голос при принятии решений,
что означает перевод миротворческой операции в непредусмотренный Соглашением от 21 июля 1992 г. пяти-сторонний формат. С этой же целью инициируются действия по ограничению полномочий приднестровской делегации в ОКК на том основании, что делегация Приднестровья не является подписантом Соглашения 1992 г.
Одновременно принимаются меры к тому, чтобы ослабить позиции российской делегации в ОКК. С этой целью молдавская сторона в 2016 г. отказалась утвердить назначенного руководством МО России офицера в качестве члена делегации России в Объединенной контрольной комиссии; в аэропорту г. Кишинева без объяснения причин был задержано, а затем депортировано в Россию большое число офицеров РФ, ротируемых в миротворческие силы России в Приднестровье, в том числе и для укомплектования российского сегмента Объединенного военного командования СМС; под различными предлогами Кишинев отказывается от совместного обучения миротворцев РФ, РМ и Приднестровья в учебных специализированных центрах Российской Федерации. Молдавская делегация в ОКК периодически ставит вопрос о необходимости проведения коллективного мониторинга зоны безопасности представителями России, Украины и ОБСЕ, исключая участие в нем представителей Молдавии и Приднестровья. Попытка навязать подобного рода мониторинг, по существу, является попыткой создания нового контрольного механизма, при доминирующей роли миссии ОБСЕ.
Таким образом, Кишинев и Киев в настоящее время любыми путями стремятся затруднить осуществление российской составляющей в миротворческой операции.
В-третьих, парламентско-прави-тельственным большинством правящего класса Молдавии осуществляется откровенная дискредитация И. Додона, деятельность которого в качестве президента буквально с первых шагов столкнулась с урезанием его и без того ограниченных полномочий. Фактически любая инициатива президента, направленная на сбалансирование внешней политики Молдавии и улучшение отношений с Россией (за исключением экономической составляющей, в которой заинтересованы и его политические оппоненты), торпедируются. Дело дошло до того, что в настоящее время Додон не может воспользоваться даже теми куцыми конституционными правами, которыми он располагает в качестве президента.
Последними примерами подобного рода стал отказ Конституционного суда санкционировать проведение Додоном консультативного референдума 24 сентября, а также игнорирование его запрета как Верховного главнокомандующего о направлении молдавского контингента для участия в международных военных учениях Rapid Trident 2017, проходивших на территории Украины в сентябре этого года. В настоящее время в распоряжении Додона фактически нет ни одной силовой структуры, на которую он в случае необходимости, мог бы опереться. Дело дошло до временного
отстранения И. Додона от должности, по решению Конституционного суда, для того, чтобы состоялось назначение министром обороны Е. Стурзы, лоббируемого Демократической партией.
Поскольку Додона как политического деятеля, не без основания, ассоциируют с Россией, то одновременно с ним дискредитируется и сама идея сближения с евразийским миром. В настоящее время в подконтрольных политикуму масс-медиа Россия позиционируется в основном как страна, «препятствующая» европейской интеграции Молдавии.
Положение усугубляется «ползучей» румынизацией Молдавии, которая не только не ослабла, но приобрела новое качество. Если раньше ставка в Бухаресте делалась на предоставление облегченной процедуры получения молдаванами румынских паспортов (данные о точном количестве молдаван, имеющих румынский паспорт, носят закрытый характер, но речь может идти как минимум о нескольких сотнях тысяч человек); расширении квоты на бесплатное обучение в румынских вузах; преподавание в молдавских школах вместо «Истории Молдовы» — «Истории Румынии»; сокращение числа школ и вузов с преподаванием на русском языке, то теперь правящие режимы Румынии и Молдавии делают акцент на реализацию совместных финансово-экономических проектов в различных сферах жизнедеятельности двух республик, для чего регулярно проводятся совместные заседания правительств. Румынские инвесторы участвуют в модернизации молдавских
электросетей, идет активное строительство мостов через р. Прут, также развивается сотрудничество по линии министерств обороны и внутренних дел. Особое значение в этой связи придается приближению столетней годовщины (27 марта 2018 г.) со дня объединения Румынии и Бессарабии после Первой мировой войны.
Вступление Молдавии в зону свободной торговли с ЕС на сегодняшний день далеко не в полной мере оправдало возлагаемые надежды на бурный экономический рост, вследствие неготовности Молдавии эффективно работать на рынках стран ЕС. В этих условиях Кишинев в спешном порядке пытается открыть для себя альтернативные рынки сбыта для молдавской продукции. В текущем году соответствующие переговоры были проведены с ОАЭ и Китаем, причем в последнем случае речь шла о возможности создания зоны свободной торговли. Помимо этого, Молдавия пытается ослабить энергозависимость от России с помощью Румынии. Речь идет о строительстве молдавско-румынского газопровода Яссы — Унгены до Кишинева при финансовой поддержке ЕС, используя который Молдавия намерена закупать газ не только в Румынии, но и на газовых рынках ЕС.
Что касается других стран—членов СНГ (помимо России), то Молдова в настоящее время стремится поддерживать экономические отношения с соседней Белоруссией. В настоящее время на белорусский рынок приходится свыше 5% молдавского экспорта, в импорте Молдавии доля белорусского экспорта составляет около
3%. Минск поставляет в Молдавию преимущественно нефтепродукты, сахар, тракторы, троллейбусы, табачные изделия, лекарственные средства, шины, холодильники и др. В свою очередь, из Молдавии поставляются фрукты, виноградные вина, крепкие спиртные напитки, кукуруза, ковры, гипс, фруктовые соки и др. По итогам 2017 г., товарооборот между двумя странами вырос более чем на 10%, в сравнении с прошлым годом.
В настоящее время в Молдавии функционируют три совместных сборочных производства белорусской техники: троллейбусов «Белкоммунмаш» на базе городского троллейбусного парка г. Кишинева; садово-виногра-дарских тракторов «Беларус—921»; тракторов малой мощности Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов в Гагаузии.
Хуже складываются торговые отношения Молдавии с другими странами СНГ, в частности с Казахстаном. В период с 2014 по 2016 г. объемы взаимной торговли между Казахстаном и Молдавией сократились примерно в три раза. Главной причиной снижения объемов взаимной торговля стало удорожание транспортно-ло-гистических услуг в связи с введением запрета на ввоз и транзит через территорию Российской Федерации экспортного потока. Альтернативные логистические маршруты через европейские страны и транскавказскому маршруту значительно увеличивают стоимость и сроки поставок товаров из Молдовы в Казахстан. Тем не менее Кишинев, заинтересованный в расширении торгово-экономических
контактов с Казахстаном, предложил его деловым кругам принять участие в местной приватизации. На высшем уровне обсуждался также вопрос о создании совместных предприятий, специализирующихся на переработке сельскохозяйственной продукции.
Подъем (в том числе по политическим соображениям) переживают торговые отношения Молдавии и Украиной. В 2017 г. товарооборот между Украиной и Молдовой вырос примерно на треть по сравнению с прошлым годом. В текущем году Молдавия заняла второе место по импорту украинской электроэнергии. Подписана «дорожная карта» по развитию молдавско-украинского экономического сотрудничества на 2018 г., среди приоритетов которой обозначена активизация усилий по объединению энергетических систем Республики Молдова и Украины к европейской энергетической системе и обеспечение альтернативных способов поставок природного газа. Речь также идет об усилении взаимодействия в транспортной сфере: намечено, в частности, строительство моста вблизи Сорок и Ямполя, восстановление железнодорожного сектора Басара-бяска — Березино, а также включение трассы Единец — Винница в трансев-ропейскую транспортную сеть ТЕ^Т. «Дорожная карта» также предусматривает продолжение совместного контроля на международных пунктах пропуска молдавско-украинской государственной границы и развитие партнерства для обеспечения комплексного управления границей, в том числе на приднестровском участке.
Тем не менее, экономические отношения между двумя странами далеко не безоблачные. Так, в Молдавии, с целью защиты внутреннего производства, введены повышенные импортные пошлины на мясо птицы, сосиски, молоко, сливочное мясо, твердый сыр, мороженное и цемент, поставляемых из Украины.
В целом можно сделать вывод, что российско-молдавские отношения в настоящее время переживают один из самых серьезных кризисов за весь постсоветский период. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом привело к еще большему сужению суверенитета Молдавии, подчиненности молдавского правительства наднациональному органу, Совету ассоциации, решения которого носят обязательный для Кишинева характер, следствием чего стала постепенная трансформация Молдавии фактически в полуколонию ЕС. Как следствие, можно ожидать дальнейшего свертывания участия Молдавии в структурах СНГ. Ныне действующий политикум в Молдове не допустит не только пересмотра, но даже корректировку отдельных положений, содержащихся в Соглашении об ассоциации с ЕС.
Попытки президента И. Додона восстановить разновекторную внешнюю политику, предполагающую нормализацию отношений с Россией и СНГ на сегодняшний день не имеют необходимого ресурсного обеспечения. Потенциальная возможность для этого сохраняется в связи с выборами в молдавский парламент, которые должны состояться в ноябре 2018 г. Основные политические силы Мол-
давии фактически уже вступили в предвыборную кампанию. В ходе нее попытки политической дискредитации И. Додона и его сторонников в партии социалистов будут нарастать. Ослаблению их позиций, в определенной степени, будет способствовать утвержденный парламентом переход к смешанной избирательной системе, позволяющей Демократической партии провести в парламент подконтрольных «независимых» депутатов, из которых можно будет впоследствии сформировать послушное парламентское большинство. В настоящее время значительная часть местных органов власти административный и информационно-пропагандистский ресурс контролируется демократами.
Тем не менее, несмотря на стремление правящей элиты Молдавии свести до минимума отношения с Россией и
странами СНГ, исторический опыт развития этой республики показывает, что ей, рано или поздно, приходилось возвращаться к политике балансирования между основными центрами силы, находясь в той или иной степени зависимости от каждого из них. В настоящее время этому способствует труднопреодолимая сырьевая и энергозависимость Молдавии от России, а также специфика производимой Молдавией экспортно ориентированной продукции, находящей сбыт прежде всего на российских рынках и стран — членов СНГ. «Якорем» для Молдавии является также то, что решение приднестровской проблемы без российского участия нереалистично. Значимым фактором является также инерция давних, исторически сложившихся взаимовыгодных отношений между Россией и Молдавией.
Список литературы
1. Более половины экспорта Приднестровского региона приходится на Евросоюз [Электронный ресурс] URL: https://www.zdg.md/ru/?p=13922
[Bolee poloviny ehksporta pridnestrovskogo regiona prihoditsya na Evrosoyuz [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.zdg.md/ru/?p=13922]
2. В день подписания мира на Днестре Молдавия потребовала ухода России из ПМР [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/2303827.html
[V den' podpisaniya mira na Dnestre Moldaviya potrebovala uhoda Rossii iz PMR [Jelektronnyj resurs] URL: https://regnum.ru/news/2303827.html]
3. Доля экспорта Молдовы в Евросоюз выросла // Молдово-Приднестровский регион. 2017. № 7-8. С. б.
[Dolya ehksporta Moldovy v Evrosoyuz vyrosla // Moldovo-Pridnestrovskij region. 2017. № 7-8. S. б]
4. Доля приднестровского экспорта в Россию подросла до 12% [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/2300335.html
[Dolya pridnestrovskogo ehksporta v Rossiyu podrosla do 12% [Jelektronnyj resurs] URL: https://regnum.ru/news/2300335.html]
5. Евроинтеграцию в Молдове хотят закрепить конституционно [Электронный ресурс] URL: http://www.blackseanews.net/read/134476
[Evrointegraciyu v Moldove hotyat zakrepit' konstitucionno [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.blackseanews.net/read/134476]
6. Какое место Молдова занимает по импорту украинской электроэнергии? // Молдово-Приднестровский регион. 2017. № 7—8. С.5.
[Kakoe mesto Moldova zanimaet po importu ukrainskoj ehlektroehnergii? // Moldovo-Pridnestrovskij region. 2017. № 7—8. S. 5]
7. Казахстанско-торговые отношения [Электронный ресурс] URL: http://http-wikipediya.ru/wiki
[Kazahstansko-torgovye otnosheniya [Jelektronnyj resurs] URL: http://http-wikipediya. ru/wiki]
8. Кишинев и Тирасполь подписали четыре протокольных решения [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.md/news/kishinev-i-tiraspol-podpisali-chetyre-protokolnyh-resheniya
[Kishinev i Tiraspol' podpisali chetyre protokol'nyh resheniya [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.vedomosti.md/news/kishinev-i-tiraspol-podpisali-chetyre-protokolnyh-resheniya]
9. Молдова обратилась за помощью в ООН [Электронный ресурс] URL: https://ava. md/2017/08/23/moldova-obratilas-za-pomosch-yu-v-oon/
[Moldova obratilas' za pomoshch'yu v OON [Jelektronnyj resurs] URL: https://ava. md/2017/08/23/moldova-obratilas-za-pomosch-yu-v-oon/]
10. Молдавские военные, вопреки запретам президента страны, прибыли на учения НАТО на Украине [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/ world/07sep2017/mold.html
[Moldavskie voennye, vopreki zaprety prezidenta strany, pribyli na ucheniya NATO na Ukraine [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.newsru.com/world/07sep2017/mold.html]
11. Молдова хочет заключить с Китаем Соглашение о свободной торговле [Электронный ресурс] URL: https://point.md/ru/novosti/obschestvo/moldova-khochet-zakliuchit-s-kitaem-soglashenie-o-svobodnoi-torgovle
[Moldova hochet zaklyuchit' s Kitaem Soglashenie o svobodnoj torgovle [Jelektronnyj resurs] URL: https://point.md/ru/novosti/obschestvo/moldova-khochet-zakliuchit-s-kitaem-soglashenie-o-svobodnoi-torgovle]
12. Молдова и Беларусь реализуют новые инвестпроекты [Электронный ресурс] URL: http://www.allmoldova.com/ru/news/moldova-realizuet-novye-investicionnye-proekty-s-belarusyu
[Moldova i Belarus' realizuyut novye investproekty [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. allmoldova.com/ru/news/moldova-realizuet-novye-investicionnye-proekty-s-belarusyu]
13. Молдавский премьер пригласил деловые круги Казахстана участвовать в приватизации [Электронный ресурс] URL: http://sng.today/kishinev/2848-moldova-i-kazahstan-hotyat-aktivizirovat-sotrudnichestvo-v-sfere-biznesa.html
[Moldavskij prem'er priglasil delovye krugi Kazahstana uchastvovat' v privatizacii [Jelektronnyj resurs] URL: http://sng.today/kishinev/2848-moldova-i-kazahstan-hotyat-aktivizirovat-sotrudnichestvo-v-sfere-biznesa.html]
14. Лавренов С. Новая глава в российско-молдавских отношениях // Молдо-во-приднестровский регион. 2017. N 1-2. С. б9—71.
[Lavrenov S. Novaya glava v rossijsko-moldavskih otnosheniyah // Moldovo-pridnestrovskij region. 2017. N 1-2. S. б9-71]
15. Лавренов С.Я., Егоров В.Г. Экономика Молдовы // Экономика и политика постсоциалистических государств: опыт трансформации. Под ред. чл.-кор. РАН Р.И. Хасбулатова. М., 2017.
[Lavrenov S.YA., Egorov V.G. EHkonomika Moldovy // EHkonomika i politika postsocialisticheskih gosudarstv: opyt transformacii. Pod red. chl.-kor. RAN R.I. Hasbulatova. M., 2017]
16. Лупу М. Молдова и СНГ: перспективы развития // Свободная мысль. 2010. / N 10. С. 14-22.
[Lupu M. Moldova i SNG: perspektivy razvitiya//Svobodnaya mysl'. 2010. N 10. S. 14-22]
17. Правительства Республики Молдова и Румынии собрались на совместном заседании в узком формате [Электронный ресурс] URL: https://www.moldpres.md/ru/ news/2017/03/23/17002274
[Pravitel'stva Respubliki Moldova i Rumynii sobralis' na sovmestnom zasedanii v uzkom formate [Jelektronnyj resurs] URL: https://wwwmoldpres.md/ru/news/2017/03/23/17002274]
18. Премьер-министры Молдовы и Украины подписали «Дорожную карту» // Молдово-Приднестровский регион. 2017. N 7-8.
[Prem'er-ministry Moldovy i Ukrainy podpisali «Dorozhnuyu kartu» // Moldovo-Pridnestrovskij region. 2017. N 7-8]
19. Программа деятельности правительства Республики Молдова на 201б—2018 годы. Кишинэу, 201б г. URL: http://www.gov.md/sites/default/files/document/attachments/ pravitelstvo_respubliki_moldova_-_programma_deyatelnosti_na_201б-2018_g.pdf.
[Programma deyatel'nosti pravitel'stva Respubliki Moldova na 201б-2018 gody. Kishinehu, 201б g. URL: http://www.gov.md/sites/default/files/document/attachments/pravitelstvo_ respubliki_moldova_-_programma_deyatelnosti_na_201б-2018_g.pdf]
20. Рада разорвала ряд договоров с Россией о военном сотрудничестве [Электронный ресурс] URL: https://www.obozrevatel.com/politics/б2438-rada-razorvala-ryad-dogovorov-s-rossiej-o-voennom-sotrudnichestve.htm
[Rada razorvala ryad dogovorov s Rossiej o voennom sotrudnichestve [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.obozrevatel.com/politics/б2438-rada-razorvala-ryad-dogovorov-s-rossiej-o-voennom-sotrudnichestve.htm]
21. Россия - Молдова. Начинается новый период в отношениях [Электронный ресурс] URL: https://serfilatov.livejournal.com/228б083.html
[Rossiya - Moldova. Nachinaetsya novyj period v otnosheniyah [Jelektronnyj resurs] URL: https://serfilatov.livejournal.com/2286083.html]
22. Силенко В. План Додона по Приднестровью и перспективы мирного урегулирования на Донбассе [Электронный ресурс] URL: http://www.vitrenko.org/article/33144
[Silenko V. Plan Dodona po Pridnestrov'yu i perspektivy mirnogo uregulirovaniya na Donbasse [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.vitrenko.org/article/33144]
23. Суд в Молдавии признал неконституционным пребывание миротворцев РФ в Приднестровье [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/world/03may2017/ mold.html
[Sud v Moldavii priznal nekonstitucionnym prebyvanie mirotvorcev RF v Pridnestrov'e [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.newsru.com/world/03may2017/mold.html]
24. Товарооборот между Молдовой и Подмосковьем вырос // Молдово-Придне-стровский регион. 2017. № 7—8.
[Tovarooborot mezhdu Moldovoj i Podmoskov'em vyros // Moldovo-Pridnestrovskij region. 2017. № 7-8]
25. Торкунов АВ, Тюлин ИТ., Мельвиль АЮ. и др. Региональные организации на пространстве СНГ // Современные международные отношения и мировая политика: учебник. М.: Просвещение, 2005. С. 655-656.
[Torkunov A.V., Tyulin I.G., Mel'vil' A.YU. i dr. Regional'nye organizacii na prostranstve SNG // Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika: uchebnik. M.: Prosveshchenie, 2005. S. 655-656.]
26. Украина готова предоставить «зеленый коридор» для вывода российских войск из Приднестровья [Электронный ресурс] URL : http://www.newsru.com/world/07nov2016/ koridor.html
[Ukraina gotova predostavit' «zelenyj koridor» dlya vyvoda rossijskih vojsk iz Pridnestrov'ya [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.newsru.com/world/07nov2016/koridor.html]
27. Чем обернется для нашей страны подписание Соглашения об ассоциации с ЕС? [Электронный ресурс] URL: http://www.grenada.md/post/kritika_soglasheniea_es_rm
[CHem obernetsya dlya nashej strany odpisanie Soglasheniya ob associacii s ES? [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.grenada.md/post/kritika_soglasheniea_es_rm]
28. Чубашенко ДА. Бинарный заряд на берегах Днестра: историческая ретроспектива возможности взрыва [Электронный ресурс] URL: http://www.pmr21.info/article. php?art=95
[CHubashenko DA. Binarnyj zaryad na beregah Dnestra: istoricheskaya retrospektiva vozmozhnocti vzryva [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.pmr21.info/article.php?art=95]
29. Шамаров П.В., Лавренов С.Я. Российское миротворчество в Приднестровье (к 25-летию со дня начала) // Обозреватель-Observer. 2017. № 10. С. 22-36.
[SHamarov P.V., Lavrenov S.YA. Rossijskoe mirotvorchestvo v Pridnestrov'e (k 25-letiyu so dnya nachala) // Obozrevatel'-Observer. 2017. № 10]