УДК 325.8
С. ЛАВРЕНОВ,
доктор политических наук, заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ
Ключевые слова:
приднестровское урегулирование, совместные посты, миротворческая миссия, эскалация напряженности
S. LAVRENOV,
Doctor of Political Sciences, Head оf Department of Moldova and Transnistria, the Institute of CIS countries
Keywords:
Transnistrian conflict settlement process, ^stoms and border posts, peacekeeping mission, escalation of tensions
ПРИДНЕСТРОВСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена рассмотрению динамики переговорного процесса относительно приднестровского урегулирования, причинам его стагнации на протяжении двадцати пяти лет после ввода миротворческого контингента и прекращения вооруженного конфликта, а также ограничительным мерам Кишинева относительно Приднестровья с целью его принуждения к реинтеграции в состав Молдовы. Особое внимание уделено рассмотрению обстоятельств, приведших к резкой эскалации напряженности в молдово-приднестровских отношениях в текущем году.
TRANSNISTRIAN SETTLEMENT: STATUS AND PROSPECTS
The article is devoted to consideration of dynamics of the negotiation process regarding the Transnistrian conflict settlement, the causes of its stagnation for twenty-five years after the introduction of the peacekeeping contingent and the termination of armed conflict, as well as restrictive measures of Chisinau regarding the Transnistrian with a view to its forced reintegration of the Republic of Moldova. Special attention is paid to consideration of the circumstances that led to a sharp escalation of tensions in Moldovan-Transnistrian relations this year.
В 2017 г. исполнилось сразу несколько памятных дат в истории приднестровского урегулирования. 25 лет назад, в ночь с 1 на 2 марта 1992 г., началась «горячая» фаза мол-дово-приднестровского конфликта, когда Кишинев попытался силой установить «конституционный порядок» в стране. 8 мая 2017 г. исполняется 20 лет со дня подписания базового Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем (Москва, 8 мая 1997 г.). 21 июля 1992 г., то есть 25 лет назад, было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». 29 июля 1992 г. в Приднестровскую Молдавскую Республику были введены миротворческие силы Российской Федерации.
Наконец, 15 лет назад, 20 февраля 2002 г. стартовал переговорный формат «5 + 2». В тот день, в Братиславе было принято решение создать «Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», сначала в формате «3 + 2» (Молдова, Приднестровье-стороны конфликта, РФ, Украина, ОБСЕ — посредники) [16]. Затем, 26—27 сентября 2005 г. на встрече всех задействованных в урегулировании конфликта сторон было принято консолидированное решение о привлечении к переговорному процессу по приднестровскому урегулированию Европейского союза и США в качестве наблюдателей. Бра-тиславский формат «3 + 2», сохранив свои договорно-правовые основы,
трансформировался в действующий и поныне формат «5 + 2».
Столь впечатляющая совокупность памятных дат сама по себе дает основание для ретроспективного анализа состояния и перспектив приднестровского урегулирования. Однако для этого есть еще один серьезный повод. Не так давно завершились первые полгода президентства вновь избранных президентов Молдовы и Приднестровья И. Додона и В. Красносельского, с приходом к власти которых связывалось немало надежд в приднестровском урегулировании. И, действительно, за короткий промежуток времени состоялись две встречи президентов (январь, март 2017 г.), где, казалось, определился прагматичный подход к сближению позиций двух берегов Днестра на основе восстановления доверия и тактики «малых шагов», предполагающих решение, прежде всего, первоочередных социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы большинства населения.
Таких проблем за последние годы накопилось более чем достаточно. Среди них: восстановление стационарной телефонной связи; согласование порядка функционирования мобильной связи соответствующими операторами с Право- и Левобережья; выработка механизма подтверждения (апостиль) документов об образовании выдаваемых приднестровскими учебными заведениями; порядок выдачи автомобильных номеров владельцам автотранспорта, постоянно проживающим в населенных пунктах Приднестровья; обеспечение
свободного передвижения населения с обоих берегов Днестра, включая должностных лиц; решение проблем функционирования восьми учебных заведений, расположенных в Приднестровье и находящихся в системе просвещения Республики Молдова; открытие моста через Днестр в районе сел Гура-Быкулуй — Бычок; введение моратория на производство сторонами (Молдова-Приднестровье) возбужденных уголовных дел в отношении соответствующих должностных лиц.
Эти вопросы стали предметом переговоров в ходе Берлинского совещания, проходившего 2—3 июня 2016 г., по итогам которого был принят соответствующий протокол [6]. Помимо вышеназванных, планировалось решить ряд вопросов в сфере телекоммуникаций и экологии. Отдельным пунктом в подписанном протоколе значится обязательство сторон проработать механизм гарантий исполнения достигаемых договоренностей. По мнению, министра иностранных дел ПМР В.В. Игнатьева, Берлинский протокол стал своего рода «дорожной картой, которая позволит нам шаг за шагом предметно приближаться к решению конкретных вопросов и выходить на более позитивные уровни, создавать атмосферу доверия и поэтапно улучшать социально-экономическое положение приднестровцев» [6].
Однако затем реализация «Берлинского протокола», подвергшись критике со стороны ряда влиятельных политиков и экспертов Молдовы, застопорилась. Как следствие, ситуация в переговорном процессе стала быстро деградировать [3]. Кишинев,
при поддержке Киева, обратился к политике давления на Приднестровье. Так, молдавский вице-премьер по реинтеграции Г. Бэлан в присутствии спецпредставителя ОБСЕ К. Майер-Клодта фактически объявил об отказе молдавской стороны от принципа «малых шагов» и о переходе к «новой» стратегии урегулирования конфликта, в которой на смену «малым шагам» придут некие «параметры и принципы», за рамки которых Кишинев в дальнейшем не намерен выходить в переговорах с Тирасполем [7]. Фактически это означает возвращение к опорным положениям Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22 июля 2005 г., в соответствии с которым Приднестровье может претендовать лишь на статус автономно-территориального образования с особым правовым статусом (по типу Гагаузии).
Затем правительства Молдовы и Украины инициировали события, которые заставили говорить не просто о тупике в урегулировании приднестровского конфликта, но о возникновении, возможно, наихудшего за весь период переговорного процесса кризиса отношений. Речь идет об их намерении до конца 2017 г. установить по всему периметру приднестров-ско-украинского участка границы совместные таможенно-погранич-ные посты. Первый из них, в районе Кучурган, был введен в действие с 17 июля 2017 г.
Эта акция была осуществлена, несмотря на предшествующее заявление
Госдумы РФ от 7 июля «О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями Правительства Республики Молдова и властей Украины», в котором отмечалось, что открытие украинско-молдавских пограничных и таможенных постов на приднестровском участке молдавско-украинской границы без обсуждения с Тирасполем «противоречит принятым обязательствам о недопустимости каких-либо действий, направленных на ограничение свободы экономической деятельности предприятий и физических лиц региона, любых шагов, способных ухудшить положение каждой из сторон конфликта, а также попыток организовать блокаду Приднестровья» [1].
Действия Киева и Кишинева вызвало обостренную реакцию Тирасполя, несмотря на то, что ограничительную политику в отношении экономики ПМР (которую точнее назвать экономической блокадой) Кишинев ведет уже долгое время — фактически сразу после срыва подписания Меморандума об основных принципах государственного устройства объединенного государства (т.н. «Меморандум Коза-ка») в конце ноября 2003 г. и принятия 22 июля 2005 г. Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» в составе единой унитарной Молдовы.
Тогда Киев и Кишинев, по согласованию с ЕС и США, договорились о том, что с 1 марта 2006 г. перемещение произведенной в Приднестровье продукции через границу Украины будет осуществляться исключительно
при наличии соответствующих товарно-сопроводительных документов молдавского образца. Для этого приднестровские предприятия должны были зарегистрироваться в органах Республики Молдова, что фактически привело к двойному таможенному оформлению и налогообложению экономических агентов из Приднестровья [22].
Как следствие, экономика республики понесла огромный урон. Были уничтожены целые секторы экономики, ликвидирована приграничная торговля, огромные масштабы приняла трудовая миграция. Особенно пострадали грузоперевозки и предприятия транспортной отрасли. При этом молдавская сторона вытолкнула из системы международных грузоперевозок не только приднестровские, но и те украинские предприятия, которые работали на территории ПМР, что позволяет говорить о политическом подтексте принятого решения. Тогда полномасштабную гуманитарную катастрофу удалось предотвратить лишь благодаря всесторонней помощи, оказанной республике Российской Федерацией.
Необходимо признать, что действия Кишинева и Киева в тот момент нанесли серьезный удар не только по экономике Приднестровья, но и оказали негативное воздействие на динамику российско-приднестровских экономических отношений, вынудив ряд приднестровских экспортно-ориентированных предприятий, в силу большей рентабельности, переориентироваться на европейский рынок. Как следствие, если до 2006
г. экспортная составляющая в РФ из Приднестровья составляла 46—48% в общем объеме экспорта, то после 2006 г. вектор экспорта начал резко меняться. В последние годы экспорт приднестровской продукции в РФ сократился до 8—10% [14]. Для сравнения, в Молдову в настоящее время поставляется 44—46% приднестровского экспорта, на Украину — около 12%, в другие страны ЕС — свыше 30%. Способствовали подобному положению и выделенные ЕС с 2008 г. автономные торговые преференции для Приднестровья, позволявшие Тирасполю поставлять в страны ЕС определенный объем экспорта без оплаты пошлины.
Если в 2006 г. Кишиневом и его западными кураторами был нанесен удар преимущественно по экспорту республики, то теперь, в связи с установлением совместных молдово-у-краинских таможенно-пограничных постов, под угрозой окажутся все импортные операции Приднестровья. Теперь приднестровским предпринимателям при прохождении пограничного и таможенного контроля придется действовать сразу в трех правовых пространствах — украинском, молдавском и приднестровском и, соответственно, столкнуться с перспективой тройного налогообложения.
На этом издержки для Приднестровья после введения совместных постов не заканчиваются. Возрастает риск необоснованного ограничения свободы передвижения приднестровских граждан, а также открытия политически мотивированных уголовных дел против приднестровских экономических агентов. Так, с 25 июля
2017 г. молдавская сторона в пункте пропуска «Кучурган» запустила механизм контроля и фиксации (путем проставления даты-штампа) лиц, въезжающих на территорию Приднестровья из Украины. При этом ранее в Кишиневе неоднократно заявлялось, что первые полгода контроль будет осуществляться лишь в отношении экспорта грузов экономических агентов Приднестровья.
При этом никакими аргументами и логическими ссылками на необходимость упорядочения ситуации на границе подобную ситуацию оправдать нельзя. Именно с этой целью здесь более 11 лет функционирует Европейская миссия по оказанию помощи в пограничной деятельности (ЕиВАМ), которая за это время не зафиксировала ни одного серьезного нарушения с приднестровской стороны. Тем не менее, именно миссия ЕиВАМ является одним из активных спонсоров и посредников в установлении совместных пунктов. Тем самым европейская гражданская миссия фактически расписывается в неэффективности своей предыдущей деятельности.
Соблазн поставить под контроль всю приднестровскую экономику и, тем самым, получить мощный рычаг давления на Тирасполь настолько велик, что Кишинев готов пойти не только на существенный риск для собственной экономики, но и на явное нарушение международных договоренностей, в частности Протокола согласованных вопросов 1996 г. [18], Московского меморандума 1997 г. [5], Протокола о некоторых аспектах свободы передвижения от
февраля 2014 г. [19] и положений (п. 7) Берлинского протокола [11], где зафиксировано, что решения, затрагивающие интересы двух сторон, должны приниматься исключительно за столом переговоров. Что касается Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г., подписанного сторонами, а также Российской Федерацией и Украиной в присутствии представителя ОБСЕ («Московского меморандума 1997 г.»), то здесь однозначно (в ст. 3) закреплено, что Приднестровье имеет право «самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях» [9].
Конфликтогенность последствий от введения совместных постов обусловлена тем, что они представляют угрозу не только для экономики Приднестровья, но и для нормального функционирования миротворческой миссии. Прежде всего, это усугубит и без того проблемную ситуацию, связанную с ротацией российских военнослужащих из состава миротворческих сил и воинского контингента, охраняющего склады боеприпасов бывшей 14-й общевойсковой армии. Только в прошлом году во въезде в республику было отказано около 50 российским военнослужащим, прибывших сюда в порядке ротации.
Не меньшую тревогу вызывает то, что с появлением совместных постов вооруженные пограничники Молдовы и Приднестровья окажутся лицом друг к другу, что резко повышает возможность различных инцидентов.
Молдавские силовики, охраняя границу, будут располагаться не только на КПП, но во взаимодействии с украинскими коллегами дефилировать по лесополосе и степной зоне. Подобная ситуация вновь вступает в противоречие с Соглашением 1992 г., согласно которому стороны конфликта (Молдова и Приднестровье) должны развести части своих вооруженных сил и иных формирований, боевой техники и вооружения за границы установленной Зоны безопасности.
О том, что Кишинев и Киев с начала 2017 г. приступили к реализации согласованного комплексного давления на Приднестровье и российское присутствие в регионе говорят и другие факты. 31 марта, в спешном порядке и с серьезными нарушениями, в Кишиневе был проведен тендер на поставку в РМ электроэнергии. В результате выигрыш был присужден компании DTEK украинского предпринимателя Рината Ахметова, а Молдавская ГРЭС, которой владеет российская «ИНТЕР РАО ЕЭС», оказалась фактически снятой с дистанции [17]. Замысел авторов данного сценария был очевиден: выдавить с молдавского рынка российскую «ИНТЕР РАО ЕЭС», а Приднестровье лишить значительной части валютных поступлений. При этом, Кишинев вновь продемонстрировал готовность пойти на серьезный экономический риск ради достижения политических целей: украинские энергопоставки могут покрыть лишь 30% потребностей РМ, а сами украинские энергетики будут работать себе в убыток. В конце концов, именно последнее обстоятельство вынудило Украину
через некоторое время отказаться от поставок электроэнергии в Молдову, а последней вернуться к традиционной схеме получения электроэнергии из Приднестровья.
Практически одновременно в Бухаресте и Кишиневе было принято решение на год раньше срока завершить строительство газопровода «Кишинев-Унгены (за счет финансовой помощи ЕС) с тем, чтобы резко снизить зависимость Молдовы от поставок российского газа [8]. Премьер-министр П. Филип по этому поводу заявил, что Кишинев сделает все, чтобы газопровод Унгены — Кишинев был сдан в эксплуатацию в 2018 г. [12]. Протяженность газопровода составит около 120 км. Параллельно Молдова и Румыния активизируют сотрудничество в сфере энергетики.
В последние месяцы одновременно с экономическим, резко усилилось политическое давление на Приднестровье. 2 мая Конституционный суд Молдовы признал неконституционным пребывание российских миротворцев на территории Приднестровского региона, заявив, что «около 11% территории Молдавии является оккупированной» [20]. В свою очередь, парламент Молдовы 21 июля, то есть в день подписания Соглашения о принципах мирного урегулирования приднестровского конфликта в 1992 г., принял Декларацию о выводе российских войск с Левобережья Днестра [13].
За этим последовал отказ кишиневской стороны пропустить на торжественные мероприятия, посвященные 25-летию миротворческой операции
в Приднестровье, спецпредставителя президента РФ по приднестровскому регулированию Д. Рогозина, ряда общественных деятелей и даже российских артистов.
Эскалация напряженности усугубляется фактическим бойкотированием западными партнерами неоднократных обращений Москвы и Тирасполя о необходимости обсуждения возникших острых проблем в формате «5 + 2». Необходимо отметить, что переговорный процесс и до этого переживал не лучшие времена.
Едва начавшись в 2005 г., в результате многочисленных односторонних шагов Молдовы на уровне «Постоянного совещания...», он был фактически сорван. Вынужденный перерыв, выразившийся в полном отсутствии официальных встреч (на фоне неформальных и ни к чему не обязывающих консультаций), длился с февраля 2006-го до конца 2011 г. С 13 июля 2012 г. в Вене «Постоянное совещание.» возобновило, наконец, свою работу. Сторонами и посредниками были утверждены принципы и процедуры ведения дальнейших переговоров. В частности, наряду с отказом от выдвижения предварительных условий, в документе был зафиксирован принцип равноправия сторон, предполагающий равное участие в процессе выработки, согласования и принятия решений, относящихся ко всему комплексу взаимоотношений между Приднестровьем и Республикой Молдова. Тогда же был утвержден «трехкорзинный подход» (по аналогии с тремя корзинами деятельности ОБСЕ) переговорного процесса: в пер-
вую «корзину» входили социально — экономические проблемы; во вторую — вопросы гуманитарной сферы и по правам человека; третья «корзина» (после того, как будет достигнут необходимый уровень доверия) предполагала рассмотрение наиболее сложных вопросов политического урегулирования, включая статус Приднестровья. Переговорный процесс предполагал последовательное «восхождение» в решении накопившихся проблем, начиная с решения неотложных социально-экономических проблем.
В ходе возобновившегося переговорного процесса удалось обсудить ряд практических вопросов, в том числе: о возобновлении и строительстве дорожной инфраструктуры, открытии новых транспортных маршрутов, налаживании телекоммуникаций, свободе передвижения, экологической обстановке на р. Днестр, обеспечении работы молдавских школ на Левобережье и др. Некоторые из них были решены. Была, в частности, демонтирована находившаяся в аварийном отношении подвесная воздушно-канатная дорога (фуникулер) в городах Рыбнице и Резине; силами МЧС России осуществлен вывоз источников ионизирующего излучения (ИИИ) и пестицидов из Приднестровья; при поддержке миссии ОБСЕ выполнен ремонт очистных сооружений на реке Днестр. Тем не менее, наиболее важные из подписанных более чем 80 документов (создание общего информационного и экономического пространств, апостилирование документов об образовании и др.) остались на бумаге.
Наметившуюся стагнацию в переговорном процессе удалось, казалось, преодолеть на состоявшемся в Берлине в июне 2016 г. (после полуторагодичной паузы) заседании «Постоянного совещания...», где были приняты ряд конкретных решений, в том числе: о подтверждении подлинности документов о высшем образовании, выдаваемых в Приднестровье»; участии автотранспортных средств, зарегистрированных в ПМР, в международном дорожном движении; восстановлении перевозки грузов по территории ПМР приднестровским подвижным составом, а также расто-маживании импортных товаров для внутриприднестровского пользования таможенными органами ПМР и др. Однако эти решения, позволявшие наладить диалог между Кишиневом и Тирасполем, так и не были реализованы.
Определенные попытки вновь избранного президента Молдовы И. Додона достичь прогресса в урегулировании приднестровского конфликта, во многом, также остались на уровне деклараций. С одной стороны, И. Додон демонстрирует постоянное стремление развивать евразийский вектор развития республики, свидетельством чему стало подписание соглашения о сотрудничестве с ЕЭК, а затем, в результате его инициативы, получение Молдовой статуса наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С другой, любые «евразийские» начинания И. Додона торпедируются правящим классом Молдовы, в лице правительства и парламента. В частности, реагируя
на подписание меморандума с ЕАЭС, П. Филип заявил, что этот документ, ни при каких обстоятельствах, «не будет ратифицирован парламентом» [15].
В то время, как И. Додон пытается продвинуться в восточном направлении, правительство лихорадочно ищет альтернативные, помимо европейского, рынки сбыта. Заметным событием в экономической повестке дня Молдовы в этой связи может стать планируемое подписание Меморандума о взаимопонимании в завершении технико-экономического обоснования (ТЭО) свободной торговли между Молдовой и Китаем [10]. Молдавское правительство пытается привлечь масштабные инвестиции также из ОАЭ, США, Ирана и других стран, что могло бы компенсировать потерю российского рынка.
Неоднозначную позицию занял И. Додон и в отношении планируемых совместных пунктов пропуска на приднестровско-украинской границе, заявив, что они не должны создать экономических проблем для жителей приднестровского региона [2]. Если И. Додон для решения приднестровской проблемы исходит из необходимости федерализации Молдовы, то основной правящий класс республики настаивает на сохранение унитарного устройства страны с представлением Приднестровью особого статуса на правах автономии. В этом в настоящее время он находит поддержку основных международных акторов, вовлеченных в процесс: США, ЕС и ОБСЕ. При этом последние крайне не заинтересованы в сохранении российского,
прежде всего военного, присутствия в регионе.
Стремясь продемонстрировать приверженность западному вектору развития, а также в пику И. Додону, молдавский политический класс за короткий промежуток времени совершил ряд недружественных по отношению к России действий, среди них: введение временного запрета посещения России для молдавских чиновников (март 2017 г.), высылка пяти российских дипломатов (июнь 2017 г.), попытки блокирования работы Объединенной контрольной комиссии с тем, чтобы воспрепятствовать нормальному ходу миротворческого процесса в Приднестровье. С этой целью предпринимаются также меры по изменению инфраструктуры подразделений миротворческой операции и существенной ревизии стоящих перед ними задач.
Попытки перевести миротворческий процесс в некий мирогарантий-ный полицейский режим давно демонстрировались молдавской стороной, но после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС они приобрели целенаправленный характер, особенно после постановления Конституционного суда Республики Молдова в мае 2017 г. о том, что нахождение на территории Молдовы воинского контингента или военных баз других государств противоречит принципам нейтралитета [4].
В настоящее время молдавская сторона в ОКК периодически пытается оспорить принцип равноправия с приднестровской стороной при обсуждении и принятии решений на том основании, что Приднестровье
не являлось подписантом Соглашения 1992 г. Подобный курс сопровождается попытками ограничения российского влияния в миротворческом механизме. К ним, в первую очередь, относится немотивированный отказ молдавской стороны утверждать назначенного руководством МО РФ офицера в качестве члена делегации РФ в Объединенной Контрольной Комиссии в 2016 году; задержание в аэропорту г. Кишинев и последующая депортация в Россию большого количества офицеров РФ, ротируемых в МС РФ в Приднестровье; требования лишить начальника Объединенного Штаба СМС (представитель МО РФ) права участия в работе заседаний Объединенного Военного Командования и др. В этом же контексте необходимо рассматривать ситуацию, когда 29 мая 2017 г. решением МИДЕИ РМ были объявлены персонами нон грата пять дипломатов Российской Федерации, из которых три являются членами ОКК, в связи с чем работа ОКК, на какое-то время, была парализована из-за отсутствия кворума. Одновременно молдавская сторона настаивает на необходимости расширения полномочий представителей Украины и миссии ОБСЕ в ОКК с тем, чтобы они приобрели право равного голоса при принятии решений.
Подобная политика, в конечном счете, нацелена на явочное переформатирование миротворческой операции в пятисторонний механизм, при преобладающей роли миссии ОБСЕ. Постепенно свертывание Молдовой отношений с Россией в миротворческой области осуществляется на фоне
активизации отношений с НАТО, несмотря на нейтральный статус республики. В частности, премьер-министр Молдовы П. Филип заявил 24 марта, что «впредь военнослужащие Национальной армии Молдовы будут участвовать во всех совместных военных учениях, в том числе под эгидой НАТО». Отвечая на вопросы журналистов о запрете президентом Молдовы И. Додоном военнослужащим участвовать в феврале в военных учениях в Румынии, П. Филип выразил сожаление «этой неприятной ситуацией». Он заявил, что «это был первый и последний раз, когда случилось такое недоразумение» [21].
В условиях эскалации напряженности в отношениях между Молдовой и Приднестровьем жизненно важной для непризнанной республики являются расширение и углубление российско-приднестровского партнерства, имеющего впечатляющую историю. В настоящее время между приднестровскими и российскими исполнительными органами власти, и субъектами Российской Федерации действуют более двух десятков меморандумов о межведомственном сотрудничестве, которые в последнее время стали наполняться реальным содержанием.
Однако в сложившихся непростых условиях этого может оказаться недостаточно, тем более, в случае реализации выдвинутой президентом Приднестровья В.Н. Красносельским задачи об удвоении, как минимум, экспорта в Россию, что предполагает создание упрощенных режимов двусторонней торговли. В
числе других мер, предлагаемых экспертным сообществом, могут быть расширение внешней торговли ПМР по гарантированным заказам, в том числе и по линии оборонного заказа для предприятий, работавших в советское время в системе гособоронзаказа (Молдавизолит, Прибор, Молдавка-бель и др.); расширение участия приднестровских текстильных, швейных и обувных предприятий в российской программе импортозамещения; закрепление за Приднестровьем, в качестве рынка сбыта, ряда регионов, наиболее привлекательных с транспортно-логи-стической точки зрения (Московской, Калужской, Брянской областей) и др. Реализация этих мер будет способ-
ствовать решению задач по стабилизации экономики ПМР в условиях недружественного окружения.
Что касается самой проблемы приднестровского урегулирования, то в нынешней сложной ситуации наиболее оптимальной для двусторонних отношений, является, возможно, формула отложенного статуса для Приднестровья (как в случае с Тайванем или Са-харской Арабской Демократической республикой) при поддержании взаимовыгодных отношений в жизненно важных сферах экономики и повседневной жизни, которые могли заложить фундамент доверия в качестве необходимого условия для возобновления переговорного процесса.
Список литературы
1. Госдума приняла заявление по ситуации вокруг Приднестровья [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/gosduma-prinyala-zayavlenie-po-situacii-vokrug-pridnestrovya.html [Gosduma prinyala zayavlenie po situacii vokrug Pridnestrov'ya
[JElektronnyj resurs]. URL: https://wwwpnp.ru/politics/gosduma-prinyala-zayavlenie-po-situacii-vokrug-pridnestrovya.html]
2. Додон поддержал введение совместного молдо-украинского контроля на границе с Приднестровьем [Электронный ресурс]. URL: https://novostipmr.com/ru/news/17-05-19/dodon-podderzhal-vvedenie-sovmestnogo-moldo-ukrainskogo-kontrolya
[Dodon podderzhal vvedenie sovmestnogo moldo-ukrainskogo kontrolya na granice s Pridnestrov'em] [JElektronnyj resurs]. URL: https://novostipmr.com/ru/news/17-05-19/ dodon-podderzhal-vvedenie-sovmestnogo-moldo-ukrainskogo-kontrolya
3. Игнатьев В.В. Уроки Постоянного совещания//Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Uroki-Postoyannogo-soveschaniya-18599
[Ignat'ev V.V. Uroki Postoyannogo soveshchaniya//Rossiya v global'noj politike [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Uroki-Postoyannogo-soveschaniya-18599]
4. КС Молдовы объявил российские войска в Приднестровье вне закона [Электронный ресурс]. URL: http://vlasti.net/news/260028
[KS Moldovy ob"yavil rossijskie vojska v Pridnestrov'e vne zakona [JElektronnyj resurs]. URL: http://vlasti.net/news/260028]
5. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем [Электронный ресурс]. URL: http://old.niss.gov.ua/book/perep/pril.htm
[Memorandum ob osnovah normalizacii otnoshenij mezhdu Respublikoj Moldova i Pridnestrov'em [JElektronnyj resurs]. URL: http://old.niss.gov.ua/book/perep/pril.htm]
6. Молдавия и Приднестровье подписали в Берлине «дорожную карту» [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2140924.html
[Moldaviya i Pridnestrov'e podpisali v Berline «dorozhnuyu kartu» [JElektronnyj resurs]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2140924.html]
7. Молдавия отказывается от «малых шагов» в переговорах с Приднестровьем [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2193060.html
[Moldaviya otkazyvaetsya ot «malyh shagov» v peregovorah s Pridnestrov'em [JElektronnyj resurs]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2193060.html]
8. Молдова и Румыния решили завершить строительство газопровода Унгены-Ки-шинева год раньше [Электронный ресурс]. URL: http://1news.md/economica/28912-gazoprovod-ungeny-kishinev-idet-na-operezhenie-moldova-i-rumyniya-reshili-zavershit-stroitelstvo-na-god-ranshe.html
[Moldova i Rumyniya reshili zavershit' stroitel'stvo gazoprovoda Ungeny-Kishineva god ran'she [JElektronnyj resurs]. URL: [http://1news.md/economica/28912-gazoprovod-ungeny-kishinev-idet-na-operezhenie-moldova-i-rumyniya-reshili-zavershit-stroitelstvo-na-god-ranshe.html]
9. Молдова торпедирует экономику Приднестровья [Электронный ресурс]. URL: http://tiras.ru/evrazija/47150-moldova-torpediruet-ekonomiku-pridnestrovya.html
[Moldova torpediruet ehkonomiku Pridnestrov'ya [JElektronnyj resurs]. URL: http://tiras. ru/evrazija/47150-moldova-torpediruet-ekonomiku-pridnestrovya.html]
10. Новое двустороннее молдо-китайское соглашение [Электронный ресурс]. URL: http://totul.md/news/novoe-dvustoronnee-moldo-kitajskoe-soglashenie/
[Novoe dvustoronnee moldo-kitajskoj soglashenie [JElektronnyj resurs]. URL: http:// totul.md/news/novoe-dvustoronnee-moldo-kitajskoe-soglashenie/]
11. Опубликован протокол берлинской встречи по приднестровскому урегулированию [Электронный ресурс]. URL: http://vestipmr.info/articles/2016/06/03/opublikovan-protokol-berlinskoy-vstrechi-po-pridnestrovskomu
[Opublikovan protokol berlinskoj vstrechi po pridnestrovskomu uregulirovaniyu [JElektronnyj resurs]. URL: http://vestipmr.info/articles/2016/06/03/opublikovan-protokol-berlinskoy-vstrechi-po-pridnestrovskomu]
12. Павел Филип: Мы сделаем все для того, чтобы газопровод Унгены-Киши-нев был сдан в эксплуатацию в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: https://ava. md/2017/03/24/pavel-filip-my-sdelaem-vse-dlya-togo-chtoby/
[Pavel Filip: My sdelaem vse dlya togo, chtoby gazoprovod Ungeny-Kishinev byl sdan v ehkspluataciyu v 2018 godu [JElektronnyj resurs]. URL: https://ava.md/2017/03/24/pavel-filip-my-sdelaem-vse-dlya-togo-chtoby/]
13. Парламент Молдавии потребовал вывода российских войск из Приднестровья [Электронный ресурс] https://www.novorosinform.org/news/72455
[Parlament Moldavii potreboval vyvoda rossijskih vojsk iz Pridnestrov'ya [JElektronnyj resurs]. URL: https://www.novorosinform.org/news/72455]
14. Пограничный умысел. Зачем на самом деле Молдове устанавливать таможенные посты на украинско-приднестровской границе [Электронный ресурс]. URL: https://novostipmr.com/ru/news/17-04-02/pogranichnyy-umysel-zachem-na-samom-dele-moldove-ustanavlivat
[Pogranichnyj umysel. Zachem na samom dele Moldove ustanavlivat' tamozhennye posty na ukrainsko-pridnestrovskoj granice [JElektronnyj resurs]. URL: https://novostipmr.com/ ru/news/17-04-02/pogranichnyy-umysel-zachem-na-samom-dele-moldove-ustanavlivat]
15. Подписан Меморандум о сотрудничестве между Молдовой и Евразийским Экономическим Союзом [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.md/news/ podpisan-memorandum-o-sotrudnichestve-mezhdu-moldovoj-i-evra
[Podpisan Memorandum o sotrudnichestve mezhdu Moldovoj i Evrazijskim Ekonomicheskim Soyuzom [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.vedomosti.md/news/ podpisan-memorandum-o-sotrudnichestve-mezhdu-moldovoj-i-evra]
16. Приднестровское урегулирование [Электронный ресурс]. URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/international_safety/regprla/-/asset_publisher/YCxLFJnKuD1W/ content/id/2190000
[Pridnestrovskoe uregulirovanie [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/international_safety/regprla/-/asset_publisher/YCxLFJnKuD1W/content/ id/2190000]
17. Приднестровское урегулирование: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.iines.org/node/2725
[Pridnestrovskoe uregulirovanie: sostoyanie i perspektivy [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.iines.org/node/2725]
18. Протокол согласованных вопросов [Электронный ресурс]. URL: http://old.niss. gov.ua/book/perep/pril.htm
[Protokol soglasovannyh voprosov [JElektronnyj resurs]. URL: http://old.niss.gov.ua/ book/perep/pril.htm]
19. Протокольное решение о некоторых аспектах свободы передвижения населения [Электронный ресурс]. URL: http://mid.gospmr.org/ru/Dqz
[Protokol'noe reshenie o nekotoryh aspektah svobody peredvizheniya naseleniya [JElektronnyj resurs]. URL: http://mid.gospmr.org/ru/Dqz]
20. Суд в Молдавии признал неконституционным пребывание миротворцев РФ в Приднестровье [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/world/03may2017/mold.html
[Sud v Moldavii priznal nekonstitucionnym prebyvanie mirotvorcev RF v Pridnestrov'e [JElektronnyj resurs]. URL: http://www.newsru.com/world/03may2017/mold.html]
21. Филип обещал, что Молдова будет участвовать в военных учениях НАТО [Электронный ресурс]. URL: https://point.md/ru/novosti/politika/filip-obeshchal-chto-moldova-budet-uchastvovat-v-voennykh-ucheniiakh-nato
[Filip obeshchal, chto Moldova budet uchastvovat' v voennyh ucheniyah NATO [JElektronnyj resurs]. URL: https://point.md/ru/novosti/politika/fflip-obeshchal-chto-moldova-budet-uchastvovat-v-voennykh-ucheniiakh-nato]
22. Экономическая блокада 2006 года в цифрах [Электронный ресурс]. URL: https:// novostipmr.com/ru/content/ekonomicheskaya-blokada-2006-goda-v-cifrah
[Ekonomicheskaya blokada 2006 goda v cifrah [JElektronnyj resurs]. URL: https:// novostipmr.com/ru/content/ekonomicheskaya-blokada-2006-goda-v-cifrah]