Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы дистанционного образования'

Тенденции и перспективы дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СЕТЬ / NETWORK / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ПРОГРЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / PROGRESS MANAGEMENT / THE ACTIVITIES OF THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Одним из приоритетных направлений развития, которого выступает информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современный научно-технический прогресс и его социальные последствия приводят к быстрому устареванию полученных знаний и требуют их постоянного обновления и пополнения, создания качественно новой системы непрерывного профессионального образования. В то же время, сегодня появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, имеющих различные физические ограничения жизнедеятельности, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, состояния здоровья, условий работы и т.д. Подобное обучение может быть реализовано путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения; создать условия для успешной социализации людей с ограниченными возможностями. Развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для реформирования сложившейся методологии образования и формирования высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, а интегрирование системы образования и сети Интернет предоставляет возможность для создания и развития единой системы дистанционного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF REMOTE EDUCATION

One of the priority directions of development, which serves informatization of education the process of providing education methodology and methods of optimal use of modern information technology, process-oriented management education and the implementation of learning objectives. Modern scientific and technological progress and its social consequences lead to the rapid obsolescence of acquired knowledge and require their constant renewal and replenishment of creating a qualitatively new system of continuing professional education. at the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people with various physical limitations of life, almost irrespective of their age, skill level, health status, working conditions, etc. Such training can be realized through the provision of educational services remotely, using new information technologies and the internet, which will raise the general educational level of the population; create the conditions for successful socialization of people with disabilities. The development of information technologies creates new possibilities for reform of the current methodology of education and the formation of high-quality and high-tech information and educational environment, and the integration of the education system and the internet provides an opportunity for the creation and development of a unified system of distance education in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы дистанционного образования»

УДК 371 ББК 74 83

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015

Т.Н. Иванова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Одним из приоритетных направлений развития, которого выступает информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современный научно-технический прогресс и его социальные последствия приводят к быстрому устареванию полученных знаний и требуют их постоянного обновления и пополнения, создания качественно новой системы непрерывного профессионального образования. В то же время, сегодня появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, имеющих различные физические ограничения жизнедеятельности, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, состояния здоровья, условий работы и т.д. Подобное обучение может быть реализовано путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения; создать условия для успешной социализации людей с ограниченными возможностями. Развитие информационных технологий создает принципиально новые возможности для реформирования сложившейся методологии образования и формирования высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, а интегрирование системы образования и сети Интернет предоставляет возможность для создания и развития единой системы дистанционного образования в России.

Ключевые слова: Интернет, сеть, образование, обучение, дистанционное обучение, информационно-образовательная среда, технологии, интеграция, прогресс, управление, перспективы, общество, деятельность, система.

Образовательная система XXI века. Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Образование и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование - это и есть открытое образование. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

По данным зарубежных экспертов к 2020 году минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Наряду с традиционными формами получения высшего и второго высшего образования - очной и заочной - в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма как дистанционное обучение.

Новая для нас подобная форма обучения - е1еагш^ - давно используется на Западе. Дистанционное обуче-

ние дает возможность получить высшее и, в особенности, второе высшее образование без отрыва от работы, в любой точке нашей страны и зарубежья, при этом качество полученных знаний находится на самом высоком уровне. Неудивительно, что институт дистанционного образования получает в нашей стране все большее распространение.

В отличие от заочного обучения дистанционное обучение дает возможность учиться, находясь на любом расстоянии от учебного заведения. И если при заочном обучении студенту приходится все же неоднократно приезжать в учебное заведение, то дистанционное обучение позволяет практически полностью этого избежать. Идея дистанционного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и общаются посредством Интернета.

При дистанционном образовании важную роль играет самостоятельная работа студента с литературой. Дистанционное образование и интернет-технологии дали новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делают обучение более доступным.

Высшее дистанционное образование - это образование, которое не требует от студента присутствия в аудитории. В настоящее время оно становится заметной составляющей системы высшей школы. В вузах ежегодно создаются новые центры и институты дистанционного высшего образования. Высшее дистанционное образование позволяет выбирать удобное время, место и темп обучения каждому студенту; повысить свою квалификацию, приобрести специальность без отрыва от дома и работы.

Долговременная цель развития системы дистанционного образования в мире - дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

В связи с данной постановкой проблемы нами было проведено социологический опрос жителей городского округа Тольятти и интернет опрос студентов обучающихся дистанционно.

В качестве количественного метода сбора социологической информации было выбрано анкетирование. Анкетирование [1] - (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств

конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

По форме вопросы разделяются на открытые - свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?», и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов [25]. По содержанию вопросы делятся на объективные: об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого респондента; и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Результаты анкетирования были обработаны с помощью программы ДА-система 5.0 Standard. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Среди жителей города Тольятти необходимо было выявить, знают ли они о дистанционной форме обучения и выявить положительные и отрицательные черты системы дистанционного образования. В опросе приняли участие 1200 человек, 600 мужчин и 600 женщин. 48.3% опрошенных имеют среднепрофессиональное или среднеспециальное образование, 520 человека незаконченное высшее и 680 человек законченное.

Большая часть респондентов (70.6%) знают о такой форме обучения как дистанционная. Что говорит о ее популярности в современном обществе.

Таблица №1

Знаете ли Вы о такой форме обучения как дистанционная? абс %

да 212 70,6%

нет 88 29,4%

затрудняюсь ответить 0 0

Из общего числа опрошенных 53%, не хотели бы учиться дистанционно, 34% высказались положительно, а 13% затруднились ответить на данный вопрос. Самой популярной специальностью, которую бы выбрали опрашиваемые это управление 32.4%. Второе место занимает финансы и кредит 24.1%, третье бухгалтерский учет 22.2%. Меньше всего набрали процентов менеджмент и банковское дело.

Таблица №2

Если бы Вы стали учиться дистанционно, то какую специальность выбрали? абс %

бухгалтерский учет 24 22,2%

менеджмент 19 17,6%

управление 35 32,4%

финансы и кредит 26 24,1%

банковское дело 4 3,7%

Жители города Тольятти слышали как положительные, так и отрицательные отзывы о системе дистанционно образования (62%). Только отрицательные отзывы выделили 13.3% и только положительные 23.4%, что говорит о неоднозначном отношении населения к системе дистанционного образования.

Таблица №3

Какие отзывы Вы слышали о дистанционном образовании? абс %

только положительные 70 23,4%

как положительные, так и отрицательные 186 62%

только отрицательные 40 13,3%

ничего не слышал(а) 4 1,3%

На вопрос о том, какие качества воспитывает в человеке система дистанционного обучения, главными качествами выделили трудолюбие 58.3%, ответственность 54.7% и организованность 51.4%. Из этого можно сделать вывод о том, что студент получающий образование дистанционно трудолюбив и ответственен, это человек с хорошей организацией своего личного времени. Остальные ответы респондентов распределились следующим образом:

- умение управлять временем 35.7%

- уверенность в себе 35.6%

- мобильность 32.6%

- адаптированность 22.7%

Жители города Тольятти выделяют основным преимуществом дистанционного образования свободу и гибкость обучения, так ответили 89.3% опрошенных, что полностью подтверждает нашу гипотезу. Также положительными чертами выделяют обучение в индивидуальном темпе 55.7% и доступность обучения для любого человека 44.7%.

Таблица №4

Какие положительные черты Вы можете выделить в системе дистанционного образование? абс %

обучение дисциплинам в индивидуальном темпе 167 55,7%

свобода и гибкость обучения 268 89,3%

доступность обучения для любого человека 134 44,7%

скорость общения 87 29%

технологичность образовательного процесса 73 24,3%

социальное равноправие 112 37,3%

творчество 91 30,4%

Основным недостатком дистанционного обучения является отсутствие практических занятий, так ответили 65.7% опрошенных. 54.3% выделяют также отсутствие контроля над обучающимся. Третье место среди отрицательных черт занимает письмена форма ответов (31.3%), что говорит о том, что данная форма ответов не всегда является удобной для студента. Многим гораздо проще общаться в «живую» с преподавателем, чем высказывать свои мысли только письменно.

Жителям города Тольятти предлагалось оценить основные черты дистанционного образования по пяти бальной шкале. В результате распределения ответов были получены следующие результаты:

- параллельность - 5 баллов.

- гибкость - 4.9 балла;

- асинхронность - 4.4 балла;

- дальнодействие - 3.9 балла;

- рентабельность - 3.8 балла;

- модульность - 3.4 балла.

Главный плюс дистанционного обучения то, что оно может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Интересен тот факт, что при всех преимуществах, которые выделяют жители Тольятти у дистанционного обучения, средняя оценка, которую они бы поставили знаниям студентов обучающихся дистанционно только 2.7 балла. Оценка гораздо ниже, чем у студентов заочного обучения. А дистанционное образование является альтернативой именно заочного обучения. Получается, что внедряя новее технологии в образования, мы резко снижаем уровень знаний, который могли бы получить будущие специалисты.

По мнению респондентов, абитуриенты выбирают дистанционное обучение из-за того, что оно не отнимает много времени. Его можно совмещать с работой и уче-

бой. Оно гораздо дешевле по сравнению с другими формами обучения. Оно удобнее, можно не выходя из дома учиться и не отвлекаться от работы. Его выбирают также потому, что у студентов уже есть образование, и они просто хотят повысить свой уровень знаний.

Таблица № 5

Поставьте среднюю оценку знаниям студентов обучающихся........ средняя оценка

очно 4,7

заочно 3,3

очно-заочно 3,6

дистанционно 2,7

Нами было проведено социологическое исследование студентов дистанционного обучения. Это был интернет-опрос. При существующем количестве пользователей Интернета - может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории, состав которой можно контролировать [6]. Нами было опрошено 60 человек, из двух ВУЗов находящихся в городе Тольятти. Перед нами были поставлены задачи:

- узнать причину выбора дистанционной формы обучения;

- проанализировать положительные и отрицательные черты системы дистанционного образования;

- выявить какие качества воспитывает в студенте система дистанционного образования;

Было опрошено 50% мужчин и 50% женщин. В основном возраст студента дистанционного обучения это от 25 до 35 лет (39.9%), 36.6% в возрастной категории до 25 лет, от 35 до 45 лет 20.1% и старше 45 лет 3.4%.

В основном это люди с уже имеющимся образованием, либо среднеспециальным (26.3%), либо высшим образованием (25.2%). Студентов, которые получают высшее образование дистанционно, сразу после школы оказалось совсем не много, всего 3.4%, что подтверждает теорию о том, что студент дистанционного обучения это человек, имеющий уже образование. Он повышает свой уровень знаний дистанционно.

Таблица № 6

Ваше образование на момент начала обучения дистанционно? абс %

среднее 2 3,4%

среднепрофессиональное 16 26,3%

среднеспециальное 14 23,4%

незаконченное высшее 13 21,7%

высшее 15 25,2%

Большая часть респондентов 63.1 % помимо обучения дистанционно работают, либо занимаются домашним хозяйством 25.1%. Студентов которые учатся параллельно в другом учебном заведении 6.7%. Специальность которую выбирают студенты тем или иным образом связана с их работой 46.5%. У 15.1% абсолютно не связана с их работай. Скорее всего, люди выбирают специальность, на которую они ориентированы в будущем.

Таблица № 7

Связана ли получаемая специальность с Вашей работой? абс %

да 9 15,1%

скорее да, чем нет 28 46,5%

нет 9 15,1%

скорее нет, чем да 14 23,3%

Студенты выбирают специальности экономической направленности. Это:

- экономика и управление на предприятии - 31.6%;

- бухгалтерский учет, анализ и аудит - 23.3%;

- менеджмент - 15.1 %;

- юриспруденция - 11.7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление персоналом - 8.3%;

Студентам нравится форма дистанционного обучения, так ответили 61.7% респондентов. Не нравится 11.7% ответившим. Нравится эта форма образования из-за того, что ее можно совмещать с работой или учебой и она дешевле по сравнению с другими формами обучения.

Таблица № 8

Что именно Вам нравится в системе дистанционного обучения? абс %

возможность совмещать с работой 16 26,5%

дешевле по сравнению с другими 9 15%

Возможность не ездить в учебное заведение 4 6,6%

По мнению студентов, система дистанционного образования воспитывает в них организованность 92.9%, мобильность 63.4% и умение управлять временем53.2%. Эти данные значительно отличаются от тех, что ответили жители города Тольятти, не обучающихся дистанционно. Таблица № 9

Какие качества воспитывает в человеке система дистанционного обучения? абс %

ответственно сть 14 23,5%

мобильность 38 63,4%

уверенность в себе 17 28,5%

трудолюбие 4 6,9%

организованно сть 56 92,9%

адаптированно сть 19 31,6%

умение управлять временем 32 53,2%

Среди положительных черт, которые можно выделить в системе дистанционного образования, первое место занимает свобода и гибкость обучения, так ответили 96.3% респондентов. Второе место обучение дисциплинам в индивидуальном темпе 81.5%, третье доступность обучения для любого человека 21.6 %. Остальные ответы распределись следующим образом социальное равноправие - 18.3%, технологичность образовательного процесса -9.9%, скорость общения - 6.7% и творчество 4.9%.

Основным недостатком дистанционного обучения является отсутствие практических занятий. Многим мешает письменная форма ответов и отсутствие реального общения между преподавателем и студентом [7-12]. Несмотря на недостатки данной системы, только 21.6% ответивших хотели бы поменять свою форму обучения на заочную. Остальные студенты не хотели бы менять дистанционную форму обучения на какую-либо другую.

Таблица № 10

Какие отрицательные черты Вы можете выделить в системе дистанционного образования? абс %

отсутствие реального общения между учениками и преподавателями 29 48,2%

необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов 7 11,6%

отсутствие практических занятий 44 73%

отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся 6 9,9%

письменная форма ответов на задания 38 63,1%

электронные курсы или программы не достаточно хорошо проработаны 28 46,5%

Респондентам предлагалось оценить основные черты дистанционного образования по пяти бальной шкале. Данные распределились следующим образом:

- - параллельность -4.9 балла;

- - рентабельность -4.4 балла;

- - дальнодействие -4.3 балла;

- - асинхронность- 4.1 балла;

- - охват- 4 балла;

- - гибкость -3.8 балла;

- - модульность- 3.2 балла;

Студенты общаются с преподавателями при помощи переписки, так ответили 43.3% и им достаточно этого общения. Студенты предлагали такие внедрения в систему дистанционного образования, как практические занятия и усиление сервера учебного заведения.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что студент дистанционного обучения это человек в возрасте от 25 до 35 лет, имеющий среднеспециальное или высшее образование. Работающий и его выбранная специальность связанна с его деятельностью. В системе дистанционного образование не нравится отсутствие практических занятий, но все же, при возможности не поменял бы форму обучения. Нравится возможность совмещать с работой и свобода и гибкость обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большая советская энциклопедия / Анкетирование [Обращение: 10 мая 2015] Доступ через yandex.ru.

2. Климанова Н.Г., Трифонова Т.А. Оценка сотрудников методом «тайный покупатель» как элемент системы управления персоналом // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 50-53.

3. Позднякова Т.Н. Исследование рынка платных медицинских услуг г. Пензы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 9 (13). С. 133138.

4. Гордеева О.В. Методика и инструментальный ап-

парат оценки имиджеобразующих характеристик предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 106-110.

5. Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И., Саглам Ф.А. Проблема антикоррупционного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 15-19.

6. Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели./ М.В. Кларин. - М.: «Наука», 2007. 398 с.

7. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.

8. Сидакова Н.В., Блиева Ж.М. Исторические предпосылки и перспективы дистанционного обучения в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 207-210.

9. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Технологии дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 192-194.

10. Пустовалова Н.И., Исмагамбетова Л.Ш. К вопросу о самостоятельной работы студентов в условиях дистанционной технологии обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 147-150.

11. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

12. Боровицкая М.В., Ярыгина Н.А. К вопросу о развитии системы дистанционного обучения в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 42-45.

TRENDS AND PROSPECTS OF REMOTE EDUCATION

© 2015

T.N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, Professor of «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. One of the priority directions of development, which serves informatization of education - the process of providing education methodology and methods of optimal use of modern information technology, process-oriented management education and the implementation of learning objectives. Modern scientific and technological progress and its social consequences lead to the rapid obsolescence of acquired knowledge and require their constant renewal and replenishment of creating a qualitatively new system of continuing professional education. At the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people with various physical limitations of life, almost irrespective of their age, skill level, health status, working conditions, etc. Such training can be realized through the provision of educational services remotely, using new information technologies and the Internet, which will raise the general educational level of the population; create the conditions for successful socialization of people with disabilities. The development of information technologies creates new possibilities for reform of the current methodology of education and the formation of high-quality and high-tech information and educational environment, and the integration of the education system and the Internet provides an opportunity for the creation and development of a unified system of distance education in Russia.

Keywords: Internet, network, education, training, distance learning, information and educational environment, technology, integration, progress management, the prospects, the society, the activities of the system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.