Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы дистанционного образования'

Тенденции и перспективы дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВОЗМОЖНОСТИ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / УСЛУГИ / SERVICES / ПЕРЕОБУЧЕНИЕ / RETRAINING / ПРОГРЕСС / PROGRESS / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / DUCATION OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна

На рубеже XX-XXI веков в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства информационного общества. Одним из приоритетных направлений развития, которого выступает информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Нетрудно представить себе следующие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. Современный научно-технический прогресс и его социальные последствия приводят к быстрому устареванию полученных знаний и требуют их постоянного обновления и пополнения, создания качественно новой системы непрерывного профессионального образования. В то же время, сегодня появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, имеющих различные физические ограничения жизнедеятельности, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, состояния здоровья, условий работы и т.д. Подобное обучение может быть реализовано путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения; создать условия для успешной социализации людей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS OF REMOTE EDUCATION

At the turn of XX-XXI centuries the world has undergone significant changes due to the globalization of social relations and the formation of a new type of social organization the information society. One of the priority directions of development, which serves informatization of education to ensure the process of education methodology and methods of optimal use of modern information technology, process-oriented management education and the implementation of learning objectives. Current socio-economic situation in the country and in the education system is that traditional forms of education and training model can not meet the needs of educational services, usually concentrated in large cities. It is not difficult to imagine the following categories of persons who are in dire need of educational services, but are not able to get them in the traditional way in the framework of the current educational system. Modern scientific and technological progress and its social consequences lead to the rapid obsolescence of acquired knowledge and require their constant renewal and replenishment of creating a qualitatively new system of continuing professional education. At the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people with various physical limitations of life, almost irrespective of their age, skill level, health status, working conditions, etc. Such training can be realized through the provision of educational services remotely, using new information technologies and the Internet, which will raise the level of general education of the population; create the conditions for successful socialization of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы дистанционного образования»

Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ...

УДК 316.334:37

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология» Жукова Ирина Васильевна, магистрант кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. На рубеже XX-XXI веков в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства - информационного общества. Одним из приоритетных направлений развития, которого выступает информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и методикой оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современная социально-экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Нетрудно представить себе следующие категории лиц, которые остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. Современный научно-технический прогресс и его социальные последствия приводят к быстрому устареванию полученных знаний и требуют их постоянного обновления и пополнения, создания качественно новой системы непрерывного профессионального образования. В то же время, сегодня появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, имеющих различные физические ограничения жизнедеятельности, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, состояния здоровья, условий работы и т.д. Подобное обучение может быть реализовано путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием новых информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения; создать условия для успешной социализации людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: образование, возможности, сеть Интернет, технологии, информация, социализация, услуги, обучение, переобучение, прогресс, пространство, территория, дистанционное обучение.

TRENDS AND PROSPECTS OF REMOTE EDUCATION

© 2016

Ivanova Tatiana Nikolaevna, doctor of sociological Sciences, Professor of "Sociology" Zhukova Irina Vasilevna, graduate student of the department "Sociology" Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. At the turn of XX-XXI centuries the world has undergone significant changes due to the globalization of social relations and the formation of a new type of social organization - the information society. One of the priority directions of development, which serves informatization of education - to ensure the process of education methodology and methods of optimal use of modern information technology, process-oriented management education and the implementation of learning objectives. Current socio-economic situation in the country and in the education system is that traditional forms of education and training model cannot meet the needs of educational services, usually concentrated in large cities. It is not difficult to imagine the following categories of persons who are in dire need of educational services, but are not able to get them in the traditional way in the framework of the current educational system. Modern scientific and technological progress and its social consequences lead to the rapid obsolescence of acquired knowledge and require their constant renewal and replenishment of creating a qualitatively new system of continuing professional education. At the same time, today there is a real possibility of purposeful training and retraining of people with various physical limitations of life, almost irrespective of their age, skill level, health status, working conditions, etc. Such training can be realized through the provision of educational services remotely, using new information technologies and the Internet, which will raise the level of general education of the population; create the conditions for successful socialization of people with disabilities.

Keywords: ducation opportunities, the Internet, technology, information, socialization, services, training, retraining, progress, space, territory, distance learning

Образовательная система XXI века. Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний. Образование и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование - это и есть открытое образование. Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)

и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения [1-14].

По данным зарубежных экспертов к 2020 году минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Наряду с традиционными формами получения высшего и второго высшего образования - очной и заочной - в последнее время все большее распространение получает такая инновационная форма как дистанционное обучение.

Новая для нас подобная форма обучения - elearning -давно используется на Западе.

Дистанционное обучение дает возможность получить высшее и, в особенности, второе высшее образование

121

Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна социологические

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ... науки

без отрыва от работы, в любой точке нашей страны и зарубежья, при этом качество полученных знаний находится на самом высоком уровне [15-17]. Неудивительно, что институт дистанционного образования получает в нашей стране все большее распространение.

В отличие от заочного обучения дистанционное обучение дает возможность учиться, находясь на любом расстоянии от учебного заведения. И если при заочном обучении студенту приходится все же неоднократно приезжать в учебное заведение, то дистанционное обучение позволяет практически полностью этого избежать. Идея дистанционного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и общаются посредством Интернета.

При дистанционном образовании важную роль играет самостоятельная работа студента с литературой.

Дистанционное образование и интернет-технологии дали новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делают обучение более доступным [18, 19].

Высшее дистанционное образование - это образование, которое не требует от студента присутствия в аудитории. В настоящее время оно становится заметной составляющей системы высшей школы. В вузах ежегодно создаются новые центры и институты дистанционного высшего образования. Высшее дистанционное образование позволяет выбирать удобное время, место и темп обучения каждому студенту; повысить свою квалификацию, приобрести специальность без отрыва от дома и работы.

Долговременная цель развития системы дистанционного образования в мире - дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

В связи с данной постановкой проблемы нами было проведено социологический опрос жителей городского округа Тольятти и интернет опрос студентов обучающихся дистанционно.

В качестве количественного метода сбора социологической информации было выбрано анкетирование. Анкетирование [20]- (от франц. enquete, буквально -расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.

По форме вопросы разделяются на открытые - свободный ответ, например: «Что Вы думаете делать после службы в армии?», и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные: об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого респондента; и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Результаты анкетирования были обработаны с помощью программы ДА-система 5.0 Standard. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Среди жителей города Тольятти необходимо было выявить, знают ли они о дистанционной форме обучения и выявить положительные и отрицательные черты системы дистанционного образования. В опросе приняли участие 630 человек, 330 мужчин и 300 женщин. 48.3% опрошенных имеют среднепрофессиональное или 122

среднеспециальное образование, 327 человека незаконченное высшее и 303 человек законченное.

Большая часть респондентов (70.6%) знают о такой форме обучения как дистанционная. Что говорит о ее популярности в современном обществе.

Таблица 1

Знаете ли Вы о такой форме обучения как дистанционная? абс %

да 212 70,6%

нет 88 29,4%

затрудняюсь ответить 0 0

Из общего числа опрошенных 259 человек (53%), не хотели бы учиться дистанционно, 34% высказались положительно, а 13% затруднились ответить на данный вопрос. Самой популярной специальностью, которую бы выбрали опрашиваемые это управление 32.4%. Второе место занимает финансы и кредит 24.1%, третье бухгалтерский учет 22.2%. Меньше всего набрали процентов менеджмент и банковское дело.

Таблица 2

Если бы Вы стали учиться дистанционно, то какую специальность выбрали? абс %

бухгалтерский учет 24 22,2%

менеджмент 19 17,6%

управление 35 32,4%

финансы и кредит 26 24,1%

банковское дело 4 3,7%

Жители города Тольятти слышали как положительные, так и отрицательные отзывы о системе дистанционно образования(62%). Только отрицательные отзывы выделили 13.3% и только положительные 23.4%, что говорит о неоднозначном отношении населения к системе дистанционного образования.

Таблица 3

Какие отзывы Вы слышали о дистанционном образовании? абс %

только положительные 70 23,4%

как положительные, так и отрицательные 186 62%

только отрицательные 40 13,3%

ничего не слышал(а) 4 1,3%

На вопрос о том, какие качества воспитывает в человеке система дистанционного обучения, главными качествами выделили трудолюбие 58.3%, ответственность 54.7% и организованность 51.4%. Из этого можно сделать вывод о том, что студент получающий образование дистанционно трудолюбив и ответственен, это человек с хорошей организацией своего личного времени. Остальные ответы респондентов распределились следующим образом:

- умение управлять временем 35.7%

- уверенность в себе 35.6%

- мобильность 32.6%

- адаптированность 22.7%

Жители города Тольятти выделяют основным преимуществом дистанционного образования свободу и гибкость обучения, так ответили 89.3% опрошенных, что полностью подтверждает нашу гипотезу. Также положительными чертами выделяют обучение в индивидуальном темпе 55.7% и доступность обучения для любого человека 44.7%.

Основным недостатком дистанционного обучения является отсутствие практических занятий, так ответили 65.7% опрошенных. 54.3% выделяют также отсутствие контроля над обучающимся.

Третье место среди отрицательных черт занимает письмена форма ответов (31.3%), что говорит о том, что данная форма ответов не всегда является удобной для студента. Многим гораздо проще общаться в «живую» с преподавателем, чем высказывать свои мысли только

Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ...

письменно. Таблица 4

Какие положительные черты Вы можете выделить в системе дистанционного образование? абс %

обучение дисциплинам в индивидуальном темпе 167 55,7%

свобода и гибкость обучения 268 89,3%

доступность обучения для любого человека 134 44,7%

скорость общения 87 29%

технологичность образовательного процесса 73 24,3%

социальное равноправие 112 37,3%

творчество 91 30,4%

Поставьте среднюю оценку знаниям студентов обучающихся........ средняя оценка

очно 4,7

заочно 3,3

очно-заочно 3,6

дистанционно 2,7

В основном это люди с уже имеющимся образованием, либо среднеспециальным (26.3%), либо высшим образованием (25.2%). Студентов, которые получают высшее образование дистанционно, сразу после школы оказалось совсем не много, всего 3.4%, что подтверждает теорию о том, что студент дистанционного обучения это человек, имеющий уже образование. Он повышает свой уровень знаний дистанционно.

Таблица 6

Жителям города Тольятти предлагалось оценить основные черты дистанционного образования по пяти бальной шкале. В результате распределения ответов были получены следующие результаты:

- параллельность 5 баллов.

- гибкость -4.9 балла;

- асинхронность -4.4 балла;

- дальнодействие -3.9 балла;

- рентабельность -3.8 балла;

- модульность -3.4 балла.

Главный плюс дистанционного обучения то, что оно может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства».

Интересен тот факт, что при всех преимуществах, которые выделяют жители Тольятти у дистанционного обучения, средняя оценка, которую они бы поставили знаниям студентов обучающихся дистанционно только 2.7 балла. Оценка гораздо ниже, чем у студентов заочного обучения. А дистанционное образование является альтернативой именно заочного обучения. Получается, что внедряя новее технологии в образования, мы резко снижаем уровень знаний, который могли бы получить бедующие специалисты.

Таблица 5

Ваше образование на момент начала обучения дистанционно? абс %

среднее 2 3,4%

среднепрофессиональное 16 26,3%

среднеспециальное 14 23,4%

незаконченное высшее 13 21,7%

высшее 15 25,2%

Большая часть респондентов 63.1 % помимо обучения дистанционно работают, либо занимаются домашним хозяйством 25.1%. Студентов которые учатся параллельно в другом учебном заведении 6.7%. Специальность которую выбирают студенты тем или иным образом связана с их работой 46.5%. У 15.1% абсолютно не связана с их работай. Скорее всего, люди выбирают специальность, на которую они ориентированы в бедующем.

Таблица 7

Связанна ли получаемая специальность с Вашей работой? абс %

да 9 15,1%

скорее да, чем нет 28 46,5%

нет 9 15,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скорее нет, чем да 14 23,3%

По мнению респондентов, абитуриенты выбирают дистанционное обучения из-за того, что оно не отнимает много времени. Его можно совмещать с работой и учебой. Оно гораздо дешевле по сравнению с другими формами обучения. Оно удобнее, можно не выходя из дома учиться и не отвлекаться от работы. Его выбирают также потому, что у студентов уже есть образование, и они просто хотят повысить свой уровень знаний.

Нами было проведено социологическое исследование студентов дистанционного обучения. Это был интернет-опрос. При существующем количестве пользователей Интернета - может применяться либо для изучения интернет-аудитории, либо для изучения аудитории, состав которой можно контролировать.[21] Нами было опрошено 60 человек, из двух ВУЗов находящихся в городе Тольятти. Перед нами были поставлены задачи:

- узнать причину выбора дистанционной формы обучения;

- проанализировать положительные и отрицательные черты системы дистанционного образования;

- выявить какие качества воспитывает в студенте система дистанционного образования;

Было опрошено 50% мужчин и 50% женщин. В основном возраст студента дистанционного обучения это от 25 до 35 лет (39.9%), 36.6% в возрастной категории до 25 лет, от 35 до 45 лет 20.1% и старше 45 лет 3.4%.

Студенты выбирают специальности экономической направленности. Это:

- экономика и управление на предприятии -31.6%;

- бухгалтерский учет, анализ и аудит- 23.3%;

- менеджмент- 15.1 %;

- юриспруденция -11.7%;

- управление персоналом- 8.3%;

Студентам нравится форма дистанционного обучения, так ответили 61.7% респондентов. Не нравится 11.7% ответившим. Нравится эта форма образования из-за того, что ее можно совмещать с работой или учебой и она дешевле по сравнению с другими формами обучения.

Таблица 8

Что именно Вам нравится в системе дистанционного обучения? абс %

возможность совмещать с работой 16 26,5%

дешевле по сравнению с другими 9 15%

Возможность не ездить в учебное заведение 4 6,6%

По мнению студентов, системе дистанционного образования воспитывает в них организованность 92.9%, мобильность 63.4% и умение управлять временем53.2%. Эти данные значительно отличаются от тех, что ответили жители города Тольятти, не обучающихся дистанционно.

Таблица 9

Какие качества воспитывает в человеке система дистанционного обучения? абс %

ответственность 14 23,5%

мобильность 38 63,4%

уверенность в себе 17 28,5%

трудолюбие 4 6,9%

организованность 56 92,9%

адаптированность 19 31,6%

умение управлять временем 32 53,2%

Среди положительных черт, которые можно выде-

Иванова Татьяна Николаевна, Жукова Ирина Васильевна ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО .

лить в системе дистанционного образования, первое место занимает свобода и гибкость обучения, так ответили 96.3% респондентов. Второе место обучение дисциплинам в индивидуальном темпе 81.5%, третье доступность обучения для любого человека 21.6 %. Остальные ответы распределись следующим образом социальное равноправие - 18.3%, технологичность образовательного процесса - 9.9%, скорость общения - 6.7% и творчество 4.9%.

Основным недостатком дистанционного обучения является отсутствие практических занятий. Многим мешает письменная форма ответов и отсутствие реального общения между преподавателем и студентом. Несмотря на недостатки данной системы, только 21.6% ответивших хотели бы поменять свою форму обучения на заочную. Остальные студенты не хотели бы менять дистанционную форму обучения на какую-либо другую.

Таблица 10

Какие отрицательные черты Вы можете выделить в системе дистанционного образования? абс %

отсутствие реального, общения между учениками и преподавателями 29 48,2%

необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов 7 11,6%

отсутствие практических занятий 44 73%

отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся 6 9,9%

письменная форма ответов на задания 38 63,1%

электронные курсы или программы не достаточно хорошо проработаны 28 46,5%

Респондентам предлагалось оценить основные черты дистанционного образования по пяти бальной шкале. Данные распределились следующим образом:

- параллельность -4.9 балла;

- рентабельность -4.4 балла;

- дальнодействие -4.3 балла;

- асинхронность- 4.1 балла;

- охват- 4 балла;

- гибкость -3.8 балла;

- модульность- 3.2 балла;

Студенты общаются с преподавателями при помощи переписки, так ответили 43.3% и им достаточно этого общения. Студенты предлагали такие внедрения в систему дистанционного образования, как практические занятия и усиление сервера учебного заведения.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что студент дистанционного обучения это человек в возрасте от 25 до 35 лет, имеющий среднеспециальное или высшее образование. Работающий и его выбранная специальность связанна с его деятельностью. В системе дистанционного образование не нравится отсутствие практических занятий, но все же, при возможности не поменял бы форму обучения. Нравится возможность совмещать с работой и свобода и гибкость обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. №2 10 (14). С. 10-12.

2. Чесноков А.Н., Якупова М.М., Епифанов С.В. Компьютерное моделирование и интернет-технологии в общеобразовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 133-137.

3. Таланова М.Б. Особенности преподавания инженерной и компьютерной графики // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 146-148.

4. Сальников И.И. Интеграционные процессы в развитии средств реализации информационных потребностей человека на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 3 (19).

С. 16-24.

5. Земсков А.С., Иванчин А.И. Разработка и внедрение компьютерных программ в деятельность учителя физической культуры - проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 13-18.

6. Иванюк М.Е. Формирование специальной ключевой компетенции «владение системами компьютерной математики» в процессе обучения будущих учителей информатики и математики // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 16-20.

7. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №2 2 (11). С. 34-37.

8. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

9. Аниськин В.Н. Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 66-75.

10. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

11. Третьякова Е.М. Роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

12. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.

13. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.

14. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 12-16.

15. 1Иванова Т.Н. тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

16. Павлов В.Ю., Люсев В.Н. «Технология дистанционного обучения» с точки зрения педагогической науки // Современные информационные технологии. 2010. № 11. С. 111-113.

17. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.

18. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.

19. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

20. Большая советская энциклопедия / Анкетирование [Обращение: 10 марта 2016] Доступ через yandex.ru.

21. Кларин, М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели./ М.В. Кларин. - М.: «Наука», 2007. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.