Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы деятельности музеев в Российской Федерации (на примере Оренбургской области)'

Тенденции и перспективы деятельности музеев в Российской Федерации (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
480
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM / MUSEUM ACTIVITIES / TOURISM AND EXCURSION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна, Холодилина Юлия Евгеньевна

Предметом исследования являются тенденции современного развития музейной деятельности в РФ, а также перспективы музеев в туристско-экскурсионной деятельности регионов. В рамках изучения деятельности музеев представлена взаимосвязь основных направлений деятельности: "наука", "образование", "туризм". Обоснована перспективность развития туристско-экскурсионной деятельности в музеях, позволяющая обеспечивать популяризацию музейных фондов среди более широкого круга посетителей, а также привлекать дополнительные источники финансирования музейной деятельности. Проведен обзорный анализ развития музейной деятельности в Российской Федерации. Представлена характеристика музеев Оренбургской области, выделены современные инструменты развития музейной деятельности в регионе. Представленные в статье особенности деятельности музеев в регионах могут быть полезными для представителей туристского бизнеса, музейного сообщества, региональных и муниципальных органов власти, а также для исследователей, изучающих деятельность музеев с организационной и экономической стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and perspectives of museums in the Russian Federation (on the example of the Orenburg region)

The subjects of the study are the modern tendencies in the development of Museum activities in Russia and prospects of museums in the tourist-excursion activities in the regions. Prospects of development of tourist-excursion activities in museums, allowing the popularization of Museum collections among a wider range of visitors and to attract additional sources of funding for Museum activities. A review of the development of Museum activities in the Russian Federation. The description of museums of the Orenburg region, dedicated modern tools of development of Museum activities in the region. Presented in the article features of activity of museums in the regions may be useful for representatives of tourist business community, museums, regional and municipal authorities, as well as for researchers studying the museums activities with the organizational and economic aspects.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы деятельности музеев в Российской Федерации (на примере Оренбургской области)»

s

UJ

S ^

О UJ

Z

О X

о

rt

■X

■X *

344

управлять ресурсами, контролировать качество медицинских услуг, обеспечивать своевременный обмен данными (персоницифици-рованные данные о пациенте, электронная медицинская карта, лабораторно-диагностические исследования и т.д.);

- имеются серьезные недоработки 8 законодательстве, регулирующемтелемедицинские услуги - отсутствуют национальные клинические рекомендации по телемедицине, не определены, ответственность врача и порядок оплаты его работы, авторизация пациентов и др.;

- не достаточно развиты технологии персонального дистанционного мониторинга здоровья (интернет медицинских вещей), не отработаны формат и стандарты клинического обмена данными;

- низкая цифровая медико-санитарная грамотность среди работников медицинских организаций и населения, недостаточная производительность внутренних сетей медицинских организаций и скорость Интернет-соедине-ния, что не позволяет в полной мере использовать медицинские информационные системы.

Таким образом, реализация всех задач по формированию и эксплуатации единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, создание качественных региональных медицинских информационных систем и информационных систем медицинских организаций с интеграцией в ЕГИСЗ обеспечит полноценное функционирование единого информационного медико-социального пространства. В этих условиях ЕИМСП будет

играть главенствующую роль по информационному взаимодействию всех участников рынка медицинских услуг.

Примечания:

1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ф3 ■■ [Электронный ресурс]. Режим доступа: h ftp://www.consuI tant.ru/cons/cgi/ online {дата обращения 05.08.19).

2. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей региональной медицинской информационной системы (РМИС), утверждены Министром здравоохранения РФ 23.03.16 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://porta!.egisz.rosminzdrav, ru/mate rials/391 (дата обращения 05.08.19)

3. Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских органи заций (МИС МО), утверждены Министерством здравоохранения РФ 01. 02. 2016 г, - [Электронный ресурс] - Режим доступа; http://www.gara nt.ru/products/ipo/prime/doc/ 71238346/#reviewCqaTa обращения 05.08.19)

4. О Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере, решение Экономического совета СНГ от 13.03. 2009 г. -[Электронный ресурс]. ■- Режим доступа: http:// base.garant.ru/2568289/ (дата обращения 07.08.19)

5. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функ ционирования, перспективы эволюции. - М. : Московский центр Карнеги , 2009.

6. Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 555. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.cu (дата обра щения07.08.19)

TRENDS AND PERSPECTIVES OF MUSEUMS [N THE RUSSIAN FEDERA VON (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Polyakova I rim Leonidovna, PhD ofEconomics, Associate Professor Kholodilina Yuliya Evgenyevna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Personnel Management, Service and Tourism, Orenburg State University, Orenburg

The subjects of the study are the modern tendencies in the development of Museum activities in Russia and prospects of museums in the tourist-excursion activities in the regions. Prospects of development of tourist excursion activities in museums, allowing the popularization of Museum collections among a wider range of visitors and to attract additional sources of funding for Museum activities. A review of the development of Museum activities in the Russian Federation. The description of museums of the Orenburg region, dedicated modern tools of development of Museum activities in the region. Presented in the article features of activity of museums in the regions may be usefulfor representatives oftourist business community, museums, regional andmunicipal authorities, as well as for researchers studying the museums activities with the organizational and economic aspects,

Keywords: museum, museum activities, tourism and excursion activity.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛА СТИ)

Предметом исследования являются тенденции современного развития музейной деятельности в РФ, а также перспективы музеев в туристско-экскурси онной деятельности регионов. В рамках изучения деятельности музеев представлена взаимосвязь основных направлений деятельности: "наука", "образование", "туризм". Обоснована перспективность развития туристско-зк-скурсионной деятельности в музеях, позволяющая обеспечивать популяризацию музейных фондов среди более широкого круга посетителей, а также привлекать дополнительные источники финансирования музейной дея тельности. Проведен обзорный анализ развития музейной деятельности в Российской Федерации. Представлена характеристика музеев Оренбургской области, выделены современные инструменты развития музейной деятельности в регионе. Представленные в статье особенности деятельности музеев в регионах могут быть полезными для представителей туристскою бизнеса, музейного сообщества, региональных и муниципальных органов власти, а также для исследователей, изучающих деятельность музеев с организационной и экономической стороны.

Ключевые слова: музей; музейная деятельность; туристско экскурсионная деятельность.

УДК 379.8 ВАК РФ 08.00.05

5 Полякова ИЛ, 2019 ? Хоподтина НУ. t., 2019

05

т—I

о

CU

-Û о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ m

го

(Л 2

В настоящее время в условиях интеграции и глобализации соци-ально-культурного пространства возрастает роль и значение культурных институтов и учреждений. Одним из видов таких учреждений является музей, который в свою очередь занимает особое место среди социально-культурных институгов.

Последнее десятилетие характеризуется значительными изменениями в практике музейной деятельности как в России, так и за рубежом. Многие страны мира стремятся к трансформации классических технологий работы музеев в современные формы взаимодействия музеев и потенциальных потребителей и их активное вовлечение в сам процесс работы музейных учреждений [3; 11 ].

В связи с этим весьма актуальными являются вопросы определения основных тенденций и современных направлений функционирования и развития музейных учреждений.

Многообразие видов музеев приводит к наличию разнообразных технологий и форм их работы и направлений деятельности. 8 настоящее время все музеи РФ можно условно разделить на две большие группы: "столичные" и "провинциальные" музеи. Независимо от формы собственности и профиля музея в "столичных" наблюдается высокий уровень посещаемости, ведется активная маркетинговая политика, используются современные интерактивные средства в работе с посетителями и т.д. Деятельность "столичных" музеев полностью соответствует международным современным стандартам музееведения и потребностям потенциальных посетителей [4; 6). Основной проблемой в работе "провинциальных" музеев выступает низкий уровень посещаемости, слабая маркетинговая политика и т.д.

Эффективная работа и реализация всех функций музея обеспечивается за счет взаимообусловленной деятельности музея потрем основным направлениям: научная деятельность, сфера образование и туристская деятельность. В таблице 1 более подробно представлены реализуемые функции музея в соответствии с тремя сферами деятельности {наука, образование, туризм).

5

345

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент

ХОЛОДИЛИНА Юлия Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государе твенный университет, Оренбург

Таблица 1 -Основные направления деятельности музеев

роны,непониманием

346

Ш

S ^

О ш

X

О X

о ^

л

■X

■X *

Сфера Направления деятельности

Наука изучение культурно-исторического и духовного наследия документирование политических, экономических, социальных процессов в жизни российского общества

привлечение средств фантов различных научных организаций воспитание и образование членов общества

Образование

социальная адаптация членов общества

формирование демократических и гуманистических принципов взаимоотношений в обществе

формирование исторического самосознания

Туризм обеспечение новых форм досуга

создание условий для межкультурного обмена и коммуникации формирование альтернативных источников финансирования музея создание новых рабочих мест

Таким образом, современный музей стоит рассматривать как симбиоз научной, образовательной и туристской деятельности.

6 настоящее время туристская деятельность стала также рассматриваться как важное и стратегическое направление развития музейного дела. Вовлечение музеев в туристский оборот страны либо региона позволит, во-пер-вых, сформировать положительный образ (бренд), посещаемой территории у туристов, разнообразить формы организации и проведения отдыха и тд, [7; 9]. Для музеев участие в туристском обслуживании является дополнительным источником финансирования и популяризации имеющихся фондов среди более широкого круга посетителей.

В крупных и столичных регионах РФ, которые пользуются популярностью у иностранных и отечественных туристов, вопрос взаимообусловленного развития музейного дела и туристской деятельности является решенным и отработанным. В связи с этим, данная проблема является наиболее актуальной для так называемых "провинциальных" музеев.

Сегодня большинство "провинциальных" региональных музеев остаются не вовлеченными в туристский оборот. Основная причина сложившейся тенденции заключается в низком уровне маркетинговой политики региональных музеев и малой информированности между двумя субъектами этого рынка: туроператорами и музеями [5]. Малая информированность обусловлена, с одной сто-

руководством большинства музеев важности и необходимости участия в туристическом обслуживании, во-вторых, туристскими фирмами музейные учреждения рассматриваются только лишь как ресурс, который можно использовать / не использовать в туристской программе, В соответствии с такой позицией музеям предлагается сотрудничество с крайне невыгодными для них условиями, что приводит к фактическому отсутствию взаимовыгодного сотрудничества "музеи - туристские фирмы" в регионах.

Если рассмотреть особенности музейного дела в Российской Федерации, то лидерами в сфере эффективного взаимодействия "музеи -туристские фирмы" являются две столицы: Москва и Санкт-Петербург.

Аналитическое агентство "ТурСтат" выявило "музейные" города и регионы РФ с самыми популярными музеями. В топ-10 городов регионов России по популярности музеев входят Казань, Великий Новгород, Владимир, Севастополь, Ярославль, Калининград, Псков, Екатеринбург, Истра и Калуга [1]. Рейтинг составлен по результатам анализа посещаемости музеев в регионах России (табл. 2),

Таблица 2 - Самые посещаемые музеи в субъектах РФ (за 2016 г.) [1]

Город Субъект РФ Музей Ежегодное кол-во посетителей, чел-к

Казань Приволжский федеральный округ Казанский Кремль 2,6 мл»

Великий Новгород Приволжский федеральный округ Новгородский музей-заповедник 1.2 млн

Владимир Центральный федеральный округ Впади м и ро -Суз дал ьский музей заповедник 1,1 млн

Севастополь Республика Крым Музей -за повед н и к «Херсонес Таврический» 1,1 млн

Ярославль Центральный федеральный округ Ярославский музей-заповедник 000 тыс.

Калининград Северо-Западный федеральный округ Музей Мирового океана 600 тыс.

Псков Северо-Западный федеральный округ Псковский музей-заповедник, включая Псковский Кремль 500 тыс.

Екатеринбург Уральский федеральный округ Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) 200 тыс,

Истра Центральный федеральный округ Музей но-в ыста воч н ый комплекс «Новый Иерусалим» 300 тыс,

Калуга Центральный федеральный округ Музей истории космонавтики имени К.Э, Циолковского. 250 тыс.

Стоит отметить, что в рейтинг не входят Москва и Санкт-Петербург как самые посещаемые туристские города России и, соответственно, с высоким уровнем посещения государственных и прочих музеев. По данным аналитического агентства 'ТурСтат", самыми популярными музеями России являются Эрмитаж, Московский Кремль, Третьяковская галерея и Русский музей, которые все расположены в Москве и Санкт-Петербурге.

По данным того же агентства, в 2016 году музеи России посетило более 120 миллионов человек. Совокупный доход российских музеев от платных услуг выросдо 10 млрд рублей в год по информации Минкультуры РФ,

Среди самых посещаемых музеев РФ является Казанский Кремль (2,8 миллиона посетителей в год). Среди представленных музеев отсутствуют музеи из Восточной России. Данную закономерность можно объяснить, во-первых, низким уровнем посещаемости иностранными и отечественными туристами восточных регионов РФ, во-вторых, тем, что основой ресурсного потенциала данных регионов являются природные объекты (заповедники, заказники, отдельные памятники природы и т.д.).

6 остальных регионах РФ основной аудиторией музеев являются школьники и студенты, которые посещают музеи в рамках общеобразовательных и профильных программ. Для музеев это, с одной стороны, сформированный устойчивый поток посетителей в течение года и возможность "экономии" организационных и материальных ресурсовдля расширения своей деятельности и поиска новых форм работы. Но, с другой стороны, такое положение приводит к стагнации музейной деятельности в регионах (8, 12]. "Провинциальные" музеи не соответствуют современности, не отвечают требованиям и вызовам современного общества, что делает данные учреждения низко привлекательными, как для посещения, так и для их дальнейшего развития. Чтобы исправить эту проблему, музеи сами должны инициировать сотрудничество с туристским бизнесом, создавать в своей организационной структуре отделы и подразделения, отвечающие за туристское обслуживание и маркетинг услуг. Решение этих вопросов, несомненно, должно осуществляться при участии министерств и ведомств, ответственных за культурную сферу и туристскую деятельность на региональном уровне. Только взаимообусловленные действия органов власти, музеев и туристских фирм позволит рассматривать му-

зеи как самостоятельного субъекта на рынке туристкой индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оренбургская область является приграничным степным регионом РФ с приоритетными направлениями деятельности в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Однако, несмотря на то, что Оренбургская область является "нетуристским" регионом, на территории области в настоящее время уже сформировано два туристско-рекреационных кластера: "Соленые озера" и "Кувандык 365". Данные кластеры являются центрами въездного и внутреннего туризма в регионе (со специализацией на лечебно-оздоровительном и рекреационным туризмом ("Соленые озера) и спортивном туризме ("Кувандык 365"),

В силу своего географического месторасположения область выступает транзитным регионам в центральные и западные субъекты РФ. Также в Оренбургской области активно разви-; вается деловой туризм. Все это является основой для развития туристской деятельности в регионе. Спрос на туристские продукты региона, а также внимание региональных органов власти к вопросам формирования и развития туристкой деятельности как стратегического направления деятельности региона обусловил необходимость разработки новых туристских продуктов и программ, которые невозможно реализовать без вовлечения в туристский оборот музейных учреждений.

В 2017 году на территории области работало 27 музеев (табл. 3). В плане научно-просветительной и выставочной работы персоналом музеев проведено 7743 экскурсии, 1012 лекций, 776 выставок и 1399 массовых мероприятий [10].

Таблица 3 - Количество музеев в Оренбургской области (по данным за 2000 - 2015 гг.) [10]

Годы Число музеев - всего Число посещений музеев, тыс.

2015 29 356,4

2016 27 350,3

2017 27 374,1

05

т—I

о

CU

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ го

го 2

S

347

Самыми посещаемыми музеями Оренбургской области являются "Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей", "Музей истории Оренбурга", расположенные в областном центре - городе Оренбурге и му-зей-усадьба С,Т. Аксакова, расположенная в Бугуруеланском районе в с. Аксаково.

большинство их этих музеев можно назвать "провинциальными" музеями. Их целевой аудиторией преимущественно являются жители Оренбургской области. Однако стоит отметить, что в настоящее время в музейном деле региона наблюдаются положительные тенден-

LU

s о

UJ 3-

s X

О X

о

л

#

* *

348

ции развития. Так, например, в городе Оренбурге уже на протяжении более 10 лет активно функционирует музей под открытом небом "Национальная деревня". Этот культурный комплекс отражает одну из главных социально-культурных особенностей региона - многонациональное^. Комплекс представлен национальными подворьями самых многочисленных народов Оренбуржья (русские, украинцы, казахи, татары, белорусы, чуваши и т.д.). Каждое подворье включает в себя музей, ресторан национальной кухни, гостиницу и т.д. Большое количество городских и областных мероприятий и фестивалей проводится на территории данного комплекса. Национальная деревня стала излюбленным местом отдыха не только горожан, но и обязательным местом для посещения гостями регионами. Однако в работе данного комплекса имеется ряд проблем. В настоящее время каждое из представленных подворий комплекса функционирует как самостоятельное предприятие, то есть получить комплексное обслуживание на территории Национальной деревни не представляется возможным, что соответственно отрицательно сказывается на эффективности работы комплекса в целом.

Ранее было отмечено, что одним из самых посещаемых музеев Оренбургской области является Оренбургский губернаторский истори-ко-краеведческий музей. Данная тенденция обусловлена, во-первых, богатым музейным фондом, во-вторых, грамотной маркетинговой политикой. Данный музей активно принимает участие во всероссийских и международных музейных акциях ("Ночь музеев", "Дни открытых дверей" и т.д.), а также выступает инициатором организации и проведения культурно-массовых и научно-практических мероприятий. Музей сотрудничает с государственными природными заповедниками "Оренбургский" и "Шайтан-Тау" Отдельная музейная экспозиция посвящена природе Оренбургского края [2]. Совместно с заповедником разработаны детские программы и экскурсии с использование интерактивных форм и методов проведения экскурсий (квест-зада-ния, интерактивные панели, свето-звуковое представление и т.д.). Такого рода взаимодействие является положительным опытом и при-меромдля организации работы в других "провинциальных" музеев.

С увеличением туристского потока (до 40 тыс. человек в день в летний период) на территории туристского-рекреационного кластера "Соленые озера" возникла острая необходи-

мость в развитии новых форм и видов организации досуга туристов. Так, на территории Соль-Илецкого района был создан музей под открытом небом "Казачий курень". Данный комплекс позволяет туристам познакомиться с культурой и бытом казаков, принять непосредственное участие в традиционных работах и ремеслах казачества. Создание данного комплекса полностью ориентировано на обслуживание туристов. 8 связи с этим одной из главных проблем в работе данного комплекса - это сезонность. Массовый прием туристов осуществляется в период с июня по сентябрь. В остальную часть года музей разрабатывает новые интерактивные программы и экскурсии, пополняет фонд музея и т.д. Перевод кластера "Соленые озера" в круглогодичное функционирование сможет решить вопрос сезонной загрузки музея.

Положительной тенденцией развития музейной деятельности в Оренбургской области является то, что на территории региона создаются новые музейные учреждения. Так, в первой половине 2020 года на территории Сарак-ташского района Оренбургской области планируется открытие Историко-мемориаль-ного музея B.C. Черномырдина, Сейчас музей работает в тестовом режиме. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что данный музей формируется как автономная некоммерческая организация. Данный музей станет центром социально-культурной жизни не только Саракташского района, но и всего Восточного Оренбуржья, Концептуально это не просто музей, это крупный культурный и образовательный центр, который в первую очередь ориентирован на жителей Саракташского района и Оренбургской области и, конечно же, на обслуживание туристов.

Таким образом, рассмотрев основные особенности музейной деятельности Оренбургской области, необходимо отметить, что большинство музеев можно охарактеризовать как "провинциальные" музеи с наличием проблем финансирования и загрузки, однако наблюдаются положительные тенденции: использование интерактивных форм и методов организации экскурсионного обслуживания, сотрудничество со смежными организациями и учреждениями, создание новых музеев и реконструкция уже существующих,

В связи с увеличением туристского потока в регионе значительный спрос вырос на новые музеи и экспозиции, которые либо предлагают принципиально новый "инновационный" подход к содержанию музейных фондов

и принципам работы музеев либо реконструкцию и модернизацию уже существующих музеев.

Среди новых "инновационных" музейных учреждений можно отметить "музеи-аттракци-оны": "Дом вверх дном", "Дом великана", "Музей иллюзий" и т.д. С классической точки зрения, данные учреждения носят скорее развлекательный характер, нежели реализацию образовательных и познавательных функций, Однако в них проводятся экскурсии, презентации, имеются отдельные музейные предметы и экспонаты и т.д. Конечно же, на наш взгляд, данные виды музеев не смогут заменить либо вытеснить с рынка классические музеи. Однако появление такого рода музеев в настоящее время необходимо для расширения и развития музейной деятельности в целом.

Таким образом, рассмотрев основные особенности организации и развития музейной деятельности на территории Российской Федерации

и в Оренбургской области, можно выделить следующие закономерности:

- появление новых форм и видов музейных учреждений;

- вовлечение музеев в туристский оборот страны и регионов;

- организация сотрудничества музеев со смежными организациями и учреждениями;

- использование интерактивных методов работы с посетителями;

- активизация маркетинговой политики музеев и тд.

Несмотря на положительные тенденции в работе музеев, стоит отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются современные музеи: недостаточное финансирование основных направлений деятельности музеев, низкий уровень посещаемости региональных и профильных музеев, кадровое обеспечение и пр.

Создание условий взаимовыгодного сотрудничества музейных учреждений и туристских фирм позволит совместно решать выявленные проблемы и будет способствовать эффективному развитию сферы культуры и индустрии туризма в целом.

Литература:

1. Аналитическое агентство "ТурСтат". URL: http:// turstat.com/ (дата обращения: 07.07.2019 г.).

2. ГБУК "Оренбургский губернаторский историко-крзееедческий музей" URL: http://www.ooikm.ru (дата обращения: 08.07,2019 г.).

3. Литвинова H.H. Виртуальные музеи новая форма университетских музеев в XX! веке // В сборнике: Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства : сборник статей участников Второй научно-практической конференции / отв. ред. A.B. Йинник, O.K. Ермишкина- 2013, - С. 75-79.

4. Максимова Т.Е. Виргуальные музеи VS традиционные музеи: перспективы сотрудничества // Исторические,философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013, - NS 4-2 (30).-С 118-121.

5. Мишакова ОЗ., Сартакова A.B. Теоретические основы изучения дефиниций - "музей" и "музей-заповедник" // Вестник Восточно-Сибирского го- > сударствеиного института культуры. - 2016. № 2 ' (11).- С.67-73.

6. Орлова И.Ю. "Мобильный музей": обзорная эк скурсия по школьному историческому музею села Николаевка // Вопросы педагогики. - 2017. - 1. -С 20-23.

7. Плытник Е.Г, Международный день музеев и "ночь музеев" как средства укрепления роли музеев в современном обществе //Искусство и культура. -2013, - №3 (11).-С74-78.

8. Прокудина ДА. Музей для всех: новые подходы в работе музея с посетителями с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 50. - С, 25-34.

9. Рябова Д.А. Особенности проведения заочных экскурсий по музеям с использованием электрон ных средств обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015, - Т. 1. — № 1 (2). -С 638-644.

10. Территориальный орган Федеральной служ бы государственной статистики по Оренбургской области. URL: http://orenstat.gks.ru/ (дата обраще ния: 12.07.2019 г.).

11. Труевцева О.Н. Музеям России - 300 лет // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, - 2015. - № 24. - С. 13-14.

12. Черняк Э. И., Сизова И. А. Томские музеи. Общественные, ведомственные и музеи предприятий, организаций // Материалы к энциклопедии "Музеи и музейное дело Томской области" / под ред. Э.И. Черняка, И.А. Сизовой. Томск, 2012.

05

т—I

о

CU

-О о. ш

СС

ь-

LU

о

аГ го

го

a 2

S

349

USE OF LIMITS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE MECHANISM OF BANK CREDITING

Rakhaev Valerij Alexandrovlch, PhD of Economics, Associate Professor of Finance and Credit, Samara State University of Economics, Samara

Credit limits are the most important instrument of a credit mechanism of a commercial bank, especially in conditions of economic instability Currently, there is no generally accepted methodology for setting limits in the theory and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.