7. Малышкин Н.Г., Халимон Е.А. Анализ уровня развития цифровой экономики России // Вестник ГУУ. - 2018. - №8. - С.
79-86.
8. Мельник М.В., Салин В.Н. Предпосылки эффективного развития цифровой экономики // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. -
№6. - С. 5-16.
9. Нестеренко Е.А., Козлова А.С Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России // ИБР. -
2018. - №2 (31). - С. 9-14.
10. Стефанова Н.А., Мурсалимов Д.А. Цифровая экономика и ее роль в управлении социально-экономическими отноше-
ниями // Актуальные вопросы современной экономики. - 2018. - № 3. - С. 44-47.
11. Талипова Л.М., Сергеева В.Р. Актуальность применения онлайн-касс // Аллея науки. 2018. - Т. 1. - № 5 (21). - С. 91-
95.
12. Черненко-Фролова Е.В., Будниченко Ю.Э. Цифровая экономика - экономика будущего// Тихоокеанский государствен-
ный университет. - 2018. С. - 407-410.
13. Клочко Е.Н., Маймула Г.В. Сектор виртуальных услуг в сервисной экономике // Экономика и предпринимательство. -
2013. - № 1 (30). - С. 339-343.
14. Новиков В.С., Ткачева Е.Н. Виртуальное экономическое пространство в глобализирующейся системе региональной
экономики // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 7. - С. 53-59. Sources:
1. Adamyan J.A., Boltava A.L., Zelinskaya M.V. Russian business in transition to a digital economy. // Financial Economics, 2018,
No. 8 (part 4) - p. 436-439.
2. Bondarenko V.M. Structural modernization in the conditions of digital economy formation // MIR (Modernization. Innovations.
Development). - 2018. - №2 (34). - p. 172-191.
3. Gretchenko A.I., Gorokhova I.V., Gretchenko A.A. Formation of the digital economy in Russia // Vestnik REA im. G.V. Plek-
hanov. - 2018. - №3 (99). - p. 3-11.
4. Efimushkin V.A., Ledovskikh T.V., Shcherbakova E.N. Infocommunication technological space of the digital economy // T-
Comm. - 2017. - №5. - p. 14-19.
5. Koroteeva M.A. Influence of digital economy on financial security // Scientific notes of young researchers. - 2018. - №3. - pp.
56-61.
6. Lipuntsov Yu.P. Formation of the information space of the digital economy // Bulletin of the Institute of Economics, RAS. - 2018.
- №6. - p. 90-102.
7. Malyshkin N.G., Halimon E.A. Analysis of the level of development of the digital economy of Russia // Bulletin of the GUU. -
2018. - №8. - pp. 79-86.
8. Melnik M.V., Salin V.N. Prerequisites for the effective development of the digital economy // Accounting. Analysis. Audit -
2018. - №6. - p. 5-16.
9. Nesterenko, E.A., Kozlova, A.S. Directions for the Development of the Digital Economy and Digital Technologies in Russia //
IBR. - 2018. - №2 (31). - p. 9-14.
10. Stefanova N.A., Mursalimov D.A. Digital economy and its role in the management of socio-economic relations // Actual issues
of the modern economy. - 2018. - № 3. - p. 44-47.
11. Talipova L.M., Sergeeva V.R. The relevance of the use of online cash registers // Alley of Science. 2018. - T. 1. - № 5 (21). - p.
91-95.
12. Chernenko-Frolova E.V., Budnichenko Yu.E. Digital Economy - Future Economy // Pacific State University. - 2018. p. - 407-
410.
13. Klochko E.N., Maimula G.V. Sector of virtual services in the service economy // Economy and Entrepreneurship. - 2013. - №
1 (30). - p. 339-343.
14. Novikov V.S., Tkacheva E.N. Virtual economic space in the globalizing system of regional economy // Regional economy:
theory and practice. - 2012. - № 7. - p. 53-59.
УДК 338.486
О.А. Карташева - канд. ист. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Школы Кавказского гостеприимства ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, kartash 70@rambler.ru,
O.A. Kartasheva - Candidate of Historical Sciences, associate Professorof the Department of Tourism and Hotel business School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution «North-Caucasus Federal University»;
А.А. Казначеева - канд. пед. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Школы Кавказского гостеприимства ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», kartash70@rambler.ru,
А.А. Kaznacheeva - Candidate of Pedagogic Sciences, associate Professor of the Department of Tourism and Hotel business School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution «North-Caucasus Federal University»;
Н.Ю. Климова - канд. ист. наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Школы Кавказского гостеприимства ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», kartash70@rambler.ru,
N.Y. Klimova - Candidate of Historical Sciences, associate Professor of the Department of Tourism and Hotel business School of Caucasus Hospitality Federal State Autonomous educational institution «North-Caucasus Federal University»
ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ
КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ THE IMPACT OF INNOVATION ON THE ECONOMIC STABILITY OF THE LOCAL HISTORY MUSEUM
Аннотация. Статья посвящена изучению практики внедрения инноваций в провинциальных краеведческих музеях. Развитие туризма в регионах России выдвигает на одно из первых мест вопрос о взаимосвязях му-зейно-экскурсионной работы с туризмом. Суть проблемы в том, что в новых социокультурных условиях музей должен сохранять культурное наследие через внедрение инновационных технологий во все сферы деятельности. Музеям необходимо использовать последние достижения технического оснащения своих экспозиций и фондов, чтобы осуществить сочетание глубокого содержания его экспозиций со зрелищностью на современном уровне показа. Для актуализации своего потенциала и ресурсов музей применяет на практике инновационные, социально востребованные технологии, которые позволяют модернизировать музейную деятельность. Краеведческие музеи, основная функция которых заключается в том, чтобы документировать исторические факты, особенности природного развития, хозяйственной жизни, культуры и быта той или иной территории или населенного пункта - наиболее распространенная группа в музейной сети РФ. Деятельность значительной части современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм. Они принимают активное участие в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.
Abstract. The article is devoted to studying the innovation process in local history museum. Museum activity is closely connected with tourism and entails its development in the region. The key part of the problem is that in new socio-cultural conditions the museum has to keep cultural heritage through introduction of innovative technologies in all fields of activity. The museums need to use the latest advances in technical equipment of the expositions and funds. The desire to actualize the museum's potential determines the using of the socially demanded, innovative technologies. The specifics of the local history museum's activities are to document the features of nature development, history, economic life, culture of a certain territory. The local history museums are the most group of museums in Russia. The activity of most modern local history museums differs in a big variety of forms, the ability to solve many crucial social issues.
Ключевые слова: музей, инновация, эффективность, туризм, досуг, конкурс, мероприятие, посещаемость.
Keywords: museum, innovation, efficiency, tourism, leisure, competition, event, attendance.
В настоящее время инновации являются составляющим элементом всех сфер жизни общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся и ставших привычными инноваций, так и без предстоящих, которые будут способствовать его дальнейшему развитию. Большинство современных ученых сходятся во мнении, что инновации стали основной движущей силой экономического и социального развития. Инновационная деятельность вывела мировое сообщество на новую, более высокую ступень развития.
В последние десятилетия в экономике России предпринимаются активные действия для перехода на инновационный путь развития. Пристальное внимание в последнее время обращено на внедрение инновационных процессов в сферу науки и техники, материальное производство и менеджмент. Инновации здесь можно рассматривать как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и в систему управления. Это осуществляется, в том числе, и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся обслуживанием населения, в том числе предоставляющих туристические услуги.
Развитие туризма выдвигает на одно из первых мест вопрос о взаимосвязях музейно-экскурсионной работы с туризмом. Ведь музейные экскурсии часто включены в программу обслуживания туристов, а часто знакомство с музеями служит основной целью турпутешествий. Сегодня именно музеям отводится ключевая роль в развитии мировой культуры и в сохранении культурного наследия. ЮНЕСКО и Международный совет музеев ИКОМ заняты поисками новых форм работы. Прежде всего, новых форм требует работа с посетителем. В центре внимания - проблема сохранения исторического и культурного наследия, обычаев, традиций, что определяется миссией музея. Посредством инновационных технологий и развития форм обслуживания посетителей музеи смогут в полной мере достичь своих целей в новых социокультурных условиях. Музеям необходимо использовать последние достижения технического оснащения своих экспозиций и фондов, чтобы осуществить сочетание глубокого содержания его экспозиций со зрелищностью на современном уровне показа. В музеях должны появиться сервисные службы, должна измениться вся инфраструктура музеев.
Музей в современном обществе рассматривается как научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение. Распространение музеями информации рассматривается как особый вид коммуникаций. Одной из наиболее специфических ее форм является демонстрационно-предметная коммуникация. Она осуществляется посредством экспозиций и выставок [6, 95]. Здесь наиболее ценным и весомым аргументом является то, что музеи во взаимодействии с посетителями используют подлинные источники и культурные ценности. Это позволяет сделать их информацию предметной, аттрактивной, создающей эффект непосредственного контакта с объектом и вызывающей эмоциональную реакцию.
Основные функции музеев по документированию, комплектованию предметов, реставрации, охране и исследованию коллекций музейных экспонатов, обучению и воспитанию тесно связаны друг с другом. Помимо этих основных общественных функций музеи осуществляют и целый ряд других видов деятельности. Например, следует выделить такие формы участия музеев в культурно-просветительской жизни общества, как помощь в
создании телевизионных передач, художественных и документальных фильмов, деятельность на радио и в других средствах массовой коммуникации, активное участие в общественных культурно-массовых мероприятиях, торжественных концертах, общественных чествованиях, юбилейных и праздничных вечерах и т.д.
Изменяется сам процесс контакта с посетителем, который несет с собой новые формы работы с ним. Музей XXI в. должен быть культурным творческим центром, в котором совмещены экспозиции, кинозалы, места отдыха, кафе, детские центры, сувениры, книги, лектории, выставки. В таком музее каждый посетитель может интересно провести весь день с семьей, с детьми, с друзьями и при этом получить радость общения с прекрасным, обогатить себя духовно и эмоционально.
Музеи ориентированы на актуализацию своего потенциала и ресурсов, в связи с чем в практику работы активно внедряются инновационные социально востребованные технологии. Такой путь развития, несомненно, способствует модернизации музейной деятельности, позволяет гибко и своевременно адаптироваться к новой модели восприятия мира, социокультурной парадигме с учетом потребностей общественного развития. На современном этапе развития общества музей - это актуальный и инновационный культурный центр, который способен профессионально истолковывать прошлое, наследие. Он должен быть интересен новому поколению зрителей, эффективно использующих новейшие технологии. Несмотря на изменяющийся мир, посещение музея было и остается одним из самых популярных видов проведения досуга, и есть уверенность в том, что эта тенденция будет развиваться в будущем. Музеи посещают самые широкие круги населения, люди различных возрастов используют возможность воочию ознакомиться с наследием прошлых поколений.
В настоящее время музей не только хранилище редких документов, ценностей прошлого, он существенно расширяет свои социальные функции. Сегодня признается тот факт, что музеи в обществе приобретают возрастающее значение. В начале нового тысячелетия музеи являются одним из социальных институтов, который обеспечивает трансляцию традиций, исторических ценностей в условиях глобализации [4, 35].
Особую роль играют в музейной деятельности краеведческие музеи, которые являются самой массовой группой музеев в музейной сети России (их насчитывается свыше 800) и не имеют прямых аналогов за рубежом. Краеведческие музеи документируют особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Деятельность большей части современных краеведческих музеев характеризуется значительным разнообразием форм. Они активно участвуют в жизни регионов, эффективно содействуют решению социально значимых проблем.
При этом большинство краеведческих музеев на современном этапе сталкиваются с одной и той проблемой: малым бюджетом в условиях жесткого государственного финансирования и как следствие: недостаток высококвалифицированных кадров, неосуществимость эффективной и своевременной актуализации экспозиций, невозможность внедрения мультимедийного оборудования, осуществления инновационных проектов и пр. Существенно трансформируется и место музеев в туризме. Эти музеи функционируют в городах, численность которых зачастую не превышает 100 тыс. жителей, их основной посетитель - это школьник, посещающий музей в рамках школьной программы или плана воспитательных мероприятий. Следует отметить значительное уменьшение туристских потоков по сравнению с советским периодом. Это объясняется, прежде всего, отсутствием связей с турбизнесом регионов. Основные потоки туристов проходят мимо провинциальных краеведческих музеев, однако их администрация не предпринимают никаких попыток наладить связи с туристическими фирмами, занимающимися внутренним туризмом. При этом, включение экспозиций краеведческих музеев в структуру обзорной экскурсии по городу, как это практиковалось ранее, сделает экскурсию более аттрактивной и, в то же время, позволит привлечь посетителей к музейному собранию. По мнению некоторых специалистов, именно активная культурная деятельность музеев может стать движущей силой возрождения малых городов и привлечения туристов. Путем музейных событий и акций привлекаются местное население и туристы, а социальная миссия состоит в формировании городской политики.
Провинциальные музеи - это культурные центры, которые могут не только развивать культуру, но и влиять на экономическое развитие города, региона. Музеи, в том числе и краеведческие, являются своего рода инструментом для развития и совершенствования территории, не только способствуя формированию привлекательной составляющей для туристического бизнеса, но и создавая общественно-социальную среду, которая оказывает влияние на экономику края, отдельного региона и обеспечивает более высокое качество жизни. Безусловно, музей не является коммерческим предприятием, однако он может создавать рабочие места и приносить существенный доход не только через реализацию входных билетов или организацию платных экскурсий, но также источниками получения доходов могут быть печатные издания, книги, сувенирная продукция, музейные кафе, киоски, магазины и т.д.
Проблема большинства современных музеев состоит в отсутствии принципиально новых идей, которые можно было бы воплотить в жизнь и привлечь в музей широкую публику. Однако даже качественное повторение уже существующих приемов может стать прорывом для провинциального краеведческого музея, помочь ему стать по-настоящему интересным для посетителей.
Новая роль музеев определена тем, что они хранят, обрабатывают и передаютинформацию в определенном социальном контексте. Как отмечалось на всероссийской научно-практической конференции, посвященной изучению роли историко-культурного наследия в процессе воспитания подрастающего поколения: «Важнейшим
направление в деятельности музеев является просветительская и воспитательная..., работа с учащимися, молодежью...» [3, 57]. К тому же, региональные музеи, прежде всего музеи Северного Кавказа, играют большую роль в поддержании стабильности и мира в регионе. Как отмечает ведущий методист Государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края «Пятигорский краеведческий музей» Л.Ф. Чегутаева: «Музеи, концентрирующие обширный массив уникальных экспонатов о прошлом и настоящем этнических культур, об их взаимодействии и взаимовлиянии, располагают до сих пор невостребованным потенциалом в деле развития культурных связей между народами Северного Кавказа» [7, 19].
В современном социокультурном пространстве музеи становятся своеобразными общественными центрами, где осуществляется живое общение, сталкиваются мнения, происходит активизация познавательных процессов. Как отметил один из старейших музейных работников региона Л.С. Марченко «.музей стал местом приятного времяпрепровождения, здесь любят встречаться любители старины, ветераны, интересно проходят встречи одноклассников разных выпусков, встречаются не только для того, чтобы обменяться мнениями, вспомнить прошедшее, но и помочь в нравственном и патриотическом воспитании» [5, 30].
Инновационные процессы в музейном деле могут выступать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на его развитие. Работники музейной сферы имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, культурного досуга, развлечений. Развитие музейного дела может базироваться только на основе внедрения свежих идей, усовершенствования процесса предоставления услуг, расширения их ассортимента.Сегодня изменившиеся условия существования заставляют работников музеев осмыслять заново своюроль в современном мире, искать пути и формировать новые модели развития. Инновации могут быть внедрены практически во всех направлениях музейной деятельности, поэтому, прежде всего, рассмотрим специфику различных видов музейных инноваций. На наш взгляд в практике музейной деятельности можно выделить следующие виды инноваций: технические и технологические, методические, организационно-управленческие (инновации в сфере менеджмента), маркетинговые, социальные. Внедрение всех этих видов инноваций могут существенно повлиять на повышение привлекательности экспозиций музея для посетителей и, в конечном итоге привести к экономической стабильности.
Устав ИКОМ однозначно определяет музей как некоммерческое учреждение [8]. Аналогично трактуется специфика его работы и в законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [1]. Несмотря на это, технологии маркетинга все активнее внедряются в музейную практику. Средства, заработанные музеем должны направляться на его развитие, а статус некоммерческой организации в ряде случаев обеспечивает ему налоговые льготы.
Музей предлагает следующие виды платных услуг: возможность работать с музейным собранием, создание условий для самообразования личности, общения, творчества, организации досуга, предоставление информации, содействие образовательной и просветительной деятельности и многое другое. Существенная часть этих услуг востребована различными научными организациями, учебными заведениями, органами местного самоуправления, коммерческими компаниями, благотворительными фондами, средствами массовой информации и др. Инновационный маркетинг может также помочь выявить и удовлетворить потребности организаций, принимающих участие в софинансировании музеев, потенциальных спонсоров, а также в перспективе и воздействовать на формирование этих потребностей.
Как показывает мировая практика, существенным источникомувеличения доходов музея служит продажа прав на производство репродукций, что еще более актуально, если музейное собрание широко известно. Некоторые музеи получают прибыль от сдачи своих помещений (или, в случае с музеями-усадьбами - прилегающей территории) в аренду для организации приемов и проведения различных досуговых мероприятий. Если на территории музея расположен магазин (сувенирная лавка), чья продукция отражает профиль и деятельность музея, то он может не только приносить доход, но и служить определенного рода рекламой. Важным элементом инфраструктуры музея могут быть кафе, кафетерии, бары, рестораны, которые есть пока лишь в незначительном числе музеев.
В настоящее время, по мнению одного из специалистов в области маркетинга, директора центра государственного сектора экономики Т.В. Абанкиной, эффективная стратегия маркетинговой деятельности музеев состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты [2].
Социальные инновации в музеях - это новые идеи, которые помогают в решении существующих социальных, культурных, экономических задач города или региона: акции, фестивали, конкурсы и т.д. По направлениям деятельности это могут быть образовательные либо культурные проекты. По типу финансирования данные проекты бывают инвестиционными, спонсорскими, бюджетными, благотворительными. По масштабу деятельности в музеях, как правило, реализуются микропроекты и малые проекты.
Таким образом, миссия музея в современных социокультурных условиях заключается в необходимости сохранения культурного наследия на основе применение инноваций. Необходимость актуализировать имеющийся потенциал стимулирует музеивнедрять социально востребованные инновационные технологии, которые неизбежно приведут к модернизации музейной деятельности. В современном обществе музей перестает быть хранилищем редкостей и значительно расширяет свои социальные функции. Краеведческие музеи - самая массовая группа музеев в России и не имеют прямых аналогов за рубежом, они активно участвуют в жизни регионов,
в решении социально значимых проблем. При этом большинство из них сталкиваются с проблемой малого финансирования, которая может быть решена в том числе и через внедрение инноваций во все сферы деятельности. Провинциальные музеи - это культурные центры, которые могут не только развивать культуру, но и влиять на экономическое развитие города, региона.
Источники:
1. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2017 года) : Федеральный закон от 26.03.1996 №54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации № 22, 27.05.96, ст.2591.
2. Абанкина Т.В. Обеспечение финансовой стабильности учреждений культуры новой формы // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - № 1. - С. 19-24
3. Дудкина Т.Г. Воспитательная роль искусства // Историко-культурное наследие Кавказских Минеральных Вод и преемственность поколений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2013. - 187 с.
4. Именнова Л.С. Музей в глобальном мире: Инновации и сохранение традиций // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 34-38.
5. Марченко Л.С. Музей не только хранит культуру, но и раскрывает ее белые пятна // Роль музеев в сохранении культуры региона. Тезисы докладов и сообщений Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. -Пятигорск: Пятигорский краеведческий музей, 2010. - 94 с. - С. 30.
6. Меняйлов, А.А. Роль национального менталитета в формировании гостиничного продукта [Текст] / А.А.Меняйлов // Вестник академии знаний - Краснодар: Академия знаний, 2018. - С. 272-276
7. Меняйлов, А.А. Предпосылки формирования и развития туристического потенциала Северо-Кавказского федерального округа [Текст] / А.А.Меняйлов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Лева-новича Хетагурова №4 - Владикавказ: изд.: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2018. -С. 98-101.
8. Музееведение: учеб. пособие / Л. Г. Гужова [и др.]; под. ред. доц. Н.В. Мягтиной; Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 116 с.
9. Чегутаева Л.Ф. Музей - хранитель истории и культуры региона // Роль музеев в сохранении культуры региона. Тезисы докладов и сообщений Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. - Пятигорск: Пятигорский краеведческий музей, 2010. - 94 с. - С. 19.
10. Устав Международного совета музеев (ИКОМ) [электронный ресурс]: http://www.icom-russia.com
Sources:
1. On the Museum Fund of the Russian Federation and museums in the Russian Federation (as amended on December 28, 2017): Federal Law No. 54-FZ of March 26, 1996 // Collection of Legislation of the Russian Federation No. 22, May 27, 1996, Article 2659.
2. Abankina T.V. Ensuring the financial stability of cultural institutions of the new form // Reference book of the head of a cultural institution. - 2010. - № 1. - p. 19-24
3. Dudkina T.G. The educational role of art // Historical and cultural heritage of the Caucasian Mineral Waters and the continuity of generations: Materials of the All-Russian scientific-practical conference. - Stavropol: Publishing House of SSU, 2013. -187 p.
4. Imennova L.S. Museum in a Global World: Innovation and Preservation of Traditions // Izvestiya PGPU im. V.G. Belin-sky. - 2011. - № 24. - p. 34-38.
5. Marchenko L.S. The museum not only keeps the culture, but also reveals its white spots // The role of museums in preserving the culture of the region. Abstracts of reports and reports of the North Caucasus Regional Scientific and Practical Conference. - Pyatigorsk: Pyatigorsk Museum of Local Lore, 2010. - 94 p. - P. 30.
6. Menyaylov, A.A. The role of the national mentality in the formation of the hotel product [Text] / A.A. Menyilov // Bulletin of the Academy of Knowledge - Krasnodar: Academy of Knowledge, 2018. - P. 272-276
7. Menyaylov, A.A. Prerequisites for the formation and development of the tourism potential of the North Caucasus Federal District [Text] / A.A. Menyilov // Bulletin of the North Ossetian State University named after Kostya Levanovich Khetagurov No. 4 -Vladikavkaz: ed .: North Ossetian State University. K.L. Khetagurova, 2018. - p. 98-101.
8. Museology: studies. manual / L. G. Guzhova [et al.]; under. ed. Assoc. N.V. Myagtinoy; We hold. state un-t - Vladimir: Publishing house Vladim. state University, 2010. - 116 p.
9. Chegutaeva L.F. Museum - the keeper of the history and culture of the region // The role of museums in preserving the culture of the region. Abstracts of reports and reports of the North Caucasus Regional Scientific and Practical Conference. - Pyatigorsk: Pyatigorsk Museum of Local Lore, 2010. - 94 p. - p. 19.
10. Charter of the International Council of Museums (ICOM) [electronic resource
УДК 338.486
О.А. Карташева - кандидат исторических наук, доцент, кафедра туризма и гостиничного дела, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. ПятигорскеЕ-mail: albina080777@mail.ru,
О.А. Kartashova - Candidate of History, Associate Professor, Department of Tourism and Hospitality, Institute of Service, Tourism and Design (branch) in Pyatigorsk, North Caucasus Federal University;
Ю.О. Малышева - Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, Е-mail: albina080777@mail.ru,