ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГОВ С НЕДВИЖИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
Р.В. Баташев, старший преподаватель Ю.Х. Идрисов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11289
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования налоговых доходов местных бюджетов в части налогообложения недвижимости физически лиц. Проблема наполняемости местных бюджетов, повышение прозрачности и предсказуемости планирования налоговых поступлений является безусловным приоритетом государственной политики в сфере налогообложения. По итогам исследования сделаны выводы, что на долю поступлений от налогообложения недвижимости физических лиц приходится незначительная сумма налоговых доходов, в связи с чем, выделены основные факторы, оказывающие влияние на их формирование, и определены перспективы повышения финансовой устойчивости местных бюджетов за счет налогообложения недвижимости физических лиц.
Ключевые слова: местные бюджеты, доходы, налоги, земельный налог, налог на имущество, факторы, поступление.
В классическом понимании фискальной функции налогов имущественные налоги должны быть основой формирования финансов местного уровня. Проблема наполняемости муниципальных бюджетов сегодня для Российской Федерации стоит особенно остро, усугубляется дефицит собственных налоговых доходов общеэкономической обстановкой.
В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета и налоговых доходов бюджетов различных уровней как инструментов формирования основополагающих стратегических экономических и социальных задач, обеспечения финансовыми ресурсами инновационное развитие экономики в условиях обеспечении устойчивости бюджетной системы [6]. Это актуализирует проблему эффективности управление собственными налоговыми доходными источниками на уровне муниципальных образований в рамках бюджетно-налоговых отношений, основанных на достаточности или ограниченности бюджетно-налогового федерализма.
Формирование доходной части местных бюджетов в рамках бюджетно-налоговых отношений, на наш взгляд, характеризуется в современных экономических условиях следующим [3]:
- высокая зависимость от межбюджетных трансфертов;
- низкий налоговый потенциал территорий;
- узкий перечень собственных доходных источников;
- ограниченный перечень налоговых полномочий местных органов власти;
- увеличение объемов муниципального долга;
- наличие проблем налогообложения и налогового администрирования на местном уровне.
Рассмотрим тенденции и динамику формирования доходов консолидированных региональных и местных бюджетов и определим структуру собственных налоговых источников в части поступления налогов с имущества физических лиц.
Наряду с налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций традиционным бюджетообразующим налогом на недвижимость является налог на имущество организаций. По итогам 2018 года на долю налога на имущество организаций приходится 8% от всех доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. В структуре налоговых доходов региональных бюджетов налог на имущество организаций занимает 10% (рис. 1).
Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2017-2018 годах [4]
Если опираться на данные Минфина об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации, то видно, что доходы местных бюджетов за 2018 год сформированы в объеме 4245,7 млрд. рублей или с ростом на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года. В структуре собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков прошлых лет) собственные доходы бюджетов городских окру-
гов, в т.ч. с внутригородским делением, занимают 52,3%, бюджетов муниципальных районов 33,9%, бюджетов сельских поселений 7,3%, бюджетов городских поселений 5,5%, бюджетов внутригородских муниципальных образований 0,9% и бюджетов внутригородских районов 0,1%.
Сравнительная динамика доходов и расходов местных бюджетов приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Доходы и расходы местных бюджетов [2]
Увеличение собственных доходов муниципальных образований - ключевая цель бюджетно-налоговой политики Российской Федерации. Собственные доходы местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков прошлых лет), которые используются муниципальными образованиями для финансового обеспечения решения
вопросов местного значения, поступления в 2018 году выросли на 11,2% по сравнению с показателями прошлого года и составили 2783,2 млрд. рублей.
Информация о динамике собственных доходов в разрезе федеральных округов представлена на рисунке 3. Самый низкий показатель по обеспеченность местных бюджетов собственными дохода в СКФО.
Рис. 3. Динамика собственных доходов местных бюджетов (без учета других безвозмездных поступлений, в т.ч. возвратов остатков) [2]
Выделим негативный тренд - опережающий рост безвозмездных поступлений в местные бюджеты по сравнению с налоговыми доходами. Так, в объеме поступивших в 2018 году доходов местных бюджетов налоговые доходы составили 1231,4 млрд. рублей (29,0%), неналоговые - 268,7 млрд. рублей (6,3%), безвозмездные поступления, в т.ч. межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций - 2745,6 млрд. рублей (64,7%).
В тоже время, в 2018 году отмечается значительный рост по сравнению с показа-
телями прошлого года налоговых доходов в виде налога на прибыль организаций -14,9%, по единому сельскохозяйственному налогу - на 14,8%, по налогу на имущество физических лиц - на 14,5%. Поступления от основного бюджетообразующего налога - налога на доходы физических лиц увеличились на 11,4% и составили 780,9 млрд. рублей или 63,5% в объеме налоговых доходов местных бюджетов, что выше аналогичного показателя за 2017 год (62,4%).
ыдругие налоги
Рис. 4. Динамика исполнения доходов местных бюджетов [2]
Наиболее актуальной научной дискуссией относительно формирования собственных налоговых доходов местных бюджетов является определение роли налогообложения недвижимости как основы налогового потенциала муниципалитетов. По этому поводу Бобошко И.В. пишет, что «налоговой системе Российской Федерации, где более половины налоговых доходов поступают в бюджет от нефтегазового сектора, было бы совершенно нецелесообразно перенимать тенденции и тренды имущественного налогообложения государств, бюджет которых формируется за счет успехов в сфере туризма или сельского хозяйства, или в сфере финансовых и страховых услуг. При отличном экономическом строе одного государства от другого объекты коммерческого имущества тоже отличаются по своей физической основе, что, несомненно, отражается на системе имущественного налогообложения. Тем не менее, эти различия не являются помехой при адаптации лучших зарубежных практик имущественного налогообложения» [1].
К примеру, налоговые платежи от налогообложения недвижимости формируют местные бюджеты в Австралии более чем на 90%. От имущественного налогообложения в США и Канаде местные бюджеты формируются на 75 и 80% [5]. При этом не следует забывать, что, как и в указанных
странах, имущественные налоги являются налогами местного значения.
В целом, налоговые поступления в результате налогообложения недвижимости в Российской Федерации отражают особенности социально-экономического развития и степень развитости региональной системы управления использования недвижимости физическими лицами.
В структуре доходов местных бюджетов поступления от налогообложения недвижимости физических лиц составляет в среднем 4,9%. В структуре налоговых доходов местных бюджетов значительно выше и составляет 17% (2018 год).
Рассмотрим подробнее динамику поступления доходов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в бюджеты местных уровней.
По фискальной значимости для консолидированных бюджетов местного уровня среди имущественных налогов на первом месте стоит земельный налог. Порядок его взимания регулируется гл. 31 НКРФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в ЕГРН.
Рост налоговых доходов от земельного налога за период 2016-2018 гг. составил 10,7 млрд. руб. В 2018 г. по земельному налогу наблюдается наименьший прирост в группе имущественных налогов - всего 0,6% относительно 2017 г. В то время, как по итогам 2017 г. наблюдался рост по зе-
мельному налогу на 5,4%, а общий объем поступлений составил 186,0 млрд. Основной тренд по доходам от земельного налога - снижение удельного веса в сумме поступлений по имущественным налогам.
Проведенный анализ позволили выделить ряд факторов, оказавших наибольшее влияние на формирование налоговых доходов по земельному налогу:
- проведение в большинстве субъектов России мероприятий по государственной кадастровой оценке земельных участков, влияющих на изменение величины налогооблагаемой базы;
- увеличение сумм выпадающих налоговых доходов в результате оспаривания владельцами земельных участков кадастровой стоимости, установленной государством;
- изменения в налоговом законодательстве местного уровня, направленных на оптимизацию налоговых льгот, увеличение налоговых ставок и актуализации объектов налогообложения.
Налог на имущество физических лиц наряду с земельным налогом является одним из немногочисленных местных налогов, зачисляющийся в бюджеты муниципальных образований по нормативу, установленному бюджетным законодательством. Налог на имущество физических лиц имеет наименьший фискальный потенциал по всей группе имущественных налогов, но, в тоже время, является источником пополнения доходов местного уровня с наибольшим приростом поступлений. По данным ФНС России в консолидированные бюджеты муниципальных образований по итогам 2018 г. налога на имущество физических лиц поступило в размере 61,3 млрд. руб., что на 17,4% больше, чем за предыдущий год. В 2017 г. темпы роста доходов по налогу на имущество физических лиц более существенны (44,7%) и составили
Основными факторами, оказывающими прямое влияние на формирование доходов по налогу на имущество физических лиц, являются:
- переход некоторых регионов на взимание налога исходя из кадастровой стоимости и постановка на учет объектов налогообложения, по которым ранее налоговая база не была определена;
- применение повышающего коэффициента в отношении налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость, и коэффициента-дефлятора для применения инвентаризационной стоимости;
- увеличение количества налогоплательщиков (2016/2018 - 11901750 ед. (14,2%);
- изменение налогового законодательства на местном уровне в части применения налоговых ставок и налоговых льгот.
Выводы. Для повышения эффективности формирования доходов региональных и местных бюджетов на основе налогообложения недвижимости можно выделить несколько ключевых направлений:
- профилактика налоговых нарушений и предотвращение банкротства предприятий и организаций;
- интеграция региональных и муниципальных баз данных по объектам недвижимого имущества и земельным участкам с базой данных Росреестра, сверка этих баз и унификация форматов представления данных;
- разработка и внедрение единой методики оценки налоговых льгот;
- активизация работы по проверке соответствия фактического использования земельных участков разрешенным видам использования, а также выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
- совершенствование системы стимулов для местных властей к увеличению налоговых доходов от источников на своей территории [14].
52,2 млрд. руб. Удельный вес налога на имущество физических лиц в общем объеме доходов по имущественным налогам составляет 4,4%.
Библиографический список
1. Бобошко И.В. Имущественное налогообложение: анализ зарубежной и отечественной практик // Инновационное развитие экономики. - 2018. - №6. - С. 83.
2. Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации за 2018 год. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/regions/operational/municipalities/ (Дата обращения: 20.03.2019).
3. Ермакова Е.А. Налоговые доходы регионов: проблемы налоговой автономии // Экономика. Налоги. Право. - 2017. - Т. 10. № 3. - С. 132-138.
4. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2018 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.p ^ (Дата обращения: 04.07.2019).
5. Мутыгуллина А.З. Сравнительная характеристика налогообложения России и Канады // Экономика и социум. - 2016. - № 5-2. - С. 300-303.
6. Ткачева Т.Ю. Бюджетно-налоговые механизмы устойчивого развития регионов: теория и методология: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10 / Ткачева Татьяна Юрьевна. - М., 2019. - 377 с.
TRENDS AND FACTORS OF TAX REVENUES FROM REAL ESTATE OF INDIVIDUALS IN LOCAL BUDGETS
R.V. Batashev, Senior Lecturer Y.Kh. Idrisov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. The article is devoted to the study of the formation of tax revenues of local budgets in terms of taxation of real estate of individuals. The problem offilling local budgets, increasing transparency and predictability of tax revenue planning is an unconditional priority of state tax policy. According to the results of the study, it was concluded that the share of income from taxation of real estate of individuals accounts for a small amount of tax revenues, in connection with which, the main factors influencing their formation are identified, and prospects for increasing the financial stability of local budgets through taxation of real estate of individuals are identified.
Keywords: local budgets, revenues, taxes, land tax, property tax, factors, income.