Научная статья на тему 'Тенденции формирования занятости сельского населения юга Дальнего Востока'

Тенденции формирования занятости сельского населения юга Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования занятости сельского населения юга Дальнего Востока»

эффективно функционировать именно как крупное производство. Необходимо сместить акцент в реформировании на восстановление крупного товарного производства и, прежде всего, животноводческих комплексов, птицефабрик, промышленных тепличных комбинатов.

Наиболее важной задачей, представляющей как краткосрочный, так и долгосрочный интерес в развитии сельского хозяйства Республики Бурятия следует считать развитие рыночной инфраструктуры

с гарантиями для всех участников рынка. Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры, которая бы позволяла преобразовывать сельскохозяйственную продукцию в конечный потребительский товар, является серьезным ограничением для товаров местного производства в конкурентной борьбе за потребителя, как и климатические условия региона, экологические ограничения и соотношение цены и себестоимости для сельскохозяйственной продукции.

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Н.Ю. Пастухова, к.э.н., Дальневосточный НИИ экономики, организации и планирования АПК

Спрос на труд зависит от уровня экономической активности и конечных результатов функционирования всех отраслей экономики в регионе. К сожалению, сегодня доминируют факторы, препятствующие увеличению занятости населения в ДФО, особенно в сельской местности. Прежде всего, это курс на государственное дерегулирование и разрушение системы государственных гарантий, способных поддерживать равные социально-экономические условия функционирования экономики региона, отказ от компенсации объективного удорожания затрат на электроэнергетику, транспорт, зарплату, инфраструктурное обеспечение территорий.

Развитие рыночных отношений привело к спаду производства, ликвидации ряда предприятий, сокращению рабочих мест, отсутствию количественного и качественного соответствия спроса и предложения труда, снижению его эффективности, остроте проблем сохранения человеческого капитала. В

2004 г. удельный вес средней заработной платы в сельском хозяйстве юга Дальнего Востока в заработных платах основных отраслей экономики округа составил: в промышленности от 52,4 в Хабаровском крае до 35,9% в Амурской области; в транспорте -от 44,1 в Хабаровском крае до 22,0% в Еврейской автономной области; в строительстве - от 60,0 в Хабаровском крае до 28,0% в Амурской области. В 2004 г. в сельском хозяйстве уровень заработной платы был почти в 2 раза ниже, чем промышленности и строительстве, в 4 раза ниже, чем на транспорте.

Занятость в регионе имеет тенденцию сокращения, но если в целом по экономике занятость с 1996 г. по 2003 г. сократилась на 1,7%, то в сельском хозяйстве - на 35,3%. С 1992 г. отчетливо прослеживается тенденция снижения численности экономически активного населения. В структуре экономически активного населения идет снижение доли занятых в экономике и рост числа безработных, определенных по методике МОТ. Для удвоения ВВП к 2010 г. в ДФО необходимо увеличение не только производительности труда, но и числа занятых в экономике.

В составе занятого сельского населения продолжает снижаться доля лиц, имеющих высшее и неполное высшее профессиональное образование. Вследствие этого растет разрыв между занятым сельским и городским населением по образовательному уровню.

В сельскохозяйственном производстве ДФО внутри профессиональных групп растет доля работ-

ников с высшим и специальным образованием. Зачастую это связано с ограничением вариантов трудоустройства. Здесь выделяются северные территории, где до 100% руководителей имеют специальное образование. В южных территориях удельный вес специалистов с высшим и специальным образованием в 2004 г. варьировал от 50,0% в Еврейской автономной области до 69,2% в Хабаровском крае, руководителей предприятий и организаций - от 78,5% в Амурской области до 95,2% в Хабаровском крае.

В сельской местности Дальнего Востока уровень безработицы выше, чем в городе. В территориях с высокой степенью урбанизации уровень безработицы в сельской местности в 2 раза выше, чем в городской. Например, в Приморском и Хабаровском краях в городе этот показатель в 2004 г. составил 7,9 и 5,8%, в селе - 16,3 и 10,1% соответственно. В территориях с высокой долей сельского населения уровень безработицы в селе и городе различается незначительно. Так, в Амурской области и Еврейской автономной области в городе уровень безработицы в 2004 г. составил 11,5 и 8,4%, в селе 10,6 и 7,9% соответственно. Показатели сельской безработицы не отражают реального положения, так как к безработным не относят лиц, занятых в ЛПХ.

За последние годы отмечается устойчивый рост численности безработных, состоящих на учете в органах службы занятости.

На ситуацию оказало влияние введение нового порядка расчета пособия по безработице, связанного с размером прожиточного минимума. На регистрируемом рынке труда начался процесс концентрации невостребованной рабочей силы, особенно характерной для сел: по демографическим характеристикам - женщины; по возрастным параметрам - впервые вошедшие в рынок труда (несовершеннолетняя молодежь, выпускники школ, профессиональных учебных заведений, лица предпенсионного возраста); по предыдущему виду занятий -лица, освобожденные из мест лишения свободы и длительно не имевшие официально признанного места работы.

Произошло перетекание части «теневых» безработных в число официально регистрируемых. Особенно эти факторы повлияли на поведение сельских безработных, у которых альтернатив получения доходов намного меньше. Скрытая безработица на селе стала активно выходить из тени. Эта ситуация

характерна для всех территорий ДФО.

Напряженность на рынке труда в сельской местности значительно выше, чем в городской. Практически на всех территориях существует безработица, и в то же время трудовых ресурсов остро не хватает. В основе лежат структурные диспропорции спроса и предложения на локальных рынках труда. Особенно остро это явление протекает в сельской местности, где дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением рабочих мест доходит до критического состояния.

Анализ спроса и предложения на локальных рынках труда в некоторых сельских районах Хабаровского края показал, что предложение рабочей силы многократно превышает заявленный спрос. В некоторых районах официально заявленный спрос на рабочую силу вовсе отсутствует. Но это не означает, что работники не требуются. Просто работодатели их не заявляют. Например, в Нанайском районе на наблюдаемую дату в банке вакансий было две заявки. Требовались медицинская сестра и милиционер. В то же время на учете в качестве безработных состояло 764 человека по 205 профессиям. В Ульчском районе на наблюдаемый период в банке не было ни одной вакансии. За пять месяцев работода-

тели этого района заявили в службу занятости потребность в 25 работниках по 15 профессиям. На учете состояло 1 732 безработных по 262 профессиям.

Отмечается явное преобладание рабочей силы низкой квалификации. На их долю в профессионально-квалификационной структуре безработных приходится от 50 до 80% общего числа.

Одним из главных критериев формирования банка вакансий является предлагаемый уровень зарплаты, который в соответствии с Трудовым кодексом РФ не должен быть ниже прожиточного минимума в расчете на работающего. В 2005 г. в банк вакансий УФГСЗН Приморского края заявлено 75% предложений (от общего числа вакансий) с зарплатой ниже прожиточного минимума. Наблюдается значительная разница в реально начисленной зарплате и заработной плате по предлагаемым вакансиям. Это свидетельствует о низком качестве предлагаемых вакансий. Вакансии с высокими характеристиками (высокой заработной платой, хорошими условиями труда) работодатели заполняют, как правило, без помощи органов службы занятости. Зарплаты по предлагаемым вакансиям значительно ниже реально начисляемой (табл. 1).

1. Соотношение заработной платы по предлагаемым вакансиям и реально начисленной по некоторым отраслям экономики Хабаровского края

Отрасль экономики Средняя начисленная зарплата, р. Средняя зарплата по предлагаемым вакансиям, р. Отклонения зарплаты начисленной от зарплаты по вакансиям, раз

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Промышленность 3 997 5 612 9 099 10 544 1 372 2 114 2 402 2 862 2,9 2,7 3,8 3,7

Сельское хозяйство 5 281 6 730 4 471 5 563 806 796 1 010 1 432 6,6 8,5 4,4 3,9

Строительство 3 977 5 583 7 576 9 211 1 997 2 906 2 891 3 124 1,9 1,9 2,6 3,0

Транспорт 5 009 7 241 11 337 12 559 1 505 2 429 2 219 2 942 3,3 2,9 5,1 4,3

К основным тенденциям в сфере занятости ДФО следует отнести: сокращение численности занятых в экономике, изменение отраслевой структуры, появление новых форм и видов занятости, расширение занятости в негосударственном секторе экономики, массовое участие населения в нерегист-рируемом секторе экономики, высокий уровень безработицы и др. Разрыв между значительным экономическим потенциалом региона и его фактическим положением как одного из беднейших в России негативно отразился на процессах занятости, уровне жизни трудоспособного населения, большая часть которого не смогла найти себя в новой экономической реальности. Произошло сжатие совокупного спроса на услуги труда и, как следствие, падение уровня занятости, вследствие чего миграция населения приобрела стойкий отрицательный характер.

Одним из направлений политики на рынке труда ДФО должно стать перераспределение ресурсов из стагнирующих отраслей в развивающиеся с учетом региональной дифференциации.

Несмотря на то, что коэффициент занятости в течение 2000-2003 гг. рос, говорить о стабилизации преждевременно. Такая положительная динамика объясняется некоторым оживлением экономики округа по ряду отраслей промышленности. Вместе с тем, эксперты предполагают, что в дальнейшем коэф-

фициент занятости будет снижаться ввиду роста безработицы, сокращения уровня экономической активности, уменьшения численности трудовых ресурсов.

Приведенные данные еще не дают основания для вывода о снижении уровня аграризации сельской и всей российской экономики. Дело в том, что общая аграрная занятость, включая труд в личном секторе, снизилась незначительно. Вытеснение рабочей силы из коллективного сельхозпроизводства сопровождается переливом работников в менее эффективное немеханизированное личное хозяйство, не обеспечивающее нормального воспроизводства рабочей силы. Эта форма сельскохозяйственного производства, выполнив в начале реформ важную функцию амортизатора открытой безработицы и бедности, сейчас превращается в их катализатор (табл. 2).

При наличии безработицы возрастает привлечение иностранной рабочей силы. Органами службы занятости введена практика заключения с организациями, привлекающими иностранную рабочую силу, соглашений о сотрудничестве. Они направлены на создание постоянных и временных рабочих мест для трудоустройства местного населения.

Главным поставщиком рабочей силы в ДФО является КНР. В настоящее время общая численность безработных в КНР оценивается в 182-199 млн человек, или 26-28% от экономически активного насе-

ления. Среди безработных преобладают лица в возрасте 15-34 года. По оценке китайских ученых, предполагается пик численности населения - 1,6 млрд человека будет достигнут в 2030 г. На протяжении

всего XXI столетия Китай будет оставаться донором трудовых ресурсов для остального мира, причем квалифицированный уровень экспортируемой рабочей силы будет расти.

2. Численность занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел

Территория Занято в сельском хозяйстве

Всего Сельхозпредприятия К(Ф)Х ЛПХ

1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г.

Приморский край 80,8 78,5 73,1 73,5 22,5 19,2 - 7,0 7,5 7,3 49,0 46,4

Хабаровский край 31,3 28,7 25,4 23,4 8,9 8,5 - 2,9 2,0 7,9 16,9 14,9

Амурская обл. 79,4 44,5 35,9 72,9 15,8 14,2 - 9,3 7,4 6,5 19,4 14,3

Еврейская а.о. 16,8 10,4 11,2 13,1 2,5 1,5 - 1,3 1,3 3,7 6,6 8,4

В сельском хозяйстве южной зоны региона нарастает привлечение иностранной рабочей силы. Так, в 2005 г. по сравнению с 2002 г. число иностранных рабочих в Хабаровском крае увеличилось на 11,9%, в Еврейской автономной области - в 3,5 раза. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы в ДФО приходится на Приморский край, в

2005 г. он составил 58,0%. В основном привлечение иностранных рабочих идет в растениеводство: в Еврейской а.о. - 94,6%, Амурской области - 93,1, Приморском крае - 81,0 и в Хабаровском крае -70,8%. Механизаторов из них от 6,7% в Приморском крае до 52,5% в Еврейской автономной области.

В Еврейской автономной области накоплен опыт работы с иностранной рабочей силой путем создания сельскохозяйственных предприятий как полностью с иностранным капиталом, так и совместно с российским капиталом, вовлечение в их дея-

тельность российских граждан. В основном инвестиции в сельскохозяйственное производство вкладываются из Китайской Народной Республики.

Китайские предприниматели осваивают сельскохозяйственные угодья области, завозят технику, семена сельскохозяйственных культур, удобрения. Одновременно с этим и местные производители сельскохозяйственной продукции увеличивают посевные площади, используя труд иностранных рабочих и новые технологии.

В целом современные тенденции формирования занятости сельского населения юга Дальнего Востока вызваны сложными процессами. Тенденции в демографической области в будущем могут в значительной мере снизить потенциал и привести к обезлюдиванию сельских территорий, снижению качества профессионально-квалификационного состава кадров, структурной безработице.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Л.В. Ким, к.с.-х.н., Дальневосточный НИИ экономики, организации и планирования АПК

Сельскохозяйственное производство ДФО функционирует в сложных природно-экономических условиях, обусловленных географическим положением, особенностями климата, удаленностью от промышленных центров и основных сельскохозяйственных районов России. Почти 85% территории Дальнего Востока относится к северной части страны с преобладанием отрицательных годовых температур и вечной мерзлоты. Основные сельскохозяйственные районы находятся под влиянием муссонного климата.

Земли ДФО имеют разное потенциальное плодородие и для получения устойчивых урожаев требуют внесения минеральных и органических удобрений, а также выполнения других агротехнических приемов. Здесь нельзя получать стабильные урожаи полевых культур без известкования кислых почв, применения минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов. Возможности почв региона невелики, но достаточны для формирования урожая при ограниченном применении удобрений: зерновых культур -12-17 ц/га, сои - 8-9 ц/га, картофеля - 90-100 ц/га, овощей - 100-110 ц/га. Обязательным условием повышения продуктивности и получения устойчивых урожаев являются мелиорация земель, применение ресурсосберегающих технологий.

В результате ухудшения экономической ситуации за годы реформ сократилось применение

минеральных и органических удобрений, практически прекращено известкование кислых почв, фос-форитование земель. В итоге ухудшается состояние пахотных земель. Например, в Хабаровском крае более 60% пашни требуют известкования, 33% имеют низкую обеспеченность подвижным фосфором. Для бездефицитного баланса питательных веществ требуется внесение 130-150 кг/га действующего вещества минеральных удобрений и 5-10 т органических удобрений.

В регионе уменьшаются площади используемых сельскохозяйственных угодий. Если в 1990 г. в сельскохозяйственном производстве использовалось 6 649 тыс. га угодий, в том числе 3 191 тыс. га пашни, то в 2004 г. - 4382 тыс. га угодий и 2 195 тыс. га пашни. Площадь используемых угодий уменьшилась на 34%, пашни - на 31%. Так, в Амурской области площадь пашни уменьшилась на 629 тыс. га или на 35%, Еврейской автономной области - на 70 тыс. га, или 45%, Приморском и Хабаровском краях - на 23 и 24%, в Республике Саха (Якутия) - на 31%. Через пять-шесть лет последующее вовлечение данных земель в сельскохозяйственных оборот потребует затрат, превышающих расходы на поддержание этих земель и сохранение осушительных систем.

Сокращение используемых сельскохозяйственных угодий и пашни прямо связано с падением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.