Научная статья на тему 'Анализ использования производственных ресурсов в аграрном секторе Дальневосточного федерального округа'

Анализ использования производственных ресурсов в аграрном секторе Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
177
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования производственных ресурсов в аграрном секторе Дальневосточного федерального округа»

ления. Среди безработных преобладают лица в возрасте 15-34 года. По оценке китайских ученых, предполагается пик численности населения - 1,6 млрд человека будет достигнут в 2030 г. На протяжении

всего XXI столетия Китай будет оставаться донором трудовых ресурсов для остального мира, причем квалифицированный уровень экспортируемой рабочей силы будет расти.

2. Численность занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел

Территория Занято в сельском хозяйстве

Всего Сельхозпредприятия К(Ф)Х ЛПХ

1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г. 1990 г. 2002 г. 2004 г.

Приморский край 80,8 78,5 73,1 73,5 22,5 19,2 - 7,0 7,5 7,3 49,0 46,4

Хабаровский край 31,3 28,7 25,4 23,4 8,9 8,5 - 2,9 2,0 7,9 16,9 14,9

Амурская обл. 79,4 44,5 35,9 72,9 15,8 14,2 - 9,3 7,4 6,5 19,4 14,3

Еврейская а.о. 16,8 10,4 11,2 13,1 2,5 1,5 - 1,3 1,3 3,7 6,6 8,4

В сельском хозяйстве южной зоны региона нарастает привлечение иностранной рабочей силы. Так, в 2005 г. по сравнению с 2002 г. число иностранных рабочих в Хабаровском крае увеличилось на 11,9%, в Еврейской автономной области - в 3,5 раза. Наибольший удельный вес иностранной рабочей силы в ДФО приходится на Приморский край, в 2005 г. он составил 58,0%. В основном привлечение иностранных рабочих идет в растениеводство: в Еврейской а.о. - 94,6%, Амурской области - 93,1, Приморском крае - 81,0 и в Хабаровском крае -70,8%. Механизаторов из них от 6,7% в Приморском крае до 52,5% в Еврейской автономной области.

В Еврейской автономной области накоплен опыт работы с иностранной рабочей силой путем создания сельскохозяйственных предприятий как полностью с иностранным капиталом, так и совместно с российским капиталом, вовлечение в их дея-

тельность российских граждан. В основном инвестиции в сельскохозяйственное производство вкладываются из Китайской Народной Республики.

Китайские предприниматели осваивают сельскохозяйственные угодья области, завозят технику, семена сельскохозяйственных культур, удобрения. Одновременно с этим и местные производители сельскохозяйственной продукции увеличивают посевные площади, используя труд иностранных рабочих и новые технологии.

В целом современные тенденции формирования занятости сельского населения юга Дальнего Востока вызваны сложными процессами. Тенденции в демографической области в будущем могут в значительной мере снизить потенциал и привести к обезлюдиванию сельских территорий, снижению качества профессионально-квалификационного состава кадров, структурной безработице.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Л.В. Ким, к.с.-х.н., Дальневосточный НИИ экономики, организации и планирования АПК

Сельскохозяйственное производство ДФО функционирует в сложных природно-экономических условиях, обусловленных географическим положением, особенностями климата, удаленностью от промышленных центров и основных сельскохозяйственных районов России. Почти 85% территории Дальнего Востока относится к северной части страны с преобладанием отрицательных годовых температур и вечной мерзлоты. Основные сельскохозяйственные районы находятся под влиянием муссонного климата.

Земли ДФО имеют разное потенциальное плодородие и для получения устойчивых урожаев требуют внесения минеральных и органических удобрений, а также выполнения других агротехнических приемов. Здесь нельзя получать стабильные урожаи полевых культур без известкования кислых почв, применения минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов. Возможности почв региона невелики, но достаточны для формирования урожая при ограниченном применении удобрений: зерновых культур -12-17 ц/га, сои - 8-9 ц/га, картофеля - 90-100 ц/га, овощей - 100-110 ц/га. Обязательным условием повышения продуктивности и получения устойчивых урожаев являются мелиорация земель, применение ресурсосберегающих технологий.

В результате ухудшения экономической ситуации за годы реформ сократилось применение

минеральных и органических удобрений, практически прекращено известкование кислых почв, фос-форитование земель. В итоге ухудшается состояние пахотных земель. Например, в Хабаровском крае более 60% пашни требуют известкования, 33% имеют низкую обеспеченность подвижным фосфором. Для бездефицитного баланса питательных веществ требуется внесение 130-150 кг/га действующего вещества минеральных удобрений и 5-10 т органических удобрений.

В регионе уменьшаются площади используемых сельскохозяйственных угодий. Если в 1990 г. в сельскохозяйственном производстве использовалось 6 649 тыс. га угодий, в том числе 3 191 тыс. га пашни, то в 2004 г. - 4382 тыс. га угодий и 2 195 тыс. га пашни. Площадь используемых угодий уменьшилась на 34%, пашни - на 31%. Так, в Амурской области площадь пашни уменьшилась на 629 тыс. га или на 35%, Еврейской автономной области - на 70 тыс. га, или 45%, Приморском и Хабаровском краях - на 23 и 24%, в Республике Саха (Якутия) - на 31%. Через пять-шесть лет последующее вовлечение данных земель в сельскохозяйственных оборот потребует затрат, превышающих расходы на поддержание этих земель и сохранение осушительных систем.

Сокращение используемых сельскохозяйственных угодий и пашни прямо связано с падением

технической оснащенности сельских товаропроизводителей. Длительная убыточность и неплатежеспособность сельскохозяйственных предприятий привели к сокращению наличия энергетических и рабочих машин.

Парк тракторов сократился по региону на 70%, в Еврейской автономной области - на 86%, Магаданской - на 92%. За годы реформ приобретение тракторов составило 9,2% от их выбытия. Доля тракторов с износом более 80% составила в 2004 г. в сельскохозяйственных предприятиях Приморского края 40-100%, менее 50% - 1-50%.

Среди материально-технических ресурсов сельскохозяйственных предприятий особая роль принадлежит энергетическим. Это наиболее активная часть ресурсов, крайне необходимых для сельскохозяйственного производства.

Общая сумма энергетических мощностей дает представление о развитии уровня производительных сил. В целом энергетические мощности сельского хозяйства сократились по Российской Федерации с 420 млн л.с. в 1990 г. до 191,2 млн л.с. в 2003 г., или в 2,2 раза, а в территориях Дальнего Востока положение более критическое. Например, в Еврейской авто-

номной области за период 1995-2004 гг. энергетические мощности сельского хозяйства сократились с

494,8 тыс. л.с. до 64,6 тыс. л.с., или в 7,7 раза.

Нерациональное использование земель, недооценка экологического фактора в целом ведет к снижению валовых сборов сельскохозяйственных культур. Увеличивается себестоимость и снижается рентабельность не только отдельных культур, но и всей сельскохозяйственной продукции.

За годы реформ во всех категориях хозяйств ДФО сократилось производство всех основных видов продукции. Так, производство зерна в расчете на 100 га пашни уменьшилось в 2,8 раза, сои - в 1,7, молока в расчете на 100 га сельхозугодий - в 16,8, мяса - в 3,9, яиц - в 2,4 раза, тогда как площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась на 33%, пашни на 31%. Спад производства продукции сельского хозяйства за анализируемый период обусловлен также падением урожайности отдельных сельскохозяйственных культур, продуктивности животных. Так, урожайность сои в 2003 г. в сравнении с 1990 г. была ниже на 21%, надой молока на 1 корову - на 21% (табл. 1).

1. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в ДФО во всех категориях

хозяйств (в действующих ценах)

Показатели 1990 г. 1995 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Выход валовой продукции на 100 га, тыс. р.:

сельхозугодий 49,2 62,7 716,7 798,6 890,9

пашни 102,5 127,3 1448,9 1603,6 1789,8

Вал овая продукция растениеводства, млрд р. 1,1 1,9 19,1 20,3 21,8

Выход валовой продукции растениеводства на 100 га, тыс. р.:

сельхозугодий 16 31,4 412,3 447 489,3

пашни 33,3 63,7 833,4 897,5 983,1

Вал овой сбор на 100 га пашни, т:

зерна 41,1 16,3 18,3 24,6 14,8

сои 19,4 8,2 13 13,4 11,6

картофеля 34,7 50,4 73,4 78,3 81,2

овощей 12,4 16,8 23,3 23,5 26

Вал овая продукция животноводства, млрд р. 2,2 1,9 14,1 16,0 17,9

Выход валовой продукции животноводства на 100 га, тыс. р.:

сельхозугодий 33,2 31,3 304,4 351,6 401,5

пашни 69,1 63,6 615,4 706,1 806,7

Производство валовой продукции животноводства

на 100 га сельхозугодий, т: 23,6 2,5 1,8 1,9 1,4

молока

мяса (убойный вес) 5,5 2,5 1,8 1,9 1,4

яиц, тыс. шт. 34 17,9 17,3 19,8 14,1

на 100 га пашни, т:

молока 49,2 27,3 28 28,6 29,1

мяса 11,5 5,0 3,7 3,8 4,0

яиц, тыс. шт. 70,8 36,4 35 39,7 41,7

Надой молока на 1 корову, кг 2502 1446 1700 1889 1953

* С2001 г. валовая продукция в действующих ценах.

Сложившиеся диспропорции кормопроизводства и животноводства обусловили резкое сокращение поголовья скота и птицы, привели к снижению продуктивности животных. В наиболее сложном положении оказались регионы с неблагоприятными природными условиями, к ним относится и ДФО. За 1990-2003 гг. по России сократилось поголовье: крупного рогатого скота - на 56%, свиней -на 57%, птицы - на 47%, а по ДФО соответственно на 63, 81 и 72%. В 1990 г. регион производил 2,8% молока, 3,3% - мяса и 4,7% яиц от их производства в России, а в 2003 г. производство молока составило 1,9%, мяса - 1,9%, яиц - 2,5%. Регион теряет свои позиции в производстве продукции животноводства.

Таким образом, в условиях неподготовленного перехода к рыночным отношениям возможности сохранения и развития отраслей животноводства определяются не природными условиями, а экономической политикой, проводимой органами власти субъектов Федерации. Поэтому даже в территориях со схожими природными условиями отмечаются различные тенденции.

В процессе земельной реформы появились крестьянские хозяйства, их число увеличивалось до 1994 г. и составляло 15 778 ед. С 1995 г. наблюдается их сокращение. В 2002 г. в ДФО было 10 536 крестьянских хозяйств, за которыми было закреплено

678,9 тыс. га земли, в 2004 г. - 9 855 и 727,9 тыс. га.

Разрушение предприятий, высвобождение значительной части работающих, отсутствие условий для развития крестьянских хозяйств привели к возрастанию роли мелких и мельчайших хозяйств населения. В результате резкого снижения доходов в сельскохозяйственное производство были вовлечены около 600 тыс. семей жителей городов и рабо-

чих поселков. На семью для ведения коллективного садоводства и огородничества выделяется участок площадью от 0,08 до 0,2 га. Хозяйства населения по отдельным территориям используют от 8 до 23% пашни. В Республике Саха (Якутия) личным подсобным хозяйствам выделяются земли для летнего содержания скота и сенокошения.

В процессе проведения земельной реформы произошло перераспределение земель между категориями хозяйств. По данным 2002 г. в ДФО за предприятиями было закреплено 70,8% пашни, в 2004 г. - 63%, в Еврейской автономной области -61,1 и 45% соответственно. Крестьянские хозяйства в Амурской области занимают 31% пашни, в Еврейской автономной области - 43,0%, Приморском крае

- 5,0% и в Хабаровском крае - 3,0%.

В сельскохозяйственных предприятиях сосредоточено от 60 до 80% основных производственных фондов сельского хозяйства, в том числе более 80% тракторного парка. Сельскохозяйственные предприятия наряду с производственно-экономическими продолжают выполнять значительный объем и социальных функций, и подход к ним с чисто рыночных позиций не всегда правомерен.

За годы экономических реформ произошел не только спад сельскохозяйственного производства, но и резко обострилась социально-экономическая ситуация на селе. Кризисные явления в аграрном секторе привели к существенным изменениям на рынке труда и, в первую очередь, к сокращению числа рабочих мест.

Трудообеспеченность в ДФО в 2003 г. составила 1,4 чел. на 100 га сельхозугодий, тогда как в 1990 г. она составляла 4,63 человека (табл. 2). Кадровый дефицит обусловливает низкую эффективность использования других ресурсов.

2. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий ДФО отдельными ресурсами

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Трудообеспеченность, чел./100 га сельхозугодий 4,63 5 1,9 1,6 1,5 1,4

Приходится на 1 работающего:

пашни, га 10,4 9,9 26,4 30,1 34,4 38

сельхозугодий, га 21,6 21,1 52,2 60,9 69 75,8

скота, гол. 5,6 3,4 7,5 8,5 9,7 10,6

Приходится пашни на душу населения, га 0,39 0,4 0,33 0,32 0,32 0,31

Приходится КРС на 100 га сельхозугодий, гол. 25,7 17 14,4 13,9 14 14

Приходится свиней на 100 га пашни, гол. 51,7 20,2 13,2 12,4 12,3 12,9

На Дальнем Востоке процесс сокращения числа занятых в сельском хозяйстве ускоряется. Безработица стала хронической, приобрела застойные формы, увеличивается ее продолжительность. Причем выбывают, прежде всего, специалисты, трактористы-машинисты, животноводы и другие работники массовых профессий. Это формирует условия для продолжения спада производства. В структуре населения растет доля лиц старше трудоспособного возраста, идет старение населения, возрастает нагрузка на экономически активную его часть. Все это ведет к неэффективному использованию всех ресурсов, стимулирует спад производства.

Наиболее дефицитным производственным ресурсом в результате реформ стали инвестиции. Курс

реформ на либерализацию всех сторон и изъятие средств аграрного сектора через диспаритет цен обострили проблему инвестиций.

В 1990 г. доля сельского хозяйства в инвестициях в экономику региона составляла 15,4%, в 1996 г.

- 2,6, в 2003 г. - 2,1%. В Амурской области, основной сельскохозяйственной зоне Дальнего Востока, доля инвестиций в сельское хозяйство и того меньше - 22,7 в 1990 г. и 1,10% в 2003 г. Производители продукции сельского хозяйства в результате диспаритета цен лишились собственных источников капитальных вложений, внешние инвестиционные источники в аграрном секторе региона практически утрачены.

Анализ показывает, что без принятия кардинальных мер невозможно будет сохранить сельскохозяйственное производство, повысить уровень жизни населения в экстремальных условиях Дальнего Востока, приостановить спад и обеспечить стабилизацию и развитие сельского хозяйства.

Анализ состояния ресурсного обеспечения и производственного потенциала аграрного сектора показал, что в результате либерализации и диспаритета цен продолжается разрушение ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства.

С учетом инфляционных процессов, слабой материально-технической базы многие сельскохозяйственные товаропроизводители практически не в

состоянии осуществлять воспроизводственный процесс, не имеют возможности для приобретения техники, высококачественных семян, племенного скота.

Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работы по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального обучения. Это обусловливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад производства продукции. В аграрном секторе региона утрачены возможности обеспечения даже простого воспроизводства. В этих условиях стабилизация в сельскохозяйственном производстве невозможна без значительных единовременных вложений.

Раздел 13. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Д.Б.Эпштейн, д.э.н., проф., Е.О.Никифорова, к.э.н., ст. науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

В экономической литературе часто [1] утверждается, что прямая бюджетная поддержка производителя путем дотаций, по сути дела, всегда неэффективна. Это делается на том основании, что часть поддержки неизбежно достается переработчику или другому покупателю сельскохозяйственной продукции. Это обосновывается сдвигом вниз функции предложения при выделении субсидий и соответствующим снижением цен, потому что сельхозпроизводители, получив поддержку, обязательно соглашаются на более низкие цены. Нам этот аргумент представляется слабым. Во-первых, даже если не все 100% субсидий в конечном итоге удержатся у производителя в виде соответствующего повышения дохода, то удержится, безусловно, их основная часть, что и означает реальный эффект субсидий.

Именно поэтому в странах ЕС применяется весь комплекс мер поддержки (дотации, компенсации части затрат на средства производства, ограничение импорта и т.п.), хотя и допускается, что этим вызывается некоторое относительное снижение цены. Учитывая это, в ЕС субсидии дополняются мерами ограничения предложения, например, квотированием. Однако, на наш взгляд, возможное снижение цен как результат снижения функции предложения в результате субсидирования обычно переоценивается. Дело в том, что функция предложения отражает ожидание производителем «нормальной цены» и его согласие на ту минимальную цену, которая покрывает издержки, и дает ему ожидае-

мую прибыль. Как только производитель получает информацию об ожидаемых субсидиях, его требования к ожидаемой прибыли меняются в сторону увеличения, и, соответственно, кривая предложения сдвигается вверх на величину субсидий. Например, если до информации о субсидиях он соглашался на прибыль 0,5 р. на кг молока (допустим, эта прибыль составляет 10% к его затратам), то узнав о дотациях величиной 1 р., он рассматривает в качестве нормальной прибыль 1,5 р., что составляет 30% к затратам. Лишь при очень больших величинах субсидий, когда рентабельность превысит, например, 50-75%, подъем кривой предложения будет меньшим, чем на величину субсидий. В российских же условиях, когда цены и рентабельность сельхозпродукции низки, а субсидии, как правило, не превышают нескольких процентов цены, подъем кривой предложения будет соответствовать ожидаемой субсидии или даже превышать ее.

В последнее время все более жестко звучит требование повысить эффективность использования бюджетных средств государственной поддержки сельхозпроизводителей, причем эта эффективность неоправданно связывается с увеличением поступления налогов в бюджет или с увеличением объемов сельхозпродукции. Так, Л.А. Кошелкина считает, что существующая система «господдержки АПК ... направлена в основном на решение текущих задач, а стратегические вопросы не находят должного решения» [2]. С этим выводом можно согласиться, одна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.