УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 147, кн. 3 Гуманитарные науки 2005
УДК 330
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ИСТОЧНИКИ И ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ЕГО ФАКТОРЫ
Д.К. Бикчантаева, А.И. Бикчантаева Аннотация
Обеспечение высоких темпов экономического роста и придание ему устойчивого характера является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед российской экономикой. Наблюдающиеся в последние годы положительные тенденции роста, достигнутые в значительной степени за счет наращивания сырьевого экспорта и сохранения высоких цен на топливно-энергетические ресурсы, не создают надежного базиса для дальнейшего устойчивого расширения общественного производства и обусловливают необходимость более активных мер в области оптимизации структуры экономики, развития новых, перспективных с народно-хозяйственной точки зрения производств, институциональных реформ и т. п. В то же время наличие целого ряда ограничений, связанных с низкой конкурентоспособностью российских предприятий, неразвитостью рынка труда и несовершенством законодательной базы не позволяет рассчитывать на значительный эффект от реализации мероприятий, направленных на достижение и сохранение высоких темпов экономического роста. В связи с этим необходима разработка поэтапной программы реформирования экономической системы, рассчитанной на среднесрочную и долгосрочную перспективу, охватывающей все сферы общественного производства и опирающейся на существующую институциональную структуру экономики, направленную на устранение перечисленных диспропорций. При этом длительность и комплексный характер реформ, не позволяющие достичь значительных положительных результатов за короткий срок, предопределяют сохранение на первоначальном этапе трансформаций значительных объемов экспорта минерального, прежде всего углеводородного, сырья с последующим его замещением продукцией с более высокой добавленной стоимостью.
Проблемы экономического роста на протяжении всего периода реформ являлись одними из ключевых и дискуссионных в теоретической и прикладной экономической науке. Обеспечение высоких темпов увеличения абсолютных и относительных макроэкономических показателей при снижении уровня инфляции и стабилизации валютного рынка до настоящего времени является основной приоритетной задачей программ экономического развития страны. Однако не существует единого мнения, каковы должны быть темпы роста ВВП, каким образом они могут быть соотнесены с аналогичными показателями развитых государств и допустимо ли подобное сравнение, учитывая уникальность сложившейся макроэкономической ситуации в России.
Заметим, что само по себе наращивание объемов производства или средне -душевого валового продукта не является абсолютным и единственным показа-
телем успешности осуществляемой макроэкономической политики. Если экономический рост не сопровождается позитивными сдвигами в структуре национального хозяйства, расширенным воспроизводством в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также насыщением потребительского рынка товарами, соответствующими постоянно расширяющемуся и изменяющемуся спросу населения, он не будет иметь устойчивого характера и не позволит сформировать благоприятные социально-экономические условия для дальнейших трансформаций. Только комплексный подход к реформированию всей системы общественного производства позволит придать стабильность положительным тенденциям роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Изучение динамики основных социально-экономических показателей (см. табл. 1) позволяет сделать вывод, что за последние годы наблюдается их устойчивый рост. Но достаточны ли темпы этого роста? Позволят ли они сформировать благоприятный климат в экономике?
Табл. 1
Динамика основных социально-экономических показателей за 2000-2004 гг.1
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Валовый внутренний продукт 110.0 105.1 104.7 107.3 107.1
Промышленное производство 111.9 104.9 103.7 107.0 106.1
Продукция сельского хозяйства 107.7 107.5 101.5 101.3 101.6
Расходы на конечное потребление 105.6 106.8 107.3 106.6
Основные фонды в экономике 100.4 100.6 100.7 100.9
Проанализировав данные таблицы, можно заметить некоторую нестабильность и колебания темпов экономического роста за последнее пятилетие, а также их снижение в 2004 г., причиной чего является их зависимость от целого ряда разнородных и разнонаправленных факторов экономического, социального и политического характера. К числу факторов, обусловливающих положительные тенденции роста, в частности, можно отнести более эффективное использование рабочей силы и основных фондов экономики, особенно в отраслях, активно совершенствующих производственную структуру и задействующих недозагруженные мощности, а также значительное увеличение совокупного спроса граждан - в среднем более чем на 8% в год, начиная с 2000 г. Среди факторов, действующих в обратном направлении, наиболее значимыми являются недостаточность мер по оптимизации структуры экономики, ее демонополизации и развитию новых перспективных производств, неблагоприятный инвестиционный климат, постоянные корректировки действующего законодательства, замедлившийся, но не прекратившийся отток капитала из страны и т. д. Более того, потенциальную опасность таит в себе то обстоятельство, что
1 Стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году.
на экспортно-ориентированные сырьевые отрасли по-прежнему приходится большая доля прироста промышленного производства, в то время как увеличение внутреннего спроса компенсируется в значительной степени за счет импортных поставок. Так, объем импорта в 2000-2003 гг. увеличивался в среднем на 21% в год, а экспорта - почти на 9%.
Среди аналитиков популярна точка зрения, что положительные тенденции в российской экономике связаны в значительной степени с увеличением доходов от экспорта продукции сырьевого сектора. Поведение экономических агентов ориентируется на предполагаемые изменения цен на топливо-энергетиче-ские ресурсы, при понижение которых происходит сокращение экономической активности, отражающееся в падении темпов роста ВВП. Более того, ускоренное развитие отраслей ТЭК отвлекает капитальные ресурсы из прочих сфер экономики, замедляя осуществление структурной реформы и создание предпосылок дальнейшего роста.
Вопросы экономического роста занимают существенное место в различных программных документах правительства РФ. Так, в проекте программы социально-экономического развития России, ориентированной на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), отмечается, что основными причинами замедления темпов экономического роста являются: ухудшение конкурентоспособности отечественных предприятий вследствие опережающего роста издержек по сравнению с повышением производительности труда; замедление увеличения объема инвестиций с 12.5% в 2003 г. до 10.9% в 2004 г.; сокращение роста экспорта в физическом выражении с 14% в 2003 г. до 8% в 2004 г.; а также снижение активности правительства в проведении экономических преобразований. Подчеркивается, что залогом сохранения и увеличения темпов расширенного воспроизводства в сложившейся экономической ситуации в наибольшей степени является качество осуществляемой экономической политики, которая должна способствовать созданию институтов, обеспечивающих стимулы для адаптации к быстро меняющимся условиям.
Одним из основных тезисов большинства программ социально-экономического развития является признание необходимости усиления прямого участия государства в хозяйственной жизни (т. н. дирижистский подход). При этом отмечается, что параллельно должны происходить: административная реформа, совершенствование правоохранительной и судебной систем, а также развитие институтов гражданского общества как основополагающих факторов экономического роста. Сторонники дирижистской модели в качестве ключевого момента реформ рассматривают инвестиционную деятельность государства, поскольку субъекты банковского сектора не склонны в настоящее время вкладывать собственные средства в развитие большинства секторов экономики, в особенности, в долгосрочные проекты.
Другим не менее распространенным направлением в современной экономической политике является институциональный подход, который делает упор на становление институтов, способствующих экономическому росту, к числу которых относятся политические и правовые институты, институт общественного мнения, а также структуры, обеспечивающие взаимосвязи между различными секторами экономики: индивидуальными предпринимателями, домаш-
ними хозяйствами, средним и крупным бизнесом, государством и т. д., без создания и всестороннего развития которых механизм государственного вмешательства в экономику не будет эффективным.
Принципиальные подходы к осуществлению современной экономической политики нашли свое отражение в утвержденных 8 июля 2004 г. «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г.» основные общенациональные задачи, определенные в данном документе, таковы: удвоение ВВП за 10 лет, уменьшение бедности и рост благосостояния населения. Отмечается, что в последние годы темпы экономического роста стабильно держались на высоком уровне, чему способствовали не только осуществляемые реформы, но и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, позволяющая наращивать экспорт сырья, привлекая дополнительные средства для развития национальной экономики. Между тем, российская экономика обладает и значительными внутренними резервами, для активизации которых необходима последовательная реализация институциональных преобразований и устранение структурных ограничений экономического роста. Так, в «Основных направлениях» подчеркивается, что приоритетными задачами социальноэкономической политики должны стать: жилищно-коммунальная реформа, развитие форм частно-государственного партнерства в социальной сфере, технологической базы экономики, высокотехнологического сектора, нефтегазового и агропромышленного комплексов, создание условий для равной конкуренции, совершенствование системы управления государственным имуществом и т. д.
Необходимо заметить, что реализация программ дальнейшего реформирования российской экономики, направленных на повышение темпов экономического роста, наталкивается на ряд объективных ограничений. Во-первых, особенностью национальной экономики является низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора. Несомненно, за годы реформ удалось сформировать разветвленную систему малого бизнеса и приватизировать многие государственные предприятия, но по-прежнему проблематичным остается становление организационно-хозяйственных структур среднего звена. Более того, продукция, производимая отечественными предприятиями, так и не достигла уровня качества зарубежных аналогов и, следовательно, не может конкурировать с ними как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Во-вторых, отсутствуют условия и стимулы для развития человеческого капитала. Система средне-профессионального и высшего образования в стране практически оторвана от реально существующих потребностей российских предприятий, а низкий уровень оплаты труда обусловливает как отсутствие заинтересованности работников в результатах собственной деятельности, так и продолжающийся отток специалистов, прежде всего инженерно-математических специальностей, за рубеж. В-третьих, эффективность методов государственного воздействия на всю экономическую систему в целом является крайне низкой. В стремлении избавиться от устоявшейся, складывавшейся десятилетиями административнокомандной системы государство еще в первые годы реформ утратило контроль и возможность регулирования протекавших экономических процессов. Впоследствии благодаря постоянному совершенствованию действующего законодательства, механизмам адресной финансовой поддержки, стабилизации фи-
нансовой системы оно получило в свое распоряжение определенные рычаги прямого и косвенного управления общественным производством, которые тем не менее не являются достаточными для осуществления эффективного макроэкономического регулирования. Помимо перечисленных выше факторов к числу обстоятельств, ограничивающих реализацию программ реформирования отечественной экономики, также можно отнести: неравномерность осуществления реформ на субфедеральном уровне, низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения, слабая диверсификация общественного производства, инфраструктурные ограничения роста и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что на коротком временном отрезке сохранение высоких темпов экономического роста возможно лишь при условии обеспечения значительных объемов экспорта, первоочередными статьями которого будут являться минеральные, прежде всего углеводородные, природные ресурсы. Расширение экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью, очевидно, предпочтительнее с точки зрения перспективного развития экономики, но крайне затруднено в силу низкой конкурентоспособности отечественных товаров и отсутствия материально-технической базы, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса. В долгосрочной перспективе залогом динамичного и устойчивого экономического роста является осуществление комплекса мероприятий по реформированию всей системы общественного производства и оптимизации ее отраслевой, территориальной и институциональной структур.
Summary
D.K. Bikchantaeva, A.I. Bikchantaeva. The tendencies of economic growth: sources and limiting factors.
Providing of high economical growth rates and of its sustainable behavior are the most actual problems representative Russian economy. Positive growth trends obtained mainly because of raw materials export accretion and retention of high prices on fuel-energy resources haven’t established reliable basis for further sustainable social production extension and maintain necessity of more dynamic steps in economical structure optimization, development of new enterprises available from national economy point of view, institutional reforms etc. Meanwhile presence of variety restrictions connected with low competitive Russian manufactures ability, labor market and legislative base imperfections don’t allow to figure on substantial effect from activity directed on attainment and conservation of high economical growth rates. In this connection it is necessary to develop stage-by-stage program of medium and long-term economical system reforming, covering all social production areas, based on existing institutional economical structure. At the same time reforms length and integrated disposition, not allowing to attain substantial positive results in shot-term period, are predetermining conservation at the prime transformation period of considerable volume of mineral first of all hydro carbonic exports with subsequent its displacement with products containing more high added value level.
Поступила в редакцию
01.11.05
Бикчантаева Дания Камаловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Казанского государственного университета.
Бикчантаева Алсу Ильдаровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Нижегородского государственного технического университета.