Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

ТЕНДЕНЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Тенденции развития туристической отрасли формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, сложившейся на рынке услуг конъюнктуры спроса. В предыдущее десятилетие российская туристическая отрасль демонстрировала устойчивое развитие, которое было не подвержено влиянию глобальной экономической рецессии и снижению спроса во многих видах экономической деятельности. Но в 2020 году из-за последствий пандемии COVID-19 для туристической отрасли сложилась негативная ситуация, характерная для большинства стран мира и России. Ограничения и приостановление деятельности предприятий туризма обусловили значительное падение ключевых показателей туристского потока, актуализировали различные меры антикризисного регулирования, включая государственную помощь, страхование, сетевое взаимодействие. В статье исследую статистические показатели туристического сектора, причины и условия сложившейся ситуации, наиболее эффективные направления антикризисного регулирования в управлении отраслевым предприятиями. Значительный спад по итогам 2020 года актуализировал применение мер поддержки государства, резервы страхования, изменил концепцию рыночной деятельности и планирования. В статье раскрыты характерные особенности рисков в туристической индустрии, что определяет необходимость эффективного взаимодействия со страховыми компаниями. Проанализированы характерные черты страхования в туристической отрасли, особенности добровольного и обязательного страхования туристов. Выявлены страховые риски, с которыми сталкиваются туроператоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN THE FIELD OF TOURISM

The influence of external and internal factors, the current demand situation in the service market form the trends in the development of the tourism industry. In the previous decade, the Russian tourism industry demonstrated a steady development not affected by the global economic recession and the decline in demand in many economic activities. However, in 2020, due to the consequences of the COVID-19 pandemic for the tourism industry, a negative situation that was typical for most countries of the world and Russia developed. Restrictions and suspensions of tourism enterprises caused a significant drop in key indicators of the tourist flow, updated various measures of anti-crisis regulation, including state aid, insurance, and networking. The article examines the statistical indicators of the tourism sector, the causes and conditions of the current situation, the most effective directions of anti-crisis regulation in the management of industrial enterprises. A significant decline in the results of 2020 updated the application of state support measures, insurance reserves, and changed the concept of market activity and planning. The article reveals the characteristic features of risks in the tourism industry, which determines the need for effective interaction with insurance companies. The article analyzed characteristic features of insurance in the tourism industry, the features of voluntary and compulsory insurance of tourists and identified the insurance risks faced by tour operators.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

ТУРИЗМ/ TOURISM

УДК 338.242

DOI: 10.24412/2413-693Х-2021-3-3-11

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

ОБОРИН Матвей Сергеевич, д.э.н., профессор recreachin@rambler.ru

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Пермь, Россия;

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия; ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия

Аннотация. Тенденции развития туристической отрасли формируются под влиянием внешних и внутренних факторов сложившейся на рынке услуг конъюнктуры спроса. В предыдущее десятилетие российская туристическая отрасль демонстрировала устойчивое развитие, которое было не подвержено влиянию глобальной экономической рецессии и снижению спроса во многих видах экономической деятельности. Но в 2020 году из-за последствий пандемии COVID-19 для туристической отрасли сложилась негативная ситуация, характерная для большинства стран мира и России. Ограничения и приостановление деятельности предприятий туризма обусловили значительное падение ключевых показателей туристского потока, актуализировали различные меры антикризисного регулирования, включая государственную помощь, страхование, сетевое взаимодействие. В статье исследуются статистические показатели туристического сектора, причины и условия сложившейся ситуации, наиболее эффективные направления антикризисного регулирования в управлении отраслевыми предприятиями. Значительный спад по итогам 2020 года актуализировал применение мер поддержки государства, резервы страхования, изменил концепцию рыночной деятельности и планирования. В статье раскрыты характерные особенности рисков в туристической индустрии, что определяет необходимость эффективного взаимодействия со страховыми компаниями. Проанализированы характерные черты страхования в туристической отрасли, особенности добровольного и обязательного страхования туристов. Выявлены страховые риски, с которыми сталкиваются туроператоры.

Ключевые слова: туризм, страхование, страховая компания, туристическая сфера, медицинское страхование, пандемия, кризис.

Для цитирования: Оборин М. С. Тенденции антикризисного управления в сфере туризма // Сервис Plus. — 2021. — Т. 15. — № 3. — С. 3-11. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-3-11

Статья поступила в редакцию: 06.05.2021.

Статья принята к публикации: 06.06.2021.

Trends in the development of anti-crisis management in the field of tourism

Trends in the development of anti-crisis management

in the field of tourism

OBORIN Matvey S., Dr.Sc. (Economics), Prof., recreachin@rambler.ru Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University;

Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation

Abstract. The influence of external and internal factors, the current demand situation in the service market form the trends in the development of the tourism industry. In the previous decade, the Russian tourism industry demonstrated a steady development not affected by the global economic recession and the decline in demand in many economic activities. However, in 2020, due to the consequences of the COVID-19 pandemic for the tourism industry, a negative situation that was typical for most countries of the world and Russia developed. Restrictions and suspensions of tourism enterprises caused a significant drop in key indicators of the tourist flow, updated various measures of anti-crisis regulation, including state aid, insurance, and networking. The article examines the statistical indicators of the tourism sector, the causes and conditions of the current situation, the most effective directions of anti-crisis regulation in the management of industrial enterprises. A significant decline in the results of 2020 updated the application of state support measures, insurance reserves, and changed the concept of market activity and planning. The article reveals the characteristic features of risks in the tourism industry, which determines the need for effective interaction with insurance companies. The article analyzed characteristic features of insurance in the tourism industry, the features of voluntary and compulsory insurance of tourists and identified the insurance risks faced by tour operators.

Keywords: tourism, insurance, insurance company, tourism sector, medical insurance, pandemic, crisis

For citation: Oborin M.S. (2021). Trends in the development of anti-crisis management in the field of tourism. Service plus, 15 (3), 3-11. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-3-11 (In Russ.).

Submitted: 2021/05/06.

Accepted: 2021/06/06.

Туризм является сложным видом экономической, социальной и культурной деятельности, имеющим высокий оборот и стабильно платежеспособный спрос в различных уголках мира. Проблемы устойчивого развития рынка туристских услуг, обеспечения их качества и безопасности исследуются в научных работах российских и зарубежных авторов. Глобальные кризисные явления, вызванные различными причинами, оказывают негативное влияние на бизнес-среду и условия деятельности турагентов и туроператоров в разных странах. Пандемия распространения вируса COVID-19 изменила спрос, отразилась на его избирательности, усилении негативных ожиданий относительно рисков. В связи с этим в научной литературе можно отметить исследование актуальных тенденций трансформации индустрии туризма [1; 5; 7; 9, 10]:

— изменение формата отношений со страховыми компаниями, обусловленное необходимостью страхования рисков как покупателей туристских услуг, так и участников рынка, их реализующих;

— диверсификация потребления, ориентация на новые виды и формы обслуживания, включая виртуальный туризм, цифровые технологии обслуживания, оплаты, получения широкого спектра услуг онлайн;

— необходимость получения предприятиями турбизнеса различных форм государственной поддержки и участия в программах, позволяющих получать необходимые привилегии для работы на региональных рынках.

Туризм является динамично растущим сектором сферы услуг, что подтверждает мировая и российская статистика. По данным Всемирной туристской

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

Рис. 1 — Динамика темпа изменения численности туристских поездок в мире в 2018-2019 гг., % (составлено по данным1)

Fig. 1 — Dynamics of the change rate in the number of tourist trips in the world in 2018-2019, % (compiled according to the data)

организации, рост по итогам 2019 года составил 4 %, сохраняется устойчивый тренд замещения сферой услуг материального производства, что характерно для современного экономического уклада в эпоху цифровизации и научно-технического прогресса.

Лидирующие темпы роста отмечены на Ближнем Востоке, они превысили средний мировой темп, составив 8 %, для стран Европы характерна ведущая роль в сфере международного туризма (51 % рынка) (рис. 1).

Глобальный спад и экономическая рецессия до 2019 года не оказали существенного негативного влияния на сферу туризма, более того, развитые страны отметили повышенные темпы роста: Франция, Италия, соответственно, на 10,8 и 7,9 %, при этом в абсолютном выражении наибольший оборот услуг пришелся на США в силу позиции валютного паритета, хотя темп несколько ниже, чем в государствах Европы, — 6 %. В Европейском союзе туризм представляет собой один из крупнейших секторов с долей 9 % в потреблении, а также является одним из пяти экспортных направлений в 83 % стран мира, а также основным источником притока иностранной валюты 38 % стран2.

Значимость регулирования туризма для социально-экономического и культурного развития

государств, успешной интеграции в мировое глобальное пространство обусловлена значительным вкладом отраслевых предприятий в формирование региональных экономических систем, рынков труда и инвестиционного климата. Проекты туристско-ре-креационной сферы способствуют инфраструктурному развитию территорий, стимулируют внедрение инноваций и коммуникаций. Основные показатели сферы туризма в мировой экономике представлены на рис. 2.

В России сфера туризма вносит вклад около 4 % ВВП, по большинству показателей страна занимает 4-е место в мире, поэтому можно оценивать достаточно сильные позиции на мировом и внутреннем рынках.

Распределение мирового спроса на туристско-рекреационные услуги осуществляется следующим образом (рис. 3).

Существенных изменений доли мирового спроса за последние годы не произошло: лидирующие позиции занимают страны Европейского союза, незначительное снижение спроса отмечено в других регионах, преимущественно за счет крупнейшего потребителя — Китая, сократившего затраты в данной области.

1 World Tourism Organization. Режим доступа https://www.unwto.org (дата обращения 15.03.2021)

2 Там же.

Trends in the development of anti-crisis management in the field of tourism

Инвестиции в основной капитал в туризме

Число рабочих мест в индустрии

МировойВВП

4.3

3.5

4.0

10.3

0.0 2.0 4.0 6.0 S.0 10.0 12.0 2015 И2019

Рис. 2 — Вклад туризма в мировую экономику в 2015-2019 гг., % (составлено по данным3)

Fig. 2 — The contribution of tourism to the world economy in 2015-2019, % (compiled according to the data)

Рис. 3—Динамика темпа изменения численности туристских поездок в мире в 2018-2019 гг., % (составлено по данным4)

Fig. 3—Dynamics of the change rate in the number of tourist trips in the world in 2018-2019, % (compiled according to the data)

Предварительная оценка итогов 2020 года для индустрии свидетельствует о существенном спаде, вызванном пандемией. В России падение спроса со стороны зарубежных туристов составило свыше 91 %

вследствие закрытия границ и ограничительных мер. Внутренний туризм также понес существенный урон, составивший, по предварительным оценкам, около 77 % показателей 2019 года [2; 6].

3 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма — 2020. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/7ZtU1mUD/turizm-2020.docx (дата обращения: 04.03.2021)

4 World Tourism Organization. Режим доступа https://www.unwto.org (дата обращения 15.03.2021)

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

В связи с этим приобретает особую актуальность развитие антикризисного управления в сфере туризма. Одним из важных направлений является страхование в различных сегментах туризма и его восприятие туристическими агентствами.

Страхование как вид деятельности может благоприятно сказаться на безопасности всех участников туристского путешествия и защитить пассажиров от потенциальных туристических рисков. В мире происходят неблагоприятные и катастрофические события, которые наносят огромный ущерб международным туристическим направлениям. Внезапные катастрофы и аварии оказывают серьезное влияние на туризм и экономику стран, такие неблагоприятные события в деятельности туристического бизнеса превратились в большую проблему для устойчивого развития отраслевой бизнес-среды. В этом контексте важную роль играет безопасность, направленная на снижение финансовых последствий [3].

Вопрос доступности страхования в туристской индустрии направлен не только на туристические, но и на транспортные компании. В то же время основной проблемой является покрытие коммерческой и общей ответственности, то есть компенсация рисков и достижение прибыльности страхового покрытия.

Можно сказать, что основной целью заключения страхования для туристических компаний является управление рисками и их оценка. Рекомендуется повышение осведомленности застрахованных лиц как пассажиров, туристических компаний и транспортных компаний, а также участие государства в расширении кооперационных связей страховых компаний с объектами отрасли туризма.

Риск определяется как возможность возникновения определенной ситуации, которая может оказать влияние на достижение поставленных целей. Все риски потенциально могут выйти из-под контроля, что и создает кризис. Поэтому рациональный подход к управлению рисками важен и предполагает определение приемлемого для туризма и клиентов уровня подверженности риску, выявление угроз для самой деятельности и для клиентов, а также выбор адекватных стратегий и их реализацию.

Риски в туризме могут быть разделены на четыре основные группы: для институциональной среды, непредвиденные обстоятельства в организации путешествий (например, трафик аварий, отсутствие защиты, землетрясения, наводнения) пассажиров

как частных лиц (например, посещение опасных мест и подобное), физические опасности и риск, которые угрожают окружающей среде (например, туристы могут быть не осведомлены о природных особенностей места, условиях проживания, не принимают адекватных медицинских и иных мер) [4; 8; 11].

Страховые компании должны обеспечить связь с туристическими агентствами. В общении со своими клиентами, которые являются потенциальными страховщиками, можно добиться благоприятных результатов для страхового рынка как с точки зрения качества, так и цены услуг.

Существует несколько видов страхования путешествий в зависимости от различных рисков. Наиболее распространенное страхование путешествий заключается самими пассажирами, то есть туристами, вылетающими по различным международным направлениям, в том числе: медицинское страхование за рубежом, страхование от несчастных случаев в поездке, страхование от отмены поездки, страхование багажа в поездке.

Туристическое страхование может быть обязательным и добровольным (табл. 1).

Таблица 1 — Сравнительный анализ добровольного и обязательного страхования в сфере туризма*

Table 1 — Comparative analysis of voluntary and compulsory insurance in the field of tourism*

Условие Обязательное Добровольное

страхование страхование

Основание Выплаты в случае Выплаты при наличии

выплаты болезни, получе- их в полисе отдель-

(полис) ния травмы или смерти туриста ным пунктом

Требования Некоторые стра- По желанию туриста

обязательно- ны требуют нали-

го страхова- чие обязательной

ния туристической страховки

Виды стра- В разных странах Разный состав пакета

ховых тури- пакет страхования услуг, по желанию

стических имеет разное со- туриста и требовани-

полюсов держание ям страны, в которую отправляется клиент

*составлено по данным [12; 13; 14]

Основным документом является страховой полис медицинского страхования, который содержит следующие стандарты медицинской помощи:

2021, 15(3), 3-11 Oborin Matvey S.

Trends in the development of anti-crisis management in the field of tourism

— в случае заболевания туриста обеспечение осмотра и лечение в больнице или поликлинике, предоставление транспортного средства для перевозки больного;

— предоставление пациенту стационарного или амбулаторного лечения;

— транспортировка в международный аэропорт.

Данные услуги являются обязательными видами страхования в Российской Федерации. В странах Европы предоставляемые услуги по туристической страховке включают еще ряд дополнительных услуг. Российские страховые компании минимизируют страховые услуги полиса с целью привлечения клиентов относительно низкой ценой страховки. При оформлении страхового договора клиента должны информировать о том, что выплаты по страховому полису могут быть не предоставлены при следующих обстоятельствах:

1. Если турист пострадал и травмировался, находясь в нетрезвом состоянии.

2. Если турист пострадал и травмировался, занимаясь активным отдыхом, экстремальными видами спорта (некоторые страховые компании относят к активному отдыху велоспорт и верховую езду).

3. Для получения страховых выплат от любых происшествий может быть предусмотрено приобретение дополнительной страховки по более высокой цене.

Путешествуя за границу, туристы сталкиваются с непредвиденными ситуациями, изменениями климата, специфическими свойствами воды, рационом питания и многими другими опасными изменениями. Основные страховые случаи определены Ростуриз-мом на основе статистических данных (рисунок 4).

По данным страховых компаний, самый высокий процент страховых случаев отмечен по простудным заболеваниям — 47 %, пищеварительной системе — 20 %, травмам и ушибам — 17 %, смертельные случаи занимают 1 %. Необходимо рассмотреть ряд проблем, связанных со страхованием, у туристов, оформивших тур в другую страну. Основная проблема заключается в том, что туристические фирмы не объясняют важность приобретения страхового полиса с полным спектром страховым услуг, который больше всего может пригодиться в поездках, предполагающих активный отдых. Российские туристы, как правило, экономят на страховых полисах и оформляют страховку только при получении визы.

Не менее важной проблемой является не полная осведомленность россиян о том, как пользоваться страховым полисом при наступлении страховых случаев. При оформлении туристической страховки граждане должны быть информированы о последовательности оплаты при страховых случаях, к примеру, при необходимости пользования медицинскими услугами за границей будут возмещены расходы

Смерть Укусы животных Зубные боли Солнечные ожоги и аллергия Переломы Травмыиушибы

Простудные ■заболевания

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

30

40

47 50

Рис. 4 — Доля страховых случаев в общем количестве, %(составлено по данным5) Fig. 4 — The share of insured events in the total number, % (compiled according to the data)

5 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма — 2020. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/ тесНаЬапк/72Ш1т1ЮДиг12т-2020.с1осх (дата обращения: 04.03.2021)

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

туриста или оплачены страховой компанией, также клиент должен знать, какие непредвиденные ситуации не будут покрыты страховкой.

Таким образом, очевидно, что страховой документ является гарантией безопасного путешествия и, безусловно, отправляться в путешествие без страховки весьма рискованно.

Иностранные страховые организации, в отличие от российских компаний, информируют граждан обо всех сторонах страхового договора, что вызывает доверие у клиента и формирует страховую компанию, как надежного поставщика страховых услуг. Информированность клиентов подразумевает оказание туристам юридической поддержки в устранении административных и гражданских правонарушений. Информационная поддержка — это консультации специалиста относительно следующих направлений:

— цель поездки и регион отдыха;

— уровень медицинского обслуживания в стране пребывания;

— выбор активного или пассивного отдыха;

— путешествие с маленькими детьми или без

них;

— маршрутная карта места отдыха;

— экскурсионная карта места путешествия.

Кроме стандартных туристических страховок,

существуют дополнительные страховые полисы, которые включают страхование от следующих непредвиденных ситуаций: несчастный случай, порча имущества отеля, кафе и прочее, невозможность выехать из страны, задержка выезда из страны, отказ в получении визы и так далее.

Страховка от несчастного случая включает: оплату страховой компанией амбулаторного лечения, при необходимости оперирование пациента, перевозку в больницу, реабилитацию в поликлинике, а также все расходы, связанные с лечением.

Страхование ответственности за нанесение ущерба имуществу гостиниц и ресторанов предполагает ущерб, который нанес турист имуществу случайным порядком.

Добровольное медицинское страхование включает обеспечение перевозки умершего в страну проживания.

В последнее время активно стали приобретать страховку на сохранность багажа, поскольку работники аэропортов стали халатно относиться к имуществу туристов, и сами туристы зачастую проявляют невни-

мательность к собственным вещам. Страховка багажа включает: кражу, потерю, порчу багажа.

Страхование туристов оформляется по двум схемам — компенсационной и сервисной. Сервисная схема имеет более простой формат, данная схема предполагает информированность страховой компании о страховом случае, расходы по которому полностью берет на себя страховая компания. При компенсационной схеме турист самостоятельно покрывает все расходы и по приезду в страну проживания предоставляет страховой компании все чеки, по которым получает компенсацию за расходы по страховому случаю. Компенсационная схема не особо популярна, поскольку имеет следующие недоработки:

1) обязательный валютный резерв;

2) отсутствие гарантий получения клиентом страховых выплат по приезду в место проживания.

Самый высокий процент травм, полученных туристами, зафиксирован в Болгарии и Германии (20 %). В Болгарии также самый высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний (23 %).

Анализ данных статистики выявил, что самыми опасными странами являются Турция и Египет, по этой причине данные страны не включены в рейтинг страховых случаев, составленный страховой организацией «Альфа-Страхование». Итак, не учитывая данных стран, Таиланд оказался страной, в которой зафиксировано количество туристов, которым понадобилось медицинское обследование. На страховые случаи в Таиланде приходится 19,3 %, Кипр — 13,5 %, Греция — 10 %, Болгария — 8,4 %. Германия лидирует по простудным заболеваниям—39,4 % отравления — 17,6 %, травмы — 15,8 %, вирусные инфекции — 7,8 %, фарингит — 6 %, глазные болезни — 5 %-8,1 %, Индия — 6,9 %, Испания — 6,5 %, Чехия — 5,3 %, Австрия — 4 %, Вьетнам — 4 % (рисунок 5).

Таким образом, исследование подтверждает, что для того чтобы во время путешествия чувствовать себя комфортно и безопасно, не портить отдых решением непредвиденных проблем, необходимо и желательно застраховать свое имущество и жизнь. Страховой полис является самым простым и надежным документом, обеспечивающим путешественникам безопасное и комфортное путешествие. Страховой полис обычно оформлен на страхователя и подтверждает договорные обязательства.

Страхование путешествий — один из самых важных аспектов функционирования туристического

Trends in the development of anti-crisis management in the field of tourism

Рис. 5 — Страны с наибольшей долей реализации различных видов страховых рисков, % (составлено по данным6)

Fig. 5 — Countries with the largest share of realization of various types of insurance risks, % (compiled according to the data)

сектора, оправляться на отдых в другую страну без которого неприемлемо.

При выборе традиционной формы страхования гражданин должен понимать ответственность и серьезность данной процедуры, тем более если отдых планируется провести, занимаясь активными и экстремальными развлечениями. Чтобы во время выезда

за границу у гражданина не возникло никаких проблем, он должен внимательно и ответственно рассматривать предложения страховых фирм, проверять их надежность и рейтинговый статус. Поэтому очень большое значение имеет полная информированность гражданина касательно страховой сферы, как при путешествиях за границу, так и при поездках внутри страны.

Список литературы

1. Абдулгазис В. С., Бахталиева Л. Д. Современное состояние и тенденции развития международного рынка страховых услуг // Теория и практика современной науки. — 2018. — № 6. — С. 78-87.

2. Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый. — 2019. — № 23. — С. 104-112.

3. Быканова Н. И., Черкашина А. С. Страховой рынок России: проблемы и направления развития // Молодой ученый. — 2020. — № 10. — С. 204-211.

4. Дедиков С. В. Страхование договорной ответственности в России: перспективы — есть // Финансы. — 2018. — № 3. — С. 46-58.

5. Должникова А. М. Асимметричная информация в страховании // Финансы. — 2018. — № 9. — С. 41-59.

6. Забаева М. Н. Особенность страхового андеррайтинга в туризме // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 2. — С. 57-68.

7. Киселева И. А. Риски в деятельности туристической компании // Экономические науки. — 2019. — № 58. — С. 44-57.

8. Корабейников И. Н., Ермакова Ж. А., Холодилина Ю. Е. Кластерный подход к развитию региональных производителей туристических услуг // Казанская наука. — 2018. — № 6. — С. 78-87.

9. Кусков А. С. Правовые последствия непредоставления информации о потребительских свойствах туристского продукта // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. — 2017. — № 8. — С. 56-64.

6 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма — 2020. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/ тесНаЬапк/72Ш1т1ЮДиг12т-2020.с1осх (дата обращения: 04.03.2021)

Тенденции антикризисного управления в сфере туризма

10. Ледовская А. В. Страховщики и финансисты как агрегаторы и проводники новых компетенций // Финансы. — 2020. — № 2. — С. 40-54.

11. Мельников В. В., Гребенщиков, Э. С. Рынок ОСАГО накануне перехода к свободным тарифам // Финансы. — 2019. — № 4. — С. 34-42.

12. Никитина А. В. Проблемы и перспективы развития страхового рынка в РФ // Аллея науки. — 2019. — № 5. — С. 224-228.

13. Толкачева О. П., Джобинашвили К. А. Особенности страхования в отрасли туризма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 155-158.

14. Шарифьянова З. Ф., Абанина В. П., Пацкова Г. В. Развитие страхования туризма в России // Символ науки. — 2019. — № 2-2. — С. 271-274.

References

1. Abdulgazi V. S., Bahtaliev L. D. (2018). Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya mezhdunarodnogo rynka strahovyh uslug [Current state and development trends of the international insurance market]. Teoriya ipraktika sovremennoj nauki [Theory and practice of modern science], 6, 78-87. (In Russ.).

2. Bakanaev I. L., Ashaganov A. YU., Cokaeva L. A., Movtigova M. A. (2019). Problemy i perspektivy razvitiya strahovogo rynka RF [Problems and prospects of development of the insurance market of the Russian Federation]. Molodoj uchenyj[Young scientist], 23, 104-112. (In Russ.).

3. Bykanova N. I., Cherkashina A. S. (2020). Strahovoj rynok Rossii: problemy i napravleniya razvitiya [Insurance market of Russia: problems and directions of development]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 10, 204-211. (In Russ.).

4. Dedikov S. V. (2018). Strahovanie dogovornoj otvetstvennosti v Rossii: perspektivy — est' [Contractual liability insurance in Russia: prospects-yes]. Finansy [Finance], 3, 46-58. (In Russ.).

5. Dolzhnikova A. M. (2018). Asimmetrichnaya informaciya v strahovanii [Asymmetric information in insurance]. Finansy [Finance], 9, 41-59. (In Russ.).

6. Zabaeva M. N. (2018). Osobennost' strahovogo anderrajtinga v turizme [The peculiarity of insurance underwriting in tourism]. Strahovye organizacii: buhgalterskij uchet i nalogooblozhenie [Insurance companies: accounting and taxation], 2, 57-68. (In Russ.).

7. Kiseleva I. A. (2019). Riski v deyatel'nosti turisticheskoj kompanii [Risks in the activities of a travel company]. Ekonomicheskie nauki [Economic sciences], 57, 44-57. (In Russ.).

8. Korabejnikov I. N., Ermakova ZH. A., Holodilina YU. E. (2018). Klasternyj podhod k razvitiyu regional'nyh proizvoditelej turisticheskih uslug [Cluster approach to the development of regional producers of tourist services]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 6, 78-87. (In Russ.).

9. Kuskov A. S. (2017). Pravovye posledstviya nepredostavleniya informacii o potrebitel'skih svojstvah turistskogo produkta [Legal consequences of failure to provide information about the consumer properties of a tourist product]. Zakony Rossii. Opyt. Analiz. Praktika [Laws of Russia. Experience. Analysis. Practice], 8, 56-64. (In Russ.).

10. Ledovskaya A. V. (2020). Strahovshchiki i finansisty kak agregatory i provodniki novyh kompetencij [Insurers and financiers as aggregators and agents of new competencies]. Finansy [Finance], 2, 40-54. (In Russ.).

11. Mel'nikov V. V., Grebenshchikov E. S. (2019). Rynok OSAGO nakanune perekhoda k svobodnym tarifam [CTP market on the eve of the transition to free tariffs]. Finansy [Finance], 4, 34-42. (In Russ.).

12. Nikitina A. V. (2019). Problemy i perspektivy razvitiya strahovogo rynka v RF [Problems and prospects of the insurance market development in the Russian Federation]. Alleya nauki [Alley of Science], 5, 224-228. (In Russ.).

13. Tolkacheva O. P., Dzhobinashvil, K. A. (2016). Osobennosti strahovaniya v otrasli turizma [Features of insurance in the tourism industry]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 3, 155-158. (In Russ.).

14. SHarif'yanova Z. F., Abanina V. P., Packova G. V. (2019). Razvitie strahovaniya turizma v Rossii [Development of tourism insurance in Russia]. Simvol nauki [Symbol of science], 2-2, 271-274. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.