Научная статья на тему 'Темпоральные структуры художественных текстов русской прозы хх века'

Темпоральные структуры художественных текстов русской прозы хх века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
609
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крайнова Елена Анатольевна

Применяется графический метод представления темпоральных структур художественных текстов. Исследуются пять произведений русской прозы таких авторов как И.А. Бунин, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын, В.О. Пелевин, Ю.М. Поляков. В русской прозе ХХ века преодолеваются традиции линейного повествования в пользу хаотической, дискретной структуры художественного времени. Исключение составляет творчество А.И. Солженицына.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present temporal structures of fiction texts graphic method is used. Five works of Russian prose by Bunin, Bulgakov, Solzhenitsyn, Pelevin and Poljakov are studied here. In Russian prose of the 20th century linear narration traditions were broken in favor of chaotic, discrete time structure. Works by Solzhenitsyn are exceptions.

Текст научной работы на тему «Темпоральные структуры художественных текстов русской прозы хх века»

УДК 008: 882.09

Е.А. Крайнова

ТЕМПОРАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РУССКОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА

Применяется графический метод представления темпоральных структур художественных текстов. Исследуются пять произведений русской прозы таких авторов как И.А. Бунин, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын, В.О. Пелевин, Ю.М. Поляков. В русской прозе ХХ века преодолеваются традиции линейного повествования в пользу хаотической, дискретной структуры художественного времени. Исключение составляет творчество А.И. Солженицына.

E.A. Kraynova TEMPORAL STRUCTURES OF RUSSIAN FICTION IN 20th CENTURY

Present temporal structures of fiction texts graphic method is used. Five works of Russian prose by Bunin, Bulgakov, Solzhenitsyn, Pelevin and Poljakov are studied here. In Russian prose of the 20th century linear narration traditions were broken in favor of chaotic, discrete time structure. Works by Solzhenitsyn are exceptions.

Время - один из компонентов «модели мира», и от того, как люди определённой культуры воспринимают и осознают мир, зависит и то, как строят они его образ. Изучению художественного времени посвящена обширная научная литература, однако многие ученые указывают на недостаточную разработку именно структурного аспекта в анализе времени литературного произведения. Художественное время исторически изменяется и развивается, поэтому необходимо исследовать категорию времени с целью выявления отличий от более ранних культурных традиций и сходства с ними.

Темпоральная структура художественного произведения - это деление текста на различные временные отрезки. По определению А.В. Волошинова, «темпоральные структуры - это алгебра времени художественного текста, они определяют физическое время описываемых в тексте событий» [2, с.354]. Применение в нашей работе графического метода обосновано тем, что он наиболее нагляден для представления темпоральных структур литературных произведений. Целью данной работы является исследование темпоральных структур нескольких художественных текстов русской прозы ХХ века в хронологическом порядке их написания. Это рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» (1916), роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-1940), повесть А.И. Солженицына «Раковый корпус» (1968), роман В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996), роман Ю.М. Полякова «Замыслил я побег...» (1997). Таким образом, в работе представлены литературные произведения начала, середины и конца ХХ века, хотя, разумеется, это лишь малая часть произведений данного периода.

Введение в активный научный оборот изданной в 1993 году работы П. А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»

дает новое видение художественно значимого феномена времени [7]. Книга была создана в 1924-1925 годах. Флоренский обращает пристальное внимание на темпоральную структуру отдельного произведения, выявляя главное свойство времени - упорядочение событий относительно друг друга. Философ вводит такие понятия как элемент покоя и элемент скачка. «Раздробленная материя произведения» элементами покоя задерживает внимание, а элементами скачка разделяет два смежных элемента покоя, тем самым лишая произведение непрерывности.

Идея дискретности захватила Флоренского еще в 1900 году, когда он был студентом первого курса математического отделения физико-математического факультета Московского университета. В это время Флоренский готовит первую часть работы к представлению на степень кандидата «Книга первая. Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности. Часть первая. Об особенностях кривых алгебраических». Вторая часть так и осталась незавершенной. О замысле работы в целом дает представление написанное в конце 1903 года предисловие «Идея прерывности как элемент миросозерцания» [8]. Мыслитель убежден, что категория формы не является значимой в послевозрожденческой культуре, в которой господствует принцип непрерывности. Свою современность, начало ХХ века, он осознает как кризис возрожденческих представлений, и видит в ней начало новой «дискретной» эпохи.

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» написан 8 марта 1916 года. Структура художественного времени рассказа представлена на рис. 1, где ось абсцисс - это текст (за единицу отсчета взята страница), ось ординат - это шкала времени.

Рис. 1. Темпоральная структура рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»

В рассказе - две линии событий, связанных с основными героями. Последовательность эпизодов в тексте резко отличается от реальной, хронологической последовательности событий. Сначала изображается могила Оли Мещерской, затем повествование перескакивает на детство Оли и ее юность, эпизод с Шеншиным, описание последней зимы, разговор с начальницей, связь с Малютиным, убийство Оли, эпизод с офицером, допрос у следователя, запись в дневнике, приезд Малютина, похороны, разговор о легком дыхании; классная дама на могиле Оли, мечта классной дамы о брате, об идейной труженице, об Оле Мещерской, прогулки на кладбище, разговор о легком дыхании. В.М. Петров, занимающийся изучением количественных методов в искусствознании, рассчитал коэффициент ранговой корреляции Спирмена для последовательности эпизодов в данном рассказе. Он убежден, что «мы имеем дело со случайными последовательностями событий в повествовании (Как если бы писатель

расписал все эпизоды на отдельных карточках, а затем тщательно их перетасовал!)... Иначе говоря, из «порядка» был создан «хаос», который и придал тексту его «шарм»» [5, с.206-207]. Действительно, темпоральная структура рассказа дробная и беспорядочная: перемешаны различные моменты жизни сначала Оли Мещерской, потом - классной дамы. В поле зрения писателя оказываются события приблизительно десяти лет.

Теперь перейдем к замечательному роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

На рис. 2 видно, что, в отличие от хаотичной разрозненности одного временного плана в «Легком дыхании», в романе Булгакова свободно соединяются три различных повествовательных пласта. Действие первого разворачивается в Москве в течение трех майских дней в 30-х гг. ХХ века, действие второго происходит тоже в мае, в течение одних суток, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад, действие третьего разворачивается в потустороннем мире, мире сатаны. Б.В. Соколов называет более точную датировку происходящих в романе событий. По его мнению, время действия московских сцен - с вечера среды 1 мая до вечера субботы 4 мая 1929 года, время действия ершалаимских сцен - 14, 15 нисана 29 года: «временная дистанция в 19 столетий как бы свертывается, дни, недели и месяцы в древнем Ершалаиме и современной Москве совпадают друг с другом» [6, с.328].

I |

Потусторонний^ _______ _

мир(00) X конец Т =19311-х гг.Т

5 мая 4 мая Змая 2 мая 1 мая =1929 г

■"ч

октябрь =1928 г. '

=1927 г.

15 нисана -14 ннсана 13 нисана 12 ннсана =29г. на

«71

н—ЬЧ—I—ь

-ы-

МІ 311 331 351 371 391 411 431

Н—I—I—I—I—I—-+—I—1-І—ь

451 471 491 511 531 551 571 591 611 «I 651

669 текст (стр.)

Рис. 2. Темпоральная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман состоит из 32 глав и эпилога, разделен на две части. Большинство глав -московские. Ершалаимских глав - четыре. Если рассмотреть отдельно друг от друга структуры художественного времени московских и ершалаимских глав, то окажется, что изображение времени в каждом из временных пластов опирается на опыт русского классического романа Х1Х века. Так, каждое изображаемое событие как в ХХ веке, так и в I веке, соотнесено относительно друг друга, действие развивается в основном в хронологическом порядке, переносы в прошлое обусловлены тем, что события показаны глазами разных героев. Однако, сочетание в романе Булгакова нескольких временных пластов - явление новаторское.

Многие исследователи указывают на раздробленную структуру романа Булгакова. Например, А. Зеркалов утверждает, что он «весь построен на притяжении - отталкивании, похож на лоскутное одеяло, сшитое крепчайшими нитками. Он выглядит предельно дезорганизованным, эклектичным» [3, с.7]. Московские главы перемежаются

ершалаимскими главами, причем последние оказываются сначала рассказом очевидца

событий Воланда, потом - сном Ивана Бездомного, затем Маргарита читает главы из романа Мастера.

В последнее время учёные активно используют для изучения пространственновременной организации текста метод позиционного анализа (термин введён Г.Г. Москальчук [4]). Сущность метода заключается в позиционировании интересующих исследователя единиц в линейном ряду всех единиц текста. Начало принимается за «0», а конец за «1» независимо от размера текста. Позиционный анализ опирается на постулат о единых принципах формообразования текста и объектов природы и искусства, в качестве которых выступают пропорции золотого сечения. По мнению В.И. Белоусова, гармонический центр текста, который он определяет как «зону, наиболее оптимальную для конденсирования смысла текста» [1, с.35], расположен на расстоянии 0,618 от начала текста. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» на расстоянии 0,618 находится страница текста, где Маргарита заходит в московскую квартиру № 50 дома № 302-бис на Садовой улице и попадает в потусторонний мир сатаны. Действительно, мир Воланда -это связующее звено между московскими и ершалаимскими главами.

От новаторского, загадочного романа Булгакова перейдем к творчеству А.И. Солженицына.

t (месяц)

декабрь --

сентябрь -август -июль __ июнь -май __ апрель -март

январь - -

19” --

ноябрь _ _

194'

Н—I I I I I I I I I—I—I I I I I I I I I I I—ь-ь+

I І І I

н—I—I—ь

+

1 2 3 4 5 й 7 8 9 10 11 12 13 14 1516 17 18 1? 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 я Главы

Рис. 3. Темпоральная структура повести А.И. Солженицына «Раковый корпус»

Основное действие повести Солженицына «Раковый корпус», написанной в 1968 году, развивается в хронологическом порядке, на небольшом временном отрезке (рис. 3). События, описанные в «Части 1» повести, происходят с 3 по 10 февраля 1955 года, в «Части 2» с 3 марта до конца марта 1955 года. В «Части 1» в двух местах есть небольшие скачки в прошлое: в 5-й главе - 23 января 1955 года, в 15-й главе - ноябрь 1945 года. Солженицын стремится отобразить время адекватно восприятию читателя. Художественно выстраивая материал вокруг «узлов» сюжета, он часто называет даты, дни недели, что даёт лёгкость ориентира во времени. Изображая естественный ход событий, Солженицын опирается на толстовскую традицию построения крупной эпической формы. Объектом художественного исследования в повести Солженицына «Раковый корпус»

выступают, как и у Л.Н. Толстого, детерминированные причинно-следственные и пространственно-временные связи.

В отличие от творчества Солженицына, в литературных постмодернистских произведениях ХХ века художественно осмысляются не столько реальные события жизни, сколько впечатления от прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, увиденных фильмов. Из этих впечатлений складывается мозаика нового текста, что не может не отразиться на структуре времени произведения. Яркий пример - роман В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота», написанный в 1996 году. Структура художественного времени романа представлена на рис. 4.

В романе Пелевина, как и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» - трехслойная временная структура повествования. События происходят в основном в двух временных пространствах. В одном из них главный герой Петр Пустота - комиссар в дивизии Василия Чапаева в 1919 году, а в другом он - пациент психиатрической клиники в 90-х гг. ХХ века. Наряду с реальным миром в произведении присутствует также загробный мир. Смена времён происходит поочерёдно, практически совпадая с границами 10 глав романа. Исключение составляет 7-я глава, в которой нарушается чёткое чередование 20-х и 90-х гг. XX века. В романе Пелевина, в зоне гармонического центра [1, с.35] (на расстоянии

0,618) находится одна из начальных страниц 7-й главы. Загробный мир оказывается для Петьки тем местом, откуда он может посмотреть со стороны и на сумасшедший дом, и на Чапаева. Интересно, что и в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», и в романе Пелевина «Чапаев и Пустота» в зоне гармонического центра изображаются события, предшествующие переносу в потусторонний мир, выходу в бесконечность.

Теперь обратимся к творчеству неореалиста Ю.М. Полякова.

Рис. 4. Темпоральная структура романа В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота»

Рис. 5. Темпоральная структура романа Ю.М. Полякова «Замыслил я побег...»

На рис. 5 видно, что темпоральная структура романа Полякова «Замыслил я побег...» необычайно рваная. На первый взгляд, чередование временных отрезков беспорядочное, но при детальном рассмотрении выясняется, что практически каждая глава начинается с описания настоящего, а заканчивается переносом в характерные, памятные для героя отрезки прошлого. Темпоральная структура романа распадается на 2 пласта. Первый -настоящее, один день в 1997 году. Второй - прошлое, жизнь главного героя, 43-летнего Олега Башмакова до этого дня на фоне изображения исторических событий современной России. Общая тенденция временного пласта прошлого - движение к настоящему. Целостная реальность текста складывается из разрозненных кусков. В художественном мире Полякова настоящее и прошлое легко меняются местами. Читатель совершает одно за другим путешествия во времени. Переносы часто построены на ассоциациях. Башмаков видит какую-нибудь вещь, фотографию и прошлое оживает в его памяти. Текст Полякова представляет собой «поток сознания» Олега Башмакова. Чередование временных отрезков подчинено его субъективному восприятию.

Итак, интенсивное, стремительное течение жизни в ХХ веке приводит к переосмыслению философии детерминизма, появлению новой интерпретации феномена времени, что, безусловно, находит отражение в литературе. Работы философа П.А. Флоренского, возникшие в начале ХХ века на основе синтеза естественно-научного, искусствоведческого и религиозного знания, пронизаны интуицией дискретности, дискретного строения реальности. В русской прозе ХХ века преодолеваются традиции линейного повествования реалистической прозы Х1Х века, нарушаются пространственновременные связи в пользу хаотической, дискретной, но, тем не менее, целостной структуры художественного времени. Исключение составляет творчество А. И. Солженицына, где соблюдаются традиции классиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусов К.И. Текст: пространство, время, темпоритм: монография /

К.И. Белоусов. Новосибирск: Сибирские огни, 2005. 248 с.

2. Волошинов А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. М.: Просвещение, 2000. 399 с.

3. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова: опыт исследования ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита» / А. Зеркалов М.: Текст, 2003. 189 с.

4. Москальчук Г.Г. Структурная организация и самоорганизация текста: монография / Г.Г. Москальчук; ред. и вступ. ст. В. А. Пищальниковой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. 240 с.

5. Петров В. М. Количественные методы в искусствознании: учеб. пособие для высшей школы / В.М. Петров. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. 432 с.

6. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия / Б.В. Соколов. М.: Алгоритм, 2003. 608 с.

7. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественноизобразительных произведениях / П.А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

8. Флоренский П.А. Введение к диссертации «Идея прерывности как элемент миросозерцания» / П. А. Флоренский // Историко-математические исследования: сб. статей. М.: Наука, 1986. Вып. 30. С. 159-177.

Крайнова Елена Анатольевна -

аспирантка кафедры «Культурология»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 03.07.07, принята к опубликованию 05.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.