Научная статья на тему 'Категория времени в русской прозе хiх-хх веков как феномен культуры'

Категория времени в русской прозе хiх-хх веков как феномен культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
251
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РОССИИ ХIХ-ХХ ВВ. / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ В ОБЩЕСТВЕ / КАРТИНА МИРА / ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / RUSSIAN CULTURE OF THE 19TH -20TH / FICTITIOUS TIME / TIME CONCEPTS / WORLD-IMAGE / DIAGRAM METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крайнова Елена Анатольевна

Автором применяется графический метод представления темпоральных структур художественных текстов. В русской прозе ХIХ века преобладает принцип непрерывности художественного времени, в отечественной прозе ХХ века доминирует принцип дискретности художественного времени. Это обусловлено разными представлениями о времени в культуре ХIХ и ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The

The diagram method to present belles-lettres temporal structures is used. The principle of continuity prevailed in Russian prose of the XIXth century while discontinuity of fictitious time dominates in it in the XXth century. It is caused by the different fictitious time concepts in Russian culture of the XIXth and the XXth centuries.

Текст научной работы на тему «Категория времени в русской прозе хiх-хх веков как феномен культуры»

героя есть реакция на сложности жизни и стремление вернуться в блаженное время детства, к матери, когда о тебе помнила и заботилась женщина - мать. Мужской персонаж сказки часто совершает поступки под влиянием порывов, потом раскаивается («я больше не буду»), у него быстрый переход от радости к тоске, от любви к ненависти. Такое поведение типично для неустойчивой в эмоциональном отношении детской психики. Эта психология часто лежит в основе поведения русского человека. Обратимся еще раз к Чаадаеву, отметившему, что равнодушию русских к житейским опасностям соответствует такое же «равнодушие к добру и злу, к истине и ко лжи» [4, с. 40]. Ощущая себя вечным ребенком, русский человек по-детски ищет отца. Поиски социальных заместителей отца стали печальной традицией: в психологии русского человека уживаются безотцовщина и патернализм.

Библиографический список

1. Ортега-и-Гассет, X. Бесхребетная Испания [Текст] / X. Ортега-и-Гассет / пер. с исп. А. Б. Матвеева. - М., 2003.

2. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев. - М., 1998.

3. Кюстин, Аст де. Николаевская Россия [Текст] / Аст де Кюстин ; пер. с фр. - М., 1990.

4. Чаадаев, П. Я. Философические письма [Текст] / П. Я. Чаадаев. - М., 1991.

5. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М., 2001.

6. Мотрошилова, Н. В. Варварство как обратная сторона цивилизации [Текст] / Н. В. Мот-рошилова // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 44-51.

7. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый. - М., 1994.

8. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития [Текст] / В. В. Розанов. - М., 1991.

9. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - М., 1997.

10. Вышеславцев, Б. П. Русский национальный характер [Текст] / Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 111-121.

УДК 008 ББК 71.0

Е.А. Крайнова,

аспирант кафедры культурологии

Саратовского государственного технического университета

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

^Злитературе отражаются объективные процессы, происходящие в обществе в тот или иной временной период. Темпоральные представления могут быть разнообразными и индивидуализированными, однако фундаментальные понятия о времени, его течении и структуре являются продуктами

коллективного сознания и обусловлены прежде всего контекстом культуры. По определению П.П. Гайденко, «время есть как бы квазисубстанция культурноисторической реальности» [1, с. 16].

Феномен художественного времени связан не только с индивидуальными качествами личности писателя, но и с определенной культурно-исторической парадигмой. Важным и плодотворным для ответа на вопросы о закономерностях изображения времени в прозе XX в. является изучение опыта русской классической прозы XIX в. Интересен анализ темпоральной организации литературных произведений русской прозы XIX и XX вв. на примере следующих художественных текстов: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (1836 г.), «Ру-дин» И.С. Тургенева (1856 г.), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1868 г.), «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1873-1877 гг.), «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1875-1880 гг.), «Легкое дыхание» И.А. Бунина (1916 г.), «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова (1929-1940 гг.), «И дольше века длится день...» Ч.Т. Айтматова (1980 г.), «Чапаев и Пустота» В.О. Пелевина (1996 г.), «Замыслил я побег.» Ю.М. Полякова (1997 г.).

Выбор писателей и произведений обусловлен их значимостью для русской культуры. Разумеется, это лишь некоторые из вершин сложного и многогранного литературного процесса. Однако именно вершины определяют лицо культуры - данная идея сегодня звучит в виде культурологической максимы. Как замечает В.М. Петров, «динамика культурной системы в целом зависит главным образом от эволюции центрального ядра» [2, с. 112].

Темпоральной структурой можно назвать деление текста на различные временные отрезки. По определению А.В. Волошинова, «темпоральные структуры -это алгебра времени художественного текста, они определяют физическое время описываемых в тексте событий» [3, с. 354]. Графический метод представления темпоральных структур наиболее нагляден.

Доминирующий стиль XIX в. - реализм. Ведущий принцип реализма -объективное отображение существенных сторон жизни. Мировоззрение человека данной эпохи вбирает в себя основные естественнонаучные достижения времени, прежде всего учение Ч. Дарвина о природной эволюции, о ее детерминированности. Остаются актуальными две известные концепции времени -субстанциальная Ньютона и реляционная Лейбница.

Структура художественного времени повести Пушкина «Капитанская дочка» представлена на графике, где ось абсцисс - это текст (за единицу отсчета взята страница), ось ординат - это шкала времени (рис. 1).

События, описанные в тексте, охватывают чуть более двух лет: с конца осени 1772 г. по январь 1775 г. Время в произведении замедляется при изображении показательных периодов в жизни Петра Гринева, с точки зрения автора: конец ноября, декабрь 1772 г., февраль 1773 г., начало октября 1773 г., 24-26 февраля 1774 г., сентябрь 1774 г., октябрь 1774 г. Эти периоды часто связываются между собою краткими описаниями событий между ними (около страницы текста). Есть в тексте один небольшой перенос в прошлое. Он связан со сменой героев: на первый план вместо Петра Гринева выходит Маша Миронова.

І

|"5

Рис. 1. Темпоральная структура повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Г рафик темпоральной структуры повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наглядно демонстрирует плавное, спокойное, во многом последовательное течение времени. В остальных четырех романах - «Рудин» И.С. Тургенева, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина - похожие темпоральные структуры.

В романе И.С. Тургенева «Рудин» (1856 г.) время действия - 1830-40-е годы. Однако из этого времени в романе фактически описываются только 10 дней в хронологической последовательности: два дня в июне 1830-х годов, еще пять дней через два месяца, далее один майский день через два года, один осенний день через несколько лет и, наконец, еще через несколько лет - 26 июня 1848 г.

Действие романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868 г.) разворачивается в течение полутора лет, начиная с 27 ноября (около 1860 г.), причем события, произошедшие за год, кратко описываются в эпилоге романа. Время в произведении замедляется (нередко называются часы, время суток) при изображении важных моментов в жизни героев: 27 ноября (около 1860 г.), несколько дней в начале июня, далее в середине июня, в середине июля следующего года.

Время действия в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» - два с половиной года в 1870-х годах. Темпоральная структура романа достаточно плотная: разрыв при переносе в будущее не превышает четырех месяцев, причем очень часто есть связки (краткий рассказ о событиях). Переносы в недалекое прошлое в течение действия романа обусловлены сменой героя или героев изображения (линия Карениной и Вронского, линия Левина и Кити).

Действие в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя около 20 лет: с лета 1859 г. по конец марта 1878 г. Время происходящих событий в тексте прямо не называется, есть только указание на два исторических события - отмена крепостного права (1861 г.) и смерть Наполеона III (1873 г.). Время в произведении то замедляется, то ускоряется, но все 20 лет оказываются в поле зрения писателя.

Итак, при всем своеобразии темпоральные структуры проанализированных литературных произведений XIX в. имеют общие черты. В текстах изображается хронологическая последовательность причинно связанных событий. Переносов в прошлое мало, если они и есть, то в недалекое прошлое. Доминирует принцип непрерывности художественного времени. Графики темпоральных структур художественных текстов XIX в. во многом однотипны.

Чем же объясняются эти общие черты в изображении времени столь разными писателями? Православный богослов, философ XX в. Г.В. Флоровский определяет миропонимание XIX в. как «логический провиденциализм - этим непривычным термином лучше всего выражается характеристическая черта этого миропонимания», а именно «идея сплошной логичности мира, разумности истории, так сказать, рациональной прозрачности космического процесса» [4, с. 106]. Действительно, для писателей XIX в. характерна позиция некоего безликого и всеведающего наблюдателя, который каким-то образом знает о том, что происходит в разных местах.

XX век начинает новую культурную парадигму. А. Эйнштейн создает в 1905 г. теорию относительности, изменившую классические представления об «абсолютных» пространстве и времени. В 1913 г. Н. Бор в работах по квантовой механике высказывает идею дискретности возможных значений для ряда физических величин. В самом начале века появляются работы философа Э. Гуссерля, основателя феноменологии. Посредством феноменологического подхода происходит смещение исследовательского интереса от объективного времени к внутреннему сознанию-времени, время рассматривается как сложно организованная нелинейная данность. В результате открываются новые горизонты для исследования этого непростого феномена.

В 1924-1925 гг. философ П.А. Флоренский пишет книгу «Анализ простран-ственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», которая дает новое видение не времени вообще, а художественного времени [5]. Он вводит такие понятия, как элемент покоя и элемент скачка. «Раздробленная материя произведения» элементами покоя задерживает внимание, а элементами скачка разделяет два смежных элемента покоя, тем самым лишая произведение непрерывности.

Идея дискретности захватила Флоренского еще в 1900 г., когда он был студентом первого курса физико-математического факультета Московского университета. В это время Флоренский готовит первую часть работы к представлению на степень кандидата «Книга первая. Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности». О замысле работы дает представление написанное в конце 1903 г. предисловие «Идея прерывности как элемент миросозерцания» [6, с. 159-177]. Мыслитель убежден, что категория формы не является значимой в послевозрожденческой культуре, в которой господствует принцип непрерывности. Свою современность, начало XX в., он осознает как кризис возрожденческих представлений и видит в ней начало новой «дискретной» эпохи.

Темпоральные структуры художественных текстов XIX и XX вв. отличаются друг от друга. Последовательность эпизодов в рассказе И.А. Бунина «Лег-

кое дыхание» (1916 г.) не соответствует хронологической последовательности событий, которая наблюдается в литературных текстах XIX в. В рассказе перемешаны различные моменты жизни сначала Оли Мещерской, потом -классной дамы.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-1940 гг.) свободно соединяются два различных повествовательных пласта. Действие первого разворачивается в Москве в течение трех майских дней в 1930-х годах, действие второго происходит тоже в мае, в течение одних суток, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад. Сочетание в романе М.А. Булгакова нескольких временных пластов - явление новаторское.

Темпоральные структуры художественных текстов второй половины и особенно конца XX в. становятся еще более дискретными.

Темпоральная структура романа Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (1980 г.) сложная, «рваная». Она включает в себя три пласта. Первый - XX в., второй - XIX в. (сказание о Раймалы-аге), о точной датировке третьего судить сложно, действие из современности переносится в древность (предание о манкуртах). В свою очередь необычайно дробится первый пласт - изображение жизни Едигея и Казангапа, жителей маленького полустанка. Действие из настоящего (конец августа 1977 г.) часто переносится в наиболее памятные для Едигея моменты прошлого (с 1927 по 1977 г.).

В романе постмодерниста В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996 г.) -трехслойная временная структура повествования. События происходят в основном в двух временных пространствах. В одном из них главный герой Петр Пустота - комиссар в дивизии Василия Чапаева в 1919 г., а в другом он - пациент психиатрической клиники в 90-е годы XX в. Наряду с реальным миром в произведении присутствует также загробный мир. Смена времен происходит поочередно, практически совпадая с границами 10 глав романа.

Темпоральная структура романа неореалиста Ю.М. Полякова «Замыслил я побег.» (1997 г.) необычайно «рваная» (рис. 2).

Практически каждая глава начинается с описания настоящего, а заканчивается переносом в характерные, памятные для героя отрезки прошлого. Структура художественного времени романа распадается на два пласта. Первый -настоящее, один день в 1997 г. Второй - прошлое, жизнь главного героя -43-летнего Олега Башмакова до этого дня. Переносы часто построены на ассоциациях.

В произведениях XX в. целостная реальность текста дробится на различные временные отрезки. В одних текстах изображается жизнь одного человека (прошлое и настоящее меняются местами - «Легкое дыхание» Бунина, «И дольше века длится день.» Айтматова, «Замыслил я побег.» Полякова), в других - жизнь людей разных эпох («Мастер и Маргарита» Булгакова, «И дольше века длится день.» Айтматова), в третьих - раздвоение личности, например при психических расстройствах («Чапаев и Пустота» Пелевина).

Рис. 2. Темпоральная структура романа Ю.М. Полякова «Замыслил я побег.»

Итак, для культуры XIX в. характерно детерминистическое, линейное, объективно-рациональное мировидение, и темпоральные структуры литературных текстов XIX в. тяготеют к линейному, непрерывному, прогрессивно-поступательному представлению художественного времени.

В двадцатом столетии вмещаются в объем одного сознания многие, ранее несводимые смыслы бытия. В связи с интенсивностью научных, экономических, технических, информационных изменений в XX в. возникает специфическое мировоззрение, которое выражается в сложных темпоральных ощущениях. С развитием синергетики переосмысление природы детерминизма происходит коренным образом в отличие от классического этапа развития науки, где законы общества трактуются через параметры объективного рационализма. Огромное значение приобретает индивидуальный стиль писателя, что обусловливает наличие крайне дискретной картины мира, творимой в художественном процессе.

Библиографический список

1. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П. П. Гайденко. - М., 2006.

2. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании: Пространство и время художественного мира. Воздействие искусства на человека [Текст] / В. М. Петров. - М.,

2004.

3. Волошинов, А. В. Математика и искусство [Текст] / А. В. Волошинов. - М., 2000.

4. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли : сб. статей [Текст] / Г. В. Флоровский. -М., 1998.

5. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П. А. Флоренский. - М., 1993.

6. Флоренский, П. А. Идея прерывности как элемент миросозерцания [Текст] / П. А. Флоренский // Историко-математические исследования : сб. статей. - М., 1986. - Вып. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.