героя есть реакция на сложности жизни и стремление вернуться в блаженное время детства, к матери, когда о тебе помнила и заботилась женщина - мать. Мужской персонаж сказки часто совершает поступки под влиянием порывов, потом раскаивается («я больше не буду»), у него быстрый переход от радости к тоске, от любви к ненависти. Такое поведение типично для неустойчивой в эмоциональном отношении детской психики. Эта психология часто лежит в основе поведения русского человека. Обратимся еще раз к Чаадаеву, отметившему, что равнодушию русских к житейским опасностям соответствует такое же «равнодушие к добру и злу, к истине и ко лжи» [4, с. 40]. Ощущая себя вечным ребенком, русский человек по-детски ищет отца. Поиски социальных заместителей отца стали печальной традицией: в психологии русского человека уживаются безотцовщина и патернализм.
Библиографический список
1. Ортега-и-Гассет, X. Бесхребетная Испания [Текст] / X. Ортега-и-Гассет / пер. с исп. А. Б. Матвеева. - М., 2003.
2. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев. - М., 1998.
3. Кюстин, Аст де. Николаевская Россия [Текст] / Аст де Кюстин ; пер. с фр. - М., 1990.
4. Чаадаев, П. Я. Философические письма [Текст] / П. Я. Чаадаев. - М., 1991.
5. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М., 2001.
6. Мотрошилова, Н. В. Варварство как обратная сторона цивилизации [Текст] / Н. В. Мот-рошилова // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 44-51.
7. Белый, А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый. - М., 1994.
8. Розанов, В. В. Несовместимые контрасты жития [Текст] / В. В. Розанов. - М., 1991.
9. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - М., 1997.
10. Вышеславцев, Б. П. Русский национальный характер [Текст] / Б. П. Вышеславцев // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 111-121.
УДК 008 ББК 71.0
Е.А. Крайнова,
аспирант кафедры культурологии
Саратовского государственного технического университета
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
^Злитературе отражаются объективные процессы, происходящие в обществе в тот или иной временной период. Темпоральные представления могут быть разнообразными и индивидуализированными, однако фундаментальные понятия о времени, его течении и структуре являются продуктами
коллективного сознания и обусловлены прежде всего контекстом культуры. По определению П.П. Гайденко, «время есть как бы квазисубстанция культурноисторической реальности» [1, с. 16].
Феномен художественного времени связан не только с индивидуальными качествами личности писателя, но и с определенной культурно-исторической парадигмой. Важным и плодотворным для ответа на вопросы о закономерностях изображения времени в прозе XX в. является изучение опыта русской классической прозы XIX в. Интересен анализ темпоральной организации литературных произведений русской прозы XIX и XX вв. на примере следующих художественных текстов: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (1836 г.), «Ру-дин» И.С. Тургенева (1856 г.), «Идиот» Ф.М. Достоевского (1868 г.), «Анна Каренина» Л.Н. Толстого (1873-1877 гг.), «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1875-1880 гг.), «Легкое дыхание» И.А. Бунина (1916 г.), «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова (1929-1940 гг.), «И дольше века длится день...» Ч.Т. Айтматова (1980 г.), «Чапаев и Пустота» В.О. Пелевина (1996 г.), «Замыслил я побег.» Ю.М. Полякова (1997 г.).
Выбор писателей и произведений обусловлен их значимостью для русской культуры. Разумеется, это лишь некоторые из вершин сложного и многогранного литературного процесса. Однако именно вершины определяют лицо культуры - данная идея сегодня звучит в виде культурологической максимы. Как замечает В.М. Петров, «динамика культурной системы в целом зависит главным образом от эволюции центрального ядра» [2, с. 112].
Темпоральной структурой можно назвать деление текста на различные временные отрезки. По определению А.В. Волошинова, «темпоральные структуры -это алгебра времени художественного текста, они определяют физическое время описываемых в тексте событий» [3, с. 354]. Графический метод представления темпоральных структур наиболее нагляден.
Доминирующий стиль XIX в. - реализм. Ведущий принцип реализма -объективное отображение существенных сторон жизни. Мировоззрение человека данной эпохи вбирает в себя основные естественнонаучные достижения времени, прежде всего учение Ч. Дарвина о природной эволюции, о ее детерминированности. Остаются актуальными две известные концепции времени -субстанциальная Ньютона и реляционная Лейбница.
Структура художественного времени повести Пушкина «Капитанская дочка» представлена на графике, где ось абсцисс - это текст (за единицу отсчета взята страница), ось ординат - это шкала времени (рис. 1).
События, описанные в тексте, охватывают чуть более двух лет: с конца осени 1772 г. по январь 1775 г. Время в произведении замедляется при изображении показательных периодов в жизни Петра Гринева, с точки зрения автора: конец ноября, декабрь 1772 г., февраль 1773 г., начало октября 1773 г., 24-26 февраля 1774 г., сентябрь 1774 г., октябрь 1774 г. Эти периоды часто связываются между собою краткими описаниями событий между ними (около страницы текста). Есть в тексте один небольшой перенос в прошлое. Он связан со сменой героев: на первый план вместо Петра Гринева выходит Маша Миронова.
І
|"5
Рис. 1. Темпоральная структура повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Г рафик темпоральной структуры повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наглядно демонстрирует плавное, спокойное, во многом последовательное течение времени. В остальных четырех романах - «Рудин» И.С. Тургенева, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина - похожие темпоральные структуры.
В романе И.С. Тургенева «Рудин» (1856 г.) время действия - 1830-40-е годы. Однако из этого времени в романе фактически описываются только 10 дней в хронологической последовательности: два дня в июне 1830-х годов, еще пять дней через два месяца, далее один майский день через два года, один осенний день через несколько лет и, наконец, еще через несколько лет - 26 июня 1848 г.
Действие романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868 г.) разворачивается в течение полутора лет, начиная с 27 ноября (около 1860 г.), причем события, произошедшие за год, кратко описываются в эпилоге романа. Время в произведении замедляется (нередко называются часы, время суток) при изображении важных моментов в жизни героев: 27 ноября (около 1860 г.), несколько дней в начале июня, далее в середине июня, в середине июля следующего года.
Время действия в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» - два с половиной года в 1870-х годах. Темпоральная структура романа достаточно плотная: разрыв при переносе в будущее не превышает четырех месяцев, причем очень часто есть связки (краткий рассказ о событиях). Переносы в недалекое прошлое в течение действия романа обусловлены сменой героя или героев изображения (линия Карениной и Вронского, линия Левина и Кити).
Действие в романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина включает в себя около 20 лет: с лета 1859 г. по конец марта 1878 г. Время происходящих событий в тексте прямо не называется, есть только указание на два исторических события - отмена крепостного права (1861 г.) и смерть Наполеона III (1873 г.). Время в произведении то замедляется, то ускоряется, но все 20 лет оказываются в поле зрения писателя.
Итак, при всем своеобразии темпоральные структуры проанализированных литературных произведений XIX в. имеют общие черты. В текстах изображается хронологическая последовательность причинно связанных событий. Переносов в прошлое мало, если они и есть, то в недалекое прошлое. Доминирует принцип непрерывности художественного времени. Графики темпоральных структур художественных текстов XIX в. во многом однотипны.
Чем же объясняются эти общие черты в изображении времени столь разными писателями? Православный богослов, философ XX в. Г.В. Флоровский определяет миропонимание XIX в. как «логический провиденциализм - этим непривычным термином лучше всего выражается характеристическая черта этого миропонимания», а именно «идея сплошной логичности мира, разумности истории, так сказать, рациональной прозрачности космического процесса» [4, с. 106]. Действительно, для писателей XIX в. характерна позиция некоего безликого и всеведающего наблюдателя, который каким-то образом знает о том, что происходит в разных местах.
XX век начинает новую культурную парадигму. А. Эйнштейн создает в 1905 г. теорию относительности, изменившую классические представления об «абсолютных» пространстве и времени. В 1913 г. Н. Бор в работах по квантовой механике высказывает идею дискретности возможных значений для ряда физических величин. В самом начале века появляются работы философа Э. Гуссерля, основателя феноменологии. Посредством феноменологического подхода происходит смещение исследовательского интереса от объективного времени к внутреннему сознанию-времени, время рассматривается как сложно организованная нелинейная данность. В результате открываются новые горизонты для исследования этого непростого феномена.
В 1924-1925 гг. философ П.А. Флоренский пишет книгу «Анализ простран-ственности и времени в художественно-изобразительных произведениях», которая дает новое видение не времени вообще, а художественного времени [5]. Он вводит такие понятия, как элемент покоя и элемент скачка. «Раздробленная материя произведения» элементами покоя задерживает внимание, а элементами скачка разделяет два смежных элемента покоя, тем самым лишая произведение непрерывности.
Идея дискретности захватила Флоренского еще в 1900 г., когда он был студентом первого курса физико-математического факультета Московского университета. В это время Флоренский готовит первую часть работы к представлению на степень кандидата «Книга первая. Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности». О замысле работы дает представление написанное в конце 1903 г. предисловие «Идея прерывности как элемент миросозерцания» [6, с. 159-177]. Мыслитель убежден, что категория формы не является значимой в послевозрожденческой культуре, в которой господствует принцип непрерывности. Свою современность, начало XX в., он осознает как кризис возрожденческих представлений и видит в ней начало новой «дискретной» эпохи.
Темпоральные структуры художественных текстов XIX и XX вв. отличаются друг от друга. Последовательность эпизодов в рассказе И.А. Бунина «Лег-
кое дыхание» (1916 г.) не соответствует хронологической последовательности событий, которая наблюдается в литературных текстах XIX в. В рассказе перемешаны различные моменты жизни сначала Оли Мещерской, потом -классной дамы.
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929-1940 гг.) свободно соединяются два различных повествовательных пласта. Действие первого разворачивается в Москве в течение трех майских дней в 1930-х годах, действие второго происходит тоже в мае, в течение одних суток, но в городе Ершалаиме почти две тысячи лет тому назад. Сочетание в романе М.А. Булгакова нескольких временных пластов - явление новаторское.
Темпоральные структуры художественных текстов второй половины и особенно конца XX в. становятся еще более дискретными.
Темпоральная структура романа Ч.Т. Айтматова «И дольше века длится день» (1980 г.) сложная, «рваная». Она включает в себя три пласта. Первый - XX в., второй - XIX в. (сказание о Раймалы-аге), о точной датировке третьего судить сложно, действие из современности переносится в древность (предание о манкуртах). В свою очередь необычайно дробится первый пласт - изображение жизни Едигея и Казангапа, жителей маленького полустанка. Действие из настоящего (конец августа 1977 г.) часто переносится в наиболее памятные для Едигея моменты прошлого (с 1927 по 1977 г.).
В романе постмодерниста В.О. Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996 г.) -трехслойная временная структура повествования. События происходят в основном в двух временных пространствах. В одном из них главный герой Петр Пустота - комиссар в дивизии Василия Чапаева в 1919 г., а в другом он - пациент психиатрической клиники в 90-е годы XX в. Наряду с реальным миром в произведении присутствует также загробный мир. Смена времен происходит поочередно, практически совпадая с границами 10 глав романа.
Темпоральная структура романа неореалиста Ю.М. Полякова «Замыслил я побег.» (1997 г.) необычайно «рваная» (рис. 2).
Практически каждая глава начинается с описания настоящего, а заканчивается переносом в характерные, памятные для героя отрезки прошлого. Структура художественного времени романа распадается на два пласта. Первый -настоящее, один день в 1997 г. Второй - прошлое, жизнь главного героя -43-летнего Олега Башмакова до этого дня. Переносы часто построены на ассоциациях.
В произведениях XX в. целостная реальность текста дробится на различные временные отрезки. В одних текстах изображается жизнь одного человека (прошлое и настоящее меняются местами - «Легкое дыхание» Бунина, «И дольше века длится день.» Айтматова, «Замыслил я побег.» Полякова), в других - жизнь людей разных эпох («Мастер и Маргарита» Булгакова, «И дольше века длится день.» Айтматова), в третьих - раздвоение личности, например при психических расстройствах («Чапаев и Пустота» Пелевина).
Рис. 2. Темпоральная структура романа Ю.М. Полякова «Замыслил я побег.»
Итак, для культуры XIX в. характерно детерминистическое, линейное, объективно-рациональное мировидение, и темпоральные структуры литературных текстов XIX в. тяготеют к линейному, непрерывному, прогрессивно-поступательному представлению художественного времени.
В двадцатом столетии вмещаются в объем одного сознания многие, ранее несводимые смыслы бытия. В связи с интенсивностью научных, экономических, технических, информационных изменений в XX в. возникает специфическое мировоззрение, которое выражается в сложных темпоральных ощущениях. С развитием синергетики переосмысление природы детерминизма происходит коренным образом в отличие от классического этапа развития науки, где законы общества трактуются через параметры объективного рационализма. Огромное значение приобретает индивидуальный стиль писателя, что обусловливает наличие крайне дискретной картины мира, творимой в художественном процессе.
Библиографический список
1. Гайденко, П. П. Время. Длительность. Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П. П. Гайденко. - М., 2006.
2. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании: Пространство и время художественного мира. Воздействие искусства на человека [Текст] / В. М. Петров. - М.,
2004.
3. Волошинов, А. В. Математика и искусство [Текст] / А. В. Волошинов. - М., 2000.
4. Флоровский, Г. В. Из прошлого русской мысли : сб. статей [Текст] / Г. В. Флоровский. -М., 1998.
5. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П. А. Флоренский. - М., 1993.
6. Флоренский, П. А. Идея прерывности как элемент миросозерцания [Текст] / П. А. Флоренский // Историко-математические исследования : сб. статей. - М., 1986. - Вып. 30.