Научная статья на тему 'Темпоральные референты в конструировании «Включающего» общества'

Темпоральные референты в конструировании «Включающего» общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВКЛЮЧАЮЩЕЕ" ОБЩЕСТВО / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНТЫ / МОМЕНТНО-ИНТЕРВАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ФИЛОСОФИЯ ИНКЛЮЗИИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / "INCLUSIVE" SOCIETY / TEMPORAL REFERENTS / MOMENT-INTERVAL STRUCTURE / PHILOSOPHY OF INCLUSION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович

В статье рассматриваются методологические и теоретические основания концепции инклюзии в рамках «включающего» общества. Осуществляется поиск темпоральной онтологии, адекватной при интерпретации «включающего» общества. Показывается, что в рамках индивидуального времени осуществляется осознание реализации человеком собственной сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORAL REFERENTS IN THE CONSTRUCTION OF AN "INCLUSIVE" SOCIETY

The article discusses the methodological and theoretical foundations of the concept of inclusion in the framework of an “inclusive” society. The search is made for a temporal ontology that is adequate for the interpretation of the “inclusive” society. It is shown that within the framework of individual time, the realization of a person's own essence is realized.

Текст научной работы на тему «Темпоральные референты в конструировании «Включающего» общества»

Темпоральные референты в конструировании «включающего» общества

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» -Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) E-mail: vitl_2002@list.ru

В статье рассматриваются методологические и теоретические основания концепции инклюзии в рамках «включающего» общества. Осуществляется поиск темпоральной онтологии, адекватной при интерпретации «включающего» общества. Показывается, что в рамках индивидуального времени осуществляется осознание реализации человеком собственной сущности.

Ключевые слова: «включающее» общество, темпоральные референты, моментно-интервальная структура, философия инклюзии, особые образовательные потребности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей», № 19-013-00117\19.

Введение. В современной философской литературе активно исследуются методологические и теоретические основания концепции инклюзии в рамках «включающего» общества. Актуальным является поиск темпоральной онтологии, адекватной при интерпретации «включающего» общества. Изучение особенностей структуры индивидуального времени представляется важным аспектом в направлении конструирования системы темпоральных референтов, значимых для рассмотрения механизмов функционирования социума, существования и жизнедеятельности в нем человека с ООП (особыми образовательными потребностями).

Основная часть. Изучение особенностей восприятия изменяющейся реальности субъектами с ООП предполагает обращение к малоисследованной проблеме, связанной со спецификой структуры индивидуального времени. Такая структура представляет своеобразную «стрелу» времени, которая понимается как систематизация «потока сознания» в варианте Э. Гуссерля. Подобная «стрела» индивидуального времени подразумевает слабую идеализацию относительно наличия в ней момента «начала» и момента «завершенности». Такие интенции характерны и для философии Э. Гуссерля. Однако в его концепции не поднимался вопрос относительно интерпретации подобных моментов в качестве «размытых» границ структуры времени. Но это важно, так как исследование индивидуального времени субъекта с ООП предполагает фиксированный интервал, в рамках которого изучаются количественные и качественные характеристики самоидентичности лиц с ООП.

Самоидентичность подразумевает выделение внутренней определенности индивидуального времени. Это время соотносится с двумя уровнями осознания субъектом своего социального бытия: оценочным уровнем и уровнем перспектив. Оценочный уровень обычно относится к сегменту «прошлое-настоящее». Уровень перспектив коррелирует с сегментом «настоящее-будущее». Оценочный уровень показывает особенности обращения к исходным концептуально-семантическим моментам интерпретации индивидуального времени. Расширение концептуального аппарата исследования сегмента «прошлое-настоящее» дает возможность оценить исходные качественные характеристики индивидуального времени субъекта с ООП, касающиеся его внутренней определенности с позиции выделения в «потоке сознания» событий, их отношений и различий, последовательности и многообразия.

Происходит оценка сегмента прошлого времени, направленная на реконструкцию мысли-

сз о

о Л о

о сз о в

тельных процессов, характерных для субъектов с ООП. Необходимость этого связана с выявлением особенностей индивидуального времени субъектов с ООП в рамках перехода от «открытого» социума к «включающему» обществу. Особо делается акцент и на изучении «количественных» характеристик индивидуального времени, касающихся его интенсивности и темпа, а также сочетания индивидуального, психологического и биологического времени.

Уровень «перспектив» - это уровень целе-рациональной направленности в будущее время. Он показывает возможности мыслительно-конструктивной деятельности субъектов с ООП. Происходит процесс реконструкции особенностей структуры индивидуального времени не только с позиции осознания человеком с ООП специфики своего социального бытия во «включающем» обществе, но и инициируются представления о трансформациях его мыслительной деятельности относительно вовлеченности такого субъекта в определенную социальную группу, равно как и перспективы выхода из такой группы. Последне связано с возможным обратным переходом из «включающего» общества в общество «открытое». Именно момент завершенности на «стреле» индивидуального времени отражает такой переход. Отметим, что «вход» и «выход» из «включающего» общества, с учетом индивидуального времени, оценивается скорее не в моментах, а в интервалах времени.

В этом случае, принимая во внимание специфику темпоральной онтологии, правомерно использовать интервальные структуры, позволяющие выделить интервалы с «нечеткими» границами, что характерно для существующих исторических границ «включающего» общества. Сама структура индивидуального времени представляет собой моментно-интервальную структуру, на которой выделяются моменты, интервалы и стадии. С моментами соотносятся ментальные образы и состояния осознания субъектом своего социального бытия во «включающем» обществе с учетом особенностей индивидуального времени. Интервалы времени не только упорядочивают такие образы и состояния, но и представляют процесс перехода между ними.

Кроме того, структура интервального времени позволяет применять к индивидуальному времени свойство «подинтервальности», что значимо как с методологической позиции, подчеркивающей единство дискретного и континуального аспектов, так и с возможностью комплексного подхода к «стреле» времени. В стадиях происходит своеобразное сочетание моментов и интервалов переходящее в смешанные моментно-интервальные структуры с базовыми и производными характеристиками. Фактически, стадии темпорально пе-е рекрывают и моменты, и интервалы, определяя е не только основные параметры смешанной структуры, но и включают переходы между ментальны° ми образами и состояниями, а также фактор их ав оценки.

Предлагаемая моментно-интервальная структура представляет основу темпоральной онтологии, характерной для интерпретации «включающего» общества с позиции его становления и функционирования. «Размытая» граница «входа» и «выхода» во «включающее» общество отражает идею неоднозначности вовлечения людей в подобное общество. Вести дискурс о предопределенности вхождения в такой тип общества является сомнительным. Между тем, «включающее» общество реально функционирует. Видимо проблема в том, насколько полно подобное общество позволяет человеку с ООП реализовать собственную сущность.

Принимая предложенную смешанную структуру времени для интерпретации «включающего» общества отметим, что последовательность интервалов действительно отражает ступени осознания возможностей исторической жизнедеятельности человека. Каждая ступень характеризует не только «степень» вхождения человека с ООП во «включающее» общество, но и демонстрирует спектр его познавательных перспектив. По стадиям индивидуального времени можно оценивать практическую реализацию социального бытия субъекта с ООП. Именно в рамках индивидуального времени осуществляется осознание реализации человеком собственной сущности, поставленной цели и задач, перспектив своего бытия во «включающем» обществе.

В этом смысле такой тип общества правомерно назвать и «принимающим», что подразумевает ментальные возможности вхождения человека в подобное общество. «Принимающим» выступает не только общество, но и соответствующая социальная группа. Именно в ней осуществляется реализация действительной сущности субъекта с ООП. Именно в ментальных образах такого субъекта находит отражение коллективное сознание локальной социальной группы, в которой приоритеты такого сознания несут именно субъекты с ООП. Но такое понимание предполагает достаточно сильную идеализацию, связанную с представлением об однородности социальных групп. Конечно, если дискурс идет о специально выделенных социальных группах, то данное представление правомерно. Однако на практике чаще наблюдается вариант социальной группы, в которой люди, принадлежащие к такой группе, имеют различный статус с позиции их психологических, биологических и физиологических особенностей. Но при этом все они образуют группу «вовлеченности», так как, во-первых, существуют различные каналы вхождения в такую группу, во-вторых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого человека, в-третьих, имеются определенные различия не только в становлении периодов осознания различными субъектами с ООП специфики собственного бытия, но и в определении самого индивидуального времени, включающего вполне конкретную историю вовлечения каждого субъекта в структуру « включающего» общества.

Литература

1. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Акад. Проект, 2009. -Т. 1. - 486с.

2. Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса // Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.

3. Аверина Н.В., Попов В.В. Фактор времени в детерминистских и индетерминистских теориях исторического процесса // Философия права. 2011. № 4 (47). С. 86-90.

4. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Аль-тернативистика в контексте социального развития // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

5. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419421.

6. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Социальное противоречие в контексте социальных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С. 315-318.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеен-ко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества //Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Лойтаренко М.В. Особенности интегральной интерпретации вероятности в контексте факторов оценки и темпоральности // Философия права. 2015. № 2 (69). С. 23-27.

10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика тем-поральности правового сознания социального субъекта // Фундаментальные исследования. 2015.№ 2. С. 5730-5733.

11. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклас-сическом дискурсе. Таганрог, 2007.

12. .Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права- 2012- № 5 (54)- С. 86-90.

13. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

14. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38.

TEMPORAL REFERENTS IN THE CONSTRUCTION OF AN "INCLUSIVE" SOCIETY

Popov V.V.

Rostov State University of Economics

The article discusses the methodological and theoretical foundations of the concept of inclusion in the framework of an "inclusive" society. The search is made for a temporal ontology that is adequate for the interpretation of the "inclusive" society. It is shown that within the framework of individual time, the realization of a person's own essence is realized.

Keywords: "inclusive" society, temporal referents, moment-interval structure, philosophy of inclusion, special educational needs.

References

1. Husserl, E. Ideas for pure phenomenology and phenomenolog-ical philosophy / E. Husserl. - M.: Acad. Project, 2009. -T. 1. -486 p.

2. 2.Averina N.V., Popov V.V. The concept of the past in the context of the historical process // Philosophy of Law. 2010. No. 5 (42). P. 81-84.

3. Averina N.V., Popov V.V. The time factor in deterministic and indeterministic theories of the historical process // Philosophy of Law. 2011. No. 4 (47). P. 86-90.

4. Popov VV, Music OA, Maksimova S.I. Alternative science in the context of social development // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). P. 373-375.

5. Popov V.V., Music O.A., Dzyuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of the subjective reality of a person // Eurasian Journal of Law. 2017. No. 4 (107). P. 419-421.

6. Popov V.V., Music O.A., Timofeenko V.A. Social contradiction in the context of social processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. P. 361-364.

7. Popov VV, Music OA, Kozhenko Y. V Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017.No 3-2. P. 315-318.

8. Popov V.V., Music O.A., Timofeyenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. P. 111— 114.

9. Popov V.V., Scheglov B.S., Loytarenko M.V. Features of the integral interpretation of probability in the context of assessment factors and temporality // Philosophy of Law. 2015. No. 2 (69). P. 23-27.

10. Popov V.V., Agafonova T.P. The specificity of the temporality of legal consciousness of a social subject // Fundamental research. 2015. No. 2. P. 5730-5733.

11. Popov V.V., Samoilova I.N., Scheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog, 2007.

12. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law- 2012- No. 5 (54) - P. 86-90.

13. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of transitional states of modern Russian society // Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia. 2011. No. 7-8 (15-16). P. 39-45.

14. Shemanov A.Yu. Inclusion in the context of contemporary discussions: philosophical and cultural studies / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M .: MGPPU, 2013. P. 25-38.

C3

о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.