Научная статья на тему 'Социальные трансформации и особенности инклюзивного образования'

Социальные трансформации и особенности инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / "ПРИНИМАЮЩЕЕ" ОБЩЕСТВО / ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов В.В., Музыка О.А.

В статье исследуются социальные трансформации в контексте инклюзивного образования. Показываются особенности этой корреляции. Выявлено, что постнеклассическая наука представила новую парадигму, что дает реальные возможности в исследовании социальных трансформаций. Доказано, что социальные трансформации входят в методологический базис, позволяющий конструировать исследования концептуальной области «принимающего» общества в контексте концепции инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные трансформации и особенности инклюзивного образования»

Социальные трансформации и особенности инклюзивного образования

Попов Виталий Владимирович

доктор философских, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал).

Музыка Оксана Анатольевна

доктор философских, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), vitl_2002@list.ru

В статье исследуются социальные трансформации в контексте инклюзивного образования. Показываются особенности этой корреляции. Выявлено, что постнеклассическая наука представила новую парадигму, что дает реальные возможности в исследовании социальных трансформаций. Доказано, что социальные трансформации входят в методологический базис, позволяющий конструировать исследования концептуальной области «принимающего» общества в контексте концепции инклюзии.

Ключевые слова: социальная трансформация, инклюзивное образование, постнеклассическая наука, «принимающее» общество, парадигма.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-013-00117\19

Феномен социальной трансформации реально привлекает к себе умы ученых различных философских школ и направлений, причем такая заинтересованность касается того, что социальные трансформации нередко связывают с преобразовывающимся обществом, становящимся обществом, изменяющимся обществом и т.д., но такие соотнесения ведут к познавательному и исследовательскому интересу как с семантических, так с концептуальных позиций. При этом значимы методологические подходы к социальным трансформациям, особенно в корреляции с социальной транзитивностью.

История философской мысли показала не только интерес к обсуждаемой проблеме, но были так же определены перспективные стратегии, связанные с определением и конструированием социальных трансформаций, причем, как с методологических, так и теоретических позиций относительно роли и сущности трансформаций в развитии социума. Отметим, что такие концепты и понятия, представлять и отображать внутренние особенности социальных трансформаций, соотносящихся с периодами перехода или транзита (посредством моделей, модельных конструкций, уместных форма-лизаций и т. д.).

Внесение в онтологические моменты современной социальной философии определенных концептов, обогащающих ее концептуально-семантический аппарат в области корреляции структуры и сущности социальных трансформаций с фактором темпоральности немалое место уделено малоисследованным вопросам онтологической сферы социальной философии, связанным с изучением трансформирующегося социума, в котором на ведущие роли претендуют кризисы и противоречия. Такая ситуация предполагает значимость нахождения конкретных механизмов разрешения таких кризисов в контексте социальных трансформаций с привлечением концепции социальной транзитивности и темпоральной референции, что постнеклассическая наука представила новую парадигму, основанную на синергетике, что дает новые возможности в исследовании социальных трансформаций. Между тем, системное представление этой проблемы в современной философской литературе не нашло широкого внимания и осмысления. Вообщем, ситуация определяется тем, что философы приоритетно сосредоточили внимание на локальных фрагментах рассматриваемой проблемы, оставляя в стороне ее интегральное понимание.

в

У

> о-

X

т

гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

На наш взгляд, необходимо приоритетно представить концептуально-семантические аспекты социальных трансформаций; определить роль и место социальных трансформаций в общественном развитии; рассмотреть специфику репрезентаций транзитивного общества в контексте концепции транзитивности; исследовать особенности альтернативного развития социальных трансформаций с учетом темпоральных референтов; представить социальные трансформации в нелинейном социальном развитии.

Социальные трансформации и социальная транзитивность получили свое развитие с позиции социально-исторического процесса, то есть ученые

старались не просто представить трансформацию и транзитивность как те

понятия, которые характерны для различных этапов развития общества, но и

пытались найти не только методологическую форму описания социально-

исторических процессов, но и их своеобразное место в динамической системе категорий.

Особое место в этих процессах занимает философия инклюзии. Социальные трансформации в «принимающем» обществе непосредственно связаны с существованием лиц с ОВЗ. В нынешней России наблюдается несколько парадоксальная, но в итоге достаточно типичная для трансформационного социума ситуация, характеризующаяся наличием весьма развитого позитивного законодательства, декларирующего особые права инвалидов на развитие, систематическое образование, социальную интеграцию, и, вместе с тем, практическим отсутствием реальных механизмов их системной реализации. Осуществляемая до современного этапа государственная политика приоритетно ориентирована на сегрегацию и, следовательно, изоляцию подобных людей. Оптимальным в настоящее время является помещение самих инвалидов в коррекционные учреждения, либо трудоустройство на специальных предприятиях среди таких же, как и они сами, людей. Поэтому наблюдаются некоторая оторванность инвалидов от весьма широких и системных социальных контактов, определенное ограничение круга их межличностного взаимодействия, явно заниженный уровень достигаемого образования, значительной невостребованностью в социуме, достаточно низкая реальная конкурентоспособность приобретаемых профессий, небольшая заработная плата, которая не позволяет достичь определенного образа жизни. Социологический анализ, например, дополнительного образования в качестве социального института не только дает возможность выявить тен-„ денции его развития, а также выполняемые соци-с окультурные функции, но и сферу предлагаемых © услуг, имеющуюся степень их доступности и вос-¿9 требованности для инвалидов, но и реализовать о имитационное моделирование продуктивного ме-^ ханизма потребления спектра всех дополнитель-

ных образовательных услуг, имея ввиду действительные возможности и ресурсы людей с инвалидностью.

В настоящий период времени в контексте социальных трансформаций общества и в русле комплексной модернизации самой системы российского образования, акцентом на гуманизацию социокультурных отношений, повышения реального внимания к интегрированно- индивидуальному развитию самой личности, многие ученые постулируют необходимость процесса институциализации системы интегрированного образования как такого образования, которое, в большей степени, соответствует принципам правового, социально-ориентированного государства. Интегрированное образование следует рассматривать как один из значимых институтов, связанных с вовлеченностью инвалидов в социум. Дополнительное образование представляет собой самостоятельный социальный институт в структуре образовательного пространства, выполняющий ряд специфических функций от комплексного развития человека до его профессионального самоопределения.

Поэтому социальная трансформация в качестве категории, необходима как для понимания всего множества и всей совокупности социальных процессов и социальных изменений, которые происходят на современном уровне развития науки, так и в рассмотрении социальной трансформации в качестве определенного инструментария, который может быть не только эффективным, но и полезным в разрешении локальных, практических задач, которые возникают в рамках социума.

Литература

1.Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Аль-тернативистика в контексте социального развития// Евразийский юридический журнал- 2017- № 4 (107).-С. 373-375.

2.Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал-2017- № 4 (107)- С. 419-421.

3 . Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017- № 1-2.- С. 361-364.

4.Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях//Меж-дународный журнал прикладных и фундаментальных исследований- 2017-№ 3-2.- С. 315-318.

5.Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права- 2015- № 1 (68)- С. 25-29.

6.Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования- 2015- № 225- С. 5730-5733.

7. Попов В.В., Музыка О.А .Специфика интервальной концепции времени: опыт концептуализации // Международный журнал экспериментального образования-2015- № 3-2- С. 36-39.

8. Попов В.В., Лойтаренко М.В., Таранова В.А. Социальные противоречия и переходные периоды: философско-методологические аспекты// Международный журнал экспериментального образования- 2014- № 8-2- С. 42-46.

9. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права- 2012- № 5 (54)- С. 86-90.

10. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России- 2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

11. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 114-122.

12. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1. С. 147-150.

13. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. 2015. №3. с.156-158

Social transformation and the peculiarities of inclusive education Popov V.V., Musika O.A.

Rostov State Economic University

The article studies social transformations in the context of inclusive education. The features of this correlation are shown. It is revealed that post-non-classical science has introduced a new paradigm, which gives real opportunities in the study of social transformations. It is proved that social transformations are included in the methodological basis that allows to design the research of the conceptual field of the "host" society in the context of the concept of inclusion. Key words. Social transformation, inclusive education, post-non-classical science, "host" society, paradigm.

References

1. Popov V.V., Music O.A., Maksimova S.I. Alternatives in the con-

text of social development // Eurasian Law Journal- 2017- № 4 (107) .- C. 373-375.

2. Popov V.V., Muzyka O.A., Dzyuba L.M.Factor and Temporal Lev-

els in the Context of Subjective Human Reality // Eurasian Law Journal-2017- No. 4 (107) - P. 419-421. 3 Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeyenko V.A. Social contradiction in the context of social processes // International Journal of Applied and Basic Research- 2017- № 1-2.- P. 361-364.

4. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhenko I.V. Social Transformations

in Legal Relations // International Journal of Applied and Basic Research - 2017-No. 3-2 .- P. 315-318.

5.Popov VV, Shcheglov BS, Usatova Yu.N. Chance in the context of dynamic categories // Philosophy of Law- 2015- № 1 (68) - P. 25-29.

6.Popov V.V., Agafonova T.P. The specifics of the temporality of the legal consciousness of a social subject // Basic Research- 2015-No. 2-25- P. 5730-5733.

7. Popov V.V., Muzyka O.A.Specification of the interval concept of

time: the experience of conceptualization // International Journal of Experimental Education-2015- No. 3-2- P. 36-39.

8. Popov V.V., Lojtarenko M.V., Taranova V.A. Social contradictions

and transitional periods: philosophical and methodological aspects // International Journal of Experimental Education- 2014-№ 8-2- P. 42-46.

9. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in

science // Philosophy of Law- 2012- № 5 (54) - P. 86-90.

10. Popov V.V., Chalenko M.V. The specifics of the transitional states of the modern Russian society // Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia- 2011- № 7-8 (15-16) - P. 39-45.

11. Popov V.V., Muzyka O.A., Kiselev S.A., Ukolov A.O. The concept of transitivity in the context of the transformation of society // Context and reflection: a philosophy about the world and man. 2016. V. 5. No. 5A. Pp. 114-122.

12. Popov V.V., Music O.A. The historical process: alternativeness and evaluation // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 3-1. Pp. 147-150.

13. Korotovskikh T.V., Nekrasova O.A., Spirina A.V. The formation of psychological readiness of future teachers for the implementation of inclusive education // Innovations and Investments. 2015. No3. p. 156-158

6

У

X

m

X

H

А

Л

O-

X

tr

m

А

о

ZI

m

T;

H

tr

П

о

s

X

s

-C

m

о

т;

О

-i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

З

Д

О

О

ГО

О-

20

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.