Научная статья на тему 'ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ'

ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
темперамент / психические свойства типов темперамента / социальное взаимодействие / окружающая среда / качества личности / типы темперамента / temperament / mental properties of temperament types / social interaction / environment / personality qualities / temperament types

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова

Научная статья посвящена актуальной теме, вышедшей на новый уровень исследования и требующей особого педагогического подхода к формированию резильентности в зависимости от темпераментальных характеристик старших подростков в социальном взаимодействии. Рассмотрено и проанализировано социальное взаимодействие, являющееся ключевым аспектом человеческой жизни. В социальном взаимодействии сочетание темпераментальных характеристик играет важную роль и влияет на успешную резильентность. Выделен фактор социального взаимодействия, привлекательный для исследователей, – это типы темперамента. Психические свойства темперамента отражают индивидуальные различия в реакциях на различные ситуации, существенно влияющие на способность взаимодействовать и сотрудничать с окружением. В статье приводятся примеры взаимодействий старший подросток – родитель. Аналитическим и эмпирическим путем выявлена успешность налаживания социальных связей в коллективе старших подростков в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS OF OLDER ADOLESCENTS IN SOCIAL INTERACTION AS A PREREQUISITE FOR THE FORMATION OF RESILIENCY

The scientific article is devoted to an urgent topic that has reached a new level of research. It requires a special pedagogical approach to the formation of resistance depending on the temperamental characteristics of older adolescents in social interaction. Social interaction, being a key aspect of human life, has been analyzed. In social interaction, the combination of temperamental characteristics plays an important role and influences successful resistance. The factor of social interaction that is attractive to researchers. It is considered to be the types of temperament. The mental properties of temperament reflect individual differences in reactions to different situations. They significantly affect the ability to interact and cooperate with the environment. The article provides examples of interactions between an older teenager and a parent. In an analytical and empirical way, the success of establishing social ties in the team of older adolescents in an educational institution was revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ»

шить эту задачу, специалистам маркетологам и SMM необходимо использовать весь инструментарий площадок продвижения, а также следовать всем текущим визуальным и аудиовизуальным трендам.

Во-вторых, продвижение компаний в Интернете значительно укрепляет отношения с потребителями. Маркетинг в социальных сетях способствует установлению прочных связей с пользователями, доверительных отношений и повышает узнаваемость бренда в киноиндустрии. Социальные сети также очень удобны для аналитики, мониторинга данных о своей аудитории, так как механизмы соцсетей помимо того, что сами проводят сбор данных пользователей, взаимодействовавших с контентом, также позволяют проводить различные опросы и эксперименты со своей аудиторией. Следовательно, маркетинг в социальных сетях - это не просто продвижение товара, но и объемная работа по сегментированию и изучению рынка сбыта. Одним из лучших механизмов продвижения как организации, так и личного бренда в социальных сетях является создание тематических сообществ, например, ВКонтакте. Комьюинити можно использовать как новостную и развлекательную площадку, все зависит от специфики продвигаемой компании, контент для сообщества также может быть самым разнообразным, отличительная черта - создание круга единомышленников, объединенных общим интересом. SMM дает возможность использовать маркетинговый потенциал для увеличения лояльной аудитории, то есть людей, поддерживающих и разделяющих позицию организации, режиссера, продюсера.

В-третьих, продвижение в социальных сетях дает возможности генерации большего количества потенциальных клиентов и конверсий. Успех рекламных кампаний зачастую зависит от правильного определения целевых групп, распознавания их интересов, потребностей и попадание характеристиками создаваемого продукта в них. Запуская воронки продаж в социальных сетях, организация обращает на себя внимание потенциальных зрителей, тем самым увеличивая число конверсий. Для того чтобы эта функция работала более эффективно, необходимо продвигать услуги киноиндустрии комплексно, умело сочетать платные и бесплатные инструменты SMM.

Визуальный контент, видеомаркетинг, активный постинг, конкурсы, гивы, посевы, чат-боты и рассылки - одни из самых популярных стратегий привлечения и вовлечения аудитории. При проведении вышеописанных активностей можно значительно увеличить базу потенциальных зрителей, собрать данные пользователей с целью проведения последующих исследований. Так как все совершаемые пользователями действия происходят в Интернете, фиксируются программами искусственного интеллекта и собираются в Big Data, маркетинг в соцсетях можно считать быстрым, измеримым и простым способом создания базы потенциальных клиентов. Полученные данные впоследствии могут быть использованы для применения уже других, более сложных алгоритмов; например, настраивания таргетированной рекламы, в основе которой лежат различные признаки целевой аудитории. Все это дает бизнесу множество возможностей для конверсии, так как

Библиографический список

привлекательный контент либо таргетированная реклама в социальных сетях в конечном счете приведет подписчиков на сайт компании и, возможно, превратит их в постоянных клиентов.

Еще одним важным преимуществом маркетинга в социальных сетях и Big Data является отслеживание конкурентов и внедрение каких-либо инструментов продвижения, ранее увиденным у конкурентов. Наконец, последнее преимущество продвижения в социальных сетях - малозатратность. SMM - самый экономичный и оптимальный способ для продвижения стартапов, малого и среднего бизнеса, но это не исключает необходимости представителям крупных кинокомпаний также вести свои аккаунты. В случае грамотного распределения ресурсов, в том числе интеллектуальных, шансы на получение прибыли от инвестиций в продвижение через социальные сети велики. В отличие от традиционных маркетинговых исследований, проводимых с ограниченным количеством респондентов, технологии больших данных позволяют создавать модели сотен тысяч или даже миллионов пользователей.

Маркетинг в социальных сетях изучается и активно используется уже более десяти лет, следовательно, можно сделать вывод, что SMM внедрился в медиа-пространство и способствовал развитию брендов уже достаточно продолжительное время. Так как социальные сети ежедневно претерпевают технологические изменения, появляется больше маркетинговых инструментов для продвижения брендов, запускаются новые тренды как ведения и оформления аккаунтов, так и представления контента.

Подводя итоги, отметим, что именно социальные медиа являются источником основной информации, на основе которой компании могут получать маркетинговые данные. На сегодняшний день новыми медиа можно считать цифровые платформы, сервисы и системы, предназначенные для взаимодействия пользователей в Интернете, благодаря публикации личного, коммерческого или общественно значимого контента в различных формах, направленного конкретному лицу или неограниченному количеству лиц с целью получения обратной связи. Необходимо понимать, что на развитие медиасферы влияют политические, экономические и географические аспекты, а также культурные традиции, что дает право говорить о видовой уникальности современных медиасистем. Для современных медиа характерными признаками являются интерактивность, мультиме-дийость, конвергентнсть, доступность, дигитализация. Кроме того, сегодня уже нельзя отрицать их огромной роли в продвижении компаний и брендов, так как ни один бренд в настоящее время не обходится без аккаунта в социальных сетях. Понимая маркетинговый потенциал каждой площадки и используя его, компании могут выйти из точки безубыточности, быстрее достигать поставленных целей. Основными показателями маркетингового потенциала современных медиа являются рациональность затрат, возможность наблюдения за деятельностью конкурентов, генерация конверсий и пользователей, привлечение новых клиентов и поддержание лояльности имеющейся аудитории.

1. Бердникова Э.Н., Рыжова Э.Н. Трансформация понятия «медиа» как информационной системы в контексте цифровизации социума. Наука и школа. 2023; № 5: 76-88.

2. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании. Информатика и образование. 2020; № 10 (319): 6-16.

3. Бердникова Э.Н. Визуальные формы контента в профессиональной подготовке студентов направления «реклама и связи с общественностью» в условиях информатизации. Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2023: 119-121.

4. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. Перевод с английского Д. Кралечкина. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.

5. Воинова Е.А., Сивякова Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. Социально-гуманитарные знания. 2018; № 12: 104-120.

6. Науменко Ю.В. Социально-культурные феномены «здоровье» и «здоровый образ жизни»: сущность и стратегия формирования. Проблемы современного образования. 2012; № 6: 151-176. Available at: http://pmedu.ru/res/2012_6_11.pdf

7. Григорьев Н.Ю., Чвякин В.А. Продвижение бренда в социальных сетях средствами цифрового маркетинга. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019; Т. 9, № 6-1: 192-201.

References

1. Berdnikova 'E.N., Ryzhova 'E.N. Transformaciya ponyatiya «media» kak informacionnoj sistemy v kontekste cifrovizacii sociuma. Nauka ishkola. 2023; № 5: 76-88.

2. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu. Virtual'naya real'nosf: genezis ponyatiya i tendencii ispol'zovaniya v obrazovanii. Informatika iobrazovanie. 2020; № 10 (319): 6-16.

3. Berdnikova 'E.N. Vizual'nye formy kontenta v professional'noj podgotovke studentov napravleniya «reklama i svyazi s obschestvennost'yu» v usloviyah informatizacii. Distancionnoe obuchenie v vysshem obrazovanii: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: materialy XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsoyuzov, 2023: 119-121.

4. Kin Dzh. Demokratiya i dekadans media. Perevod s anglijskogo D. Kralechkina. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2015.

5. Voinova E.A., Sivyakova E.V. Podkast kak novyj format publichnoj kommunikacii v usloviyah cifrovoj mediasredy. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2018; № 12: 104-120.

6. Naumenko Yu.V. Social'no-kul'turnye fenomeny «zdorov'e» i «zdorovyj obraz zhizni»: suschnost' i strategiya formirovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; № 6: 151-176. Available at: http://pmedu.ru/res/2012_6_11.pdf

7. Grigor'ev N.Yu., Chvyakin V.A. Prodvizhenie brenda v social'nyh setyah sredstvami cifrovogo marketinga. 'Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 9, № 6-1: 192-201.

Статья поступила в редакцию 28.03.24

УДК 378.09:81'25

Biryukova Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), Е-mail: biij@bk.ru

TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS OF OLDER ADOLESCENTS IN SOCIAL INTERACTION AS A PREREQUISITE FOR THE FORMATION OF RESILIENCY. The scientific article is devoted to an urgent topic that has reached a new level of research. It requires a special pedagogical approach to the formation of resistance depending on the temperamental characteristics of older adolescents in social interaction. Social interaction, being a key aspect of human life, has been

analyzed. In social interaction, the combination of temperamental characteristics plays an important role and influences successful resistance. The factor of social interaction that is attractive to researchers. It is considered to be the types of temperament. The mental properties of temperament reflect individual differences in reactions to different situations. They significantly affect the ability to interact and cooperate with the environment. The article provides examples of interactions between an older teenager and a parent. In an analytical and empirical way, the success of establishing social ties in the team of older adolescents in an educational institution was revealed.

Key words: temperament, mental properties of temperament types, social interaction, environment, personality qualities, temperament types

Ю.Н. Бирюкова, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: biij@bk.ru

ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ

Научная статья посвящена актуальной теме, вышедшей на новый уровень исследования и требующей особого педагогического подхода к формированию резильентности в зависимости от темпераментальных характеристик старших подростков в социальном взаимодействии. Рассмотрено и проанализировано социальное взаимодействие, являющееся ключевым аспектом человеческой жизни. В социальном взаимодействии сочетание темперамен-тальных характеристик играет важную роль и влияет на успешную резильентность. Выделен фактор социального взаимодействия, привлекательный для исследователей, - это типы темперамента. Психические свойства темперамента отражают индивидуальные различия в реакциях на различные ситуации, существенно влияющие на способность взаимодействовать и сотрудничать с окружением. В статье приводятся примеры взаимодействий старший подросток - родитель. Аналитическим и эмпирическим путем выявлена успешность налаживания социальных связей в коллективе старших подростков в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: темперамент, психические свойства типов темперамента, социальное взаимодействие, окружающая среда, качества личности, типы темперамента

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в процессе развития старший подросток (от 14-15 до 17 лет) подвержен различным воздействиям окружающей среды, вступая в новую социальную ситуацию развития, нацеленную на будущий выбор образа жизни, профессии, референтных групп сверстников и взрослых. Данные воздействия (отрицательные или положительные) можно преодолеть и/или принять при помощи выработанных когнитивных навыков, обусловленных набором определенных качеств и особенностей нервной системы, способствующих формированию резильентности в этом возрасте. Причем рези-льентность у старших подростков обусловлена необходимостью знаний о своих возрастных особенностях и различиях, так как в этом возрасте завершается своеобразное стремительное изменение организма. В психолого-педагогической литературе старший подросток (от 14-15 до 17 лет) относится к подростковому возрасту [1], который научается перейти с детства в завершающийся период, характеризуемый юношеским возрастом [2].

Цель исследования состоит в обосновании темпераментальных характеристик старших подростков в социальном взаимодействии.

Основные задачи статьи: конкретизировать типы темперамента, проанализировать особенности темпераментальных характеристик старших подростков.

Методы научного исследования: анализ научных изысканий о темперамен-тальных характеристиках и особенностях развития старших подростков.

Научная новизна статьи определена неоднозначным характером рассматриваемой проблемы изучения развития старших подростков в социальном взаимодействии при формировании резильентности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании знаний о темпераментальных особенностях старших подростков в социальном взаимодействии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов в педагогическую практику.

На заседании Консультативного комитета 45-й сессии комиссии по народонаселению и развитию подростковый возраст был определён как период жизни, затрагивающий людей в возрасте от 10 до 19 лет. Л. Антробас, британский психолог, утверждает, что в современном XXI веке подростковый возраст следует считать от 10 до 24 лет, так как в современном обществе подросток практически утратил способность быстро решать задачи, способствующие переходу к взрослой жизни, ясного понимания самого себя, здоровой самооценки и отрыву от родительской опеки. Возраст 18 лет становится временем, когда он должен принять вызов гормональных перемен и стать эмоционально созревшим и ре-зильентным [3].

В период обучения в школе у старших подростков продолжается совершенствование нервной системы, мозга и мозговой активности. Их мозг по весу и объёму мало чем отличается от мозга взрослого человека. Однако в связи с усложнением условий жизни происходят такие заметные качественные изменения, как формирование лобной, височной и теменной долей. Установление новых связей между различными отделами нервной системы протекают достаточно интенсивно. Значительно увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих отдельные части мозга в единую мозговую систему. Возрастает контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. У старших подростков усиливается роль второй сигнальной системы, словесные раздражители начинают приобретать все более значимую роль. Это находит отражение в их сознательном отношении к словесным указаниям, советам авторитетных людей, в умении осмысливать свое поведение, сознательно регулировать его, опосредованно и обобщенно познавать действительность и научиться преодолевать жизненные трудности [1].

Специалист по психологии старшеклассников И.С. Кон отмечает, что старшие подростки сталкиваются с одинаковыми проблемами и взрослеют по-разному. Это относится к закону неравномерности созревания и развития, характеризующемуся как межиндивидуальная (разный темп подросткового созревания) и внутрииндивидуальная (разновременность физического, сексуального, когнитивного, духовного, социального и нравственного развития) [2].

Формирование резильентности старших подростков определяется рядом факторов, разделенных на ключевые группы: индивидуальные, семейные и социальные. Основной группой следует определить индивидуальные факторы, такие как темперамент, когнитивные способности и саморегуляция [4]. Темпера-ментальные характеристики являются основными в социальном взаимодействии и во взаимоотношениях между старшими подростками.

Одним из первых, кто ввел термин темперамент, является древнегреческий врач Гиппократ, обосновавший различия между людьми и их моделями. В переводе с латинского термин temperans - «умеренный» понимается как надлежащее соотношение частей в личности. В литературе имеется сходное по значению греческое слово краак; - «слияние, смешивание» частей [5]. Преобладание в организме одного из четырех элементов, характеризующих типы темпераментов - сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического, по мнению Гиппократа, оказывает влияние на поведении.

Физиолог И.П. Павлов предположил, что особенности высшей нервной деятельности заложены в основе темперамента человека, помогают наладить процесс его социального взаимодействия. Подробный анализ темперамента возможен при тщательном изучении характеристик особенностей его психических свойств [6]. На сегодняшний день в научной психолого-педагогической литературе описаны разнообразные представления о темпераменте и его проявления в социальном взаимодействии. Подробно оно раскрыто в виде конфигурации важных черт (качеств) личности, обусловленных привычками в общении, модели действий и наборе определенных установок, ценностей и потенциала личности [7].

К.К. Платонов (1984) предполагает, что темпераментальные характеристики качеств личности, формируемые в процессе жизнедеятельности на основе генетически обусловленного типа нервной системы, определяют стиль ее деятельности. По мнению Пола Экмана (Этап, 1984), темперамент - это резильентная, ярко выраженная черта эмоциональной жизни [8]. Темпераментальные характеристики в подростковом возрасте наиболее резильентны в сравнении с иными психологическими и/или психическими особенностями. Лишь немногие являются чистыми представителями определенного типа, у большинства наблюдаются сочетание отдельных свойств одного темперамента с некоторыми свойствами другого в подростковом возрасте. Каждый тип темперамента имеет набор уникальных качеств и недостатков, сильные и слабые стороны и разнонаправленные проблемы [9].

В социальном взаимодействии сочетание темпераментальных характеристик играет важную роль и влияет на успешную резильентность. В подростковой среде нет одинаковых старших подростков, каждый по-своему уникален, с ярко выраженными особенностями резильентности, с набором качеств и характеристик, присущих определенному типу темперамента:

- холерический. Представители этого типа отличаются эмоциональной травмируемостью, отрицательно относятся к антипатичным людям, фрустриро-ваны, с проявляющейся агрессией, в любой ситуации ведут себя вызывающе, проявляют демонстративную акцентуированность, более ригидны и менее пластичны, с затрудненным переключением внимания, экстравертированностью, плохо уживаются с меланхоликами и представителями такого же, как у них самих, темпераментальными свойствами;

- сангвинический. Характеризуется высоким эмоциональным контактом, уравновешен, внушаем больше, чем все остальные типы, проявляет агрессивность в состоянии фрустрации, отличается живостью, экстравертированностью, открытостью;

- флегматический. Отражает высокую активность, в которой существенно доминирует малая реактивность, эмоциональность и чувствительность. Его отличительными чертами являются терпение, самоконтроль и выносливость, ин-тровертированность;

- меланхолический. Обусловлен низкой реактивностью и высокой чувствительностью, отвлекаемостью и неустойчивостью внимания, замедленным темпом психических процессов. Большинство людей с таким типом интроверти-рованы.

Итак, в социальных взаимоотношениях старший подросток не предстает с чистым типом темперамента, поскольку в создавшихся условиях проявляется в определенном фенотипе. Эмпирическим путем определено, что отдельно взятый подросток имеет набор психических свойств всех четырех типов темперамента, но их концентрация и его резильентность в социальном взаимодействии отличается. Особенности темпераментных фенотипов влияют на восприятие и интерпретацию социальной информации и подростковой среды. Например, подростки с высоким показателем невротичности наиболее сензитивны к социальным сигналам и способны распознать нейтральные или двусмысленные жизненные ситуации как угрожающие. Отрицательное реагирование подростков и их самоустранение в тяжёлых жизненных ситуациях происходит в результате внутренней установки в качестве защитной реакции. Подростки с ярко выраженной экстра-вертностью и резильентностью стремятся к социальному вознаграждению, похвале и повышенному вниманию к себе, ведущим к центрированному социальному взаимодействию. Анализ результатов диагностических методик показал, что психические свойства темперамента, выявленные у подростков, обусловлены генетическими и биологическими факторами, не исключая стихийного влияния подростковой среды и взрослого окружения.

Различия в типах темперамента и поведение подростков в социальном взаимодействии влияют на семейные взаимоотношения. Они по своему развитию, с одной стороны, легко адаптируются к семейному распорядку и здоровому взаимодействию, ладят с братьями и сестрами, с другой стороны, гиперактивны или напряжены, поэтому взаимодействовать с ними может быть сложно.

В социальном взаимодействии центральное место отводится семейным ситуациям, способствующим стрессорности и конфликтности членов семьи, -родители и дети. Комбинация типов темперамента родителей и детей оказывает влияние на семейное и социальное взаимодействие. Например, родитель с низким темпом психических реакций, активностью и реактивностью предрасположен к сильным раздражениям на действия очень активного подростка, что при одновременной повышенной активности и темпа психических реакций родителя и подростка способствует возникновению конфликтных ситуаций. Знания об особенностях психических свойств темперамента помогут родителям понять влияние типов темперамента в ходе социального взаимодействия. Ярко выраженная поведенческая проблема в реальности может выступать несоответствием между комбинациями психических свойств типов темпераментом подростков.

В научной литературе на новый уровень выходит исследование резильентности старшеклассников (подростков) и ее зависимость от темпераментальных характеристик в процессе социального взаимодействия между сверстниками [9]. В этом возрасте старшему подростку важны самообладание, высокая реактивность, умение точно, правильно и быстро реагировать на внезапно возникшие экстремальные и жизненно трудные ситуации. Структура его поведения в ходе социального взаимодействия обусловлена не только направленностью, но и темпераментальными характеристиками, наряду с другими индивидуально-психологическими особенностями, в которых проявляются сила, уравновешенность

Библиографический список

и подвижность нервных процессов. Исследуя старшего подростка, необходимо обратить внимание на его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности, который содержит информацию об особенностях поведенческой реакции в ответ на внешние и внутренние раздражители. Ему свойственны индивидуальные черты поведения, убеждения, развиваемые на протяжении всей жизни, способствующие формированию его характера, способности адаптирования к изменяющимся окружающим условиям. Преобладание уравновешенности, эмоциональной резильентности, играющими важную роль в конструктивном выстраивании действий в ситуации взаимоотношений с окружающими, определены в процессе эмпирического исследования с помощью методики ГЮ. Айзенка.

В результате диагностического исследования определено, что 36,0% из числа старших подростков являются холериками-экстравертами, которым свойственно проявление несдержанности, иногда агрессивности; импульсивности; нестабильности и цикличности; работоспособности и настроенности на взаимодействия. В стрессовых ситуациях склонны к истерическим психопатическим реакциям. Но они оптимистичны, активны, адаптивны, что выступает положительным ресурсом их личности. 18,0% из числа обследованных с ярко выраженным типом меланхоликов-интравертов предрасположены к размышлениям и выраженным интеллектуальным способностям. Однако они нестабильны, тревожны, пессимистичны, в значительной степени внешне сдержанны, хотя внутри чувствительны и эмоциональны, нерезильентны. В стрессовых ситуациях такие подростки характеризуются склонностью к внутренней тревоге, депрессивным состояниям, срывам и снижению результатов деятельности. Среди старших подростков выявлен 31,0% с преобладающим типом сангвиников-экстравертов. Они составили группу резильентных старших подростков, направленных на внешний мир, общительных, как правило, они веселы, жизнерадостны, склонны к лидерству. 15,0% опрошенных подростков являются флегматиками-интравертами. Лица, относящиеся к данному типу темперамента, спокойны, стабильны и надежны во взаимоотношениях, но отличаются медлительностью, пассивны, невозмутимы, им свойственна способность к эмоционально сдержанному настроению.

Результаты позволили сделать вывод о том, что больше половины старших подростков относятся к нерезильентным типам, личностные качества которых и поведение в социальном взаимодействии позволяют определить их как неуспешных и несамостоятельных к разнообразной деятельности. В повседневном поведении при «безнасильственном» общении, как правило, подростки отличаются повышенной восприимчивостью, впечатлительностью и высокой эмоциональностью. Любой успех вызывает у них состояние радости, но любая ошибка может вызвать нерезильентность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, неадаптированность и неудовлетворенность, уклонение от принятия жизненных трудностей. В социальном взаимодействии они предрасположены остро реагировать на недостатки, особенно на отрицательное отношение к себе. Все эти проявления требуют особого педагогического подхода, чуткости со стороны учителя, классного руководителя и администрации.

Таким образом, в статье определена взаимозависимость резильентности и темпераментальных характеристик, способствующая успешности в социальном взаимодействии старших подростков. Обосновано влияние типов темперамента на их способность эффективно общаться в подростковом окружении. Аналитическим и эмпирическим путем выявлено, что экстравертные старшие подростки более успешны в налаживании социальных связей, находят общий язык с разнонаправленными социальными группами, быстро устанавливают контакт с незнакомыми им людьми. В достижении успеха и эффективной коммуникации в социальном взаимодействии в подростковом возрасте важно учитывать формирование резильентности старших подростков, не придерживаться предубежденного мнения о лучших или худших сторонах типах их темперамента, так как индивидуальный тип темперамента и его психические свойства имеют достоинства и недостатки, проявляющиеся в процессе социального взаимодействия.

1. Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2004.

2. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности): учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.

3. Кузёмина Е.Ф., Попова Ю.Н. Человек на пределе человеческого. Общество: философия, история, культура. 2016; № 5: 23-25.

4. Бирюкова Ю.Н., Бакулина А.Д., Иванова И.Г Требования к профессионально важным качествам современного менеджера. Педагогический научный журнал. 2023; Т. 6, № 2: 152-157.

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2009.

6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1983; Т. 3: 21-89.

7. Попова Ю.Н., Карабин К.В., Кузёмина Е.Ф., Кабанова С.В. Психофизиологические особенности военнослужащих. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017; Т. 6, № 4 (21): 361-363.

8. Попова Ю.Н., Юркова Ю.В. Саморегуляция в системе профессионально важных качеств офицера в военно-профессиональной деятельности. Высшее образование сегодня. 2019; № 11: 54-59.

9. Юнг К.Г Психологические типы. Санкт-Петербург: Азбука, 2001.

References

1. Biryukova Yu.N. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly na osnove zdorov'esberegayuschih tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2004.

2. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: (Problemy formirovaniya lichnosti): uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.

3. Kuzemina E.F., Popova Yu.N. Chelovek na predele chelovecheskogo. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; № 5: 23-25.

4. Biryukova Yu.N., Bakulina A.D., Ivanova I.G. Trebovaniya k professional'no vazhnym kachestvam sovremennogo menedzhera. Pedagogicheskij nauchnyj zhurnal. 2023; T. 6, № 2: 152-157.

5. Merlin V.S. Psihologiya individual'nosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2009.

6. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij: sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1983; T. 3: 21-89.

7. Popova Yu.N., Karabin K.V., Kuzemina E.F., Kabanova S.V. Psihofiziologicheskie osobennosti voennosluzhaschih. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2017; T. 6, № 4 (21): 361-363.

8. Popova Yu.N., Yurkova Yu.V. Samoregulyaciya v sisteme professional'no vazhnyh kachestv oficera v voenno-professional'noj deyatel'nosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2019; № 11: 54-59.

9. Yung K.G. Psihologicheskie tipy. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2001.

Статья поступила в редакцию 29.03.24

УДК 811.111(045)

Blagodeteleva N.K., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

DEVELOPMENT OF SKILLS AND ABILITIES OF PUBLIC SPEAKING IN ENGLISH WITH THE USE OF TRAINING TECHNOLOGIES. The article discusses features of speaking to a large audience in English in order to teach appropriate skills to future specialists. Public speaking is necessary throughout our lives. But not everyone can easily and naturally make a speech in front of an audience, especially if it is to be made in a foreign language. The author speaks about the importance of mastering such skills in the modern context of global communication. The ability to make a speech in front of an audience is an integral part of the professional training of a future specialist. According to the author, public speaking is a form of discourse implemented in the public sphere, in which various actors of society (citizens, politicians, experts, the media, etc.) participate in order to exchange opinions, ideas, information and resolve topical issues and problems. The article discusses the main aspects of public speaking in English. The paper provides practical recommendations for mastering successful public speaking skills among students. An analysis of public speeches in English is provided.

Key words: public speaking, foreign language, training

Н.К. Благодетелева, ст. преп., Кафедра английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассматриваются особенности выступлений перед большой аудиторией на английском языке с целью обучения соответствующим навыкам будущих специалистов. Публичные выступления необходимы на протяжении всей нашей жизни. Но не каждый может легко и непринужденно выступить с речью перед аудиторией, особенно если она на иностранном языке. Автор говорит о важности овладения такими навыками в современном контексте глобальной коммуникации. Умение выступать с речью перед аудиторией является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего специалиста. По мнению автора, публичное выступление - это такая форма дискурса, реализуемая в публичной сфере, в которой участвуют различные акторы общества (граждане, политики, эксперты, СМИ и др.) с целью обмена мнениями, идеями, информацией и разрешения актуальных вопросов и проблем. В статье рассматриваются основные аспекты речи на публике на английском языке. В работе даются практические рекомендации по разработке и развитию навыков успешных публичных выступлений у обучающихся. Приводится разбор и анализ публичных выступлений на английском языке.

Ключевые слова: публичное выступление, иностранный язык, тренинг

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Монолог, обращенный к многочисленной аудитории, обладающий целью убедить последнюю в чем-либо, называется ораторской речью. Подобный стиль на протяжении всего периода существования человечества был в центре внимания ученых. И сегодня он не утратил своей актуальности. Исследованием вопроса занимались В.Н. Андреев, Г.З. Апресян, В.В. Виноградов, Т.М. Жуковская, И.А. Зимняя, Н.Н. Кохтев, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, Е.А. Ножин, Ю.В. Рождественский, Е.Н. Сагайдачная, О.Б. Сиротинина, И.С. Тихонова, Е.Л. Фрейдина, Л.С. Чикиле-ва, Н.М. Шанский. Развитие форм речевой деятельности в рамках коммуникации и анализ последовательной и разумной беседы как набора текстов определенной тематики стали основанием для изучения направлений ораторского искусства. Выступление перед многочисленной аудиторией признается ключевой формой речевого взаимодействия.

Объект исследования - умения и навыки выступления перед большой аудиторией на английском языке на основе тренинговых технологий.

Цель исследования заключается в анализе навыков и умений произнесения речи на английском языке перед многочисленной аудиторией на основе тре-нинговых технологий.

В задачи представленной работы вынесены вопросы развития компетенций произнесения речи на английском языке перед большой аудиторией, базирующихся на многообразии средств и способов формирования у человека определенных компетенций.

Исследование проводилось с применением методов дискурс-анализа, использованием словарных определений и непрерывной выборки в рамках поиска информации для исследования.

Научная новизна исследования заключается в рекомендации использования предложенных автором тренинговых технологий в развитии навыков и умений публичного выступления на английском языке.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно ликвидирует недочеты современной лингвистики в рамках исследования выступлений на иностранном языке перед большой аудиторией; практическая значимость - в допустимости внедрения ее итогов в практику риторики и обучения словесному мастерству в различных образовательных организациях.

Не вызывает сомнения факт того, что под публичным выступлением (отчет, доклад, лекция, подробный ответ и т. д.) понимается монологическая устная речь, направленная на слушателей. Цель такой речи - изложение ак-

туальной информации для формирования отклика публики на озвученную проблематику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монолог как предмет изучения интересовал таких ученых, как В.П. Глухов, Д.Д. Дмитриева, Л.Р. Дускаева, Н.В. Изотова, П.А. Лекант, В.Л. Темкина и др. Исследователи-лингвисты изучали монолог как инструмент коммуникационного процесса.

Представители научной общественности (В.П. Глухов, Л.Р Дускаева, Н.В. Изотова, П.А. Лекант, И.В. Родина, В.Л. Темкина и др.) сходятся во мнении наличия в речевом общении двух сторон - рассказчика и адресата. В этой связи характер участия определяет типы речи - монолог и диалог.

По мнению И.В. Родиной, «монолог - развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении» [1]. Монолог в видении В.П. Глу-хова представляется разновидностью структурированного сообщения лица. Цель речи - ознакомить с определенными данными [2]. Л.Р. Дускаева считает монолог формой речи, направленной на собеседника или самого себя. При этом данная форма не предусматривает высказывания другого лица [3]. Обозначенные определения характеризуются схожими особенностями: один выступающий, информационная ценность. Определения отводят в монологической речи говорящему активную роль. При этом непринципиально наличие адресата, вероятна ситуация его невовлеченности в речевую деятельность, допустимо отсутствие проявлений обратной связи.

Характеристики монолога широко представлены в трудах по лингвистике. Особо выделяются следующие элементы: структурированность и детальность композиции, основная мысль (идея, тема), завершенность, целостность. В разнообразных областях монолог проявляется разными жанрами (устными, письменными) [3]. Монологическая речь встречается в различных сферах жизни человека.

Говоря об особенностях монолога, В.Л. Темкина указывает на его обстоятельность (чаще задействуется речевая информация), произвольность (не зависит от оппонента). Цель монолога заключается в стремлении представить суть в мысли или цепочке мыслей посредством использования правильных и уместных форм языка. Важна организованность речи, где под планирование наряду со всей речью попадают и отдельные высказывания. Языковой формой такого плана может быть, как письменное (конспекта или плана), так и устное (сохраняется в уме) высказывание [3].

Итак, монолог - это речь, характеризующаяся разноплановостью, направленностью на слушателя, наличием особенностей выстраивания композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.