Научная статья на тему 'Взаимосвязь активационных процессов коры головного мозга и становления репродуктивного цикла у девушек-подростков с различными темпераментальными свойствами личности'

Взаимосвязь активационных процессов коры головного мозга и становления репродуктивного цикла у девушек-подростков с различными темпераментальными свойствами личности Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
486
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМЕГАПОТЕНЦИАЛ / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / АКТИВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ACTIVATION PROCESSES / МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / MENSTRUAL CYCLE / OMEGAPOTENTIAL

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Алимбаева Марина Александровна, Шилова Ольга Юрьевна

В статье приведены результаты исследования уровней активации и постоянных потенциалов головного мозга у девушекподростков с нарушением менструального цикла, выделены типы темперамента девушекподростков по индексу выраженности поведенческих проявлений. Выявлено влияние активизирующих механизмов на формирование темпераментальных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Алимбаева Марина Александровна, Шилова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of levels of activation and permanent brain potentials of teenagers with menstrual irregularities. There is also a presentation of the types of temperament teenage girls on the index of severity of behavioral symptoms. The effect of activating mechanisms on the formation of temperamental characteristics is found.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь активационных процессов коры головного мозга и становления репродуктивного цикла у девушек-подростков с различными темпераментальными свойствами личности»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 612.825+151.7 ББК 28.991.780+88.37

М.А. Алимбаева, О.Ю. Шилова

взаимосвязь активационных процессов коры

головного мозга и становления репродуктивного цикла у девушек-подростков С различными ТЕМПЕРАМЕнТАЛьнЫМи свойствами личности

В статье приведены результаты исследования уровней активации и постоянных потенциалов головного мозга у девушек-подростков с нарушением менструального цикла, выделены типы темперамента девушек-подростков по индексу выраженности поведенческих проявлений. Выявлено влияние активизирующих механизмов на формирование темпераментальных характеристик.

Ключевые слова: омега-потенциал, темперамент, активационные процессы, менструальный цикл.

M.A. Alimbaeva, O.Iu. Shilova

THE RELATIONSHIP OF ACTIVATION PROCESSES

of the cerebral cortex and the FORMATION

OF THE REPRODUCTIVE CYCLE OF TEENAGERS wITH DIFFERENT TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY

The article presents the results of a study of levels of activation and permanent brain potentials of teenagers with menstrual irregularities. There is also a presentation of the types of temperament teenage girls on the index of severity of behavioral symptoms. The effect of activating mechanisms on the formation of temperamental characteristics is found.

Key words, omega-potential, temperament, activation processes, the menstrual cycle.

Проблема низкого качества репродуктивного здоровья молодежи давно привлекает внимание многих исследователей (П.Н. Кротин, A.M. Куликов, 1999; Е.В. Уварова, 2008; P.A. Michaud, 2007). Особенно актуальны исследования по изучению репродуктивного здоровья в возрастной категории «девушка-подросток» (D.T. Wigle, T.E. Arbuckle, M.C. Turner, 2008; D. Sikani, N. Dugid, N. Pustisek, 2009; Е.П. Хащенко, А.В. Баранова,

Е.В. Уварова, 2014). В научной литературе отмечаются негативные изменения в частоте нарушений менструального цикла среди девушек подросткового возраста. Так, по данным В.И. Кулакова (2007), у девочек-подростков частота нарушений цикла увеличилась в 3,5 раза.

В последнее время большую актуальность приобрело изучение психосоматических корреляций в механизмах функциональных связей нервных центров

го ш о

с; ^

3

2 о

го"

ш

ф

го

Ю

коры головного мозга с процессами ней-росекреции и гуморальной регуляции вегетативных и висцеральных функций (Т.Е. Булатова, 2004; В.В. Васильева, 2004; М.А. Жаров, М.И. Горницина, 2006; Л.Ф. Старцева, 2007).

Общеизвестно, что основным ключом в регуляции менструального цикла являются нейрогуморальные механизмы [6], важнейшими элементами которых является система корково-подкорковых взаимодействий [1; 5]. Однако недостаточно изучено представление о роли тем-пераментальных характеристик личности в плане риска развития расстройств становления менструального цикла.

Известно, что уровень активацион-ных влияний на кору головного мозга и ретикулярной формации ствола мозга влияет на становление регуляции половой цикличности у девочек-подростков в пубертатный период.

Оценить уровни активационных влияний на кору головного мозга позволяет метод регистрации сверхмедленных устойчивых постоянных потенциалов головного мозга [2; 4].

С учетом вышеизложенного нами был проведен сравнительный анализ особенностей активационных влияний на кору головного мозга и их взаимосвязи с типами темперамента у девочек-подростков с нормой развития и с нарушением менструального цикла.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базах МИП КГПУ им. В.П. Астафьева «Клиника современных коррекционных и развивающих технологий» и молодежного центра «Академия молодой семьи» г. Красноярска.

При информированном согласии родителей в исследовании приняло участие 96 респонденток в возрасте от 15 до 18 лет (в среднем 16,8±1,4 лет). Из них у 50 (52,1%) девочек были диагностированы нарушения менструальной функции, у 46 (47,9%) девочек не было жалоб на репродуктивное здоровье. Обе группы были сравнимы по возрастным параметрам. В исследование включали респонденток с отсутствием органической патологии центральной

нервной системы и психических заболеваний.

Для изучения особенностей темпера-ментальных свойств личности у девушек-подростков использовался опросник для определения черт темперамента по А. Томасу (DOTS-R), адаптированный группой новосибирских авторов (В.Г. Колпаков и др., 1993). Методика включает определение возможности точной количественной оценки степени выраженности следующих черт темперамента: общая активность, активность во сне, приближение, гибкость, настроение, ритмичность сна, в еде, в привычках, отвлекаемость, настойчивость, чувствительность и интенсивность.

Выделение типов темперамента производилось по индексу выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), включающего такие темпераменталь-ные характеристики, как активность, чувствительность (порог), настроение и интенсивность. Все респонденты были разделены на группы ИВПП: «интенсивные» (Ин), «адекватные» (Ад) и «спокойные» (Сп).

Для изучения уровней активации процессов коры головного мозга исследовался устойчивый потенциал (УП) милливольтного диапазона (омега-потенциал). Динамическая регистрация омега-потенциала осуществлялась в течение 5 минут в состоянии относительного покоя. По результатам определялась отнесенность к одному из трех уровней активности по правому и левому полушариям:

I уровень - величина омега-потенциала (ОП) от 0 до 20 мВ. Указывает на гипоактивность влияний на кору головного мозга;

II уровень - величина ОП от 20 до 40 мВ. Отражает оптимальный уровень функционирования резервов организма;

III уровень - величина ОП от 40 мВ до 60мВ. Отражает гиперактивность влияний на кору головного мозга.

Все полученные результаты подвергались необходимой статистической обработке с вычислением средних величин и ошибки средней (М±м) и показателя достоверности различия (р). Различия считали достоверными при р<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. При исследовании выраженности поведенческих типов (ВП-типов) у девочек-подростков нами выявлено следующее соотношение: большинство обследованных характеризовалось средними значениями выраженности поведенческих реакций, то есть относилось к типу «адекватных» (77,1% - 74 чел.).

«Интенсивных» в исследуемой группе - 13,5% - 13 человек и «спокойные» выявлялись в 9,4% - 9 человек, что в целом соответствует статистическим данным, полученным другими авторами (Е.Ю. Петросян, О.Г. Солдатова, Ю.И. Савченко, 2004). Данные по распределению девочек-подростков по ВП-типам темперамента представлены на рис. 1.

ВП-типы у девочек -подростков

77,1%

9,4% 13,5.

адекватные спокойные интенсивные

Рис. 1. Распределение девочек-подростков по ВП-типам темперамента (в %)

При разграничении ВП-типов среди нарушением менструального цикла, была девочек-подростков с нормой развития и замечена некоторая особенность (табл. 1).

Табл. 1. Типы темперамента в зависимости от уровня регуляции менструального цикла

ИВПП

Группы Сп Ад Ин

п % п % п %

Девочки с нормой развития (п=46) 9 19,6 32 69,5 5 10,9

Девочки с нарушением менструального цикла (п=50) 0 0 42 84 8 16

со о

2 5 2 °

^ т о ^ 9 ц

-

с^со н 0ФО

* ^ О со ^со

8 Р °

о Ь ^ ф ^ ^

о ^

Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе девочек с нарушением менструального цикла отсутствуют «спокойные». Это можно объяснить тем, что темпераментальные черты личности, характеризующие поведенческую активность, влияют на уровень и резерв здоровья девушек. У девушек-подростков с невысокой поведенческой активностью («спокойные») высокий уровень функционально-адаптационных возмож-

ностей, соответственно, низкая вероятность нарушений регуляции менструального цикла. Подтверждение о высоком уровне здоровья «спокойных» можно найти в результатах исследований последних лет в нашем регионе (Е.Ю. Петросян, 2004; Я.В. Бардецкая, В.Ю. Потылицина, 2013).

Не менее интересны результаты выраженности омега-потенциала по уровням у девушек-подростков обеих групп. Интерпретация показателей УП про-

: ф

X X го

О =11

5.4 я ^ о £

ГО ^

-о 3 5

СЦ Ф .0

со с; х

о со т

о о ^

^ х с;

^ ^ 2

н го о

Ш ^ о

го

изводилась по каналам К1 (левое полушарие) и К2 (правое полушарие), учитывались уровень активности каждого полушария и симметрия их активности. Установлено, что уровни активности полушарий различны в зависимости от ВП-типов темперамента.

Средние величины омега-потенциала правого полушария у «спокойных» и «интенсивных» превышали параметры омега-потенциала левого полушария. У «спокойных» средние значения омега-потенциала

40 35 30 25 20 15 10 5 0

правого полушария составляли 22,27+3,19 мВ, левого полушария - 20,02+2,81 мВ. У «интенсивных» в группе девушек с нормой регуляции цикла средние значения омега-потенциала правого полушария составляли 34,92+4,77 мВ, левого полушария - 33,30+5,51 мВ. А в группе исследуемых девушек с нарушением цикла: значения правого полушария - 22,10+4,03, левого - 19,4+4,71. При этом отмечалась умеренная межполушарная асимметрия, составившая у подростков - 1,85 ± 0,57 мВ.

□ к I

□ К2

спокойные адекватные интенсивные

Рис. 2. Уровни активности полушарий у девочек-подростков с нормой регуляции

цикла по ВП-типам темперамента (в мВ)

Умеренное повышение активности правого полушария, согласно Т.Н. Кой-новой (2007), указывает на повышение эмоциональной включенности. И чем больше показатели межполушарной асимметрии, тем в большей степени проявляется эмоциональное реагирование.

Данные по уровням активности полушарий у девушек-подростков с нормой регуляции цикла и у девушек с нарушением менструального цикла по ВП-типам темперамента представлены на рис. 2 и 3.

У «адекватных» в обеих исследуемых группах величины омега-потенциала левого полушария превышали параметры омега-потенциала правого полушария. В группе девушек с нормой регуляции цикла у «адекватных» средние значения омега-потенциала правого полушария составляли 27,86+2,39 мВ, левого полушария - 29,53+1,87 мВ. В группе с нарушением менструального цикла значения правого полушария составляли 30,64+4,77, левого - 31,45+5,05. При этом отмечалась умеренная межполушарная асимметрия, составившая у подростков - 1,24 ± 0,30 мВ.

Рис. 3. Уровни активности полушарий у девочек-подростков с нарушением менструального цикла по ВП-типам темперамента (в мВ)

Умеренное повышение активности левого полушария указывает на возрастание психического напряжения и снижении эмоциональной лабильности (Т.Н. Койнова, 2007).

В 24% случаев величина омега-потенциала правого и левого полушария в группе с нарушением менструального цикла превышала 40 мВ, в группе девушек с нормальной регуляцией менструального цикла такие показатели наблюдались в 10,8% случаев, что оценивалось как высокие значения и характеризовалось высоким уровнем психического напряжения, который неизбежно истощает ресурсы организма.

В 30% случаев величина омега-потенциала правого и левого полушария в группе с нарушением менструального цикла была ниже 20 мВ, а в группе девушек без нарушений цикла - в 10,9% случаев, что оценивалось как низкие значения и характеризовалось повышенной истощаемостью, быстрой психоделимостью психических и физических функций и ограничением функциональных резервов организма. В норме в 78,3% случаев наблюдалась оптимальная величина омега-потенциала (20-40 мВ). В группе с нарушением цикла оптимальная величина наблюдалась в 46% случаев (табл. 2).

Табл. 2. Структурные особенности активационных процессов коры головного мозга по величине омега-потенциала у обследуемых групп

Уровень омега-потенциала Структура показателя омега-потенциала у девушек-подростков с нормой регуляции менструального цикла (в %) N=46 Структура показателя омега-потенциала у девушек-подростков с нарушением менструального цикла (в %) N=50

Менее 20 мВ 10,9 30

20 мВ - 40 мВ 78,3 46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 40 мВ 10,8 24

Тонус корковых центров, взаимодействуя с подкоркой, определяет типологические особенности высшей нервной деятельности и темперамент в том числе. Неадекватность активирующих влияний коры головного мозга приводит к нарушению в системе «кора-подкорка-кора» и появляются условия, когда гипоталамус

неадекватно управляет гипофизом, что приводит к нарушениям менструального цикла у девушек-подростков.

Таким образом, темпераментальные особенности девушек-подростков являются значимым фактором риска развития нарушений менструальной функции.

Библиографический список

1. Баисова, Б.И. Гинекология [Текст]: учеб. / Б.И. Баисова и др.; под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Бреусенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - 2011. - 432 с.

2. Илюхина, В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека [Текст] / В.А. Илюхина. - Л.: Наука, 1986. - 171 с.

3. Койнова, Т.Н. Преобразовании предметного педагогического действия на основе мониторинга нейрофизиологических изменений у школьников в процессе учебной деятельности [Текст]: метод. пособие / Т.Н. Койнова, - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. - 52 с.

4. Смирнов, В.М. Медленные биоэлектрические процессы коры и глубоких структур мозга человека и эмоциональное поведение [Текст] / В.М. Смирнов, М.М. Сперанский // Вопросы психологии. - 1972. - № 3 - С. 21-38.

5. Солдатова, О.Г. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья / О.Г. Сол-датова, Ю.И. Савченков, С.Н. Шилов // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. № 2. - С. 76-80.

6. Стрижаков, А.Н. Избранные лекции по акушерству и гинекологии / А.И. Давыдов, Л.Д. Бело-церковцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 512 с.

го m о с; s

3

2 о

CQ ф

ГО Ю

7. Хабарова, И.В. Особенности активационных процессов лобной коры головного мозга и темпе-раментальных характеристик у младших школьников с задержкой психического развития / И.В. Хабарова, С.Н. Шилов // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 52-60.

8. Хащенко, Е.П. Психоэмоциональная характеристика, гендерная идентичность и депрессивные расстройства у девочек-подростков с нарушениями ритма менструаций / Е.П. Хащенко, А.В. Баранова, Е.В. Уварова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2014. - № 6. - С. 74-79.

9. Шилова, О.Ю. Дифференциально-диагностические и лечебные подходы к ведению подростков с олигоменореей / О.Ю. Шилова, Т.Н. Круликовская // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 6. - С. 22-29.

10. Partnering: A New Approach To Sexual And Reproductive Health. - UNFPA, 2000.

11. Sikani, D. Microbiological findings in prepubertal girls with vulvovaginitis [Тех^ / D. Sikani, N. Dugid, N. Pustisek et al // Acta Dermatovenerol Croat. - 2009. -V. 17, № 4. - P. 267-272.

12. Wigle, D.T. Epidemiologic evidence of relationships between reproductive and child health outcomes and environmental chemical contaminants [Тех^ / D.T. Wigle, T.E. Arbuckle, M.C. Turner et al // J Toxicol Environ Health B. Crit. Rev. 2008. - V. 11, № 5-6. - P. 373-517.

13. Women's Empovement and Reproductive Health. Links throughout the Life Cycle [Тех^ . -UNFPA, 2000. - Р. 2.

References

1. Baisova B.I. Gynecology. M.: GEOTA-MEDIA. 2011. 432 p. [in Russian].

2. Ilyukhin V.A. Neurophysiology of functional states of the human. L.: Nauka. 1986. 171 p. [in Russian].

3. Koynova T.N. Transformation objective pedagogical action on the basis of the neurophysiological monitoring changes in school children in learning activities: a tutorial. Abakan: Khakasskoe Izdatelstvo, 2007. 52 p. [in Russian].

4. Smirnov V.M. Slow bioelectric processes of cerebral cortex and deep structures of the human brain and emotional behavior. Voprosy psikhologii. 1972. № 3. P. 21-38. [in Russian].

5. Soldatov O.G. Man's temperament as a factor influencing the level of health. Phiziologia cheloveka. 2007. V. 33, № 2. P. 76-80. [in Russian].

6. Strizhakov A.N. Selected lectures on obstetrics and gynecology. Rostov-on- Don: Pheniks, 2000. 512 p. [in Russian]

7. Khabarova I.V., Shilov S.N. Features of activation processes of the frontal cortex of the brain and temperament traits of junior schoolchildren with mental retardation. Defectologia. 2012. № 3. P. 52-60. [in Russian].

8. Khashchenko E.P. Psycho-emotional characteristics, gender identity and depressive disorders among adolescent girls with rhythm disturbances of menstruation. Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. 2014. № 6. P. 74-79. [in Russian].

9. Shilova O.IU. Combined use of differential-diagnostic and clinical method of oligomenorrhea in adolescents. Reproduktivnoezcbrov'e detej ipodrostkov. 2007. № 6. P. 22-29. [in Russian].

10. Partnering: A New Approach To Sexual And Reproductive Health. UNFPA, 2000.

11. Sikani D., Dugid N., Pustisek N. et al. Microbiological findings in prepubertal girls with vulvovaginitis. Acta Dermatovenerol Croat. 2009. V.17, № 4. P. 267-272.

12. Wigle D.T., Arbuckle T.E., Turner M.C. et al. Epidemiologic evidence of relationships between reproductive and child health outcomes and environmental chemical contaminants. J Toxicol Environ Health B. Crit. Rev. 2008. V. 11, № 5-6. P. 373-517.

13. Women's Empovement and Reproductive Health. Links throughout the Life Cycle. UNFPA, 2000. Р. 2.

Сведения об авторах: Алимбаева Марина Александровна,

аспирант, Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

шилова Ольга юрьевна,

кандидат медицинских наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан. Ктай: bragina_isp@mail.ru

Information about the authors: Alimbaeva Marina Aleksandrovna,

Postgraduate, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk.

Shilova Olga Jur'evna,

Candidate of Sciences (Medicine), Associate Professor, Khakassia State University named after N.F. Katanov, Abakan. E-mail: bragina_isp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.