Научная статья на тему 'ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ'

ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ / ТЕМБРОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ТЕМБРОВЫЙ ДИКТАНТ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕМБР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема актуальности развития тембрового слуха, связанная со все возрастающей ролью тембра в композиторском творчестве, важнейшим его значением в исполнительстве. Автор ставит своей целью разработку теоретических оснований для системы развития тембрового чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMBRE PERCEPTION: ASPECTS OF METHODOLOGY AND PRACTICE

The article discusses the problem of relevance of timbre hearing development connected with the increasing role of timbre in composing and its importance in performing art. The author aims at working out theoretical basis for the system of timbre feeling development.

Текст научной работы на тему «ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ»

Проблемы методики и педагогики

музыкального образования

© Литвинова Т. А., 2016 УДК 7.78

ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ПРАКТИКИ

В статье рассматривается проблема актуальности развития тембрового слуха, связанная со все возрастающей ролью тембра в композиторском творчестве, важнейшим его значением в исполнительстве. Автор ставит своей целью разработку теоретических оснований для системы развития тембрового чувства.

Ключевые слова: тембровый слух, тембровое сольфеджио, тембровый диктант, инструментальный тембр

Область тембра — одна из наиболее интенсивно развивающихся сфер творческих композиторских поисков нашего времени. Тембр выходит на первый план в качестве одного из важнейших средств выразительности и формообразования. Он становится ярким выразительным средством в арсенале исполнителя и необходимым компонентом целостного восприятия музыки. Наряду с исторически сложившимся типом восприятия, представляющим собой последовательное прослеживание интонационного развития, в некоторых направлениях современной музыки формируется другой тип — восприятие-состояние, созерцание слухом качественных изменений и особенностей оркестрового звучания. Все более актуальным становится восприятие «сонорного типа» (термин А. С. Соколова) [6, с. 226]. Однако в системе музыкально-теоретического образования тембр еще «не вышел из тени». Накопленный в этой сфере определенный эмпирический опыт требует систематизации и научного осмысления. Разработка теоретических и практических аспектов развития тембрового слуха в настоящее время относится к актуальной проблематике общей теории сольфеджио.

Историческая эволюция сольфеджио связана с постепенным изменением его целей и задач — от развития певческих навыков до воспитания и развития музыкального слуха во всей его полноте. Высшей формой музыкального слуха становится слух интонационный, подразумевающий целостное восприятие звучания, внимание к «интонационной форме» (понятие В. В. Медушевского) [2, с. 57], а значит, и к тембру как ее неотъемлемой составляющей. Начиная с музыки романтической традиции (и особенно позднее), тембровая выразитель-

ность становится характерной чертой художественного стиля. С сожалением приходится констатировать, что в широкой учебной практике, ориентированной на венско-классический стиль, основные формы работы в классе сольфеджио (диктант и слуховой анализ) проходят в условиях монотембра — фортепиано. При этом в первую очередь развивается звуковысотное, ладофункциональное, а не темброфактурное слышание. Методика сольфеджио выстроена по линии усложнения ритмических, звуковы-сотных, ладовых и гармонических трудностей.

Для целенаправленного развития тембрового слуха следует определить задачи и выработать определенные критерии слышания. Необходимо разработать «линейку» тем-броинтонационных трудностей, которая может быть интересна не только в теоретическом, но и в практическом аспекте, поскольку диктует принцип подбора музыкального материала.

Напомним, что термин «тембр» может рассматриваться в узком и в широком смысле слова. С одной стороны, под ним имеется в виду тембр отдельного инструмента или голоса, а с другой — особый характер звучания, отражающий влияние различных темброобразующих факторов. Соответственно этому, этапами развития тембрового слуха могут быть слуховое освоение и распознавание:

• широкого круга различных тембров;

• градаций внутри одного тембра, возникающие в результате действия различных регистровых, артикуляционных, динамических условий;

• сочетаний нескольких тембров;

• взаимодействий инструментального тембра с другими музыкальными выразительными средствами.

Начальный этап составляет слуховое освоение чистых солирующих тембров инструментов симфонического оркестра. Характерный, индивидуальный «голос инструмента» проявляется прежде всего в солирующем экспонировании, в проведении мелодии. Характеристичность и своеобразие звучания музыкальных инструментов реализуется в их «тембровых амплуа» [5, с. 102], которые определяются их техническими и тембровыми возможностями, характером движения, типом интонации. «Звуковой портрет» должны составлять разноплановые характеристики и представления о выразительных возможностях того или иного инструмента, чему способствует слушание и запись мелодий различного характера в исполнении одного и того же инструмента.

Тембровое разнообразие может быть продемонстрировано путем знакомства с широким кругом изучаемых инструментов, а также тембров, образованных в результате смены регистра, артикуляции, способов звукоизвле-чения, динамики. Особого внимания требует «модифицированный тембр» (по выражению Ю. Н. Рагса) [4, с. 28], прослеживание влияния артикуляции на характер звучания. В свете спектро-динамической теории, в которой придается значение не только стационарному, «среднему» участку тона, но и микропроцессам внутри звука, можно различать инструменты, совпадающие или не совпадающие по характеру атаки и затухания, дифференцировать их по способу звукоизвлечения на короткозвучные и долгозвучные.

В обычной учебной практике в сферу изучения попадает материал, звучащий преимущественно в среднем регистре, крайние регистры обычно выпадают из процесса слуховой работы. Вместе с тем общая тенденция развития музыкального искусства выявляет расширение используемых регистровых рамок. Внимание к крайним регистрам активизирует слушание и запись тембровых диктантов, то есть партий инструментов в низком регистре (виолончели, контрабасы, фаготы и др.) и в высоком (флейты, скрипки и др.).

В процесс слухового освоения должно быть включено чередование инструментов по горизонтали, что предполагает внимание к принципам и ритму смены тембров. Включение мелодий широкого диапазона со сменой инструментов позволяет обогатить «арсенал» музыки для диктантов замечательными примерами.

В основу сольфеджийной классификации сочетаний тембров может быть положена их дифференциация, принятая в инструмен-товедении: деление на монотембровые, однородные и неоднородные. Объектом слухового освоения являются инструментальные тембры в интервальных соотношениях в проведении мелодии: унисоне, октавном дублировании, параллельном движении, разноинтервальном соединении. Слушать и различать такие варианты изложения мелодии можно начинать уже на этапе обучения в младших классах детской музыкальной школы.

Слуховое освоение политембрового звучания предполагает также рассмотрение фактурных, регистровых, спектродинамических соотношений инструментальных тембров. Фактурные соотношения могут рассматриваться в различных видах фактуры (монолинейной, гомофонной, аккордовой, полифонической), а также в особых видах гомофонной фактуры (мелодии в сопровождении ударного инструмента, выдержанного или остинатного голоса, бурдона).

Слуховая дифференциация темброфак-турных компонентов оркестровой фактуры может идти по следующим параметрам:

• по количеству (двух-, трех- и многокомпонентная);

• по темброфактурным функциям (мелодия, бас, гармония, фигурация, педаль);

• по тембровым средствам, выполняющим определенную фактурную функцию. Работа над темброритмом представляет

особую область, в которой вместо традиционных мелодии и гармонии на первый план выдвигается тембр, ритм и темп. В классическом стиле тембро-ритм проявляется прежде всего в игре инструментов с неопределенной звуко-высотностью. Запись партии ударного инструмента в оркестровом фрагменте представляет собой тембровый ритмический диктант.

Наиболее простым вариантом партии ударного инструмента является метро-ритмическая акцентировка долей, подчёркивание сильного времени, дублирование ритма мелодии. В темах с участием ударных инструментов с неопределенной высотой в полиэлементной оркестровой фактуре партия ударных может представлять остинатную ритмическую фигуру или партию с неповторяющимся ритмическим рисунком.

В композиторском творчестве существует тип мелодий, исполняемых без участия удар-

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

ных, но в которых тем не менее ритм и тембр имеют ведущее значение. Фактура в этих случаях, чаще всего, монолинейная (например, тема вступления из первой части Четвертой симфонии П. И. Чайковского).

В отличие от инструментоведения, основным объектом изучения которого также являются инструментальные тембры, в курсе сольфеджио специфика освоения темброинто-национных трудностей заключается в формировании определенных слуховых навыков, к которым относятся:

• распознавание тембров отдельных инструментов и сочетаний, а также их выразительности;

• развитие «тембровой ассоциативности»;

• дифференциация звуковысотной линии и ее тембрового воплощения;

• выделение слухом отдельного тембра в многоголосной ткани;

• внимание к звучанию и умение определять его качество по акустическим характеристикам (артикуляционным, регистровым, динамическим, фактурным). Темброразличительная способность

— это умение распознавать тембры, оценивать их характеристичность и своеобразие. Она предполагает различение не только отдельных тембров, но и их сочетаний, а также чередований тембров по горизонтали. Необходимо учитывать факторы, влияющие на различаемость инструментальных тембров.

Способность к дифференциации развивается в процессе изучения «звуковых образов инструментов» и неразрывно связана с эмоциональной чуткостью к тембровой выразительности. Умение различать инструменты не должно превращаться в самоцель — это лишь средство для полноценного восприятия музыки, выявления ее характера. Раскрытие выразительных возможностей различных тембров, по мнению Е. В. Назайкинского и Ю. Н. Рагса, является первостепенной задачей развития тембрового слуха [3, с. 80].

Различение инструментов связано и происходит на основе другого важного слухового навыка — выделения слухом определенного тембра из музыкального контекста. Существуют различные факторы, усложняющие или облегчающие слуховое дифференцирование мелодических линий. Известно, что вычленять слухом мелодические линии в нижнем или среднем голосах труднее, чем в верхнем. Обо-

соблению фактурного слоя, а также усилению интонационной выразительности «путем колористического расширения объема мелодической линии» [1, с. 85] способствуют различного типа дублировки. Легче выделить слухом два голоса, двигающиеся параллельно, а также в имитационном вступлении, труднее — голоса, контрастные по характеру мелодического движения. Различимости отдельных голосов способствуют также мелодическая, ритмическая рельефность, динамический, артикуляционный и регистровый контраст.

Если в темброразличительном навыке главное — определить инструмент, то в данном случае наоборот, тембр может заранее сообщаться. Определить же следует соотношение партий (параллельное, точное или неточное дублирование, параллельное движение) или же зафиксировать ритм известного ударного инструмента.

Звучащая мелодия неразрывно связана с тембром как формой ее конкретизации. При определенном уровне накопленных тембровых внутренних представлений формируется навык тембровой ассоциативности — умения и потребности связывать звуковысотность с ее конкретным тембровым воплощением, поиск слухом наиболее подходящего инструментального тембра для данной мелодии. Вниманию к «тембровой предназначенности» (термин А. М. Ве-прика) музыкального материала следует приучать, используя обозначения инструментов при записи тембровых диктантов. Этому также способствует наличие подобных обозначений в учебниках по сольфеджио. В учебных пособиях современного уровня в предлагаемых музыкальных примерах обязательным представляется обозначение музыкальных инструментов, которые исполняют эти темы в авторском первоисточнике.

«Разведение» звуковысотной линии и ее тембрового воплощения — навык, по сути, противоположный предыдущему, позволяющий записывать тембровый диктант, а также повторять на фортепиано или голосом мелодии, прозвучавшие на каком-либо другом инструменте. Распространенное в учебной практике постоянное использование монотембра фортепиано не приучает дифференцировать мелодию и ее тембровое воплощение.

В учебной практике сложилось традиционное представление о том, что тембровый слух развивается преимущественно посред-

ством тембровых диктантов, понимаемых как запись мелодий (то есть звуковысотности) в исполнении на каком-либо музыкальном инструменте симфонического оркестра. На самом деле в таком виде данная форма представляет собой звуковысотный диктант, усложненный за счет обращения к менее привычным тембрам. Инструментальные тембры, особенно новые и малознакомые, могут затруднять восприятие звуковысотности. Это можно объяснить тем, что тембровый слух при слабом своем развитии способен влиять на восприятие высоты. При записи мелодии в исполнении на «своем», соответствующим специальности, инструменте трудности уменьшаются. Слуховая дифференциация значительно усложняется, если звуки мелодии или аккорда даются в высоком или низком регистрах инструментов, непривычных по тембру.

Основная задача тембрового диктанта — не запись звуковысотности, а изучение «звуковых портретов инструментов», внимание к темброобразующим компонентам музыкального языка. Поэтому музыкальный материал должен быть информативен с точки зрения тем-броинтонационных трудностей, при несложной звуковысотности он призван расширять представления о выразительных, регистровых, артикуляционных особенностях звучания музыкальных инструментов.

Ценность тембрового диктанта — в целостности восприятия характера музыки, создаваемого комплексом выразительных средств. Как верно замечает Г. Р. Тараева: «Основным объектом для слуха должен быть подлинный звучащий текст музыкального произведения во всей красоте оригинального звучания» [7, с. 39].

Тембровое восприятие имеет свою специфику и предполагает адекватные формы развития, отличные от воспитания звуковысотного слуха. Условием, при котором наиболее эффективно обеспечивается внимание к «невысотным» музыкальным средствам, является сохранение звуковысотности в качестве инварианта при изменении тембровых инструментальных решений и различных темброобразующих факторов (регистра, динамики, фактуры, артикуляции).

Объектом рассмотрения при внимании к тембровой составляющей становятся связи инструментального тембра с ритмом, артикуляцией, регистром, динамикой, фактурой, а также их влияние на создание музыкального образа.

По аналогии с существующим гармоническим анализом на слух подобную форму можно назвать слуховым тембровым анализом.

Очевидно, что в программы традиционного курса сольфеджио для ДМШ, средних и высших учебных заведений должен быть включен отдельный раздел о тембровом слухе. Разнообразные задачи развития тембрового слуха могут решаться постепенно в различных звеньях музыкального образования.

В рамках настоящей статьи были затронуты, безусловно, не все, но наиболее существенные аспекты тембрового слуха. В заключении подчеркнем, что дисциплина сольфеджио как никакая другая требует разработки новых подходов и преодоления психологически некомфортных, «стрессообразующих» ситуаций, связанных с искусственно создаваемыми трудностями: абстрактными заданиями на разрешение интервалов и аккордов, что ведет к перекосу в сторону «угадывания» нот. Включение внимания к тембру и целенаправленное развитие тембрового слуха представляется одним из важных путей в деле исправления этой ситуации.

Литература

1. Магницкая Т. Н. Принципы функционального взаимодействия голосов в полимелодической ткани струнных квартетов Моцарта: автореф. дис. ... канд. искусствоведения М., 1979. 23 с.

2. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 262 с.

3. Назайкинский Е. В., РагсЮ. Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. С. 79-100.

4. Рагс Ю. Н. Концепция зонной природы музыкального слуха Н. А. Гарбузова // Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог: сб. ст. М.: Музыка, 1980. С. 11-48.

5. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 160 с.

6. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование. Изд. 2-е. М.: Композитор, 2007. 272 с.

7. Тараева Г. Р. Компьютер в тестировании и тренировке музыкального слуха // Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика: сб. ст. и мат. Ростов-на-Дону, 2006. С. 34-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.