Научная статья на тему 'Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования'

Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1024
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМБРОВЫЙ СЛУХ / СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ СЛУХА / ТЕМБРОВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / СЕМАНТИКА ТЕМБРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Литвинова Татьяна Александровна

Тембровый слух является одним из важнейших компонентов слухового воспитания современного музыканта, хотя в практике преподавания он еще не получил адекватного отражения. Автор рассматривает причины сложившейся ситуации и пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие тембрового слуха как проблема современного музыкального образования»

Т. А. ЛИТВИНОВА

РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО СЛУХА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тембровый слух является одним из важнейших компонентов слухового воспитания современного музыканта, хотя в практике преподавания он еще не получил адекватного отражения. Автор рассматривает причины сложившейся ситуации и пути ее решения.

Ключевые слова: тембровый слух, современная теория слуха, тембровое воображение, семантика тембра.

Тембр - необходимый компонент музыкальной художественной информации: нет музыки вне тембра, вне звучания. Он также является важнейшим средством исполнительской выразительности. Вместе с нюансировкой, артикуляцией, динамикой, темпом тембр составляет основной арсенал исполнительских средств, дающий возможность множественности вариантов исполнения.

Особое значение тембр приобрел в современной музыке, выходя на первый план в качестве одного из важнейших средств выразительности. Развиваются композиторские техники, основанные на красочных, сонорных звучностях без ведущей роли звуковысотной дифференциации. Формируется новый тип тематизма - «сонорный» (Е. А. Ручьевская), в котором тембр берет на себя роль мелодии. Расширяется круг используемых музыкальных инструментов как традиционных, так и нетрадиционных, в том числе этнических. Разрабатываются новые многочисленные приемы звукоизвлечения и штриховой техники. Поэтому сочинение, исполнение и восприятие современной музыки предполагает высокий уровень развития тембрового мышления во всем многообразии его проявлений. Характеризуя слух музыканта XXI века, Л. Н. Логинова подчеркивает значение восприимчивости к тембру, выдвигая ее на первое место: «Современный музыкальный слух - система тембровых, фонических, ладоинтона-ционных представлений» [1].

Роль тембрового слуха чрезвычайно важна в развитии тонкости слышания, музыкальности, эмоциональности, вкуса. Именно этот вид слуха призван выполнить важную миссию противостояния тенденции к огрублению слушательского восприятия, понижению порога звуковой чувствительности, вызванных господством громкого, низкого качества звучания, превалирующего в современной акустической среде.

Большая роль тембра в композиторской и исполнительской практике пока не нашла адекватного отражения в современном музыкальном образовании. Отсутствует тембровое воспитание как система, подкрепленная достаточно разработанной теоретической и методической базой. Нет сквозной программы развития тембрового слуха по звеньям музыкального образования: от музыкальной школы до высшего учебного заведения. Причина этому - недостаточная разработанность вопросов теории тембрового слуха и мышления,

сложность самого явления тембра, его многоас-пектность. Кроме того, тембр относится к неотра-жаемым в нотной записи, «ненотируемым» (Е. В. Назайкинский), а потому трудно изучаемым компонентам.

К настоящему времени проведено много исследований по теории тембра (труды Н. А. Гарбузова, Б. В. Асафьева, А. А. Володина, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Рагса и др.). В книге Д. К. Кирнарской отражено место тембрового слуха в структуре музыкальных способностей [2]. М. С. Старчеус описывает различные проявления тембра в зависимости от определяющих его факторов: инструментального, гармонического, регистрового, фактурного [3]. Некоторые вопросы воспитания тембрового слуха затронуты А. Л. Островским, Е. В. Давыдовой, Л. М. Масленковой, М. В. Карасевой. Но специальные исследования, посвященные этой проблематике, отсутствуют. По сравнению с другими видами музыкального слуха (звуковысотным, гармоническим) тембровый изучен мало, значение последнего долгое время недооценивалось. Существуют методики его развития, предназначенные для применения в классе: на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Н. И. Передерий), в подготовке к исполнению современной сонорной музыки на духовых инструментах (К. А. Квашнин).

В курсе сольфеджио до сих пор тембр как средство выразительности в сравнении с другими (гармония, ритм и т. д.) изучается недостаточно, внимание уделяется, как правило, лишь отдельным сторонам тембра (прежде всего, гармонической). Приемы звукоизвлечения, штрихи, область которых в современной музыке чрезвычайно расширилась и имеет большое значение, изучаются меньше всего. В широкой учебной практике до настоящего времени понимание тембрового слуха ограничивается различением звучания традиционных музыкальных инструментов симфонического оркестра в рамках классико-ро-мантического стиля. Осуществлению этой цели служит использование практически единственной формы работы — «тембровых диктантов», но даже их возможности не реализуются в достаточной степени.

В курсе гармонии господствует абстрактнозвуковой внетембровый подход. Без внимания остаются особенности звучания, а вместе с ними и важные вопросы связи тембра с жанром и стилем.

Тембр является частью целого, непременной составляющей интонации. Невнимание к тембру нарушает принцип целостности изучения. В эпоху современных технических возможностей и доступности звуковой информации внетемб-ровое восприятие можно сравнить с отсутствием цвета в зрительном ряде черно-белых телевизоров. К тому же в учебный процесс входят видео-и мультимедийные программы, обеспечивающие системность в усвоении информации, так как все компоненты имеют значение, усиливают воздействие. Изменившиеся социальные условия, научная основа современного учебного процесса, его разумная организация предполагают обязательное использование тембрового фактора в работе с материалом.

Современный технологический уровень дает возможность не только слушания музыки в оригинальном звучании, но и использования компьютерных программ для создания электронных форм методических пособий и хрестоматий. Возникают новые возможности для развития тембрового слуха и творчества. Вместе с тем компьютерные программы не должны лишь сменить устаревшие технические средства, ведь главная цель - не просто распознать тембр, но и почувствовать, понять музыкальный образ. Еще Б. В. Асафьев предостерегал против развития «абс-трактно-тембрового слуха», противопоставляя ему «интонационно-тембровый» [4], связанный с содержательностью, семантикой, а это относится уже к области тембрового мышления.

Для разработки концепции тембрового слуха, методических принципов, направлений и форм его развития необходимо уточнение современного определения понятий тембровый слух и мышление, выявление их содержания. Сложные задачи развития тембрового мышления невозможно решить в рамках одной дисциплины, необходим междисциплинарный подход с увеличением внимания к тембру и в классе по специальности, и в предметах музыкально-теоретического цикла. Одним из путей решения проблемы представляется включение элементов инструментовки в дисциплины теоретического цикла. В курсе сольфеджио это позволит обращать внимание на различные стороны тембрового слуха: не только

гармоническую, но и артикуляционную, инструментальную, регистровую и фактурную. В курсе гармонии инструментальный тембр и элементы оркестровки могут быть введены в основную форму работы - гармонизацию мелодии. Прекрасной формой развития оркестрового слуха у будущих исполнителей, получения практических навыков может быть создание переложений произведений для других инструментов. Их сочинение невозможно без предслышания различных вариантов звучания, без развития тембрового воображения.

Внимание в гармоническом анализе должно быть сфокусировано на акустическом, а не графическом тексте. К сожалению, даже в целостном анализе, рассматривающем связи между различными элементами музыкального языка, тембр и влияющие на него компоненты редко бывают предметом рассмотрения.

Инструментовка и инструментоведение входят в учебный план не всех специальностей. В среднем звене эти дисциплины изучают только будущие музыковеды, композиторы и духовики. У струнников инструментовка отсутствует, пианисты не изучают данные предметы ни в среднем, ни в высшем звеньях образования. Поэтому введение элементов оркестровки в курсы музыкально-тео-ретических дисциплин подготовит музыковедов, композиторов, духовиков к изучению инструмен-товедения и инструментовки, струнникам обеспечит практически-слуховое освоение теоретических сведений, а пианистам восполнит отсутствие данных дисциплин в учебном процессе.

Предлагаемый подход - лишь один из возможных. Развитие тембрового мышления является актуальной областью, нуждающейся в разработке новых методологических подходов, учебных пособий и форм работы.

Литература

1. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музы-канта-исполнителя. Теоретические проблемы: авто-реф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1998. С. 10.

2. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М., 2004.

3. СтарчеусМ. С. Слух музыканта. М., 2003.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. С. 2.

T. A. LITVINOVA. THE DEVELOPMENT OF TIMBRE PERCEPTION AND MENTALITY AS A PROBLEM OF MODERN MUSICAL EDUCATION

Timbre perception is one of the most important elements of aural development of modern musician. However timbre perception has not found yet an equal reflection in wide educational practice of theoretical musical subjects. The author investigates the reasons of this problem and its possible solutions.

Key words: timbre perception, modern auditory theory, timbre imagination, semantics of timbre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.